Содержание
Введение………………………………………………………………………..
3
1. Сущность налоговой системы России……………………………………..
3
2. Нормативно-правовая основа построения налоговой системы РФ……...
7
3. Основные звенья и элементы налоговой системы России……..………...
14
4. Анализ налоговой системы России на современном этапе развития и пути ее совершенствования…………………………………………………...
20
Заключение…………………………………………………………………….
29
Список использованной литературы…………………………………………
31
Приложения……………………………………………………………………
33
Введение
В настоящее время налоги играют немалую роль вукреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место средиэкономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночнуюэкономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей,предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, сбанками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налоговрегулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется хозрасчетный доход иприбыль предприятия.
В условиях рыночных отношений налоговая система являетсяодним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитногомеханизма государственного регулирования экономики. От того, насколькоправильно построена система налогообложения, зависит эффективноефункционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система насегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях иметодах реформирования, равно как и острой критики, этим и определяетсяактуальность выбранной темы дипломной работы.
В данной работе предпринята попытка разобраться в действующейналоговой системе России, выделить ее основные противоречия.
Целью данной работы является рассмотрение и анализсуществующей в настоящее время в России налоговой системы.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач.Во-первых, изучить теоретические основы функционирования налоговой системы внашей стране. Во-вторых, описать действующую в РФ налоговую систему изаконодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить проблемысовременной российской налоговой системы и указать пути ее совершенствования.
Таким образом, объектданного исследования – налоговая система РФ. Предмет исследования – современноеразвитие налоговой системы России.
Вкурсовой работе использован материал законодательства по налогообложению,статьи экономистов по проблематике, монографии ученых, статистический материал.Все это позволило полно раскрыть тему работы.
1. Сущность налоговой системы
Сущностьналоговой системы – понятие весьма многообразное и сложное, и его можнораскрыть через различные функции и элементы. Во-первых, налоговую системуобразует совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов,пошлин). Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующих порядок иправила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговыхорганов (органы сбора налогов и надзора за их внесением в лице налоговойинспекции и налоговой полиции, которая недавно была упразднена). Налоговаясистема базируется на соответствующих законодательных актах государства,которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то естьопределяют элементы налогов.
В условияхрыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая системаявляется одним из важнейших экономических регуляторов, основойфинансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того,насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективноефункционирование всего народного хозяйства.
Какпоказывает история налогов, возникновение налогообложения было вызванопоявлением государства и государственного аппарата, создавших и использовавшихфискальные механизмы для финансирования своих расходов. Однако налоги — это впервую очередь важнейшая финансово-экономическая категория.
Стоимостьвсех материальных благ, созданных обществом за определенный период (обычно загод) и предназначенных для удовлетворения совокупных общественных потребностейв экономике, носит наименование валового национального продукта (ВНП). В своюочередь, ВНП в стоимостной форме состоит из стоимости потребленных средствпроизводства (с), выплаченной заработной платы (v) и прибыли (т). Вновь созданнаястоимость (v+m) представляет национальный доход (НД). В своем движении ВНП и НДпроходят четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление [6, с.44].
Однакообъективная необходимость мобилизации части ВНП для казны возникает только на стадиираспределения, поскольку именно на этой стадии выявляется доля (пропорция)производителей и иных субъектов общества в ВНП. Кроме того, необходимоотметить, что процессы первичного распределения ВНП осуществляются без участиягосударства, поскольку весь производственно-распределительный процесс впринципе невозможно осуществлять иначе, чем возмещая стоимость израсходованныхсредств производства (с), выплачивая заработную плату (v) и получая прибыль(т).
В то же времягосударство, возникшее как надстроечная форма управления обществом насоответствующей стадии развития цивилизации, объективно потребоваломатериальной основы для своего существования, источником чего могла выступитьтолько сфера материального производства. Именно с возникновения государстваначинается формирование системы перераспределительных отношений (распределениеуже распределенного ВНП), которая с развитием товарно-денежных отношенийвыступила в денежной (финансовой) форме.
Основнымметодом перераспределения ВНП стало прямое изъятие государством определеннойчасти ВНП в свою пользу для формирования централизованных финансовых ресурсов(бюджета), что и составляет финансово-экономическую сущность налогообложения.Это перераспределение осуществляется непосредственно из НД, который выступаетединственным источником налоговых платежей независимо от их объекта.
Перераспределениечасти ВНП в пользу государства осуществляется между двумя участникамиобщественного производства: от работников (из «с») в форме подоходного и иныхналогов, а от хозяйствующих субъектов (из «т») — в форме налога на добавленнуюстоимость, налога на прибыль и др.
Однаконезависимо от целей налогообложения, форм взимания и видов налогов публичнаясуть налогов остается прежней — в налогах воплощено экономически выраженное существованиегосударства. Иными словами, государство не может существовать без взиманияналогов; более того, налоги — это органическая часть государства. Там, гдесуществует государство и государственное регулирование экономики, существует иналогообложение.
Основноеместо в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система,посредством которой образуются и используются общегосударственныецентрализованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровняосуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собойчасть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежныхпоступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы дляосуществления его задач и функций. Однако необходимо учитывать, что бюджетныедоходы как результат перераспределения сами в дальнейшем начинают создаватьновые распределительные механизмы, поскольку они начинают использоваться дляформирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевогоназначения.
В то же времяот непосредственного участия в процессе общественного производства государствокак хозяйствующий субъект получает сравнительно мало доходов, причемпрослеживается тенденция к их снижению. Анализ структуры государственнойсобственности (железнодорожный транспорт, энергетика, связь, коммунальнаясфера, некоторые отрасли промышленности) показывает, что многие предприятиягосударственного сектора убыточны и требуют дотаций. В этой ситуации основнуюдоходную часть составляют налоги.
Доходыбюджета каждого уровня в России формируются в соответствии с налоговымзаконодательством. Данное положение подтверждает исключительную важностьналогов. Можно смело утверждать, что без налогов нет бюджета, а потому безналогов не может существовать и государство. Именно налоги представляют собойфинансовый источник экономической самостоятельности государства. Однако следуетособо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетныйпроцесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитиеналогообложения [5, с. 24].
Налоговыесистемы в разных странах отличаются по видам налогов, налоговых ставок и помногим другим параметрам. Налоговая система в России сформирована в ее основныхчертах осенью 1991 года для обеспечения деятельности государства в критическихусловиях. По своей структуре и принципам построения российская налоговаясистема, сложившаяся к середине 90-х годов и доработанная к 2001-2003 гг., восновном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам.В Налоговом кодексе РФ четко закреплены контуры российской налоговой системы,соответствующей экономике рыночного типа.
2. Нормативно-правоваяоснова построения налоговой системы РФ
Система российского налоговогозаконодательства — это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащихнормы налогового права:
• федеральные законы;
• законы и акты субъектовФедерации;
• ведомственныенормативные акты и акты местного самоуправления.
Основу российского законодательства составляет концепция системызаконов о налогах прямого действия, которая предусматривает исключение изданияконкретизирующих и развивающих их подзаконных актов.
В Конституции Российской Федерации [1]указано, что «каждый обязан платить законно установленныеплатежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положениеналогоплательщиков, обратной силы не имеют. Законодательные акты, вводящиеновые налоги и сборы, улучшающие положениеналогоплательщиков, имеют обратнуюсилу».
Общие принципы налогообложения в Россиизакреплены в Налоговомкодексе Российской Федерации[2], введенном в действие с 1 января 1999 г. Кодекс устанавливаетсистему налогов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения исборов. В Налоговом кодексе определено, что законодательство о налогах и сборахосновывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактическойспособности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципасправедливости. С 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая Налогового кодексаРоссийской Федерации[3].
Законы Российской Федерации делятся на законы [6, с. 73]:
• общегодействия (например, бывший Закон «О федеральных органах налоговой полиции»);
• оконкретных налогах (например, бывший Закон «О налоге на рекламу»).
УказыПрезидента Российской Федерации, во-первых, устанавливают самостоятельные нормыправа, а во-вторых, носят характер поручений органам управления по разработкенормативных актов по налогообложению.
ПостановленияПравительства Российской Федерации устанавливают ставки акцизов и таможенныхпошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении, и т.д.
Согласно ст. 4 Кодекса федеральные и региональные органыисполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством о налогах исборах, могут создавать нормативные правовые акты по вопросам, связанные сналогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнятьзаконодательство о налогах и сборах». Органы местного самоуправления формируют,утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Ихналоговая политика должна соответствовать общим принципам налогообложения исборов, определенных Кодексом.
Важное место в условиях развития российской налоговой системызанимают актыФедеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации. Вряде случаев эти документы могут иметь нормативное значение, и их нарушениевлечет за собой ответственность. Но в целом их основная задача — разъяснениеметодики ввода в действие закона, отдельных его положений. Письма, указания иразъяснения Госналогслужбы носят нормативный характер и в основномпосвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.
ПостановленияКонституционного Суда, решения и определения Верховного Суда РоссийскойФедерации играютсущественную роль в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановленияэтих органов и Высшего Арбитражного Суда представляют возможность защитыинтересов налогоплательщиков — обжалование незаконных решений налоговых органовв судебном порядке.
Кроменационального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международно-правовымидоговорами.
Пределы действия налоговых нормативных актов определяются потрем аспектам: во времени; в пространстве; по кругу лиц.
Действие закона во времени. Согласно ст. 5 Кодекса «акты законодательства оналогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня ихофициального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периодапо соответствующему налогу… Акты законодательства о сборах вступают в силу неранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования…Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новыхналогов и (или) сборов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего загодом их принятия...». Общие правила введения в действие нормативных актовпредусматривают:
• законы: срок опубликования — непозднее 7 дней после подписания Президентом; срок вступления в силу — 10 днейпосле опубликования, если не установлено иное;
• акты Президента илиПравительства: срок опубликования — не позднее 7 дней после подписания; сроквступления в силу — 7 дней после опубликования, если не установлено иное;
• ведомственныенормативные акты: срок опубликования — 10 дней после регистрации в Минюсте; срок вступленияв силу — 10 дней после опубликования, если не установлено иное.
Этот же порядок установлендля аналогичных законодательных актов регионального и местного уровней.Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти должны бытьзарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Даже зарегистрированные, но неопубликованные и установленном порядке акты не влекут правовых последствий какне вступившие в силу.
Акты законодательства могут иметь или не иметьобратной силы в случаях, оговоренных в ст. 5 Кодекса (схема Приложения 1) [16, с. 172].
Прекращение действия налогового нормативного актавозможно путем прямой его отмены, или принятием нового акта равной (большей)юридической силы, или истечением срока действия нормативного акта.
Действиеналоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправленияраспространяются на управляемую ими территорию. Налоговые акты субъектовФедерации действуют лишь на территории данного субъекта, а федеральных органоввласти — исключительно и безраздельно на всей территории России.
Действиеналоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности,согласно которому все юридические и физические лица, имеющие объект налогообложенияв нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательстваРоссии. Согласно принципу резидентства обязанность по уплате налогараспространяется на лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.Одновременное действие этих двух принципов приводит к международному Двойномуналогообложению.
ВРоссии законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимоот того, утвержден ли бюджет на соответствующий год.
Наобщероссийском уровне проведения референдума по налоговым вопросам не можетбыть. На местном уровне референдум может проводиться.
Налоговаясистема, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесенысущественные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесеныизменения.
Основныеположения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ,Налоговым кодексом РФ.
Налоговыйкодекс РФ определяет налоговую систему как совокупность федеральных,региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления,изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты,осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мерответственности за нарушение налогового законодательства.
Взаконодательстве реализованы следующие основные принципы построения налоговойсистемы [11, с. 234]:
-
-
-
-
-
Натерритории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговуюсистему России. Закон не предусматривает четких границ между названными видамиплатежей, так как всем им присущи черты обязательности и безэквивалентности.
Свведения НК РФ начался новый этап налоговой реформы. НК РФ заменяет Закон РФ от27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» истановится основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемыналогообложения юридических и физических лиц. Он устанавливает принципыпостроения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения иотмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местныхналогов и других обязательных платежей.
Воснове НК – принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должноуплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признаниивсеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметьдискриминационный характер и различно применяться исходя из политических,идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Недопускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот взависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или местапроисхождения капитала. В законодательстве реализован принцип единстваналоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечняналогов, действующий на территории РФ. В то же время выделены три уровняналоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Независимо отраспределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение поотдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок,расширение перечня налоговых льгот и так далее) соответствующие органы властимогут в пределах своей компетенции.
Однакоактуальным вопросом является, как уже отмечалось, распределение налоговых полномочийфедеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местногосамоуправления. Немаловажным фактом является значительное сокращение НК РФ количествавозможных налогов. Перечень налогов действующих на территории РоссийскойФедерации утвержденный Законом «Об основах налоговой системы» сильно урезан, чтопозволило налогоплательщикам упростить налоговый учет на предприятиях,бухгалтерам «расслабиться» — пропадет необходимость помнить огромное количествозаконов, инструкций и иных нормативных документов, регулирующих уплату налогов.
Налоговыйкодекс призван решать следующие важнейшие задачи:
-
-
-
-
-
-
Особоважными для налогоплательщиков являются положения Налогового кодекса о том, чтообязанность по уплате налога считается исполненной, если налогоплательщик подалв установленный для налога срок в банк платежное поручение при наличиидостаточных средств на счете; запрете придавать обратную силу налоговомузаконодательству, ухудшающему положение налогоплательщиков, и требование обопубликовании актов законодательства о налогах и сборах не менее чем за одинмесяц до вступления их в силу [18, с. 2].
Всоответствии с НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаютсяорганизации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложенаобязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В то жевремя налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется административнаясудебная защита их прав и законных интересов.
Спринятием НК в налоговую систему РФ впервые введено понятие налогового агента.Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности поисчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов всоответствующих бюджет (внебюджетные фонды).
Такжевпервые в НК РФ вводится понятие представительства в отношениях, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах. Представительство может осуществлятьсячерез законного или уполномоченного представителя.
Анализируяпринятие и введение в действие части первой НК РФ можно сделать вывод, что оноявно носило скоропалительный характер, что не могло не повлиять негативно накачество самого текста этого основополагающего в области налогообложениядокумента. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главных проблем: создатьединую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать еехотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия взаконодательных актах.
Но,безусловно, в НК РФ содержится очень много положительного, что будетсодействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношенийгосударственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.
Втораяглава Налогового кодекса РФ посвящена отдельным видам налогов.
Так,глава 21 посвящена налогу на добавленную стоимость, 22 – акцизам, 23 – налогуна доходы физических лиц, 24 – единому социальному налогу, 25 – налогу наприбыль предприятий и организаций, 26 – налогу на добычу полезных ископаемых,26.1 – системе налогообложения для сельскохозяйственных производителей, 26.2 –упрощенной системе налогообложения, 26.3 – системе налогообложения в видеединого налога на вмененный доход, 25.4 – системе налогообложения привыполнении соглашений о разделе продукции, 27 – налогу с продаж, 28 –транспортному налогу, 29 – налогу на игорный бизнес, 30 –налогу на имуществоорганизаций. В этих главах раскрывается полная база по понятию, исчислению иплатежу каждого налога. Более конкретные положения разъясняются письмами иприказами Министерства РФ по налогам и сборам, например, методическиерекомендации по применению каждой главы части 2 НК РФ, рекомендации поисчислению и уплате каждого налога, заполнению налоговых деклараций и другиевопросы применения основ налогообложения.
3. Основные звенья и элементы налоговойсистемы России
Вроссийской литературе о налогах доминирует классификация, которую можноопределить как традиционную. Эта классификация представляет собой довольносложный вариант группировки налогов одновременно по методам их взимания,характеру применяемых ставок, объектам налогообложения и налогоплательщикам. По этим основаниям нынешние налогиделятся на: прямые и косвенные; федеральные, региональные и местные; налоги сфизических и юридических лиц.
Прямыеналоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имуществаналогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелецимущества (дохода). Эти налоги подразделяются на: реальные прямые налоги,уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего доходаплательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц); личные прямые налоги, взимаемые с реальнополученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика(например, налог на прибыль организаций). Косвенные налоги включаются в ценутоваров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов являетсяпотребитель товара, работы, услуги. В зависимости от объектов взиманиякосвенные налоги подразделяются на: косвенные индивидуальные налоги, которымиоблагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы); косвенныеуниверсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы иуслуги (например, НДС); фискальные монополии, распространяемые на все товары,производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечениигосударственной границы (экспортно-импортные операции) [8, с. 37].
Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы иимущество, под косвенными — налоги на товары и услуги. В разряд пошлин исборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.
Далее, в соответствии счастью первой НК РФ «федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемыекодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации». Онирегулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной частифедерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет нихподдерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.Как и в других странах, наиболее доходные источники аккумулированы в федеральномбюджете.
В 2005 годуситуация с количеством установленных налогов изменилась – оно заметноуменьшилось. Осталось всего 15 официальных налога. Согласно ФЗ РФ от29 июля 2004 года №95-ФЗ к федеральным налогам и сборам с1.01.2005 года относятся [14, с. 14]:
1) налог надобавленную стоимость;
2) акцизы наотдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог наприбыль организаций;
4) налог надоходы физических лиц;
5) единыйсоциальный налог;
6) налог надобычу полезных ископаемых;
7)государственная пошлина;
8) налог нанаследование и дарение;
9) сбор заправо пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
10) водныйналог.
Первые четыре налога создаютоснову финансовой базы государства.
Таким образом,из перечня федеральных налогов с1 января 2005 года исключены: налог на доходы от капитала,возможность установления которого была определена Кодексом, однако онфактически входил в состав налога на доходы физических лиц или организаций;таможенная пошлина, которая теперь регулируется нормами Таможенного кодекса РФ;налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевойбазы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог;экологический налог; федеральные лицензионные сборы.
Региональными признаются«налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Кодексом и вводимые вдействие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориисоответствующих субъектов РФ. Устанавливая региональный налог, представительныеорганы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения:налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных Кодексом, порядоки сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.
К региональнымналогам и сборам относятся:
1) налог наимущество организаций;
2)транспортный налог;
3) налог наигорный бизнес.
Таким образом, исключены не применяемые налоги — налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж.
Третийуровень — местные налоги, т.е. налоги муниципальных образований.Представительные органы местного самоуправления определяют в нормативныхправовых актах налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленныхКодексом, порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложенияустанавливаются Кодексом».
К местнымналогам и сборам относятся:
1) земельныйналог;
2) налог наимущество физических лиц.
Таким образом, с 1 января 2005 года из перечняместных налогов исключены налог на рекламу и налог на наследование или дарение.Следовательно, последний местный налог, связанный схозяйственной деятельностью организаций и предпринимателей — налог на рекламу — прекращает свое существование. Теперь рекламная деятельностьсможет облагаться специфическими налогами только с помощью примененияспециального налогового режима в виде ЕНВД к стационарным рекламным носителям.Местным органам власти остаются только два рычага прямого формирования местногобюджета, и оба этих рычага прямо связаны с недвижимостью.
Бюджетное устройство РФ, каки многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налогислужат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная частьпри их формировании — это отчисления от федеральных налогов. Согласно этомупризнаку налоги делятся на закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные ирегулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте надолговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты.
По субъектам(плательщикам) выделяются налоги с юридических и физических лиц. К первойгруппе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ковторой – подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядкенаследования и дарения и др. Земельный налог взимается и с тех, и с других. Взависимости от характера использования налоги могут быть общего значения ицелевыми. Налоги общего значения зачисляются в бюджет, а целевые – вовнебюджетные целевые фонды.
Бюджетноеустройство РФ, как и многих европейских стран, предусматривает, чторегиональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной частисоответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчисления отфедеральных налогов. Налоговая система РФ выполняет важнейшую функциюбюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственностинационально-государственных и административно-территориальных образованийРоссии в решении социально-экономических проблем сопровождается укреплением ихфинансовой базы, осуществляемым путем перераспределения федеральных налогов.
Закрепленныеи регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте надолговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты. Термин «распределениеналоговых доходов» в данном случае относится к уровням государственной власти,ответственным за определение ставок и структуры распределения доходов от техили иных налогов по уровням бюджетной системы, независимо от того, направляютсяли указанные налоговые доходы в бюджет этого уровня государственной власти.Применяемымсейчас в России, вариантом распределения доходных полномочийявляется закрепление некоторой части налоговых полномочий за местными илирегиональными органами власти, а в случае необходимости, — компенсациянедостающих доходов путем закрепления долей от регулирующих налогов либо путемперечисления трансфертов в местный бюджет. Ключевым вопросом при осуществленииподобной схемы распределения доходов является выбор налогов, закрепляемых заместными/региональными органами власти (местных/региональных налогов), а такжефедеральных налогов, определенная доля поступлений которых зачисляется врегиональные/местные бюджеты (регулирующих налогов). В случае закрепления занижними уровнями власти налоговых полномочий, что позволяет связывать величинуналогового бремени и принимаемые расходные решения, местные органы власти всвоих действиях руководствуются соображениями вида «затраты-выгоды», чтоприводит к повышению экономической эффективности.
Следует отметить, что решение проблемы распределения налоговыхдоходов не сводится к полному закреплению конкретных налогов за местным, региональнымили национальным уровнем власти: скорее, результатом ее решения является спектрразличных схем закрепления налоговых доходов и налоговых полномочий. Налоговыедоходы субнациональных бюджетов могут принимать различные формы: собственныедоходы, которые полностью зачисляются в бюджет соответствующего органа власти,имеющего право определять ставку налога, а в определенных случаях — оказыватьвлияние на порядок расчета налоговой базы, и «пересекающиеся» налоги, базакоторых определена федеральным законодательством для всей территории страны, асубнациональные органы власти вправе самостоятельно устанавливать ставкиналога. Регулирующие же доходы бюджетов – это федеральные ирегиональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативыотчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты наочередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее