МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯКУЛЬТУРЫ
РЕФЕРАТ
По правоведению
На тему: «Судебная власть вУкраине»
Харьков
2010
План
1. Понятие и системасудебной власти в Украине
2. КонституционныйСуд Украины
а) понятие конституционной юрисдикции
б) состав и порядок формированияКонституционного Суда Украины
в) полномочия Конституционного СудаУкраины
г) порядок работы КонституционногоСуда Украины
3. Система судовобщей юрисдикции
Список литературы
Государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления назаконодательную, исполнительную и судебную. Судебная власть в Украинереализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского,хозяйственного, административного, криминального, а также конституционногосудопроизводства. Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украиныи судами общей юрисдикции. Юрисдикция судов распространяется на всеправоотношения, которые возникают в государстве. Основным регулятором судебнойвласти в Украине являются Конституция Украины и Закон Украины «Осудоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 № 2453-VI
Юрисдикция — правовая сфера, определяющаяполномочия определённого органа государственной власти.
Юрисдикция может делитьсяна подсудность (отнесение того или иного дела или правоотношения к тому илииному суду) и подведомственность (отнесение того или иного правоотношения ктому или иному органу).
Конституционный СудУкраины —единственный орган конституционной юрисдикции в Украине, задачей которогоявляется гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Законагосударства на всей территории Украины.
Начал деятельность поновой Конституции 18 октября 1996 года.Состав
Конституционный СудУкраины состоит из восемнадцати судей — по шесть от Президента, Верховной Радыи съезда судей Украины.ПредседательКонституционного Суда Украины
ПредседательКонституционного Суда Украины избирается на специальном пленарном заседанииКонституционного суда Украины из состава судей Конституционного суда Украинытолько на один трёхлетний срок. Голосование проходит путём тайной подачибюллетеней. Избранным председателем Конституционного суда Украины считаетсякандидат, за которого проголосовало более половины конституционного составасудей Конституционного Суда Украины.
К полномочиямпредседателя Конституционного Суда Украины относятся: организация работы коллегийсудей Конституционного Суда Украины, комиссий и Секретариата Конституционного СудаУкраины; созыв и проведение заседаний, пленарных заседаний Конституционного СудаУкраины; распоряжение бюджетными средствами на содержание и обеспечениедеятельности Конституционного суда Украины в соответствии со сметой, утверждённой Конституционным судомУкраины.Заместителипредседателя Конституционного Суда Украины
Заместителипредседателя Конституционного Суда Украины избираются по предложениюпредседателя в порядке, предусмотренном для избрания председателяКонституционного Суда Украины. Заместители председателя исполняют по поручениямпредседателя Конституционного Суда Украины отдельные его полномочия.Постоянные ивременные комиссии
Постоянные ивременные комиссии — это вспомогательные органы Конституционного Суда Украины.Постоянные комиссии образуются на пленарном заседании с целью организациивнутренней деятельности Суда.
В своюочередь временные комиссии создаются для дополнительного исследования вопросов,связанных с конституционным производством по делу, при участии специалистов всоответствующих отраслях права.КоллегииКонституционного Суда Украины
В составеКонституционного Суда Украины образуются коллегии судей:
— для рассмотрениявопросов об открытии производства в делах по конституционным представлениям;
— для рассмотрениявопросов об открытии производства в делах по конституционным обращениям;
КонституционныйСуд Украины принимает решение с создании коллегий на заседании первого месяцакаждого календарного года. Также наэтом заседании утверждается состав, и назначаются секретари коллегий.
Этивспомогательные структуры рассматривают вопросы относительно открытия илиотказа в открытии производства по делу. Они рассматривают, изучают и исследуютконституционные представления и обращения. Если коллегия усматривает основаниядля открытия производства или отказа в открытии, то принимается соответствующеепостановление.Аппарат КонституционногоСуда Украины
С цельюобеспечения эффективной деятельности Конституционного суда Украины, создается аппарат Конституционного суда Украины,в состав которого входят:
— секретариат;
— служба председателя КонституционногоСуда и его заместителей;
— служба каждого судьи КонституционногоСуда Украины;
— другие подразделения (архив, библиотека, печатный орган («ВестникКонституционного суда Украины»).Порядок формированияСудьяКонституционного Суда
СогласноКонституции Украины судьёй Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на деньназначения достиг возраста 40 лет, имеет высшееюридическое образование и опыт работыпо специальности не менее десяти лет (практическая, научная, педагогическаядеятельность), проживал на Украине на протяжении последних двадцати лет и владеет государственным языком.
СудьяКонституционного суда назначается на девять лет без повторного права бытьназначенным на эту должность.НазначениеПрезидентом Украины
ПрезидентУкраины проводит предварительные консультации с Премьер-министром Украины и Министромюстиции Украины относительнокандидатур на должности судей Конституционного Суда Украины. В случаесогласования предлагаемых кандидатур Президент Украины издает соответствующий указ, который должен быть скреплёнподписями Премьер-министра Украины и Министра юстиции Украины.
В случаепрекращения полномочий судьи Конституционного Суда, назначенного ПрезидентомУкраины, глава государства в месячный срок должен назначить на эту должностьдругое лицо.НазначениеВерховной Радой Украины
ВерховнаяРада Украины назначает судей Конституционного Суда Украины тайным голосованием путем подачи бюллетеней.
Предложенияпо кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Украины вноситПредседатель Верховной Рады Украины, а также может вносить не менее чем 1/4народных депутатов Украины от конституционного составаВерховной Рады Украины; при этом депутат имеет право поставить подпись подпредложением о выдвижении только одной кандидатуры и эти подписи депутатов неотзываются. Соответствующий Комитет Верховной Рады Украины представляетВерховной Раде свои выводы по каждой кандидатуре на должность судьиКонституционного суда Украины, внесённой в установленном порядке.
Назначеннымина должности судей Конституционного Суда Украины считаются кандидаты, набравшиенаибольшее количество голосов депутатов, но более половины голосов депутатов отконституционного состава Верховной Рады Украины.
Еслинесколько кандидатов набрали одинаковое количество голосов и после ихназначения было превышено необходимое для назначения количество судей,относительно этих кандидатов проводится повторное голосование.
В случаепрекращения полномочий судьи Конституционного суда Украины, назначенногоВерховной Радой Украины, Верховная Рада Украины в месячный срок назначаетдругое лицо на эту должность.Назначение съездомсудей Украины
Съезд судейУкраины по предложению делегатов съезда открытым голосованием большинствомголосов присутствующих делегатов съезда определяет кандидатуры на должностисудей Конституционного Суда Украины для включения в бюллетени для тайногоголосования.
Назначеннымна должность судьи Конституционного Суда Украины считается кандидат, врезультате тайного голосования получивший большинство голосов от числаизбранных делегатов съезда судей Украины.
Еслиголосование проводится по кандидатурам, количество которых превышает квоту дляназначения на должности судей Конституционного Суда Украины, назначеннымисчитаются кандидаты, которые при условиях, определенных во второй части этойстатьи, набрали больше голосов, чем другие кандидаты на эти должности.
В случаепрекращения полномочий судьи Конституционного Суда Украины, назначенногосъездом судей Украины, съезд судей Украины в трехмесячный срок назначает другоелицо на эту должность.Начало полномочийсудьи
СудьяКонституционного Суда вступает в должность со дня принесения им присяги, которую он приносит наторжественном заседании Верховной Рады Украины, проходящем при участииПрезидента Украины, Премьер-министра Украины,председателя Верховного суда Украины, не позднее чем через месяц посленазначения судьёй Конституционного Суда.
Текст присягизакреплён в ст. 17 Закона о Конституционном Суде.Полномочия Конституционного Суда Украины
Всоответствии с Конституцией Украины и Законом «О Конституционном судеУкраины», суд принимает решения и даёт заключения по таким делам
— рассмотрение вопросов соответствияКонституции законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актовПрезидента Украины, актов КабинетаМинистров Украины, правовых актов ВерховнойРады Автономной Республики Крым;
— соответствие Конституции действующих международных договоров Украины, или тех международных, которыеотносятся к Верховной Раде Украины для дачи согласия на их обязательность;
— соблюдение конституционной процедурырасследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста впределах, определённых Конституцией;
— издание официальных толкований Конституции и законов Украины.
В компетенциюКонституционного Суда Украины не входят вопросы относительно законности актов органов государственной власти, органоввласти Автономной Республики Крым,органов местного самоуправления и другие вопросы, относящиеся к полномочиям судов общей юрисдикции.
Рассмотрениевопросов о соответствии Конституции Украины происходит, когда в Конституционныйсуд поступит представление от Президента Украины, Верховного суда Украины, Уполномоченного Верховной Рады по правамчеловека или Верховной Рады Автономной Республики Крым.Решения и заключения Конституционного суда являются обязательными к исполнениюна территории Украины, окончательными и не подлегающими обжалованию.
КонституционныйСуд также по обращению Президента или Правительства дает заключения осоответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украиныили тех договоров, которые вносятся в парламент для ратификации.
Субъектамиправа на конституционное обращение по вопросам дачи заключений Конституционнымсудом Украины являются граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридическиелица.
Правовые акты,признанные Конституционным Судом неконституционными полностью или вопределённой части, прекращают своё действие с момента принятия Конституционнымсудом соответствующего решения.
Решения изаключения Конституционного Суда обнародуются на следующий рабочий день послеих подписания и публикуются в «Вестнике Конституционного суда Украины», а такжев других официальных изданиях («Официальный Вестник Украины», «ВедомостиВерховной Рады Украины», «Голос Украины», «Правительственный курьер»).
Материальныйили моральный вред, нанесённый физическими или юридическими лицами актами идействиями, которые были признаны неконституционными, возмещается государством в установленном законодательством Украиныпорядке.Порядок работы Конституционного СудаУкраины
ДеятельностьКонституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права,независимости, коллегиальности, равноправия судей, гласности, полного ивсестороннего рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.
Организация,полномочия и порядок деятельности Конституционного суда Украины определяютсяКонституцией Украины и Законом о Конституционном Суде. Конституционный СудУкраины принимает акты,регламентирующие организацию его внутренней работы (регламентКонституционного суда Украины) в соответствии с Законом о Конституционномсуде.
СудьяКонституционного Суда Украины при отправлении своих обязанностей на пленарномзаседании, на заседании Конституционного суда и в Коллегии судейКонституционного суда Украины должен быть одет в мантию. Судья Конституционного Суда Украиныимеет нагрудный знак, описание и форма которого утверждаются Верховной РадойУкраины.Система судов общей юрисдикции
7 июля 2010 былпринят Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». По смыслуположений этого Закона в Украине фактически вводится полная (сплошная)специализация судов всех уровней, а следовательно, реализуется подход, согласнокоторому все суды Украины являются специализированными. Другими словами, властьотменила суды общей юрисдикции.
Такой подходк реализации принципа специализации системы судов общей юрисдикции неосновывается на конституционных предписаниях. Системный анализ положенийКонституции Украины (254к/96-ВР) свидетельствует, что специализация судовявляется одним из принципов построения системы судов общей юрисдикции, однако приэтом не распространяется на все виды судопроизводства. Это означает, чтоспециализированные суды входят в единую систему судов общей юрисдикции, однаконе означает и не может означать, что эта система состоит исключительно изспециализированных судов.
Учитываяположения Основного Закона (254к/96-ВР) в Украине должны функционировать какобщие, так и специализированные суды. Именно общие суды, которые в любомгосударстве составляют основу судебной системы, должны обеспечиватьрассмотрение подавляющего количества судебных дел. Идея созданияспециализированных судов заключается в необходимости обеспечения рассмотренияконкретных узких специфических категорий дел судями, которые имеютсоответствующую профессиональную подготовку.
Указанноеподтверждается, в частности, положениями части четвертой статьи 127 ОсновногоЗакона Украины (254к/96-ВР), которая предусматривает для судейспециализированных судов обязательное наличие профессиональной подготовки повопросам юрисдикции этих судов, возможность осуществления ими правосудия тольков составе коллегий судей, что, кстати, не нашло своего отражения в Законе(2453-17).
Обискусственности и надуманности предложенного Законом подхода к определениюспециализации судов свидетельствуют его положения, определяющие специализациейрассмотрение судами в пределах одной юрисдикции гражданских и уголовных дел,которые через правовую природу, разные принципы осуществления судопроизводствав уголовном и гражданском процессе существенно отличаются. Вместе с тем,Законом (2453-17) даже не предусматривается обязательность образованияотдельных палат по рассмотрению гражданских и уголовных дел в судахапелляционной инстанции (часть пятая статьи 26 Закона).
Итак,согласно новому Закону в Украины будут функционировать исключительно специализированныесуды. Это не соответствует Конституции.
Списоклитературы
Конституційне право України:Підручник. / За заг. ред. В. Ф. Погорілка. — К.: Наукова Думка; Прецидент, 2006
Фрицький О. Ф. Конституційне правоУкраїни: Підручник. — К.: Юрінком Інтер,2004.
Теорія держави і права: Підручник. /Пер. з рос. Скакун О. Ф. — Харків: Консум, 2006
Конституція України (із змінами ідоп). — К.: Атіка, 2006. Закон України «Про Конституційний Суд України» від 16жовтня 1996 р.