Реферат по предмету "Педагогика"


Проблемы патриотического воспитания современной молодежи

Проблемыпатриотического воспитания современной молодежи
За последнее время вроссийском обществе значительно усилились националистические настроения. Вмолодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношениек взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела»преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательнойсреды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жесткихусловиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение,представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойнымигражданами нашей страны.
В настоящее время вбольшей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными ирелигиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционныеосновы воспитания и образования подменяются «более современными», западными:христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогикауважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистическойличности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью иудовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западнойпсихологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительныминтересом к иностранным языкам и иностранным традициям» [6, т.2, с. 543].
Многие ученые отмечают,что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей иориентиров утрачена, а новые – пока не выработаны. В свою очередь,распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур(готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы,агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество [6, т.2, с.543].
Отсюда одним из острыхвопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Бытьпатриотом – естественная потребность людей, удовлетворение которой выступаеткак условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистическогообраза жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовнойпринадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития всовременном мире.
Понимание патриотизмаимеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже уПлатона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В болееразработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается втрудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.
Идеяпатриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врагауже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях СергияРадонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формированияединого государства патриотические идеи обретают материальную основу истановятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшимнаправлением в деятельности государственных и общественных институтов [1, с.10].
Многие мыслители ипедагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностногостановления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так,например, К.Д. Ушинский считал,что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучимпедагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека безлюбви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека имогущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными иродовыми наклонностями» [8, т. 2, с. 160].
И.А.Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающейих среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа.Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда запорогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной,предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет своюсилу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойногобыта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося,испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голоссовести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарногосмысла» [4, с. 218].
В толковом словаре В.И.Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его,отчизнолюб, отечественник или отчизник» [3, т. 3, с.24]. Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своемуОтечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. ВПедагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определениепатриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Сэтими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяетсяего нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своихобязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетельпатриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [5, с. 185].
Патриотизм– это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется внароде при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный всвоей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служениеОтечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальнымчувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству,преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовностиего защищать. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленныхвеками борьбы за свободу и независимость родины.
Патриотизмявляется элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровнеобщественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная игосударственная идея единства и неповторимости данного народа, котораяформируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждойконкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживаетсякак любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять иулучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составныхэлементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношениеличности к Отечеству, к Родине, к народу.
А.Н.Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм — это не движение противчего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек.Патриотизм — это, прежде всего, состояние духа, души [1, с. 48-49]. Отсюда, помнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественныйсоциокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностьюявляется человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самогочеловека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все временазанимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всехважнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике,экологии и т.д. Патриотизм – составная часть национальной идеи России,неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Онвсегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа,как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [1, с. 10].
Истинный патриотизм посвоей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам истранам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культуроймежнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональныхотношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическомединстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, котороевключает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к нейлюбви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовнойсвязи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими деламиукреплять могущество и независимость» [9].
Таким образом,патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человекродился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу обинтересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание еечести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявлениегражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные,экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны;гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительноеотношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям итрадициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее,выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могуществаи расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е.истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целогокомплекса позитивных качеств. Основой этого развития являютсядуховно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает вединстве духовности, гражданственности и социальной активности личности,осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Основнымифункциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются:«сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводствапатриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортностижизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защитыгосударственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификацииличности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя впространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретногоколлектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической иэкономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования вжизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидациироссийского общества» [1, с. 46-47].
Принципыпатриотизма — одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований,в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующегов современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования,касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересовчеловека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе,государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат воснове частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служаткритериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.
Принципыпатриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основыкультуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе историческогоразвития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н.Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят: национально-идеологические,общественно-государственные, социально-педагогические [1, с.49-51].
Природа, родители,родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определениюА.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе котороголежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, котораяобусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей,детей, Родину, место своего рождения» [2, с.119].
Патриотическоевоспитание – формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческихкачеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, встремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа,своей национальной культуры, своей земли [7, с.24-25]. Общая цель патриотическоговоспитания, по мнению Г.К. Селевко [6, т. 2, с. 542],– воспитывать у подрастающего поколения любовь к Родине, гордость за своюОтчизну, готовность способствовать ее процветанию и защищать в случаенеобходимости. Патриотизм проявляется в детском возрасте, развивается иобогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни. Высшийуровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальнойдеятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и наоснове демократических принципов развития гражданского общества.
Патриотическоевоспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активныйсозидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к историиОтечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви кмалой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины;изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна изкраеугольных задач современного образовательного учреждения.
Решаяпроблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать своиусилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественнойжизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностьюсовременного патриотического воспитания является увеличение значениярегионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие путиэффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержаниягуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание моделиобразовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализациятуристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшееразвитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видовкраеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участиепедагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотическихакциях, в сборе материала по истории родного края» [6, т. 2, с 542-543].
Чтобы сформировать умолодого поколения осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему ибудущему, развить патриотические качества и национальное самосознание учащихся,развить и углубить их знания об истории и культуре родного края, о подвигахдедов и прадедов в деле защиты Родины, преподавателю необходимо обладать такимикачествами, как высокая культура, нравственность, гражданственность, являтьсяпатриотом своей страны, любить и уважать свой родной край.
Накануне празднования65 годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы провели анкетированиесреди бывших школьников – студентов 1-2 курса Рязанского государственногорадиотехнического университета. Результаты анкетирования показали, что не увсех учащихся сформированы патриотические качества. Они знают о подвигах своихдедов и прадедов, но мало интересуются историческими событиями прошлого. Малокто смотрел патриотические передачи, посвященные 65-годовщине Победы в ВеликойОтечественной войне. На наш взгляд, преподавателям необходимо активнеевключиться в работу по формированию чувств патриотизма средствами различныхпредметов.
Следует отметить, чтопатриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальнойактивности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется подвлиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации подрастающегопоколения, однако главную роль при этом играет воспитание. Ведь оно всегдаоказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, наблагополучие целого общества. При этом следует учитывать, что главным творцомвоспитательной системы является сам народ.
ВырщиковА.Н., Кусмарцев М.Б. отмечают, что «значение патриотизма в начале третьеготысячелетия заключается в том, что он выступает как мощный мобилизационныйресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующийэнергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития навысокую самоотдачу ради достижения общей цели – сохранения и развития России,стремления сохранить и способствовать развитию государственности,социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей.
Условияналичия патриотизма – возможность репродукции семьи, этноса, народа,национальности, наличие перспективы общества, энергетический, духовно-нравственный,социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества,государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества.Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемлениеестественной жизни этноса, нации, народа» [1, с. 51].
Итак, подводя итоги,хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотическоговоспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участиесама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить,знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действиямолодежи в нужное русло должно как государство, так семья, школа и вуз. И ихосновная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национальногосамосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

Литература
патриотизмвоспитание личность сознание
1. Вырщиков А.Н.,Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российскомобществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
2. Вырщиков А.Н.,Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма.Научно-популярное издание. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 119 с.
3. Даль В.И. Толковыйсловарь живого великорусского языка. – М., 1955.
4. Ильин И.А. Путь кочевидности. М.: Республика, 1993. – 431 с.(Мыслители ХХ века). – С. 218.
5. Педагогическийэнциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российскаяэнциклопедия, 2003.
6. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИшкольных технологий, 2006. – Т. 2. – 816 с. – (Серия «Энциклопедияобразовательных технологий»).
7. Теория воспитания.Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие / Под ред. И.А.Тютьковой. – М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000. – 173 с.
8. Ушинский, К.Д.Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
9. Харламов, И.Ф.Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка виртуальной химической лаборатории для школьного образования
Реферат Ксенофобия в образовании
Реферат Уединенный труд души как основная форма развития личности
Реферат Чтение «компьютерных мальчиков»: результаты исследования
Реферат Педагогическая деятельность и взгляды Н.И.Пирогова
Реферат Авторская система TeachLab CourseMaster
Реферат Как я вижу использование Интернет-технологии в своей организации?
Реферат Педагогические цели управления конфликтными ситуациями
Реферат Особенности ВНД человека
Реферат Социальное здоровье и школа. К вопросу о целях школьного образования
Реферат Ребёнок без отца
Реферат Модели и методы адаптивного контроля знаний
Реферат Обретение образа Божиего: религиозно-философский взгляд на образование
Реферат Образование Кибермира
Реферат Интернет - морали нет?!