--PAGE_BREAK--Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею. К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни школы, и музыкальное воспитание в семье.
Хоровое пение — один из видов коллективной исполнительской деятельности на уроках музыки. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.
Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Исполнение требует овладения вокальными навыками и умениями как средствами выразительности. Развитие этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки [8, с.100].
Ветлугина Н.А. в своих работах отмечает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка» [4, с.108].
Вокальное воспитание в хоре – важнейшая часть всей работы в коллективе. Основное условие правильной постановки вокального воспитания – подготовленность руководителя для занятий со школьниками. Хорошим вариантом становится тот случай, когда учитель музыки обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим руководителем. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях учитель часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа.
В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к всем в классе, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Как нет внешне одинаковых людей, так и нет одинаковых голосовых аппаратов.
Большое значение в овладении любым материалом занимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)» [17, с.67].
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от музыкального руководителя постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
Продолжая традиции отечественной вокальной педагогики и практики, многие педагоги достигают результатов в вокальном воспитании. Большинство специалистов различными путями подходят к одной и той же простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка. Конечно, на развитие голоса влияют и другие факторы: система вокальных упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией и так далее. Здесь важен режим дня ребенка и регулярность проводимых занятий.
Обращаясь к хоровому пению на уроках музыки в начальной школе, учитель должен знать особенности голоса младшего школьника. Эта задача заключается в том, что детский организм, в отличие от взрослого, находится в постоянном развитии, изменении. Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение — процесс физиологический, в котором происходит большая затрата энергии, внимания, не следует допускать переутомления детей. Необходимо проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха не допускать форсированного звучания детских голосов [23, c.32].
Пение полезно, если пение правильно в вокальном отношении, а это возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.
Обучение детей пению связано с задачей осторожного развития детского голоса и сохранения естественного звучания. Поэтому педагогу необходимо знать основы физиологии и охраны детского голоса, владеть методами и приемами певческого развития школьников, знать особенности детского голоса. [8, с.99].
Охрана и гигиена детского певческого голоса.
Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью. Дети способны выдерживать физические нагрузки, пение – это процесс физиологический и требует больших затрат энергии, связанных с дыханием, удержанием вокальной позиции, тренировкой навыков. Руководителю всегда следует внимательно относиться к здоровью детей.
Занятия следует проводить в проветренных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после нагрузок имеют полноценный отдых, способствующий снятию напряжения после сложного урока. Нежелательно заниматься в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит».
Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и крикливое пение, исполнение завышенного по трудности репертуара [23, c.56].
Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а так же шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении следует дать ребенку отдохнуть, его голос должен находиться в состоянии покоя.
Далее нами будут рассмотрены основные вокально-хоровые навыки.
1.3 Средства вокально-хоровой выразительности
(вокально-хоровые навыки)
В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. По словарю русского языка С.И. Ожегова, навык – это умение, созданное упражнениями, привычками [22, с.457].
По психологическому словарю В.П. Зинченко, навык – это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать задачу, оперируя внешними инструментами, с заданной точностью и скоростью [15, с.213].
Необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является «певческая установка».
Под этим термином понимают комплекс обязательных требований, способствующих правильному звукообразованию. Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют стоять или сидеть прямо, но не напряженно, не сутулясь, подтянуто. Прямое или собранное положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь, голова держится прямо, не напряженно, — считается правильным положением корпуса.
При положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание. Основное положение рта должно быть широким, открытым. Нёбо служит важным резонатором. Благодаря приподнятому нёбу происходит формирование округлого звука. Большинство начальных упражнений для развития певческой установки, особенно в занятиях с младшими детьми, направлено на организацию правильного положения корпуса и вокального аппарата. Это имеет важное значение в репетиционной работе хора, так как настраивает юных певцов на трудовой лад и строгую дисциплину.
Певческая установка непосредственно связана с навыком певческого дыхания. Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а так же варианты смешений грудного и брюшного дыханий в зависимости от индивидуальных особенностей певца. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Например, в возрасте 7 лет, певческое дыхание мало чем отличается от обычного. Отсюда довольно частое взятие дыхания при пении, распространяющееся на большие фразы, отрывки.
Внимание учителя должно быть постоянно направлено на певческое дыхание, естественное, глубокое и ровное. Важную роль в формировании дыхания играет пение по руке руководителя (дирижерские жесты «вступление» и «снятие»), умение распределять дыхание по музыкальным фразам.
Правильное, постепенно взятое дыхание способствует выработке опоры при дыхании, умению распространять дыхание на всю исполняемую фразу. При формировании у детей правильных навыков дыхания, необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, что свидетельствовало бы о применении детьми поверхностного, ключичного дыхания [23, c.233].
Дыхание обычно рассматривают в трех составляющих компонентах: вдох, мгновенная задержка дыхания и выдох. Вдох должен производиться бесшумно. Задержка дыхания непосредственно мобилизирует голосовой аппарат к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, без намека на насильственное «выталкивание» воздуха. Не следует переполнять грудную клетку воздухом. В работе с коллективом учащихся уместны рекомендации делать вдох, как бы ощущая при этом нежный запах цветка, а выдох так, чтобы пламя свечи, расположенное у рта, не шелохнулось. Чрезвычайно важно развивать у юных певцов способность экономно расходовать дыхание, «чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и при этом наилучшего качества» [29, с.51].
Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. При всей свободе дыхания, оно должно сохранять ощущение мышечной упругости, энергичности движения. Экономный и равномерный вдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий. Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания. Усиление напора воздушного столба приводит к резкости и крикливости, а так же становится причиной завышения звука. В хоровом пении одновременность дыхания – основа одновременности атаки звука и вступления [38, c.34].
С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а так же является необходимым условием чистоты интонации.
Однако не менее важным в пении является навык звукообразования, основными требованиями, при формировании которого должны явиться следующие:
— перед своим возникновением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;
— звук при атаке осуществляется интонационно точно [34, с.233 — 234].
Звук, образующийся в гортани, в момент своего образования очень слаб, и его усиление, а так же тембровая окраска происходят во время попадания звука в пространства, называемые резонаторами.
Верхний резонатор (головной) – это полости глотки, рта и носа.
Нижний резонатор (грудной) – это полости бронхов и трахеи.
В младшем возрасте у детей преобладает верхний резонатор. У старших детей постепенно появляется нижний резонатор. Формирование грудного резонатора ответственный период для юного певца. В задачу учителя входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей.
Атака звука, то есть начало звука воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембр звука, формирование гласных. Идеальный звук в его точной форме перед своим возникновением должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях певца. Поющий мысленно представляя перед атакой звука его высоту, а так же форму гласной, должен исполнять ноту легко, спокойно. Звук при атаке извлекается таким же способом, как совершается переход от звука к звуку – точно, сразу, без «подъездов». Атаку звука разделяют на три этапа: мягкую, твердую и придыхательную. Мягкая атака – сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. При твердой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха. Придыхательная атака – смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в форме короткого согласного «х». Певческая практика утвердила в качестве основной формы звукообразования мягкую атаку звука, сохраняющую чистоту тембра и создающую условия для эластичной работы связок.
В хоровой практике твердая атака способствует раскрытию в произведениях большей художественной образности, а так же ее применяют для активизации репетиционного процесса. Придыхательная атака обычно используется в начале мелодических фраз с тихой звучностью, когда необходимо чуть заметное вступление голосов. В практической работе рекомендуется вырабатывать сознательное умение различать виды атаки звука и связывать их с различными образными намерениями [33, c.187].
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции. Правильному формированию певческого звука способствует манера произношения слов – дикция.
Артикуляция гласных(с латинского artikulatio) – работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Артикуляция – важнейшая часть в вокально-хоровой работе. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и так далее. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту, — все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения:
· Напевность гласных,
· Умение их округлять,
· Стремление к чистоте звучания неударных гласных,
· Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Певческий звук формируется на гласных, в них выявляется все качество голоса. Гласные должны звучать выровненно и одинаково. Смена гласных должна производиться плавно при спокойном, устойчивом состоянии гортани. Все гласные должны звучать округленно, чуть затемненно и ровно. В академическом хоровом пении применим округлый, прикрытый звук, выровненный на всем диапазоне голоса. Такой звук обладает лучшими тембровыми качествами и хорошо сливается в ансамбле. Под прикрытым звуком подразумевается некоторое затемнение тембра путем перестройки верхних резонаторов. Чрезвычайно важное утверждение, касающееся эстетической сущности вокального звука, высказал А. А. Егоров (1887 — 1959): «Только тогда хоровое исполнение будет носить отпечаток звукового благородства, богатства и оставлять неизгладимое впечатление, когда оно будет в рамках прикрытого или мягкого звука» [10, с.99].
К формированию верхних прикрытых звуков следует приступать лишь после того, как найдено и закреплено нужное звучание в средней части диапазона. Высокие ноты не должны выпадать из общей линии звуковедения, отличаться по силе от других звуков мелодии.
Руководитель хора должен постоянно следить за артикуляцией при работе хора над тем или иным произведением, а так же при проведении специальных упражнений.
Совместное и согласованное исполнение произведения, т.е. ансамбль, достигается нелегко. Навыки такого исполнения развиваются на практике. Для достижения ансамбля необходимо работать над всеми его составляющими: интонационной слаженностью, единообразием манеры звукообразования, ритмической и темповой слитностью, динамическим единством в партии, одновременным началом и окончанием пения произведения в целом и отдельных его частей (куплета, фразы). При работе над ансамблем надо развивать у ребят чувство ответственности и «чувство локтя», навыки самоконтроля, умение анализировать качество пения, умение слышать себя и класс [8, с.108].
Понятие ансамбль означает художественное единство, согласованность всех компонентов исполнения. В связи с конкретностью задач в хоровом пении различают ансамбль динамический, ритмический и тембровый.
продолжение
--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--Цель вокальных упражнений — вырабатывание певческих навыков, которые помогают ученику передать художественный образ песни, содержания хорового произведения. Участие в пении является одним из ведущих средств слухового и вокального воспитания. Выразительность, осмысленность во время пения растет с повышением индивидуальной музыкально-хоровой культуры.
Эти задачи мы пытались реализовать на занятиях музыки в процессе педагогической практики.
2.2 Анализ результатов педагогического исследования
Целью практической части нашего исследования явилось развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста. Мы предполагаем, что если правильно подобрать методические упражнения и выработать системный подход к их применению, то качество развития навыков будет лучше. Каждый в отдельности навык можно развить и добиться при этом хороших результатов.
На данном этапе мы учитывали особенности программы обучения данного класса, интересы детей в данном классе, способности класса и каждого ребенка в отдельности.
Были проведены следующие беседы:
Из беседы с классным руководителем, мы узнали, что дети в данном классе по темпераменту сильно отличаются, их увлечения различные. В целом класс дружный, но случаются конфликты. Классный руководитель считает, что это может быть связанно с различием интересов и темперамента.
Преобладающей оценкой в учебе у большинства членов группы является хорошо.
Как считает классный руководитель, ребята способные, но, иногда ленятся, что приводит к непониманию учебного материала или отставанию у отдельных личностей. В музыкальной школе занимается три человека, из них один мальчик.
Из беседы с учителем музыки и преподавателями сольфеджио, музыкальной литературы и хора мы узнали, что в школе достаточно детей, которые с удовольствием занимаются в музыкальной школе — это положительный момент. И, по их мнению, дети способные, и если у них есть желание заниматься музыкой, из способности развиваются очень хорошо. Дети в 3 классе занимаются по классу фортепиано и домры уже второй год и активно участвуют в делах школы. На их взгляд, работа с детьми проводится глубокая и основательная. Дети занимаются с интересом.
Определив психологический климат в классе, отношение детей к предмету, передо мной стояла важная задача включения в работу урока, в частности, использования упражнений и приемов развития певческих навыков на уроках музыки.
В начале работы с детьми я познакомила их с вокально-певческой установкой, объяснив, что если человек хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, следовательно, и хорошо поет. Для этого приводились следующие слова: «Сидит дед – ему сто лет, нам меньше – мы сидим вот так». На первые слова необходимо сгорбиться, плечи наклонить вперед, когда произносится вторая фраза, плечи разводим и сидим прямо.
Как было сказано ранее, упражнения делятся на две категории. Поэтому перед разучиванием произведения я настраивала голосовой аппарат учащихся на работу. Для этого в увлекательной форме проводила дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой (Приложение 2).
Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания применяла следующий прием: по руке, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем, когда рука задержалась в своей верхней позиции, они задерживают дыхание, при движении руки вниз (к «точке») — делают выдох. Было предложено произнести детскую скороговорку «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», вздохнуть и на выдохе просчитать: «раз Егорка, два Егорка...» (и так до полного выдоха). Предлагаемое упражнение способствует развитию у младших школьников способности экономно расходовать дыхание.
Проводилась работа по распеванию на гласные, согласные буквы алфавита: гаммообразная попевка, пение интервалов, гармонических последовательностей с названием слогов «за», «да», «ма», «мо», «ра», «ру», «лё», «лю».
Применялись упражнения на формирование чистого высотного звука, расширение диапазона. Например, пение высоких нот, наклоняясь вперед, похлопывая ладонями по животу. Здесь использовалась методика распевания новосибирского ученого В.В. Емельянова (Приложение 3).
Изображение огромного животного снизу вверх. Медленно глиссандо вверх и вниз. Эти же упражнения с озвучиванием, похлопыванием отдельных частей: голова – у, шея – о, туловище – а, спина (низ) – э, хвост – ы. Штробас. Выполнять его с открытым ртом, подражая лягушкам.
Особенность состоит в том, что я особенно уделяла внимание игровой форме в выполнении данных упражнений, что более активно позволло вовлечь учащихся в работу на формирование тех или других вокальных навыков.
При разучивании песни выполняются упражнения, соответствующие характеру данного произведения. На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания использовала попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Для четкого проговаривания текста применялись скороговорки: «На дворе трава, на траве дрова», «Пошла Поля полоть петрушку в поле», «Вело- мото- кино- фото- теле- радио- сипед», а также артикуляционная гимнастика (Приложение 4).
Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, прививала умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные произносили утрированно, в первую очередь согласную «р». Обращала внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «опу-шка», а не «опуш-ка».
Большие трудности возникли в работе над ансамблем. Для ритмического ансамбля использовались детские музыкальный инструменты: ребята прохлопывали заданный ритмический рисунок, а так же небольшие попевки. Темой четверти в 3 классе является «Развитие музыки». С понятием и видами музыкального развития мы знакомились на примере песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Разучиваемая детьми песня являлась хорошим примером динамического развития. Для этого мы с ребятами говорили о содержании произведения, главных смысловых моментах, и стремились передать свое отношение в исполнении.
Проводимая работа осуществлялась с соблюдением требований по охране детского голоса: класс проветривался, соблюдался режим работы и отдыха.
Ниже в таблице приведены упражнения по распеванию, развитию навыков коллективного пения в классе.
Используя упражнения разного характера, более активно задействуются различные области голосового аппарата: носовая полость, рот, зубы, язык, голосовые связки, дыхание. Систематические занятия вокально-хоровыми упражнениями способствуют укреплению и развитию детского голосового аппарата, который необходим для успешного развития певческих способностей учащихся.
Об эффективности использования данной системы вокально-хоровых упражнений можно судить по результатам диагностики. Входная диагностика на уроках музыки показала, что учащиеся в самом начале обучения певческим навыкам не достаточно проявляли интерес к пению и развитию певческих способностей: не могли сосредоточиться на исполнении отдельных элементов мелодии, ритма, дыхательных упражнений.
Проведя практический эксперимент, мы видим, что учащиеся, которые выполняли цикл упражнений на развитие певческих способностей не только активно и с интересом продолжают работать на уроке, но и участвуют в дополнительных творческих мероприятиях школы. Они научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность (Приложение 5).
По результатам теста-опросника:
¨ Низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, слабовыраженный интерес к музыке у Коли К., Никиты. П.
¨ Средний уровень, наличие интереса к музыке, но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки у Данила К, Кристины К., Наташи А.
¨ Высокий уровень. Ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальной деятельности и разножанровой направленности – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров у Наташи Ш.
Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.
В результате обработки полученных данных, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей (Приложение 6).
Таким образом, учащиеся с высоким уровнем развития певческих способностей обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством исполнительского мастерства, уверенностью в себе. Это помогает им принимать участие в музыкальной жизни школы, района, области и участвовать в конкурсах районных, областных и способствует в дальнейшем связать свою жизнь с песенным творчеством.
Методический материал, примененный для проведения педагогического исследования, может быть полезен в работе педагогам, студентам, преподавателям музыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.
В работе было рассмотрено существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России, значение хорового пения, раскрыли средства вокально-хоровой выразительности в пении. Изучили и проанализировать значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике.
Выявили и проверили результативность использования комплекса педагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки.
В практической части исследования мы выявили музыкальные интересы учеников данного класса. На протяжении месяца в течение четырех занятий мы использовали упражнения на развитие певческих навыков. Наблюдения и беседы показали, что не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие способности, следовательно, не имея успеха в певческой деятельности, теряют интерес к пению.
Дети при исполнении вокального произведения допускали серьезные ошибки, а именно, не могли правильно интонировать мелодию, передать ритмический рисунок произведения, эмоционально окрасить его, вникая в текст. В подтверждение данной проблемы проводилась диагностика, результаты которой показали, что многие учащиеся не умеют правильно владеть техникой дыхания во время пения, многие не имеют представления о звуковысотном соотношении, интонировании и используют возможности голоса при пении не в полном объеме, а на бытовом уровне.
На диагностических беседах выяснилось, так же, нравится ли ученикам на уроке музыки петь хором, сольно. Выявленные музыкальные интересы и пристрастия учеников помогли наметить перспективы дальнейшей деятельности.
В результате поведения эксперимента, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей.
Учащиеся научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность. Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.
И отсюда мы можем говорить о подтверждении поставленной нами гипотезы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 336 с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 128 с.
3. Вербов А.М. Техника постановки голоса. Госуд. муз. изд-во. Москва, 1961.- 28с.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968. – 123 с.
5. Герцман Е. Гимн у истоков нового завета. Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. – М., 1996. – 247 с.
6. Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1970.- 246 с.
продолжение
--PAGE_BREAK--