Содержание:
1. Введение стр. 2
2.Понятие налоговогоправонарушения стр. 3
3.Принципы привлечения кответственности за налоговые
правонарушения стр. 4
4.Основные виды налоговыхправонарушений и применяемые
санкции за их совершение стр. 5
5.Обстоятельства исключающиепривлечение к ответственности
за налоговые правонарушения стр. 10
6.Обстоятельства смягчающие иотягчающие ответственность
за совершение налогового правонарушения стр.11
7.Налоговый контроль как способборьбы с налоговыми
правонарушениями стр. 13
7.1 Камеральная налоговая проверка стр. 14
7.2 Выездная налоговая проверка стр. 15
8.Права и обязанности налоговых органов при осуществлении
налогового контроля стр. 16
9.Заключение стр. 19
10.Список литературы стр.20
1. Введение
Проблема неуплаты налогов в нашей стране достаточноактуальна. Но при всей остроте, данная проблема не достаточно исследована, и еерешение требует дополнительного изучения.
Современное налоговоеправо, как отрасль права, является для российской юриспруденции довольно«молодой». Вместе с тем, исследование его проблем, предмета и метода,представляют особый интерес с точки зрения разработки и совершенствованияналогового законодательства. Не вызывает сомнения и то, что четко выстроенноезаконодательство в области налогообложения, соблюдение соответствияравноуровневых норм, сведение к минимуму коллизий и пробелов ведет к повышениюсобираемости налогов, снижению числа налоговых правонарушений, болееэффективной работе налоговых и судебных органов.
Быстрая смена событий втечение последнего десятилетия обусловила неустойчивость налоговой политикигосударства, что в свою очередь привело к принятию огромного числа нормативно-правовыхактов в этой сфере.
В соответствии с законом«Об основах налоговой системы в Российской Федерации», вступившим в силу с01.01.1992 г., на территории Россиивзимаются налоги, сборы и пошлины, образующие налоговую систему. Любой гражданинявляется одновременно и налогоплательщиком и потребителем социальных благ. Но,как налогоплательщик он стремится к минимизации налоговых платежей, считая, чтоэто приводит к повышению благосостояния, а как потребитель требует улучшениясоциального уровня.
Своими противоправнымидействиями хозяйствующие субъекты наносят не только прямой ущербгосударству в виде недополученных сумм в бюджет, но и косвенный ущерб,который заключается в том, что свои обязательства по содержанию социальнойинфраструктуры они, как правило, стремятся возложить на бюджет.
Государство, в которомзаконодательные инициативы находят отклик и поддержку налогоплательщика, может достигнуть необходимойэффективности налогового регулирования и, как следствие, в таком государствесоздаются необходимые предпосылки для роста накоплений и притока инвестиций впроизводственный сектор. Именно в этом случае может быть достигнут максимальныйрезультат, как в законотворческой работе, так и в работе самих налоговыхорганов, что в конечном итоге выразится в соблюдении налоговой дисциплины.
2. Понятие налоговогоправонарушения
Основным документом, регулирующим налоговую систему РФ иустанавливающим общие принципы её построения, является Налоговый кодексРоссийской Федерации.
Налоговый кодексРоссийской Федерации – это систематизированный законодательный акт, в которомсодержаться нормы налогового права.
До принятия Налогового Кодексаотсутствовало четкое, ясное налоговое законодательство, предупредительныепроцедуры, нечетко формулировался состав налоговых нарушений, что даваловозможность налоговым органам трактовать налоговое законодательство в своюпользу. Способствовало этому отсутствие четкой и ясной процедуры доведения докаждого налогоплательщика многочисленных и нередко противоречивых циркуляров, которыеиздавали уполномоченные органыисполнительной власти. Вследствие этого, а также непомерно раздутых размеров штрафных санкций не только за уклонение от уплаты налогов, но и занеточность или небрежность при составлении налоговых отчетов, а то и просто за ошибку врасчете налогов предприятия-налогоплательщикисурово наказывались. Все это привело к тому, что к моменту принятия НК РФ задолженностьпредприятий-налогоплательщиковво все виды бюджетов и внебюджетные фонды по штрафам и пеням оказалась в два раза больше, чемосновная недоимка предприятий.Поэтому при подготовке ипринятии Налогового Кодекса было принято решение о существенном сниженииразмеров штрафов и пеней, а также о дифференциации ответственности за налоговыеправонарушения.
Врезультате в Кодексе установлено около 30 видов составовналоговых правонарушений, в то время как до принятия Кодекса их было фактическитолько два. В одних случаях меры ответственности устанавливаются в процентномотношении к сумме налоговых нарушений, а в других — в четко фиксированнойсумме.
Принципиально новым вНалоговом Кодексе стало то, что было дано четкое определение понятия налоговогоправонарушения.
Согласно ст. 106 НК РФ, налоговымправонарушением признается совершенное противоправное (в нарушениезаконодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие)налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установленазаконодательная (НК РФ) ответственность.
3. Принципыпривлечения к ответственности за налоговые правонарушения
Основными принцамипривлечения к ответственности занарушение налогового законодательства, согласно статье 108 НК РФ — «Общиеусловия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения»,являются следующие:
— никто не может быть привлечен кответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниями в порядке, которые предусмотрены НК РФ;
— к налогоплательщику, будь тоюридическое лицо, предприниматель или налогоплательщик — физическое лицо, немогут быть повторно применены меры налоговой ответственности за совершениеодного и того же нарушения налогового законодательства;
— предусмотренная НК РФответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если этодеяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовнымзаконодательством РФ;
— привлечение налогоплательщика — юридического лица к ответственности за совершение налогового нарушения не можетосвобождать его должностных лиц при наличии соответствующих оснований отадминистративной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законамиРФ;
— привлечение налогоплательщика(налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушенияне освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени;
— презумпция невиновности: — лицосчитается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока еговиновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке иустановлена вступившим в законную силу решением суда. При этом обязанность подоказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушенияи виновности налогоплательщика в его совершении, возложена на налоговые органы.Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности,толкуются в пользу этого лица.
Принципиально новым моментом при определении меры ответственности налогоплательщика за нарушение налоговогозаконодательства являетсяустановление НК РФ двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие илибездействие: умышленное правонарушение и совершенное по неосторожности(статья 110 НК РФ).
Умышленным считаетсятакое правонарушение, когда совершившее его лицо, осознавая противоправныйхарактер своих действий или бездействия, желало или сознательнодопускало наступление их вредных последствий.
В то же время признается совершенным понеосторожности такое правонарушение, когда лицо, егосовершившее, не осознавало противоправного характера своихдействий или бездействия либо вредный характер возникших в результатеих последствий, хотя должно было и могло это осознавать. Взависимости от вины должностных лиц налогоплательщика,действия которых привели к нарушению налогового законодательства, определяетсяи вина организации-налогоплательщика(п.4 ст.110 НК РФ).
4. Основные видыналоговых правонарушений и применяемые санкции за их совершение
Основные виды нарушений налоговогозаконодательства и ответственность налогоплательщиков за ихсовершение указаны в главе 16 НК, которую можно представить в виде таблицы:
ССтатья, пункт
Виды налоговых правонарушений
Налоговая санкция
1116, 1
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии правонарушения
штраф в размере 5 тыс. рублей
1116, 2
Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет на срок более 90 дней
штраф в размере 10 тыс. рублей
1117, 1
Ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе
штраф в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. рублей
1117, 2
Ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев
штраф в размере 20 % от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней
1118, 1
Нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке
штраф в размере 5 тыс. рублей
1119, 1
Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при нарушении срока представления декларации менее 180 дней
штраф в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации, за каждый просроченный месяц, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей
1119, 2
Непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при нарушении срока представления декларации более 180 дней
штраф в размере 30% суммы налога, подлежащего уплате по этой декларации, и 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц начиная с 181 дня
1120, 1
Грубое нарушение учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения*, совершенное в течение одного налогового периода
штраф в размере 5 тыс. рублей
1120, 2
Грубое нарушение учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения*, совершенное в течение более одного налогового периода
штраф в размере 15 тыс. рублей
1120, 3
Грубое нарушение учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения*, повлекшее занижение налоговой базы
штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. рублей
1122, 1
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)
штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога
1122, 3
Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно
штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога
1123
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом
штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению
1125
Несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
штраф в размере 10 тыс. рублей
1126, 1
Непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах
штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ
1126, 2
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135 НК РФ
штраф в размере 5 тыс. рублей
* т.е. отсутствие первичных документов, или отсутствиесчетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (2 раза иболее в течение календарного года)несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и вотчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей,нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Налоговымкодексом кроме ответственности непосредственно налогоплательщиков установленытакже налоговые санкции за нарушение законодательства и для других участниковналоговых отношений.
ССтатья, пункт
Виды налоговых правонарушений
Налоговая санкция
1128
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля
штраф в размере 1 тыс. рублей
1128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний
штраф в размере 3 тыс. рублей
1129, 1
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки
штраф в размере 500 рублей
1129, 2
Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода
штраф в размере 1 тыс. рублей
1129.1. 1
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ
штраф в размере 1 тыс. рублей
1129.1. 2
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного месяца
штраф в размере 5 тыс. рублей
Особое место в налоговом Кодексе РФ отведеноответственности коммерческих банков за нарушение ими возложенных на нихНалоговым Кодексом обязанностей.
Предусматриваютсяследующие виды нарушений и санкции:
Статья, пункт
Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах
Налоговая санкция
1132, 1
Открытие счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица
штраф в размере 10 тыс. рублей
1132, 2
Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем
штраф в размере 20 тыс. рублей
1133, 1
Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора
Пеня в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки
1134
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд)
штраф в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности
1135, 1
Неправомерное неисполнение банком в установленный Налоговым Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени
Пеня в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки
1135, 2
Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа
штраф в размере 30% не поступившей в результате таких действий суммы
1135.1. 1
Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи
штраф в размере 10 тыс. рублей
1135.1. 2
Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок
штраф в размере 20 тыс. рублей
Согласностатье 136 НК РФ штрафы, указанные в статьях 132-134, взыскиваются в порядке,аналогичном предусмотренному НК РФ порядку взыскания санкций за налоговыеправонарушения. Пени, указанные в статьях 133 и 135, взыскиваются в порядке,предусмотренном статьей 60 НК РФ. Так же, как и с налогоплательщика, взысканиеналоговых санкций с банков осуществляется только по решению суда.
5.Обстоятельства исключающие привлечение к ответственности за налоговые правонарушения
Налоговым кодексом РоссийскойФедерации установлены обстоятельства, во-первых, исключающие привлечениелица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НКРФ), а во-вторых, исключающие вину лица в совершении налоговогоправонарушения (ст. 111 НК РФ).
Согласно ст.109 НК РФ лицо неможет быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушенияпри наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события налоговогоправонарушения;
2) отсутствие вины лица в совершенииналогового правонарушения;
3) совершение деяния, содержащегопризнаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моментусовершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) истечение сроков давности привлеченияк ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно статье 113 НК РФ лицо неможет быть привлечено к ответственности за совершение налоговогоправонарушения, если со дня его совершения (в отношении всех налоговыхправонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ) либо соследующего дня после окончания налогового периода (соответственно, налоговыеправонарушения, предусмотренные статьями 120 и 122 НК РФ), в течение которогобыло совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Согласност.111 НК РФ, обстоятельствами, исключающими вину лица в совершенииналогового правонарушения, признаются:
1) совершениедеяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийногобедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанныеобстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций всредствах массовой информации иными способами, не нуждающимися в специальныхсредствах доказывания). Впервые в налоговом законодательстве учтенообстоятельство непреодолимой силы, которое учитывалось в других отрасляхзаконодательства и являлось безусловным освобождением для освобождения отответственности. Учитываются обстоятельства непреодолимой силы и в случаепредоставления налогоплательщику отсрочки (рассрочки) в уплате налогов исборов. Налоговое правонарушение, совершенное вследствие стихийного бедствияили других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, чаще всего можетвыражаться в форме бездействия: неисполнения соответствующей налоговойобязанности, например нарушение срока постановки на учет в налоговом органе(ст. 116 НК), непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК), нарушениесрока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК).
2) совершениедеяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котороминдивид не мог отдавать себе отчета в предпринимаемых действиях или руководитьими вследствие болезненного состояния.
3) выполнение налогоплательщиком письменныхразъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данныхналоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или ихдолжностными лицами в пределах их компетенции. Впервые в налоговомзаконодательстве среди обстоятельств, исключающих вину лица в совершенииналогового правонарушения, названы не соответствующие закону указания иразъяснения налоговых органов, в результате выполнения которыхналогоплательщиком или налоговым агентом было нарушено налоговоезаконодательство.
6.Обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налоговогоправонарушения
Помимообстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершениеналогового правонарушения, обозначены также обстоятельства, смягчающие иотягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Согласност. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность лица,совершившего налоговое правонарушение, признаются:
1) совершение правонарушения вследствиестечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершениеправонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной,служебной или иной зависимости;
3) иныеобстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
Переченьобстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не являетсязакрытым, поскольку существует возможность смягчения ответственности вследствие каких-то иных обстоятельств, что предусмотрено п. 3 ст. 112 НК РФ.
Обстоятельством, отягчающим ответственность,признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым кответственности за аналогичное правонарушение:
1) аналогичнымимогут быть признаны правонарушения, которые квалифицируются по одной и той жестатье, а если статья содержит несколько пунктов – то по одному и тому жепункту;
2) аналогичными могут быть признаныправонарушения, которые имеют общие квалифицирующие признаки, либо сходныйхарактер действий виновного лица.
Перечисленныевыше смягчающие и отягчающие обстоятельства устанавливаются судом и учитываютсяим при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке,установленном статьей 114 НК РФ (п. 4 ст. 112 НК РФ).
Вупомянутой выше статье 114 НК РФ раскрывается понятие и содержание налоговойсанкции. «Налоговая санкция является мерой ответственности за совершениеналогового правонарушения» (п.1 ст. 114 НК РФ). Налоговые санкцииустанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах,предусмотренных статьями главы 16 НК РФ, которые будут рассмотрены ниже. Приналичии хотя бы одного из перечисленных выше смягчающего обстоятельства размерштрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером,установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ. А вот при наличииотягчающего обстоятельства размер штрафа, наоборот, увеличивается в 2 раза,т.е. на 100 процентов. Еслиналогоплательщик совершилне менее двух налоговых правонарушений, то налоговые санкции применяются к нему за каждоетакое правонарушение в отдельности. Налоговый Кодекс РФ установил и периодвремени, в течение которого налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании сналогоплательщика штрафав соответствии с налоговой санкцией. Суд примет к рассмотрению заявление налогового органатолько в том случае, если со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта прошло не более шестимесяцев.
7. Налоговый контроль как способборьбы с налоговыми правонарушениями
Одним из методов борьбы с налоговыми правонарушениямиможет служить налоговый контроль. Налоговыйконтроль – это установленная законодательством система мер, используемыхналоговыми органами для обеспечениявыполнения налогоплательщиками налогового законодательства.
Всоответствии со статьей 82 НК РФ Налоговый контроль проводится должностнымилицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговыхпроверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов иплательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений итерриторий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в другихформах, предусмотренных Налоговым Кодексом.
Таким образом, существуютразличные формы налогового контроля. Одна (и важнейшая) из них – налоговаяпроверка, включая проверку данных учета и отчетности. Формой налоговогоконтроля выступает также постановка налогоплательщика на учет в налоговоморгане и получение налоговым органом разного рода разъясненийналогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, кроме того, онможет осуществляться в виде осмотра помещений и территорий, используемых дляизвлечения дохода (прибыли).
Контроль налоговыморганом за своевременностью уплаты предусмотренных законодательством налоговначинается с постановки налогоплательщика на учет в налоговом органе иприсвоения ему идентификационного номера налогоплательщика. Такимобразом, в Российской Федерации создается единый централизованный государственныйреестр налогоплательщиков, что усиливает одну из важнейших частейналогового контроля в стране.
Основной формой контроляналогового органа за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщикаминалогов является налоговая проверка. Налоговое законодательствоустанавливает 2 вида проверок, проводимых налоговыми органами: камеральныеи выездные.
В соответствии со статьей 87 НК РФналоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверкиналогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговойпроверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельностиналогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственнопредшествовавшие году проведения проверки.
Если при проведенииналоговых проверок у налогового органа возникает необходимость полученияинформации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, тоналоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся кдеятельности проверяемого налогоплательщика – встречная проверка.
7.1Камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка(статья 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основеналоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащихоснованием для исчисления и уплаты налога, а также других документов одеятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводитсяуполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с ихслужебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителяналогового органа в течение трех месяцев со дня представленияналогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием дляисчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах непредусмотрены иные сроки.
Цель камеральной проверки – выявить ошибки, допущенныеналогоплательщиком при заполнении налоговой декларации или противоречия междусведениями, содержащимися в документах представленных в налоговый орган.
При выявлении ошибок взаполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися впредставленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованиемвнести соответствующие исправления в установленный срок. Если в ходе проверкивыявлены факты сокрытия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм причитающихсяк уплате налогов, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование обуплате соответствующей суммы налога и пени. При проведении камеральной проверкиналоговый орган имеет право требовать предъявления дополнительных сведений,получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления иуплаты налогов.
НК РФ прямо неопределяет форму сообщения налогоплательщику о допущенных им нарушениях, что поразному оценивается судами в случае подачи искового заявления.
7.2 Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверкаосуществляется должностными лицами налогового органанепосредственно по месту нахождения налогоплательщика на основе данных бухгалтерскогои налогового учета. Выездная проверка проводится только в отношении организацийи индивидуальных предпринимателей, и только на основании соответствующегописьменного решения руководителя налогового органа. Налоговый орган не вправепроводить в течении одного календарного года две выездныепроверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выезднаяпроверка не может продолжаться более 2-х месяцев, но при проверкеорганизаций, имеющих филиалы и представительства срок проведения проверокувеличивается на 1 месяц на проведение проверки каждого филиала ипредставительства. Независимо от времени проведения предыдущей проверкиповторная проверка может проводиться в двух случаях: в связи с реорганизациейили ликвидацией организации-налогоплательщика и вышестоящим налоговым органом впорядке контроля за деятельностью налогового органа, проводящего предыдущуюпроверку. В ходе налоговой проверки может быть при необхо