Реферат по предмету "Педагогика"


Политехнические основы технологической подготовки школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Психолого-педагогическаяпроблема политехнического образования на уроках технологии..............................................................................................6
1.1. Сущность понятий«политехнические основы» и «технологическая подготовка»…………………………………………..........................................6
1.2. Характеристика теоретических основполитехнического образования.........................................................................................................12
1.3. Использование политехнических знанийв технологии..........................14
1.4. Возрастные особенности учащихся11 классов........................................16
1.5. Выводы по главе1........................................................................................19
Глава 2. Применение политехническихоснов в разделе «Художественная обработка ткани».................................................................................................20
2.1.Роль и место политехнических основ в разделе «Художественная обработка ткани»……………………...................................................................20
2.2. Учебно-тематический план раздела«Художественная обработка ткани»………………............................................................................................22
2.3. План-конспектурока…................................................................................24
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………………………………………...33
Приложения……………………………………………………………………...35

ВВЕДЕНИЕ
Переход к третьемутысячелетию связан с технологической революцией, которая охватывает все видычеловеческой деятельности. Сфера применения технологии расширяется,технологический подход распространяется на все стороны общественной жизни, втом числе, и на социальное управление, науку, образование. Технологиястановится существенным фактором развития общества.
Меняющиеся условияхтребуют от человека готовности ориентироваться в современной технологическойдействительности, выбирать оптимальные способы деятельности на основе осознаниясвоей ответственности за этот выбор, результаты и последствия их применения длясуществования цивилизации, а также быстрой адаптации без стрессов и потрясенийк меняющейся социальной и технологической среде. Технологическая подготовка становитсянеобходимой для любого человека, его общего и профессионального образования.
Сказанное ведет кпереосмыслению феномена технологической подготовки в школе, определению местапоследней в общем образовании. Сама по себе постановка теоретических и практическихпроблем, связанных с технологической подготовкой школьников, не является дляотечественной педагогики и практики школы чем-то новым. Необходимость изучениятехнологии в рамках политехнического образования как теоретическая, так ипрактическая задача отмечалась на разных этапах развития школы и педагогическойнауки.
Традиционно впедагогической теории и школьной практике овладение технологией рассматривалосьв качестве обязательного элемента политехнического образования школьников,наряду с изучением техники, экономики и организации производства. Практическивсе ученые-политехнисты (П.Р. Атутов, Ю.К. Васильев, А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин,С.М. Шабалов и др.) подчеркивали необходимость включения знаний о технологии всодержание политехнического образования в школе. Технологическая подготовка притаком подходе выступает важным средством адаптации выпускника школы в сферематериального производства, сфере современной техники.
В целом изучениетехнологии было ориентировано на подготовку школьников к непосредственномусистематическому участию в производительном труде. Как правило, технологическаяподготовка школьников своими целями и содержанием охватывала областипромышленного и сельскохозяйственного производства, перспективы их развития.
В ряде работ пополитехнизму (П.Р.Атутов, С.У.Калюга) область политехнического образованиярасширяется за счет меняющегося представления о технике не только какматериально-орудийных средствах, но и включающей в себя определенныенаучно-технические знания. Политехническая подготовка в этом случае выходит зарамки изучения только производственной техники. Политехнизм рассматривается ужекак подготовка к труду в сфере современной техники вообще, не ограничиваясьтолько материальным производством.
Задачи же технологическойподготовки школьников при таком понимании будут решаться в том случае, когдапоказывается применение естественнонаучных закономерностей в технологическихпроцессах, раскрывается то общее, что характеризует все отрасли производства,создаются возможности для переноса знаний и умений в новые условия, гдеподчеркивается, тем самым, актуальность данной работы.
Цель исследования –выявить значимость политехнических основ в технологической подготовкешкольников на уроках технологии в 11 классе.
Объект исследования –учебный процесс в контексте технологической подготовки учащихся.
Предмет исследования –применение политехнических основ в обучении технологии.
В соответствии с цельюбыли намечены следующие задачи:
— проанализироватьсуществующие в педагогике подходы к применению политехнических основ в процессетехнологической подготовки учащихся;
— определить роль и местополитехнических основ в структуре образовательного процесса обучения технологии
— разработатьметодические материалы, позволяющие показать значимость политехнических основ вобучении учащихся 11 классов на уроках технологии;
— экспериментальнопроверить возможность обучения учащихся на уроках технологии с использованиемразработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателяи с применением политехнических основ.
Методы:
– анализ теоретическихисточников по теме исследования;
– обобщение передовогоопыта ученых-педагогов;
– наблюдение;
– беседа;
– поиск решенияпедагогических ситуаций;
– анализ работы учащихся;
– педагогическийэксперимент.

ГЛАВА 1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХТЕХНОЛОГИИ
 
1.1.Сущность понятий «политехнические основы» и «технологическая подготовка»
Политехнизм — от греч.poly — много и techne – искусство — система обучения, при которой теоретическии практически знакомятся с главными отраслями производства[5].
Политехническоеобразование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания,предусматривает ознакомление учащихся в теории и на практике с основныминаучными принципами современного производства и особенностями общественных ипроизводственных отношений, эффективное трудовое воспитание, формированиетрудовых умений и навыков, профессиональную ориентацию учащихся, способствуетсознательному выбору трудового пути, создаёт основу, фундамент последующейпрофессиональной подготовки.
Идея политехническогообразования впервые выдвинута К. Марксом и получила дальнейшее развитие втрудах В. И. Ленина. Соединение политехнического образования с производительнымтрудом К. Маркс и Ф. Энгельс считали основой системы воспитания и единственнымсредством для формирования всесторонне развитых людей. В. И. Ленин рассматривалшколу, дающую политехническое образование, как одно из важнейших средствсоздания базы бесклассового общества, орудие воспитания в духе коммунизма,средство подготовки молодого поколения к строительству новой жизни. В работахЛенина высказывается мысль о том, что политехнизм образования является одним изруководящих принципов, определяющих цели, содержание и формы школьногообучения. Ленинские идеи о политехническом образовании получили развитие вработах Н. К. Крупской, А.В. Луначарского, М.И. Калинина. Н.Н. Крупская особоподчёркивала, что политехнизм должен пронизывать все учебные дисциплины,изучаемые в школе, что он требует взаимной увязки этих дисциплин, увязки их спрактической деятельностью и, особенно с обучением труду.
Политехническоеобразование в соединении с умственным и физическим воспитанием впервые началоосуществляться в общеобразовательных школах. С научными основами современногопроизводства учащихся знакомятся главным образом в процессе изученияестественнонаучных дисциплин (при широком показе возможностей и формиспользования человеком законов природы и свойств материалов для нужд практики,производства; выборе методов обучения, максимально стимулирующих познавательнуюактивность учащихся и открывающих возможности для самостоятельного раскрытиядействия законов природы на практике; развитии начальных навыков обращения и работыс простейшими приборами и инструментами; ознакомлении с реальнымпроизводством).
Ведущая роль вформировании и развитии умения ориентироваться в системе производственныхотношений и в воспитании готовности к труду принадлежит предметам гуманитарногоцикла: раскрытие объективных законов развития общественных отношений; изучениеистории общества; ознакомление с основами экономики, с организациейсовременного производства и структурой народного хозяйства, с задачамистроительства; выбор таких методов учебной работы, которые обеспечиваютформирование моральной готовности учащихся к участию в производительном труде. Ознакомлениес научными основами производства и производственных отношений осуществляетсятакже на факультативных занятиях, в различных технических и опытническихкружках в школе и внешкольных учреждениях. Практическое развитие навыков иумений обращаться с простейшими орудиями производства, взаимодействовать смашинами и механизмами составляет главное назначение и содержаниеобразовательной области «Технология». Формирование у учащихся готовности ктруду, воспитание трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются всейсистемой учебной и внеучебной работы школы (содержание учебных предметов,уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокуюактивность деятельности ученика, и т.д.). Решающую роль в трудовойподготовке играет участие школьников в трудовой деятельности взрослых (этопозволяет на практике знакомиться с производственными отношениями иобязанностями, действенно проявлять духовные и физические способности). С этойже целью организуется работа учащихся в учебных цехах, учебно-производственныхкомбинатах, ученических производственных бригадах и лесничествах, лагерях трудаи отдыха и др.
Принцип политехнизма взначительной мере определяет содержание образования, выбор методов обучения ипрактической подготовки в профессиональных учебных заведениях всех ступеней, включаявысшую школу. Политехнизм позволяет обеспечить широту кругозора будущихспециалистов, высокий уровень их профессионализма и общей культуры, развитие ихспособности быстро ориентироваться в современной технике и технологиипроизводства. Принцип политехнизма является одним из основных принциповпостроения учебно-воспитательной работы школы.
Основным предназначениемобразовательной области «Технология» в старшей школе на профильном уровнеявляется: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системытехнологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских ипатриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненныхпланов в условиях рынка труда. Специальная технологическая подготовка напрофильном уровне позволяет учащимся приобрести профессиональные знания иумения в выбранной сфере трудовой деятельности.
Для школ стехнологическим профилем обучения программа технологической подготовки включаетв себя две составляющие: общетехнологическую и специальную.
Общетехнологическаяподготовка осуществляется интегрировано со специальной технологическойподготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности.Содержание общетехнологической подготовки включает основные компонентысодержания программы для базового уровня и носит инвариантный характер изучаемымсферам и профилям трудовой деятельности. Практическая деятельность учащихся приосвоении общетехнологической составляющей должна быть связана с соответствующейсферой или профилем осваиваемой трудовой деятельности.
Специальнаятехнологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующихнаправлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности:
— в сфере промышленного исельскохозяйственного производства: токарное дело; фрезерное дело; слесарноедело; монтаж радиоэлектронной аппаратуры и приборов; управление станками с ЧПУ;электромонтажные и наладочные работы; сборка электроизмерительных приборов;изготовление хлебобулочных или кондитерских изделий; швейное дело; вязание иплетение; вышивка; ковроделие; роспись тканей; наладка швейного оборудования;моделирование одежды и головных уборов; овощеводство; плодоводство;животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологическихпроцессов сельскохозяйственного производства; слесарные работы по ремонтусельскохозяйственных машин, механизмов, оборудования;
— в сфере строительных иремонтных работ: архитектурное проектирование; малярные (строительные) работы;облицовочные работы; штукатурные работы; печное дело; столярные и плотничныеработы; паркетные работы; монтаж внутренних санитарно-технических систем;
— в сферетелекоммуникаций и информационных технологий: операторские работы на ЭВМ(компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфия; телефонная связь;операторские работы в сфере телекоммуникаций;
— в сфере управления:бухгалтерское дело; делопроизводство; машинопись; основы менеджмента;
— в сфере проектирования:художественно-оформительские работы; реставрационные работы; черчение;
— в сферематериально–технического обеспечения: снабжение; заготовка продуктов и сырья;
— в сфере коммерции:продажа продовольственных или непродовольственных товаров; обслуживание напредприятиях общественного питания; страховое дело; рекламное дело;контрольно-кассовые операции;
— в сфере сервиса: переплетныеработы; ювелирные работы; ремонт обуви; ремонт часов; обслуживание и ремонтрадиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарно-ремонтные работы; ремонти обслуживание автомобилей; вождение автомобиля; парикмахерское дело;фотография; индивидуальный пошив одежды; декоративное оформление витрин;социальное обслуживание; озеленение; цветоводство;
— в сфередекоративно-прикладного искусства: выжигание по дереву; резьба по дереву ибересте; кружевные работы; вышивка; плетение; гончарные работы; изготовлениехудожественных изделий из дерева, бересты и лозы; чеканка художественныхизделий.
При организациипрофессиональной подготовки в качестве ориентира используются нормативныедокументы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве.Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должнысоответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей,служащих и тарифных разрядов».
Тематическое содержаниеспециальной технологической или профессиональной подготовки задаетсяквалификационными характеристиками, представленными в «Единомтарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих(ЕТКС)».
Структура разрабатываемыхпримерных программ специальной технологической подготовки может соответствоватьструктуре программ, принятых в системе начального профессиональногообразования.
Обучение школьниковтехнологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования ииспользования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальнойсреды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологиипредусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательнымлиниям:
— культура и эстетикатруда;
— получение, обработка,хранение и использование информации;
— основы черчения,графики, дизайна;
— творческая, проектнаядеятельность;
— знакомство с миромпрофессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
— влияние технологическихпроцессов на окружающую среду и здоровье человека;
— перспективы и социальныепоследствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимостиучета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества,достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения впрограмму должен отбираться с учетом следующих положений:
• распространенностьизучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства иотражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоениясодержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологическойдеятельности, имеющих практическую направленность;
• выбор объектовсозидательной и преобразовательной деятельности на основе изученияобщественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализацииобщетрудовой, политехнической и практической направленности обучения,наглядного представления методов и средств осуществления технологическихпроцессов;
• возможностьпознавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного,эстетического и физического развития учащихся.
Каждый раздел программыобщетехнологической подготовки включает в себя основные теоретические сведения,практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этомпредполагается, что изучение материала программы, связанного с практическимиработами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принципреализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессеконкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребностишкольников и их будущую профессию. Основными методами обучения являютсяупражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практическиеработы, моделирование и конструирование, экскурсии.
1.2.Характеристика основ политехнического образования
Проблема политехническогообразования не нова для отечественной педагогики. Она разрабатывалась Н.К. Крупской,П.П. Блонским, М.М. Пистраком, А.Г. Калашниковым, Н.К. Гончаровым, С.М. Шабаловыми др. В последние десятилетия проведены исследования, посвященныетеоретико-методологическим аспектам политехнического образования, определениюего организационных форм (К.А. Иванович, И.Д. Зверев, М.Н. Скаткин, С.Г. Шаповаленко,Д.А. Эпштейн), выявлению места и роли общеобразовательных дисциплин и труда вполитехнической подготовке школьников (В.Г. Зубов, С.Я. Батышев), раскрытиюфункционального характера политехнических знаний (П.Р. Атутов). Большой вклад вразработку различных аспектов теории содержания, методов, форм организацииполитехнического образования внесен современными российскими учеными В.А. Поляковым,Н… И. Бабкиным, А.П. Беляевой, Ю.К. Васильевым, С.У. Калюгой, С.Н. Чистяковой,а также представителями зарубежных научных школ (A. Caroff, M. Guyot, G. Latreille,A. Watts). Создана также система политехнического образования учащихся,основными звеньями которой являются общеобразовательные школьные предметы,трудовое и профессиональное обучение, внеурочная творческая деятельность. Однако,несмотря на жизненно важное значение данной проблемы, она до настоящего времениокончательно не решена, отсутствует целостная, общепризнанная концепцияполитехнического образования. Сама сущность политехнизма понимается педагогаминеоднозначно. Естественно, что без приемлемой педагогической теории нельзя яснопредставить и процесс политехнической подготовки школьников, его движущие силыи противоречия.
В условиях переходаРоссии к структурной перестройке экономики, освоению новых форм хозяйствования,управления, организации и стимулирования труда, преобразования производственныхотношений эффективность трудовой деятельности людей, их готовность к повышениюквалификации, изменению содержания и форм труда начинают все более зависеть отуровня общеобразовательной и, особенно, политехнической подготовки. Ценностьуроков трудового и профессионального обучения обусловлена также и тем, что наних могут активно формироваться практические умения и навыки, необходимые дляобращения с техническими объектами, для выполнения наиболее распространенныхтехнологических операций. Кроме того, трудовое обучение обладает высокимпрофориентационным потенциалом, который раскрывается при изучении школьникамиматериаловедения, станков, инструментов, приборов, ознакомлении их с различнымивидами трудовой деятельности, массовыми профессиями.
Цели уроков технологии
Обучающие
1. Сформулировать новыепонятия
2. Обеспечить усвоениезакона, принципа трудового процесса, особенностей приемов труда (повторить)
3. Обучение новым приемамработы
4. Устранить пробелы взнаниях
5. Отработать навыки,закрепить известные способы действий
6. Обучать выполнениезаданий по образцу и переносу знаний в новую ситуацию
7. Научить самостоятельнооценивать результаты работы
8. Научить делать выводы
9. Соблюдать правилатехники безопасности
Воспитывающие
1. Интерес, активность,отношение к обучению, как к важному в обществе
2. Потребность в труде,желание обладать какой- либо профессией
3. Добиваться высокихрезультатов в работе, стремиться к красоте
4. Внимательность,отношение к окружающим, сочувствие
5. Требовательность ксебе, ответственность, дисциплинированность
6. Формированиеэстетических взглядов, культура речи, одежды, поведения
Развивающие
1. Развиватьпространственное мышление, творческое воображение
2. Развивать моторныенавыки, умение наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль
3. Вырабатыватьинициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, умениевладеть собой
4. Развитие общетрудовыхполитехнических умений (конструкторских, технологических, операционныйконтроль)
1.3.Использование политехнических знаний в технологии
Правомерностьсуществовавших подходов к изучению технологии в школе как частиполитехнического образования подтверждалась имевшимися в техникознаниивзглядами на технологию, которые связывали ее с материальным производством,техникой, техническим прогрессом, а также представлениями о технологическомзнании как прикладном естествознании.
Трудовое воспитаниеобогащает политехническое образование учащихся тем, что оно формируетопределенное положительное отношение к политехническим знаниям и умениям,содействует ознакомлению учеников с социально-экономическими проблемамисовременного общественного производства, формирует коммунистическое отношение кпроизводительному труду, коллективистские черты, мотивы труда, соцсоревнования.
Эффективность трудовоговоспитания в значительной степени зависит от того, как решаются задачивсестороннего развития личности в процессе подготовки учащихся к трудовойдеятельности.
Трудовое воспитаниеосуществляется на основе принципа политехнизма, заложенного в основу всейобщеобразовательной подготовки школьников.
В процессе обученияучащиеся знакомятся с основами современного производства, им разъясняютнеобходимость перемены труда в условиях научно-технического прогресса, значимостьобразования как фактора, обеспечивающего рост производительности труда.
Формируя у учащихсязнания о видах современного труда, требованиях, которые к нему предъявляются, онаучном содержании типичных трудовых процессов, учителя постепенно знакомят учащихсяс основами общей теории трудовой деятельности.
Политехнические знанияимеют функциональную природу. Это означает, что они не отличаются по своейприроде от знаний основ наук, изучаемых в школе — физических, химических и т.д.; но отличаются от них своей направленностью, выполняемой функцией. Дляполитехнических знаний эта функция заключается в раскрытии общих, типичныхоснов современного производства. Иначе говоря, это те же знания основ наук, ноони направлены на раскрытие закономерностей существования и функционированиясовременных производственных процессов.
С учетом сказанного,содержание политехнического образования должно включать:
— знания, раскрывающиенаучные основы производства, т.е. технологические;
— политехнические умения;
— опыт творческойдеятельности;
— эмоционально-ценностноеотношение к труду.
 Именно этим, по моемумнению, следует руководствоваться при отборе содержания курса технологии сцелью его уплотнения и результативности.
1.4.Возрастные особенности учащихся 11 классов
 
В подростковом возрасте уребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущейпрофессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловыхкачеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста — представлениео себе, как “не о ребенке”, подросток начинает чувствовать себя взрослым иимеет огромную потребность в признании его взрослости окружающими. В поведениии деятельности подростка проявляются такие виды взрослости, как: подражаниевнешним признакам взрослого, равнение подростков на качества«настоящего» мужчины, женщины, интеллектуальная взрослость,социальная зрелостью. И именно она имеет наибольшее значение для формированияготовности к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению.
Социальная зрелостьвозникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видахдеятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Мальчикистремятся овладеть различными взрослыми умениями: слесарничать, столярничать, адевочки — шить, готовить, вязать. То есть детей этого возраста отличаетповышенный интерес к различным видам деятельности, стремление сделать что-тосвоими руками, повышенная сознательность и первые мечты о будущей профессии.Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах, ихисточниками могут стать учителя, родители, сверстники. Но чаще всего первичныепрофессиональные интересы возникают в собственном учении, в труде, в самооценкеличности. И это создает благоприятные возможности для развития нужных деловыхкачеств в тех видах деятельности, в которые, в основном, включен подросток.Именно в школе подросток, наряду с программой обучения осваивает программусоциализации, обусловленную характером межличностных взаимоотношений,складывающихся в процессе учебной и трудовой деятельности. Благодаря нейформируется эмоциональная и социальная жизнь подростка, его представления осебе и о том, что думают о нем другие.
Большое значение вформировании готовности войти во взрослую жизнь, в том числе и профессиональную,имеют:
• развитостьпотребностей, так как это главный источник активности человека, и они лежат воснове направленности личности;
• нравственные установки;
• ценностные ориентации;
• самосознание;
• становление и развитиеинтересов и способностей, то есть потребности в определенных знаниях, видахдеятельности и индивидуальных психологических особенностей личности.
В связи с этим понятие“готовность к трудовой деятельности и профессиональному самоопределению”трактуется как интегративное (или обещающее) качество личности, включающеезнания, умения, навыки на конкретные действия. Это понятие связано свозрастными и психофизиологическими особенностями учащихся, их индивидуальнымикачествами. Для характеристики готовности к трудовой деятельности принятыследующие единые критерии:
— критерийинформированности;
— критериймотивационно-потребностный;
— критерийдеятельностно-практический.
Основная задача учителя ивсего учебного процесса в целом, состоит в том, чтобы ученик соответствовалэтим критериям.
1. Критерийинформированности — предполагает знание учащимися содержания, условий работы,результатов труда по различным профессиям, о своих интересах, склонностях,качествах личности, о состоянии своего здоровья и физического развития,особенностях ощущений,
восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, темперамента, характера, атак же о требованиях различных профессий к вышеперечисленным качествам иособенностям человека.
2. Критериймотивационно-потребностный — предполагает освоение учащимися труда как образажизни, их мотивы, цели и ценности труда вообще, мотивы выбора профессии,наличие у учащихся интересов и сочетание труда с его материальнымвознаграждением.
3. Критерийдеятельностно-практический — предполагает овладение учащимися умениями инавыками работы, проявление умения работать сообща, наличие у учащихсякоммуникативных и организационных способностей, индивидуального планадальнейшей жизни, труда и
профессионального обучения.
Вышеперечисленныекритерии служат ориентиром и учителям и ученикам. Зная эти критерии, учителя всвоей педагогической деятельности формируют у учащихся те качества личности,которые помогут им выбрать профессию и определиться в жизни. Учащимся же любоговозраста,
а учащимся 11-го класса особенно, знание этих критериев дает возможность иметьпредставление о самом себе, своих умениях, интересах, притязаниях ивозможностях, ограничениях и их причинах.
По результатам изученияпсихологической стороны готовности учащихся к трудовой деятельности ипрофессиональному самоопределению, их индивидуальных особенностей и качествличности, можно сказать, что большинство учащихся проявляют личнуюнаправленность, то есть направленность на себя. Это говорит о том, чтоподростки изучают и сравнивают себя с другими людьми, сверстниками, взрослыми.Также многие учащиеся направлены на коллектив, что объясняется характерной дляэтого возраста потребностью в общении и самоутверждении в коллективе своихсверстников. Очевидна неуверенность большинства учащихся в своих силах и, в тоже время, явно завышенный уровень притязаний в планируемой деятельности, внамерениях достигнуть чего-либо, так как подросток не знает меры своих сил,которые еще недостаточно крепки, чтобы быть взрослым, чтобы осуществлять своидалеко идущие планы. В этом и состоит внутренняя противоречивость подростковоговозраста. Подросток, как формирующаяся личность испытывает двойственность: содной стороны, он изучает себя, свой устанавливающийся внутренний мир, отмечаетрост физических и духовных сил, а с другой — испытывает определеннуюнеуверенность в себе и в своих силах, ему еще не хватает целеустремленности вреализации своих способностей.

1.5.Выводы по главе 1
В первой главе нашегоисследования мы рассмотрели вопросы формирования психолого-педагогическихпроблем политехнического образования в курсе обучения технологии, выявили сущностьпонятий «политехнические основы» и «технологическая подготовка», разобрали ипривели к общему знаменателю характеристику политехнических основ, а так жерассмотрели вопросы использования политехнических основ в технологии. Дляполного рассмотрения проблемы, мы решили взять для примера примененияполитехнических основ в курсе обучения технологии учащихся 11 классов, иизучили их возрастные психолого-педагогические особенности.

ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ ОСНОВ В РАЗДЕЛЕ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ»
 
2.1. Роль и местополитехнических основ в разделе
В процессе претворения вжизнь политехнического принципа в обучении школьников решается большой кругпроблем. Политехническое образование в школе является одной из важнейшихсоставных частей учебно-воспитательного процесса.
При изучении основ наукучащиеся должны ознакомиться в теории и на практике с основными научнымипринципами современного производства, особенностями общественных отношений.
Важнейшим элементамсовременной научно- технической революции является, как уже было указано,переход к кибернетическим системам управления, автоматизация производственныхпроцессов. Автоматизация меняет функции человека, выполняемые им в производстве.Трудовая деятельность человека, постепенно освобождаясь от выполнения многихдвигательных операций, переходит на более высокий уровень.
Все большее значениеприобретают интеллектуальные, творческие способности личности. Школьноеобразование должно учитывать современные тенденции в развитии науки, техники,производства, показывая учащимся связь между преподаваемыми в школе основамизнаний и их применением в народном хозяйстве.
В курсе технологии всредней школе на высоком научном уровне излагаются многие вопросы, необходимыедля осуществления задач общего и политехнического образования. Функциональнаяприрода политехнических знаний делает политехническое образование частью общегои профессионального: можно говорить об усилении политехнической направленностине только общего, но и профессионального образования. Из такого подходавытекают два следствия. Первое – политехническое образование осуществляется вшколе во всей системе учебно-воспитательного процесса. И второе – содержаниеего определяется содержанием общего образования.
Гармоничное развитиеличности ученика предполагает воспитания молодого человека, способного успешнотрудиться на самом современном производстве, умеющего видеть закономерности иперспективы общественного развития.
В условиях научно-техническойреволюции меняются позиции человека в производственной деятельности. Рабочиеновых специальностей сами определяют алгоритм действий, который связан санализом сложных технических систем и требует развитого творческого мышления исамостоятельного пополнения своих знаний, что обусловлено постоянно меняющимисяи все более совершенствующимися средствами труда. Указанные причины явилисьоснованием для пересмотра требований к процессу обучения. На современном этапев работе школы очень важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом егоиндивидуальных особенностей; выработать умения глубоко анализировать явления;привить навыки самостоятельной работы и стремление получать новые знания. Развитиеличности ученика, его мышления и творческих способностей рассматривается какпредпосылка для творческого труда в период самостоятельной работы. Поэтомуперед школой наряду с формированием системы знаний стоит задача развитиятворческой личности ученика.
Актуальной задачей дляшколы в настоящий момент является подготовка учащихся к жизни, труду,приобщение их к будущей профессии наряду с обеспечением высокого уровня общегои политехнического образования.
Залогом успешности иэффективности политехнического образования в процессе обучения технологииявляется системный подход к нему.
В соответствии с целямиобразовательной области «Технология» система обучения должна быть недисциплинарно-ориентированной, а проектно-созидательной. Содержание обучениядолжно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования,моделирования и исследования проектов деятельности. Необходимо обеспечитьинтегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполненияпроектов. В основе учебного процесса должно лежать овладение способамиприобретения знаний, а не просто их усвоение. Необходимо реализовать сочетаниерепродуктивного обучения (60-70% учебного времени) и развивающего обучения, вчастности выполнения проектов (30-40% учебного времени).
При реализацииразвивающего обучения учитель координирует учебный процесс, наблюдает, косвенноруководит деятельностью учащихся, помогает в выборе решений, активизируетсамостоятельную деятельность учащихся, диагностирует развитие личностиучащихся.
Учащиеся объединяются вгруппы по интересам, планируют свою деятельность, применяют знания из другихобразовательных областей, включаются в исследовательскую деятельность,осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.
2.2.Учебно-тематический план раздела «Художественная обработка ткани»
Учащиеся должны знать:
— возможности техникивязания на спицах, материалы и инструменты;
— свойства шерстяных,пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей;
правила подбора спиц длявязания;
— условные обозначения,применяемые при вязании на спицах;
— технология вязания надвух и пяти спицах;
— способы ремонта вязаныхизделий.
Учащиеся должны уметь:
— подбирать спицы всоответствии с толщиной и качеством ни­ти и видом узора;
— выполнять записи узороввязания с помощью условных обо­значении;
— вязать простые изделияна двух и пяти спицах;
— производить ремонт вязаных изделий.
Тематический план№ Содержание
Кол-во
часов Вид деятельности Вязание на спицах 10 1. Материалы и инструменты. Правила начала вязания 2 Лекция с элементами беседы. 2. Технология выполнения простых петель 2
Практическая работа.
Мастер-класс. 3. Убавление, прибавление и закрывание петель 4 Практическая работа. 4. Соединение петель. 2 Лекция-беседа. Мастер-класс. Аппликация и вышивка 10 1. Виды и способы выполнения аппликации. Подбор фурнитуры. Отделка изделий 4
Лекция. Практическая работа.
Мастер-класс. Зарисовка эскизов. Макраме и фриволите 10 1. Из истории одежды. Мода, стиль и культура одежды. 2 Подготовка сообщений. Диспут. 2. Материалы и приспособления для макраме. Инструменты и приемы 2 Лекция. Практическая работа: 3. Материалы и приспособления для фриволите. Инструменты и приемы 2 Лекция. Зарисовка эскизов. 4. Отношения, пропорциональные и ритмические закономерности в организации костюма. 2 Лекция. Практическая работа. 5. Ансамбль и комплект в одежде. 2 Беседа. Выполнение эскизов. 6. Зрительные иллюзии в костюме. 2 Беседа. Ролевая игра “Салон моды” Работа над проектом “Образ современной девушки” 4
Защита проекта.
Итоговая рефлексия. 1 Написание мини-эссе о курсе.
2.3.План-конспект урока
Тема урока: Двухфонтурныевязальные машины.
Цели урока:
1. Образовательные:
— ознакомить учащихся сусловиями производства и профессиями на КПТФ «Юнона»;
— изучить технологическуюпоследовательность изготовления трикотажных изделий;
— изучить основныехарактеристики вязального оборудования, установленном в вязальном цехе.
2. Воспитательные:
— воспитатьвнимательность, терпеливость и самостоятельность в работе.
3. Развивающие:
— формировать навыки припуске и остановке вязальной машины.
4. Профессиональные:
— оказать помощь учащимсяв выборе профессии.
Оснащение урока:
1. Раздаточный материал(конспект урока).
2. Карточки – задания.
3. Оборудованиевязального цеха КПТФ «Юнона».
I этап занятия. В учебномклассе предприятия (2 часа)
1. Организационная частьурока: (5 минут).
Приветствие учащихся,проверка явки и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.
2. Беседа с ведущимэкономистом предприятия и начальником отдела кадров (30 минут).
Специалисты предприятиярассказывают: об истории создания и развития предприятия, дополнительномпроизводстве, созданном на базе основного предприятия в сложное экономическоевремя, ассортименте выпускаемой продукции, объеме производства, омежрегиональных связях предприятия, закупке нового оборудования и сырья.
3. Изучение новогоматериала (20 минут).
Рассказ учителя отехнологической последовательности изготовления трикотажных изделий.
4. Самостоятельная работаучащихся с конспектом (см. приложение 1,2) (15 минут).
5. Проверка пройденногоматериала (10 минут).
Создать цепочкуизготовления трикотажных изделий, применив наглядное пособие. Какие этапытехнологической последовательности изготовления трикотажных изделий проходит ввязальном цехе?
Какой способ производстватрикотажных изделий применяется на КПТФ «Юнона»?
6. Инструктаж по техникебезопасности (10 минут).
Инструктаж по техникебезопасности проводит инженер по ТБ с обязательной записью в журнале допуска натерриторию предприятия.
II этап занятия
В вязальном цехе предприятия(3 часа). Знакомство с цехом (25 минут). Рассказ учителя об условияхпроизводства, профессиях. Демонстрация оборудования. Проверка пройденногоматериала беседой с учащимися. Примерные вопросы:
— Какие видыкругловязального оборудования вы знаете?
— Какие видыкругловязального оборудования вырабатывают полотна бельевого трикотажа?
— Какие видыкругловязального оборудования вырабатывают полотна верхнего трикотажа?
— Какие виды сырьяперерабатывают на кругловязальном оборудовании?
— Какие позиции игл могутбыть установлены на кругловязальных машинах?
— Какие виды переплетенийполучают на кругловязальных машинах?
2. Самостоятельная работаучащихся (45 минут).
Задание: заполнить формукарты, предложенную учителем, используя в качестве наглядного пособияоборудование цеха и заправочные карты вязальных машин.
3. Практическое задание(5 минут).
Учитель демонстрируетправильность выполнения приемов при пуске и остановке машины, правильностьзаправки машины.
4. Самостоятельная работа(40 минут).
Задание:
– Произвести пуск иостановку машины.
– Произвести заправкумашины, согласно схемы заправки.
Каждый ученик получаетоценку за выполненную работу.
Заключительная частьурока (20 минут)
Закрепить пройденныйматериал беседой с учащимися. Подвести итоги урока. Отметить лучших учащихся.Объявить оценки. Дать задание на дом.

Технологическаяпоследовательность изготовления трикотажных изделий
Схема 1.
/>

1. Подготовка пряжи квязанию
Все сырье, поступающее насклад фабрики, подвергается контролю. Проверяются физико-механическиепоказатели, и, выборочно, внутри-паковочные дефекты, определяется соответствиекачества сырья требованиям ГОСТа и ТУ. Пряжу, поступившую на початках или вмотках, а также на поврежденных или загрязненных бобинах перематывают намотальных машинах для получения паковки, пригодной для дальнейшей переработки.
 Целью перематыванияпряжи является:
— увеличение вместимостии создание паковок, удобных для использования на вязальных машинах;
— контроль пряжи с цельюустранения слабых и утолщенных мест, шишек, посторонних примесей и другихдефектов;
— повышение эластичностипряжи путем парафинирования.
2. Вязание деталейизделия или полотна
Изготовление трикотажныхизделий может производиться регулярным, полурегулярным или кроеным способом. Приизготовлении трикотажных изделий регулярным способом детали вывязываются по заданномуконтуру. Эти детали почти не требуют подкроя и обработки на краеобметочноймашине. Производство регулярных изделий более экономично, т.к. отходы сырья прииспользовании этого способа не превышают 3 – 5%. При полурегулярном способечасть детали вывязывается по контуру, а часть подкраивается. Отходы при раскроепри этом способе производства могут достигать 12 %. При использовании кроеногоспособа производства изделия детали выкраиваются из полотна. Полотно может бытьразличных переплетений и иметь различные размеры по ширине и длине. Недостаткомпроизводства кроеных изделий является большой процент отходов при раскроеполотна (20 – 25 %).
3. Отлёжка
После снятия с вязальноймашины детали изделия или полотно отлеживаются течении 12 часов. За это времяпроизводится усадка трикотажа.
4. Влажно – тепловаяобработка
Влажно – тепловаяобработка – воздействие на трикотаж теплом, влагой и давлением. Операциювыполняют при помощи утюга и проутюжильника. Температурный режим подбирают взависимости от вида сырья и вида переплетения. Виды ВТО:
1. Первоначальная (послеснятия с вязальной машины полотна или детали изделия).
2. Промежуточная (впроцессе пошива).
3. Окончательная (дляпридания товарного вида готовым изделиям).
Цели первоначальной ВТО:
— Стабилизация петельнойструктуры.
— Дальнейшая усадкаполуфабриката под действием тепла и влаги.
— Устранениезакручиваемости, что облегчает выполнение швейных операций.
5. Отлежка
После ВТО детали изделияили полотно отлеживаются в течении 24 часов. За это время происходит дальнейшаяусадка и высыхание трикотажа.
6. Швейная обработка
После отлежки деталиизделия или полотно подвергаются раскрою и направляются на швейную обработку. Кшвейным операциям относятся не только операции по соединению деталей изделиястрочками для придания им определенной формы, предусмотренной конструкцией, нои операции по обметыванию петель, пришиванию пуговиц, настрачиванию тесьмы икружев и т. д. Швейные операции выполняются на швейных машинах различных типови классов.
7. Окончательнаяобработка трикотажных изделий
Окончательная обработкатрикотажных изделий включает в себя:
— закрепку швов;
— заправку концов нитей;
— удаление ненужныхнитей;
ВТО готового изделия дляудаления ненужных складок и заломов и придания изделию товарного вида. Длявыполнения ВТО применяются прессы различных конструкций. На прессахосуществляется пропаривание изделий и их глажение с помощью обогреваемых паромверхних и нижних плит, величина давления которых регулируется.
8. Маркировка и упаковка
Заключительнымиоперациями технологического процесса производства трикотажных изделий являютсямаркировка и упаковка. После окончательной обработки и контроля качества кизделию пришивают ярлык с указанием наименования изделия, его размера,упаковывают и отправляют на склад готовой продукции.
Карточка –задание №1.Параметры Вид вязальной машины. «Мульти-рипп» ИХЛГ ДЛ – 4М КТ-3П КО-2 РМСВ Количество систем Позиции игл Количество игольниц Класс машины Диаметр машины Вид полотна Перерабатываемое сырье Виды переплетений />

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Технология в современномсмысле становится довольно универсальным понятием, означающим сферу всякойдеятельности человека, совокупность знаний, обслуживающих эту деятельность исоответствующую технику. Ее можно охарактеризовать как рациональный способдеятельности человека, осуществляемый на основе систематического применениятеоретического знания. Выступая особой формой научно-практических знаний обэффективных методах преобразования каких-либо природных и социальных объектов изнаний о самой деятельности, технология обеспечивает достижение определенныхцелей. В отличие от обычных научных знаний, как знаний «что», технологическиезнания есть знания и «как» (В.Н.Князев).
С другой стороны,развитие технологических наук, технологического знания приводит к тому, чтоединое научное знание «раздваивается» на знание фундаментальное изнание технологическое. По сути, современное научное знание становится двоякимпо своей природе: оно, в зависимости от целей познающего субъекта, может решатькак фундаментальные, так и технологические задачи.
В структуре современногонаучного знания теоретическое технологическое знание выделяется из системытехнических наук, превращая технологические науки в самостоятельные, имеющиесвой предмет изучения. Технологическое знание становится специфической сферойнаучно-теоретического знания, аналогичной естествознанию. В системе единогонаучного знания технологические науки занимают промежуточное положение междуестественными и общественными науками. При этом естественные науки определяютграницы возможного в технологии, а общественные — обосновывают границыцелесообразного.
Такое представление отехнологическом знании делает технологическую подготовку школьников важнойсоставляющей общего образования, наряду с естественнонаучной и гуманитарной.Современный уровень развития научного знания приводит к расширениюобщеобразовательной подготовки человека за счет включения в нее познанияспецифических законов «второй природы», искусственной среды,созданной человеком в процессе его практико-преобразовательной деятельности.Знания об искусственной среде, рядоположенной естественной, должны занять существенноеместо в общеобразовательной подготовке школьников.
Таким образом,технологическую подготовку в школе нельзя сводить только к политехническомуобразованию. Она связана с политехническим образованием так же, как связана сним естественнонаучная подготовка, но не сводима к нему. Технологическаяподготовка школьников «выходит» за рамки политехническогообразования, становится шире его по своим целям и содержанию, выполняемымфункциям. Она является таким же самостоятельным элементом общего образования,как естественнонаучная и гуманитарная подготовки. Технологическую подготовкуследует рассматривать как базовую в системе непрерывного образования человека.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаменко А.С. Творческаятехническая деятельность детей и подростков. — М, 2003.- с. 38-40.
2. Алексеев В.Е. Организациятехнического творчества учащихся.- М, 2004. — с. 23-38.
3. Бабанский Ю.К.Педагогика. — М, Просвещение, 2004. — с. 33-37.
4. Баранов С.П. Принципыобучения. — М, 2005. — с. 44.
5. Вакуленко В.А. Опорный конспект попредмету Организации и методика производственного обучения. – М. 2003. – с.22.
6. Волков И.П. Приобщение ктворчеству. – М, Просвещение, 2002. — с. 59-64.
7. Губенков. С. Ю. Новая организациявнеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах. — М,2002. — с. 16-22.
8. Есипов Б.Г. Основыдидактики. — М, 2003. — с. 12-15.
9. Занков Л.В. Дидактикаи жизнь. — М, 2002. — с. 38.
10. Измайлов А.О.Профнаправленность как педагогическое понятие и принцип//Вопросы взаимосвязиобщеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. — М, 2003. — с. 113.
11. Ильина Т.А.Педагогика школы. — М, 2002. — с. 18-22.
12. Казанский Н.Г.Дидактика. — М, 2004. — с.33.
13. Каиров И.А.Педагогическая энциклопедия. — М, 2004. — с. 122.
14. Коменский Я.А.Великая дидактика. — М, 2004. — с. 24- 36.
15. Комский Д.М. Основытеории творчества. — Екатеринбург, 2003- с. 28-45.
16. Крутецкий В.А.Психология — М., 2004. — с. 11-28.
17. Лаврушина А.А.Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновациив образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональнойнаучно-практической конференции. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2004 — с.119-120.
18. Лернер И.Я. Процессобучения и его закономерности — М, 2004. — с. 66.
19. Махмутов М.И. Современныйурок. Вопросы теории — М, 2002. — с. 37-40.
20. Основыпедагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М, 2002. -с. 98-104.
21. Онищук В.А. Урок всовременной школе — М, 2002. — с. 58-60.
22. Полобинкин А. И. Основыинженерного творчества. – М, 2004. — с.76.
23. Рыбакова Т.В. Методпроектов как основа инновационного подхода к преподаванию технологии//Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы региональнойнаучно-практической конференции. — Ульяновск: ИПКПРО, 2004. — с. 69-70.
24. Скакун В.А. Методикапроизводственного обучения. Ч. 1-2 – М, 2002. -
с. 22-27.
25. Скаткин М.Н. Дидактикасредней школы — М, 2003. — с. 17-24.
26. Сухарев М.И.Материаловедение. – М, 2003. – с. 14.
27. Тамарова З.Б. Оттрудовой подготовки студентов к технологической// Преподавание технологии вшколе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства: Тезисы докладовVIII Международной конференции. – М.: МИОО, 2004. — с. 27-30.
28. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и спецкурсы припреподавании технологии// Педагогические инновации в образовательныхучреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.-Ульяновск: ИПК ПРО, 2004. — с.118.
29. Шевченко С.Д.Школьный урок: как научить каждого. – М, 2001. — с.122-127.

ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Приложение1.Найди свой стиль (конспект урока в 11-мклассе)
Цели:
1. Образовательная:
— закрепление навыковполученных при изучении раздела “Моделирование одежды”;
— знакомство учащихся ссуществующими стилями в одежде. Научиться определять свой стиль, своих друзей,знакомых по внешнему облику (одежда, фигура, цвет волос и глаз, прическа,темперамент).
2. Развивающие:
— развитие творческихспособностей учащихся, их фантазии, художественного вкуса.
3. Воспитательные:
— воспитывать аккуратность,усидчивость, интерес к уроку.
4. Профессиональные:
— оказать помощь учащимсяв выборе профессии.
Тип урока:Комбинированный
Методы обучения:Интерактивный (рассказ, беседа, демонстрация схем, рисунков, анкет)
Словарная работа:Аклетизм (смешение)
Оборудование:
— Шаблоны женской фигуры;
— Шаблоны основы женскогоплатья;
— Подборка моделей постилям;
— Технологические картыпоследовательности технического моделирования;
— Бумага, ножницы,карандаши, журналы мод.
Ход урока
I. Организационный момент:приветствие, дежурство, вводный инструктаж.
II. Закреплениепройденного материала. Практическое задание
Я раздаю вам шаблоныосновы женского платья, бумагу и модели; прошу вас самостоятельно или,разбившись на группы выбрать любую из предложенных моделей и промоделировать.
Время на эту работу — 10мин. Выполненные работы вы можете оценить, сравнив их с образцами. Ваши работыя проверяю и выставляю оценки в журнал, а к вам у меня вопрос. Для чего мызанимаемся техническим моделированием?
В процессе моделированиявы меняли форму, объём, силуэт, пропорции изделия, преобразовывали выточки вскладки, рельефы, подрезы, драпировки. Сегодня на уроке вы должны разобраться,как подбираются модели на конкретную фигуру, от чего это зависит? Тема урока“Стиль в одежде”.
III. Объяснение новогоматериала.
Стиль — это устойчивый,конкретно определившийся язык эпохи, утверждающий её культуру, понятие красоты,отношение к окружающему миру. Стиль — это манера одеваться (мода приходит иуходит, а стиль остается).
Первое впечатление:
— 55% — Внешность.
— 38% — Манера поведения.
— 7% — Личные качества.
/>
Исследования известногоамериканского профессора Мерамбяна показали, что внешность — рост, вес, цветкожи, одежда, прическа, а когда дело касается женщины, то и макияж — на 55%определяет первое впечатление от человека. На 38% — производят манеры поведениячеловека — язык тела, визуальный контакт, уверенность в себе. Поэтому, если выполностью уверены, что выглядите отлично, то и эти 38% наверняка окажутсяположительными. От того, что вы знаете или о чем говорите, первое впечатлениезависит всего лишь на 7%. Звучит странно, но это факт. Когда вы хорошовыглядите и уверены в этом, то начинаете относиться к себе с большим доверием,и оцениваете себя гораздо выше — ваше поведение меняется и, следовательно, те,с кем вы общаетесь, — ваши друзья, родственники, коллеги, — начинают относитьсяк вам по-другому. Мы касались понятия стиля, когда подбирали модели, отшиваликостюмы для музыкальной школы, смотрели передачи по телевизору. Вашему вниманиюна доске представлены модели определенных стилей. Рассмотрим современныенаправления.
Самый модный стиль — ультрамодный. Его чаще выбирают подростки и молодежь. Этой возрастной группеважнее носить то, что диктует мода или носят их друзья, а не то, что им идет. Этокостюмы из дорогой качественной ткани, мастерски стилизованы под тряпки сконтейнеров (мятые, рваные, грязные, с заплатами, пятнами). “Богатая бедность”.
Классический стиль — самый безопасный из всех. Его выбирают женщины любого возраста, которые боятсяследовать моде или просто ею не интересуются. Классика не должна быть скучной.Воспользуйтесь модными аксессуарами — вы добьётесь поистине классическогооблика.
Основные черты:строгость, деловитость, сдержанность, элегантность, стабильность форм,безукоризненность линий, практичность, солидность. Этот стиль годится для всехслучаев жизни (с разными аксессуарами и украшениями). Классическое сочетаниецветов: черный — белый, зеленый — коричневый, красный — синий, синий — белый. Женскийкостюм: платье с рукавами — жакет, юбка — блузка — жилет или жакет, брюки — блузка — жилет или жакет. Частью классического стиля является деловой стиль(для работы, учёбы).
Черты делового стиля:удобный, не стесняющий движения, ткань высокого качества, гладко крашенная илив мелкий рисунок, в полоску. Цвета сдержанные, спокойные. Аксессуары, украшения,макияж — сдержанные. Деловой стиль — это визитная карточка делового человека.
Романтический стиль:наличие сборок, рюшек, кружев, бантов, оборок. Ткани мягкие, лёгкие, нежныхпастельных тонов. Романтический стиль содержит элементы историческогонационального костюма.
Спортивный стиль: удобнодля движения, занятий спортом, а также активного отдыха, прогулок. Ткани вкрупную полоску, клетку, горох. Для этого стиля характерно наличие пуговиц,кнопок, молний, погон, карманов, отделочная строчка, чёткое расположениедеталей.
Микростили
Джинсовый стиль — спортивный стиль с наличием отделочной строчки, двойного шва, накладныхкарманов, металлических пуговиц, заклёпок, молний, джинсовой ткани.
Матросский стиль — стилькостюма с элементами матросской формы (бескозырка, канты, эмблемы, тельняшки,полоска, сине-белый цвет). Сюда относятся юбки в складку, просторная блуза спросторным воротником или жакет, который носят с майкой и яркой блузкой вполоску.
Диффузный стиль(рассеивание) — это стиль, сочетающий в себе, казалось бы, не сочетаемые вещи(но допускаются не все сочетания). Диффузный стиль требует различного вкуса.
Бельевой — это, преждевсего, цельнокроеная одежда на бретельках, напоминающая изящное нижнее бельё.
Диско — это одежда длядискотек, танцев и музыкальных молодежных вечеров.
Ретро (взгляд в прошлое)- это стиль с элементами одежды прошлых десятилетий.
Унисекс — это одежда дляобоих полов (джинсы, майки, куртки на молниях, кроссовки).
Фэнтези — это стиль снеординарным решением деталей (воротники, манжеты, наличие драпировки, буфов,воланов).
Этнографический илинародный — это одежда с элементами костюмов разных народов.
IV. Закрепление новогоматериала:
Для закрепления темыурока предлагается работа в группах. Пользуясь шаблонами женской фигуры,зарисовать модель предлагаемого стиля, подчеркивая элементы, подтверждающиевыбранный стиль. Работая над зарисовкой модели, помните о том, что в настоящеевремя актуально смешение стилей. Работа рассчитана на 10 минут.
V. Презентация работучащихся:
Варианты моделейвозможных стилей по окончанию работы группы представляют классу. Классугадывает стиль по представленным зарисовка, доказывая или опровергая ихпредложения.
VI. Итог.
Оценивание работ.
VII. Домашнее задание:Анкета.
Нужно ли Вам изменитьсвой образ?
Ответьте на вопросыпредложенной анкеты, и Вы поймете, нужны ли Вам перемены. Хотя подобные анкетыявляются порой бессмысленной тратой времени и к ним редко относятся серьёзно,но если Вы ответите на мои вопросы искренне, результаты могут подтолкнуть Вас ксамым решительным действием.1 Регулярно ли Вы получаете комплименты? Да Нет 2 Всегда ли уверены в том, что выглядите хорошо? Да Нет 3 Всегда ли у Вас есть одежда, подходящая к ситуации? Да Нет 4 Регулярно ли Вы меняете прическу и макияж? Да Нет 5 Придерживаетесь ли Вы последних веяний моды? Да Нет 6 Пробуете ли Вы новые стили и цветовые решения? Да Нет 7 Сильно ли Вы изменились за последний год? Да Нет 8 Отражает ли Ваша внешность Вашу личность? Да Нет 9 Часто ли Вы завидуете “чувству стиля”, которым обладают другие? Да Нет 10 Пытаетесь ли Вы безуспешно копировать чужой стиль? Да Нет 11 Принимали Вы решение кардинально измениться, которому не последовали? Да Нет 12 Используете ли Вы одежду и макияж для того, “чтобы спрятаться”? Да Нет 13 Ощущаете ли Вы чувство вины, тратя деньги и время на себя? Да Нет 14 Придает ли Ваша внешность чувство уверенности в себе? Да Нет 15 Испытываете ли Вы трудности при выборе одежды? Да Нет 16 Хотите ли Вы играть более важную роль в домашней (профессиональной) социальной жизни? Да Нет 17 Чувствуете ли Вы себя беспомощной? Да Нет 18 Хотите ли разобраться в себе, но не знаете, с чего начать? Да Нет
Ключ к расшифровке анкеты
1. Если Вы ответили побольшей части “нет” на вопросы с 1-го по 10-ый и по большей части “да” наостальные: Вам требуются срочные перемены. Приступайте к ним, не откладывая.Ваша внешность, уверенность в себе и самооценка гораздо ниже, чем они должныбыли бы быть. Вам необходимо предпринять позитивные шаги, чтобы радикально изменитьситуацию. Вам нечего терять, обретёте же весь мир!
2. Если Ваши ответыразделились примерно на половину: Вы уже на полпути к идеальному образу — осталось всего несколько штрихов. В чём-то Вы поступаете правильно, в чём-тонет, но, скорее всего не понимаете, почему когда-то Вам всё удается, а когда-тонет. Ясное понимание секрета собственного стиля позволит Вам хорошо выглядеть иощущать себя более уверенно в любых ситуациях.
3. Если Вы ответили “да”вопросы с 1-го по 10-ый и по большей части “нет” на остальные: судя по всемуВашей внешности и уверенности в себе можно только позавидовать.
Обработав данные Вашиханкет, я предлагаю Вам следующие рекомендации:
1. Определить тип своеголица и узнать, как подобрать очки, причёску и вырез платья, чтобы выглядетьнаилучшим образом.
2. Произвести переоценкусобственного тела, узнать его сильные и слабые стороны и выбрать подходящийстиль.
3. Понять, какая цветоваягамма подходит Вам лучше всего, увидеть, как меняют Вас различные цвета.
4. Начать планировать собственныйгардероб таким образом, чтобы он соответствовал Вашему образу жизни и ненаносил ущерба семейному бюджету.
5. Выбрать легкие ибыстрые способы макияжа и ухода за кожей, чтобы поддержать лицо в прекрасномсостоянии.
6. Перевести новейшиетенденции моды в стиль наиболее приемлемый для Вашего возраста, вкуса иличности.

Приложение2.
Лист степени готовностиучащихся к уроку№ п/п Фамилия Имя Готовность к уроку Активность на теоретической части урока Интерес к выполнению практического задания Количество выполненной работы 1. Аулова Света Нет формы Низкая Не интересуется Не справилась с заданием 2. Марченко Даша Готова Высокая Работает с увлечением Справилась с заданием 3. Лиманская Лиза Готова Высокая Работает без интереса Задание выполнено не полностью 4. Щепелева Юля Нет тетради Низкая Не интересуется Не справилась с заданием 5. Гребениченко Юля Нет формы Высокая Работает с увлечением Справилась с заданием 6. Луганская Наташа Готова Низкая Работает без интереса Задание выполнено не полностью 7. Бабешко Света Готова Высокая Работает с увлечением Справилась с заданием 8. Булдакова Юля Нет пряжи Низкая Не работает Не справилась с заданием 9. Буланова Аня Нет спиц Низкая Не работает Не справилась с заданием 10. Катко Ирина Готова Низкая Не интересуется Не справилась с заданием

Приложение 3
Анкета для учащихся№ п/п Фамилия Имя Тебе нравятся уроки технологии? Что именно нравится или не нравится на уроках труда? Что бы ты хотела изменить на уроках? 1. Аулова Света Нет Не интересно. Меньше писать. 2. Марченко Даша Да Полезно для жизни. Побольше интересного. 3. Лиманская Лиза Да Нравится шить. Научиться вязать 4. Щепелева Юля Не очень Много писать. Меньше писать. 5. Гребениченко Юля Нет Много писать. Больше интересного. 6. Луганская Наташа Не очень Трудно заниматься. Меньше писать. 7. Бабешко Света Да
Нравится
вязать. Больше интересных рисунков. 8. Булдакова Юля Нет Не интересно. Больше интересного. 9. Буланова Аня Нет Много писать. Меньше писать. 10. Катко Ирина Не очень Много писать. Играть в интересные игры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.