Реферат по предмету "Политология"


Курс лекций по политологии 2

--PAGE_BREAK--
Типы государств и их разновидности

Каждое государство в современном мире отличается от других целым набором специфических черт и характеристик, сложившихся под влиянием его исторической эволюции, степени остроты социальных и этнических конфликтов, международных факторов. При всей разнородности современных государств их можно разделить на два самых общих типа – монархия и республика.

В монархии власть главы государства передается по наследству, не являясь производной от какой-либо другой власти.

Абсолютная монархияхарактеризуется всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Правительство назначается монархом, выполняет его волю и ответственно перед ним. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась лишь в Саудовской Аравии.

При конституционной монархии,существующей в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии, полномочия главы государства строго определены законодательными системами и актами. Власть монарха в конституционных монархиях не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимаются парламентом, правом вето монархи фактически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Монарх – это символ и верховный арбитр нации, стоящий над партийными схватками и обеспечивающий единство страны.

Республика – форма правления, при которой главой государства является выборное и сменяемое лицо, получающее свой ограниченный по времени мандат от представителей органа или непосредственно от избирателей. Различаются президентская и парламентская республики.

Впрезидентской республике глава государства, обладающий широкими полномочиями в системе политического управления, избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Для завоевания президентского мандата политику, как правило, необходима поддержка достаточно влиятельной политической партии. Из состава этой же партии обычно назначаются и члены правительства. Однако большинство в парламенте во время действия президентского мандата могут составлять депутаты от другой партии. Президентская власть – главное звено государственного руководства. Парламент и правовая система обладают значительной независимостью от исполнительной власти. Типичный пример президентской республики – США, где впервые была установлена эта форма правления.

Парламентская республика характеризуется прежде всего тем, что правительство формируется лидером победившей на парламентских выборах партии и несет ответственность перед законодательным органом власти – парламентом. Парламент контролирует деятельность правительства. Глава государства назначает правительство из числа представителей партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте. В целом, хотя полномочия главы государства могут быть достаточно широкими, он занимает по сравнению с президентом в президентской республике относительно скромное место в системе государственного руководства.

Среди республиканских форм правления есть и сочетающие в себе признаки президентской и парламентской республик. Подобным примером может служить Франция. Конституция 1958 г., сохранив атрибуты парламентаризма, значительно усилила президентскую властью.

Территориально-политическая организация государства.

Различают три основные формы территориально-государственного устройства – унитарную, федеративную и конфедеративную.

Унитарное государство обладает следующими основными признаками:

·             единая конституция

·              единая система высших органов государственной власти управления и права

·             единое гражданство

·             единая судебная система

Федерация– форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих  определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство. Исторически федерация для таких стран, как Германия, США, Швейцария, была формой преодоления государственной и политической раздробленности. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами регулируется общегосударственной конституцией. При этом обеспечивается верховенство федеральной конституции и законов, которым должны соответствовать конституции и законы членов федерации. К ведению центрального правительства относятся вопросы обороны, внешней политики, финансового регулирования, установление важнейших налогов, политика в области труда, занятости, социальной защиты населения. Реальное соотношение властных полномочий центра и субъектов федерации определяется исторической практикой государств, сложившимися нормами и традициями, что придает уникальность каждому федеративному образованию.

Конфедерация–постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в ее состав государствами, решения этих органов осуществляется только с согласия институтов власти каждого из членов союза. Единой правовой и налоговой системы в конфедерации не существует, ее финансовые средства складываются из взносов входящих в нее государств. Швейцария, официально именующаяся конфедерацией, реально по своему территориально-политическому устройству принадлежит к числу федераций. Примерами конфедерации могут быть СНГ и ЕЭС.

Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в нем конституцией, выступающей своего рода «общественным договором» между народом и властью. Правовое государство обладает следующими признаками:

·             наличие гражданского общества

·             ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности; ответственность каждого за собственное благополучие

·             всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе органы государственной власти

·             суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета, т.е. народ является конечным источником власти

·             разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства, что не исключает единства их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией

·             приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения, т.е. разрешено все то, что не запрещено законом

·             свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида

Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, обострению социального неравенства.

Конструктивным ответом на несовершенство правового государства явилась теория и практика социального государства.Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Его деятельность направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Социальное государство сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе.

Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Деятельность современного социального государства многогранна. Она включает в себя

·             перераспределение  национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев

·             политика занятости и охраны прав работника на предприятии

·             социальное страхование

·             поддержка семьи и материнства

·             забота о безработных, престарелых, сиротах и инвалидах

·             развитие доступного для всех образования, здравоохранения и культуры

Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречие. Их единство стоит в том, что оба они призваны обеспечить благо индивида. Противоречие проявляется в том, что правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан.

В развитии современных государств наблюдаются две тенденции. Первая – деэтатистская– состоит в активизации гражданского общества, его контроля над государством, расширении влияния на него политических партий и групп интересов, усилении в деятельности некоторых государственных органов самоуправленческих начал. Вторая тенденция – этатистская – проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного органа всего общества. Современное государство активно вмешивается в экономические, социальные и информационные процессы, с помощью налоговой, инвестиционной, кредитной и иной политики стимулирует развитие производства.

В общем объеме государственной деятельности заметно сокращается удельный вес  функции принуждения. В целом же изменения, происходящие в государстве и обществе, не дают никаких оснований говорить об отмирании государства в обозримом будущем, как это утверждают анархизм и марксизм.

Политический режим – это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.

В политической сфере тоталитаризмусоответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия – под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Умаляется роль права, закона.

Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа.

При некотором сходстве с тоталитаризмом авторитаризм допускает размежевание и даже поляризацию сил и интересов. В данном случае не исключаются некоторые элементы демократии –  выборы, парламентская борьба и в определенных пределах инакомыслие и легальная оппозиция. Правда, политические права граждан и общественно-политических организаций сужены, серьезная легальная оппозиция запрещена, политическое поведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано. Центробежные, деструктивные  силы сдерживаются, что создает условия для гармонизации интересов и демократическихреформ.

Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:

·             первобытно-общинная и родо-племенная

·             античная

·             феодально-сословная

·             буржуазная

·             социалистическая

Демократия – это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности. Среди них:

·             равное право граждан на участие в управлении обществом и государством

·             гласность в деятельности властей

·             конституционное оформление государственного строя

·             разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

·             плюрализм политической системы

·             комплекс политических, гражданских, экономических и социальных прав и свобод человека

Эти ценности описывают, конечно, идеальную систему, идеал, который нигде не достигнут. Возможно, он в принципе недостижим. Однако институты по поддержанию демократических ценностей существуют в действительности при всех их недостатках.

Поскольку в буквальном переводе слово «демократия» означает народовластие, постольку именно принцип народовластия является основополагающим. Это находит свое выражение в участии граждан и объединений в решении государственных и общественных дел через их представительные органы.

Демократия: теория и реальность

Неоднозначность в толковании демократии во многом связана с различными подходами к ее пониманию и анализу. С древних времен существуют два главных подхода: нормативный и описательно-эмпирический (дескриптивный).

Нормативный подход предполагает:

·             выстраивание идеальной модели демократии

·             обоснование ее преимущества по сравнению с другими формами правления

·             анализ путей осуществления демократического идеала

Второй, дескриптивный подход, дистанцируясь от идеалов, анализирует демократию в том виде, в котором она существует в действительности. В соответствии с этим  уточняется, а порой и пересматривается теория демократии.

На всем протяжении истории демократические государства различались между собой. Тем не менее они имеют следующие общие черты:

·             признание народа источником власти, сувереном в государстве

·             равноправие граждан как исходное социальное состояние

·             подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении

·             выборность основных органов государства

Важнейший признак демократии – признание народа верховным источником и контролером власти.

Все концепции демократии можно разделить на три группы:

1.           Индивидуалистические (либеральные).

2.           Плюралистические (теории групп).

3.           Коллективистские (тоталитарные).

В своей исторически первой, античной форме демократия явно тяготела к коллективистскоймодели. Коллективистские взгляды на демократию присутствовали и в более поздние времена. Так, идеи Руссо (принцип народного суверенитета, прямого голосования и др.) нашли свое выражение в конституции Франции 1789 г. Особенности теорий «социалистической демократии» проявляются в полном отрицании частной собственности, подмене народа рабочим классом, а также в идее ведущей роли коммунистической партии. Общие черты коллективистских теорий:

·           отрицание автономии личности, рассмотрение ее как составной части целостного организма

·           гомогенность, однородность народа по своему составу

Теории коллективистской демократии оказались неактуальными для современных обществ.

В отличие от  данных теорий, индивидуалистические, либеральныеконцепции выделяют личность из государства. Они уделяют первостепенное внимание созданию институциональных и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью. Наиболее характерные черты этой группы теорий:

·           признание личности первичным источником власти, приоритет прав личности над правами государства

·           ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы

·           невмешательство государства в дела гражданского общества, приоритет общественного рыночного саморегулирования над политическим управлением

·           разделение властей

Такая трактовка демократии небезупречна, так как оправдание и стимулирование имущественной поляризации общества обесценивает права и свободы личности. Они становятся практически трудноосуществимыми для низших слоев населения.

Идею заинтересованности группы как реального творца политики, борьбы за власть и ее осуществление развивает и обосновывает третья группа теорий демократии – плюралистические концепции. Они исходят из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Именно в группе и, следовательно, в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Народ не может выступать главным субъектом политики, так как он является противоречивым образованием, состоящим из конкурирующих в борьбе за власть групп.

Общие черты плюралистических теорий демократии:

·             признание заинтересованной группы центральным элементом демократической политической системы

·             рассмотрение соперничества и баланса групповых интересов как социальной основы демократической власти

·             развитее идеи сдержек и противовесов

·             узаконивание «разумного эгоизма», личного и группового интереса как генератора политики

·             рассмотрение государства как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества

·             утверждение о распылении власти и правящей элиты в современном демократическом государстве

·             трактовка множественных, плюралистичных элит как главного проводника влияния масс на политику

·             забота о формировании демократической культуры как условия цивилизованного характера борьбы интересов

·             поддержка государством социально ущемленных групп и интересов

Плюралистические теории критикуют за идеализацию действительности, недостаточный учет неравного влияния различных социальных слоев и трактовку государства как нейтрального арбитра.

В зависимости от того, кто – народ или его представители – непосредственно осуществляют властные функции, многообразные демократические теории можно разделить на две группы: непосредственной демократии и репрезентативные (представительные).  Теориянепосредственной демократии исходит из того, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. Преимущественно непосредственный характер носила античная демократия, а также демократия в Новгороде и других городах-государствах.

Приблизительно с 60-х гг. XX в. широкое распространение получила теория партипационной демократии (демократии участия). Она   обосновывает необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей и в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в подготовке, принятии,  осуществлении решений и контроле за их реализацией.

Слабым местом непосредственной демократии считается низкая эффективность принимаемых решений из-за недостаточной компетенции масс.

Концепции репрезентативной (представительной) демократии исходят из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Главное в этих концепциях – принцип ответственностина всех уровнях власти и государственного управления. Принцип соучастия граждан оттесняется на второй план, хотя в целом и не отвергается.

Аргументированное обоснование принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении получил в концепциях элитарной демократии. Авторы этих теорий убеждены в том, что реальная власть должна принадлежать политической элите, а массы должны иметь право периодического контроля за ее составом.

К репрезентативным элитарным теориям примыкает корпоративизм. Он рассматривает демократию как преимущественно согласительное, неконкурентное правление руководителей крупных производственных организаций (корпораций) и партий. Корпорации получают право представлять всех работников определенной отрасли. Государство при этом должно исполнять арбитражную роль.

Слабость репрезентативной теории – отстранение народа от власти и преимущественное влияние на нее капитала.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Политическая система общества, структура, механизм функционирования

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.  Она является сложным  образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость  компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.

Любая система имеет следующие характеристики:

·             состоит из многих частей

·             части составляют единое целое

·             система имеет границы

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы  (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования – всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Другой вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативной подсистем. Институциональнаяподсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации. Нормативнаяподсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.Функциональнаяподсистема– это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим). Коммуникативнуюсистему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности.

Основными функциями политической системы являются следующие:

1.           Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.

2.           Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.

3.           Укрепление единства общества.

4.           Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.

5.           Урегулирование конфликтов.

Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода». К функциям «ввода»относятся:

1.           Политическая социализация и привлечение к участию

2.           Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена  между гражданами и государством

3.           Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики

4.           Политическая коммуникация

Функции «вывода»:

1.           Разработка норм-законов

2.           Применение норм

3.           Контроль за соблюдением норм

Политические партии

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия – это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную черту политической истории. В истории партий существует три этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии. Такие организации, которые мы сегодня называем политическими партиями, возникли в Европе и Северных Штатах Америки не ранее начала XIX в. Первоначально партии действовали только в периоды избирательных кампаний, не имея постоянно действующих местных организаций.

Общее, что присуще всем современным политическим партиям и что отличает их от партий начала и первой половины XIX в. – наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которых политическая деятельность является профессией.

Функции партии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе, выражают необходимость решения ею двух групп задач: внутренних и внешних. К внутренним функциям относятся

·             набор членов

·             пополнение партийной кассы

·             регулирование имущественных и других отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии

Осуществление внешних функций предполагает

·             борьбу за завоевание и использование политической власти

·             обеспечение связи масс с государственными структурами

·             отбор и рекрутирование политических лидеров и элит

·             согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса

·             осуществление политической социализации граждан

Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Партии, одержавшие победу на выборах, или сумевшие провести в законодательное собрание своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров.

С точки зрения основания и условий приобретения партийного членства выделяют кадровые, массовые и строго централизованные партии. Кадровые отличаются тем, что партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей, а в основе избирательного процесса лежит политический комитет. Такие партии сориентированы прежде всего на участие профессиональных политиков и элитарные круги, что предопределяет свободное членство в партийные организации. Как правило, кадровые партии активизируют свою деятельность во время выборов, ориентируясь на организацию поддержки электората.

Массовые партии представляют собой централизованные организации с уставным членством. Эти партии более организованны и дисциплинированны. Хотя здесь также важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается идеологии и общности взглядов.

Для строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в ведущее начало. Такие партии обладают строгой дисциплиной своих членов, высокой организованностью действий, почитанием своих вождей. Это прежде всего коммунистические и фашистские партии.

Существуют и другие типологии партий:

·        по принципу преследуемых целей– патронажные, ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, и идеологические, отстаивающие свою идейную чистоту


·        по принципу доминирующих целей и средств –консервативные (традиционалистские) и революционные

·        по принципу целей и политических ориентаций – коммунистические, социал-демократические и либеральные

·        по принципу взаимосвязи партии со своей социальной базой – авангардные (нового типа), парламентские и лейбористские

·        по принципу отношения к правящему режиму – легальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; правящие монопольные и правящие в составе коалиции

Партийные системы выражают устойчивые связи и отношения партий между собой, а также государством и другими политическими институтами. Общепринятой является следующая классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность и многопартийность.

За последние годы в России происходит переход от однопартийной системы к многопартийности.

К настоящему времени сложилось два главных типа избирательной системы – мажоритарная и пропорциональная. Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что депутатские места в каждом округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов.  Все остальные партии, кандидаты которых остались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система бывает различных видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон: относительного или абсолютного. Недостатки этой системы в том, что она не дает представления о реальной расстановке сил в стране и создает предпосылки для доминирования в деятельности депутатов групповых и региональных интересов в ущерб общенациональным.

При пропорциональной системе выборовкаждая партия выдвигаетсвой список кандидатов. При этом распределение мандатов между партиями производится в соответствии с количеством полученных ими голосов избирателей. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Одним из недостатков пропорциональной системы является неизбежное создание многопартийных политических компромиссов.

В Российской Федерации функционируют обе избирательные системы.

Политические элиты и политическое лидерство

Политическая элита – это меньшинство общества, являющееся относительно привилегированной группой, обладающей выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами.

Концепции элитизма появились еще в древности. Они достаточно разнообразны. Первые современные концепции элит возникли в конце XIX – начале XX века.

Г. Моска попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. Он считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным  если не юридически, то фактически. Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев.

В. Парето исходил из того, что миром во все времена должно править избранное меньшинство. Оно  делится на правящую элиту, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Последнюю представляют люди, обладающие характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. Развитие общества происходит посредством чередования, «циркуляции» двух главных типов элит. Первый – это «лисы» – гибкие руководители, использующие методы переговоров, уступок, лести, убеждения и т.п. Второй тип – «львы», жесткие, опирающиеся на силу руководители. Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. 

Р. Михельс особо выделяет организаторские способности и организационные структуры общества, стимулирующие элитарность  и возвышающие управляющий слой. Создание крупных организаций неизменно ведет к их олигархизации и формированию элиты вследствие действия целой цепочки взаимосвязанных факторов.

Современные теории элит.

Макиавеллистская школа признает

·        элитарность любого общества, что вытекает из естественной природы человека и общества.

·        элите свойственны особые психологические качества, связанные с одаренностью и воспитанием

·        групповая сплоченность

·        легитимность элиты, признание массами ее права на политическое руководство

·        структурное постоянство элиты; ее отношения господства неизменны

·        формирование и смена элит в ходе борьбы за власть

Ценностные теории стараются приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных демократических государств. Они имеют ряд установок:

·        элита обладает наиболее высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего государства сферах деятельности

·        господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, поскольку это наиболее продуктивная и инициативная часть населения

·        формирование элиты не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей

·        элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит современной представительной демократии.

Теории демократического элитизма рассматривают руководящий слой не только как группу, обладающими необходимыми для управления качествами, но и как защитницу демократических ценностей. Элиты, согласно данной теории, способны держать часто присущий массам идеологический и политический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

Концепции плюрализма элитбазируются на

·        отрицании элиты как единой, привилегированной и сплоченной группы; влияние каждой из них ограничено специфической для нее областью деятельности

·        с помощью выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. можно ограничить или вообще предотвратить действие закона олигархических тенденций и удержать элиты под влиянием масс

·        конкуренция элит делает возможной подотчетность элит массам; это предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы

·        в современном демократическом обществе власть распылена между многообразными общественными группами и институтами

·        различия между элитой и массой относительны и условны

Леволиберальным концепциямсвойственно признание единой, относительно сплоченной привилегированной властвующей элиты, ее структурного постоянства, группового самосознания  и т.д. Однако внутри правящей элиты существуют сложные иерархические отношения. Сторонники леволиберальной теории элиты обычно отрицают прямую связь экономической элиты с политическими руководителями. Последние согласны с основными принципами существующей рыночной системы и видят в ней оптимальную для своего общества форму социальной организации.

Партократическая теорияэлиты получила реальное воплощение в странах тоталитарного социализма. Ее основополагающие черты:

·        глобальный, мессианский характер политической элиты; ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.

·        всеобъемлющий характер политического руководства всеми сферами общества: экономикой, распределением материальных и духовных благ, решением кадровых вопросов и т.д.

·        происхождение из социальных низов и прежде всего пролетариата как определяющий критерий вхождения в политическую элиту

·        приверженность одной идеологии является гарантией успешного руководства обществом

·        жесткая иерархичность элиты и милитаризация ее внутренних отношений

Идеология как форма политической мысли

Идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть или ее использование. В  связи с этим она добивается подчинения общественного мнения своим целям. Важнейшая черта идеологии, общественного сознания каждого общества – плюрализм. Поэтому идеологию любого общества  нельзя охарактеризовать однозначно. В лучшем случае можно выделить преобладающие в ней взгляды. Важной частью любой идеологии являются политические идеи и концепции.

Функции идеологии:

1.           Овладение общественным сознанием.

2.           Внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего.

3.           Создание позитивного образа предлагаемых ею целей и задач общественного развития.

Любая идеология предполагает дистанцированность от действительности. Официальная идеология приукрашивает действительность. Наибольший утопизм свойственен идеологии оппозиционных сил, ожидающих от власти больше, чем она может дать.

Однако в обществах, кроме тоталитарных, как правило, нет какой-либо одной идеологии. Чаще всего сосуществуют определенные концепции нескольких идеологических направлений.

Одно из них – либерализм. Он сформировался на базе политической философии английских просветителей конца XVII– начала XVIII века. Либерализм связал свободу личности с уважением основополагающих прав человека и с системой частного владения. В основе его концепции – идеалы свободной конкуренции, рынка и предпринимательства. Ведущие идеи либерализма:

1.           Правовое равенство граждан

2.           Договорная природа государства

3.           Равноправие соперничающих в политике профессиональных, экономических, религиозных и политических ассоциаций.

Либерализм с самого начала отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма.

Согласно практике либерализма, главные проблемы общества следующие:

·             допустимость степени и характера государственного вмешательства в частную жизнь индивида

·             совмещение демократии и свободы

·             верность родине и универсальных прав человека

В основе идеи неолиберализма – консенсус управляющих и управляемых. Важнейшее достоинство политической системы он видит в справедливости, а у правительства – в ориентации на моральные принципы и ценности. В отличие от либеральной установки механически определять демократичность политической жизни по большинству, неолиберализм считает необходимыми плюралистические формы организации.

Идеологи консерватизма предпочитают прежнюю систему правления независимо от ее целей и содержания. После французской революции 1789 года консерваторы пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социального устройства. Основные принципы консерватизма:

1.           Преемственность приоритетна перед инновациями.

2.           Незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей.

3.           Иерархичность человеческого сообщества определена свыше.

4.           Незыблемость моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

Сохранение прошлого способно снять напряжение настоящего. В свою очередь, сохранение настоящего – моральный долг по отношению к будущему. Дух индивидуальной свободы разрушает целостность человеческого сообщества.

Однако усиление зависимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия поставило под сомнение многие ценности западной цивилизации. Следствием этого стало появление идей неоконсерватизма. На первом плане у него также приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, уважение права и недоверие к чрезмерной демократизации, крепкий государственный порядок. Однако неоконсерватизм ответственность за сохранение всего этого возлагает на самого индивида. Государство должно быть защищено от социальных перегрузок. Он старается согласовать рациональное отношение к действительности с моральными принципами.

 Идейные истоки социал-демократии берут начало со времен Великой французской революции и идей социалистов-утопистов. При этом главным стимулом утверждения социал-демократии являлось формирование и возрастание в конце XIX – начале XX веков роли и влияния рабочего класса. Социал-демократия первоначально разделяла важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества на началах диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства. Реальная практика заставила руководителей социал-демократии убедиться в бесперспективности революционного перехода от старой общественной системы к новой, необходимости трансформировать, совершенствовать ее. В экономической и политической борьбе той эпохи они убедились, что многие требования рабочего класса можно реализовать мирными средствами, в процессе повседневных и постепенных перемен.

Социал-демократизм считает необходимыми:

1.           Социальный и межгосударственный мир.

2.           Общественную свободу и солидарность.

Социал-демократы выступают за постепенное реформирование буржуазного общества и отказ от классовой борьбы, народовластие, социальную защищенность,  поощрение рабочего самоуправления и социальное партнерство. Оказавшись в ряде стран после второй мировой войны у руля правления или превратившись в серьезную парламентскую силу, европейская социал-демократия добилась внушительных успехов. Социал-демократические партии и поддерживавшие их профсоюзы стали инициаторами многих реформ.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Социал-реформизм как одно из направлений социал-демократии возник в последней четверти XIX века. Его основой считается реформизм в рабочем движении, отрицавший необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата. Лидеры этого идеологического направления  основой  общественных преобразований считали реформы. После Великой Октябрьской социалистической революции и первой мировой войны реформизм превратился в организационно оформленное политическое течение рабочего движения, противостоящее коммунистическим партиям. После второй мировой войны социал-реформизм порвал с марксизмом и провозгласил своей доктриной «демократический социализм».

По мнению приверженцев социал-реформизма (демократического социализма) свобода для самовыражения достижима лишь в том случае, если понимать ее не только как индивидуальную, но и общественную свободу.

Идеи социализма известны с древних времен, теоретическое обоснование получили только в XIX веке. Идеологи социализма сомневались или отрицали значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд. Их заменяют

·             перераспределение доходов

·             политическое регулирование экономических и социальных процессов

·             установление государством норм и принципов социального равенства и справедливости

 Главные прерогативы – у государства, а не у индивида. Согласно идей социализма,  общественное развитие определяется сознательным регулированием, а не эволюцией.

Анархизм – теория и утопический идеал свободного общественного устройства, исключающего господство людей над людьми. Анархизм отрицает политические и общественные порядки принудительного характера, прежде всего государство.  Согласно анархическим идеалам, для общества и его устройства требуются лишь свободное соглашение, свободная ассоциация, свободная федерация. В конце XIX – начале XX веков влияние анархизма в западноевропейских странах было достаточно сильным. В настоящее время его идеи непопулярны.

В рамках анархизма можно выделить четыре направления:

1.      Индивидуализм. В центре внимания – человек как абсолютно свободный и независимый индивид, который с целью «защитить свою свободу» отрицает любые формы государства.

2.      Солидаризм. Заменяет принцип государственной власти и принципом взаимопомощи.

3.      Коллективизм. Капитал, средства производства, земля и учреждения вспомогательного характера становятся собственностью сельскохозяйственных и промышленных рабочих.

4.      Вольный коммунизм. Его теоретики считали важнейшим следствием общественной собственности на средства производства полный отказ от принудительной системы труда.

Родоначальником фашизма является лидер итальянских социалистов Б. Муссолини. В основе его теории – нация и страна. Индивиды и поколения соединяются моральным законом с общими традициями. Они должны подавлять влечение к эгоистическим удовольствиям и строить новую жизнь, основанную на долге и отказе от частных интересов.

В фашистской концепции человек является человеком лишь благодаря духовному процессу, которому он помогает, будучи членом семьи, социальной группы, нации и истории в целом. Нация, воплощенная  в государстве, может существовать лишь в том случае, если она прогрессивна. Бездеятельность – смерть. Война – единственное, что поднимает на высшую ступень всю человеческую энергию.

Объект перестройки фашизма – не только стороны общественной жизни, но и их содержание – человек, его характер и вера. Для достижения этих целей вводится жесткая дисциплина и используется авторитет власти.

В соответствии с национал-социализмом А. Гитлера основные социальные и политические права должны принадлежать народу «арии». Будущее – за «культурно-созидающими расами»: немцами, англичанами, народами Северной Европы. Необходимо ограничить жизненное пространство для этносов, «поддерживающих культуру»: славян, народов Востока и Латинской Америки. Подлежат уничтожению такие «культуроразрушающие народы», как  негры, евреи и цыгане.

Группы интересов (давления) в политике

Понятие «группы давления» пришло из американской политологии. В отличие от политических партий, они не преследуют цель осуществления власти. ограничиваются лишь оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне ее. Группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.

Отдельные индивидуумы и группы предъявляют различные требования лицам, принимающим политические решения. Этот процесс называется артикуляцией интересов. Следующей функцией групп интересов является агрегация интересов, то есть согласование посредством дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Третья функция – интеграция, то есть приближение интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Наконец, четвертая функция групп интересов – это информирование органов, принимающих политические и административные решения.

Существуют разные типы групп интересов. Первый из них – неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы. Характерными чертами таких групп являются:

·             нерегулярность артикуляции интересов

·             отсутствие организованных действий и средств артикуляции

·             недостаток преемственности во внутренней структуре

Второй тип групп интересов – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.

К третьему типу относятся специализированные структуры для артикулирования интересов: профсоюзы, этнические объединения, ассоциации, сформированные из религиозных и гражданских групп. Наиболее влиятельными из этих групп являются профсоюзы.

Особую роль в либерально-демократических странах играют институциональные группы. Они включают в себя политические партии, законодательные органы, армию, бюрократию, церковь.

Группы интересов удовлетворяют следующие общественные потребности:

1.      Передают настроения и требования определенных общественных слоев правительству.

2.      Влияют на законодательный процесс, разрабатывают законопроекты и представляют их на рассмотрение правительств.

3.      Выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские должности, открывая доступ на государственные посты лицам с соответствующим опытом и окружением.

4.      Оказывают поддержку и мобилизуют людей в реализации правительственных программ.

5.      Осуществляют контакт с правительством и способствуют выработке современных и эффективных законов.

Одной из влиятельнейших общественных групп являются профсоюзы. Они созданы на длительную перспективу как объединения лиц наемного труда с целью защиты и улучшения своего экономического и социального положения. С середины XIX века профсоюзы возникали при существовавших в доиндустриальную эпоху объединениях или как вновь образовавшиеся организации. По мере смягчения репрессий со стороны государства они основывались во все более широком масштабе. Так как профсоюзы рассчитаны на длительную перспективу, то в организационном отношении они приближаются к форме бюрократической организации.

Эти организации основываются на индивидуальном членстве и должны решать проблему привлечения новых членов и получения от них взносов и поддержки. В качестве союзов, объединяющих лиц наемного труда, они должны определить интересы в процессе внутренней жизни союза.

Как  организации, являющиеся составной частью изменяющегося общества, профсоюзы должны приспосабливаться к его изменениям. Они могут частично воздействовать и сами на эти изменения с помощью своей политики.

Политический процесс

Политика по своей сути является деятельностью, поэтому она не может не быть процессом. Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. В узком смысле – деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

Политический процесс развертывается в данной стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партиях и общественных движениях. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе  раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.

Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с ее конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления.

Процесс выработки политических решений дает возможность выделить в содержании политического процесса структурные звенья, раскрывающие его внутреннее строение и природу:

1.      Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения.

2.      Выработка и принятие политических решений.

3.      Реализация политических решений.

Политическому процессу присущи

·             переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал

·             сознательных, упорядоченных и стихийных, спонтанных действий масс

·             восходящих и нисходящих тенденций развития

Индивиды и социальные группы, находящиеся внутри определенной политической системы, далеко не одинаково вовлечены в политический процесс. Некоторые безразличны к политике, другие участвуют в ней время от времени, третьи увлечены политической борьбой. Даже среди тех, кто играет активную роль в политических событиях, лишь некоторые азартно стремятся к власти. Можно выделить по степени возрастания активности участия в политическом процессе следующие группы: 1) аполитичная группа, 2) голосующие на выборах, 3) участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций и проводимых ими кампаниях, 4) искатели политической карьеры и политические лидеры.

В настоящее время в политических процессах по сравнению с прошлым более активно участвуют представительные социальные слои и движения, в том числе партии, профсоюзы, армия, студенчество и молодежь, национальные организации, конфессии, группы поддержки и давления, творческие союзы.

На политические процессы внутри отдельных стран оказывают значительное воздействие внешний фактор, вся совокупность экономических, политических, военно-стратегических и других реалий международного характера. Поэтому можно сказать, что политические процессы бывают двух видов: внешнеполитические и внутриполитические. С точки зрения системных качеств организации политической власти они различаются на два крупных класса:

демократические,где сочетаются  различные формы прямого и представительного народовластия 

недемократические, внутреннее разнообразие которых определяется нахождением у власти теократических или военных группировок, авторитарных лидеров или монархов, партий того или иного типа.

С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций можно выделить

·        открытый политический процесс, в котором политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений и т.д.

·        скрытый (теневой) политический процесс, который базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти.

Политическое развитие и кризисы политического развития

Современный исторический период характеризуется наиболее глубоким и всесторонним кризисом тоталитарных и авторитарных политических режимов в различных районах мира. Для того, чтобы оценить эти неоднозначные изменения, происходящие в политических системах, необходима теоретическая основа для сравнительного анализа, способного обобщить широчайшее   разнообразие систем. В частности, важно определить, когда реформы становятся необратимыми и каковы могут быть меры, способные остановить крах общества. Поиск решения этих проблем вызывает рост интереса к различным концепциям политического развития, стремящимся объяснить источники, характер и направление политических изменений на пути от авторитаризма к демократии.

Страна становится более политически развитой, если ее политическая система изменяется в направлении более выраженной

·             артикуляции интересов социальных групп (посредством добровольных ассоциаций)

·             лучшей агрегации интересов (с помощью политических партий)

·             результативной политической социализации (через расширение средств массовой коммуникации)

Таким образом, политическое развитие – это возрастание способности политической системы постоянно и успешно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для эффективного диалога между правительством и населением.

Одним из свойств политического развития является рационализация, т.е. функциональная дифференциация политических институтов. Оценка их деятельности базируется на критерии результативности.

Характеристика общесистемных свойств политического развития включает также национальную интеграцию.  Для любого политического сообщества важна проблема национальной идентичности и четкого определения национальной основы.

В результате социальной мобилизации, т.е. быстрых количественных и качественных изменений социального положения больших масс населения (урбанизации, образовательного и профессионального роста), люди активнее вовлекаются в политический процесс и предъявляют новые требования к власти.

Основную роль в концепциях политического развития играет теория политической модернизации. Политическая модернизация  означаетсоциальную мобилизацию и политическое участие. Речь идет о модели глобального процесса цивилизации, суть которого заключается в переходе от традиционного общества к современному, т.е. рациональному в результате научно-технического прогресса.

Выделяются два типа модернизации:

1.           Оригинальная, спонтанная модернизация. Характерна для стран, переживших переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов (Англия, США).

2.           Вторичная, отраженная модернизация. Характерна для стран, отставшим в своем развитии и пытающихся догнать передовые страны за счет широкого использования их опыта.

Модернизация требует высокоцентрализованных политических институтов. Институализация – это процесс, в котором организации и методы действия приобретают стабильность, т.е. способность осуществлять изменения без собственного разрушения. Ее уровень определяется следующими свойствами входящих в политическую систему организаций:

1.           Адаптируемость – это способность приспосабливаться к постоянным изменениям в политических требованиях.

2.           Сложность – разнообразие подразделений внутри организации, их иерархичность и функциональность.

3.           Автономность – самостоятельность политических организаций по отношению к социальным группам и другим организациям.

4.           Согласованность – сочетаемость функций и целей политических организаций, прежде всего связанных согласием относительно правил политических действий.

Политическое развитие России на протяжении веков отличалось тремя существенными особенностями:

·            решающей ролью государства в реформировании всей общественной системы

·            расколом российской культуры со времен Петра I на аристократическую и народную.

·            последовательной сменой реформ и контрреформ

Перспективы политической модернизации будут определяться способностью политического режима решить проблемы, имеющих как общий, так и специфический российский характер.

Вступление на путь модернизации приводит к росту технократических требований к экономике, технологии и принципам эффективности. Источник кризисного состояния вытекает из разрыва между социальными изменениями и политической институализацией. Одновременно может возникнуть разрыв между системой общественных ценностей и нарождающимися изменениями. При этом возможен рост неудовлетворенности от несоответствия между ожидаемыми благами и реальными последствиями политических решений. В результате возникают пять кризисов политического развития:

1) идентичности, или кризис политической культуры

2) легитимности, или развал конституционных структур

3) участия, или создание правящей элитой искусственных препятствий для включения в политическую жизнь претендующих на власть групп

4) проникновения, или снижение способности государственного управления руководить в различных частях социального пространства

5) распределения, или неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределения.

В этом случае происходит отчуждение значительной части общества от политического режима.

Политическая культура общества

Политическая культура – часть духовной культуры народа и включает те элементы последней, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Она тесно связана с представлениями о мире политики и политического, его законах и особенностях их функционирования. Обществу с развитой политической культурой присущи такие признаки, как гласность и плюрализм, высокая политическая культура личности, политическая активность людей. Последняя проявляется в их «включенности» в процесс реализации власти, в управление государственными и общественными делами, в осуществление гражданских прав и обязанностей.

Самые разумные законы и реформы без учета человеческого фактора исторически сложившегося социума обречены. Политическую культуру определенной страны можно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как часть общенациональной культуры. Поэтому в современной политологии утвердилась классификация политических  культур по цивилизационному признаку – в соответствии с типом той цивилизации, к которой принадлежат данный народ и страна. Таких типов выделяют пять:

·        конфуцианско-буддийская

·        индо-буддийская

·        исламская

·        западная

·        православно-славянская

Политическая культура выполняет в обществе целый ряд важных функций:

1.      Когнитивная (накапливает политические знания).

2.      Эмоциональная (формирует политические чувства).

3.      Оценочная (политические ценности и идеалы лежат в основе политических оценок).

4.      Регулятивная (регулирует политическое поведение).

5.      Коммуникативная (культура лежит в основе политического общения).

6.      Интегративная (объединяет людей через систему ценностей).

Политическая культура оказывает влияние  на формы, функционирование и развитие государства и политических институтов, задает направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Культура политическая сосуществует с экономической и религиозной культурой.

Основные элементы политической культуры:

1.           Политические традиции.

2.           Идеи, концепции и убеждения о взаимоотношении различных общественно-политических институтов.

3.           Ориентации и установки людей в отношении существующей политической системы в целом.

То есть политическая культура является ценностно-нормативной системой, которую разделяет большинство населения. В системе ценностей и установок политической культуры центральное место занимают те, которые способствуют формированию и сохранению политической системы.

Связующими элементами политической культуры являются национально-государственные символы и идеалы. Символ – это художественный образ, воплощающий в себе какую-либо идею. К ним относятся флаги, гербы, гимны, конституции, праздники, денежные знаки.

Приобщенность к политике – важнейшая характеристика политической культуры современного российского общества. В России сегодня остро стоит вопрос о совершенствовании системы управления всеми сферами жизнедеятельности людей, и политической в частности.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.