Реферат по предмету "Педагогика"


Современные педагогические технологии 2

--PAGE_BREAK--
2. Современные технологии организации образовательного процесса

Новая парадигма образования, ставящая развитие личности обучаемого в центр образовательной пирамиды, нацеливает не только на новые технологии обучения, но и новые технологии организации образовательного процесса.Под «новыми» педагогическими технологиями, имеется в виду не их временной аспект, а их отличие от привычных, традиционных технологий.

Традиционные методы организации учебного процесса направлены на создание условий, которые в большей степени способствуют усвоению фактологического материала, закреплению навыка воспроизводить знания в знакомой ситуации. Рассмотрим, какие задачи решаются посредством современных технологий организации учебного процесса.

Технология коллективного обучения


Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования. Преимущества технологии:

— коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;

— коллективная учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах;

— коллективные способы обучения создают условия живого, непринужденного общения;

— на уроках же коллективного обучения приветствуется воспитательное взаимовлияние учеников;

— при коллективном обучении ученик может прийти
в класс в любом месяце учебного года и сдать экзамен по учебной
дисциплине в любое время;

— учащийся становится ассистентом учителя или самостоятельным экзаменатором, каждыйученик и весь класс в целом превращаются в субъекты самообучения.

Основной принцип технологии заключается в том, что в ученическом коллективе все учат каждого и каждый учит всех. Основные методики коллективных способов обучения включают в себя: изучение текстового материала по любому учебному предмету; взаимопередача текстов; взаимообмен заданиями; взаимные диктанты; разучивание стихотворений в сменных парах; выполнение упражнений в парах и т.д. [6].

Информационные технологии обучения

Информационные технологии обучения (ИТО) можно определить как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты.

В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. При использовании ИТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с ИТ открывает принципиально новые возможнос­ти в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Впервые возникает такая ситуация, когда ИТ обучения становятся и основными инструментами дальнейшей профессио­нальной деятельности человека. Образование поистине интегри­руется в жизнь на всем ее протяжении.

Одним из ярких примеров применения ИТ в обучении является проведение интерактивных лекций с применением мультимедиа-техно­логии обучения.

По сравнению с традиционным для уроком-лекцией, когда преподаватель излагает тему, а учащиеся слушают, смотрят, запо­минают или конспектируют учебный материал, лекция, постро­енная по предлагаемой методике, имеет важное преимущество — интерактивность. Интерактивность дает студентам возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, полу­чать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого преподавателем учебного ма­териала.

Под мультимедиа-технологией понимают совокупность аппарат­ных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации (звуковой), видеоинформации, анимации (мультипликации, оживления).

Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого преподавателем учебного материала и повышает интерес к новым знаниям. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение учащимся и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется его роль в учебном процессе. Преподаватель эффективнее использует учебное время лекции, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных фрагментов учебного материала.

Интерактивная лекция сочетает в себе преимущества традици­онного способа обучения под руководством педагога и индивиду­ального компьютерного обучения. Компьютер из «учителя» пре­вращается в активного помощника преподавателя. Наряду с информационно-познавательным содержанием интерактивная лекция имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в про­цессе ее изложения компьютерных слайдов [8].

Технологии модульного обучения

Теория модульного обучения базируется на специфических прин­ципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из со­держания обучения обособленных элементов; динамичности; действен­ности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности.

Модуль содержит познавательную и профессиональную характе­ристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (инфор­мационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как це­лые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабо­раторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.

Принцип модульности определяет подход к обучению, отражен­ный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила:

•  учебный материал нужно конструировать таким образом, что­ бы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся по­ставленных перед ним дидактических целей;

•  он должен быть представлен настолько законченным блоком,
чтобы имелась возможность конструирования единого содержания
обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из
отдельных модулей;

•  в соответствии с учебным материалом следует интегрировать
различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.

Цель разработки модулей — расчленение содержания курса или каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессио­нальными, педагогическими и дидактическими задачами, опреде­ление для всех компонентов целесообразных видов и форм обуче­ния, согласование их во времени и интеграция в едином комплек­се. С этой точки зрения обучающих модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных об­щей теме учебного курса или актуальной научно-технической про­блеме. Границы модуля определяются установленной при его раз­работке совокупностью теоретических знаний и навыков, практи­ческих действий, необходимых будущим специалистам для постановки и решения научно-технических задач данного класса.

Обычно семестровый курс (40—50 лекционных часов) делят на 10—12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд тем, по которым проводят коллоквиумы. В лучших зарубежных вузах модульное деление строится на основе строгого системного анализа понятийного аппарата дисциплины, что дает возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал, избегать повторений внутри курса и в смеж­ных дисциплинах, сократить объем курса на 30 % и более.

Модуль — самостоятельная структурная единица и в некоторых случаях студент может слушать не весь курс, а только ряд модулей.Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Такой перечень, или характеристика входа, служит основой для составления программы предварительного контроля, который можно выполнить в виде письменной работы или осуществить компьютерной системой.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.

В свете вышесказанного очевидно, что для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая методическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характеристикойобъем знаний, навыков и умений студентов [7].

Метод проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных на­выков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна­ния, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, ко­торую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка вре­мени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperativelearning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предпола­гает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обуче­ния, а с другой стороны — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязае­мыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению.

Основные требования к использованию метода проектов:

•Наличие значимой в исследовательском, творческом плане темы или задачи, требующего интегрированного знания, иссле­довательского поиска для ее решения (например, исследование де­мографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

•практическая, теоретическая, познавательная значимость пред­полагаемых результатов (например, передача доклада в соответ­ствующие службы о демографическом состоянии региона, факто­рах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, аль­манаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных мес­тностях, план мероприятий, пр.);

•самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

•структурирование содержательной части проекта (с указанием
поэтапных результатов);

•использование исследовательских методов: определение про­блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление ко­нечных результатов, анализ полученных данных, подведение ито­гов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статис­тических методов, творческих отчетов, просмотров).

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельныхучеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, акту­альному для практической жизни и, вместе с тем, требующим при­влечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, творческою мышления учащихся, исследовательских навыков. Так достигается вполне естественная интеграция знаний [9].

Технология дистанционного образования

Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися (или значительно ог­раничить), независимо от природы применения технических и про­чих средств. При этом задача исключения личного контакта не является основной целью построения процесса обучения.

В системе дистанционного образования студентам предоставляются все необходимые учебники и учебные пособия (иногда в виде видеокассет). Уровень подготовки специалистов достаточно высок и дает право получения квалификации бакалавра, магистра, доктора по искусствоведению, социальным и естественным наукам, по технологиям, математике, педагогике.

Главное в дистанционном обучении — не просто использование компьютеров и других технических средств обучения, а разработка четких и продуманных обучающих программ, учебников и учебных пособий.

Существуют различные подходы к организации систем дистан­ционного образования (обучения). Эти подходы, прежде всего, от­личаются благодаря использованию различных способов доставки учебного материала и методическими приемами, определяемыми контекстом обучения (цели, контингент, условия и т.д.). Каждое конкретное применение систем дистанционного образования требует точной идентификации ва­рианта, который в наибольшей степени подходит для решения поставленных задач.

Таким образом, на качественном уровне можно сформулиро­вать основные требования к методике построения курсов дистан­ционного образования:

•  курсы дистан­ционного образования нужно строить по модульному принципу;

•  разработка модулей дистан­ционного образования должна выполняться на основе еди­ной формальной модели;

•  информационные элементы модулей методически должны быть
построены на базе использования педагогических приемов, ориен­тированных на самостоятельное обучение;

•  содержание модуля (элемента) должно учитывать (включать)
варианты использования в различных контекстах, учитывающих уро­вень подготовленности обучаемого и цель использования модуля;

•  в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля зна­ний обучаемого;

•  процедуры оценивания также должны обладать контекстными
свойствами, т. е. должны быть классифицированы по уровням ус­воения материала;

•  в состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории про­хождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста[4].

Перечисленные требования являются общими и обеспечивают достаточный уровень унификации для создания систем дистан­ционного образования, но при этом не зависят от способа реализации курса.
3. Современные авторские педагогические технологии

Ряд современных педагогических технологий возникли благодаря авторским методикам обучения различных педагогов-практиков. Рассмотрим некоторые из них.

Метод витагенного обучения А.С. Белкина

Новое направление в технологии образовательного процесса — витагенное — было теоретически разработано и обосновано академиком АПСН и МАПО, доктором педагогических наук А.С. Белкиным.


Витагенное обучение — обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях.Основная идея витагенного обучения состоит в формировании отношений сотрудничества между преподавателем и учащимся.

Витагенное образование — это проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто неделимое. С этих позиций учитель — не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, умеющий не столько вести за собой, но и обладающий способностью сострадать, сопереживать успехам и неудачам. Смысл витагенного образования — формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности.

Витагенное образование использует ресурсы учащегося, скрытые в подсознании. Опора на подсознание в витагенном обучении — это, прежде всего, творчество и фантазии учащегося в самых разных проявлениях, интуиция, т.е. способности воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», без участия сознания, на уровне одномоментного постижения. Интуиция, как и фантазии, отражает витагенный опыт, актуализациякоторого является прекрасным инструментом для организации образовательного процесса

А.С. Белкин различает следующие технологии витагенного метода в преподавании:

• Прием ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием его связей в образовательном процессе.Задача педагога состоит в умении диагностировать степень расхождения, несовпадения, противоречия, неприятия между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыт учащихся.

•  Прием опережающей проекции преподавания, смысл которого заключается в том, чтобы образовательную проекцию наложить на витагенную, что предъявляет повышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить, себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось
сталкиваться в жизни».

•  Прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной моделинаправлен наактуализацию творческого потенциала личности, ее потребности в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача — дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт».

•  Прием временной, пространственной, содержательной синхро
низации образовательных проекцийсостоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Витагенный компонент здесь проявляется не в усвоении знаний, выработке умений, а в объемном характере восприятия образовательного предмета; в соответствии с «правдой жизни». Формула этого приема: «Жизнь многомерна, и учебный материал необходимо воспринимать многомерно, тогда он будет необходим
для жизни». В конечном итоге он воспитывает ценностное отношение к знанию.

•  Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой
природы.Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и
неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия, раскрыть тем самым глубинный смысл образовательных связей, процессов.

•Технология творческого синтеза образовательных проекций.
Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект
знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Главная цель этой технологии — формирование у учащихся художественного языка и образного мышления, навыков художественно-голографического отображения знаний.

•Технологию творческого моделирования идеальных образователь
ных объектов. Смысл приема заключен в том, чтобы дать учащимся возможность построить в своем воображении идеальную модель образовательного объекта, материалами для которой послужили бы прежде всего витагенный опыт и информация, полученная в процессе обучения. Термин «идеальная» означает не только совершенство, отсутствие недостатков, но и умозрительный, отключенный от реалий жизни проект, иллюстрирующий главную идею автора[2].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.