Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание эмпатии у детей младшего школьного возраста

--PAGE_BREAK--
В качестве особых форм эмпатии выделяют:

­          сопереживание– переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним;

­         сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

­         содействие – способность помочь человеку в любой жизненной ситуации.

Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающих её от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрализации и), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Рефлексия — лат. Reflexio – это обращение  назад

а) размышление, самонаблюдение, самопознание;

б) в философии – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действии и их законов или способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

В психологии выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень эмпатии— самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии, и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.

2-й уровень эмпатии— эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Этот уровень свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии— самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего «Я», строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма, то есть на основе бескорыстной заботы о благе других людей.

Эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения детей возможно на базе развития творческого воображения.

Вывод
:Таким образом, зная, что такое эмпатия её виды и уровни можно выяснить на каком уровне развития находится эмпатия у детей младшего школьного возраста и в зависимости от этого продолжать развивать и воспитывать чувство эмпатии. Также зная уровень и вид эмпатии у ребёнка, мы можем подбирать индивидуализированные упражнения и задания для развития у него чувство эмпатии, то есть способность сопереживать и сочувствовать другим людям или животным.
Ведущая деятельность младшего школьного возраста – учение, а учение осуществляется в процессе общение. Рассмотрим общение как взаимопонимание.
ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.

Вступая в общение, человек несёт в себе

 




Сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие социально-нравственную позицию

Стиль поведения в общении



Стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться



Намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания



Сложившийся способ воздействия на партнёра по общению, заражение, внушение, подражание




идентификация
эмпатия
рефлексия
установка



Сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие социально-нравственную позицию

Стиль поведения в общении



Стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться



Намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания



Сложившийся способ воздействия на партнёра по общению, заражение, внушение, подражание




Определение идентификации, эмпатии, рефлексии изложены выше, а понятие установка я ввожу в этой главе.

УСТАНОВКА – «предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определённого объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту». Иначе установку можно определить как возникшее до знакомства с объектом деятельности или субъектом общения гипотетического представление о нём и его предварительная оценка, складывающиеся обычно на основе ранее полученной информации, теоретических умозаключений, ожиданий и т.д.

В дальнейшем развитие чувства эмпатии буду рассматривать через образовательные области учебных предметов: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, окружающий мир.
2.1… ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМПАТИИ.

“Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других”

Б.Асафьев
«Я не знаю явления более загадочного, более драматического, более эмоционального, чем то, как детство, исполненное разнообразных возможностей, чувствительное к красоте, восприимчивое к добру, воплощающее трогательную невинность, превращается в скучную, однообразную, самодовольную и расчетливую зрелость. Убийство неповторимой индивидуальности, убийство творческого начала «убийство Моцарта» в каждом из нас, говоря словами Сент-Экзюпери, продолжает совершаться. Не будем закрывать на это глаза. Зачем обманывать самих себя?»

                                                                                              Георги Данилов



Что такое творческое воображение?

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” — В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании, сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: “Ну, зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов — у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует — из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку — ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!..”

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. В зависимости от степени активности  различают пассивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамеренное воображение. Воображение ребёнка отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у младшего школьника знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления. Это недостаток и достоинство детского воображения. Младший школьник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям. (Л.С. Выгодский).

Ребёнок  не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте. (Григорьева)

До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. Ребенка привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация, (психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения)действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающую мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове.

Рост произвольности воображения проявляется у ребёнка в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. О возрастании целенаправленности воображения на протяжении детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и туже тему, а также по устойчивости ролей.

С возможностью планирования, прямо связано умение создавать целостные произведения (О.М. Дьяченко).

Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они начинают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается  в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия.

Воображение позволяет детям познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Детский сказочник Иб Спанг Ольсен писал: «Когда нам, взрослым, кажется, что ребенок большой фантазер, то вполне возможно, что ребенок просто пытается найти чему-то разумное объяснение…».

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда ребёнок затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л.С.Выгодский, «эти два процесса развиваются взаимосвязано».

Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становится творческим процессом.

Кроме того, что воображение значительно расширяет границы познания, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не встречавшихся в обыденной жизни. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть и чего не может. Реалистический подход к фантастике в сказке возникает в дошкольном возрасте.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях.

В создании фантазий может участвовать развивающая защитная функция воображения. Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от  тревожных воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества. Таким образом, происходит становление психологической защиты.

Творческий характер зависит от того, в какой мере дети владеют  способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

При создании образов дети используют прием – одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники и младшие школьники выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов – изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся  все более оригинальными.

Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте.

Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными  эстетическими, познавательными, личностным смыслом.

ü           «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». Педагогический вывод из этого заключается в необходимости расширять опыт ребенка,…Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил  тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения. Для развития воображения важно «…приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества…включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую предлагало человечество в течение тысячелетий…»

ü     Эмоциональная связь действительности и воображения проявляется двойным образом. Всякое чувство стремится воплотиться  в определенные образы, т.е. эмоции, как бы подбирает себе соответствующие впечатления, мысли и образы. Впечатления, которые реально не имеют никакой связи, могут объединиться на основе общего эмоционального сходства, привнесенного нашим настроением. «Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией», когда образы воображения порождают чувства.

ü     -особенности развития воображения у детей.

ü     -воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

ü     -оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

ü     -ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

ü     -воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Влияние цвета на творческое воображение и эмпатию.

         Психологическое влияние цвета было замечено людьми в тот же момент, когда был замечен и сам цвет. В первобытные времена и в древности окраска служила для выделения некоторых вещей из природной среды – тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали возбуждение, страх; жрецы и культовые предметы – восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, — трепет и дрожь; яркое убранство жилища – чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.

         На эмпирическом уровне эмоциональное воздействие цвета было очень хорошо освоено и активно использовалось с древнейших времен.

         Научная проблема психологического воздействия цвета возникает в тот момент, когда распадается единство индивидуума и внешнего мира, возникает отчуждение человека от природы, общества и самого себя. Это происходит в эпоху Возрождения. Когда человек жил в органическом единстве с природой, не было нужды задумываться об адекватности ощущений раздражениям, о преобразованиях сигналов в органах чувств и пр., т.к. не было сомнений в тождестве явления и его образа в душе. Теперь же, когда непосредственное ощущение цвета слабеет, усложняется и запутывается, возникает потребность выяснить и зафиксировать связи в системе «человек-цвет».

         В ХХ в. исследования этой проблемы приобрели экспериментальный характер. Человек стал рассматриваться как комплекс ряда функциональных систем. Воздействуя на организм цветом, при помощи приборов фиксируют реакции отдельных систем. Так было определено, что красный цвет возбуждает деятельность большинства систем, синий успокаивает, зеленый является оптимальным для зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый тонизирует, фиолетовый угнетает.

         Психологический аспект восприятия цвета неразрывно связан с социально-культурным и эстетическим. Всякий отдельно взятый цвет или сочетание цветов может восприниматься человеком различно в зависимости от культурно-исторического контекста, от пространственного расположения цветового пятна, его формы и фактуры, от настроенности и культурного уровня зрителей и многих других факторов. Поэтому попытки составления  «реестров» жестких соответствий между цветом и эмоциональным состоянием нельзя признать плодотворными. – пишет Л.Н. Миронова.

         Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

         Деятельность органа зрения может возбуждать различные органы чувств: осязание, слух, вкус, обоняние.

         Интересное явление представляют собой цветовые синестезии (соощущения). Цветовые ощущения могут также вызывать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями. Цветовые ассоциации можно подразделить на несколько больших групп: физические, физиологические, этические, эмоциональные, географические и др. В пределах каждой группы содержатся более мелкие подразделения.

­               Физические ассоциации:

         а) весовые (легкие, тяжелые, невесомые…)

         б) температурные (теплые, ледяные, жгучие…)

         в) фактурные (тихие, громкие, музыкальные…)

         г) акустические (тихие, громкие, глухие, музыкальные…)

         д) пространственные (выступающие, глубокие, поверхностные…)

­                Эмоциональные ассоциации:

         а) позитивные (веселые, лирические, бодрые, приятные…)

         б) негативные (грустные, веселые, скучные, сентиментальные…)

         в) нейтральные (безразличные, спокойные, уравновешенные…)

  Почти любое прилагательное нашей речи  соответствует какому-нибудь цвету. Это свидетельствует о чрезвычайной широте и универсальности цветовых ассоциаций, об исключительно важном месте, которое они занимают в жизни человека независимо от того, осознает он это или нет.

         Путь образования цветовых ассоциаций подобен процессу образования условных рефлексов. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет.

         Различные цвета обладают неодинаковой способностью вызывать психические реакции. Для оценки этих различий Миронова Л.Н. вводит понятие  качества ассоциаций. К качествам могут быть отнесены:

         а) однозначность ощущения;

         б) интенсивность ощущения;

         в) устойчивость в пределах большой группы людей.

         Качества цветовых ассоциаций, а также эстетическая оценка цветов зависят как от объективных свойств цветов, так и от свойств воспринимающего субъекта.

         К объективным свойствам цвета относятся его чистота, светлота (яркость), форма цветового пятна, место и значение его  в визуальной структуре, материал и фактура. Свойства воспринимающего субъекта можно подразделить на групповые и индивидуальные. К первым отнесем национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции, классовую принадлежность. Ко вторым относятся возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.

         Многочисленные исследования (М.Сент-Джордж, Б.Райт, Л.Рейнватер, А.Купле, Р.Франсэ и др.), а также высказывания  художников и поэтов позволяют сделать некоторые выводы относительно связи объективных свойств цвета с реакциями, которые они вызывают.

Чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее реакция.

Сложные, малонасыщенные, среднесветлые цвета вызывают весьма различные (неустойчивые) и относительно слабые реакции.

Пурпурные цвета даже в чистом и ярком виде вызывают яркие реакции. Это объясняется двойственностью их природы.

Желтые и зеленые цвета вызывают наибольшее разнообразие ассоциаций. Это происходит потому, что в данной области спектра глаз различает наибольшее количество оттенков. В природе богаче всего представлены именно эти цвета. Каждый из оттенков желтого или зеленого связывается в сознании с определенным предметом или явлением, отсюда и богатство ассоциаций.

Таким образом, цвет можно использовать для развития воображения, воображения творческого.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Роль музыки в развитии творческого воображения и эмпатии.

Мир звуков оказывает на нас огромное воздействие (например: взаимосвязь настроения человека и звучания внешнего мира). Для детей это особенно важно, музыка способна полностью сформировать психику.

         Интоника – наука об обучающих и разрушительных свойствах музыки и ритма. Музыка воздействует на человека в разных плоскостях.
         Первый фактор.

Музыка есть вибрация, а вибрации свойственно влиять на биохимию человека. Частота музыкальных вибраций, точно совпадающая с частотой  ферментативных процессов, оказывает на них глубокое воздействие. Слушание музыки будущими мамами по системе, исключающей разрушительные вибрации и приносящей благотворные. Это помогает формированию плода и прививает ребенку навыки, которые, даже не будучи им осознанны, помогают освоиться в жизни.

         Второй фактор.



 Музыка воздействует на физическое тело человека, его эмоциональную сферу.

Играем ли мы, поем или танцуем, — мы заставляем тело работать. Рояль активизирует моторику легких мышц, пение – работу диафрагмы и дыхательного аппарата, задействован и пищеварительный тракт, меняется кровообращение. Танец – все мышцы тела получают нагрузку. Заставляя работать тот или иной орган, музыка «включает» ответственную за него зону мозга.

Различные инструменты вызывают в организме человека разные реакции – даже если играть одну и ту же мелодию. Дело в том, что их звуки различаются происхождением и воздействием на слушателя. Если это рожок – он будет влиять на определенные ткани тела – в частности на волокна, из которых состоит соединительная ткань. Флейта соответствует любой трубчатой структуре в организме (сосудам, трубчатым костям).

Порой, замкнувшись в своих проблемах и болезнях, мы остаемся, глухи к любым словам. А на музыку вдруг отзовется наше подсознание, душа, наше глубинное «Я», часто самим нам неведомое. Почему? Словесный контакт у человека связан с речевыми центрами. Этим занимается очень поздняя по происхождению структура нервной системы.  Неречевой слух – восприятие шума ветра, леса, воды – по происхождению гораздо древнее. Поэтому посредством музыки мы попадаем в более фундаментальную область в структуре психики.

         Третий фактор.



Музыка формирует психологический настрой, моделирует эмоциональное состояние. Взрослому человеку, страдающему депрессией, музыка Моцарта может улучшить состояние, что же говорить о еще более восприимчивых детях? Оказывая общее благотворное влияние на нашу психику, музыка способствует творчеству. Вызывая неожиданные ассоциации, она словно вскрывает наше подсознание, «вытаскивая» на поверхность не только спрятанные воспоминания, но и потаенные способности, скрытые силы.

       Рассмотрим механизм воздействия музыки на сам процесс изобразительного творчества. Маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас (в отличие от архитектуры, живописи). Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм. Можно сказать, что музыка непосредственно обращается к ребенку обобщенным, предельно концентрированным  эмоционально-чувственным опытом предыдущих поколений. Она помогает ребенку сориентироваться в мире своих эмоций и, усиливая их, порой способствует тому, что они выходят из подсознания ребенка и оформляются в процессе рисования в конкретный образ.

Вывод:Влияние цвета и влияние музыки, является очень важным фактором в формировании  личности ребёнка, его творческих способностей и эмпатийного поведения. С помощью музыки и цвета мы можем пробудить в ребёнке искренние  и добрые чувства по отношению к окружающим его людям, но  и ко всему,  что находится вокруг него. Воспитывать чувство эмпатии в ребёнке необходимо с раннего детства, так как в этом возрасте дети более восприимчиво ко всему что говорят и что делают находящиеся рядом с ним люди.
2.2. РОЛЬ ПРИРОДЫ В ВОСПИТАНИИ ЭМПАТИИ.

Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если  ребенок живет в большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь

смотреть — еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все  то, что отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.

Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать  его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать. Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу. Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте, которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы, парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу — навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Покажите ребенку особенности поведения  воробьев, галок,  голубей,

научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение к другим птицам, к нам самим.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности» животных.

Главная задача в воспитании эмпатии средствами природы – это пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее. Природа является одним из факторов, влияющих на развитие информирование эстетических чувств, чувств эмпатии она неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает  значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

Эмпатия тесно связана с нравственностью. Любовь к Родине – это сложное моральное чувство, которое органически соединено с эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми — значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны — можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Домашние животные — большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.

Мы отвечаем за живое — и за животное и за растение — перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.
2.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ.
Работая в школе можно было заметить, что школьники любого возраста легко и естественно возникает душевный отклик на умело введенный в беседу художественный рассказ, несущий определённый эмоциональный заряд? Образный язык, стиль повествования, в котором нет, и не может быть штампов и банальных истин, вызывает у детей адекватные чувства: нравственные оценки, сопереживания, идентификацию с собственными личностными качествами – «А как бы поступил я?», «А какой я?»

Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что – то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям о моральных качествах человека.

Первоклассники, прежде всего, должны усвоить понятие о добре, доброжелательности, отзывчивости, справедливости научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребёнка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действенную и ложную помощь товарищу. Очень важно подбирать такие тексты для чтения, которые посвящены воспитанию в детях доброты, отзывчивости, взаимопомощи и справедливости. Подбирать рассказы и сказки таким образом, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением  и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы. Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования. Так же важно подбирать рассказы, посвящённые воспитанию в детях любовь ко всему живому. При подборе рассказов ставить задачу привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Эта задача очень важна, так как при не выполнении этой задачи может получиться так, что ребёнок, который с детства привык  с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания. Учителю начальных классов, необходимо подбирать рассказы на разные темы. Например, «О добре и отзывчивости», где включены рассказы и очерки, повествующие о том, как важно думать об окружающих, уметь понимать их чувства и переживания. В то же время в этих произведениях должны быть приведены примеры человеческого равнодушия и показной доброжелательности. Негативные примеры дают учителю возможность обратить внимание детей на проявления черствости, эгоизма и невнимательного отношения к окружающим.

Или тема, например, «О товариществе и дружбе» — дети узнают, что настоящая дружба основывается на общности интересов, взаимной симпатии и уважении, готовности помочь товарищу. Учителю важно обращать внимание школьников на то, как часто дружбе мешает неумение ребят быть уступчивыми, внимательными, чуткими. А так же можно подбирать рассказы на тему «любить всё живое», где рассматриваются отношения человека к природе. Эти рассказы учат школьников любить и оберегать всё живое.

Важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ученикам своё отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определённого отношения к прочитанному.

Восприятие себя и другого человека, восприятие его и своего настроения, желаний, побуждений сначала не является осознанным. В дальнейшем, с помощью речи происходит осознание малышом своих чувств и эмоций, управление ими. Но сначала необходимо научить всматриваться, вслушиваться, быть внимательным к своим ощущениям, тонко воспринимать всеми рецепторами мир предметов и природы, а потом это чуткое, уже натренированное восприятие естественно обращается и на людей.

Для детей дошкольного возраста предлагается следующая последовательность использования объектов эмпатии:

а) знакомые детям животные и птицы;

б) интересные предметы и, в первую очередь, движущиеся игрушки;

в) растения и явления природы;

г) взрослые, чьи профессии имеют характерные внешние атрибуты.

В литературе описываются способы и приемы развития творческих способностей воображения ребенка, его эмоционального мира, которые построены из собственно «эмоционального материала».

На базе развития творческого воображения детей возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения – сопереживания и содействия другим при сочетании детских деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т.д.), опосредствующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие) в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста.

В определенной последовательности могут быть использованы такие формы: кукольный творческий спектакль, игра-беседа с персонажами, творческая ролевая игра по сюжету сказки.

Сказка. Нравственная, эмоциональная сторона личности – это её ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Что же такое гармонического развития? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребёнка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и своего ребёнка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций.

Как же развить в ребёнке отзывчивость, как сделать его добрее? На этот вопрос есть общий и, безусловно, правильный ответ. Мы сами, наш пример, нравственный аспект жизни взрослых и вся окружающая действительность учат этому. А вот как сделать этот процесс целенаправленным?

Путь этот лежит через художественную литературу. Почему именно литературу, и особенно сказки? Да потому, что искусство, литература — богатейший источник и побудитель чувств, переживаний, и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических).  Сказка для ребёнка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни, только в сказочной форме ребёнок сталкивается с такими сложнейшими явлениями чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т.п. Форма изображения этих явлений, как мы уже говорили, особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл оставляют подлинными, «взрослыми».

Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки, в которых сказка обнаруживают своё, порой неожиданное для взрослых воздействие на ребёнка.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний мир к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет реализации. Правда, они, как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Слушая, читая книгу, ребёнок оказывается перед моральным выбором. Что это значит? Ребёнок включается в такую ситуацию, что вынужден принять решение, совершить поступок, отказавшись от каких – либо собственных интересов, пожертвовав ими в пользу другого или же в соответствии со своими принципами. Такими ситуациями морального выбора полны сказки.

Как научить ставить себя на место другого, ощутить его настроение, чувства, заботы? Ведь, чтобы изменить, улучшить то – то, необходимо понять его взаимоотношения с другими.
С чего начать?

1.     Художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев. Необходимо обратить внимание на особенности этих произведений /стихи, рассказы, сказки, загадки/.

2.     После чтения произведения необходимо обсудить механизм передачи чувств. Предложить детям представить себя на месте героя сказки, рассказа, — подумать, как это можно показать.

3.     Очень полезно использовать эмпатию для придумывания сказок от имени предметов, растений / “я – бабочка”, “я – дождевая туча” и т.д.

4.     Загадки:

— загадывание загадок от имени предметов, объектов, явлений.

— придумывание загадок с использованием эмпатии.

5.     Наблюдение предметов и явлений в окружающем мире, детям предлагается представить себя на месте наблюдаемого.

Сближение с персонажами, предпочтение в ситуации свободного выбора и ролевое изображение самих персонажей – вот те способы и приемы, которые использует взрослый для обучения детей глубокому пониманию нравственного смысла художественного произведения. Эффективность указанных способов обеспечивается при соблюдении взрослым определенных способов работы над книгой:

а) подготовка детей к восприятию как серьезному и радостному событию;

б) постепенность, последовательность перехода от одного этапа к другому;

в) возврат к некоторым методическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций – могут повторяться все указанные приемы, особенно игры-контакты с персонажами;

г) сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным «общением» с детьми – любимые герои в этом случае «помогают» осваивать новое, более сложное нравственное содержание других произведений;

д) усилению сопереживания соответствующим героям и созданию более глубокого проникновения в нравственное содержание произведения помогает повтор игр-драматизаций.

Однако воспитательная задача взрослого в этой сфере воспитания будет выполнена, если взрослый сумеет создать такие условия, при которых эмпатийные переживания и помогающее поведение могут быть перенесены ребенком из  связи «Я – персонаж» в сферу «Я – другой человек». Для этого необходимо:

- научить детей видеть эмоциональное состояние другого: творческие сюжетные игры; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, нацеленных на проникновение «внутрь» эмоциональных ситуаций;

- создавать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношении со взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути; воспитывать активное отношение к реальным ситуациям;

Достижением дошкольного возраста справедливо считается открытие ребенком своего собственного внутреннего мира и посильное овладение своими эмоциями и чувствами («эмоциональная произвольность»).
Театральное творчество в  школьном возрасте.



Ближе всего к детскому литературному творчеству стоит детское театральное творчество, или драматизация. Наяду со словесным творчеством драматизации, или театральная постановка, представляет самый частый и распространённый вид детского творчества. И понятно двумя основными моментами: во – первых, драма, основанная на действии, на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает творчество с личным переживанием.

«Драматическая форма изживания впечатлений жизни, — говорит Петрова, — лежит глубоко в природе детей и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребёнком в подражательной форме. Например, девочка, зарывшая ноги в песок и стоящая неподвижно с прижатыми к телу руками, говорит: «Я – дерево, видишь, я расту. Вот ветки, вот листочки, — руки девочки начинают медленно подниматься, растопыриваются пальчики, — видишь, ветер меня качает», — и «дерево» начинает наклоняться и трепетать листочками – пальчиками». Этот пример можно рассматривать как состояние эмпатии, то есть умение непроизвольно почувствовать себя частью чего – либо или общим с чем – либо, в данном случае быть деревом.

Другой причиной близости драматической формы для ребёнка является связь всякой драматизации с игрой. Так как все игры с использованием эмпатии построены таким образом, что дети учатся думать о себе и о других, ставить себя на место другого, сравнивать и анализировать, делать выводы, обобщения. Они направлены на развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, интуиции, умения сосредоточиться, совместно с другими детьми обсудить вопросы. Игры с использованием эмпатий – поля для наблюдения за детьми, прекрасная возможность познакомиться с ними поближе, понять их внутреннее, душевное состояние. Именно в таких играх проявляются индивидуальные особенности. Важно, чтобы учитель в школе или воспитатель в детском саду во время игры сам проявлял те качества, которым он хочет научить детей. Быть примером справедливого и внимательного отношения к детям, другим людям, умел наблюдать, быстро реагировать, быть добрым, терпеливым.

Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзное обсуждение каких – либо поступков. Игры помогают детям расслабиться, раскрепоститься, почувствовать себя комфортно. Главное, дать детям раскрыться, свободно выразить свою точку зрения и объяснить её. Любое давление на ребёнка со стороны взрослого, направление обсуждения в русло, необходимое воспитателю или учителю, мешает ребёнку проявить своё собственное «я», дети хорошо чувствуют, что их мнение не интересно для педагога, или неправильно, что мешает, смело высказывать своё мнение, вызывает закомплексованность не только перед учителем, но и перед другом, замедляется речь, способность ярко выражать свои мысли и тогда теряется весь смысл игр, занятий.

Описывая свои чувства в образе героя, человек, будь то взрослый или ребёнок, незаметно для себя раскрывает свой характер, свои потаённые желания, свой темперамент, чувства, обиды, взаимоотношения с окружающими, выплескивает наружу то, что у него внутри. Эмпатию можно использовать вместо назидательных бесед: на нравственные темы в игре.

Драма же ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связано с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, то есть содержит в себе элементы самых различных видов творчества. В этом и заключается наибольшая ценность театральной постановки. Эта театральная постановка даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют или подготовляют пьесу, импровизируют роли, иногда инсценируют какой – нибудь готовый литературный материал. Инсценировку часто используют на уроках, особенно в начальной школе. Детям очень интересно участвовать в инсценировке различных рассказов и сказок, так как дети знают многие из них наизусть, многие им очень нравятся. Они с удовольствием играют роль того или иного персонажа, но чаще всего того, кто больше нравиться, кого они больше любят, того за кого они больше радуются или огорчаются. С помощью инсценировки можно развивать в детях чувство глубокого и безошибочного восприятия  внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и переживаний. Благодаря инсценировке, дети пытаются поставить себя на место героя, которого они играют и прочувствовать то, что он чувствует.

Процессы инсценировки и драматизации являются благоприятными условиями для воспитания у детей чувства эмпатии. Это очень важно, для того чтобы человек уже с самых ранних лет умел сочувствовать, сопереживать и помогать в трудной ситуации другому человеку.    продолжение
--PAGE_BREAK--
                       II.     
Глава 3 ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Практическая часть данной ВКР посвящена выяснению уровня эмпатии у детей младшего школьного возраста. В ней представлены различные способы и методы, с помощью которых были проведены исследования, для выяснения уровня эмпатии. А так же представлены различные упражнения для развития эмпатии. Исследования были проведены в ходе преддипломной практики в 4 «а» и 6 «а» классах, а так же в других классах.

Задание №1 «Выясни свой уровень эмпатии» (6 «а» класс»)

Предлагаемая ниже методика  успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), то есть умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Детям были предложены 36 утверждений, к каждому из которых они ставили числовое значение.

«не знаю» — 0
;

«нет или никогда» — 1;

«иногда» — 2;

«часто» — 3;

«почти всегда» — 4
;


«всегда» — 5.

Дети были предупреждены достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову.

1.     Мне  больше нравятся книги, о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2.     Взрослых детей раздражает забота родителей.

3.     Мне нравиться размышлять о причинах и неудачах других людей.

4.     Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5.     Чрезмерную раздражительность и несправедливые упрёки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6.     Больному человеку можно помочь добрым словом.

7.     посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8.     Старые люди, как привило, обидчивы без причины.

9.     Когда слушаю грустную историю, на мои глаза наворачиваются слёзы.

10.            Раздражённое состояние моих родителей ухудшает моё настроение точно, так как их радость улучшает его.

11.            Я равнодушен к критике в свой адрес.

12.            Мне больше нравиться рассматривать пейзажи, чем портреты.

13.            Я всегда прощал всё  родителям, даже если они были неправы.

14.            Если лошадь плохо тянет, то её нужно  хлестать со всей злостью и яростью.

15.            Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16.            Родители относятся к своим детям справедливо.

17.            Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18.            Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19.            Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20.            Фильмы и книги могут вызвать слёзы только у несерьёзных людей.

21.            Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22.           В детстве я приводил бездомных кошек и собак.

23.           Все люди необоснованно озлоблены.

24.            Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложиться его жизнь.

25.            В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26.           При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем – то помочь.

27.           Пожилому человеку станет лучше, если внимательно выслушать его жалобы.

28.            Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29.            Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30.            Люди преувеличивают способность животных чувствать настроение своих хозяев.

31.            Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32.            Если ребёнок плачет, на то есть свои причины.

33.            Молодёжь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34.            Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35.            Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36.            Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
ТАБЛИЦА №1



Вывод:
С помощью этого задания  я смогла выяснить уровень эмпатии у учащихся 6 «а» класса. Если посмотреть на таблицу, то можно сказать о том, что подавляющему большинству присущий средний уровень эмпатийности.  Это говорит о том, что у детей не достаточно сформированы дружеские отношения с одноклассниками, умение сочувствовать, переживать, помогать друг другу в трудных ситуациях. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям, в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. У детей нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей. У 7 человек высокий уровень эмпатийности. Они чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Эти дети эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык.
 Тест:

«Определение эмпатии»(эмоциональной восприимчивости)

(4 «а» класс.) Приложение №1


Материал
:

1)   
Карточки со схематическим изображением человеческих эмоций на лице,(радость, спокойствие, грусть, удовольствие, страх, злость, насмешка, смущение, недовольство).

2)   
Карточки с реалистическим изображением лица (сожаление, радость, недоверие, испуг, восторг).

Испытуемым предлагалось
: Рассмотреть схематические изображения человеческих эмоций; попытаться изобразить каждую схему на своём лице, затем назвать соответствующее чувство. Такую же работу провести и во 2 — й серии, но – по рисункам с полным изображением лица.
Оценка результатов
: Наблюдая за детьми в возрасте 9 – 10 лет я выяснила следующее: когда дети пытались изобразить каждую схему на своём лице, у них получалось  не так эмоционально, не так ярко, так как рисунки были схематичными. Но когда дети увидели карточки с реалистическим изображением, у них получилось выразить эту мимику наиболее ярко, с выражением, потому, что дети неоднократно видели эти выражения лица в своей жизни. В свою очередь с помощью этого наблюдения за детьми можно сказать о том, что у большинства из них есть чувство эмпатии.
Задание №2 «Если бы я, был/а/....



Детям было предложено подумать над следующими предложениями, закончить их и придумать небольшой рассказ, рисунок, движение.

«Если бы я был/а/ ветром, то… «Если бы я был/а/ звездой, то… «Если бы я оказался/лась/ на луне, то… «Если бы я был/а/ невидимкой, то… «Если бы я был/а/ дождевой тучей, то...
«Если бы я была ветром, то я  летала бы по всему миру,  побывала бы в самых отдаленных местах земного шара. А ещё в день, когда будет жарко, я буду прохладным ветерком, когда день будет холодный, то я буду ветерком тёплым, чтобы людям было тепло».       (Кристинина Настя 4 «а» класс.)


«Если бы я был дождевой тучей, то я бы летал по небу, поливал грядки в огороде, чтобы овощи выросли вкусными и полезными, поливал бы землю полях, чтобы там смогли вырасти цветы, которые радовали всех людей на земле».                                       (Гельм Слава  4 «а» класс.)
Задание №3 «На кого я похож…»



Детям было предложено закончить или начать следующие предложения:

«Я похож/а/ на полевой цветок и …»

«Моё сердце бьётся как…»

«Мне так радостно, что я…»

«_____, будто весь мир стал волшебным»

«_____, все люди улыбались и смеялись»

«Мне так радостно, что я даже петь хочу, а ещё хочу, чтоб все люди на земле тоже были радостными».                        (Голицын Олег 4 «а» класс)
Задание — игра №4 «Волшебный стул»

Все дети вставали в круг. У края круга стоял стул. Дети ходили по кругу и пели.

«Кто сегодня всех красивей
?


Кто сегодня всех счастливей
?


поскорее появись! –

На волшебный стул садись!»
Когда песня заканчивалась, тот, кто оказывался ближе всего к волшебному стулу, садился на него. Каждый  ребёнок из круга должен был сказать о сидящем на стуле что — нибудь хорошее, доброе. Перед началом игры, было  сказано  детям о качестве волшебного стула: тот, кто на него садится, теряет все плохие качества, у него остаётся всё хорошее, доброе, красивое. После того, как дети расскажут все хорошее про одного ребёнка, игра возобновляется.
Анализ
: Эта игра очень помогла не только мне в выяснении уровня эмпатии у учащихся 4 класса, но и заинтересовала детей, так как  эта игра подвижная, весёлая, с песней, в ней дети говорят много искренних доброжелательных слов друг другу. Эта игра помогает быть детям добрыми к окружающим людям.
Задание №7 «Улыбнись, как...» (2 «а» класс)

Я попросила детей сделать следующее
 Улыбнуться, как:

¯    Кот на солнце;

¯    Само солнце;


¯    Как Буратино;


¯    Как хитрая лиса;


¯    Как радостный ребёнок;


¯    Как будто ты увидел чудо.


Позлись как
:


¯    Ребёнок, у которого отняли мороженое;


¯    Два барана на мосту;


¯    Как человек, которого ударили.


Испугайся, как
:


¯    Ребёнок, потерявшийся в лесу;

¯    Заяц, увидевший волка;

¯    Котёнок, на которого лает собака.

Нахмурься, как
:


¯    Осенняя туча;


¯    Рассерженный человек;


¯    Злая волшебница;


Устань как
;

¯    Папа, после работы;

¯    Человек, поднявший тяжёлый груз;

¯    Муравей, притащивший большую муху.

Отдохни, как
:

¯    Турист, снявший тяжёлый рюкзак;

¯    Ребёнок, который много потрудился, но помог маме;

ТАБЛИЦА №2



Анализ:
Это задание я проводила с учащимися 2 «а» класса. Целью этого задания было определить уровень эмпатии у школьников. Наблюдая за детьми, я выяснила, что у большинства из них чувство эмпатии не достаточно сформировано, то есть средний уровень,  это видно, из данных в  таблице. Эти дети испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих кажутся непонятными и лишёнными смысла. Так как они не могут по-разному улыбаться, например как кот, который смотрит на солнце или как «улыбается само солнце». Многие дети просто не могут мысленно представить себе как можно устать, как муравей, это происходит из — за недостаточно сформированных знаний об окружающем мире. Так же это задание помогало мне развивать чувство эмпатии у детей, чтобы в дальнейшем они могли  проявлять его по отношению к людям и животным.
Задание № 6 «Представь себя животным»

Я попросила детей представить себя разными домашними животными. Каждый ребёнок отвечает на вопросы:

§        Какая у вас самая любимая еда?

§        Где вы больше всего любите спать?

§        Что больше всего любите делать?

§        Любите ли вы играть с детьми /людьми/, гулять?

§        Любите ли, вы когда вас моют?

§        Умеете ли вы плавать? – Стригут ли вам шерсть?

§        Расчёсывают ли вам шерсть
?

Здравствуйте, меня зовут кот Маркиз. Я очень люблю различные консервы, но самая любимая моя еда это рыба — карасики окуньки и мясо. Больше всего я люблю спать рядом со своей хозяйкой, которую очень люблю, так же как и она меня. Я очень люблю играть со своим младшим братом, Филей, мы с ним играем в прятки, бегаем по всем комнатам. На улице гулять не люблю, потому, что там ездят большие машины. Мыться я тоже не люблю. А когда хозяйка начинает меня мыть, я её царапаю и кусаю, но не больно. А когда я вылезаю из тазика, хозяйка начинает меня расчёсывать, чтобы я был красивым. Я очень люблю свою хозяйку, которую зовут Женя                                 (Башарина  Женя 4 «а» класс)    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.