Реферат по предмету "Политология"


Становление политических партий Российской Федерации: "Единая Россия" - партия-гегемон

/>ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические аспекты категории «Политические партии»
§1.Понятие, структура и функции политических партий
§2.Генезис политических партий и процесс их развития в России
ГлаваII. Проблемно-хронологическийанализ развития политических партий в Российской Федерации
§1.Институционализация политических партий в современной России
§2.Сравнительный анализ однопартийной системы СССР и системы партии-гегемона вРоссийской Федерации
§3.Партийная конфигурация современной России
Заключение
Библиография
 

/>ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. На сегодняшний день проблемастановления политических партий является как никогда актуальной. Политическиепартии являются одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе.Осознание сущности партии дает понять основополагающие принципы демократии,представительство, политический плюрализм, выборность должностных лиц, а такжеполитику в целом. Тем более интересным является процесс становления партийнойсистемы в Российской Федерации, после однопартийной системы Советского Союза.Хотя в этой стране нет партийной традиции, в обществе нет консенсуса по поводубазовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. В настоящее время вРоссийской Федерации за короткий период сформировалось множество партий.Переход от системы с одной партией, одним лидером и одной идеологией к свободеслова, печати, вероисповедания, к широким возможностям для самореализациичеловеческой личности поставило людей в тупик. Но россияне возвращают привычнуюпартийную систему, в трансформированном виде конечно, но возвращают. Впоследние годы ситуация на политической арене складывается таким образом, что квласти приходит так называемая партия-гегемон в лице партии «Единая Россия»,курс которой поддерживает президент Российской Федерации, за которым россияневидят стабильное развитие своей страны в положительном направлении. Партийнаясистема сложилась таким образом, что при формальном наличии политических партийразной направленности, в стране правит одна партия, а остальные не влияют напринятие решений.
Степень разработанности проблемы. Проблемой политических партийзанимались многие западные и российские ученые. Становление многопартийности всовременной России рассматривают Дмитриев Ю.А., Толмаков В.Н. в работе «Россия:становление многопартийности» (1990). Авакьян С.А. в своей работе «Политическийплюрализм и общественные объединения в Российской Федерации» (1996)рассматривает конституционно-правовые основы политических партий. Грачев М.изучил историю политических партий в России в книге «Политические партииРоссии: история и современность» (2003). Исаев Б.А., Баранов. Н.А. в книге«Политические отношения и политический процесс в современной России» говорят опартийном генезисе в России, а также о функционировании партийной системы этойстраны.
Огромную роль в пониманииполитических партий сыграли западные ученые. Маркс, Вебер, Берк в разнообразныхнаучных подходах философских категориях пытались приоткрыть завесу над этим,далеко еще не познанным, феноменом жизни общества и человека. М. Дюверже всвоей работе «Политические партии» (1951) дал классификацию партиям, а в работе«Влияние избирательных систем на политическую жизнь» выявил три социологическихзакона. И, конечно же, немаловажной фигурой в развитии теории о политическихпартиях является Дж. Сартори. Он в своей работе «Партии и партийные системы»(1976) описал семь основных типов партийных систем.
Новизна данной курсовой работы заключается втом, что был проведен сравнительный анализ однопартийной системы СССР и системыпартии-гегемона на современном этапе в Российской Федерации.
Методологической основой данной курсовой стали такие методыкак проблемно-хронологический и сравнительный анализы.
Целью моей курсовой работы является, какможно подробнее изучить систему партии-гегемона в современной России.
Для того чтобы достигнутьпоставленной цели и наиболее полно раскрыть тему курсовой работы, былипоставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспектыкатегории «политической партии».
2. Рассмотреть генезис политическихпартий.
3. Провести анализинституционализации политических партий в современной России.
4. Провести сравнительный анализоднопартийной системы СССР и системы партии-гегемона в современной России.
5. Дать описание партийнойконфигурации Российской Федерации.
Моя работа состоит из введения, двухглав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определяются цель изадачи работы, а также ее актуальность, новизна и степень разработанности.
В первой главе описываются ианализируются основные теоретические аспекты категории «политической партии».
Вторая глава посвящена практическомуосмыслению данной темы, т.е. анализу развития политических партий в России.
Взаключении обобщаются проанализированные в предыдущих двух главах исследования.
/>/>/>ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАТЕГОРИИ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ»/>/>/>§1. Понятие,структура и функции политических партий
Политические партии являютсянеотъемлемой частью политической системы современного общества. Этимологическипонятие «партия» с латинского означает «часть» или «группу». До формирования в19 веке современных политических движений и партий этим термином обозначалисьгруппы, соперничающие между собой в сфере власти, либо влияние на власть.
Политическая партия – это имеющееустойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимоеобщественное объединение, выражающее политическую волю своих членов исторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курсаданного государства, в формировании органов государственной власти иуправления, а также в осуществлении власти через своих представителей[1].
Политические партии являются относительномолодым институтом публичной власти, если иметь в виду массовые партии, так какобъединения людей в борьбе за власть либо за непосредственное влияние на неевсегда являлись важным элементом политических отношений. Такого родаобъединения имеют давнюю историческую традицию. Современные же партии,действующие в массовой среде, сформировались в Европе во второй половине 19века. В этом смысле политические партии могут рассматриваться как политическийинститут, возникший в сфере европейской культуры, а затем распространившийся покультурным регионам современного мира.
В западной политической науке партииопределяются чаще всего исходя из трех подходов. При одном подходе упорделается на особенности структуры партии и продолжительность ее существования.М. Дюверже рассматривает партию как «объединение людей, имеющее свою особуюструктуру и относительно прочное, длительно существующее социальноеформирование, стремящееся к овладению учреждениями государственной власти иимеющее такую структуру своей внутренней организации, которая соединяетпартийных лидеров в центрах управления с их сторонниками на политической арене»[2].
При функциональном подходеопределение партии строится с точки зрения выполняемых ею функций. Сторонникданного подхода К. Лоусон полагает что, политическая партия определяется как«организация индивидов, которая стремится продлить путем выборов или помимовыборов полномочия народа или его частей для специальных представителей этойорганизации, чтобы осуществлять политическую власть данных представительныхучреждений, утверждая, что такая власть будет осуществляться от имени этогонарода»[3].
Видный политолог П. Меркл считалпартию таким «политическим образованием, которое регулирует и социализируетновых членов, избирает лидеров через внутренние процессы представительства ивыборов, разрешает внутренние споры»[4].
Очевидно, что большинство подходовопределяют партию исходя из целого ряда важнейших отличительных черт или такназываемых признаков. Один из авторитетнейших американских политологов Дж.Лапаломбара попытался выделить четыре наиболее важных из них:
1. всякая партия есть носительидеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека;
2.        партия – этоструктурно оформленная организация, т. е. относительно продолжительное повремени объединение людей, на самых разных уровнях политики от местного домеждународного. Это объединение единомышленников;
3.        основной цельюсоздания и функционирования политической партии является борьба за завоевание иосуществление власти;
4.        каждая партиястремится обеспечить себе поддержку народа — от голосования до активногочленства, стремятся к расширению связей с массами, борется за политическоевлияние в них[5].
Также политическая партия, как илюбая другая политическая организация, имеет свою определенную структуру:
1.        Высший лидер иштаб, выполняющий руководящую роль.
2.        Бюрократическийаппарат, приводящий в жизнь решения руководящей группы.
3.        Активные членыпартии, участвующие в ее жизни, но не входящие в ее бюрократию.
4.        Пассивные членыпартии, формально числящиеся или примыкающие к ней, лишь в незначительнойстепени участвуя в ее деятельности.
5.        Меценаты исимпатизирующие, которые могут входить или не входить в состав партии.
Деятельность политических партийпредполагает наличие у них определенных функций, которые делятся на внутренниеи внешние. Итак, к внутренним функциям относятся[6]:
·         Сохранение иадаптация партии к новым реалиям.
·         Организацияструктуры партии и налаживание отношений между центром и периферией
·         Пополнения рядовпартии за счет новых членов, т.е. рекрутирование.
·         Решениефинансовых проблем.
·         Подготовка изчисла членов партии политических лидеров и лиц, обладающих знаниямигосударственного руководства для других структур политической системы, в томчисле и для выдвижения кандидатов в представительные органы власти.
Внешние функции политических партий[7]:
·         Социальнаяфункция, т.е. работа партии с массами с целью расширения своих сторонников,разъяснение им политической и социально-экономической ситуации с цельюпредложение платформы действий, а также политическое воспитание (социализацию)граждан.
·         Идеологическаяфункция – представляет собой способ удовлетворения интересов меньшинств ивыработку картины мира.Она ставит на предсказуемость политики и поведения в рамках общих правил игры.
·         Политическаяфункция – борьба за политическуювласть на основе программных установок, организация различных форм участия вполитической деятельности, а также налаживание контактов с другимиполитическими организациями для возможности коалиционных союзов.
·         Управленческаяфункция – осуществляется после победы на выборах, когда партия участвует вформировании правительства или берет на себя ответственность по управлениюгосударством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц,выдвинутых ею. Поэтому партия должна контролировать деятельность своих лидеровнезависимо от надзора политических институтов.
Конечно, осуществление всех этихфункций в полной мере зависит от уровня развития партийной традиции вконкретном обществе.
Политические партии во всем реальноммногообразии обладают не только внешне схожими функциями, но и определеннымиобщими чертами. Это позволяет классифицировать их по самым различнымоснованиям. Морис Дюверже в своей работе «Политические партии» делит партии на:
Массовые партии, объединяющие большиеколлективы людей. Такие партии сильно централизованы, имеют четкую иерархию ифинансируются за счет членских взносов.
И кадровые партии, которые, в своюочередь, возникли в результате сотрудничества низовых избирательных комитетоврядовых граждан и парламентских групп в верхах. У такого рода партий нет постоянногочленства и централизованной структуры, а партийную линию выбирают партийныебоссы.
Чаще всего партии классифицируют поих отношению к формам собственности и способам распределения общественных благ.По этому критерию партии делятсяна три основные группы: партии правого(консервативного) типа, партии центристского типа, партии левого типа.
Партии правого (консервативного) типасостоят из людей реформистских, консервативных взглядов, выступающих в защитуинтересов весьма состоятельных слоев общества. Такие партии ратуют за правовоегосударство.
Партии центристского типа – отражаютидеологию среднего класса. В центристские партии часто входитнаучно-техническая, творческая интеллигенция.
Партии левого типа – выступают заболее активную роль государства в экономике и перераспределении благ. Ониратуют за социальное государство.
Существуют также ультраправые партии,т.е. партии фашистского, расистского толка, и ультраправые партии выступают заполный социальный пакет.
Американский ученый немецкого происхождениявыделил новый тип партии, который называется партии «хватай всех». Такого родапартия отражает трансформацию массовых партий в середине 20 века, связанных сизменением принципов партийного строительства. Они ориентированы на выражениеинтересов крупных слоев общества вне зависимости от сословных, имущественныхили классовых различий. Характеризуются смешанным типом устройства и партийногочленства, низким уровнем зависимости от какой-либо конкретно сформулированнойидеологии.[8]
С 1960 года на основе новых социальныхдвижений, а именно экологические, гражданские инициативы и т.д., формируютсяпартии «новой волны» или как их часто называют партии-движения. Такие партииимеют другой тип отношений с избирателями, они принимают децентрализованныерешения и меняют кадры из центра в переферию и наоборот. Партии-движения, восновном, нацелены на постматериальные ценности, и имеют своеобразный стиль иимидж.
Итак, резюмируя, можно считать, что политическаяпартия является добровольным, долговременным союзом на идеологической основе,направленным на получение государственной власти либо участие в ней,преимущественно через избирательный процесс, причем власть для этого союзаявляться инструментом реализации политической программы. Каждая партия имеетопределенную внутреннюю структуру и выполняет внешние так и внутренние функции.Кроме, классических определений партий с середины 20 века появляются партиинового типа, которые выходят на первый план в политической жизни общества./>/>/>§2. Генезисполитических партий и процесс их развития в России
Обычно формированию политическойпартии предшествует деятельность политических клубов (кружков) илиобщественно-политических движений. Основной социальной предпосылкой длявозникновения политических клубов в Европе в 17–18 веках явилось становлениебуржуазии как класса, что разрушило единство правящих кругов и вызвало оструюидейную политическую конкуренцию.
Политические партии современного типапоявились на Западе в 19 веке. Так, в США в 1828г. оформилась Демократическая,а в 1854г. – Республиканская партии, в Англии в середине столетиявиги итори трансформировались соответственно в Либеральную и Консервативную партии.[9]В дальнейшем этот процесс продолжает набирать темпы, причем вслед за буржуазиейи крупными землевладельцами свои партии стали создавать представителимелкобуржуазной демократии, а затем и рабочего класса.
Массовые политические партии началиформироваться во второй половине 19 века в Европе. От политических клубов ониотличались тем, что были ориентированы на осуществление постоянного и широкогополитико-идеологического воздействия на общество, нарекрутированиев свой состав как можно большего числа членов. Они начали использовать такиеметоды как агитация, пропаганда и политическое просвещение. К концу 19 веку массовыепартии (в основном – социал-демократические) формируются в большинстве странЗападной Европы.
Массовая партия – это плод всеобщегоизбирательного права, существенно расширявшего сферу участия в политике.
Главной ареной деятельностиполитических партий на Западе были парламенты и муниципалитеты, а основнойцелью, которую они при этом ставили, – борьба за голоса избирателей,политическое влияние и власть.
Некоторыми специфическимиособенностями отличался процесс формирования политических партий в России.Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияниясословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитиекапитализма, отставание процессов становления гражданского общества,парламентаризма и правового государства.
В России первой политическойорганизацией, официально присвоившей себе название партии, была «Народная воля»(1879).[10] Доэтого «партиями» называли разного рода придворные группировки или кружкигвардейских офицеров, или литературные философско-политические течения, как,например, славянофилов и западников.[11]
В конце 19 – начале 20 веков партиистали фактором политической жизни России. Сильнейший толчок к их формированию иконсолидации дала буржуазная революция 1905г. Либеральные организации и партииформировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольного экономическогообщества, Юридического общества при Московском университете, Союзахвзаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Москве, земских организацийи т.д.[12] К концу1905г. оформились «Союз 17 октября» (октябристы),Конституционно-демократическая партия (кадеты). Сразу после манифеста 17октября 1905г. большинство из них заняли заметное место на политической арене,что, в частности, проявилось в их активности на первых свободных выборах впервую Государственную думу.[13] В тотже период появилась и Российская социал-демократическая рабочая партия.
Таким образом, история формированияпартий показывает, что в истинном смысле этого слова они возникли тогда, когдасоциальные слои и группы более или менее четко начали осознавать свои интересы.Политические партии прошли длительный путь своего формирования и эволюции. Ониявились продуктом социально-экономического и общественно-исторического развитиякаждого конкретного государства.
Процесс партийного генезисаразвивается по определенным закономерностям. Во-первых, для образования партийнеобходимо наличие правового государства и гражданского общества, гарантирующихгражданам необходимые для партийной деятельности права и свободы. Во-вторых,следует понимать, что только партии, отражающие в своих программных документахпроблемы, стоящие перед обществом, и пути их решения, имеют шансы на укоренениеи развитие в данном обществе. В-третьих, в каждом обществе действуют какфакторы партийного генезиса, характерные для всех обществ, находящихся наданной ступени развития, так и факторы, характерные только для данногообщества. В современных развитых странах основными факторами или такназываемыми конфликтами партийного генезиса, согласно теории Липсета и Роккана,являются[14]:
1.        противостояниегосударства и церкви, возникающее в эпоху Реформации и генерирующее партиихристианско-демократического и христианско-социального толка;
2.        противостояниегорода и села, существующие, по крайней мере, со времени индустриализации иурбанизации и побуждающие к возникновению крестьянских, сельских и фермерскихпартий;
3.        противостояниецентра и периферии, существующие во все времена, дающие жизнь партиям,защищающим интересы регионов;
4.        противостояниепредпринимателей и наемных работников, способствующее возникновениюсоциалистических, социал-демократических рабочих партий.
Прежде чем рассматривать процессстановления политических партий в России следует отметить, что история страныразрывает этот процесс существованием однопартийной системы Советского Союза,когда оппозиционные партии не могли существовать и тем более развиваться.Рассмотрим выше указанные конфликты применительно к России до СССР и посленего, то есть в период первой партийной системы с 1906 по 1918 года и второй –с 1991 по настоящее время.
В первой партийной системе Россиипротивостояние между государством и церковью в соответствии с византийскойтрадицией симфонии властей проявлялся не в противостоящих государству, аподдерживающих самодержавие партиях, примером может стать партия «Союзарусского народа»[15]. Вовторой партийной системе ввиду недостаточной активности Русской православнойцеркви, сообществ мусульман и буддистов в политической сфере и отсутствия ихпротивостояния с государством все православные, мусульманские и другие партии,созданные на религиозной основе, не смогли закрепиться в политической системе.
Противостояние города и села в первойроссийской партийной системе выражала такая депутатская группа, как трудовики,действовавшая во всех четырех Думах[16]. Крометого, решение крестьянского вопроса содержали программы буквально всехполитических партий России начала 20 века, особенно активно в этом направлениидействовали эсеры. В современной России существует Аграрная партия, котораябыла представлена в первой и второй Государственных Думах[17].
Противостояние центра и переферии впервой партийной системе вызывало к жизни партии и группы, защищавшие, в первуюочередь, интересы национальных окраин. В Деме первого созыва (1906)существовала фракция автономистов, состаявшая из польской, украинской,эстонской, латышской, литовской и других национальных групп. Во второй (1907) итретьей (1907-1912) Думах представители национальных окраин создалиМусульманскую депутатскую группу и Польское коло, в четвертой Думе (1913-1917)действовали отдельные национальные группы.[18] Всовременной России законодательно запрещено создание партий на национальной илиэтнической основе и функционирование региональных партий на федеральном уровне,следовательно, противостояние между центром и периферией проявляло себя не вформировании партий федерального уровня, защищающих интересы регионов, а всоздании уже внутри Государственной Думы объединений.
Противостояние предпринимателей иработников в начале 20 века в радикальном виде выражала РСДРП, хотя решениекрабочего вопроса содержали программы буквально всех политических партий тоговремени. На современном этапе этот конфликт выражается в положение наемныхработников в постиндустриальном обществе, которое активно формируется в Россиии ведется всеми ведущими политическими партиями.
Таким образом, все общие конфликтыпартийного генезиса, изложенные в теории Липсета и Роккана, с той или инойстепени действовали и действуют в современной России.
Если обратиться к особеннымроссийским факторам то можно согласиться с К.Г. Холодковским, что для Россииконца 20 начала 21 веков характерными движущими силами партогенеза, партийногоразмежевания явились противостояния по нескольким линиям таким как:
1.        модернизация – традиционализм,то есть постоянная дискуссия за продолжение или прекращение реформ;
2.        демократия –авторитаризм;
3.        элитарность –социальность, то есть выбор между экономической целесообразностью и социальнойсправедливостью;
4.        западничество –почвенничество.[19]
Эти общие и особенные противостоянияв российском обществе или даже можно сказать противоречия общественного сознанияпорождали, порождают и будут порождать все многообразие современных российскихпартий, формируя в чем-то общеевропейский, а в чем-то собственно российскийформат политической партийной системы.
Партийные системы в свою очередь тожеимеют свои закономерности формирования. Согласно Дж. Брайсу двухпартийныесистемы формировались в условиях противостояния двух основных политических сил,а многопартийные системы вырастают в обществах, испытывающих противостояниесразу по нескольким направлениям.[20] Крометого на формирование партийной системы, согласно Дюверже, оказывает влияниеизбирательное законодательство. Пропорциональная система выборов способствуетобразованию многопартийных систем, в то время как мажоритарная система в одинтур дает тенденцию к формированию бипартизма.[21] Поэтомув континентально-европейских странах, включая Россию, партийный генезис шел попути образования многопартийных систем, а в США, Великобритании, другиханглоязычных странах – по пути формирования бипартизма.
Процесс партийного генезиса в Россиибыл нарушен приходом к власти большевиков и созданием с помощью насилияоднопартийной системы. Создание такой системы осуществлялось путем запретадеятельности всех партий, кроме коммунистической, и физического уничтоженияносителей всех политических идеологий, кроме коммунистической. Поэтомупартийный генезис в России конца 20 начала 21 веков имел иную точку отсчета,чем в странах Западной Европы, и начался с перехода от однопартийной системы кмногопартийной. Политические партии в России в процессе своего становления втой или иной степени прошли 4 конфликта характерные для европейских обществ,выделенные Липсетом и Рокканом. Но партии России также развивались под влияниемсобственных неповторимых факторов.
/>/>/>ГЛАВАII.ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ/>/>/> §1. Институционализация политических партий в современнойРоссии
Нужно отметить, что конституции 19 ипервой половины 20 веков, как правило, этот вопрос практически не регулировали.Одной из первых правовой статус партии стала закреплять Германия.
Кроме конституции, правовой статуспартии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства.Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях.
Основу для законодательнойрегламентации деятельности политических партий в Российской Федерациипредставляют собой конституционные положения и федеральные законы.
·         КонституцияРоссийской Федерации. [22]
Согласно статье 13 первой главы вРоссии признаются политическое многообразие и многопартийность. Исходя из этогоконституционного принципа, государством гарантируется равенство политическихпартий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программныхдокументах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдениеправ и законных интересов политических партий. Но, запрещается создание идеятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены нанасильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостностиРоссийской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженныхформирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
·         Федеральныйзакон Российской Федерации «О политических партиях».[23]
Этот закон вступил в силу с момента подписания, аименно с 11 июля 2001г. Каждый гражданин имеют право надобровольной основе создавать политические партии в соответствии со своимиубеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться отвступления в них. Политическая партия должна иметь региональные отделения болеечем в половине субъектов Российской Федерации. Партия должна состоять не менеечем из 50 тысяч человек. Основными целями политической партии являются:формирование общественного мнения; политическое образование и воспитаниеграждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни,выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органыгосударственной власти и представительные органы местного самоуправления.Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описаниекоторых должно содержаться в ее уставе. Деятельность политических партийосновывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления,законности и гласности. Политические партии свободны в определении своейвнутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Вмешательство органовгосударственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий,также как и вмешательство политических партий в деятельность органовгосударственной власти и их должностных лиц, не допускается.
Любая политическая партия обязана всоответствии с этим законом иметь Устав, в котором должны быть прописаны всеположения от целей и задач до структуры. Членами политической партии могут бытьграждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе бытьчленами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, атакже граждане, признанные судом недееспособными.
Высшим руководящим органомполитической партии является съезд политической партии.
Политическая партия вправе:
1. свободно распространятьинформацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
2. участвовать в выработке решенийорганов государственной власти и органов местного самоуправления;
3. участвовать в выборах иреферендумах;
4. создавать региональные, местныеи первичные отделения;
5. организовывать и проводитьсобрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичныемероприятия;
6. учреждать издательства,информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовойинформации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
7. пользоваться на равных условияхгосударственными и муниципальными средствами массовой информации;
8. создавать объединения и союзы сдругими политическими партиями и иными общественными объединениями безобразования юридического лица;
9. защищать свои права ипредставлять законные интересы своих членов;
10 устанавливать и поддерживатьмеждународные связи с политическими партиями иностранных государств, вступать вмеждународные союзы и ассоциации;
11. осуществлятьпредпринимательскую деятельность.
Политическая партия обязана:
1. соблюдать в своей деятельностиКонституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы,федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, атакже устав политической партии;
2. ежегодно представлять врегистрирующие органы информацию о численности членов политической партии вкаждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности и т.д.;
3. допускать представителейрегистрирующих органов на открытые мероприятия;
4. извещать заблаговременноизбирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий,связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и наиные выборные должности в органах государственной власти и органах местногосамоуправления.
Государственная финансированиеполитических партий осуществляется по итогам участия политических партий ввыборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счетсредств федерального бюджета.
Политическая партия может бытьликвидирована по решению ее высшего руководящего органа – съезда либо порешению Верховного Суда Российской Федерации.
·  Федеральный закон «о выборах депутатов государственной думыфедерального собрания Российской Федерации».[24]
Кандидатом в депутатыГосударственной Думы может являться гражданин России, достигший 21 года.
Политические партии осуществляютвыдвижение кандидатов в составе федеральных списков. Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан РоссийскойФедерации, не являющихся членами данной политической партии.
Существуют также разного рода постановления конституционного суда овнесение поправок в пункты и статьи, как конституции России, так и федеральныхзаконов.
Итак, деятельность политических партий в России осуществляется всоответствии с нормами закрепленными в конституции, федеральных законах ипостановления конституционного суда. Правовое регулирование статуса партии, ееправ и обязанностей важно для любого демократического государства./>/>/>§2.Сравнительный анализ однопартийной системы СССР и системы партии-гегемона вРоссийской Федерации
Россия, являясь демократическойстраной, с закрепленной по конституции многопартийностью, после однопартийнойсистемы Советского Союза в настоящее время пришла к системе во главе с партией–гегемоном.Этой партией является партия «Единая Россия», созданная 1 декабря 2001 годаобъединением партий «Единства» и «Отечества», во главе с Лужковым Ю.М и ШойгуС.К.[25] Напротяжении существования партии она формально поддерживается экс-президентомВладимиром Путиным и действующим президентом – Михаилом Медведевым.
Россия, по конституции, естьдемократическое федеративное правовое государство с республиканской формойправления, в то время как СССР был страной с тоталитарный коммунистическимрежимом, где и речи не могло идти о демократических свободах и правах. Но,сравнивая Коммунистическую Партию Советского Союза с партией-гегемономсовременной Российской Федерации можно выделить несколько сходных черт:
Во-первых, у членов партии «ЕдинаяРоссия» появилась своя идеология в виде «стратегии-2020» и «концепциисуверенной демократии».[26] СоветскийСоюз, а именно Коммунистическая партия, был известен на весь мир тем, что онразвивался по определенной стратегии или так называемому плану. Эту стратегиюдолжны были выполнить все к запланированному сроку, несмотря на сложность,невозможность и т.д.
Второе сходство двух партийзаключается в том, что на современном этапе по всей России возродились давнозабытые партийные органы власти в лице районных исполкомов и политсоветов. Этипартийные органы являются аналогами райкомов в Советском Союзе.
В-третьих, члены партии «ЕдинаяРоссия» создали свой комсомол в лице «Молодой Гвардии Единой России»[27].Как известно, в Советском Союзе существовала четкая система организаций длядетей со школьного возраста до студенческой скамьи. Дети сначала вступали вряды октябрят, потом становились пионерами, а затем за прилежность и верностькоммунистическому режиму вступали в комсомол, и только потом молодые люди моглистать членами КПСС.
В-пятых, партии принадлежитабсолютное большинство членов в любом органе власти. А это означает, чтоникакая другая политическая сила не может повлиять на политический курс,проводимый в государстве партией-гегемоном. КПСС, конечно же, в сравнение с«Единой Россией» являлась единственной партией в государстве, и только онаруководила всеми процессами в стране.
В-шестых, у партии есть «вождь» – ВладимирПутин, который теперь именуется «национальным лидером». Особенность партийно-государственнойсистемы СССР состояла в невозможности действовать без ясно очерченного лидера –«первого лица», современная ситуация в России показывает, что на данном этапесистема действует практически также.
В-седьмых, быть членом партии опятьстало почетно и даже престижно. «Единая Россия» до недавнего времени набирала всвои ряды всех желающих, но после того как Владимир Путин стал руководителемпартии, он призвал к очищению партии от «дельцов-карьеристов и случайныхлюдей».[28] Сразупосле этого в партии началась чистка. По данным отчета, оглашенного назаседании Бюро высшего совета и президиума генсовета «Единой России»,состоявшегося 2 июля 2008 года, более 76 тысяч членов «Единой России» утратилисвязь с партией, либо были приняты туда с нарушением[29].Можно также отметить, что в связи с проводящейся чисткой партии с официальногосайта «Единой России» исчез счетчик, показывающий численность членов партии.Последний его показатель был на уровне 2 000 020 человек.[30]Теперь перед вступлением в «Единую Россию» нужно будет заручиться поддержкой ввиде письменных поручительств от двух до четырех действующих членов партии.Кроме этого будет введен полугодовой испытательный срок для кандидатов навступление в партию. Так же перед вступлением в «Единую Россию» нужно будетпройти собеседование с руководителем местного исполкома или секретаремпервичной организации. О членах партии КПСС можно сказать, что практически всеграждане Советского Союза стремились после комсомола вступить в партию, т.к.без партийного членства, например, невозможно было поступить в высшее учебноезаведение. Люди лишались многих привилегий без партии.
Из всего этого можно сделать вывод,что партийная система Российской Федерации на современном этапе хоть и предусматриваетмногопартийность и равноправие всех политических парий, все равно имеетогромные сходства с однопартийной системой Союза Советских СоциалистическихРеспублик. Россия идет к очень похожей на Советскую парийную систему, систему спартией-гегемоном. В существующем состоянии партия «Единая Россия» во многомначинает походить на партию СССР КПСС. Решениям, которые принимает «ЕдинаяРоссия» которым никто не может помешать. Партия имеет харизматического лидераВладимира Путина, который олицетворяет для россиян счастливое и стабильноебудущее, и еще много сходных черт с коммунистами Советского Союза, но главныйзакон страны не позволяет превратить политическую систему в однопартийную вполной мере./>/>§3. Партийная конфигурация Современной России
Решающие значение для становленияполитических партий и формирования партийной системы имеет опыт участия ввыборах. Современная партийная система Российской Федерации выдержала пять избирательныхкомпаний, трансформируясь каждый раз в определенный формат, демонстрирующийместо и статус каждой партии и соотношение партийно-политических сил. Итак,после периодов зарождения протопартий (1987-1989), распада КПСС и формированияполитических партий (1990-1991), становление партийной системы (1991-1993)партийная система современной России в 1993г. вступила в периодфункционирования, который ознаменовался участием партий в выборах иестественной (т.е. в зависимости от воли избирателей) реструктуризациейпартийной системы.[31] На этомэтапе российские политические партии пять раз проходили испытания выборами вДуму(1993, 1995, 1999, 2003, 2007) и четырежды (1996, 2000, 2004, 2008) –выборами президента.
Выборы 1993г. проходили в обстановкевысокой активности избирателей и жесткого противостояния трех партийныхкоалиций.
1.  пропрезидентскогоблока в составе партии: «Яблоко», ПРЕС (Партия российского единства исогласия), «Выбор России», РДДР (Российская движение демократических реформ),поддерживавшего курс реформ Президента Б. Ельцина.
2.  Блокаконструктивной оппозиции, состоявшего из Гражданского союза и ДПР(Демократической партии России), служившего опорой вице-президенту А.Рудскому.
3.  Контрпрезидентскогоблока, состоявшего из КПРФ и АПР, находившегося в непримиримой оппозицииправительственной политики.
По результатам выборов победилпропрезидентский блок, набравший 34,2 % голосов избирателей. Контрпрезидентскийблок получил 20,4 % голосов, Блок конструктивной оппозиции – всего 1,93%.[32]
Среди политических партийпобедительницей оказалась ЛДПР, занимавшая позицию вне блоков и набравшая22,92% голосов избирателей. Кроме ЛДПР в Думу, преодолев 5%-ый барьер прошлиследующие партии: «Выбор России» (15,51%), КПРФ (12,4%), «Женщины России»(8,13%), АПР (7,99%), «Яблоко» (7,86%), ПРЕС (6,73%), ДПР (5,52%).[33]
Если все партии, учавствовавшие впервых выборах по партийным спискам, можно разделить на левые (КПРФ, АПР, партия«Кедр», избирательные объединения «Достоинство и милосердие», «Гражданскийсоюз»), центристские (ДПР, ПРЕС, партия «Яблоко», «Выбор России», избирательныеобъединения «Женщины России», «Будущее России – новые имена») и правые (ЛДПР)силы, то победу на этих выборах одержали центристы, набравшие в сумме 49,08%голосов, левые и правые набрали соответственно 23,78 и 22,92%.[34]
В Государственной Думе, с учетомвыборов по одномандатным округам и создание на этой основе депутатских групп,система парламентских партий выглядела, следующим образом:[35]
·         Центристские,пропрезидентские силы, сторонники реформ: фракция «Выбор России» (лидер Е.Гайдар), получила с учетом голосов, набранных в одномандатных округах 74депутатских места, фракция ПРЕС (С.Шахрай) – 31 место, фракция «Яблоко» — 29мест., фракция «Женщины России» — (А.Федулова, Е.Лахова) – 23, фракция ДПР(Н.Травкин) – 15, депутатская группа «Сроюз 12 декабря» (Б.Федоров, И.Хакамада)– 32, депутатская группа «Новая региональная политика» (В.Медведев) – 60.
·         Левыеантипрезидентские силы, противники реформ: фракция КПРФ (Г.Зюганов) – 45,фракция АПР (М. Лапшин) – 55, депутатская группа «Российский путь» (С.Бабурин,А.Лукьянов) – 15.
·         Правые силы,критики президента, сторонники реформ: фракция ЛДПР (В.Жириновский) – 64 места.
Эти партии и силы и составили первыйформат партийной системы России в 1993-1995 гг.
Выборы в декабре 1995г. проходили вобстановке продолжавшегося жесткого противостояния центристских и левых сил.Партии и избирательные объединения, избравшие промежуточную политическуюпозицию между сторонниками и противниками рыночных и либеральных реформ, такиекак «Держава» (лидер А.Рудской), Партия Святослава Федорова, Блок ИванаРыбкина, «Женщины России» не смогли пройти 5%-ый барьер.
Партии реформаторской ориентациинабрали в общей сложности 21,63% голосов. Не прошли в Думу партии ПРЕС и «ВыборРоссии», которые взяли на себя ответственность за все неудачи реформ.
Коммунисты пожали плоды выгодностисвоего положения критики трудных и непопулярных реформ: КПРФ получила 22,3%голосов и заняла первое место в борьбе по партийным спискам, но другаяантиреформаторская партии – АПР не прошла в Думу, набрав всего 3,78% голосов.
Из правых партий 5%-ый барьерпреодолела лишь ЛДПР (11,18% голосов). Кроме того, уже в Думе были организованынесколько депутатских групп.
Новый второй формат системыпарламентских партий приобрел следующую структуру[36]:
·  левые силы: фракция КПРФ (138депутатских мест), депутатская группа «Народовластие» (38), Аграрнаяджепутатская группа (35). Итого: 211 мест;
·  центристские силы: фракция НДР (65мест), фракция «Яблоко»(46), депутатская группа «Российские регионы» (43).Итого: 154 места;
·  правые силы: фракция ЛДПР – 51 место;
·  независимые депутаты – 34 места.
Следующий третий формат партийнойсистемы современной России образовался после очередных думских выборов 1999г.Выборы по партийным спискам дали следующие результаты: КПРФ – 24,29% голосов,«Единство» – 23,32%, «Отечество вся Россия» (ОВР) – 13,33%, «Союз правых сил»(СПС) – 8,52%, Блок Жириновского (ЛДПР) – 5,98%, «Яблоко» — 5,93%.
Система парламентских партийприобрела следующий вид[37]:
·  левые силы: фракция КПРФ (лидерГ.Зюганов) – 85 депутатов, Агропромышленная депутатская группа (Н. Харитонов) –42;
·  центристские силы: фракция «Единство»(В.Пехтин) – 83 депутата, фракция ОВР (Е.Примаков) – 46, фракция СПС (Б.Немцов)– 33, фракция «Яблоко» (Г.Явлинский) – 19, депутатская группа «Регионы России»(Союз независимых депутатов) (О.Морозов) – 45, депутатская группа «Народныйдепутат» (Г.Райков) – 60;
·  правые силы: фракция ЛДПР (В.Жириновский) – 14 депутатов.
Четвертый формат второй партийнойсистемы России оформился после думских выборов 2003г.; которые дали следующиерезультаты: партия «Единая Россия» – 37,57% голосов, КПРФ – 12,61%, ЛДПР –11,45%, «Родина» — 9,02%. Система парламентских партий после этого приобреласледующий вид[38]:
·  левые силы: фракция КПРФ (Г.Зюганов)– 47 мест; фракция «Родина» претерпела раскол на фракцию «Родина» Д.Рогозина –33 места и фракцию «Родина» С. Бабурина – 9 мест;
·  центристские силы, наоборот, объединилисьв одну фракцию «Единство» (Б.Грызлов, В.Володин, О.Морозов), насчитывающую 303депутата;
·  правые силы: фракция ЛДПР – 35 мест.
Выборы в Государственную ДумуРоссийской Федерациипятого созыва состоялись 2 декабря 2007. Это первые выборы, на которых барьердля партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Крометого, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать противвсех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам,членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещенообъединяться в выборные блоки; были запрещены независимые российскиенаблюдатели (оставлены только от партий).[39]
Согласно результатам голосования,сильных изменений в распределении мест в Государственной думе не произошло. «ЕдинаяРоссия» сохранила квалифицированное большинство, достаточное для единоличногопринятия любых решений в Госдуме без учёта мнения других депутатов. Депутаты отпартии «Единая Россия» заняли 315 депутатских мест, что соответственносоставляет 70%.[40] Поданным «Левада–центра»[41]рейтинги партии «Единая Россия» на 2007 год составляли 72%.
Динамика партийной системы отражаетсоциально-экономические и политические процессы, происходившие в современнойРоссии. Известно, что влияние радикалов, т.е. крайне левых и крайне правых сил,возрастает с ухудшением экономического положения, снижением уровня жизни,увеличением безработицы. И наоборот, с подъемом экономики, сокращением числабезработных, ростом жизненного уровня большинства населения влияние левых иправых сил падает. Кроме того, популярности левым и правым добавляла их «патриотическая»позициям после распада СССР, возникновение в российских регионах и по границамРоссии этнических и национальных конфликтов. Левые силы России имели наибольшеевлияние в третьей Думе (1995–1999), правые силы наибольших успехов добились навыборах первой (1993) и второй (1995) Думы, когда трудные и непопулярныереформы совпали с экономическим спадом и снижением уровня жизни.
Центристские силы и, в первуюочередь, реформаторские партии имели успех в начале реформ, на выборах в первуюДуму, когда ожидания избирателей были связаны именно с успешными реформами.Далее их ожидало снижение поддержки избирателями на выборах во вторую Думуввиду падения уровня жизни, неэффективной работы социальной сферы, явившихсяпервым результатом реформ. С началом экономического роста в 1999г., оживлениемдеятельности всех сфер российского общества, ростом реальных доходов населенияцентристские партии увеличили свое представительство в российском парламенте.Кроме того, они сумели объединиться в единую думскую фракцию и предложить обществупуть не конфронтации, а интеграции.
Исходя из выше написанного, можно суверенностью сделать вывод, что партия во главе с харизматическим лидером,набирает обороты. «Единая Россия» держит государственную власть полностью всвоих руках и никто не может повлиять на решения, принятые этой партией.Согласно Сартори, системой во главе с партией гегемоном является система, вкоторой при формальном наличии политических партий, не влияющих на принятиерешений, правит одна партия – гегемон. Следовательно, можно с полнойуверенностью говорить, что система Российской Федерации – эта система во главес партией-гегемоном.
/>/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив генезис политических партий вРоссийской Федерации, а именно, особенности их становления и развития, можноприйти к следующим выводам:
1. Политические партии занимаютособое место в формировании современной политической системы в большинствегосударств мира. Политическая партия есть своего рода союз на добровольнойоснове, который является устойчивым и продолжительным во времени, основываясьна единой идеологической направленности определенной группы людей. Партиявыражает волю своих членов и сторонников. Цели партии направлены на получениегосударственной власти либо участие в ней, преимущественно через избирательныйпроцесс, причем власть для этого союза являться инструментом реализацииполитической программы. Партии выполняют разного рода функции, как внешние, таки внутренние. Они имеют определенную структуру, и классифицируются по разнымпризнакам. С 20 века на политическую арену выходят партии нового типа, такиекак партии «хватай всех», которые занимают лидирующие позиции по сравнению спартиями старого образца.
2. Генезис политических партий Россиив начале 20 века был нарушен созданием СССР во главе с коммунистами, которыепутем насилия запретили деятельность любых политических партий, кромекоммунистической. Следовательно, после распада Советского Союза партийныйгенезис в России начался заново, избавляясь от однопартийной системы и идя кмногопартийной. На основе конфликтов, выделенных Липсетом и Рокканом,современные политические партии развивались в той или иной степени, привнося встановление партийной системы свои собственные конфликты.
3. Ни одно государство в мире неможет контролировать деятельность политических партий без регулирующих законови Россия не является исключением. Деятельность политических партий в Россииосуществляется в соответствии с нормами, закрепленными в конституции,федеральных законах и постановлениях конституционного суда.
4. В условиях демократизациипартийной системы, Российская Федерация с распадом Советского Союза имеетмногопартийную систему, в которой все партии равны в правах и обязанностях ит.д. Но со временем страна вернулась, конечно же, не к однопартийной системе,но очень похожей на нее, к системе с партией-гегемоном. В существующемсостоянии партия «Единая Россия» во многом начинает походить на партию СССРКПСС. «Единая Россия» может принимать решения, которым никто не может помешать,у нее есть харизматический лидер, стратегия на будущее и еще много схожих чертс Коммунистами Советского Союза, но закон не позволяет в полной мере превратитьполитическую систему в однопартийную.
5. Динамика партийной системыотражает социально-экономические и политические процессы, происходящие вгосударстве. Влияние радикальных партий возрастает в обществе нестабильном, сплохим экономическим положением и низким уровнем жизни. А центристские партиинаоборот, приходят к власти когда ситуация в стране улучшается или ожиданияизбирателей связаны с успешными реформами. На современном этапе 70% гражданРоссийской Федерации поддерживают центристскую партию-гегемон «Единую Россию»,а это означает, что народ верит в стабильное будущее и поддерживает реформы,проводимые пропрезидентской властью, и по все вероятности эта партия не будеттерять свои позиции еще долгие годы.
/>/>БИБЛИОГРАФИЯ
1.      АвакьянС.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации:конституционно-правовые основы. – М., 1996.
2.      БрайсД. Американская республика. – М.,1988.
3.      ВертН. История советского государства. 1900 – 1991гг. – М., 1992.
4.      ГрачевМ. Политические партии России: история и современность. – М., 2003.
5.      ДмитриевЮ.А., Толмаков В.Н. Россия: становление многопартийности. – М., 1990.
6.      ДювержеМ. Политические партии. – М., 2000.
7.      ЕфимовВ. И. Власть в России. – М., 1996
8.      Задорин И. Средства массовой информации иэлекторальное поведение россиян. Россия в избирательном цикле 1999-2000 годов./ Под ред. Макфола М., Петрова Н., Рябова А. – М., 2000.
9.      ИсаевБ.А., Баранов. Н.А. Политические отношения и политический процесс в современнойРоссии. – СП., 2009.
10.   ИсторияОтечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. – М.,1991.
11.   Историяполитических партий России. /Под ред. Зевелева А.И. – М., 1994 .
12.   КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 2001.
13.   ЛапаеваВ.В. Право и многопартийность в современной России. – М., 1999.
14.   ОлещукВ.А,. Павленко В.Б. Политическая Россия: партия, блоки. Лидеры – год 1997. –М., 1997.
15.   ОрловА.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – М., 2007.
16.   ПушкареваГ.В. Партии и партийные системы: концепция М.Дюверже. // Социально-политическийжурнал. – М., 1993. – №9.
17.    Политология:Курс лекций / Под ред. Марченко М.Н… – М., 1997.
18.    Политическаяистория: Россия – СССР – Российская Федерация. – М., 1996.
19.    СанистебанЛ.С.Основы политической науки. – М., 2002.
20.    СогринВ. Политическая история Современной России. – М., 1994.
21.    ХолодковскийК.Х. Социальные корни идейно-политической дифференциации российского общества.// Журнал «Полис». – 1988. – №3.
22.    ЮдинЮ.А. Политические партии и право в современном государстве. – М., 1998.
23.    ЯчникИ.Н. Учебное пособие по сравнительной политологии: политические институтывласти. – Б., 2001.
Интернет-источники
24.    Всео КПСС // www.kpss.ru/ (08.05.2009)
25.    Всео российских политических партиях // www.pparty.ru (26ноября, 2008)
26.    ВРоссии появился «новый гегемон» // www.liberty.ru/layout/set/print/groups/experts/V-Rossii-poyavilsya-novyj-gegemon (29 мая, 2009)
27.    ГельманВ. Трансформация российской партийной системы // www.polit.ru/lectures/2008/03/14/gelman.html (29 мая, 2009)
28.    Досьена все политические партии России // www.dazzle.ru/politika/party.shtml (26 ноября, 2008)
29.    «ЕдинаяРоссия»: приоритеты модернизации // edinros.er.ru/er/rubr.shtml?110112
(08 мая, 2009)
30.    Законо политических партиях // www.sociology.mephi.ru/docs/polit/html/parties.html (15 мая, 2009)
31.    Интернет-библиотека//
bookz.ru/authors/duverje-moris/duverje_m01.html
(26 ноября, 2008)
32.    КонституцияРоссийской Федерации // www.rg.ru/2009/01/21/konstitucia-dok.html (08 мая, 2009)
33.    Сайт«Левада-Центр» // www.levada.ru (5 июня, 2009)
34.    Официальныйсайт партии «Единая Россия» // www.edinros.ru/er/ (26 ноября, 2008)
35.    Политическиепартии в современной России //http://bd.fom.ru/report/cat/polit/int_pol/dd002932(15 мая, 2009)
36.    Политическиепартии современной России // www.politicpr.com/2007/11/15/izbiratelnoe-pravo-v-rossijjskojj.html (20 мая, 2009)
37.    РейтингЕдиной России падает // www.politicpr.com/2007/11/15.html (29 мая, 2009)
38.    Словарьполитологических терминов // www.slovari.info/lawyer/1503.html (20 мая, 2009)
39.    Станетли «Единая Россия» новой КПСС? // www.politicpr.com (08мая, 2009)
40.    Трансформацияроссийской партийной системы // www.polit.ru/lectures/2008/03/14/gelman.html (29 мая, 2009)
41.    Федеральныйзакон от 11 июля 2001г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // www.rg.ru/2001/07/11/partii-dok.html (08 мая, 2009)
42.    Федеральныйзакон РФ от 18 мая 2005г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» //http://www.rg.ru/2005/05/24/vybory-doc.html (08 мая, 2009)
43.    ЯнчуковА.И. Политические партии в современном избирательном процессе России // www.humanities.edu.ru/db/msg/62672 (23 мая, 2009)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.