Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитательная система школы

--PAGE_BREAK--
1.2.   Социокультурные основы развития воспитательной системы

образовательного учреждения
В настоящее время в нашей стране заметно усиливается научный интерес к таким явлениям, как образование и культура. Это, на наш взгляд, связано с тем, что образование, выступавшее первоначально как процесс и результат целенаправленного освоения культуры, все более совершенствуясь, постепенно приобрело черты изолированной самодостаточности; его нормативный характер стал определенной альтернативой культуре. Все более увеличивающийся разрыв между неким унифицированным образованием как результата целенаправленно освоенной культурой стандартного унифицированного образца, и реальной, постоянно находящейся в динамике культурой общества неизбежно привел к тому, что по культурному основанию стали оформляться как самостоятельные культура и образование национальности, региона, провинции и центра, промышленного района и культурного центра, а, в конце концов, и отдельного образовательного учреждения. Действительно, нет одинаковых образовательных учреждений, нет и одинаковых результатов обучения, а, как следствие, осваивается различающаяся (иногда принципиально разная) культура.

Сегодня, с одной стороны, мы можем видеть множество работ по изучению развития образовательного учреждения в непосредственной связи с его культурой, а с другой стороны — исследования уникальности образовательных учреждений и их собственного оригинального развития через категорию воспитательной системы образовательного учреждения. Эти исследования, по сути, очень близки, однако в первых теряется специфика данных учреждений как учреждений воспитания, а во вторых исследуются лишь социальные системные механизмы развития образовательного учреждения в отрыве от категории «культура».

Рассмотрение в качестве объекта развития не образовательного учреждения, а его воспитательной системы наиболее перспективно для решения проблем повышения эффективности воспитательного процесса, однако это развитие необходимо рассматривать в непосредственной связи с культурой, а именно — культурой воспитательной системы образовательного учреждения.

Представить механизм того или иного процесса, по мнению О.И. Хомерики, — значит определить:

·                   состав и логическую структуру действий, необходимых для протекания данного процесса;

·                   методы и средства выполнения этих действий;

·                   субъектов, ответственных за реализацию этих действий;

·                   связи между действиями субъектов в соответствии с логической структурой и избранными методами и средствами выполнения действий [13, c. 94].

Относительно данных требований, на наш взгляд, необходимо внести две поправки, связанные со спецификой социальных исследований.

Первая заключается в том, что механизм должен носить характер не того, как должно быть (то есть не нормативный), а того, как это действительно происходит.

Вторая поправка связана с пониманием дефиниции «субъект» относительно социокультурных процессов. Можно согласиться с С.А. Лузаном, считающим, что под социальными субъектами следует понимать участников социального процесса, происходящего в обществе. Сюда входят социальные общности, социальные группы и социальные институты.

Принимая эти поправки, можно представить социокультурный механизм через следующие его составляющие:

·                   состав и логическую структуру действий, необходимых для протекания данного процесса;

·                   методы, средства и формы выполнения этих действий;

·                   социальных субъектов, реализующих эти действия;

·                   связи между действиями социальных субъектов, обеспечивающие их скоординированность и целостность происходящего социокультурного процесса.

Общество, представляющее собой определенную социальную систему, так или иначе стремится повысить эффективность трансляции своей культуры как основы его жизнедеятельности и развития. Для этого в обществе создаются специальные социальные институты, способные максимально эффективно транслировать культуру общества, — образовательные учреждения. Каждое образовательное учреждение представляет собой определенную социально-педагогическую систему, компоненты которой регламентировано упорядочены относительно своей общественной функции. В качестве таких компонентов выступают:

·                   подсистема целей и идей;

·                   общность людей, реализующих цели и идеи;

·                   подсистема деятельности, общения и отношений;

·                   финансово-материальная база;

·                   освоенная школьным коллективом социальная и природная среда [3, c. 176].

В этом отношении все образовательные учреждения одинаковы. Такая система действительно способна достаточно эффективно «начинить одинаковой культурной начинкой» все проходящие через нее объекты — учащихся. Однако подобный социоцентризм — утопия. Личность занимает активную позицию как в освоении элементов культуры, так и в их передаче, трансляции. С.Д. Поляков, совершенно справедливо говорит о том, что основной результат воспитания — выработка человеком своей личной культуры смыслов. Источник содержания воспитания, по его мнению, — все многообразие культуры. Но в воспитательный процесс культура «попадает», преломившись через ряд «инстанций»: программы воспитания, сложившиеся и инновационные формы ее существования в педагогике, культурные предпочтения воспитателей и воспитанников.

Таким образом, для того или иного образовательного учреждения каждый элемент системы приобретает свой уникальный смысл. Так, отличается значимость учебной или внеучебной деятельности, спортивной или клубной, педагога, администрации или воспитанника. Приобретение каждым элементом системы своего уникального смысла для данного образовательного учреждения служит тому, что на базе общественно заданной системы возникают свои неповторимые воспитательные системы образовательных учреждений. Уникальность воспитательных систем объясняется тем, что формирование смыслов того или иного объекта или явления — процесс субъективный, так как включает в себя культурные смыслы всего коллектива учреждения. Воспитательная система выступает как социальный субъект[10, c. 57].

Однако у одного и того же объекта может быть несколько культурных смыслов (для кого-то даже отсутствовать вовсе); поэтому эти смыслы необходимо скоординировать. Поскольку социально-педагогическая система представляет некую целостность, то и культурные смыслы, совокупность значений ее элементов должны быть взаимосвязаны, целостны, представлять некую систему. Один культурный смысл должен быть непосредственно связан со вторым, а тот, в свою очередь, должен стать основой для понимания третьего и т. д. В воспитательной системе школы Караковского (средняя школа № 825 г. Москвы, директор В.А.Караковский) смысл и понимание значимости личности ребенка как субъекта воспитательного процесса оказывают непосредственное влияние на понимание соответствующего смысла урока, внеклассного мероприятия, коммунарского сбора и т. д. Возникает взаимосвязанная система смыслов. Подобные системы возникают во всех воспитательных системах, но они, как мы убедились, существенно различаются, причем не только у разных образовательных учреждений, но и в одном и том же на протяжении времени.

Система смыслов в воспитательной системе образовательного учреждения порождает некие критерии для отбора и включения новых элементов в эту систему согласно их значимости. В случае, если смысл нового объекта способен войти в соответствие уже существующей смысловой системе, он встраивается в нее, а сам объект — в структуру воспитательной системы. Объект может не только не противоречить, но и обладать значимым смыслом для системы, быть ценным для нее. Критериями для отбора объектов, обладающих тем или иным культурным смыслом, являются ценности. Происходит процесс, который еще со времен Г.Риккерта получил название «отнесение к ценности».

Ценности становятся основой системы смыслов воспитательной системы образовательного учреждения, критериями отбора новых объектов. Поскольку они определяют то, какие объекты будут встроены в воспитательную систему, а какие — нет, можно сказать о том, что структура системы обусловлена ценностями. Так, в образовательном учреждении, где доминирующей методикой деятельности является методика КТД, развитие индивидуальности воспитанников (как некий компенсаторный механизм) становится тем объектом, который обладает для системы в этих условиях значимым смыслом и включается в ее структуру.

Ценности способны порождать и чистые востребованные смыслы, фактически безобъектно; то есть система начинает в чем-то нуждаться, появляется смысл нового объекта в ее структуре, а сам объект не определен. Например, возникает смысл альтернативы классно-урочной системе, но до сих пор не найден объект, способный соответствовать этому смыслу. Появился смысл альтернативы комбинированному уроку, и под него начали создаваться различные варианты нестандартных форм обучения [9, c. 62].

Таким образом, система смыслов на основе ценностей выступает «заказчиком» и «создателем» структуры воспитательной системы, которая могла бы удовлетворить ее потребности. В это же время данная система способна целенаправленно воспроизводить, культивировать, взращивать элементы собственной структуры, представляющие наибольшую ценность. А.М. Моисеев и О.М. Моисеева могли бы назвать данную систему инновационной философией образовательного учреждения, под которой они понимают систему ценностей, лежащих в основе обновления школы и являющуюся основанием новой миссии школы и целей ее развития.

Культура включает в себя ценности, построенные на основе ценностей цели, конечные перспективные цели — идеалы, а также инструментарий их достижения — нормы и правила. Своей оригинальной культурой обладает каждая воспитательная система образовательного учреждения. Поскольку структура системы строится и воспроизводится в соответствии с ее культурой, то путь развития воспитательной системы образовательного учреждения возможно назвать культуросообразным, происходящим по описываемому нами социокультурному механизму.

Таким образом, та или иная культура определяет тот или иной тип воспитательной системы. То, какие изменения произойдут в воспитательной системе (какие объекты будут включены или исключены, какое место они будут в ней занимать), определяется ее культурой и изменениями, происходящими в ней. Процесс изменения структуры или связанных с ней функций воспитательной системы есть социальное нововведение. Процесс изменения культуры — культурное нововведение. Так как эти два процесса взаимосвязаны (изменение структуры воспитательной системы происходит сразу вслед за изменениями ее культуры), можно говорить о социокультурном нововведении.

Поскольку путем социокультурных нововведений те или иные элементы изменяются в системе, это не может в разной степени не отразиться на системе в целом. Вслед за «стартовым» социокультурным нововведением следуют производные (эффект, известный в инноватике как «длинные волны» или «большие циклы»). Они вызваны тем, что структура воспитательной системы не может частью соответствовать новой изменившейся культуре, а другой частью — нет. Следствием любого социокультурного нововведения является новая, подчеркиваем, система. Производные, часто спонтанно возникающие социокультурные нововведения необходимы для создания новой целостности. Они выполняют функцию адаптации системы к стартовому нововведению.

Совокупность «стартовых» и производных социокультурных нововведений, происходящих в целом в воспитательной системе образовательного учреждения, протекающих в конечный момент времени, являющихся объектом педагогического управления, называется социокультурной инновацией.

Изменения в культуре всегда первичны: возникают новые смыслы, идеи, ценности, цели, нормы, правила. Главная же цель социокультурных инноваций — привести структуру воспитательной системы в соответствие этим изменениям. Если, например, в культуре воспитательной системы появилось нововведение, согласно которому уровневая или профильная дифференциация, коллективные или индивидуальные формы работы, спортивная или клубная деятельность приобретают особо значимый смысл, наделяются статусом ценности для воспитательной системы, эти элементы включаются в структуру системы.

Независимо от источника нововведений культура любой воспитательной системы постоянно подвержена изменениям (благодаря целенаправленно или нецеленаправленно действующим факторам), будь то за счет экспансивного внедрения в нее новых агрессивных по отношению к ней ценностей, или за счет включения новых смыслов, ценностей из среды, или путем склонения компромиссного варианта культуры воспитательной системы в сторону предпочтения некоторых целей или ценностей одного или группы субъектов системы. Всякий раз вслед за изменениями культуры должно следовать изменение структуры воспитательной системы, и здесь социокультурный механизм обеспечивает оптимальное культуросообразное развитие воспитательной системы.

Социокультурный механизм работает под влиянием как управляемых, так и неуправляемых культурных нововведений. Управляемость позволяет, как оптимизировать этот процесс, направить его в заданное русло, так и искусственно сдерживать.

Иногда возникают ситуации, когда, на первый взгляд, первично происходит изменение структуры. Например, в структуре воспитательной системы средней школы исчез один из элементов — ушел педагог, и перестал существовать клуб, руководимый им, — чисто структурное изменение, однако все зависит от того, каким смыслом обладала именно клубная форма работы для системы. Клуб как форма на данном этапе развития системы обладал небольшой значимостью (содержание деятельности находило свою реализацию уже в общешкольных формах организации дел), в культуре уже создались условия, чтобы исключить его из структуры, и уход педагога стал тем самым поводом, чтобы привести структуру в соответствие культуре. В случае если бы эта форма обладала ценностью для школы, уход педагога существенным образом ничего бы изменить был не способен. Напротив, системе при наличии смысла объекта и утрате этого объекта, необходимо этому смыслу подобрать новый объект (в том числе и нового педагога и т. д.) [8, c. 53-55].

Сформулируем основные положения социокультурного механизма развития воспитательной системы образовательного учреждения:

1. Культура, являющаяся основой развития социальных систем, в том числе и воспитательных систем, вступая в диалог с иными культурами, представляется как поле для культурных нововведений, возможных лишь в случае соответствия или преимущества появляющихся новшеств ценностям этой культуры. Нельзя говорить об эволюционном развитии культуры (и тем более ее модернизации), так как это развитие ситуативно. В одном и том же образовательном учреждении на протяжении истории культура может пульсировать от гомоцентризма к социоцентризму, от авторитаризма норм к демократическим ценностям, от доминирования коллективных ценностей к примату индивидуального подхода и т. д.

2. Следствием изменения системы культуры должно выступить изменение структуры воспитательной системы. Структура должна войти в соответствие с обновленной культурой, и степень этого соответствия служит критерием для оценки оптимальности развития воспитательной системы. Развитие воспитательной системы, таким образом, происходит культуросообразно: всякий раз структура должна «догонять» развивающуюся культуру.

3. Средством управляемого культуросообразного развития воспитательной системы образовательного учреждения выступает социокультурная инновация. Реализация социокультурной инновации позволяет не только выделить те изменения, которые произошли в культуре, не только реализовать инновационные технологии по их включению в структуру, но и целенаправленно управлять изменениями в самой культуре воспитательной системы. Всякое изменение культуры и, как следствие, структуры системы, приводит к различным по степени радикальности изменениям, и, согласно системному подходу, целесообразно говорить о появлении нового объектного состояния воспитательной системы с ее новой культурой.

4. Социокультурный механизм осуществляет культуросообразный переход от одного объектного состояния воспитательной системы к другому, который происходит за счет изменений в культуре системы, средством и формой которого служит социокультурная инновация.

Какова же сущность социокультурного механизма развития воспитательной системы образовательного учреждения? Первой сущностной характеристикой механизма, как мы отметили в начале параграфа, является состав и логическая структура действий, необходимых для протекания процесса развития воспитательной системы образовательного учреждения. Исходя из данных, полученных нами в результате анализа практики развития воспитательных систем, мы выделяем необходимый состав действий, расположенный в следующей логике:

·                   Взаимодействие культуры воспитательной системы образовательного учреждения с культурами иных социальных субъектов.

·                   Культурное нововведение.

·                   Выявление расхождений между изменившейся культурой и существующей структурой воспитательной системы, и подбор новшеств, способных привести структуру в необходимое соответствие с культурой.

·                   Структурное нововведение.

Среди предложенного состава действий первое представляется постоянным, объективным процессом, возможным в силу того, что воспитательная система является открытой, взаимодействующей со средой. Культура воспитательной системы образовательного учреждения испытывает множество целенаправленных и нецеленаправленных влияний. Управление развитием воспитательной системы возможно как путем ограничения внешних влияний, так и путем усиления или осуществления нового управляемого влияния.

Следующие (2, 3 и 4) действия являются последовательными стадиями социокультурной инновации, которая может произойти как реакция на изменение культуры (в этом случае можно говорить о культуросообразном развитии) или не произойти при необходимости удержания прежней структуры. Управление развитием воспитательной системы в этом случае возможно путем осуществления своевременной текущей диагностики с целью оперативного видения культурных изменений в воспитательной системе, на основе результатов которой принимается решение либо о необходимости структурного нововведения (приводящего структуру системы в соответствие с измененной культурой), либо о необходимости культурного нововведения, компенсирующего произошедшие изменения в культуре воспитательной системы (чье появление грозит нарушению до той поры удовлетворявшей запросы субъектов системы устоявшейся культуре, функциям и структуре).

Структурное изменение, по сути, есть «классическая инновация», включающая жизненный цикл новшества, нововведения, и достаточно хорошо изученная. Эта стадия в значительной мере технологизирована, и ее реализация является сугубо управленческой проблемой. Выявление же предшествующей, не уступающей, на наш взгляд, по значимости стадии культурного нововведения на основе взаимодействия культуры воспитательной системы образовательного учреждения с культурами иных социальных субъектов, является ключом к пониманию вариативности развития воспитательных систем, их неустойчивости, подвижности, процессов флуктуации воспитательной системы. Взаимодействие культур — процесс, постоянно происходящий в социуме, он реализуется параллельно и последовательно; спонтанно и целенаправленно; с высокой и низкой интенсивностью и т. д. Предложенная нами структура действий, составляющая сущность социокультурного механизма, является постоянно работающей структурой, что обусловлено динамикой культуры воспитательной системы образовательного учреждения.

Данное представление о социокультурном механизме развития воспитательной системы способно послужить информацией и о способах управления культуросообразным развитием воспитательной системы образовательного учреждения, которое станет возможным, если последовательно реализуются все четыре действия [7, c. 91-93].

Таблица 1

Социокультурный механизм развития воспитательной системы

 образовательного учреждения

Состав и логическая структура действий

Методы, средства и формы выполнения этих действий

Социальные субъекты, реализующие эти действия

Связи между действиями социальных субъектов

1. Взаимодействие культуры воспитательной системы образовательного учреждения с культурами иных социальных субъектов

Экспансия

Ориентация на среду

Активное изменение среды

Саморазвитие

Воспитательная система в целом и иные социальные субъекты: среда, агенты среды, субъекты воспитательной системы

Осуществляются через коллектив образовательного учреждения, члены которого являются одновременно субъектами нескольких систем

2. Культурное нововведение

Появление конкурирующей системы ценностей, целей, идеалов, норм, правил, что определяет радикальность будущих структурных изменений

Воспитательная система в целом и носитель новшества (личность, группа)

Осуществляется на основе обмена информацией между носителем культурного новшества и носителями культуры воспитательной системы

3. Выявление культурных изменений и подбор новшеств, способных привести структуру воспитательной системы в соответствие с ее культурой

Диагностика:

Беседа

Анкетирование

Написание творческих работ

Возможные формы:

Круглый стол

Деловая игра

КТД

Коллектив в целом

Специальные структуры

Администрация

Отдельные группы и субъекты

Информация, поступающая из разных источников, собирается и обрабатывается действующим органом управления образовательного учреждения (Совет школы, конференция, администрация)

4. Структурное нововведение

Реализация одной из инновационных технологий (реализация жизненного цикла нововведения по А. И. Пригожину)

Администрация

Руководитель изменяемой структуры

Исполнители

Осуществляется через систему действий на основе построения «дерева целей», комплексно-целевого планирования и т. д.

Таким образом, развитие воспитательной системы образовательного учреждения представляется нам как объективный, педагогически управляемый процесс, знание социокультурного механизма которого позволит управлять не последствиями социокультурных изменений, а самими изменениями, что гораздо эффективнее.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
ГЛАВА 2.  Опыт создания воспитательной системы

образовательного учреждения

2.1.   Воспитательная система ОШ № 17 г. Бобруйска
За пятьдесят девять лет существования школа претерпевала различные изменения, но во все времена давала своим ученикам разносторонние знания, поэтому среди выпускников школы много известных стране (и миру) людей: государственные служащие, учёные, военные, банкиры, директора предприятий, врачи, артисты, журналисты, учителя, спортсмены.

По всей видимости, не последнюю роль в том, что выпускники школы получают отличное образование и могут состояться как профессионалы, играет выбор концепции воспитания.

Важное значение в школе № 17 придаётся воспитательной системе, цель которой — создание оптимальных условий для формирования социально зрелой личности, ориентированной на гуманистические ценности в выборе решений, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося мира.

Основные задачи воспитательной системы школы можно определить так:

·            становление и развитие творческой личности;

·            создание образовательной среды, способствующей воспитанию социально адаптированной  личности;

·            создание условий для самореализации личности учащегося и подготовки к будущей жизни в обществе;

·            воспитание гражданина — патриота своей страны.

Большое внимание в школе уделяется отдельно взятой личности ребёнка, не забывая, что

·                  каждый ребёнок строго индивидуален, его вхождение в общество субъективно, а значит с каждым ребёнком  должна вестись индивидуальная работа, т.к. некоторые программы нивелируют личность ребёнка;

·                  жизнь ребёнка – постоянное изменение.

И значит

·                  необходимо проводить глубокий анализ и диагностику  проблем школы в целом и проблем отдельно взятого ребёнка;

·                  использовать технологии, создающие ситуацию успеха;

·                  создавать разновозрастные клубы, объединения;

·                  использовать социальные связи школы, расширять социальное партнёрство.

Успешной реализации концепции воспитания способствует разработанная система воспитания, скоординированность действий всех участников образовательного процесса: администрации, классных руководителей, родителей и ученического совета школы «VIР-17».

С целью организации и координации методического обеспечения воспитательного процесса, поддержки воспитательной работы, поддержки учащихся в школе созданы воспитательная служба и социально-педагогическая служба.

Одним из средств развития воспитательной системы в школе является цикл ключевых творческих дел.

Годовой цикл праздников, творческих дел отражён в программе « Традиция», которая формирует идеи творчества и успеха, обогащает школьную жизнь новыми событиями при сохранении традиционных, создаёт условия для реализации творческого потенциала и возможностей всех участников образовательного процесса.

Программа «Традиция» — постоянная программа, которая реализуется на основании плана на каждый учебный год, связана с другими программами, проектами (в том числе и краткосрочными).

Из наиболее значимых постоянных (традиционных) дел можно назвать:

·            День знаний;

·            День пожилого человека (проводим совместно с районной организацией Красного Креста);

·            День семьи (формы проведения каждый год меняются);

·            День учителя (также каждый год меняются формы проведения);

·            Новогодние и рождественские праздники;

·            Акции клуба молодого лидера;

·            Акции « Апельсин», «Подарок», «Чистый город» — это благотворительные и трудовые акции;

·            Недели творчества и самореализации (технологии – разные: конкурсы творчества, конкурс « КЛАСС!!!», конкурс « Мой классный — самый классный!!!» и др.);

·            Вахта памяти, Неделя памяти (теперь в рамках программы школы «Помним!») и многое другое.

С программой «Традиция» связана программа « Конкурс», которая:

·              формирует культуру межличностных отношений;

·              создаёт ситуацию выбора;

·              создаёт ситуацию конкурентности;

·              раскрывает творческие возможности и способности детей;

·              позволяет детям апробировать социальные роли и позиции в соревнованиях, конкурсах и проч.

В последние годы внедряются в школьную жизнь новые конкурсы и традиции, например,

«Праздник школьной тетради», «День успехов», «День науки» и т.д.)

Установлены номинации «Ученик года», «Почётный выпускник школы», «Почётный учитель школы». Всё это способствует внедрению новых элементов в технологию социально педагогического сопровождения ребёнка, раскрывает и развивает личностные особенности ребёнка, позволяет проводить постоянный мониторинг достижений учащихся.

Один из проектов школы « Одарённые дети» - дополнение к выше названным программам. Он концентрирует усилия педагогов школы при работе с одарёнными детьми в условиях профильной школы, формирует условия  позитивного  педагогического воздействия на учащихся  с целью предупреждения возникновения проблем развития ребёнка; концентрирует возможности для осознания и развития  их профессиональных и креативных способностей.

Основной чертой используемых технологий воспитательной системы является ориентация на развитие. С этой целью в школе проводится Клуб молодого лидера, призванный развивать у учащихся умение вести диалог, формировать коммуникативную культуру, создавать условия для воспитания политической культуры, углублять правовое воспитание современного молодого человека, формировать навык активной жизненной позиции.

Анализируя реалии современной жизни, мы пришли к необходимости создания программы « Толерантность», которая помогает подросткам в социальной адаптации в современной действительности, помогает  выработать устойчивые стереотипы социального поведения,  адекватного отношения к себе и обществу, взаимодействия, основанного на бесконфликтности и ненасилии.

Опираясь на многолетний опыт работы школы, в школе пришли к созданию системы ученического самоуправления и создали Совет школы, который решает наиболее актуальные проблемы школьной жизни.

Одним из органов ученического самоуправления является ДОО (детское общественное объединение), основное направление его деятельности — военно-патриотическая работа и проведение социально значимых дел и акций.

Большую роль в воспитательной системе отводится работе с родителями. Взаимодействие с родителями в школе носит характер «встречного» движения, которое совпадает по своей направленности и целевым установкам, по формам организации совместных  дел и праздников. Данное обстоятельство помогает избегать глубоких конфликтов  между школой и родителями. Более того, родители всё чаще с пониманием (а часто и с воодушевлением) воспринимают все изменения, происходящие в школе. Программа « Семья», целью которой является реализация дополнительных возможностей сотрудничества семьи и школы, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, помощь  родителям в определении природосообразности  ребёнка  в условиях профильной школы, ведется уже четвертый год. Родители участвуют в проведении классных часов, походах, спортивных и творческих мероприятиях. Так, проведение  в школе « Фестиваля национальных культур», раскрывшего самобытность различных народов, воспитывающего терпимость и уважение к культурам разных стран, стал возможен благодаря деятельному участию родителей.

Воспитательная система школы — открытая система, консолидирующая все имеющиеся социальные институты вокруг решения её задач.

Внешние связи нашей школы широки и разнообразны. Школа сотрудничает с теми учреждениями, которые могут быть полезны ей в повышении уровня образования и воспитанности учащихся.

Показателем эффективности воспитательной работы является и постоянно развивающееся дополнительное образование учащихся. В настоящее время в школе открыто более 20 кружков, секций, курсов для  внеурочной деятельности учащихся.

Эффективность воспитательной системы школы зависит от четырех факторов, которые есть в школе:

1.                
педагогические кадры — генератор и организатор  воспитательных идей школы;

2.                
сами дети, являющиеся субъектом системы воспитания, открытые всему новому, творческие и стремящиеся к познанию;

3.                
родители, действующие заодно со школой;

4.                
окружающая среда, социум, социальные партнёры школы.






2.2.   Воспитательная система классного руководителя
Мне нужно только одно, чтобы совместная

деятельность доставляла ребенку удовольствие,

была бы его потребностью.

С.Соловейчик

Воспитание успешно, если оно системно. Создание гуманистических воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании. Воспитание понимается при этом как личностно ориентированное взаимодействие семьи и школы, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, его личностного роста, становление его личности в школьные годы.

Приоритетным направлением классного руководителя является деятельность, направленная на обеспечение процесса личностного роста обучающихся.

На протяжении всей педагогической деятельности Филатова Татьяна Алексеевна является классным руководителем. Ее классы отличает то, что учащиеся самостоятельны, дисциплинированны, воспитаны, умеют работать.

Исходя из цели воспитательной системы ОШ № 17 г. Бобруйска:

·                   создание оптимальных условий для саморазвития и самопознания каждого школьника с учётом его интересов и базовых потребностей на основе его индивидуальных способностей

и задач:

·                   создание воспитывающей среды, необходимой для формирования экологической культуры личности;

·                   формирование правосознания ученика, гражданской позиции;

·                   формирование нравственности, культуры личности и культуры здорового образа жизни;

·                   вовлечение в проектную деятельность, кружки, секции;

·                   организация сотрудничества и взаимодействия обучающихся, учителей и родителей.

Филатова Т.А. создала свою воспитательную систему «Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся  как средство формирования личности ребёнка», так как результативность учебно-воспитательного процесса может быть обеспечена через организацию взаимодействия семьи и школы.

Классный руководитель, родители, обучающийся являются основными компонентами школы как  воспитательной системы.

Характер взаимоотношений между субъектами основан на доверии, взаимной ответственности, сотрудничестве (см. презентацию).

Цель воспитательной системы: создание условий для развития младших школьников через организацию сотрудничества семьи и школы.

Задачи:

1.                 Психолого-педагогическое изучение каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей  в процессе адаптации к школьному обучению.

2.                 Создание детско-взрослой общности с целью социализации ученика.

3.                 Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.

4.                 Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы, города.

5.                 Вовлечение обучающихся и их родителей в социальное проектирование.

Приоритетными в воспитательной системе «Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования личности ребёнка» становятся следующие принципы:

Принцип комплексного подхода.

·                   работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей, педагога-психолога, учителей-предметников, педагога-организатора.

·                   ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.

Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, городе, стране.

Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

Общность – первое условие воспитания детей. Что даёт?

·                   воспитывает мировоззрение

·                   способствует взрослению

·                   формирует отношение к культурным ценностям

·                   формирует культуру досуга

·                   способствует развитию способностей, новой культуры мышления

·                   даёт возможность проявляться инициативам.

Ведущими идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые-педагоги В.А. Сухомлинский, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов.

В своей работе руководствуется «Десятью заповедями воспитания» (по В.А. Караковскому) (см. презентацию).

·                   Главная цель воспитания – счастливый человек.

·                   Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.

·                   Воспитание  без уважения – подавление.

·                   Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.

·                   Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.

·                   Развивай в себе незаурядность.

·                   Не будь занудой, не ной и не паникуй.

·                   Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.

·                   Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.

·                   Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

Ценности, наиболее значимые для Филатовой Т.А., как классного руководителя: добро, семья, Родина, взаимоуважение. Основополагающим для меня, как классного руководителя, в воспитательной системе является принцип семи «У»: уверенности, успешности, удивительности, убедительности, уважительности, уравновешенности, улыбчивости.

Основные положения моей воспитательной системы:

·                   Индивидуальный подход в воспитании и обучении

·                   Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, педагогом-психологом, администрацией, педагогом-организатором

·                   Системность в работе

Воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая СОРАЗВИТИЕ в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования  учащихся (см. презентацию).

Деятельность в классном коллективе может считаться системной, если выделяются «ключевые» дела.

«Ключевыми» делами ее класса можем считать создание фотоархива класса «Это – мы», коллективных, классно-семейных, индивидуальных проектов, регулярные походы в театр, подготовку к утренникам, в которых в равной степени принимают участие дети и родители. Под совместными проектами мы подразумеваем учебно-познавательную деятельность, результаты которой должны быть осязаемыми, т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – результат, готовый к внедрению.

Классно-семейный проект «Великая Отечественная война», предложенный родителями на Большом совете, создавался с целью знакомства учащихся со страницами нашей истории, воспитания чувства патриотизма творческой группой семей, которые

1)                поставили цель,

2)                смоделировали ожидаемый результат,

3)                спланировали совместную деятельность, 

4)                в течение недели организовали работу,

5)                каждая семья презентовала свой подпроект,  в ходе анализа результата совместного проекта приняли решение опубликовать материалы на сайте классного руководителя (см. презентацию).

Жизнеспособность системы заключается в возможности применения другими педагогами в других условиях с возможными изменениями в концептуальной основе системы.

В построении своей воспитательной системы можно выделить три этапа.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.