Реферат:
Социальная ситуация развития в неполной семье
Социальное развитиеличности в различные возрастные периоды происходит во взаимодействии и под влияниемсоциальной среды и определяется как процесс и результат социализации личности. Приэтом система отношений личности с другими субъектами социальной действительности,возникающая в таких сферах социализации, как общение и совместная деятельность,рассматривается в качестве социальной ситуации развития.
Семья, являясьпервым и наиболее значимым фактором социализации ребенка, также представляет собойсистему социальных отношений, основанных, в первую очередь, на кровном родстве еёчленов и обусловленных общностью их быта, взаимной моральной ответственностью ивзаимопомощью, что и характеризует её как определенную социальную ситуацию развития.Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается её влияниемна формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы,системы отношений к себе и окружающим людям. Семья формирует интеллектуальные иэмоциональные основы личности, дает ребёнку первые представления о жизни в обществе,о добре и зле, вводит в мир ценностей, которые признаются и реализуются данной семьейв её повседневной жизни. В конечном итоге, в семье формируются основные моральныепредставления и нравственные принципы. Таким образом, каждая отдельная семья представляетсобой определенную систему социальных отношений, качество которых и обуславливаетту или иную социальную ситуацию развития ребёнка в семье.
Следует отметить,что направленность и динамика социального развития ребенка в семье зависят от еёвоспитательного потенциала, эффективность реализации которого определяется различнымифакторами объективного и субъективного характера. В целом воспитательный потенциалсемьи может быть представлен как обусловленная общественными отношениями и социальнойсредой степень развития её возможностей в формировании личности, реализующихся черезвсе стороны её деятельности. При этом, как правило, воспитательный потенциал семьисоставляют:
— личный примерродителей, их общественное лицо, авторитет, основанный на активной гражданской позиции;
— образ жизнисемьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;
— эмоционально-нравственныймикроклимат;
— разумная организациясвободного времени и досуга семьи. Следует отметить, что наиболее часто в качествеважнейших составляющих воспитательного потенциала семьи указываются внутрисемейныеотношения, определяемые, в свою очередь, нравственным примером родителей, составомсемьи, её жизнедеятельностью, уровнем образования и педагогической культурой родителей,степенью их ответственности за воспитание детей. Кроме того, значимость внутрисемейныхотношений обуславливается и тем, что они являются первым специфическим образом общественныхотношений, с которыми сталкивается ребёнок с момента рождения, и в результате которыхон приобретает как навыки речи и мышления, так и опыт общения. При этом в системевнутрисемейных отношений главенствующими являются отношения между супругами, формирующиетот или иной эмоционально-нравственный климат в семье и определяющие воспитательныевозможности данной семьи.
Таким образом,нарушение внутрисемейных отношений, являясь неблагоприятным фактором семейной социализации,способствует ослаблению воспитательного потенциала семьи и, как следствие, возникновениюрисков социального развития. Среди основных причин субъективного и объективногохарактера, вызывающих нарушения внутрисемейных отношений, выделяются различные кризисныесоциальные ситуации, возникающие (гипотетически или реально) в жизни отдельной семьи,в том числе:- малочисленная, многодетная, неполная, малообеспеченная, мигрирующаясемья;- совместное проживание нескольких поколений семьи, разведенных родителей;-семьи с недостатком жилплощади или с ее отсутствием, с наличием общежития;- семьи,осуществляющие опекунство, с приемными детьми, с приемными родителями; с инвалидами;с участниками техногенных и военных катастроф; с родителями, имеющими психическоезаболевание; с престарелыми родителями; с родителями – алкоголиками, наркоманами;-конфликтные семьи; семьи с педагогически несостоятельными родителями; с несовершеннолетнимиродителями, где родители (один из родителей) уклоняется от выполнения родительскихобязанностей;- семьи, где дети вовлекаются в криминальные действия; с домашним насилием;где у детей наблюдается асоциальное поведение; где дети совершают побеги, находятсяна внутришкольном учете;- семьи с детьми, употребляющими психотропные вещества;с родителями, вернувшимися из мест лишения свободы и т. д.
Таким образом,одной из кризисных социальных ситуаций развития является и неполная семья, в первуюочередь, в силу преобладания отрицательных результирующих воздействий на личностноеи социальное развитие ребенка.
Традиционно неполнойпризнается семья, в которой наличествует только один из родителей (либо мать, либоотец), то есть постоянные семейные функции и обязанности выполняет проживающий сдетьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет какое-либоучастие в жизни семьи. Как показывает практика, неполная семья в основном возникаетиз-за:- рождения женщиной ребёнка вне брака (материнская семья);- развода;- смертиодного из супругов.
В настоящее времянаблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличиваетсяколичество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых,как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально-экономическогои психологического характера.
Следовательно,дети из неполных семей часто становятся свидетелями и участниками таких семейныхсобытий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительскойсемьи, проживание в конфликтной семье, что, естественно, негативно сказывается напроцессе и результате их социализации. Исследования свидетельствуют, что такие качествадетей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивостьи ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов междуродителями. В конфликтных семьях у детей формируются, как правило, противоположныекачества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость,недоброжелательность. В целом развод может быть причиной следующих психолого-педагогическихпроблем:- усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду;- нарушениесоциальной адаптации к повседневной жизни; — формирование определенных дефектовхарактера и нравственного развития, проявляющихся в несформированности альтруистическихи гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, кооперации,взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы;- увеличениериска асоциального поведения как реакция на предразводную ситуацию в семье, бракоразводнуюпроцедуру, а также на свой особый социальный статус;- детская безнадзорность;- сложностиво взаимоотношениях со взрослыми, сводными и единокровными братьями, сестрами вситуации полиродительства;- однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушенияполоролевой идентификации.
Следствием высокойразводимости супружеских пар является рост количества преимущественно материнскихнеполных семей. При этом жизнь и условия воспитания ребёнка без отца имеют определённуюспецифику и существенно отличаются от жизни ребёнка в полной семье. Так, мать, старающаясявосполнить отсутствие отца и делающая все возможное, чтобы соединить в себе обоихродителей, в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции– материнскую и отцовскую. В результате дети из неполных семей зачастую не имеютусловий для полоролевой идентификации, а именно полноты взаимодополняющих родительскихобразов, вследствие чего у них не развиваются необходимые для семейной жизни свойстваличности, что снижает, в конечном итоге, способность к продуктивному социальномувзаимодействию.
Чаще всего дефицитмужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:- нарушается гармоничноеразвитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитическиеспособности ребенка за счет способностей вербальных;- делается менее четким процессполовой идентификации мальчиков и девочек;- затрудняется обучение подростков навыкамобщения с противоположным полом;- может формироваться избыточная привязанность кматери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери,выводя его в более широкий мир.
Именно поэтомусыновьям, выросшим без отцов, труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующегостиля поведения, что приводит к появлению таких протестных форм поведения, как агрессивностьи грубость. В то же время, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарныйотец, но отец, уверенный в себе и в своем положении, знающий и умелый, заботящийсяо ребенке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и детям и в то же времяспособный в нужный момент взять на себя принятие ответственных решений.
Кроме того, семьяможет рассматриваться в качестве неполной не только по составу, но и по своим функциональнымхарактеристикам. В частности, семьи, в которых родители по тем или иным причинамне выполняют свои социализирующие функции, а также семьи с неблагоприятной психологическойатмосферой, могут рассматриваться в качестве неполных, поскольку имеют воспитательныйпотенциал, недостаточный для успешного социального развития ребенка.
Как уже отмечалось,ослабление воспитательного потенциала неполной семьи обуславливается, как правило,отсутствием отца, мужчины в окружении ребенка, а также нарушением внутрисемейныхотношений. В результате ребенок, социальное развитие которого происходит в неполнойсемье, может испытывать затруднения в установлении контактов со сверстниками и другимиучастниками совместной деятельности, в адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности,в достижении социальной успешности в профессиональной деятельности.
Недостаток позитивногообщения, дезорганизованные семейные отношения обуславливают возникновение отчужденностиребенка, его неуверенности в себе, а также развитие таких качеств, как безответственноеотношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность. Неудовлетворенностьотношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в неформальной группесверстников, которая постепенно становится особо значимой в освоении социальнойжизни. И нередко асоциальные нормы и ценности такой группы усваиваются быстрее,чем семейные.
Таким образом,неполная семья может быть отнесена к кризисной социальной ситуации развития, посколькуне только не способствует накоплению у подрастающего поколения опыта социальноговзаимодействия, но, зачастую, является причиной возникновения различных отклоненийв социализации личности ребенка.
Вместе с тем,данное заключение не является абсолютной характеристикой неполной семьи, посколькув каждой из них в зависимости от причин возникновения таковой создаются различныеусловия для социального развития ребенка. В первую очередь, в семьях, ставших неполнымив следствие смерти отца, в отличие от семей одиноких матерей или разведенных родителей,наблюдается бережное отношение друг к другу, сохраняется память о его «светлом образе»,что позволяет поддерживать авторитет отца в глазах детей и сохранять воспитательныйпотенциал семьи на достаточно высоком уровне.
В отдельных случаяхувеличению воспитательного потенциала семьи и преодолению кризиса в социальном развитииребенка может способствовать и развод, если он нормализует психологическую атмосферув семье, избавляет ребенка от затянувшегося конфликта между родителями, посколькуне всегда социальная роль отсутствующего в семье отца такова, что ребёнок можетполучить от неё какую-либо пользу. Наоборот, нередко эта роль является тормозомили препятствием для нормального развития личности ребенка, особенно если ребенокпостоянно имеет перед собой деформированный, отрицательный, отталкивающий пример.Таким образом, «полнота» семьи в большей степени зависит не от фактическогоналичия обоих родителей, а от полноты выполнения ими родительских функций по воспитаниюдетей, подготовке их к жизни в обществе.
Сравнительныйанализ состава семей учащихся (полная, неполная) и отклонений в социализации ихличности, классифицируемых по таким показателям как правонарушения, социальная пассивность,проблемы в общении, учебной и трудовой деятельности, показывает, что в ряде случаевте или иные отклонения в социализации наблюдаются у учащихся, воспитывающихся вполных семьях, и, наоборот, далеко не у каждого учащегося из неполной семьи существуюттрудности в социализации личности. Дальнейшее изучение данных, полученных в ходеисследования, позволило выявить некоторые причины, вызывающие нарушения в социализацииличности учащихся из полных семей:
— один из родителейдлительное время не проживает с семьей в силу удаленности места постоянной работы;
— один из родителейведет асоциальный образ жизни или отбывает срок наказания;
— один из родителей(как правило, отец) проявляет выраженную степень пассивности в общении с детьмиили, наоборот, крайне агрессивен по отношению к членам семьи.
То есть основнымипричинами возникновения отклонений в социализации личности являются функциональныенарушения в жизнедеятельности полной семьи, обусловленные, в свою очередь, различнымипричинами объективного и субъективного характера. Кроме того, семьи с неблагоприятнойпсихологической атмосферой, в том числе конфликтные, могут характеризоваться какнеполные, поскольку в них существует дефицит позитивного общения, столь необходимогодля социального развития личности учащегося.
Исходя из всеговышесказанного, можно сделать вывод, что «полнота» семьи сама по себене может рассматриваться как условие успешной социализации личности учащегося, еслиданная семья является функционально неполной либо психологически дискомфортной.В связи с этим существует необходимость в конкретизации понятия «неполная семья»,а именно в определении её возможных типов. Семья может быть неполной по следующимпоказателям:
1. по составу;
2. по выполнениюродителями воспитательных функций;
3. по наличиюблагоприятной психологической атмосферы.
В целом, с достаточнойдолей условности, к неполной может быть отнесена любая семья, имеющая воспитательныйпотенциал, недостаточный для успешной социализации личности учащегося.
Используемая литература
1.Баранов С.П. «Педагогика» — Просвещение М; 1987 Общие основы педагогики, проблемыдидактики, теория воспитания и школоведения.
2.Смирнов С.А. Педагогика: пед. теория, системы, технологии. Учебное пособие для студентов.М; Издательский центр «Академия », 1998