Реферат по предмету "Политология"


Теория модернизации в современной России

Санкт-Петербургский государственныйУниверситет Культуры и Искусств
Факультет культурологии
Кафедра социально-культурнойдеятельности
Дневное отделение
Теории модернизации в современнойРоссии
Работу выполнила студентка
V курса 537-А группы
Климовой Екатерины
Санкт-Петербург
2010

Составной частью сложногопроцесса перехода от традиционного общества к современному или индустриальному являетсямодернизация, содержание которой составляют изменения политической системы какнеотъемлемой составной части общего системного перехода. В процессеполитической модернизации происходит как становление новых, так и эволюция уже существующихполитических институтов, находящихся в сложном динамическом взаимодействии.[1]При этом объективно необходимо, с одной стороны, сохранить политическую стабильностькак важное условие общественного развития в целом и, с другой стороны,расширять возможности и формы политического участия различных слоев населения впроисходящих изменениях. Теория модернизации – одна из современных парадигм социально- исторического знания.
Модернизацию приняторассматривать как важнейшую составную часть более масштабного процесса«осовременивания» общества, который включает в себя глубокие экономические,социальные, культурные, духовные, идеологические, организационные,технологические, демографические и другие изменения, которые в совокупности иобеспечивают трансформацию в общество современного типа.
Как отмечает Ермаханова С.А. в своейстатье «теория модернизации: история и современность»: «В современномотечественном обществоведении наибольшей популярностью пользуются трисоциологические макротеории: формационная, цивилизационная и модернизационная.Активное освоение последней началось относительно недавно. Остававшаяся в годысоветской власти закрытой темой, в которой видели объект критики и инструментдля изучения развивающихся стран, негодный в силу его «порочной» идеологическойосновы, сегодня теория модернизации является одной из широко изучаемых теорий вотечественной науке»[2].
Модернизационная парадигма быласформирована в середине ХХ века в условиях распада европейских колониальныхимперий и появления большого количества «молодых наций» в Азии, Африке иЛатинской Америке. Возникнувшие первоначально в лоне университетской науки США,теории модернизации были созданы как альтернатива коммунистической ориентации(С. Хантингтон, Д. Эптер, др.).
Теория модернизации сложилась в рамкахособого — “прогрессистского” — стиля мышления, методология которого базируетсяна предположении о том, что история движется к вершинам прогресса черезпреодоление многообразия общественного устройства к единому рациональноустроенному будущему. При этом каждое отдельное человеческое сообщество идет попути, общему для всех, направление и ориентиры которого определяют наиболееразвитые страны.
Первоначально с помощью этой теорииописывали процессы, которые происходили в Западной Европе в новое и новейшеевремя, в период перехода от аграрного общества к индустриальному. При этоммодернизация представлялась процессом, охватывающим разные стороны жизниобщества: от экономики до культуры. Например, Э. Дюркгейм под модернизациейподразумевал переход от механической солидарности к органической, а Ч. Вебер —от ценностно-рациональной деятельности к целерациональной.[3]
Затем модернизацию стали рассматриватькак всемирный процесс вытеснения традиционных локальных типов универсальнымиформами современности. Под модернизацией стали понимать особую стадию вразвитии человечества, которая характеризуется переходом “от традиционнойцивилизации к либеральной, от общества, нацеленного на воспроизводство наоснове некоторого статичного идеала, к обществу, рассматривающему повышениеэффективности форм деятельности, развитие способностей личности к собственномусаморазвитию как основу общественной динамики” (А. Ахиезер).
Применительно к России можноговорить, что проблема модернизации, особенно политической, приобрела особуюактуальность (научную и практическую) в связи с политическими событиями 1991г.:распад СССР и запрет КПСС, которые явились наиболее ярким и убедительнымсвидетельством глобальности и глубины перемен; а так же обнажили оструюнеобходимость поиска новых вариантов и направлений дальнейшего развития, выработкуболее эффективных способов борьбы с кризисными явлениями, порождёнными этим переходом.Острота и актуальность этой проблемы не спадает и по сей день, оставаясь одной изнаиболее дискутируемых тем политологической науки.
Модернизацию стали связывать сраспространением культуры “модернити”, с приверженностью западноевропейскомурационализму, идеям индивидуальной свободы и социального равенства, либеральнойдемократии и социального государства, правового государства и гражданскогообщества; с ориентацией социальных субъектов на инновационные формыдеятельности как основой экономического роста и благосостояния.
Поэтому теория модернизациипредставляет собой концепцию общественного развития, объясняющую процесспрогрессивного перехода от “традиционного”, эволюционного общества к“современному”, инновационному, который сопровождается преодолением отчуждениячеловека от собственности и политической власти.
В рамках этой теории выделяюторганическую (первичную) модернизацию и неорганическую (вторичную).Органическая модернизация — это утверждение культуры “модернити” в силувнутренних причин саморазвития, обусловленных кризисом эволюционного развития.Поскольку первичная модернизация подготавливается всем ходом предшествующегоразвития, она осуществляется за счет внутренних, органических источников.Механизмы развития при этом — инновационные, темпы — быстрые, характер —самостоятельный; духовные основы развития — собственный исторический продукт. Впроцессе модернизации образ будущего не планируется заранее как цель, онвырисовывается по мере приближения к нему.[4]
В настоящее время под органическоймодернизацией (постмодернизацией) подразумевают прежде всего переход впостсовременность, к постиндустриальному, информационному обществу.
Вторичная модернизация — этоформирование интеллектуального и политического “ответа” на вызов со стороныболее развитых стран. Неорганическая модернизация связана с распространениемкультуры “модернити” под влиянием извне, со стороны стран первичноймодернизации.
Цель вторичной модернизации —“догоняющего” развития — преодоление технико-экономической отсталости изависимости от передовых стран Запада. При этом неорганическая модернизацияможет проходить в форме “вестернизации”, путем механического перенесениязападных социально и технологически эффективных экономических и политическихинститутов в иную социокультурную среду. “Вестернизация”, как правило,сопровождается социокультурным отторжением преобразований со сторонысоциального большинства и порождает острые социально-политические проблемы,разрешение которых происходит иногда в русле “консервативных” революций.
В России “теория модернизации” получилавоплощение в концепциях “догоняющего развития” и “перехода к современномуобществу”. Согласно этим концепциям, Россия в силу целого ряда причин внешнегои внутреннего характера “задержалась” в своем историческом развитии посравнению с передовыми странами Западной Европы. Стремясь ликвидировать“отставание” от западноевропейских стран, российское государство время отвремени прибегало к политике модернизации страны “сверху”, чем и был обусловленвыбор путей общественного развития страны в XVIII—XX вв. как “развитиявдогонку”. Однако модернизация “сверху” в виде насильственной “вестернизации”периодически заканчивалась катастрофическими срывами российскойгосударственности, а Россия оказывалась в “тупике догоняющего развития” (И.Пантин).[5]
После распада СССР, когданаше общество стало переосмысливать свое самостоятельно развитие, «приходитсяконстатировать, что первоначальный этап реформирования оказался для Россиикрайне неудачным», — такого мнение Аванесовой Г.А. в статье«Культурно-ориентированная модернизация России». – «основа этой неудачи – и этоныне можно утверждать с полным основанием – состояла с одной стороны, впереоценке российскими реформаторами западного мира (стран Западной Европы иСША), с другой – в недооценке творческого потенциала российского общества и внавязывании населению чувства вины за собственную культурную идентичность.»[6]
На сегодняшний деньсуществует несколько точек зрения на теорию модернизации в России. В современнойлитературе отмечаются следующие факторы, способствовавшие возникновению этойтеории: социополитический, связанный с необходимостью изучения третьего мира,представленного странами бывших колоний и полуколоний мира, малоизвестногоЗападу и малоизученного социальными науками того времени, за исключениемэтнографов (Б.С.Старостин). Известные американские востоковеды и политическиедеятели отмечали важность исследования политических и социальных процессов,идущих в странах Азии. Рейшауер прямо писал о гибельном для США незнаниинародов Азии, их образа жизни и, что важнее, образа мышления. Второй факторотмечается как информационно-политический, включающий в себя не только сборинформации о странах третьего мира, но и выработку практических рекомендацийдля соответствующих ведомств США и их союзников. Третий фактор –идеологический, т.е. создание теории модернизации в качестве альтернативысоциализму. Несколько позже видный американский обществовед и политическийдеятель С. Хантингтон скажет, что США заинтересованы в более стабильном мире вполитическом смысле, но не менее зависимым от них в экономическом плане.Четвертый фактор Б.Старостин отмечает как теоретический, который состоял в том,чтобы выработать для западной общественной науки оптимистическую парадигмуисторического развития, отличную от той, что была популярна между двумямировыми войнами – от концепции кризиса и «заката» западного мира,представленных именами Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби, Питирима Сорокина,Карла Ясперса и других. Все эти концепции были далеки от оптимистическоговзгляда на исторический процесс и отрицали прогресс как таковой. Необходимабыла альтернатива данному, которая могла бы преодолеть социальный пессимизм,дать оптимистическое видение будущего не только в чисто прагматическом, но и вобщетеоретическом плане.[7]
Термин «Модернизация» в переводе санглийского означает «осовременивание». Существуют различные интерпретации понятия модернизации. П.Штомпка выделяет три значения данного понятия. Согласно его мнению, в первом,общем смысле, модернизация – это синоним всех прогрессивных социальныхизменений, когда общество движется вперед. В этом смысле выход из пещер истроительство первых укрытий, столь же явный пример модернизации, как и приходавтомобилей на смену лошадиным повозкам или компьютеров на смену пишущиммашинкам. Однако он считает, что применительно к теории модернизации ближеследующие две интерпретации данного понятия: в первом смысле понятие«модернизации» тождественно понятию «современности» и означает комплекссоциальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальныхтрансформаций, происходивших на Западе с XVI-го века и достигших своего апогея в XIX-XX веках. Сюда включаются процессы индустриализации,урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующеговлияния капитализма, распространения индивидуализма и мотивации успеха,утверждения разума и науки и т.д. Модернизация в этом смысле означаетдостижение современности, «процесс превращения традиционного, илидотехнологического общества, по мере его трансформации, в общество для которогохарактерны машинная технология, рациональные и секулярные отношения, а такжевысоко дифференцированные социальные структуры. Классические социологические работы по модернизации в этом смыслепринадлежат Конту, Спенсеру, Марксу, Веберу, Дюркгейму и Теннису.
Во втором смысле термин«модернизация» относится к отсталым или слаборазвитым обществам и описывает ихусилия, направленные на то, чтобы догнать ведущие, наиболее развитые страны,которые сосуществуют с ними в одном историческом времени, в рамках единогоглобального общества. Другими словами, в таком случае понятие «модернизация»описывает движение от периферии к центру современного общества. В самом общемвиде модернизация характеризуется как общественно-исторический процесс, в ходекоторого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриальноразвитыми.
С момента появления по настоящеевремя теория модернизации эволюционировала и прошла ряд этапов. Периодпопулярности этой теории в их классическом, первоначальном виде приходится на50-е и середину 60-х гг. прошлого столетия в связи с работами М.Леви, Э.Хагена, Т. Парсонса, Ш. Эйзенштадта, Д. Эптера и др. Основополагающимикатегориями в теориях модернизации стали понятия «традиция» («традиционноеобщество») и «современность» («современное общество»). Суть этой теории наначальных этапах ее формирования сводилась к трактовке эти категорий как абсолютныхпротивоположностей. Модернизацию представляли как процесс вытеснения традициисовременностью, или восходящего развития от традиционного общества ксовременному. В первоначальных теориях модернизации процесс перехода оттрадиционного общества к современному характеризовался как:
— революционный, т.е. считалось, чтопереход от традиции к современности требует коренных, радикальных изменений вмоделях социальной жизни;
— сложный, т.е. включает изменения вовсех без исключения областях человеческой мысли и поведения;
— системный, т.е. изменения в однойсфере обязательно вызывает изменения и в остальных сферах;
— глобальный, т.е. зародившись вЕвропе XV-XVI вв., с течением времени охватил все страны мира;-
— длительный, т.е. имеетпротяженность во времени, причем темпы этого процесса ускоряются;
— поэтапный; порождающий сближениеобщественных систем: поскольку современные общества в отличие от разнотипныхтрадиционных имеют целый ряд однотипных характеристик, постольку и продвижениетрадиционных обществ к современности будет сопровождаться нивелированием ихкультурных систем;
— необратимый: считалось, чтонаправление изменений для всех типов общество будет одним и тем же;
— прогрессивный, т.е. способствуетулучшению материального и культурного благосостояния человека и т.д.
В конце 50-х, а особенно начиная ссередины 60-х гг. стала нарастать критика ранних теорий модернизации, котораяпостепенно подорвала большинство положений, выдвигавшихся в них. Главнымфокусом этой критики стала неспособность объяснить разнообразие переходныхобществ, присущей им внутренней динамики, а также возможности самостоятельногоразвития современных дифференцированных политических и экономическихкомплексов.
В первой половине 60-х гг. былопубликован ряд страноведческих социологических и политологическихисследований, посвященных различным аспектам модернизации в странах Востока. Вчисле работ необходимо назвать исследования К. Гирца, М.Зингера, М.Леви,Д.Эптера и др. Важным соображением, существенно обогатившим научные представлениятого периода, стал тезис о системной жизнеспособности так называемых переходныхсистем. Традиция под напором сил современности не сдавала своих позиций, кактого ожидали; она обнаружила значительные адаптивные способности, порождаяспецифически национальные формы модернизации. Подтверждению этой мыслипослужили работы Ф. Риггса, М.Зингера, Д.Левина, К.Гирца, показавших какимобразом традиционные институты и социальные группы, реорганизуясь, эффективноприспосабливаются к изменяющимся условиям.
В 60-70-х гг. продолжается критикаидеи модернизации как с эмпирической точки зрения, поскольку многие ееутверждения противоречили очевидным историческим фактам. Критики указывали наошибочность прямого противопоставления традиции и современности и приводили примерыпреимуществ в некоторых областях. Не только современные общества включают всебя многие традиционные элементы, но и традиционные общества, в свою очередь,нередко обладают такими чертами, которые обычно считаются современными. Крометого, модернизация способна усиливать традицию (С. Хантингтон, З. Бауман).Традиционные символы и формы лидерства могут оказаться жизненно важной частьюценностной системы, на которой основывается модернизация (Дж. Гасфилд). Былапоставлена под сомнение и строгая последовательность стадий модернизации: «Те,что пришли позднее, могут быстро модернизироваться благодаря революционнымсредствам, а также опыту и технологиям, которые они заимствуют у своихпредшественников. Таким образом, весь процесс может быть сокращен. Предположениео строгой последовательности фаз (предварительное состояние, начальная фаза,переход к зрелости и т.п.), которые должны пройти все общества, похожеошибочно» (С. Хантингтон, Д. Белл).[8]
Таким образом, во второй половине80-х гг. окончательно складывается концепция «модернизации в обход модернити» — модернизации, при сохранении национальной культуры без жесткого навязыванияобществу западных ценностей (А. Абдель-Малек, А. Турен, Ш. Эйзенштадт). Какотмечал А. Турен, реальный ход модернизации в последнее время опроверглиберально-рационалистический универсализм, который полагал, что модернизацияпродвигается разумом, наукой, технологией, путем развития системы образования.Но на смену приходит не партикуляризм — «вера в особый путь» для каждой страны,а синтез универсализма и партикуляризма.
Таким образом, теория модернизации с80-х гг. возрождается вновь. Интерес к ней усиливается с распадомкоммунистического блока и переходом их на капиталистический путь развития. Вответ на призыв возродить исследования модернизации (Ш. Эйзенштадт, М. Леви)были выдвинуты «теории неомодернизации» (Э. Тирикьян), «теориипостмодернизации» (Дж. Александер), теории экологической модернизации (Э. Гидденс,У. Бек).
С точки зрения неомодернизации,модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс,узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок,образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику и т.д.
По мнению ученых, постмодернизацияпредусматривает отказ от акцента на экономическую эффективность,бюрократические структуры власти и научный рационализм, которые были характерныдля модернизации, и знаменует переход к более гуманному обществу, гдесамостоятельности, многообразию и самовыражению личности предоставляетсябольшой простор.
Немаловажное место в изучении теориимодернизации имеет теория экологической модернизации, которая зародилась в 80-хгг. и развивается в настоящее время в западной науке в рамкахсоциально-экологической традиции. На постсоветском пространстве данная теория представленаработами О.Яницкого и И.Кулясова. Данная теория ставит целью понять иинтерпретировать, как модернистское индустриальное общество справляется сэкологическим кризисом.
С момента возникновения теориимодернизации в ее рамках попытались объединиться представители самых разныхнаук — социологи, экономисты, этнологи, политологи, социальные психологи,экологи. Именно такой союз позволил этой теории стать весьма влиятельнымнаправлением общественно-теоретической мысли.
Попытаемся выделить рядкритериев модернизации в различных отраслях общественной жизни. В социальнойсфере базовой социальной единицей все в большей степени становится индивид, ане группа. Происходят:
дифференциация – передачаотдельных функций, ранее принадлежавших семье, специализированным социальныминститутам;
формализация – подход ксоциальным институтам как действующим на основе абстрактных и универсальныхзаконов и правил, предполагающий доминирующую позицию науки и экспертов;
разделение сфер частной иобщественной жизни;
ослабление родственныхуз;
рост профессиональнойспециализации;
рост формальногообразования, улучшение качества жизни;
в демографическом плане — снижение рождаемости, увеличение продолжения жизни, рост численности городскогонаселения и сокращение сельского.
В экономической сфере –технологическое развитие, основанное на использовании научного (рационального)знания, появление вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги)секторов хозяйства, углубление общественного и технического разделения труда,развитие рынков товаров, денег и труда, обеспечение устойчивого экономическогороста.
В политической сфере –образование централизованных государств; разделение властей; возрастаниеполитической активности масс; формирование, развитие и распространениесовременных институтов и практик, а также современной политической структуры.
В духовной области происходятизменения в ценностных ориентациях социальных групп, возникает необходимостьосвоения новых ценностей, соответствующих современным реалиям, секуляризацияобразования и распространение грамотности, многообразие течений в философии инауке, религиозный плюрализм, развитие средств распространения информации,приобщение крупных групп населения к достижениям культуры.
Опыт модернизирующихсястран показал, что институты и практики могут как соответствовать современнымзападным моделям, так и отличаться от них. Таким образом, под современнымиполитическими институтами следует понимать не слепок с политических институтовстран развитой демократии, а те политические институты и практики, которые внаибольшей степени способны обеспечивать адекватное реагирование иприспособление политической системы к изменяющимся условиям и вызовамсовременности.
Модернизация современной России непредполагает превращения ее в Запад. Во-первых, потому, что западный путьуникален, он осуществляется в определенном регионе, в конкретно-историческихУсловиях, в специфической социокультурной среде. Во-вторых, потому чтоевразийское “тело” (геополитическое положение культура) отталкивает Россию отЕвропы. Поэтому Россия вынуждена прибегать к частичной модернизации, всегдасохраняющей ее собственную сущность или цивилизационную идентичность. [9]
По мнению В.А. и А.В. Кулинченко процессмодернизации на сегодняшний день неоднозначно упрощается и искажается. Примеромподобного упрощения является сведение модернизации в России к вестернизации,т.е. простому заимствованию западных моделей политического развития. Влитературе получило распространение представление о политической модернизациикак об импортировании новых социальных ролей и политических институтов,сформировавшихся в рамках западных демократий. Модернизация выступает как путьк процветанию, судить о котором в настоящий момент могут лишь сами«процветающие».[10]
Подобные схемы и подходы создаютпреграды для науки, направляя ее по неперспективному пути. В результатеотечественные ученые тратят немало сил и времени на то, чтобы выяснить, почемуу нас «не вполне получаются» демократические преобразования по западныммоделям, в чем именно состоит наше «фатальное» отставание от запада и как егопреодолеть. Вступая в этот путь, исследователи искусственно ограничивают себяанализом проблем нашего действительного (или мнимого) несовершенства, ставяРоссию в ряд стран второй (если не третьей) волны модернизации, котораяосуществляется под жестким контролем со стороны стран-эталонов, в первуюочередь США.[11]
Однако со времен Петра I и понынеРоссия — исторически модернизирующаяся страна и этим при всей цивилизационнойспецифике обусловлена ее тесная связь с Западной Европой и ориентация наиспользование европейских институтов. Поэтому для понимания процессовмодернизации в современной России некоторые ученые предлагают ввести концепт“второй” Европы (В. Федотова).
Географически “вторая” Европавключает в себя Россию, бывшие европейские республики СССР и коммунистическиестраны, а также “евразийскую” Турцию. Все эти страны пытаются догнать “первую”Европу. Теоретически “вторая Европа” — это “второй эшелон” западноевропейскогоразвития. Страны “второй Европы” в социально-экономическом, политическом икультурном смысле не являются Западом. Все они представляют собой осколкираспавшихся в разное время империй. Модернизация России отличается отиндустриальных стран, например, Юго-Восточной и Южной Азии, которая носилаинновационно-мобилизационный характер. В процессе модернизации здесь ставилисьдве цели:
1) войти в мировое сообщество как развитый,конкурентоспособный регион;
2) остаться самими собой, т.е.сохранить свою цивилизационную идентичность.
Сможет ли современная Россия как страна“второй” Европы в ближайшей перспективе стать Западом. Многие ученые сходятсяво мнении, что нет, даже при использовании “силовых” методов “модернизации”.Для этого ей придется изменить свою идентичность и прежде всего социокультурнуюспецифику большинства населения, на что потребуется много времени, а за этотсрок Запад уйдет вперед[12].

Использованная литература
1. Аванесова Г.А.«Культурно-ориентированная модернизация России» // Социально-гуманитарныезнания, 2000, №4, с.42-54
2. Глобализация.Модернизация. Россия (круглый стол) // Политические исследования, 2003, №2,с.34-53
3.  Ермаханова С.А. «Теория модернизации: история и современность» //www.econom.nsc.ru
4. Кулинченко В.А.,Кулинченко А.В. «О духовно-культурных основаниях модернизации России» //Политические исследования, 2003, №2, с.150-157
5. Ланцов С.А.«Теория политической модернизации и становление парламентской демократии вРоссии» // Правоведение, №4-5, 1995.
6. МодернизацияРоссии: научные и образовательные проблемы, — уч. пособие, под ред. Проф. О.Н. Яницкого,М., 2008, 50 с.
7. Побережников И.В.«Модернизация: теоретические и методологические проблемы» // www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB7/poberej.htm
8. Поляков Л.В.«Методология исследования российской модернизации» // Политическиеисследования, 1997, №3, с.5-16
9. Поляков Л.В.,Федотова В.Г. «Россия в зеркале политологии» // www.i-u.ru/biblio/archive/noname_ruzerp/ec1.aspx
10. http://www.ref.by/refs/64/13797/1.html
11. http://www.ref.by/refs/64/34573/1.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат What Is Love?
Реферат Націократичні концепції
Реферат Основы отраслевого менеджмента
Реферат Устройство, работа, неисправности, ремонт сцепления атомобиля КамАЗ
Реферат Food Stamp Letter To Department Of Social
Реферат Виды аренды основных средств и учёт арендных операций
Реферат Німеччина в період Веймарської республіки
Реферат Програми детектори і доктори Комп ютерні віруси Визначення класифікація лікування
Реферат Андреев л. - Жизнь и смерть в художественной концепции рассказа о семи повешенных л. н. андреева
Реферат Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
Реферат Оптимизация отбора оптимальных признаков на основе приме-нения методов моделирования эволюции для задачи распозна-вания текста
Реферат Становление характера Васютки
Реферат Комплексное обеспечение инновационной деятельности
Реферат Артериальная гипертония и атеросклероз сонных артерий: особенности диагностики, течения, принципы хирургической коррекции 14. 01. 05 кардиология 14. 01. 26 сердечно-сосудистая хирургия
Реферат Педагогічні умови оптимізації учбової діяльності молодших школярів