ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ
Кафедра «Налоги и налогообложение»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Ответственность налогоплательщиков за нарушениеналогового законодательства»
Студентки гр. Н 3-3
Бараевой Л.В.
Научный руководитель:
стар. пред. Мурзин В.Е.
Москва — 2003
TOC o «1-3» h z u
Введение. PAGEREF _Toc37910810 h 3
Измененияв налоговом законодательстве. PAGEREF _Toc37910811 h 3
Налоговаяответственность. PAGEREF _Toc37910812 h 4
Понятиеи состав налогового правонарушения. PAGEREF _Toc37910813 h 6
Объектналогового правонарушения. PAGEREF_Toc37910814 h 7
Объективнаясторона налогового правонарушения. PAGEREF _Toc37910815 h 8
Субъектналогового правонарушения. PAGEREF_Toc37910816 h 8
Субъективнаясторона налогового правонарушения. PAGEREF _Toc37910817 h 9
Мерыответственности за совершение налогового правонарушения. PAGEREF _Toc37910818 h 12
Налоговыесанкции и их применение. PAGEREF_Toc37910819 h 12
Обстоятельства,смягчающие ответственность. PAGEREF _Toc37910820 h 13
Обстоятельства,отягчающие ответственность. PAGEREF _Toc37910821 h 16
Привлечениек ответственности. PAGEREF _Toc37910822 h 17
Отдельныевиды правонарушений и ответственность за их совершение. PAGEREF _Toc37910823 h 20
Заключение. PAGEREF _Toc37910824 h 29
Списокиспользованной литературы… PAGEREF_Toc37910825 h 31
Приложение1. PAGEREF _Toc37910826 h 33
Приложение2. PAGEREF _Toc37910827 h 35
Приложение3. PAGEREF _Toc37910828 h 36
Введение
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством схозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законномпорядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществес момента возникновения государства. Внастоящее время налоги составляют существенную долю в доходах государства, поэтомусанкции, призванные способствовать более высокому уровню собираемости налогов,имеют большое значение. В целом уклонение налогоплательщиков от уплатыустановленных налогов и сборов обусловлена также и высокими ставками налогов,но нельзя обойтись и без ответственности за нарушение налоговогозаконодательства.
Ответственность за налоговыеправонарушения представляет собой комплекс принудительных мер воздействиякарательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания вустановленных законодательством случаях и порядке. Она является разновидностьююридической ответственности и подчиняется тем же требованиям, которыепредъявляются в праве ко всем другим видам ответственности, в частностиуголовной, гражданской, дисциплинарной. При этом ответственность в сференалогообложения не исчерпывается только статьями Налогового кодекса РФ.Нарушения нормативных правовых актов о налогах и сборах при определенныхусловиях влекут применение мер ответственности, предусмотренных уголовным илиадминистративным законодательством.Изменения в налоговом законодательстве
Налоговым кодексом РоссийскойФедерации были существенно изменены действовавшие до его принятия чрезмерножесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. Эти нормы применялись вусловиях отсутствия ясного и четкого налогового законодательства,предупредительных процедур, нечеткости и расплывчатости формулирования составовналоговых нарушений. В этих условиях зачастую не закон, а действия налоговыхинспекторов и их руководителей определяли сам факт нарушения налогоплательщикомналогового законодательства и, соответственно, размер штрафных санкций за этонарушение.
Процедура определения нарушениязаконодательства о налогах была чрезмерно проста для налоговых органов, онисами могли трактовать налоговое законодательство при том, что отсутствовалачеткая и ясная процедура доведения до каждого налогоплательщика многочисленных и, нередко, противоречивых распоряженийМНС и Минфина России.
Вследствие этого, а такженепомерно раздутых размеров штрафных санкций не только за уклонение от уплатыналогов, но и за неточность или небрежность при составлении налоговых отчетов,а то и просто за ошибку в расчете налогов предприятия-налогоплательщики суровонаказывались. Все это привело к тому, что к моменту принятия Налогового кодексазадолженность предприятий-налогоплательщиков во все виды бюджетов ивнебюджетные фонды по штрафам и пеням оказалась в два раза больше, чем основнаянедоимка предприятий. Поэтому при подготовке и принятии Налогового кодекса былопринято решение о существенном снижении размеров штрафов и пеней, а также одифференциации ответственности за налоговые нарушения. В результате в Налоговомкодексе установлено около 30 видов составов налоговых правонарушений, в товремя как до принятия Налогового кодекса их было фактически только два. Приэтом меры ответственности в одних случаях устанавливаются в процентномсоотношении к сумме налоговых нарушений, а в других — в четко фиксированнойсумме.
Принципиально новым в Налоговомкодексе является и то, что впервые в российской налоговой практике данодостаточно четкое определение понятия налогового правонарушения. Также вНалоговом кодексе содержатся принципы привлечения к ответственности занарушение налогового законодательства, формы вины налогоплательщика, обстоятельства, освобождающие отответственности, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающиеответственность. Все составы налоговых правонарушений зафиксированы в Налоговомкодексе РФ, регулирующем исключительно отношения в сфере налогообложения. В немже установлен специальный порядок привлечения налогоплательщика кответственности за налоговое правонарушение. При этом следует иметь в виду, чтоответственность за налоговые правонарушения не исчерпывается только статьями Налоговогокодекса РФ. Нарушения нормативных правовых актов о налогах и сборах приопределенных условиях влекут применение мер ответственности, предусмотренныхтакже уголовным или административным законодательством Российской Федерации.Налоговая ответственность
В современном налоговомзаконодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговыйкодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности. Термин«налоговая ответственность» был применен законодателем в п.2 ст.108НК РФ как синоним понятия «ответственность за совершение налоговогоправонарушения». Терминологическая неточность устранена при внесении в НКРФ изменений и дополнений Федеральнымзаконом от 9 июля 1999 г. Однако этот термин сохранился в ст.107 НК РФ, хотяопределения налоговой ответственности все равно не дается. Это стало причинойтого, что среди правоведов нет единого мнения по вопросу о том, можно ливыделить ответственность за совершение налоговых правонарушений в качествесамостоятельного вида юридической ответственности.
В то время как ответственностьза налоговые правонарушения, носящие характер уголовных преступлений, имеетуголовно-правовой характер, то спорной остается ответственность,предусмотренная Налоговым кодексом за налоговые правонарушения. Существуют дверазличные точки зрения. Согласно одной из них, эту ответственность следуетсчитать разновидностью административной ответственности. А согласно другой –налоговая (финансово-правовая) ответственность является самостоятельным видомюридической ответственности. Следуетзаметить, что отдельно существует понятие административного правонарушения вобласти налогов и сборов, которому в КоАП РФ посвящены ст.ст.15.3 — 15.13гл.15. То есть КоАП сам по себе устанавливаетадминистративную ответственность.
Ближайшим историческимпредшественником «налоговой ответственности» являлась так называемая«финансовая ответственность», предусмотренная прежде всего ст.13Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации». Сам термин «финансовая ответственность» вэтом законе не фигурирует. Однако он встречается в ряде постановлений ВысшегоАрбитражного Суда РФ по налоговым спорам, широко используется в письмахГосударственной налоговой службы РФ. Причина в том, что налоговоезаконодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной частифинансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась такжефинансовой ответственностью.
Налоговая ответственность, еслиее рассматривать как разновидность финансово-правовой, имеет ряд отличительныхпризнаков:
1) данная ответственностьустановлена непосредственно налоговым законодательством (Налоговым кодексомустанавливаются условия привлечения к ответственности, понятие налоговогоправонарушения, налоговые санкции, права участников налоговых правоотношений);
2) к ответственностипривлекается субъект или участник налогового правоотношения, а также иные лица,на которых налоговым законодательством возложены определенные обязанности всфере налогообложения;
3) в основе ответственностилежит налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом;
4) налоговая ответственностьсостоит в применении налоговых санкций, которые устанавливаются в виде денежныхвзысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом;
5) привлечение к налоговой ответственностипроизводится налоговым органом в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом,применение мер налоговой ответственности производит суд.
Следует заметить, что ответственностьне за все налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, носит административный(карательный) характер, ведь целью карательной ответственности являетсяпредупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, таки другими лицами, а ее объем и характер мер карательной ответственностиполностью зависит от степени общественной опасности противоправного деяния, засовершение которого лицо привлекается к юридической ответственности. Совершение ряда налоговых правонарушений,объектом которых являются бюджетные доходы, влечет не взыскание штрафа, ауплату пени, что свидетельствует о правовосстановительном (финансовом)характере юридической ответственности, установленной за совершение таких правонарушений.
Еще одним доводом в пользу выделения налоговой ответственности каксамостоятельного вида юридической ответственности является то, что налоговаяответственность выполняет не только превентивную, но и восстановительнуюфункцию, то есть ее нельзя отождествлятьс административным штрафом. Так в Постановлении Конституционного СудаРоссийской Федерации от 17 декабря 1996 г. указано, что взыскание налоговыхплатежей осуществляется в рамках налоговых имущественных отношений и не имеетхарактера гражданско-правовых, административно-правовых или уголовно-правовыхсанкций.
Итак, налоговую ответственность можно определить как применение к лицу,виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексомРФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).Понятие исостав налогового правонарушения
Основанием привлечения к налоговой ответственности является налоговоеправонарушение. Впервые определение налогового правонарушения было дано вПостановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г.N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. „О федеральных органахналоговой полиции“. Впоследствии позиция Конституционного Суда РФ нашласвое отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации, где в ст.106 налоговое правонарушение определяется как виновно совершенное противоправное(в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие илибездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за котороеНалоговым кодексом РФ установлена ответственность.
Можно выделить три квалифицирующих признака налогового правонарушения:
1) противоправность действий (бездействия) лица;
2) наличие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3) ответственностьза совершение противоправных действий (бездействия), установленная Налоговымкодексом РФ.
У каждогоконкретного нарушения есть свой собственный фактический состав, которыйявляется основанием юридической ответственности.
Состав нарушенияналогового законодательства — это условия, закрепленные в законе, привыполнении которых в совокупности деяние участника налоговых отношенийоценивается как нарушение, влекущее наложение взысканий.
Элементамисостава нарушения налогового законодательства являются: объект, объективнаясторона, субъект, субъективная сторона.Объект налогового правонарушения
Все налоговые правонарушения посягают на правоотношения, регулируемыезаконодательством о налогах и сборах, наносят вред правомерным финансовыминтересам государства и общества. Общим для всей совокупности налоговыхправонарушений объектом является группа общественных отношений, регулируемых изащищаемых законодательством о налогах и сборах.
При этом каждое из налоговых правонарушений имеет непосредственныйобъект, то есть посягает на конкретное общественное отношение, охраняемоенормой налогового права. Например, незаконное воспрепятствование доступудолжностного лица налогового органа на территорию или в помещениеналогоплательщика нарушает установленный законодательством порядок проведенияналоговых проверок. Объектом такого правонарушения, как неуплата сумм налога,являются охраняемые законом интересы государства в полноте и своевременностипоступления налогов в бюджет.
В зависимости от объекта посягательства, налоговые правонарушения можноразделить на две группы:
· в сфере осуществления налогового контроля (статьи116-119,124-129.1 НК РФ);
· Объективнаясторона налогового правонарушения
Объективную сторону правонарушения образуют само противоправное деяние,его вредные последствия и причинная связь между ними. Само деяние — действияили бездействие, посредством которых нарушается законодательство о налогах исборах, описано в нормах главы 16 Налогового кодекса «Виды налоговыхправонарушений и ответственность за их совершение».
Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активныхпротивоправных действий, например, дача свидетелем, вызываемым по делу оналоговом правонарушении, заведомо ложных показаний, так и путем бездействия —неисполнения предписываемых законом обязанностей — например, неперечисление вбюджет сумм налога налоговым агентом. Для квалификации некоторых налоговыхправонарушений не имеет значения, в какой форме они совершены — действий илибездействия. Так, грубым нарушением правил учета доходов, расходов и (или)объектов налогообложения признается и несвоевременное отражение (бездействие),и неправильное отражение (действия) на счетах бухгалтерского учета и вотчетности хозяйственных операций.
Не рассматривается как налоговое правонарушение деяние физического лица,содержащее признаки состава преступления, то есть деяния, предусмотренногоуголовным законодательством. В таком случае к виновному лицу применяются мерыответственности, установленные Уголовным кодексом РФ. Субъектналогового правонарушения
Субъектом налогового правонарушения, то есть лицом, совершившим его иподлежащим налоговой ответственности, в соответствии со ст. 107 НК РФ можетбыть как физическое лицо, так и организация.
Физическое лицо может выступать в качестве субъекта налоговогоправонарушения, если оно достигло шестнадцатилетнего возраста и являетсявменяемым. Физическое лицо, которое к моменту совершения налоговогоправонарушения не достигло шестнадцатилетнего возраста, к налоговойответственности привлечь нельзя (ст.109 НК РФ).
К ответственности за налоговое правонарушение могут привлекаться гражданеРоссии, иностранные граждане и лица без гражданства.
В качестве субъекта отдельных налоговых правонарушений могут выступатьтолько те физические лица, которые имеют налоговый статус индивидуальногопредпринимателя. Так, не привлекаются к ответственности за уклонение отпостановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ) физические лица, неосуществляющие предпринимательскую деятельность, а также не являющиеся частныминотариусами, частными охранниками, частными детективами.
Налоговый кодекс РФ в ст. 11 определяет понятие «организации» черезопределения российских организаций и иностранных организаций как участниковналоговых правоотношений.
Российские организации — это все юридические лица, образованные всоответствии с законодательством России.
Они признаются субъектами налоговых правонарушений независимо от ихорганизационно-правовых форм. Филиалы, представительства, другие обособленныеподразделения российских организаций не выступают в качестве самостоятельныхсубъектов налогового правонарушения, поскольку согласно Налоговому кодексу РФне являются организациями.
Иностранные организации — это иностранные юридические лица, компании идругие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью,созданные в соответствии с законодательством иностранных государств,международные организации, их филиалы и представительства, созданные натерритории Российской Федерации.
Налоговый кодекс РФ не называет среди субъектов налогового правонарушениядолжностных лиц организации, в том числе руководителя и главного бухгалтера.Однако при наличии в действиях (бездействии) должностных лиц признаковадминистративного правонарушения или преступления они подлежат соответствующейответственности независимо от привлечения организации к ответственности засовершение налогового правонарушения. Субъективнаясторона налогового правонарушения
Вина субъекта является обязательным элементом состава любого правонарушения.При отсутствии вины лица совершенное им деяние перестает отвечать признакамналогового правонарушения, что автоматически исключает возможность привлечениялица к налоговой ответственности (ст.109 НК РФ).
Налоговый кодекс РФ выделяет две формы вины правонарушителя — умысел инеосторожность.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, егосовершившее, осознавало противоправный характер своего деяния и желало либосознательно допускало наступление вредных последствий такого деяния (п. 2 ст.110 НК РФ).
Осознание противоправности означает осведомленность лица о том, чтодеяния, которые оно совершает, нарушают налоговое законодательство и запрещеныим под страхом ответственности. Правонарушитель, действующий умышленно, можетактивно желать наступления вредных последствий, а может игнорировать их,сознательно предполагая при этом их наступление.
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, еслилицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своего деяниялибо вредный характер наступивших последствий, хотя должно было и могло этоосознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ).
Таким образом, закон устанавливает обязанность лица осознаватьпротивоправный характер своего деяния и возможных последствий, хотя в этом случаеправонарушитель не считает свои действия или бездействие нарушением нормналогового законодательства. Субъект не только не стремится к вреднымпоследствиям, но и не думает о возможности их наступления
Большинство составов налоговых правонарушений сформулированы без указанияна какую-либо конкретную форму вины. Поэтому, как правило, для квалификацииналогового правонарушения не имеет значения, совершалось оно умышленно илинеосторожно. Так, налогоплательщик может не подавать заявление о постановке научет в налоговом органе по разным причинам:
·
·
·
Несмотря на различное отношение налогоплательщика к своему бездействию, вданной ситуации оно в любом случае подпадает под признаки составаправонарушения, предусмотренного ст. 116 НК РФ.
Однако некоторые налоговые правонарушения могут быть совершены только содной формой вины. Например, в ст. 122 НК РФ, п. 3 предусмотренаответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога, совершенныеумышленно. Следовательно, то же деяние, совершенное по неосторожности, следуетквалифицировать по п. 1 этой же статьи.
Следует заметить, что вина организаций имеет свои особенности. Вотношении физического лица, вина является психическим отношением субъекта ксвоему деянию. В случае определении вины организаций Налоговый кодекспредписывает исходить из вины ее должностныхлиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловилисовершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).
Такой подход к установлению и доказыванию вины субъекта правонарушенияобъясняется тем, что юридическое лицо выступает участником правоотношений черездействия своих уполномоченных лиц. Именно их действиями организация приобретаетправа и принимает на себя обязанности. Соответственно, и противоправные деянияорганизации будут обусловлены поведением ее представителей, которыми, какправило, являются должностные лица, в том числе руководитель, главныйбухгалтер.
Наличие или отсутствие вины в действиях того или иного лица первоначальноопределяет налоговый орган. Однако его мнение не является окончательным.
В том случае, если лицо считает себя невиновным в совершенииправонарушения, окончательный вердикт о наличии либо отсутствии вины вдействиях (бездействии) лица выносит суд.
Не всегда виновное действие (бездействие), подпадающее под определениеналогового правонарушения, будет вести к применению мер налоговойответственности. Это связано с тем, что существуют обстоятельства, при наличиикоторых вина лица в совершении налогового правонарушения исключается.
В соответствии со ст.111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица всовершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения,вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимыхобстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестныхфактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, ненуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения,налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения всостоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действияхили руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельствадоказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу,содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершеноналоговое правонарушение);
3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменныхразъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данныхналоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или ихдолжностными лицами в пределах их компетенции.
Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующихдокументов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговымпериодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от датыиздания этих документов.
Важно помнить, что при применении пп.3 п.1 ст.111 НК РФ не имеетзначения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемусяучастником спора, или неопределенному кругу лиц (п.35 Постановления Пленума ВАСРФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первойНалогового кодекса Российской Федерации» (далее — Постановление ПленумаВАС РФ N 5)). В настоящее время действует Порядок представления письменныхразъяснений по вопросам налогов и сборов, утвержденный Приказом МНС России от 5мая 1999 г. N ГБ-3-15/120.Меры ответственности за совершение налоговогоправонарушенияНалоговые санкции и их применение
В качестве меры ответственности за налоговые правонарушения Налоговыйкодекс РФ называет налоговую санкцию, которая устанавливается и применяетсятолько в форме штрафа. Таким образом, налоговое правонарушение в отличие отадминистративного проступка не может повлечь применения таких мерответственности, как предупреждение, конфискация, исправительные работы и т. д.
Указанный штраф представляет собой денежное взыскание в доходгосударства, назначаемое в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Размеры штрафа определяются в статьях Налогового кодекса РФ либо втвердой сумме (например, в ст. 126 НК РФ — 50 рублей, в ст. 116 НК РФ — 5000рублей), либо в процентах от определенной величины (в ст. 122 НК РФ — отнеуплаченной суммы налога, в ст. 117 НК РФ — от доходов, полученных за времяуклонения налогоплательщика от постановки на налоговый учет).
Ответственность за налоговые правонарушения носит карательный характер.Меры ответственности, предусмотренные Налоговым кодексом, выходят за рамкиналогового обязательства как такового. Суммы штрафов уплачиваютсяправонарушителем помимо перечисления в бюджет суммы недоимки, а также пеней запросрочку исполнения обязанности по уплате налога. Кроме того, при совокупностиналоговых правонарушений, то есть совершении лицом двух и более наказуемыхдеяний, налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельностибез поглощения менее строгой санкции более строгой, а размер штрафаопределяется с учетом обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственностьза совершение налогового правонарушения, если таковые будут установлены ивпоследствии признаны судом. При этом наличие этих обстоятельств должноподтверждаться соответствующими доказательствами.
Согласно ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен повторно кответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.Поэтому нельзя говорить о совокупности правонарушений, а значит, и о сложениисанкций, когда действия или бездействие субъекта хотя и подпадают под признакиразных правовых норм, но одна из них охватывает правонарушение полностью, а вседругие — лишь отдельные его части. В таком случае к лицу может быть примененатолько одна мера ответственности.Обстоятельства, смягчающие ответственность
Согласно ст.112 Налогового кодекса Российской Федерации только суд имеетправо определять, является обстоятельство, имеющее место при совершенииналогового правонарушения, обстоятельством, смягчающим ответственностьналогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента.
Налоговые органы, в том числе налоговый орган, принимающий на основанииакта налоговой проверки решение о привлечении налогоплательщика (плательщикасбора), налогового агента к налоговой ответственности, а также вышестоящийналоговый орган при рассмотрении жалобы налогоплательщика (плательщика сбора),налогового агента на решение о привлечении к налоговой ответственности, такойвозможности не имеют.
Полномочия суда по уменьшению взыскиваемого штрафа при наложенииналоговой ответственности объясняются тем, что налоговые санкции взыскиваются сналогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента, иных лиц на основаниип.7 ст.114 НК РФ только в судебном порядке.
Именно суд, определяя размер штрафа при наложении на налогоплательщика(плательщика сбора), налогового агента предусмотренных гл.16 НК РФ санкций засовершенное налоговое правонарушение, должен оценить доказательства,свидетельствующие о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность, и приналичии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства уменьшитьразмер взыскиваемого штрафа согласно п.3 ст.114 НК РФ не меньше чем в два разапо сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл.16 НК РФ,согласно которой он подлежит наказанию.
В совместном Постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерациии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 «Онекоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налоговогокодекса Российской Федерации» указано, что п.3 ст.114 НК РФ установленлишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Учитывая это, суд порезультатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характерасовершенного правонарушения, количества смягчающих ответственностьобстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправеуменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
Установление законодателем дифференцированного по размеру взыскания заправонарушение, а также наличие возможности его снижения позволяют наложитьвзыскание с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненноговреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения, иныхсущественных обстоятельств дела.
Статья 112 НК РФ прямо называет два вида обстоятельств, смягчающихответственность за совершение налогового правонарушения.
Первый — это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личныхили семейных обстоятельств.
Такие обстоятельства могут быть различны — болезнь правонарушителя иличленов его семьи, потеря работы, серьезные материальные затруднения. Данныеобстоятельства должны быть связаны с правонарушением, являться его причиной.Так, материальные затруднения предпринимателя могут оказать непосредственноевлияние на неполную уплату налога, но вряд ли препятствуют своевременномупредставлению налоговой декларации.
Вторым видом обстоятельств, смягчающих ответственность, являетсясовершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо всилу материальной, служебной или иной зависимости.
В таких ситуациях лицо действует вынужденно, свобода его волиопределенным образом ограничивается внешним воздействием. Принуждение можеткасаться различных сторон жизни лица и быть как физическим (избиение,ограничение свободы), так и психическим (угрозы причинить физический вредсамому субъекту или его родным, лишить материальной помощи, разгласитьконфиденциальные сведения). Угрозы и принуждение должны быть конкретными,существующими и представлять реальную опасность для лица. Материальная,служебная и иная зависимость имеет место, когда правонарушение совершается понастоянию другого лица, которое может существенно повлиять на материальное,служебное или моральное положение правонарушителя (выселить из квартиры,понизить зарплату, уволить, распространить позорящие сведения).
Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершениеналогового правонарушения, законом не ограничен. Как следует из подп. 3 п. 1ст. 112 НК РФ, смягчающими суд может признать и другие обстоятельства.
На наличие обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика(плательщика сбора), налогового агента, могут ссылаться как физические, так июридические лица при рассмотрении судом иска налогового органа о взыскании сних налоговой санкции на основании решения налогового органа о привлечении кналоговой ответственности за совершение налогового правонарушения или искафизического или юридического лица о признании недействительным решенияналогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершениеналогового правонарушения.
В случае представления надлежащих доказательств, подтверждающих наличиеобстоятельств, смягчающих ответственность, налогоплательщик (плательщик сбора),налоговый агент, иное лицо вправе рассчитывать на уменьшение судомвзыскиваемого с них штрафа.
Исходя из формулировок обстоятельств, характеризующихся какобстоятельства, смягчающие ответственность, можно прийти к выводу, что онипримени