Реферат по предмету "Педагогика"


Исследование особенностей для реализации физического воспитания

Введение
Реализация цели физического воспитанияосуществляется через решение оздоровительных, образовательных и воспитательныхзадач.
Оздоровительные задачи определяют направленностьпедагогических воздействий на гармоничное физическое развитие школьника и егоподготовку к нагрузкам, связанным с характером учебной деятельности.Гармоничное физическое развитие предполагает воспитание основных физическихкачеств и развитие способностей у школьников, повышение функциональныхвозможностей дыхательной, сердечно-сосудистой систем, укрепление центрального исовершенствование периферического звена нервной системы, активизацию обменныхпроцессов, совершенствование и развитие адаптивных свойств организма.Подготовка к нагрузкам в процессе учебы связана с поддержанием оптимальногофункционального состояния организма, высокого уровня его работоспособности втечение учебного дня, недели, месяца, года.
В младшем школьном возрасте особое значениеимеет формирование правильной осанки путем развития опорно-двигательногоаппарата, общего укрепления мышечного корсета, профилактики плоскостопия,формирования правильных изгибов позвоночника и т.д. Оздоровительные задачипредусматривают также повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиямвнешней среды и простудным заболеваниям. Реализация этих задач вызывает у детейбодрость, жизнерадостность, способствует достижению высокой работоспособности,помогает успешно овладевать учебным материалом по различным предметам школьнойпрограммы.
Образовательные задачи нацелены на вооружение учащихсязнаниями, умениями и навыками, необходимыми в разнообразных условиях жизни.Здесь выделяются задачи, связанные с приобретением знаний о режиме дня,правилах личной гигиены и закаливании, способах (технике) выполнениядвигательных действий, а также знания и умения по организации и проведениюежедневных домашних занятий физическими упражнениями.
В младшем школьном возрасте наиболееответственной образовательной задачей является также создание так называемойшколы движений, включающей формирование и совершенствование жизненно важныхдвигательных умений и навыков в ходьбе, беге, прыжках, метаниях различныхпредметов, лазанье и перелезании, передвижении на лыжах, плавании. В младшемшкольном возрасте запас двигательных действий у детей весьма ограничен, чтоопределяет возможности развития физических способностей. Именно отсутствиеразнообразия двигательных действий в свою очередь мешает направленномувоздействию на те или иные органы и структуры организма, не позволяетцелеустремленно управлять их активностью, а следовательно, добиватьсяположительных результатов в гармоничном физическом развитии. Чтобы избежатьэтого негативного явления, осуществляют совершенствование двигательных навыкови умений, приобретенных в дошкольном возрасте, а также обучают новымдвигательным действиям, которые хотя и не имеют непосредственно прикладногохарактера, но являются необходимыми для всестороннего развития физическихспособностей. Эти двигательные действия представлены в Комплексной программефизического воспитания учащихся.
Воспитательные задачи характеризуются воспитаниемфизических качеств личности, связанных с проявлением физических и психическихпотенций школьников при решении двигательных задач в конкретных ситуациях.Содержание учебного процесса в начальной школе должно быть увязано своспитанием дисциплинированности, воли, коллективных действий. Решение этихзадач способствует развитию у школьников устойчивого интереса к проявлениюсвоих физических возможностей, использованию их в повседневной жизни, побуждаетк занятиям спортом. Особенно важно, чтобы условия, в которых решаютсядвигательные задачи, были максимально приближены к реальной жизни. Такиеусловия обеспечивают имитационными играми, проявлением физических возможностейво время прогулок, походов и т.д.
В данной работе рассмотрены все физическиекачества человека, методика их развития. Правильное воспитание на урокахфизкультуры позволит гармонично развить физические качества и способности,заложить крепость тела и духа. В работе подробно рассмотрены возрастныеособенности развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, так какбез знания этих особенностей невозможно правильно определить нагрузку, методикупроведения воспитательной работы.

1. Основы развития физических качеств и способностей у детейдошкольного и младшего школьного возраста
Под физическими качествами понимают социальнообусловленные совокупности биологических и психических свойств человека,выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательнуюдеятельность.
К числу основных физических качеств относятсилу, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.
От других качеств личности физические качестваотличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задаччерез двигательные действия.
Двигательные действия, используемые для решениядвигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У однихотмечается более высокий темп выполнения, у других – более высокая точностьвоспроизведения параметров движения и т.п. Например, в ходе эстафеты с ведениеммяча одни ученики добиваются положительного результата за счет высокой скоростипередвижения, а другие–за счет техники ведения. Наблюдаемые различияобъясняются индивидуальными возможностями учеников и отражают по своей сутиуровень развития тех или иных физических способностей [1, c. 17].
Под физическими способностями понимаютотносительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможностиорганов и структур организма, взаимодействие которых обусловливаетэффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможностиопределяются соответствующими задатками, приобретенные – социально-экологическойсредой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность можетразвиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех жезадатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностейв двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональныхвозможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятаяфизическая способность не может выразить в полном объеме соответствующеефизическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупностьфизических способностей определяет то или иное физическое качество. Например,нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если онспособен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м.Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физическихспособностей обеспечивает длительное поддержание работы при всем многообразиидвигательных режимов ее выполнения (например, при беге на дистанции 1500 ми 5000 м, при многоразовом поднимании тяжестей различного веса и т.д.).Развитие физических способностей происходит под действием двух основныхфакторов: наследственной программы индивидуального развития организма исоциально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям).В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единствонаследственного и педагогически направляемого изменения функциональныхвозможностей органов и структур организма.
Изложенные представления о сути физическихкачеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитанияфизических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развитыспособности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво онопроявляется в решении двигательных задач; б) развитие физических способностейобусловливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможностифункционального развития отдельных органов и структур организма. Чем болеенадежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем болееустойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях;в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразныхдвигательных задач, а развитие физических способностей – через выполнениедвигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательных задачхарактеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможностьвыполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональнойактивностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитаниифизических качеств.
Возрастные особенности детей 6–10 лет. Длядетей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокойдвигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуальногоразвития ребенка и обусловливает необходимость постоянного подкреплениярасширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей.Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы ихразвития тормозятся и, как следствие этого, возникают разнообразныефункциональные и морфологические нарушения. Вместе с тем постоянная активностьявляется своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышенияфункциональных возможностей детей [2, c. 68].
Характеристика двигательной активности. Поддвигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий,выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Выделяют регламентируемую,частично регламентируемую и нерегламентируемую двигательную активность.Регламентируемая двигательная активность представляет собой суммарный объемспециально избираемых и направленно воздействующих на организм школьниковдвигательных действий (например, на уроке физической культуры). Частичнорегламентируемая двигательная активность – это объем двигательных действий,возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время туристскогопохода). Нерегламентируемая двигательная активность включает объем спонтанновыполняемых двигательных действий (например, в быту). Средняя нормадвигательной активности, включая все ее разновидности, для младших школьниковдолжна составлять не менее 12–18 тыс. движений в сутки с обязательнымвключением 1–1,5 ч организованных занятий физической культурой.
Объем времени регламентируемой двигательнойактивности младших школьников включает уроки физической культуры (два раза внеделю по 45 мин), физкультурные минутки (5 мин), подвижные перемены(20–30 мин), спортивный час в группе продленного дня (50–60 мин) ивыполнение домашних заданий по физической культуре (15–25 мин). Этот объемможет быть увеличен за счет внешкольной спортивно-массовой работы (кружки,спортивные секции, соревнования и т.д.).
Рассматривая вопросы двигательной активностидетей младшего школьного возраста, необходимо учитывать характер ихповседневной деятельности, связанной с обучением в школе. Особое внимание нужноуделять ученикам I класса. Для ребенка началообучения является критическим периодом, когда он из «играющего» превращается в«сидящего». Свидетельство тому – снижение двигательной активности упервоклассников в среднем на 50% по сравнению с дошкольниками. В младшемшкольном возрасте по параметрам двигательной активности отмечаются существенныеразличия между мальчиками и девочками: мальчики имеют эти показатели в среднемна 16–30% выше.

2. Физические качества и способности
2.1 Выносливость
Выносливость выражается через совокупность физическихспособностей, обеспечивающих поддержание длительности работы в различных зонахмощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умереннойнагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакцийорганов и структур организма.
Продолжительность механической работы дополного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления,компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фазахарактеризуется появлением начальных признаков усталости, вторая – прогрессивноуглубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счетдополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательногодействия (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге).Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижениюинтенсивности работы вплоть до ее прекращения.
В теории и практике физического воспитаниявыделяют общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимаютдлительное выполнение работы с оптимальной функциональной активностью основныхжизнеобеспечивающих органов и структур организма. Данный режим работыобеспечивается преимущественно способностями выполнять двигательные действия взоне умеренных нагрузок. Специальная выносливость характеризуетсяпродолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомленияот содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливостьклассифицируется: а) по признакам двигательного действия, с помощью которогорешается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); б) попризнакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательнаязадача (например, игровая выносливость); в) по признакам взаимодействия сдругими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешногорешения двигательной задачи (например, силовая выносливость) [3, c. 28].
Воспитание выносливости осуществляетсяпосредством решения двигательных задач, требующих мобилизации психических ибиологических процессов в фазе компенсаторного утомления или в концепредшествующей фазы, но с обязательным выходом на фазу компенсаторногоутомления. Условия решения задач должны обеспечивать вариативный характерработы с обязательно меняющимися нагрузками и структурой двигательного действия(например, преодоление препятствий во время бега по пересеченной местности).
К ведущим физическим способностям, выражающимкачество выносливости, относят выносливость к нагрузкам в максимальной,субмаксимальной, большой и умеренной зонах нагрузок. Все эти способностиимеют единый измеритель – предельное время работы до начала снижения еемощности.
Выносливость в условиях максимальныхнагрузок в младшем школьном возрасте увеличивается постепенно. К основнымсредствам для ее развития относят циклические упражнения, продолжительностьвыполнения которых не превышает 5–10 с, что можно сравнить с пробеганиемотрезков в 20–40 м с максимальной скоростью. Как правило, эти упражнениявыполняют повторным методом, сериями. Интервалы для отдыха между беговымиупражнениями составляют обычно 30–45 с, а между сериями 1,2–2 мин. Паузыдля отдыха заполняют упражнениями на расслабление, ходьбой, чередуемой сдыхательными упражнениями, и т.д. Активный отдых ускоряет восстановлениеорганизма для последующей работы. Количество серий или беговых упражнений всерии определяется самочувствием школьников и их функциональным состоянием.Здесь учитель может ориентироваться на два основных показателя: частотусердечных сокращений (ЧСС) и скорость бега. У младших школьников повторнаянагрузка допускается при ЧСС. не более 116–120 уд/мин и при снижении скоростибега в среднем до 70–75% от максимальной.
Выносливость в условиях субмаксимальных(околопредельных) нагрузок в младшем школьном возрасте начинает интенсивнонарастать у мальчиков с 10 лет и у девочек – с 9 лет. Основными средствамиразвития выносливости в этом возрасте являются упражнения циклического(например, бег) и ациклического характера (прыжки). Интенсивность нагрузки приэтом составляет 75–95% от максимальной, а продолжительность выполненияупражнений от 20 с до 1,5 мин. Например, если предельная скорость бега умальчиков III класса составляет 4,6–5,0 м/с,то при субмаксимальной нагрузке она снижается примерно до 4,2–4,6 м/с. Этиупражнения можно выполнять с дополнительными отягощениями, но с обязательнойкоррекцией продолжительности, количества повторений и скорости выполнения.
Ведущим в развитии выносливости является методстрого регламентированного упражнения, позволяющий точно задавать величину иобъем нагрузки. Повторное выполнение упражнения или серий можно начинать приЧСС 110–120 уд/мин. В паузах для отдыха выполняют упражнения на дыхание,расслабление мышц и развитие подвижности в суставах. Развивать выносливость присубмаксимальных нагрузках целесообразно после упражнений на развитиекоординации движений или обучения двигательным действиям при начинающемсяутомлении. Продолжительность упражнений, их количество и интервалы для отдыхамежду ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы.
Выносливость в условиях больших нагрузок наиболееинтенсивно увеличивается у мальчиков с 8 до 11 лет, а у девочек – с 9 до 11лет. Основными средствами ее развития являются циклические упражнения(например, бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.), выполняемые с интенсивностьюв 65–70% от максимальной. По своему воздействию упражнения должны вызыватьзначительное повышение ЧСС и легочной вентиляции. В зависимости от возраста ЧССможет достигать 180–200 уд/мин, а минутный объем дыхания от 40 до 60 л/минпри частоте дыханий 45 – 60 цикл/мин. Развитие выносливости в условиях большихнагрузок осуществляется методами строго регламентированного и игровогоупражнений. Последний позволяет за счет повышенной эмоциональности достигатьбольшего объема работы. В младшем школьном возрасте продолжительность беговыхнагрузок достигает 3–5 мин, а интервалы для отдыха 6–8 мин. Повторноевыпол-нение упражнения осуществляется при ЧСС НО-115 уд/мин и минутном объемедыхания на уровне 110–120% от исходной величины. Выносливость в условияхбольших нагрузок развивают, как правило, в конце основной части урока на фоненачального утомления. Чем больше утомление от предшествующей работы, темменьше надо времени для получения одноразового тренировочного эффекта вразвитии выносливости.
Выносливость в условиях умеренных нагрузок эффективноразвивается на протяжении всего младшего школьного возраста, но наилучшегорезультата можно добиться у мальчиков 8–10 лет и у девочек 7–9 лет. Основнымисредствами для развития выносливости в условиях умеренных нагрузок являютсяпродолжительные циклические упражнения (например, длительная ходьба, кроссовыйбег, лыжные марши до 1,5 км). Эти упражнения повышают ЧСС от 130–140 до160–170 уд/мин, а легочную вентиляцию от 12–14 до 40–50 л/мин. Одной изособенностей развития выносливости в этих условиях является необходимостьдлительного выполнения упражнения, что затруднительно на уроках физическойкультуры. Поэтому на школьных занятиях целесообразно обучать передвижению налыжах с соответствующей скоростью, а увеличивать объем работы, наращиваяпродолжительность ее выполнения, лучше в ходе выполнения домашних заданий.
физический воспитание школьный возраст
2.2 Ловкость
Ловкость выражается через совокупностькоординационных способностей, а также способностей выполнять двигательныедействия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкостьвоспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательныхзадач, требующих постоянного изменения структуры действий. При обучении обязательнымтребованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения.Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданиемвнешних условий, затрудняющих выполнение упражнения. Решение двигательных задачпредполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях[4, c. 37].
Координационные способности связаныс возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают: а)пространственную ориентировку; б) точность воспроизведения движения попространственным, силовым и временным параметрам; в) статическое и динамическоеравновесие. Пространственная ориентировка подразумевает: 1) сохранениепредставлений о параметрах изменения внешних условий (ситуаций) и 2) умениеперестраивать двигательное действие в соответствии с этими изменениями. Человекне просто реагирует на внешнюю ситуацию. Он должен учитывать возможную динамикуее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этимстроить соответствующую программу действий, направленную на достижениеположительного результата.
Воспроизведение пространственных, силовых ивременных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательныхдействий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных)механизмов регуляции движений. Точность пространственных перемещений вразличных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается прииспользовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых
задаются заранее (например, по команде учителяудержать равновесие в позе «ласточка»). Точность воспроизведения силовых ивременных параметров двигательного действия характеризуется способностьюдифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной сусловиями выполнения данного упражнения.
Точность пространственных перемещений всуставах прогрессивно увеличивается у детей с 7 до 12 лет. Средствами ееразвития являются упражнения на воспроизведение поз человека, где параметрырасположения тела и его звеньев задаются учителем. Развитие пространственныхощущений происходит в несколько этапов. На первом этапе с помощью простыхупражнений у детей развивают способность оценивать пространственноерасположение отдельных звеньев тела (например, отведение руки на 45° или наклонтуловища под углом в 90°). На втором этапе предлагается принять различные позыпо заданию. Сложность выполнения этих заданий можно увеличить путем сочетаниястатических поз с передвижениями (например, во время ходьбы по сигналу учителяшкольники останавливаются и воспроизводят заданную позу). На третьем этаперазвитие точности достигается посредством самостоятельного выбора поз исловесного отчета ученика о выполненном действии. Сложность выполнения точныхдвижений повышается при «выключении» зрения, а также при использованииотягощений.
Точность воспроизведения мышечных усилий привыполнении упражнений интенсивно нарастает у детей с 8-летнего возраста. Приэтом способность оценивать вес предметов развивается в основном с 8 до 10 лет,а способность воспроизводить задаваемую величину мышечного усилия – после 11лет. Основными упражнениями, развивающими точность дифференцирования мышечныхусилий, являются упражнения с отягощениями, где вес предметов строгодозируется. Кроме того, используют прыжки в высоту и в длину, а также метаниеспортивных снарядов на разное расстояние, что обусловливает приложениеразличных мышечных усилий. Для развития данной способности у младших школьниковиспользуют упражнения с предметами, схожими по форме, но разными повесу. Сначала ученику предлагают опробовать все предметы, расположенные впоследовательности возрастания их веса. Затем последовательность расположенияпредметов меняют, и школьник, взяв любой предмет, отыскивает другой (например,в два раза тяжелее). Закрепление приобретенной способности осуществляется приусложнении заданий (например, выбрать мяч заданного веса во время эстафеты). Потакой же схеме организуют методику развития точности мышечных усилий привыполнении прыжковых упражнений. Вначале ученику предлагают выполнить прыжок(например, в длину) с максимальным результатом. После этого устанавливаюториентиры, соответствующие 25–50–75% от максимального результата, и школьникивыполняют прыжки по заданию учителя (на заданное расстояние). Затем прыжки позаданию выполняют без ориентиров, и, наконец, школьники выполняют прыжки насамостоятельно выбранное расстояние, сообщая свой результат учителю. Дляразвития точности усилий мышц плечевого пояса эффективными являются упражненияв метании спортивных снарядов.
Сохранение устойчивости тела (равновесие) необходимопри выполнении любого двигательного действия. Различают статическое идинамическое равновесие. Первое проявляется при длительном сохраненииопределенных поз человека (например, стойка на лопатках в гимнастике), второе –при сохранении направленности перемещений человека при непрерывно меняющихсяпозах (например, передвижение на лыжах). Статическое равновесие развиваютпосредством усложнения структуры упражнения и изменения психофункциональногосостояния школьников (Например, выполнение упражнения на подвижной опоре или сзакрытыми глазами). Совершенствование динамического равновесия осуществляется спомощью упражнений циклического характера (например, ходьба или бег понаклонной плоскости с уменьшенной шириной опоры). Вестибулярная устойчивостьхарактеризуется сохранением позы или направленности движений после раздражениявестибулярного аппарата (например, после вращения). В этих целях используютупражнения с поворотами в вертикальном и горизонтальном положениях, кувырки,вращения (например, ходьба по гимнастической скамейке после серии кувырков).
Чувство равновесия развивается на протяжениивсего младшего школьного возраста. Навыки в статическом равновесии формируютпосредством постепенного изменения координационной сложности двигательногодействия, а в динамическом – за счет постепенного изменения условий выполненияупражнений. Например, при развитии статического равновесия сначала выполняютупражнения из исходного положения основной стойки, затем – стоя на носках или стояна гимнастической скамейке. Упражнения могут быть усложнены за счетвариативности их выполнения (например, стоя поочередно на правой и левой и т.д.).Выполнение этих упражнений вызывает необходимость сохранения заданной позы (например,и. п. – о. с., руки в стороны – держать на три счета, подняться на носки –держать на три счета и т.д.). Динамическое равновесие характеризуетсяудержанием тела в пространстве при выполнении двигательных действий. Здесьиспользуют разнообразные упражнения школьной программы. При их выполнениинеобходимо точное воспроизведение амплитуды движений, сохранение направленностидвигательных действий [5, c. 58].

2.3 Гибкость
Гибкость определяется как физическая способностьчеловека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Онахарактеризует степень подвижности в суставах и состояние мышечной системы.Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон(сопротивляемость их растяжению), так и с регуляцией тонуса мышц во времявыполнения двигательного действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняеткоординацию движений, лимитирует возможности пространственных перемещений телаи его звеньев.
Различают пассивную и активную гибкость. Пассивнаягибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействиемвнешних сил (например, веса партнера или его мышечных усилий). Активнаягибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряженийсобственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Величина пассивнойгибкости всегда больше активной. Под влиянием утомления активная гибкостьуменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению послепредшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшегопротиводействия растяжению тонуса мышц). Уровень развития гибкости оценивают поамплитуде движений, которая измеряется либо угловыми градусами, либо линейнымимерами. В практике физического воспитания выделяют общую и специальнуюгибкость. Первая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболеекрупных суставах опорно-двигательного аппарата, вторая – амплитудой движений,соответствующей технике конкретного двигательного действия.
Гибкость интенсивно увеличивается у детей ввозрасте от 6 до 8 лет и от 9 до 10–11 лет. У девочек показатели гибкости на 20– 30% выше, чем у мальчиков. Основными средствами развития гибкости являютсяупражнения на растягивание, которые могут быть динамического (пружинистые,маховые движения) и статического (сохранение максимальной амплитуды приразличных позах) характера. Упражнения на растягивание выполняют с отягощениямиили без них. Использование отягощений способствует развитию пассивной гибкости.
Гибкость развивают в основном с помощьюповторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. В зависимостиот возраста и физической подготовленности школьников количество упражнений всерии дифференцируют. При этом необходимо соблюдать ряд методическихтребований:
перед выполнением упражнений на растягиваниеследует хорошо «разогреть» организм, чтобы избежать травм;
преимущественно развивать подвижность в техсуставах, которые играют ведущую роль в жизненно необходимых действиях:плечевых, тазобедренных, голеностопных и суставах кисти;
амплитуду движений следует увеличиватьпостепенно, сохраняя преемственность и последовательность воздействий насоответствующие мышцы и суставы; между сериями упражнений на растягиваниенеобходимо выполнять упражнения на расслабление мышц.
Активная и пассивная гибкость развиваютсяпараллельно. Использование динамических упражнений приводит к росту активнойгибкости в среднем на 19–20%, а пассивной – на 10–11%. В то же времяиспользование пассивных упражнений обеспечивает увеличение активной гибкости всреднем на 13%, а пассивной – на 20%. Наиболее эффективным является комплексноеразвитие гибкости, когда динамические упражнения для развития активной ипассивной гибкости составляют по 40% времени, отводимого на уроке (серииуроков), а 20% – на выполнение статических упражнений. Например, на развитиегибкости на уроке отводят 10 мин: из них 4 мин ученики выполняютактивные движения (махи, наклоны, приседания), следующие 4 мин – упражненияс отягощением (те же наклоны, но с удержанием набивного мяча на прямых руках) иоставшиеся 2 мин – удержание поз в упражнениях, требующих высокойподвижности в суставах (стойки на лопатках, «мост», «шпагат» и т.д.).
Уровень развития гибкости должен несколькопревосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладениятехникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый запасгибкости [5, c. 76].
Достигнутый уровень гибкости необходимоподдерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений. Поэтомуна уроках с младшими школьниками упражнения на развитие гибкости нужно включатьпостоянной в большом объеме. Эти упражнения применяют также в комплексахутренней гимнастики, в играх на переменах и т.д.

3. Организация физического воспитания школьников
Систему взаимосвязанных форм организациифизического воспитания составляют:
– уроки физической культуры;
– физкультурно-оздоровительные мероприятияв режиме дня школы (гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках,игры и физические упражнения на переменах, ежедневные физкультурные занятия вгруппах продленного дня, ежемесячные дни здоровья и спорта);
– внеклассная спортивно-массовая работа(занятия в кружках физической культуры, группах общей физической подготовки,спортивных секциях, спортивные соревнования, туристские походы);
– внешкольная физкультурно-оздоровительнаяи спортивно-массовая работа (занятия по месту жительства учащихся, вдетско-юношеских спортивных школах, Дворцах и Домах пионеров, на детскихтуристских станциях, в спортивных обществах);
– самостоятельные занятия физическимиупражнениями в семье (утренняя гимнастика, игры на свежем воздухе, туристскиепоходы и т.д.).
Урок физической культуры
Урок физической культуры являетсяосновной и обязательной формой физического воспитания в школе. На урокеучащиеся получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренныхшкольной программой, повышают уровень своего физического развития. Урокифизической культуры имеют специфические особенности, характеризующиесямногообразием двигательных ощущений, большой вариативностью обстановки иусловий двигательной деятельности, высокой эмоциональностью, коллективнымидействиями.
Уроки физической культуры строятся всоответствии с общими педагогическими принципами, а также методическимипринципами физического воспитания. При построении урока эти принципыконкретизируются следующими требованиями:
урок должен решать образовательные,воспитательные и оздоровительные задачи, формировать интерес у учащихся кзанятиям физическими упражнениями, побуждать их к активной деятельности;
задачи урока должны быть предельно конкретны,учитывать состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность,обеспечивать преемственность предыдущих занятий с последующими и в то же времяиметь свою целостность и законченность;
содержание урока, методика его организации ипроведения должны постоянно видоизменяться, сохраняя при этом направленностьпедагогических воздействий на решение основных задач;
содержание и нагрузка на уроке должнысочетаться с другими общеобразовательными уроками в расписании учебного дня.
Структура урока физической культуры включаеттри части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая изних имеет свое обоснование и содействует решению задач урока. Назначение подготовительнойчасти заключается в организации учащихся, активизации их внимания,подготовке организма к физическим нагрузкам. Она начинается с сообщения озадачах урока, его организации, последовательности прохождения учебногоматериала. Кроме этого, в подготовительной части могут решатьсяобразовательно-воспитательные задачи: обучение строю, формирование осанки и т.д.Центральное же место в подготовительной части урока занимает функциональнаяподготовка организма к предстоящей деятельности. Это достигается посредствомвыполнения комплексов общеразвивающих упражнений. При этом последовательностьвыполнения упражнений предполагает поочередное воздействие на основные мышечныегруппы, постепенное увеличение нагрузки. Содержание комплексов физическихупражнений условно делят на две части: первая связана с всестороннейактивизацией органов и структур организма, усилением деятельности дыхания,кровообращения, обменных процессов; вторая – с усилением функциональнойдеятельности тех органов и структур, которые будут обеспечивать двигательнуюактивность в последующих физических упражнениях. Если первая часть комплексаможет быть относительно постоянной, то вторая – конкретной для каждого занятияисходя из его основных задач. Вместе с тем первая часть комплексаобщеразвивающих упражнений должна обеспечивать преемственность функциональногосостояния организма с предшествующей деятельностью. Например, если урокфизической культуры проводится по расписанию последним, то общеразвивающиеупражнения должны быть направлены в первую очередь на повышение интенсивностиобменных процессов, усиление дыхания и кровообращения, содействовать быстромуснятию нервного напряжения, вызванного предшествующей деятельностью.
Упражнения, входящие в комплекс, должны бытьхорошо освоены учениками. Резкой границы между подготовительной и основнойчастями урока не должно быть.
Решение наиболее сложных задач урокаосуществляется в его основной части. Здесь проводится обучение новымдвигательным действиям, повторение и закрепление пройденного учебногоматериала, воспитание физических качеств и развитие способностей.Учебно-воспитательный процесс в основной части урока протекает более успешно,если соблюдаются следующие методические правила:
изучение нового материала следует проводить впериод наибольшей активности учащихся, на фоне их повышенной работоспособности(как правило, в начале основной части урока);
к повторению и совершенствованию изученныхприемов и действий целесообразно приступать после изучения нового материала;
упражнения должны сменяться в такойпоследовательности, чтобы мышечные напряжения чередовались с расслаблением,статические усилия – с динамическими и т.д.;
при воспитании физических качеств и развитииспособностей соблюдать такую последовательность: скоростные упражнения, силовыеупражнения и упражнения на развитие выносливости;
упражнения на точность и координацию движенийпредшествуют упражнениям, требующим больших или длительных мышечных напряжений.
В соответствии с этими методическими правиламиосновную часть урока подразделяют на обучающую и развивающую части. Впервой части преимущественно решаются задачи, связанные с обучением двигательнымдействиям, а во второй – с развитием физических способностей. В обучающей частитакже проводится учет знаний, умений и навыков, освоенных учениками всоответствии со школьной программой.
Заключительная часть урокаимеет целью восстановление функциональной активности организма школьников иобеспечение перехода их от возбужденного состояния к более спокойному иуравновешенному. Решение этой задачи является необходимым условием длядальнейшей деятельности учеников. Здесь используют относительно спокойные,малоинтенсивные упражнения (например, ходьбу, перестроения, дыхательныеупражнения и упражнения на расслабление мышц). Затем учитель подводит итогиурока, дает домашние задания, при необходимости проводит инструктаж кследующему уроку.
Типы уроков. В практике физического воспитанияразличают несколько типов уроков физической культуры: вводный урок, урокизучения нового материала, урок закрепления и совершенствования пройденногоматериала, смешанный и контрольный уроки.
Вводный урок проводят в начале учебногогода или четверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомитшкольников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержанииучебного материала в соответствии с программой: объясняет правила поведения вспортивном зале, требования к ученикам, их спортивной одежде и т.д.
На уроке изучения нового материала основноевнимание уделяют еще незнакомым упражнениям. Такой урок проходит принезначительной двигательной активности школьников.
На уроке закрепления и совершенствованияпройденного материала основное внимание уделяют многократному повторениюизученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активностьшкольников резко возрастает. На таком уроке обычно воспитывают физическиекачества и развивают способности, используя для этого изученные двигательныедействия.
В практике физического воспитания младшихшкольников чаще проводят смешанный (комплексный) урок, на которомсовмещают изучение нового материала с закреплением и совершенствованиемпройденного.
Контрольный урок посвящаютоценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило, контрольныйурок проводят в конце четверти или после прохождения важных разделов школьнойпрограммы (например, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.
Виды уроков. В зависимости от использованиясредств физического воспитания уроки классифицируются по видам. Так, выделяютуроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.

Заключение
К числу основных физических качеств относятсилу, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.
От других качеств личности физические качестваотличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задаччерез двигательные действия.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые,врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структурорганизма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнениядвигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующимизадатками, приобретенные – социально-экологической средой жизнеобитания человека.При этом одна физическая способность может развиваться на основе разныхзадатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разныеспособности. Реализация физических способностей в двигательных действияхвыражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельныхорганов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность неможет выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Толькоотносительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей «определяетто или иное физическое качество.
Развитие физических способностей происходит поддействием двух основных факторов: наследственной программы индивидуальногоразвития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление квнешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физическихспособностей понимают единство наследственного и педагогически направляемогоизменения функциональных возможностей органов и структур организма.
Изложенные представления о сути физическихкачеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитанияфизических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развитыспособности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво онопроявляется в решении двигательных задач; б) развитие физических способностейобусловливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможностифункционального развития отдельных органов и структур организма. ^ Чем болеенадежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем болееустойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательныхдействиях; в) воспитание физических качеств достигается через решениеразнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей – черезвыполнение двигательных заданий. Возможность решения многообразных двигательныхзадач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможностьвыполнения многообразных двигательных действий с необходимой функциональнойактивностью органов и структур организма говорит о гармоничном воспитаниифизических качеств.
Систему взаимосвязанных форм организациифизического воспитания составляют:
– уроки физической культуры;
– физкультурно-оздоровительные мероприятияв режиме дня школы (гимнастика до занятий, физкультурные минутки на уроках,игры и физические упражнения на переменах, ежедневные физкультурные занятия вгруппах продленного дня, ежемесячные дни здоровья и спорта);
– внеклассная спортивно-массовая работа(занятия в кружках физической культуры, группах общей физической подготовки,спортивных секциях, спортивные соревнования, туристские походы);
– внешкольная физкультурно-оздоровительнаяи спортивно-массовая работа (занятия по месту жительства учащихся, вдетско-юношеских спортивных школах, Дворцах и Домах пионеров, на детскихтуристских станциях, в спортивных обществах);
– самостоятельные занятия физическимиупражнениями в семье (утренняя гимнастика, игры на свежем воздухе, туристскиепоходы и т.д.).

Список использованной литературы
1. Д. Богданов Г.П. Школьникам– здоровый образ жизни. – М.: Физкультура и спорт, 1989.
2. Бутин И.М. Лыжныйспорт: Учебник для фак-тов физ. воспит. пед. ин-тов. – М.: Просвещение,1982.
3.Гимнастика с методикой преподавания: Учеб. пособие для отделений физ. воспит.пед. училищ / Под ред. И.Б. Павлова и В.М. Баршая. – М.:Просвещение, 1985.
4.Гуревич Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе. – М.:Просвещение, 1989.
5.Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. – М.: Просвещение,1983.
6.Комплексная программа физического воспитания учащихся I–XI классов общеобразовательной школы. – М.: Просвещение,1987.
7.Легкая атлетика с методикой преподавания: Учеб. пособие для отделений физ.воспит. пед. училищ / Под ред. А.Н. Макарова и П. 3. Сириса. –М.: Просвещение, 1989.
8.Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников / Под ред. Л.Е. Любомирского. –М.: Педагогика, 1989.
9.Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика:Учеб. пособие для фак-тов физ. воспит. пед. ин-тов. – М.: Просвещение,1989.
10.Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию / Подред. В.П. Богословского. – М.: Просвещение, 1984.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.