Реферат по предмету "Педагогика"


Шпаргалки по современному русскому языку

1
Основные понятияграмматики.
Грамматика-(греч. искусство).учение о строе языка и сам гра. строй языка. 2раздела: морфология и синтаксис. Морфология-(гр.форма, голос, учение). Раздел о языке изуч. словои его формы, рассматривает частное в объединении.Объектомизучения- отдельные слова, а также определение грам значен. слова и присущих слову грамкатегорий-это позволяет выделить грамформы слов и полнее  охарактеризовать наоснове выделяемых признаков лексико-грам. классыслов. т.е. части речи. Основные объекты изучения:1)грам. категория 2)значенияклассы 3)лексико грам. части слов, т.е. части речи.
Грам. знач. сл. выделяется вместе с лексич.знач. Если лексич знач. сл. соотносит звуковуюоболочку с реалией (предметами, признаками) то грамзнач. формирует конкретную форму слова. Необходим главным образом для связиданного слова с др. словами в предложении или тексте. Лексическое знач. всегданосит конкретный хар-р о граматабстрактный и обобщенный. Пр: дом- и чел. имеютразное лексич знач., а с т.зграмматики сущ. входят в один разряд слов, имеющих одинаковый набор грам. значен: предметности, м.р., И.п., ед.ч. Показателем лекс. знач в слове явл. Основа слова.
Грам. знач. имеет свои показатели и ср-ва:1)окончание 2)суф (л-пр.время)3)ударение(сов. несов. вид)4)чередование фонем (излагать изложить).
 Существуют разныеспособы выражения грам. значений:1)синтаксический 2)аналитический 3)смешанный 4)супплетивный. 1)синт — предполагает выражение грам. знач. средствами самогослова.(при помощи аффиксов, черед. и т.д.- делать, сделать) ВНУТРИ СЛОВА. 2)аналит — грам. знач. выражается вне слова с помощью дополнит ср-в.контекста, ситуаций, интонаций. (сравн. степ.-+более,читать-буду читать, Красота!!!) 3)смеш-одновременноиспользование синт. и аналит.(Я подошел к* стол у*) 4)суплетивн.-использование дляразных форм разных корней. (Хороший-лучший, брать-взять)   Конкретная словоформа имеет несколькограм. знач. (стол- 4.знач. а)предметности б)муж.р.в)число г)подеж.) Грам. знач. могут быть общими ичастными. Общие-хар-ют часть речи в целом. (общ.гр.зн предметности, глагола процессуальности)Частные-свойственны отдельным формам зн.ед. или мн.числ наст. и буд.вида. Общее грам. зн.слова.Формир. на базе отдельных грам. знач. (Знач.предметности у сущ складывается из чатсных грам. зн. рода, числа, ипадежа) Если слово имеет независимые от сочитающихсяс ним слов, значения рода, числа и падежа, то ему будут присуще и значенияпредметности слова дудет относится к классу сущ.Носителем грам знач. на уровне слова явл. отдельно взятая форма слова т.е. словоформа. совокупность всех форм слова назыв парадигмой. Парадигма может состоятьиз одной словоформы. (нар. сгоряча) а может состоять из нескольких словоформ(дом-12 словоформ, падеж-6, по числам 2) Способность словаобразовыватьпарадигму состоящую из 2-х и более слов называют словоизменением. Грам. зн.-это значение выступающее как добавочное по отношению к основному лекс. зн.И выражающее различныеотношения (отношение к др. словам в др. отношение ко времени.) Грам. зн. сл. не единична- оно всегда находится в аппозиции к др.в соотносительном с ним отношении. (знач ед.ч.предполагает зн.мн.ч; знач. наст. временипредполагает в соотн. с ним. прощедшееи будущ. времени.) Система 2-х и более грам.соотносительных знач. каждый из которых имеет формальное выражение составляет грам. категорию.-этосовокупность однородных грам. знач. (значение падеж. форм образуют категориюпадежей., знач. времени образуют категорию времени., знач. ед. и мн.числа-категорию числа) Все категории получают определ. содерж. лишь в опред. слове. Т.О.грам. категория соотносится к грам знач. как общее кчастному.
2
Система частей речи врусском языке
Части речи –этоклассы слов хар-ся единством обобщенного знач.(предметности у сущ, признака у прил,процесса у глаг) общностью грам. формы словоопределения и общностью синтф-ций.
Учение о частях речи в русской грамматике.  –имеют давнюю традициювосходящую к др. греч. философам. грамматистам на  русс. почве это учение было воспринято излат. и церк. слав. источников и ориентированно на почву русс-яз. М.В. Ломоносовучитываю назначения и грам св-варазличных разрядов слов. он выделил 8 ч.речи. 1)имя 2)местоимения 3)глагол4)причастие 5)наречие 6)предлог 7)союз 8)междометие. Все части речи ломоносовразделил на главное- имя и глагол и служебные-все остальные. Развитие грам.теории в 19в. привело к выделению в качестве см. частей речи. Прилагательных (Ростоков) Числит.(Ф.И.Буслаев) деепричастие (Смотрицкий) Но уже в кон 19в. А.А. Потебняи Филипп Фед. Фортунатов выделили различные принципы классиф. ч.р. При класс. ч.р. Потебняна 1 место поставил семантику ч.р. указав на их синтроль. Фортунатов построил классифиткацию ч.р. поналичию и отсутствию форм словоизменения. Все дальнейшие классиф.строилить на их принципах. Шахматов в основу деленияч.р. положил синтаксич. принцип с учетомморфологических признаков. Щерба- предложил классиф.слова по совокупности морфолог. синтакс. и семантич признаков. Подобную позицию занял иВ.В.Виноградов. Свою классиф. он строит на основе слпризнаков. Во 1-х обще категорилаьного значения Во2-хкомплекс грам. категорий знач. и сис-м по… им к-ми слова обладают. В-3хсинтаксической ф-ии все слова Виноградов разделяет на4 структурно семантических типа: 1-слова способные выполнять номенативную ф-ию 2.служебные и связочне слова 3.модальные слова и частицы 4.междометия.
категории слова 1.Части речи: а)имена (сущ,прил, числ) б)пережитки местоим в)глагол г)наречие д)категориясостояния 2.модальные слова 3.частицы речи а)предлоги б)союзы в)частицы исвязки. 4.междометия. Эти вопроси и посей день не решены. Традиционно грамматиквыделяют 10 частей речи. Иногда в особые ч.р выделяютпричастия дееприч. срав.степень прил и наречие. Шахматов включает в ч.р.включает префикс и связку. Нет единого мнения по поводу состава и … числит.модальных слов.
Наиболее распространненаяклассификация ч.р. представленные в вуз.учебниках. Делят все ч.р. на знаминательные ислужебные, существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия словакатегории состояния представляют собой знаменательные части речипротивопоставляемые служебным ч.р. предлогам союзам частицам. Всезнаменательные ч.р. хар-ются некоторыми общими св-ми а именно способностью к см. употреблению длянаименования тех или иных реалий действительности и функционированюв роли полноправных членов предлож.  Могут см. употреблятся.Служебные ч.р. подобно способностью не обладаютих употребление не самост. а назначение состоит втом, что бы выполнять вспомогательную роль при словах или сочетания слов выржая отношения и связи мдуними, либо наделяя их какими то дополнит смысловыми оттенкми. Немогут см. употр.
Классификация служ. ч.р. обычноосуществляется по их назначению. Предлоги предназначаются длявыражения отношения имени к др словам в речи. Союзывыражают различные связи мду словами, а также словосочитаниями и предложениями. Частицы сообщают словам и предложте или иные смысловые оттенки.
Наряду со наменательными и служ. словами большенстваучебныхпособий вслед за Виноградовым выделяют слова выражающие оценку говорящимсодержащиеся в высказв. в сведеднияхотносительно их достоверности, источника, требуемых оговорок и т.д… Совершеннообособлено среди трад. ч.р. стоят междометия, Иногда в особую группу слов выделяют слова –звукоподражания.
3
Имя сущ. как частьречи.
Имя сущ.- это часть речи, которая выражает предметность,обладает грамматическими категориями рода, числа, падежа, одушевленности-неод.и в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
Имя существительное. Имя сущ. явл.грам. центром имен. Под эту категорию подводятся все слова выражающиепредметность и представляющие ее в формах рода числа и падежа. При этомпредметное знач. понимается в строгом обобщенно грам. смысле охватывающим какназвания конкрет. предметов и жив. существ. так иназвания действий состояний признаков или отношений обозначамыхв качестве самостоят объектов нашего сознания (крикболезнь, смелость). Свойство суц. общее предметное знач. может быть выявлено с помощью вопросов Кто? Что?.. Все имена сущ. можно отнести к 1 из 3 родов.м.ж.ср. р. Изменяется по числам и падежам. С синт. т.з. они выполняют ф-циюподлежащего и дополнения.
а)Конкретные сущ.-обозначаютлица живые сущ. и предметы. (Мальчик, студент, дом) Эти сущимеют соотносительные формы числа. Все они могут сочитатьсяс кол. числ. (2 дома)
б)Вещественные сущ — обозначат вещества или совокупные массы предметовподдающиеся измерению с помощью метрических мер. (Молого,железо- эти сущ. не имеют соотносительных форм числа. Употребляются либо тольков ед. либо только во мн. числе. Не могут сочитаться сколич сущ. но могут соч. с количнареч.)
в)абстрактные-эти сущ обозначают явления, действия состоянияпризнаки (Шум, бег, крик) Не изменяются по числам, Не сочит с колич числит и единицами мер, но могут сочитатьсяс количеств нареч. Могут контретизироваться – у менясегодня было 2 радости (не общее состояние а что то конкретное-торти сотовый)
г)Собират сущ — обозначаютнекоторые совокупности лиц и предмета. Они не изменяются по числам, не сочит. сколич. числит. (Беднота,  гениралитет, студентчество, листва- не можем сказать одна или 2 бедноты)определить пожно по суф.
д)Выделяют еще и группу единичных сущ — этосущ. обозначающие отдельные предметы вычлиняемой изкакой то однородной массы. Крестьянин из кристьянства.Соломинка из соломы. Большинство единичных сущобразуются из веществ. и собир. с помощью суф ин-инг.
4
Лексико-грамматическиеразряды имен сущ.
Имя сущ.- это часть речи, которая выражает предметность,обладает грамматическими категориями рода, числа, падежа, одушевленности-неод.и в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
Имя существительное. Имя сущ. явл.грам. центром имен. Под эту категорию подводятся все слова выражающиепредметность и представляющие ее в формах рода числа и падежа. При этомпредметное знач. понимается в строгом обобщенно грам. смысле охватывающим какназвания конкрет. предметов и жив. существ. так иназвания действий состояний признаков или отношений обозначамыхв качестве самостоят объектов нашего сознания (крик болезнь,смелость). Свойство суц. общее предметное знач.может быть выявлено с помощью вопросов Кто? Что?.. Всеимена сущ. можно отнести к 1 из 3 родов. м.ж.ср. р. Изменяется по числам ипадежам. С синт. т.з. онивыполняют ф-цию подлежащего и дополнения.
Лексиго грамразряды сущ. Все сущ. сучетом их лекс. знач. и некоторых частных грам. св-в принято распреелять по нскольким лекс.грам. разрядам: Выделяютнариц исобирательные. Имена собственныеобозначают конкретные индивидуальные предметы выделяя их из кругаоднородных- это личные имена, фамилии, прозвища, и т.д. Имен собственные неимеют соотносительной формы числа. Употребляются только в форме ед. или мн.числа. Альпы-Карпаты, Памир, Кавказ. Мду нариц и собственными возможны случаи взаимного перехода.Дизель (фамил)-дизель (двигатель). Абстрактные сущ. обозначают отвлеченные понятия т.е. качестваили признаки отвлеченные от предмета и представленные как субстанции(мужественен, белизна)
Одушевленное инеодушевленное. Одушевл.-лица и жив. сущ. Неодуш-предметы нежив. прир.Противопоставлены др. др. Одуш=В.п.+Р.п. Неодуш=В.п.+И.п. Сущ. ж.р.обнаруживают указанные различиятолько в формах множ. числа. ж.р. мн.ч. од=в+р неод=в+и. Одушевленныетакже осмысливаются как «бывшие живые» или «будущие жив» (мертвец и покойник- одуш) Одушивленныет также- лицакоторые мыслятся живыми. В русском яз. имеется ряд сущ. с колеблющимися показателями одуш и неод.-Это сущ. называющие микроорганизмы (вирус, бактерия0и некоторые безпозвоночные (устрица, личинка) Ряд сущ не имеют грампоказателей одуш и неодуш.Это несклон сущ (калибри, кенгуру, Нетграм показателей у сущ. ж.р. имеющих тлько форму ед числа. (Ребятня,молодежь.)
5
Категория рода.
Имя сущ.- это часть речи, которая выражает предметность,обладает грамматическими категориями рода, числа, падежа, одушевленности-неод.и в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
Категория рода именисущ.  Каждое сущза исключением тех к-е лишены форм ед. числа хар-тся в русс-яз обязательной принадлежностью к одному из3 родов. муж, жен, средн. Это относится только кличным словам называющие чел.   
М.р.
Ж.р.
Ср.р.
Сущ. с ст. осн.
Столб()
Пап(а)
Стен(а)
Окн(о)
Мяг.осн. в т.ч. на j
День()
Дяд(я)
Земл(я)
Тень()
Пол(е)
Ружь(ё)
С осн. на шип и ц
Нож()
Камыш()
Душ(а)
Тишь()
Пастбищ(е)
Плеч(о)
Основными показателями (морфологическими) у сущ. явл. окончание. В некоторых случаях определить род помогают др. показатели.:
1)словообразховательныепоказатели. Для сущ. это суф. и хар-рпроизводящей основы. (учительница-могут обладать толькосущ. ж.р.)
2)синтаксический –формасогласующегося слова (он, она… маленький домишко)
3)семантическиепоказатели рода. наиболее важны у неизменяемых сущ.
Показатели рода унеизменяемых сущ.
во 1-х сущ обозначающие лиц муж пола а также лиц по профессиидолжности без относительных полов. (Мисье,атташе)  во 2-х Слова обозначающие лиц ж.пола относятся к ж.р. (мадам, мисс)в 3-х Слова обозначающие лич как м.р. так и ж.р. относятся к общему роду. (Визави- тот кто напротив_ в 4-х Сущ. обозначающие фиваотныхотносятся к м.р. если нет указания на пол жив. (кенгуру м.р. но кенгуру несла всумке детеныша)
в 5-х Сущ.обозначающие предметы неживой прир. в основномотносятся к ср.р.(кино, кашпо, кашне) в6-х Род некоторых сущ. определяется в зависимости от рода русского сущ. обозначающео общее родовое понятие по отношению к данномуслову. (кальраби — капуста ж.р., эсперанто-язык м.р.)Аналогично определяется род несклоняемых имен собственных (Антарио-озеро-ср.р.)в 7-х род Аббривиатуропределяется в зависимости от рода опорного слова составного наклонения. ВУЗ-ср.р.
5.2
Существительныеобщего рода.
Имя сущ.- это часть речи, которая выражает предметность,обладает грамматическими категориями рода, числа, падежа, одушевленности-неод.и в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
Категория рода именисущ.  Каждое сущза исключением тех к-е лишены форм ед. числа хар-тся в русс-яз обязательной принадлежностью к одному из3 родов. муж, жен, средн. Это относится только кличным словам называющие чел.   
По мимо сущ 3 родов выделятся группа сущ. Общего рода. Сюдаотносятся слова заканчивающиеся на (а) (я) Со значением эмоц.хар-ки лиц (мужчин и женщин). В большенствеслучаев они образуются спец. суф. ак-л-аг-уч-с-иц-он…(Ламака, зубрило, неженка, бродяга, хапуга) К сущ.общего рода относятся некоторые уменьшит. формы некоторых собств. имен (Ваня,Саша, Женя). Нельзя путать лиц с общим родом и сущназывающие лиц по профессии к-е в большинствеотносятся к ж.р.Слова к-е имеют только форму мн.ч. категорией рода не обладают(сани, очки). Род некоторых сущ имеет вариантныеродовые формы это касается слов как (ставень-ставня, туфля-туфель,рельс-рельса и др.) Для определения роданесклоняемых и сложносокращенных существительных необходимо учитывать ихсемантику. Все несклон. неод.сущ. относятся к сред. роду: пальто, кино, такси, бра, пенсе и др. Искл. кафе и пенальти- м.р. Род также зависит от сочетанияс словами (калибри пела, кенгуру красивый) К ж.р.относятся несклон. жен. имена собственные (Мэри,Кити, Манон,) Род инояз. несклон. собств. имен зависит от нар сущ. с кторыми названия связаны: По (река)- ж.р. Онтарио (озеро)-ср.р. Род аббревиатур- по главномуслову.
6
Категория числа.
Имя сущ.- это часть речи, которая выражает предметность,обладает грамматическими категориями рода, числа, падежа, одушевленности-неод.и в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
Категория числа-это словоизменительная грамматическая категория, которая в своем основномзначении выражает противопоставление одного предмета не одному предмету в рядуоднородных: стол-столы, дом-дома, брат-братья. Значения числа: значение нерачленности(совокупности)- расчлененности (охота на зайца и зайцев), значениенерасчлененного в-ва и сортов в-ва(масло-масла, табак-табаки), значение качества и предметов, обладающих даннымкачеством (емкость емкости) и др. Значение числа выражается морфологически исинтаксически. К морфологическим ср-вам выражениякатегории числа относятся: окнчания (а – у, ы-ов-ма) суф. (ин, енок, граждане) супплетивные основы (человек-люди) Синт. ср-вом выражения категориичисла явл. согласование. Большинство сущ. поддаютсясчету. Однако есть группы сущ. которые не изменяются по числам, имеют лишь однуформу ед. числа или множественного.
Категория числа. Большенство сущ. в русс-яз хар-тсяналичием соотносительных форм ед. и мн. числа. эти формы имеют определенныйграм. смысл. они указывают на единичность или множественность обозначаемыхпредметов. Форма числа обычно образуется с помощью окончания. (врач – врач(и))Иногда образование форм числа связано с мормонологческимиявлениями. Так в формах мн. числа: брат-братья, мать матери. Имеет место расширение основы. В формахмн. числа. Крестьянен-крестьяни. Теленок-телята — наоборот усичениеосновы. Форма мн. ч. слов. стол-столы, место-места.-Образуетсяпри переносе ударения с основы нафлексию или с флексии на основу.
Сущ. лишенные окончания также обладают категорией числа. Оноопределятся по форме сочитающегося с нимприлагательных (новое польто ед. новые польто) Вместе с тем в р-ясуществуют сущ. к-е обладают либо формой только ед.или  мн. singulariatantumpluraliatantum (мн. ч) Имена сущ. обозначающие предметы несчитаемые и не сичитающиеся с количественными числит.не имеют форм мн. числа.
Во 1-х Вещественные сущ. Масло нефть…
во 2-х Собир. сущ. орешник. Детвора…
в 3-х отвлеченные сущ. Блеск, глубина и т.д
К сущне имеющим форм ед. числа относятся
во 1-х названия парных или сложных предметов. Брюки, жабры,ножницы.
Во 2-х Названия отдельных отвлеченных действий игр. Выборы,жмурки…
в 3-х Обозначение некоторых временных промежутков. Будни,каникулы, сутки.
в 4-х Название какой либо массы в-в.Дрожжи, духи, белила…
в 5-х Некоторые имена собственные .
В русс-яз категориячисла выражается
во 1-х с пом. оконч.
во 2-х с пом конч.и суф.
в 3-х человек-люди.
в 5-х синтаксически. За счет формы числа согласующегосяслова. Летнее кафе.
7
Категория падежа.
Имя сущ.- это часть речи, которая выражает предметность,обладает грамматическими категориями рода, числа, падежа, одушевленности-неод.и в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
Категория падежа.Имена сущ. в связанной речи вступают в синтаксические отношения с др. словами впредложении при этом они употребляются в одном из своих падежных форм. к-е выражает лексич. ф-ию сущ. (окно открыто И.п. закрой окно В.п. у окна стоялаР.п) По Виноградову. Падеж- это форма имени выражающая его отношения к др. словам вречи… В сис-ме совр.русс-яз. выделятся 6 падежей. И.п. противопоставляется всем остальным падежам.Он выражает самостоятельное грам независимоеположение  сущ. в речи Поэтому он назвается прямымостальные падежи выражают грам. зависимое положение сущ. поэтому называются косвенным. В научной встречается др. ко-во падежей. Дурново 7 падежей Предложный разделил на 2: местный и изъяснительный. (находится в лес(у) и говорить о лес(е).У Виноградова и Кузнецова число падежей увеличено до 8 на счет раздеедния на ряду с предложным Р.п. на: собственно родительный (поставки ча(я)) и количественно определительный (налить чайку)         
Все падежные формыобладают рядом значений. Значений падежей в р-яз.весьма многообразны они определяются: во1-х Лексич. знач. сочит. слов. (Ждать сына- Кото? Что? В.п) и ждать месяц(В.П. Число время) Писать пером (Т.п. орудие дейсвия)и любоваться замком (Т.п. объектное знач) Слово+Слово во 2-х Значение падежа может определятся грам. стр-ой.Я читаю сестре свой новый рассказ. (Д.п. со значением адресата). Сестре сегодняне читается. (Д.п. производит действие но не подл) В предложении в 3-хМожет быть предопределено использование при данной падежной формы имени различныхъ предлогов. (писать в деревне П.п-местн.знач. и писать о деревне П.П. изъяснит. объектное знач.) Предлог Следует прежде всего определить общее значение.(Объектно-определительное, Определительное, предикативные) каждый падеж выражаяобщесинтаксическое значение. Тем самым предает то илииное частное значение падежа. Определятся по вопросам морфологическим(падежные) и синтаксическим (смысловой) Объектныезначения определяются только по падежному вопросу (я написал письмо). Еслипадежная форма имеет определительное илиобстоятельное значение к ней можно здать 2вопроса. а) морфологический (по немуопределятся падеж и синтаксический (по нему устанавливается общее и частное падежное значение) (Вюности он сеял хлеб) Субъектные ипредикативные значения определяются на основе онализастр-ры предлож. (Вороныудивит птицы). По мимо общих выделяют частное значение падежа. Их пожно представить сл. образом. Именительный падеж. Приемущественно выражаетзначение субъекта действия. (птицы поют- объектн.действ; замок был построен –имеет объект его построили) Родительный падеж. знач. субъекта действ. (родителей не было дома)значение объекта действия (отрезать хлеба) Значение принадлежности (сад соседа)Значение носителя признака (доброта матери) Значение времени (3 апрелявосьмидесятого года) Дательный п.выражает знач. адресата (писать брату) Значение субъекта действия (детямвесело) Значение объекта действия  Винительный п. Приемущественнознач. объекта действия. (писать письмо) Значение субъекта действия (больногознобит) Обстоятельственное знач. (работать всю ночь). Творит. п. Обстоятельственное значение. Чаще всего орудия действия.(Писать мелом) Время действия (работать вечерами) Место действия (идти берегом)Объектное знач (любоваться озером) Субъекта действия(пьеса исполнятся молодыми музыкантами) падежныйп. Объект речи, мысли, чувства… (говорить о деле, думать о детях) Орудиедействия (добраться на машине, играть на баяне) Место действия( жить в деревне,расти в огороде) Способы выраженияпадежных значений.: а)синтаксический- относятся во-1х окончания во 2-хударения. При образовании падежных форм ударение иногда перемещается с основына окончание (угол, угла, углу) и наоборот (сестра сестры) Обычно ударениевыражает падежное значение вместе с дар. Но может различат сл. падежные формы.Реки, река, дома и дома.В-3-х Чередование звуков. (год-(т) и годов.
б)аналитическийспособ… Во 1-х предлоги. Как правило вместе с окончаниями окна и окна к окну. Втех случаях когда окончание падежных форм совпадают предлоги могут явл. едиственными ср-миразличения.(к степи, из степи, в степи)
8
Склонениесуществительных.
Имя сущ.- это часть речи, которая выражает предметность,обладает грамматическими категориями рода, числа, падежа, одушевленности-неод.и в предложении обычно является подлежащим или дополнением.
Склонение сущ.Называют изменение форм имени по числам и падежам. Склонения хар-ют все именные части речи имени сущ. Система падежныхформ существительных называется парадигмой склонениясуществительного.В зависимости от парадигмы склонения все сущ. в ед. числе распределяюсяпо трем типам склон (искл. составляют разносклон. несклон. сущ. сущ.,образованные путем субстантивации)
В совр. русс-яз. выделяется 3субстантивных типа склонения.
1тип. сущ. ж.р. и м.р. и общего.р.с оконч (а) и (я)
2тип. сущ. м.р. с () и ср.р. (о) и (е)
3тип. сущ. ж.р. с ()
В зависимости от конечного согл.основы выделяют ТВ. и мягк. варианты склонения. За пределами основных типовсклонения находятся разносклоняемяе сущ –это 10слов на (мя).Бремя, время, племя, семя, темя,стремя, вымя, имя, знамя, пламя, эти слова имеют в едч. окнчание Р.Д.П. п как в3 скл. с наращением суф –ен-, а в Т.п. окончание 2 скл. Разносклоняемыми называются сущ.,парадигма которых содержит падежные формы из разных типов склон. К разносклоняемым относят: Детя -с парадигмой в Р.П. детяти детя,  Путь- в большенстве форм склон по образцу 3 склон. А в Т.П. имеетокон. ем. Как во 2. Специфические формы словоизменения имеют сущ. восходящие косвоему происхождению к прилагательному.Столовое, животное и т.д. подобные слова склоняютсяпообразцу прилагательных иногда этот тип склон называтесяадъективное. Выделятся также группанесклоняемых- это восновном заимствованные (кино,такси, кофе, польто) Склонение аббревиатур Есть склон и несклон. ВУЗсклон. как 2 склон.
9
Имя прилагательноекак часть речи.
Имя прилагательное.часть речи которая выражает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежамв предло. явл. определениемили именной частью составного сказуемого. Имя прилагательное имееткатегориальное значение признака предмета. Изменяется по числам, падежам,родам. В предложении выступает как ф-ция определения.именная часть сост.имен сказуемого.
Признак предмета может: 1) характеризовать св-ва самого предмета безотносительно к др. предметам(белый лист) 2)определять предмет по отношению к др. предмету, через другойпредмет (городской парк) 3)определять предмет по принадлежности к др. предмету(заячий след)
В отличии от сущ. формы рода, числа и имен прил. явл. зависимыми от соотвествующихформ сущ. (Крепкий стол, крепкого стола – т.е. вне времени) Большинство именприл. склоняются за исключением нескл. прил. типа: хаки, беж, бардо. Имя прил. это знаминательнаячасть речи к которой относятся слова с общим категориальным признаком предметаизменяющиеся по родам, числам и падежам и выступающая в предложении в ф-ции определения реже др. членов предл.
Лексико-граматические разряды.  По хар-ру значенияи хар-ру признаков все прил. делятся на 3 лекс. грам. разряда: а)качественные б)относительныев)притяжательные.
Качественныеприлагательные.
Имя прилагательное.Имя прилагательное имеет категориальное значение признака предмета. Изменяетсяпо числам, падежам, родам.
Качественные-обозначают прямой признак предмета они выражают качества св-вавоспринимаемые органами чувств.(красный, громкий..) Обозначают внешн и внутр качества (молодой,глухой…) Пространств и врем качества (прямой, тесный, ранний..) Общие оценки.способны образовывать синонимич. и антонимич пары., у большенства не мотивир. основа.Во 1-х могут образовывать краткие формы (сильный силен), во 2-х формы степенисравнения. (сильный сильнее …), В 3-хформы субъективной оценка (синий синеватый,здоровый-здоровенный) В 4-х От них образуются наречияна –о- (красивый крисиво) В 5-х Могут определятьсянаречиями меры степени. (Добрый-очень добрый). Формы субьективнойоценки. Степени сравнениякачественных прилагательных.  Признак,обозначаемый качественным прил. может быть представлен в предмете в большей илименьшей степени, чем в др. предмете, содержащем такой же признак. Употребляютсяв форме положит, сравнит. или превосходной степени.
Относительные прил — Обозначают признаки предмета не прямо, аопосредованно, через его отношение к др. предмету (Пр:речная вода.- это вода из реки.) Признаки: Во 1-х не способен проявляться вбольшей или меньшей степени. Поэтому относ. прил. не вступают в синоним. иантоним. отношения. Основа всегда мотивирована. Граница мдукач. прил и относит.подвижна. В совр. русс-яз Из относ- в кач. такое происходит когда они носят переноснзнач. (каменный дом, но каменное сердце) реже кач. вотносит. как правило это происходит в сфере терминологии (черная металлургия,звонкий голос и звонкий согласный). Притяжат. прил. обозначают признак предмета, через егоотношение к живому существу. отношение к миру или жив. (мамин платок, лисьянора) Образуется с пом. спец. суф.ин 1 склон. мамин. 2 склон. ов(отцов) ев от сущ. с мягк.основой. (Олексеев). Генетивныеконструкции (отца рубашка) Прил. обозн.принадлежность предмета к классу жив. существ образуются от названий этихсуществ с пом. суф. ий (волк-волчий). Прит. значение не устойчиво они легко переходят вотносительные или даже в кач. (собачья конура- прит, собачья шуба-относ, собачий холод- кач)
10
Краткие и полныеформы прилагательного. Степени сравнения.
Имя прилагательное.Имя прилагательное имеет категориальное значение признака предмета. Изменяетсяпо числам, падежам, родам.
Краткие и полныеприлагательные формы. Образуются от основ полных форм путем прибавления кним особого окнч. В единств. числе. в ж.р. (а), (я) строга, молода. В ср.р. строго молодо.(о) (е). В форме мн. числа (ы) (и) строги молоды… Кр. прил. от полных отличаются своими морфологич.признаками. Изменяется по родам и числам. Отличаются синтаксич.именная часть. для краткого- составное именного сказуемого. (Молчалин преждебыл* так глуп*) Имеется и разница в значении полных и кратких форм. Таня больна. Таня больная (всегда). Кратк. форма чаще всего вкнижн. речи. В совр. русс-яз не все кач. прил образуют краткие формы.Не образуют Во-1-х прил с суф ск св. (Дружеский, отеческий, родовой-передовой) Во 2-х прил с н Кляузный,кровный. Но жирный образует форму жирен. Обычно не образует кр. форм В 3-х прил. с л от глаг. Горелы Искл: охриплый- охрипл, гахлый-гахл. В 4-х  прил. с ущ ющ ен пристраз- В 5-х Прил на ш.восход к формам сравн степени по утратившим больший,младший. В 6-х Прил. не обр. кр ф-мПрил цвета образованные от сущ. (Шоколадный) В 7-хМасти жив. (гнедой, сивый)
Формы степенейсравнен. прил. В совр. русс-яз. кач. прил имеют 3 формы.а)положительную б)сравнительную в)привосходную. Форма положительной степени выступаеткак исходная на базе котоой образуется. Без укзания на признак без его степень его проявлен. Добрый-более добрый- добрее- добрее всех- добрейший. Сравнительная степень. Имя пр. обозначает качество хар-ое для данного предмета. В большей или меньшей мере посравнению с теми же качествами в др. предметах. а также сопоставительное с меми качествами к-ми предметобладал ранее. (эта книга интересней) В привосходной степени имя прил. указывает на самуювысшую степень качества в предмете сопоставительное с теми же качествами в др.предметах. (самый длинный чел, красивейшие цветы). В русс-яз существуют 2 формысравнит степени: простая и составная. простые образуются с пом.ов ее е ше. Продуктивным явл ее этот суф.присоединяется к основе на ТВ. согл. к исходной формеприл. Умный-умнее. е присоедк основе на к, г, х и т.д. ств (дороже, дорогой) сопровождается чередованием звуков.ш — используется лишь в немногих словах. (дальше-раньше-старше) Не имеют простой формы сравнит.степени качественные прил. с суф. ск. ов нл. У к-х нет также икраткой формы составные  аналитич. формы сравнит степени представляют собойсочетание слов. Более- менее. Сположительной степенью сравнения. Они образуются от всех качественных прил.которые обозначают признаки способные проявляться в большей или меньшейстепени. Пр: более высоки. Качественные прил имеют формы степени сравнен и простую и аналитич. в случаях когда простая форма сравнения степениотсутствует ее значение передается аналитически. Привосходная степень. Также имеет 2формы: простую (ейш и айш — присоеденяется к основе на заднеязычные) и составную. Составные формы привосходнойстепени. Образуются от положит степени 2 способами: Образуются  Во 1-х местоимения Самый (самое высокоедерево) Во 2-х Наиболее и наименее.
11
Склонениеприлагательных.
Имя прилагательное.Имя прилагательное имеет категориальное значение признака предмета. Изменяетсяпо числам, падежам, родам.
Склонение прил.  Кроме им. и В.п. кратких притяжательн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка программ в среде программирования Turbo Pascal 7 0
Реферат Краткое содержание книги И Тэна Происхождение современной Франции
Реферат Денежно-кредитная система Германии
Реферат Игровые моменты и опорные конспекты на уроках истории
Реферат Iх всероссийская молодежная научная конференция Института физиологии Коми научного центра
Реферат «Здоровье и качество жизни человека»
Реферат Экономические проблемы управления качеством
Реферат Политическая система России в 15 - 17 веках
Реферат Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву Радищева и его влияние на передовую
Реферат Образ Ивана Флягина в повести "Очарованный странник"
Реферат Алжир економіко-географічна характеристика країни
Реферат Проблеми виявлення та розслідування злочинів що вчиняються в офшорних зонах
Реферат Tempest Technology Essay Research Paper TEMPEST Technology
Реферат Хронотоп «провинциальный городок» в романе Дж. Фаулза «Волхв»
Реферат Подгруппа углерода. Углерод.