СодержаниеВведение 3 1 Особенности налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации 4 1.1 Иностранные организации: государственная регистрация и учет в налоговых органах 4 1.2 Налогообложение представительств иностранных компаний 8 1.3 Налог на прибыль иностранной организации от источников в Российской Федерации 14 1.4 Динамика налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ от иностранных организаций 17 2 Отчет по НДС иностранной организации в 2006 году 21 3 Современные проблемы налогообложения иностранных организаций 28 3.1 Проблемы удержания доходов налоговыми агентами 28 3.2 Неправомерность вычетов и формирования налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость 32 3.3 Оптимизация налогообложения иностранных организаций на территории РФ Заключение Список использованной литературы 37 Приложение 38
Введение
Уже давно иностранные организации заявили о себе как ополноценных хозяйствующих субъектах. И, естественно, развитие самогозаконодательства направлено на то, чтобы урегулировать вопросы налогообложенияне только российских предприятий, но и иностранных организаций.
На иностранные организации полностью распространяетсязаконодательство РФ, кроме того, на территории Российской Федерации действуютмеждународные договоры об избежании двойного налогообложения на доходы иимущество иностранных организаций. Это общие договоры.
Тема данной курсовой работы — это налогообложение иностранныхорганизаций с момента начала их деятельности и все, связанное с исчислениемналоговых обязательств.
Задачами курсовой работы являются:
1) исследованиепроблем применения норм международных договоров РФ об избежании двойногоналогообложения и их взаимодействие с налоговым законодательством РоссийскойФедерации;
2) нахождение отличийналогового статуса филиалов и представительств иностранных организации отаналогичных подразделений российских организаций.
Целью является рассмотрение особенностей налогообложенияиностранных организаций в Российской Федерации, в частности их государственнаярегистрация и учет в налоговых органах, налогообложение представительствинофирм, налогообложение доходов иностранных компаний от источников в РФ,налоговое поле и место иностранных организаций в РФ, а также рассмотрениесовременных проблем и направлений оптимизации налогообложения иностранныхорганизаций, разобраться на практике в особенностях налогообложения иностранныхкомпаний в Российской Федерации.
1. Особенностиналогообложения иностранных организаций в Российской Федерации
1.1 Иностранные организации: государственная регистрацияи учет в налоговых органах
Как и любой налогоплательщик иностранная организация обязанавстать на учет. В соответствии с Положением об особенностях учета иностранныхорганизаций обозначается несколько категорий иностранных организаций, которыедолжны встать на учет.
/>
Рисунок 1 — Категории иностранныхорганизаций, обязанных встать на учет в налоговых органах. [2, 26]
Каждому налогоплательщику присваивается идентификационныйномер (ИНН).
С 1 января 2005 года была создана единая база данных, гдесостоят на учете иностранные организации с присвоением кода иностраннойорганизации. Каждое иностранное предприятие, заявившее о своем намеренииработать на территории Российской Федерации, имеет код. Этот код содержится вобщем справочнике, администратором которого является Федеральная налоговаяслужба. Если иностранная организация собирается открыть несколько отделений натерритории РФ, то это исключает возможность присвоения нескольких ИНН.Присвоение единого ИНН не означает, что иностранная организация считаетсяединым налогоплательщиком. Каждое отделение определяется как самостоятельныйналогоплательщик. [2, 27]
При постановке на учет иностранная организация должнапредставить в налоговый орган:
— заявление о постановке на учет по форме № 2001И;
— легализованную выписку из торгового реестра, или сертификатоб инкорпорации, или другой документ аналогичного характера, содержащиеинформацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию,регистрационном номере, дате и месте регистрации.
Документы, представляемые в налоговые органы, должны бытьсоставлены на русском языке или на иностранном языке с переводом на русскийязык, заверенным в установленном порядке.
В случае изменения сведений, содержащихся в заявлениях опостановке на учет или в уведомлениях, иностранные и международные организацииобязаны письменно проинформировать об этом налоговые органы по месту учета.Причем сделать это нужно не позднее 10 дней с момента, когда произошлиизменения. Если же изменились сведения, которые иностранные (международные)организации указали при постановке на учет в своих странах, указанныеорганизации должны направить в налоговые органы по месту учета соответствующиедокументы, подтверждающие эти изменения.
Иностранные и международные организации не позднее трех днейсо дня принятия решения об окончании деятельности филиала или представительстваобязаны представить в налоговый орган по месту постановки на учет:
— заявление о снятии с учета по форме № 2006ИМД;
— копию решения уполномоченного органа иностранной(международной) организации о закрытии филиала или представительства или, всоответствующих случаях, копию акта сдачи работ;
— декларацию о доходах и расчеты (декларации) по налогам,составленные на дату окончания деятельности иностранной (международной)организации;
— письмо из банка (филиала банка) о закрытии счетовиностранной (международной) организации;
— свидетельство о постановке на учет.
Снятие с учета иностранной (международной) организациипроизводится налоговым органом в течение 14 дней после подачи заявления изавершается выдачей информационного письма о снятии с учета в налоговом органепо утвержденной форме № 2203ИМД. [2, 30]
Налоговое поле иностранных организаций в РоссийскойФедерации
/>
Рисунок 2 — Налоговое полеиностранных организаций в Российской Федерации
Иностранные организации налоги платят, фактически все,которые входят в налоговую систему РФ. Все зависит от характера деятельности иналичия объекта налогообложения. Практика показывает, что иностранныепредприятия в России развивают только определенные отрасли. В некоторыхнаправлениях их деятельности предпочтительней создавать российские предприятияи через них осуществлять деятельность. Поэтому на практике складываетсядостаточно ограниченный круг налогов, которые уплачивает иностранноепредприятие.
Подробное рассмотрение налогов, которые уплачиваютпрактически все иностранные организации, приведены ниже.
Транспортный налог зависит от наличия регистрациитранспортных средств на каждое конкретное предприятие. Каждое предприятиеобязано поставить каждое транспортное средство на учет в налоговом органе. Вответ на это на каждое транспортное средство выдадут информационное письмо сприсвоением соответствующего кода. Это означает, что транспортное средствобудет учтено в налоговых целях. Когда представляется налоговая декларация потранспортному налогу, в первую очередь, нужно проверить соответствие междутранспортными средствами, поставленными на учет и снятыми с учета, и транспортнымисредствами, которые отражены в декларации. В декларацию должны попасть всетранспортные средства, которые зарегистрированы в течение года.
Налог на имущество иностранные компании с 1 января 2004 годауплачивают в соответствии с главой 30 Налогового кодекса. Плательщиками налогана имущество являются те иностранные организации, которые осуществляютдеятельность через постоянное представительство, имеющие движимое и недвижимоеимущество на территории Российской Федерации. При наличии недвижимого имуществаиностранная организация всегда будет являться налогоплательщиком, независимо отстатуса и характера деятельности. Если у иностранной организации есть движимоеимущество, то оно становится объектом налогообложения тогда, когда деятельностьприводит к образованию постоянного представительства.
Базой налогообложения является средняя стоимость имущества ик этой базе налогообложения применяется ставка налога, которая в настоящеевремя составляет 2,2%. Налог подлежит уплате в виде авансовых платежей за 1-ый,2-ой, 3-ий квартал. Когда к налоговой базе применяют ставку и делит на 4, тополучается авансовый отчет за конкретный квартал. Когда считают годовую суммуналога, то из произведения базы на ставку получают годовую сумму налога иисключают из нее ранее уплаченные авансы за 1-ый, 2-ой, 3-ий квартал.
Декларация представляется ежеквартально и налоговым периодомявляется год.
Налог на добавленную стоимость. У нас все иностранныепредприятия признаются плательщиками этого налога. Следует различатьпотенциальных налогоплательщиков — тех, которые в будущем могут получатьфактически какую-то выручку от реализации и платить с нее налог, но при этом внастоящее время не ведут никакой финансово-хозяйственной деятельности,направленной на получение дохода, и реальных налогоплательщиков — тех, которыеимеют объект налогообложения и у которых возникают обязательства. По налогу наНДС могут возникать не только обязательства налогоплательщика, но иобязательства налогового агента.
Налогоплательщик определяется объектом налогообложения,которым у нас является реализация товаров, работ, услуг на территории РФ.
Перечисление происходит в день выплаты дохода. Еслидекларация представляется в общеустановленном порядке — 20 числа, то налогперечисляется раньше. В каком периоде удержан налог, в таком и ставят к вычету.Налог может быть вычтен, если услуги фактически оказаны. Налог должен бытьфактически уплачен, услуги должны быть оприходованы, то есть отражены на счетахбухгалтерского учета и, кроме того, обязательно наличие счета-фактуры.
1.2 Налогообложение представительств иностранных компанийв России
Иностранные компании инвестируют свой капитал в российскуюэкономику. Поэтому изменения российского налогового законодательства всегдапредставляли интерес для инвесторов. Порядок исчисления и уплаты налога наприбыль у иностранной организации зависит от того, есть у нее постоянноепредставительство в России или нет. Самостоятельно формировать налоговую базу,исчислять и уплачивать налог на прибыль, а также представлять налоговуюдекларацию обязаны только те иностранные организации, которые имеют такиепредставительства.
Определение постоянного представительства для целейисчисления налога на прибыль следует искать не в гражданском, а в налоговомзаконодательстве, а именно в статье 306 Налогового кодекса. Однако нормы этойстатьи можно применить не всегда. Так, если иностранная организация являетсялицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у России заключеносоглашение об избежании двойного налогообложения, приоритетными будут положенияданного международного договора. На это указано в статье 7 НК РФ. Если такогосоглашения нет или в нем предусмотрено действие российских норм, деятельностьиностранной организации в России приводит к образованию постоянногопредставительства при одновременном наличии признаков, установленных пунктом 2статьи 306 Кодекса.
Первый признак. У иностранной организации в России должныбыть отделение, филиал, представительство, бюро, контора, агентство или любоеиное обособленное подразделение. Иногда деятельность иностранной организацииприводит к возникновению постоянного представительства, даже если на территорииРоссии у нее нет обособленного подразделения. Например, функциипредставительства осуществляет другое юридическое или физическое лицо. В этомслучае постоянное представительство возникает по месту ведения деятельностиуказанных лиц.
Второй признак. Иностранная организация на территории Россиидолжна осуществлять предпринимательскую деятельность. В соответствии со статьей2 Гражданского кодекса предпринимательской признается самостоятельная,осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическоеполучение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работили оказания услуг. В то же время в пункте 3 статьи 307 НК РФ упомянутаситуация, когда отделение иностранной организации не ведет предпринимательскойдеятельности, но при этом может образовать постоянное представительство. Это происходит,когда иностранная организация осуществляет в России деятельностьподготовительного или вспомогательного характера в интересах третьих лиц, непредусматривающую получения дохода.
Третий признак. Иностранная компания должна вестидеятельность на регулярной основе. Постоянное представительство считаетсяобразованным с момента, когда отделение иностранной организации началорегулярно осуществлять предпринимательскую деятельность.
В Налоговом кодексе критерии ведения деятельности нарегулярной основе не установлены. В общепринятом понимании регулярными являютсядействия, которые повторяются неоднократно через сопоставимые промежуткивремени. Налоговые органы рекомендуют признавать регулярной деятельностьиностранной компании через российские обособленные подразделения, котораяосуществляется в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году. Приэтом непрерывность ведения деятельности значения не имеет. Между тем единичныехозяйственные операции, совершаемые на российской территории, не могут рассматриватьсяв качестве регулярной деятельности.
В пункте 2 статьи 306 НК РФ указаны виды деятельностииностранных компаний, которые приводят к образованию постоянногопредставительства. Это, в частности, пользование недрами и другими природнымиресурсами, проведение строительных работ, установка, монтаж, обслуживание иэксплуатация оборудования. При осуществлении таких видов деятельностипостоянное представительство возникает при наличии всех признаков,поименованных в пункте 2 статьи 306 Кодекса.
Однако некоторые виды деятельности иностранной организации вРоссии (если отсутствуют признаки постоянного представительства), а такжеотдельные факты не приводят к образованию постоянного представительства. Ониперечислены в пунктах 4—9 статьи 306 Налогового кодекса. Это, например,деятельность подготовительного и вспомогательного характера, деятельность черезброкера, комиссионера и других посредников. К фактам, не приводящим кобразованию постоянного представительства, относится факт заключенияиностранной организацией договора простого товарищества, факт владения ценнымибумагами, долями в капитале российских организаций (таблица 1 и 2).Наименование деятельности Основание Подготовительная и вспомогательная деятельность п. 4 ст. 306 НК РФ Осуществление операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов п. 8 ст. 306 НК РФ Осуществление деятельности на российской территории через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности п. 9 ст. 306 НК РФ
Таблица 1 — Виды деятельностииностранных организаций, не приводящие к возникновению у иностраннойорганизации постоянного представительства.
Зачастую иностранные организации, осуществляяпредпринимательскую деятельность в России, не заключают письменных договоров нареализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг. Эти действия, если онисоответствуют указанным выше критериям, с учетом фактических правоотношенийсторон все равно могут быть квалифицированы для целей налогообложения какдеятельность постоянного представительства.Факт Основание Владение ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории России п. 5 ст. 306 НК РФ Заключение договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон, осуществляемую полностью или частично на территории России, не порождающее создания постоянного представительства с учетом установленных законом признаков п. 6 ст. 306 НК РФ Предоставление иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен п. 7 ст. 306 НК РФ
Таблица 2 — Отдельные факты, неприводящие к возникновению у иностранной организации постоянногопредставительства
Налоговый учет доходов и расходов постоянногопредставительства
Иностранные организации, осуществляющие деятельность черезпостоянное представительство, признают доходы и расходы, а также формируютналоговую базу в том же порядке, что и российские компании.
По общему правилу, установленному статьей 247 Налоговогокодекса, объектом налогообложения признается прибыль налогоплательщика. Объектналогообложения иностранной организации, осуществляющей деятельность в Россиичерез постоянные представительства, включает в себя три составляющие (п. 1 ст.307 НК РФ):
— доход, полученный через постоянные представительства натерритории России, уменьшенный на величину произведенных этими постояннымипредставительствами расходов;
— доход от владения, пользования и распоряжения имуществомпостоянного представительства этой организации в России за вычетом расходов,связанных с получением таких доходов;
— другие доходы от российских источников, относящиеся кпостоянному представительству.
В отношении операций, по которым в Кодексе предусмотренотличный от общего порядок учета прибыли и убытка, иностранные организациидолжны определять налоговую базу отдельно по каждому виду деятельности или покаждой операции. Такие правила установлены, в частности, в статьях 268, 280,275.1 и 279 НК РФ. Иностранные организации применяют также общие положения о переносеубытков на будущее, предусмотренные статьей 283 Кодекса.
Налоговый учет доходов постоянного представительстваиностранной организации не имеет каких-либо особенностей. Доходы признаются всоответствии со статьями 248—251 и иными нормами главы 25 Кодекса, которыеустанавливают порядок учета доходов по отдельным операциям. Международным соглашением могут бытьопределены особые правила отнесения доходов иностранной организации к тому илииному виду, отличающиеся от установленных главой 25 НК РФ. В таком случаеприоритет имеют положения международного соглашения. Доходы признаются на дату,определяемую в соответствии со статьями 271 или 273 Кодекса.
Организации, осуществляющие в России деятельность черезпостоянное представительство, признают в целях налогообложения расходы в том жепорядке, что и российские налогоплательщики. Общие требования к расходам,предусмотренные в пункте 1 статьи 252 Кодекса, распространяются на всехналогоплательщиков.
Состав расходов организаций, осуществляющих деятельность вРоссии через постоянное представительство, указан в статьях 253—269 и иныхстатьях главы 25 Кодекса. При определении налоговой базы не учитываютсярасходы, перечисленные в статье 270 НК РФ. Однако у «иностранцев» есть свояспецифика. Если в соглашении об избежании двойного налогообложения ссоответствующим иностранным государством установлены правила, отличные от нормглавы 25 Кодекса, применять следует правила соглашения. Например, доходыпостоянного представительства уменьшаются на относящиеся к его деятельностирасходы, которые произведены как на территории России, так и за ее пределами. Ктаким расходам часто относятся управленческие и общехозяйственные расходыиностранной организации, произведенные в других государствах и направленные наобеспечение деятельности российского постоянного представительства. По мнениюналоговых органов, их можно учесть, только если такая возможность предусмотренав соглашении об избежании двойного налогообложения. Расходы постоянногопредставительства должны быть документально подтверждены и экономическиобоснованны. Экономически обоснованными считаются также управленческие иобщехозяйственные расходы, осуществленные иностранной организацией в пользусвоего российского подразделения. При условии, что они документально подтвержденыи в соглашении об избежании двойного налогообложения предусмотрена возможностьих признания российским представительством. Любые расходы постоянногопредставительства должны быть осуществлены для деятельности, направленной наполучение дохода. Это общее правило, прописанное в пункте 1 статьи 252 Кодекса.Однако расходы постоянных представительств иностранной компании могут и неудовлетворять этому критерию, если речь идет о деятельности подготовительного и(или) вспомогательного характера, не предусматривающей получениевознаграждения. Налоговая база в таких случаях определяется только исходя израсходов постоянного представительства.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Россиичерез постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог в томже порядке, что и российские налогоплательщики. Единственное исключение:«иностранцы», которые отчитываются ежеквартально, в течение отчетного периодане исчисляют ежемесячных авансовых платежей (п. 3 ст. 286 НК РФ).
Иностранная организация вправе отчитываться по налогуежемесячно и уплачивать ежемесячные авансовые платежи исходя из фактическиполученной прибыли. О выбранном способе расчетов с бюджетом представительстводолжно уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующегопереходу на такую систему уплаты авансовых платежей. Авансовый платежперечисляют в срок не позднее 28 дней со дня окончания соответствующегоотчетного периода. В тот же срок представляют налоговую декларацию. По итогамгода декларация представляется и налог уплачивается не позднее 28 марта года,следующего за истекшим налоговым периодом.
Особая норма предусмотрена для постоянных представительствиностранной организации, которые прекращают свою деятельность в России доокончания налогового периода. В этом случае декларацию за последний налоговыйпериод нужно представить в течение месяца со дня прекращения деятельностипостоянного представительства. Не позднее указанных сроков уплачивается налогпо итогам этого периода. [3. 16]
1.3 Налог на прибыль иностранной организации от источниковв России
Иностранная организация может получать доходы, которые несвязаны с ее активной предпринимательской деятельностью в России. При этом неимеет значения, есть у нее постоянное представительство или нет. Это такназываемые доходы от источников в Российской Федерации. В соответствии спунктами 1 и 2 статьи 309 НК РФ их условно можно разделить на две группы.
1. Доходы, облагаемые у источника их выплаты: дивиденды;проценты; платежи за использование объектов авторского права; доходы отреализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которыхсостоит из недвижимого имущества, находящегося на территории России; арендныеплатежи; доходы от реализации недвижимого имущества; доходы от международных перевозок;выплаты штрафных санкций за нарушение договорных обязательств; иные аналогичныедоходы.
2. Доходы, не облагаемые у источника их выплаты: прочиедоходы иностранной организации от деятельности в России в случае, если ихполучение не связано с образованием постоянного представительства, в частностипродажа товаров (кроме недвижимости и акций (долей) российских организаций,более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося натерритории России), осуществление работ, оказание услуг.
Понятие «источник выплаты доходов» следует понимать как лицо, которое непосредственно производит выплаты налогоплательщику запоставленные им товары, выполненные работы или оказанные услуги. Иначе говоря,источник выплаты доходов — это российская организация либо иностраннаяорганизация, осуществляющая деятельность в России через постоянноепредставительство, выплачивающая иностранной организации доходы. Пунктом 1статьи 310 НК РФ установлена обязанность лица, выплачивающего доход иностраннойорганизации от источников в Российской Федерации, исчислять и удерживать налогс таких доходов. Таким образом, источник выплаты доходов фактически являетсяналоговым агентом.
При этом важно отличать источник выплаты доходов от источникасамих доходов.
Понятие «источник дохода иностранной организации в РоссийскойФедерации» может означать саму деятельность иностранной организации в России повыполнению работ, оказанию услуг через ее отделение или иных юридических ифизических лиц (то есть через постоянное представительство). Такие доходы вслучае, если их получение не связано с постоянным представительствоминостранной организации в России, обложению налогом у источника их выплаты неподлежат. В то же время получение иностранной организацией доходов отисточников в Российской Федерации может быть не связано с осуществлениемнепосредственной деятельности в нашей стране. К таким доходам, в частности,относятся дивиденды, проценты, доходы от использования прав на объектыинтеллектуальной собственности, от реализации недвижимого имущества и др. Этивиды доходов облагаются налогом у источника их выплаты.
Доходы, источник которых является «иностранным», в РоссийскойФедерации налогом не облагаются. Местонахождение источника выплаты дохода иисточника дохода может не совпадать. Например, в том случае если российскаяорганизация оплачивает иностранной организации услуги, оказанные ей натерритории иностранного государства.
Ставки налога, по которым облагаются доходы иностранныхорганизаций от источников в Российской Федерации, не связанные с деятельностьючерез постоянное представительство, указаны в статье 284 НК РФ:
— 10% — по доходам от использования, содержания или сдачи варенду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств иликонтейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое длятранспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;
— 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов отроссийских организаций, а также по доходам в виде процентов по государственными муниципальным ценным бумагам (кроме процентов по ценным бумагам, указанным вподпункте 2 пункта 4 статьи 284 НК РФ, — по ним ставка налога 0%);
— 20% — по всем остальным доходам иностранных организаций, несвязанным с деятельностью в России через постоянное представительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ налог с доходовиностранной организации от источников в Российской Федерации налоговый агентисчисляет и удерживает при каждой выплате доходов. При этом момент выплатыдохода в Налоговом кодексе не определен. Принцип определения самого доходауказан в статье 41 НК РФ. Так, доходом признается экономическая выгода вденежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и втой мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая врассматриваемом случае в соответствии с главой 25 Кодекса.
/>
Рисунок 3 — Определение фактическогомомента выплаты доходов (в случае если иностранная организация получает доход вденежной форме)
В некоторых случаях доход иностранной организации признаетсяполученным, даже если денежные средства (имущество) поступают получателю доходане сразу, а позже.
Статьей 310 НК РФ предусмотрено, что если доход выплачиваетсяиностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе вформе осуществления взаимозачетов, или если сумма налога, подлежащегоудержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого вденежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленнойсумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации,получаемый в неденежной форме.
/>
Рисунок 4 — Определение фактическогомомента выплаты доходов (в случае если иностранная организация получает доход внатуральной форме или иной неденежной форме). [5]
С 1 января 2002 года в соответствии со ст. 310 НК РФисчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранныморганизациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных вп. 1 ст. 309 НК РФ.
1.4 Динамика налоговых поступлений в федеральный бюджетРФ от иностранных организаций
Основными налогами, которые платятиностранные организации на территории Российской Федерации, являются налог надобавленную стоимость, налог на прибыль, транспортный налог и налог наимущество. Большую часть дохода федерального бюджета Российской Федерации исоставляют эти виды налогов.
На основании таблицы (см.приложение) можно построить графики структуры поступлений налогов, уплаченнымииностранными организациями в федеральный бюджет, долю этих поступлений, темпыроста и долю в бюджете РФ.
/>1 – НДС;
2 – Налог на прибыль;
3 – Транспортный налог;
4 – Налог на имущество.
/>Рисунок 4 – Структура поступленийосновных налогов, уплаченных иностранными организациями в федеральный бюджет (вмлрд. руб).
1 – НДС;
2 – Налог на прибыль;
3 – Транспортный налог;
4 – Налог на имущество
Рисунок 5 – Доля в бюджете РФосновных налогов, уплаченных иностранными организациями (в %).
/>
1 – НДС;
2 – Налог на прибыль;
3 – Транспортный налог;
4 – Налог на имущество
Рисунок 6 – Доля в поступленийосновных налогов, уплаченных иностранными организациями в федеральный бюджет (в%)
2 Отчет по НДС иностраннойорганизации в 2006 году
С 2006 года иностранные организации, имеющие на территорииРоссийской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений),представляют декларации и уплачивают НДС по новым правилам. Теперь по местуналоговой регистрации одного из них такая организация обязана подаватьдекларации и уплачивать НДС по операциям всех этих подразделений. Причемподразделение она выбирает самостоятельно. О своем выборе иностранная компаниядолжна письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения всех своихподразделений. При этом статья 144 НК РФ не предусматривает ни формы такогоуведомления, ни права налоговых органов ее утверждать. Значит, уведомлениеможно составить в произвольной форме. Сделать это нужно до 20 январякалендарного года, начиная с 1 января которого иностранная организация будетпредставлять налоговые декларации и уплачивать НДС централизованно.
Если иностранная компания начинает деятельность черезпостоянные представительства не с начала года, то в этом случае налоговыеорганы надо уведомить до наступления срока подачи декларации и уплаты налога.То есть не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговымпериодом.
В 2006 году плательщики НДС применяют новую форму декларации,которая утверждена приказом Минфина России от 28.12.2005 № 163н. В новой декларацииесть специальный раздел 3. В нем отражаются операции, которые иностранныеорганизации осуществляют через свои постоянные представительства на территорииРоссийской Федерации.
Рассмотрим на примере порядок заполнения новой декларации дляиностранной компании, имеющей на территории России несколько отделений, которыесостоят на учете в налоговых инспекциях различных субъектов РФ (образецзаполнения см. в приложении).
Пример заполнения декларации
Исходные данные
Иностранная компания «АВС Лимитед» имеет на территорииРоссийской Федерации три отделения:
— «АВС Лимитед» № 1 (ИНН 9909031890, КПП 773851001, код поОКАТО 45286563000, адрес: 117583, Москва, Варшавское шоссе, д. 115);
— «АВС Лимитед» № 2 (ИНН 9909031890, КПП 503251001, адрес:140160, Московская область, г. Жуковский, ул. Фрунзе, д. 12);
— «АВС Лимитед» № 3 (ИНН 9909031890, КПП 584551001, адрес:440008, г. Пенза, ул. Коммунистическая, д. 17).
Деятельность в России через постоянные представительства этакомпания ведет с апреля 2006 года. Именно тогда отделения компании осуществилиоперации по реализации товаров на территории РФ на общую сумму 185 000 000руб., в том числе:
— по отделению № 1 — 80 000 000 руб.;
— отделению № 2 —60 000 000 руб.;
— отделению № 3 —45 000 000 руб.
Сумма НДС, которая была предъявлена отделениям компании «АВСЛимитед» при приобретении на территории России товаров, принятых к учету вапреле 2006 года для осуществления налогоооблагаемых операций, составила 635000 руб., в том числе:
— по отделению № 1 — 300 000 руб.;
— отделению № 2 — 200000 руб.;
— отделению № 3 — 135000 руб.
Кроме того, отделение компании № 1 в апреле 2006 годаполучило оплату в счет предстоящей поставки товаров в размере 15 000 000 руб.
Отделения № 2 и 3 реализовали в апреле 2006 года лом цветныхметаллов на сумму 1 000 000 руб.:
— отделение № 2 — на 400 000 руб.;
— отделение № 3 — на 600 000 руб.
Напомним, что такие операции освобождаются от налогообложенияна территории России согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Компания «АВС Лимитед» решила представлять налоговуюдекларацию по НДС по месту регистрации отделения № 1. 17 апреля 2006 года онаписьменно уведомила о своем выборе налоговые инспекции по месту нахождения всехсвоих отделений, зарегистрированных на территории России.
Заполнение декларации
Рассмотрим, как отделение «АВС Лимитед» № 1 заполнитдекларацию по НДС за апрель 2006 года.
Титульный лист: в полях «ИНН», «КПП» проставляются ИНН и КППотделения № 1. В данном случае это 9909031890 и 773851001.
Затем указываются наименование и код налогового органа, вкоторый представляется декларация. В нашем примере — ИФНС России № 47 по г.Москве, код 7747. Далее вписывают наименование организации, которая подаладекларацию, а также код города и контактный телефон. В нашем примере —отделение «АВС Лимитед» № 1, (495) 119-31-00.
Приступать к заполнению расчетной части декларации следует сраздела 2.1, показатели которого далее переносятся в раздел 1.1.
В первой части раздела 2.1 по строкам 010—150 отражаютсяоперации по реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, подлежащихобложению НДС. Во второй части данного раздела по строкам 190—270 отражаютсяналоговые вычеты.
Отделение № 1 в указанных строках декларации за апрель 2006года отражает операции по реализации товаров на территории Российской Федерациии налоговые вычеты в целом по всем отделениям компании.
По строке 020 в графе 4 указывается общая стоимость товаров,отгруженных всеми отделениями в апреле 2006 года, — 185 000 000 руб. (80 000000 руб. + 60 000 000 руб. + 45 000 000 руб.). В графе 6 той же строкиуказывается сумма налога, исчисленная со стоимости отгруженных товаров, — 33300 000 руб. (185 000 000 руб.*18%).
По строке 120 в графу 4 вписывается сумма оплаты в счетпредстоящих поставок товаров, полученная в апреле 2006 года, — 15 000 000 руб.,а в графу 6 — сумма налога, исчисленная с указанной суммы оплаты, — 2 288 136руб. (15 000 000 руб.*18/118).
По строке 160 проставляется сумма значений строк 010—060 и080—150. В рассматриваемой ситуации в декларации заполнены только строки 020 и120. Поэтому в строку 160 вносится сумма показателей этих строк: в графу 4 —200 000 000 руб. (185 000 000 руб. + 15 000 000 руб.), а в графу 6 — 35 588 136руб. (33 300 000 руб. + 2 288 136 руб.).
По строке 180 выводится итог по первой части раздела 2.1. Дляэтого суммируются показатели строк 160 и 170. Строку 170 в декларации за апрельотделение № 1 не заполняет, поскольку не было соответствующих операций. Поэтомув строку 180 вносятся данные строки 160, то есть 35 588 136 руб.
Во второй части раздела 2.1 указываются налоговые вычеты, насумму которых уменьшается НДС, подлежащий уплате в бюджет за апрель 2006 года.
По строке 190 записывается сумма налога, которая былапредъявлена отделениям компании «АВС Лимитед» при приобретении на территорииРоссии товаров, принятых на учет в апреле 2006 года. Эта величина равняется 635000 руб. (300 000 руб. + + 200 000 руб. + 135 000 руб.).
По строке 280 показывается общая сумма налога, принимаемая квычету. Значение этой строки формируется путем сложения сумм, указанных встроках 190, 210, 220 и 250—270. В нашем примере показатель есть только встроке 190. Поэтому в строке 280 указывается та же сумма — 635 000 руб.
По строкам 290 и 300 проставляется сумма налога к уплате в бюджетпо операциям реализации товаров (работ, услуг) за отчетный налоговый период.
По строке 290 указывается сумма налога к уплате в бюджет(если значение строки 180 больше значения строки 280). По строке 300 отражаетсясумма налога к уменьшению (если значение строки 300 больше показателя строки180). Отделение № 1 по строке 290 указывает сумму налога к уплате в бюджет вразмере 34 953 136 руб. (35 588 136 руб. – 635 000 руб.).
По строкам 310 и 320 отражаются итоговые суммы НДС,исчисленные в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость поналоговой ставке 0 процентов, в отношении операций по реализации товаров(работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке налога. А именно: по строке 310 —сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, по строке 320 — сумма налога куменьшению. В нашем примере отделения «АВС Лимитед» в апреле 2006 года неосуществляли операции, облагаемые НДС по нулевой ставке. Поэтому в инспекциюдекларация по налоговой ставке 0 процентов не представляется. Соответственно встроках 310 и 320 ставятся прочерки.
Последними в разделе 2.1 заполняются строки 330 и 340. В нихуказывается общая сумма НДС, исчисленная за налоговый период с учетом итоговыхпоказателей декларации по налоговой ставке 0 процентов. По строке 330указывается сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, по строке 340 — сумманалога к уменьшению.
Отделение № 1 в строку 330 переносит показатель, отраженныйпо строке 290. Таким образом, по итогам апреля 2006 года это отделение должноперечислить в бюджет НДС в сумме 34 953 136 руб.
Раздел 1.1 заполняется на основании данных раздела 2.1.
По строке 010 указывается код бюджетной классификации (КБК).По строке 020 — код по ОКАТО (согласно Общероссийскому классификатору объектовадминистративно-территориального деления).
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком за налоговыйпериод и подлежащая уплате в бюджет, отражается по строке 030. Онасоответствует сумме налога, записанной по строке 330 раздела 2.1.
Отделение № 1 указывает:
— по строке010 — 182 1 0301000 01 1000 110;
— по строке020 — 45286563000;
— по строке030 — 34 953 136руб.
В разделе 3 в графах 2, 3, 4 и 5 по строке 010 указываютсяполные наименования всех отделений иностранной организации, операции пореализации товаров (работ, услуг) которых отражены в декларации, их ИНН/КПП иполные почтовые адреса:
— отделение компании «АВС Лимитед» № 1, ИНН 9909031890, КПП773851001, 117583, 77, Москва, Варшавское шоссе, д. 115;
— отделение компании «АВС Лимитед» № 2, ИНН 9909031890, КПП503251001, 140160, 50, Московская область, г. Жуковский, ул. Фрунзе, д. 12;
— отделение компании «АВС Лимитед» № 3, ИНН 9909031890, КПП584551001, 440008, 58, г. Пенза, ул. Коммунистическая, д. 17.
В графе 6 по строке 010 по каждому отделению показываетсяобщая сумма налога, которая исчислена по операциям этого отделения, подлежащимналогообложению в данном налоговом периоде. В графе 6 отделение компании № 1указывает по каждому отделению соответственно 16 688 136, 10 800 000 и 8 100000 руб.
В графе 7 по строке 010 по каждому отделению отражается сумманалога, подлежащая вычету. В графе 7 отделение № 1 указывает по каждомуотделению соответственно 300 000, 200 000 и 135 000 руб.
В графе 8 по строке 010 по каждому отделению показываетсясумма НДС, исчисленная к уплате (к уменьшению) за отчетный налоговый период пооперациям, которые подлежат налогообложению. Данная сумма по каждому отделениюисчисляется как разность между показателями граф 6 и 7 (эта величина может бытькак положительной, так и отрицательной). В графе 8 отделение № 1 указывает покаждому отделению положительные суммы 16 388 136, 10 600 000 и 7 965 000 руб.
По строке 020 записываются итоговые суммы по графам 6, 7 и 8строки 010. В нашем примере:
— в графе 6 — 35 588 136 руб. (16 688 136 руб. + + 10 800 000руб. + 8 100 000 руб.);
— в графе 7 — 635 000 руб. (300 000 руб. + + 200 000 руб. +135 000 руб.);
— в графе 8 — 34 953 136 руб. (16 388 136 руб. + + 10 600 000руб. + 7 965 000 руб.).
При этом должны выполняться следующие соотношения:
— сумма налога, которая указана в графе 6 строки 020 раздела3 декларации, должна соответствовать сумме налога, отраженной в графе 6 строки180 раздела 2.1 декларации;
— величина налоговых вычетов, указанная в графе 7 по строке020 раздела 3 декларации, должна соответствовать сумме налога, которая отраженав графе 4 строки 280 раздела 2.1 декларации;
— итоговая сумма налога к уплате в бюджет должнасоответствовать сумме налога, отраженной в графе 4 строки 290 раздела 2.1декларации, а также в графе 4 строки 330 раздела 2.1 декларации.
Переходим к заполнению раздела 4 декларации. Отделения № 2 и3 компании «АВС Лимитед» в апреле 2006 года провели операции, которыеосвобождены от обложения НДС на территории России. Это операции по реализациилома цветных металлов на сумму 1 000 000 руб. (400 000 руб. + 600 000 руб.).Данная сумма вписывается в графу 2 «Стоимость реализованных (переданных)товаров (работ, услуг) без НДС» строки 010 раздела 4.
При этом в графе 1 «Код операции» данного раздела декларацииуказывается код 1010274, который соответствует коду операции, приведенному вприложении № 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу надобавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимостьпо налоговой ставке 0 процентов. Поскольку у компании «АВС Лимитед» отсутствуютдругие операции, которые не облагаются НДС на территории Российской Федерации,в строку 020 графы 2 переносится показатель из строки 010 — 1 000 000 руб. [4,23]
3 Современные проблемы налогообложения иностранных организаций
3.1 Проблемы удержания доходов налоговыми агентами
В том случае, если иностранная организация получает доходы отисточников в РФ, эти доходы облагаются налогом у источника выплаты. Это значит,что налог уплачивает не сама иностранная организация, а российский плательщикдохода (это может быть российская организация или представительство иностраннойкомпании в РФ), который в данном случае является налоговым агентом. Здесьявляется важным, какие именно виды доходов считаются для налоговых целей доходамиот источников в России. Раньше существовал довольно длинный список работ иуслуг, которые по определению признавались выполненными и предоставленными натерритории РФ и соответственно попадали под налог у источника. В частности, внего входили услуги «интеллектуального» характера – консультационные,управленческие, и т.п. В налоговом кодексе такого списка нет – доходы от услуг,оказанных российским резидентам иностранной компанией, не имеющей постоянногопредставительства в России, не подлежат российскому налогообложению. Длясравнения, в главе 21 Налогового кодекса, посвященной налогу на добавленнуюстоимость, сходный вопрос о месте реализации услуг для целей обложения НДСрешен совершенно иначе. А именно, целый ряд услуг (включающие«интеллектуальные» услуги), считается реализованным в России, если покупатель–российская организация. В том случае, если поставщик услуг не зарегистрированна НДС в РФ, то обязанность по уплате налога также лежит на покупателе как наналоговом агенте. Цель такого подхода – обеспечение экономической нейтральностиНДС.
Первым шагом в анализе объема налогообложения доходанерезидента в Российской Федерации является установление факта полученияданного дохода от источников в Российской Федерации. Общий принцип политикиналогообложения доходов иностранной организации заключается в том, чтоисточником налогообложения дохода должна признаваться страна, к которой данныйдоход имеет существенное экономическое отношение. В правилах определенияисточников дохода традиционно различают доходы «активные» и «пассивные». Под«активным доходом» понимают доход, полученный в результате какой-либодеятельности налогоплательщика. Источником такого дохода считается местоосуществления деятельности, из которой извлекается доход. Источником «пассивногодохода», т.е. такого дохода, который не связан с какой-либо существеннойдеятельностью налогоплательщика, в большинстве случаев признается местонахождения источника выплаты такого дохода.
Как правило в отношении источника дохода зачастую указываютналоговые соглашения, по крайней мере косвенно, через предоставление одной изсторон соглашения права на налогообложение определенных категорий дохода,полученного резидентами другой стороны соглашения. Так, например, дивиденды,выплачиваемые корпорацией, организованной в одной стране, резиденту другойстраны, подлежат налогообложению в первой стране. Данная страна, таким образом,признается источником этих дивидендов.
Перечень правил для установления источника для определенныхкатегорий доходов содержится в статье 309 НК РФ. Правила в целом соответствуютпринятой в других странах практике и налоговым соглашениям. Не хватает в статье309 НК РФ общего правила определения доходов, полученных из источников вРоссии. Последним пунктом в списке указаны «иные аналогичные доходы». При этомвиды доходов, вошедшие в этот перечень, очень конкретны и разнообразны, так чтотермин «аналогичные» здесь не уместен, что повлекло практическую неприменимостьданной нормы.
Согласно статье 309 НК РФ, некоторые категории доходов, полученныхнерезидентами, не подлежат налогообложению. В частности, необлагаемыми являютсядоходы от продажи товаров или иного имущества, доходы от исполнения работ илиоказания услуг на территории РФ, «которые не ведут к образованию постоянногопредставительства» (п. 2 ст. 309 НК РФ). Таким образом, настоящим положениемлюбые потенциальные доходы от предпринимательской деятельности без образованияпостоянного представительства освобождаются от налогообложения в РФ. Такойподход полностью соответствует подходу налоговых соглашений.
Одним из важнейших аспектов правил установлениястраны-источника доходов и удержания налогов является определениесоответствующих типов доходов. Значительная доля трудностей в администрированииправил удержания налогов связана с проблемой установления истинного характерадоходов. В отношении разных доходов применяются разные ставки налогообложения,в результате чего у налогоплательщиков появляется соблазн придать одному видудоходов формальные признаки другого и таким образом воспользоваться льготнойставкой, предусмотренной для доходов от роялти. Так, например, доход,фактически полученный от роялти, может быть формально представлен как частьдохода от продажи программного обеспечения, что дает право получателю такогодохода воспользоваться освобождением от налога, предусмотренным для доходов отпродажи товаров при ведении предпринимательской деятельности без образованияпостоянного представительства (п. 2 ст. 309 НК РФ). Доход от роялти также можетбыть представлен как доход от ренты с вытекающим из этого снижением применяемойв отношении такого дохода ставки с 20% до 10%. Или же налогооблагаемый доход отпроцентов, где роялти может быть представлен как доход от выполнения работ илиоказания услуг, который вообще является необлагаемым.
Не возникает проблем с определением лица, обязанного удержатьналог иностранной компании, в случаях, когда российское лицо являетсяединственной обязанной стороной по внешнеэкономическому контракту иосуществляет платеж непосредственно в адрес этой компании. Однако ситуацияосложняется, когда выплата по каким-либо причинам отменяется, производится внатуральной форме либо ее осуществляет третье лицо.
Целесообразно выделить две группы проблем, которые частоявляются предметом споров между налоговыми органами и иностраннымиорганизациями.
К первой группе относятся споры, возникающих в связи сопределением налоговых обязательств иностранных компаний, осуществляющих вРоссийской Федерации деятельность, связанную с реализацией своих товаров повнешнеторговым контрактам. При осуществлении иностранной фирмой деятельности наусловиях краткосрочных внешнеторговых контрактов может возникнуть вопрос о ееналоговом статусе. Дело в том, что при осуществлении регулярной внешнеторговойдеятельности многие иностранные компании открывают в России своипредставительские офисы (представительства), которые предназначены дляпредставления и защиты интересов фирмы на территории Российской Федерации.Такая деятельность представительств не может рассматриваться какпредпринимательская в соответствии с определением ст. 55 ГК РФ. В то же время,если отделение иностранной фирмы, созданное для гражданско-правовогопредставления ее интересов, активно участвует и помогает в осуществлении еевнешнеторговых контрактов, такая деятельность представительства может бытьпризнана налоговыми органами как предпринимательская, направленная насистематическое получение прибыли и приводящая к образованию постоянногопредставительства для целей налогообложения. Участие постоянногопредставительства в осуществлении внешнеторговых контрактов иностранныхюридических лиц дает основание налоговым органам считать, что такие операцииосуществляются от имени иностранных юридических лиц. Аналогичная ситуация можетвозникнуть при осуществлении иностранной фирмой-экспортером своихвнешнеторговых операций через уполномоченное лицо. В ряде случаев такое лицоможет быть признано зависимым налоговым агентом.
Вторая группа проблем, которую следует выделить вовзаимоотношениях иностранных налогоплательщиков и налоговых органов, связанаисключительно с иностранными организациями, на которых распространяетсядействие налоговых соглашений России и которые имеют претензии к сложившейся вРоссийской Федерации практике получения льгот, предусмотренных соглашениями,при налогообложении их дохода у источника выплаты. В связи с отечественнойпрактикой предоставления льгот по соглашениям представители иностранныхорганизаций неоднократно поднимали вопрос о несоответствии российскогозаконодательства нормам международного права, имея в виду принципдобросовестного выполнения международных обязательств вытекающих измеждународных договоров. Текущее законодательство регламентирует два способаприменения положений налоговых соглашений: предварительное освобождение отналогообложения пассивных доходов иностранных юридических лиц из источников вРФ и возврат налогов на доходы иностранных фирм из этих источников. Иностранныеорганизации, имеющие право на льготы по налоговым соглашениям, приналогообложении их доходов у источника выплаты должны получить официальноеразрешение налоговых органов на освобождение (полное или частичное) от уплатыданного налога. [6]
3.2 Неправомерность вычетов и формированияналогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость (НДС)
Принципы избежания двойного обложения НДС Важнейшим для расчетаНДС является вопрос о правильном определении места реализации товаров, работ,услуг. Место реализации является основным инструментом, применяемым дляизбежания двойного налогообложения или необложения НДС. В основу избежаниядвойного обложения НДС положены три принципа:/> />
Рисунок 8 — Принципы избежаниядвойного обложения НДС
Принцип территориальности – налогом облагаются операции, совершаемыена территории данной страны.
Принцип назначения – товары пересекают границы и облагаютсякосвенными налогами в стране потребления, а налог на экспортируемые товары невзимается.
Принцип происхождения – товары облагаются налогом в тойстране, где производятся, то есть экспорт облагается налогом, а импортосвобожден.
Практически все страны, применяющие НДС, отдали предпочтениепринципу назначения, поскольку в нем заключен самый важный принцип – принциправенства, означает, что в пределах одного государства идентичные товарыоблагаются налогом одинаково, поскольку НДС не должен искажать выборпредпринимателем форм и методов ведения бизнеса и влиять на выбор товаровпотребителем. Если в операцию вовлечены две или более страны, место играетважную роль в распределении налога между странами. В статье 147 главы 21 НК РФместом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного илинескольких следующих обстоятельств:
/>
Рисунок 9 — Схема признания местареализации товаров на территории РФ
В статье 171 НК РФ дано перечисление всех возможных налоговыхвычетов, которые может применить налогоплательщик.
/>
Рисунок 10 – Схема требованийприменения налоговых вычетов
Пункт 2 статьи 171 НК в качестве общего правила установлено,что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченныеим при приобретении товаров и услуг, либо уплаченные налогоплательщиком приввозе товаров на территорию России. Документ, подтверждающий фактическую уплатусумм налога, в данном случае, является одним из оснований для примененияналоговых вычетов. Второе условие, также предусмотренное в п.2 ст. 171 НК РФ,говорит о том, что налоговые вычеты уплаченных сумм налога устанавливаются вотношении товаров и услуг, используемых в целях налогооблагаемых операций, тоесть операций, облагаемых НДС. Третье условие в общем видесформулировано в п. 1 ст. 172 НК РФ: вычеты применяются послеоприходования приобретенных товаров и услуг. Чтобы избежать споров с налоговыморганом следует обосновывать налоговые вычеты всеми документами, в соответствиис которыми производится вычет налога. Налоговые вычеты предоставляются наосновании счетов – фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату налогапоставщику, документов, подтверждающих оприходование товара, а также первичныхдокументов. Заключение
Рассмотренная в этой курсовой работетема является актуальной, так как экономическая ситуация в Российской Федерацииулучшается с каждым годом, что ведет к привлечению новых иностранныхорганизаций на российский рынок. Для этого важно создать приемлемые условия дляих успешной работы на территории Российской Федерации.
Выводы: иностранные организации, осуществляющие своюдеятельность на территории Российской Федерации, имеют особенности вналогообложении. Иностранные организации облагаются практически всеми существующиминалогами в РФ, это зависит от вида их деятельности и от объектаналогообложения.
Практика показывает, что иностранные предприятия в Россииразвивают только определенные отрасли. В некоторых направлениях их деятельностипредпочтительней создавать российские предприятия и через них осуществлятьдеятельность.
Самостоятельно формировать налоговую базу, исчислять иуплачивать налог на прибыль, а также представлять налоговую декларацию обязанытолько те иностранные организации, которые имеют такие представительства. Объектналогообложения иностранной организации, осуществляющей деятельность в Россиичерез постоянные представительства, включает в себя три составляющие:
— доход, полученный через постоянные представительства натерритории России, уменьшенный на величину произведенных этими постояннымипредставительствами расходов;
— доход от владения, пользования и распоряжения имуществомпостоянного представительства этой организации в России за вычетом расходов,связанных с получением таких доходов;
— другие доходы от российских источников, относящиеся кпостоянному представительству.
Если иностранная организация является лицом с постояннымместопребыванием в государстве, с которым у России заключено соглашение обизбежании двойного налогообложения, приоритетными будут положения данногомеждународного договора. Если такого соглашения нет, то в нем предусмотренодействие российских норм.
Иностранная организация может получать доходы, которые несвязаны с ее активной предпринимательской деятельностью в России, значения неимеет, есть у нее постоянное представительство или нет. Это доходы отисточников в Российской Федерации.
Плательщиками по налогу на добавленную стоимость у наспризнаются все иностранные организации. По налогу на НДС могут возникать не толькообязательства налогоплательщика, но и обязательства налогового агента.Важнейшим для расчета НДС является вопрос о правильном определении местареализации товаров, работ, услуг. Место реализации является основныминструментом, применяемым для избежания двойного налогообложения илинеобложения НДС. С 2006 года иностранные организации, имеющие на территорииРоссийской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений),представляют декларации и уплачивают НДС по новым правилам.
Список использованной литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая ивторая) – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006 – 681 с. – (Кодексы и законыРоссии).
2. Федченко С.И // Журнала «Российский налоговый курьер»-2004- № 22,.
3. Кузнецов Р.А. //Журнала «Российский налоговый курьер» -2004-№12,
4. Соколова И.О. //Журнала «Российский налоговый курьер» -2006- № 10,
5. Гвоздкова К.В. //Журнала «Российский налоговый курьер» — 2005- № 23
6. www.klerk. ru
7. www.rnk.ru
8. www. Nalog. Kgn.ru
9. www.pravcons.ru