Реферат по предмету "Педагогика"


Степень готовности ребенка к обучению

Содержание
Введение
Сложность определениястепени готовности ребёнка к обучению в школе
Условия формированияготовности к обучению
Заключение
Список литературы

 Введение
В настоящеевремя в мире отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями вразвитии, обусловленными негативными изменениями среды жизнедеятельностичеловека. Среди них выделяется группа детей, у которых при сохранноминтеллекте, слухе и зрении наблюдаются нарушения коммуникативной функции речи,проявляющиеся, в частности, в заикании, которое может быть квалифицированно какслабо выраженное отклонение в речевом развитии. Большинство этих детейпоступает в общеобразовательную школу, где сталкиваются с рядом трудностейучебного и личностного характера.
Впедагогической практике ДОУ прямой перенос методических подходов, рекомендуемыхдля детей с нормальным развитием, к детям с речевыми отклонениями оказываетсянеэффективным. Отсутствие специально разработанных методических рекомендацийдля педагогов приводит к тому, что у обозначенной группы детей недостаточносформированы предпосылки к полноценной учебной деятельности, что становитсяодной из причин дискомфорта, неуверенности в себе и, как следствие, нередкоотставание в учебной деятельности.
Сокращениесроков пребывания ребенка в дошкольном учреждении наиболее серьезно отражаетсяна процессе подготовки к школьному обучению детей с тяжелыми нарушениями речи,так как усвоение морфологических обобщений в дошкольном возрасте являетсянеобходимым условием для подготовки детей к изучению русского языка какучебного предмета и средства овладения другими учебными дисциплинами.
Налицо противоречие между социальной актуальностью ипедагогической неразработанностью проблемы развития произвольности общения какважнейшего компонента готовности к школьному обучению детей с заиканием
Такимобразом в рамках общепедагогических проблем остро встает проблема эффективной ицеленаправленной подготовки детей со слабо выраженными отклонениями в развитииречи к обучению в общеобразовательной школе.

 Сложностьопределения степени готовности ребёнка к обучению в школе
Хотя в науке нет единого подхода к формированию готовности исообразно этому развитию коммуникабельности у детей с заиканием, общим являетсяопределение значения произвольности общения как для развития детей, так и длякоррекции дефекта речи.
Сторонники первого направления определяют готовность к школе посформированности у дошкольников учебных навыков: читать, писать, рассказыватьстихи, считать, решать задачи и т.п. Однако, эти умения еще не гарантируютготовность к школьному обучению. Исследования российских психологов показалинесостоятельность этого направления, так как при констатации уровня освоенияконкретных учебных навыков не учитывается весь спектр вопросов, связанных сактуальным и потенциальным психическим развитием ребенка, его соответствиемпсихологическому возрасту, возможным отставанием или опережением — то естьданное направление не позволяет прогнозировать качество, темп, особенностиусвоения знаний и развитие конкретного ребенка в младших классах школы.
Представляется более продуктивным другое направление решения проблемыготовности детей к школе. При разнообразии конкретных средств, тестов, методови процедур, используемых педагогами и психологами для определения готовности кшколе, их объединяет общее теоретическое представление, о том, что готовность кшколе есть результат общего психического развития ребенка на протяжении всейего дошкольной жизни.
Различия научно-исследовательских подходов к решению проблемыготовности определяются тем, что в контексте общего единодушия о ролипсихического развития в дошкольном детстве разные авторы выделяют в качествеведущих весьма разнообразный спектр факторов и характеристик психической сферыдошкольника.
Г.Г. Кравцов, изучавший формирование личности дошкольника имладшего школьника в процессе обучения, отмечает, что при наличии различныхподходов к данной проблеме, получается, что приходящий в школу ребенок, видеале должен обладать таким количеством знаний, умений, навыков, способностейи качеств, что возникает естественный вопрос: а что из этого абсолютнонеобходимо, а что второстепенно? Исследования Г.Г. Кравцова показали, чтопопытки иерархизации показателей психологической готовности к школе частоотталкиваются от внешних данных, а не от тех психологических изменений, которыедолжны возникнуть у ребенка в результате перехода к школьному обучению.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзяупускать из виду, чтобы учебно-познавательная деятельность осуществляласьуспешно.Условия формирования готовности к обучению
Одним из основных компонентов готовности к школьному обучениюявляется произвольность общения со взрослым, со сверстниками и адекватноеотношение к самому себе. Недостаточная готовность к систематическому обучению вобщеобразовательной школе у детей с незначительными отклонениями в речевомразвитии приводит к дискомфорту и усугублелению речевого дефекта.
Своеобразие произвольности общения со взрослым, со сверстниками иотношения к самому себе, характеризующееся вариативностью проявлений, восновном выражаются в недостаточной коммуникативной компетентности у детейисследуемой группы.
К педагогическим условиям формирования готовности к школьномуобучению дошкольников с заиканием относятся такие формы, методы и содержаниезанятий, которые способствуют развитию произвольного общения. Отсутствиекомплекса специальных педагогических условий не только замедляет формированиеготовности к школьному обучению детей данной группы, но и является одним иззначимых факторов, препятствующих коррекции речевого дефекта.
Организация коммуникативно-развивающих занятий, основанных напринципах игрового моделирования и коммуникативно-ориентированного обучения,оптимизирует процесс подготовки детей с незначительными речевыми отклонениями кполноценному школьному обучению и способствует коррекции дефекта речи.Формирование готовности к школьному обучению и коррекция речевого дефектаневозможны без учета специфики ведущей деятельности дошкольного возраста —игровой. Коммуникативно-развивающие игровые ситуации — это разнообразныеварианты одной конкретной режиссерской игры. Ситуации отличаются друг от другатем, что, во-первых, ребенок имеет возможность занимать разные покоммуникативной нагрузке ролевые позиции; во-вторых, разные ролевые позициипредполагают разное содержание и виды общения.
Для вступления заикающегося ребенка в игру необходим социальнозначимый мотив. Под социально значимым мотивом мы понимаем стремлениеразвернуть общую игру или создать совместную деятельность.
Дети 6-7 летнего возраста даже с незначительными отклонениями вречевом развитии в отличие от нормально развивающихся сверстников испытываютярко выраженные трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.Если у детей, не имеющих коммуникативных отклонений, происходит спонтанноеформирование произвольности общения в рамках дошкольного возраста,обеспечивающее полноценную речевую деятельность в классе, то у детей даже снезначительными отклонениями в речевом развитии произвольность общенияоказывается недостаточно сформированной, что снижает эффективностькоррекционного процесса и препятствует успешному обучению вследствие низкогоуровня готовности к нему.
Недостаточность произвольности в общении у детей с незначительнымиотклонениями в речевом развитии проявляется вариативно: в одних случаяхпреобладают трудности произвольности общения со взрослым; в других случаях — сосверстниками.
Заключение
На рубежедошкольного и младшего школьного возраста у детей появляются новые формыобщения с окружающими — со взрослыми и сверстниками, и постепенно изменяетсяотношение к самому себе. Основной чертой этих новых форм общения является произвольность.Другая особенность этих форм и видов общения связана с тем, что онидетерминированы не наличной ситуацией, а ее контекстом. Это означает, чтосиюминутные и непосредственные желания и ситуативные взаимоотношения ребенкаподчиняются логике и правилам всей ситуации как некой целостности. Именно этиформы общения, непосредственно связаны с компонентами ведущей деятельностинового возрастного периода, именно они обеспечивают ребенку безболезненныйпереход к новому статусу младшего школьника и создают условия для осуществленияу него полноценной учебной деятельности.
Полноценная учебная деятельность возможна лишь при достаточновысоком уровне развития речи. Высокий уровень развития речи предполагаетопределенную степень сформированности не только средств языка, но также уменийи навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях, общения.Элементарные формы общения в наглядной ситуации доступны каждому ребенку. Онине требуют особых усилий и совершаются с полной непосредственностью речевогоповедения. Но дети, с небольшими отклонениями в речевом развитии испытываютопределенные трудности в усвоении учебной программы.
Отсутствие комплекса специальных педагогических условий для детейс заиканием (в ДОУ и в дошкольных учреждениях специализированного вида)затрудняет коррекцию дефекта речи и не создает предпосылок к полноценномуобучению, то есть не формирует коммуникативную и личностную готовность к школе.
Список литературы
1.        Боровских Л.А. Развитие творческихспособностей в коррекционно-развивающем обучении заикающихся детей //Вопросыпсихологии творчества — № 2.— 1998. —Саратов.-С. 58-61.
2.        К проблеме интеграции детей с речевыми нарушениями в массовомобучении.// Материалы междисциплинарной научной конференции аспирантов исоискателей АПК и ПРО, апрель 1998 г. — М., 1999.-Ч.1. — С.7-11.
3.        Мершон Б.Л., Орлова А.А. Из опыта проведения практических работ напредметных уроках в 3 классе вспомогательной школы // Специальная школа. –1965.–вып.1.- С.55-62


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.