Коррупция какугроза национальной безопасности
Масштабы коррупции как вРоссии, так и в других странах мира, степень негативного влияния на развитиенациональных экономик требуют новой оценки данного феномена. Речь идет уже необ отдельных фактах воздействия на принятие управленческого решения посредствомподкупа чиновников, но о складывающейся системе, которая является серьезнымвызовом национальной и экономической безопасности стран, в том числе и в первуюочередь России. Коррупция начинает всерьез влиять на снижение темповэкономического роста, снижение потенциала институтов гражданского общества,нарушение прав человека, оказывает другие негативные воздействия, о которыхпойдет речь в данной статье.
Гигантские ресурсы Россииявляются тем «магнитом», который притягивает различные силы как внутри страны,так и за рубежом, включая интересы ТНК и МНК, государственных образований,использующих все имеющиеся в их распоряжении ресурсов – воздействие черезправительственные структуры и на дипломатическом уровне (включая оценку икритику тех или иных решений российского руководства), специальные службы,организованные преступные сообщества (в том числе международные),террористические организации, банковские структуры, некоммерческие инеправительственные организации, субъектов криминальной и теневой экономики ит.д. Попытки различными способами воздействовать на принятие управленческихрешений государственными структурами России различного уровня начинают обретатьв том числе скоординированный характер, что особенно тревожно в условияхпредстоящих выборов 2007-2008 годов, когда появляется возможность не простовоздействовать на чиновников, но и предпринять попытку проведения в органыгосударственной власти и управления представителей тех или иных финансово-экономическихгрупп, причем, используя не столько политический ресурс типа «оранжевыхреволюций», но в первую очередь, используя финансовое лоббирование своихпредставителей, создавая организованные преступные группы по функционированиюсистемы «отката» в сфере расходования бюджетных средств, что также являетсяэлементом закамуфлированной коррупции.
Причем, вред от коррупциитакого качества выражается в нескольких крупных измерениях: принятие выгодногоконкретных людям, организациям или государствам решений, невыгодных России;отток денежных средств за рубеж; неконтролируемое повышения спроса впотребительских секторах экономики, как следствие – рост цен в различныхсекторах экономики и инфляция; усиление без того сильного социальногорасслоения; дискредитация государственной власти в глазах российских граждан.
В этой связи анализнового качества коррупции как социально-экономического явления, выработкамеханизмов противостояния этому феномену становится жизненно важным дляроссийского государства.
Первым важным шагомстановится уточнение понятий, квалификация данного вида преступления вэкономической сфере, уяснение природы данного явления. Его сущностью являетсяслияние криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ,террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами ипредставителями органов государственной власти и управления, то естьформирование качественно нового типа преступных сообществ.
Основным источниковкоррупции является формирование конкретных хозяйствующим субъектом сверхприбылидля взяток («откатов»). Вторым источником – привлечение средств из-за рубежа.
Внутри странысверхприбыль образуется в ряде криминальных сфере (наркоторговля, торговлялюдьми, торговля контрафактной продукцией, контрабанда, нелегальноепроизводство и торговля алкогольной продукций и т.д.) а также в процессехозяйственной деятельности, в том числе выполняемой на основе бюджетногофинансирования (как на этапе формирования госзаказа, так и на этапе прохожденияденежных средств на выполнение госзаказа, программы инвестиций). Сверхприбыли вхозяйственной сфере, как правило, могут быть получены от завышения стоимостивыполняемой работы, стоимости используемых материалов, услуг, товаров (как вслучае с Фондом обязательного медицинского страхования), а также в результатеснижения расходов посредством различных операций (безналоговые зарплаты вконвертах, низкооплачиваемые работники-иммигранты, неуплата налогов, снижениенакладных расходов, размеров оплаты аренды, стоимости земельных участков ит.д.). Значительную роль в завышении стоимости работ играют также «услуги» контрольно-надзорныхорганов, которые используют свои функции согласования как способкоммерциализации деятельности.
Инструментом реализациипреступных схем является банковская сфера, а также неправительственные инекоммерческие организации, которые, однако, являются лишь элементом схемыорганизации «криминального транзита», в том числе бюджетных средств, финансовым(платежно-расчетным) инструментом слияния потенциала теневой экономики,организованной преступности, международных коммерческих организаций, коррупциии подкупа должностных лиц.
Поэтому первым важнымвопросом в этом процессе является уверенность исполнителей (криминальных либонекриминальных, в том числе работающих в сфере госзаказа) в получении будущихсверхприбылей и авансирования ими собственных денежных средств на взятки иоткаты на этапах предварительного формирования госзаказа, выделения ипрохождения финансовых ресурсов.
Второй важный вопрос:общая экономическая ситуация, в которой существуют огромный социальный разрывмежду слоями населения и регионами, создающий финансовое давление на явно болеебедную бюджетную сферу (чиновник не может дать взятку чиновнику за счетсобственной зарплаты, не получив ее прежде из коммерческой структуры).
Третий важный вопрос:существование «закрытых» сегментов экономики, организованных как корпоративные,часто монопольные структуры, в том числе в сфере электроэнергетики, нефти игаза, коммуникации, информационных ресурсов, «методик МЭРТа» и т.д. Банковскийсектор экономики, в отличие от названных, является наиболее прозрачным. Болеетого, банкам и их руководителям откатные деньги не достаются, а часто и ненужны и они оказываются в роли «транзитного ресурса», который можно использовать,поощрять либо уничтожать и отстреливать, выставлять крайними в коррупционныхдела. Банки в лучшем случае берут «процент за обналичку». «Откатные» средства впервую очередь возвращаются в бюджетные сферы, а также уходят на конкретныепредприятия, являющиеся исполнителями заказов. Это проблема общего состоянияэкономики, в которой банковская деятельность в настоящее время может бытьиспользована в большей мере как инструмент контроля денежных потоков.
В этой связи цель борьбыс коррупцией – разрушение ее финансового потенциала в виде организованнойпреступности, теневой экономики, международных хозяйствующих субъектов.
Задача: пресечениерасхищения бюджетных средств путем разрушения системы «криминального транзита»и «криминального консенсуса» в системе бюджет-госчиновники-теневаяэкономика-оргпреступность.
Предлагаемый комплексмер:
· осуществитьмобилизацию политической воли для реализации национально-государственныхинтересов в части защиты бюджетных расходов;
· в сфере«идеологии права» приравнять бюджетные хищения к идеологии терроризма,легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, деятельностиорганизованных преступных сообществ, отойдя от «щадящих» форм юридическойоценки, таких как «нецелевое использование бюджетных средств» и «хищение».Данный феномен необходимо рассматривать как «криминализацию бюджетных средств вособо крупных размерах с последующим отмыванием». Это требует корректировкинорм права об организованной преступности, о коррупции, о терроризме, о бюджетеи т.д.;
· в части оценкидействительной стоимости произведенных затрат: сформировать институтгосударственной экспертизы стоимости работ, товаров, услуг, используемыхматериалов, стоимости иных ресурсов, а также профильные управления в рамкахправительственных структур (строительные, информационные, спецоборудования ит.д., в том числе внутриведомственные, включая МВД);
· в частисовершенствования законодательства об экономической деятельности хозяйствующихсубъектов: законодательно установить, что прибыль предприятия, выполняющегозаказ, не должна превышать установленного законом уровня прибыли (сверхустановленного уровня прибыль отчисляется в бюджет). Такой подход лишитполучения сверхприбыли и, соответственно, источников для дачи взяток;
· в части контроляи использования бюджетных средств: вменить в обязанность осуществлять контрольза освоением средств по инвестиционным проектам на государственные банки, какэто осуществлялось во времена СССР; унифицировать банковские процентные ставкина каждой стадии банковских проводок (РКЦ-транзитные банки, транзитные банки, коммерческиебанки); отсекать участие в проводках бюджетных средств «банков-однодневок».
В целом данная проблематребует глубокой научной проработки. Требуется комплексная системавзаимосвязанных мер профилактики социально-экономических условий, контроляпосредством банков (взамен контроля банков), изменений в нормативной правовойбазе с категориальным закреплением и законодательным оформлением новых видовпреступлений, осуществление профилактики и предупреждениякриминально-коррупционного кругооборота, проведение специальных операцийправоохранительных органов с целью разрушения системы криминального транзитабюджетных денежных средств, внесение изменений в законодательстве об ОРД.
Академия экономическойбезопасности предлагает организовать рабочую группу по разработке такойконцепции, которая могла бы стать основанием для систематической борьбы сданным феноменом.
коррупцияроссия противостояние источники