Реферат по предмету "Педагогика"


Методика преподавания урока географии

Доклад на тему:
«Методика преподавания урока географии»
Подготовил учитель географии СОШ № 8
г. Буйнакска Республики Дагестан
Гитинова А.Ю.
Содержание
1. Ведение. 3
2. Урок — это классическая форма передачи знаний. 5
3. Учебный мозговой штурм… 9
технология проведения умш… 10
4. Игры на уроке. 14
5. Проверка знаний, кроссворды икарточки. 15
«резюме». 21
6. система работы с отстающими учащимися. 21
7. Олимпийский фонд школы… 23
8. Заключение. 25
9. список литературы… 26

«Учительство- это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора,но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой нечерез музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитываетличность своими знаниями и любовью, своими отношением к миру».
Д. Лихачев. 1. Ведение
Предмет«география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. Географияспособствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременноцелостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьнымпредметом, изучающим природу и общество в их взаимодействий. Трудно назватьдругой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география,диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения.
Познавательныйинтерес к предмету происходит под влиянием многих факторов — это содержаниепредмета, методы обучения, деятельности учащихся. Но кроме этого следуетобратить внимание на наличие определенных условий обучения — это режим работына уроке. Он заключается четкой организаций на уроке работы, взаимоотношенийучителя и ученика — это умение и желание учителя видеть неповторимую личность вкаждом своем ученике. Я считаю, что ребенок или ученик — это личность, котороеимеет право на свое мнение и идеи. На своих уроках придерживаюсь стилядемократии и сотрудничества, что очень помогает приобщить к своему предмету.
Насовременном этапе развития общества, школе трудно конкурировать с потокамиинформации, несущейся с экранов телевизоров, разнообразных журналов, газет имногого другого. И поэтому необходимо различные инновационные формы и приемы науроках, их использование и результат.
Перед собойя ставлю следующие воспитывающие цели:
1. Обладатьпритягательной силой личности.
2. Педагогическоемастерство — то есть умение понять ученика,
своевременноподдержать его, использовать педагогические средства в интересах оптимизацииучебного процесса.
Педагогическаяэтика — как важнейшее свойство учителя: никогда и не прикаких обстоятельствахне позволять себе выходить из общепринятых норм человеческой морали, которыетолько и должны лежать в основе педагогических отношений.
4. Терпимость,протянутая во времени (толерантность) — жди когда фрукт поспеет, не ругай за неуспешность, помни, что у человека не бывает недостатков, а бывает лишьособенности.
Врепродуктивном способе обучения главное — это запоминание и воспроизведениетекстов. Основные вопросы: где, когда, что, сколько, кто и каким образом. Второйспособ обучения предполагает — смещение цели — знать и понимать к — понимать тексты,вычленять проблемы, определять степень их важности, ставить и решать задачи. Всвоей педагогической практике я стараюсь придерживаться второго способаобучения. Потому-то он является более интересным для учащихся и способствует активизациидеятельности учащихся на уроке.
«Урок — клеточкапедагогического процесса. В нем, как в солнце две капле воды, отражаются все егостороны. Если не все, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».
Урокявляется формой реализации педагогических воздействий, где происходитнепосредственное и систематическое общение учителя и учеников, направленная наактивизацию познавательных возможностей школьников. Тема доклада позволяет мнеразнообразить свои уроки с применением различных форм и методов. С учетомвозрастных особенностей и подготовленности учащихся, использую «урок-путешествие»(6-7 классы), «урок — исследование» (7-8 классы), «урок — игру»(6-8кл), «урок — лекция», «урок — семинар» (10-11кл), «урок — зачет» (9-11кл), «урок — экскурсия»(6-9 классы), «урок — КВН» (6-11 кл).
«Если я стремлюсь проявить своюдействительную
любовь к детям, то обязан делать это в наилучшихформах».
Ш.А. Амонашвили. 2. Урок — это классическая форма передачи знаний
Урок — этоклассическая форма передачи знаний. Настрой, с которым учитель приходит в классфактически определяет характер взаимодействия, линию успеха, степеньвключенности учащихся, дисциплину на уроке, качество урока, успешность процессаи результат. Излишняя легкость и веселость приводит к повышенному возбуждению,когда становиться трудно переключить внимание ребят на познавательнуюдеятельность: жесткость и холодность учителя создает обстановку негативного напряжения,отчужденности, нервозности. Безразлично бросив «Здравствуйте! », сев заучительский стол и забыв об учащихся педагог как бы показывает, что ему вседавно надоело и становится как-то даже неудобно отвлекать учителя от егопереживаний. Вот и получается, что учитель обязан авто — терапевтическимспособом вообще и за несколько секунд до входа в класс — в частности, внести вкласс свое лицо, фигуру, настроение таким образом, чтобы за дверью кабинетаостались неурядицы проблемы и переживания, чтобы его сангвиническая собранность,уверенность, благожелательность, организованность стали очевидны для учащихся идали бы им необходимый импульс уверенной и защищенной познавательной работы.
Организационныймомент — казалось бы ничего сложного, но именно с него мы начинаем урок, отнего зависит результативность урока.
Организационныймомент начинаю с «географической минутки» работа по карте, словарная работа; либо«географический диктант»,«Самый», «Самая», «самое! », «Что такое, кто такой? ».
Повыситьинтерес к учебному материалу можно поставив перед учащимися привлекательнуюцель. Перед учеником ставиться простая, понятная и привлекательная для негоцель в виде сказки, путешествия.
Выполняякоторую он волей-неволей выполняет то учебное действие, которое я планирую науроке. На своих уроках я стараюсь найти такой угол зрения при котором дажеобыденное становиться удивительным.
Например, науроках природоведения, по теме «Вода», я сразу заставляю ребят удивляться.
— Однажды, — говорю я, — в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительнойстране в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это был правдивыйрассказ! А теперь посмотрите в окно!
Разве мы свами не ходим по воде! (в зимнее время года) Мы так привыкли к воде, что незамечаем, и часто и не знаем ее удивительных свойств.
В началеурока загадать учащимся учащимся загадку или удивительный факт, отгадка которая(ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку(удивительный факт) можно дать и в конце урока, чтобы начать с нее следующеезанятие.
В 5-7классах я применяю метод «Мордашек». Ученики сигнализируют о своемэмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками (хорошее,среднее и плохое).
Урокначинается с того, что каждый ученик показывает одну из «мордашек»соответственно своему настроению. Здесь важно, что ребенок осознает своесостояние и делится этим с учителем, что повышает самоуправляемость. Сверхэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность корректироватьнастроение 2-3 фразами, дополнительно настроить на работу. Показом «мордашек»можно и завершить урок. Если улыбок стало больше — урок удался!
К каждомусвоему уроку я стараюсь подобрать эпиграф, который имел бы отношение к темеурока, или являл собой значимую и яркую фразу, отражающую нормы нравственности.Тексты беру из многочисленных сборников афоризмов, из произведении или сочиняюсама.
При изучениикаждого материка подбирается определенный эпиграф, к теме Африка:
«СердцеАфрики пения полно и пыланья
И я знаю,что, если мы видим порой
Сны, которымнайти не умеем названия
Это ветерприносит их, Африка, твой! »
Б. Пилецкий,
или эпиграфк теме Австралия:
«Онарасполагается под нами.
Там,очевидно ходят вверх ногами,
Тамнаизнанку вывернутый год
Там расцветаютв октябре сады,
Там воктябре, а не в июле лето,
Тампротекают реки без воды
Они впустыне пропадают где-то… »
К урокамгеографии Дагестана подбираю эпиграфы из произведений дагестанских писателей ипоэтов (Р. Гамзатов, Ф. Алиева и другие).
На урокахиспользую и такие эпиграфы:
«Покупатьпродукт или делать его самому — это два образа жизни».
«Ты хочешьстать лучше — тебя ждет дорогая».
«Леньпреследует всех, попробуй преследовать его сам».
«Счастье — когдатебе интересно жить. Интересно жить — когда ты узнаешь что-то интересное, когдатебе хорошо с другими, когда ты готов много делать для других».
В 6 классахпровожу географические викторины между рядами или сигнальные загадки. Работа ссигнальными загадками позволяет реализовать свой творческий потенциал ипродемонстрировать его окружающим, что не менее важно чем просто оценка такойработы учителя. Сигнальные загадки это разнообразие и неиссякаемая фантазия.
Схема такова:синтез — анализ — синтез. Задача формулируется так: на основе схемы конспектанаучить ребят вычленять в тексте самое главное, разбивать это главное на частии оформлять каждую такую мысль в отдельный блок. Сигнальные загадки это не чтоиное как подготовка к составлению конспекта. В старших классах организационныймомент начинаю с обзора основных событий в мире.
Существуютразличные способы передачи знаний. Это рассказ объяснительный, описательный),Беседа, диспуты, исследования. Изложение нового материала, — в какой форме оно проводится,зависит от класса, степени подготовленности детей, здесь необходимдифференцированный для активизации познавательной деятельности учащихся впроцессе объяснения нового материала не ведут конспект, а записывают возникающиевопросы, за наиболее интересный выставляются оценки.
В процессеобъяснения нового материала предлагаю составить опорный конспект. В процессеобъяснения стараюсь через каждые несколько минут задавать интересные короткиевопросы и задания на понимание применение. Иногда до объяснения ученикисписывают с доски таблицу, которую они заполняют в процессе объяснения. Науроках не редко использую прием, характеризующийся использованием ложных идей информации,выводов. В своем сообщении на уроке я намеренно допускаю ошибки, которыеследует найти или раздаю тексты, в которых заведомо искажена информация илизапутаны определения, маршруты, последовательность изложения, даются неверныетолкования событий процессов. В 6-7 классах дополняю реальную ситуациюфантастикой, переношу учебную ситуацию на фантастическую планету, изменяю значениелюбого параметра, которое обычно остается постоянной или имеет определенноезначение: придумать фантастическое животное или растение и рассмотреть его вреальном биоценозе; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения. Например:глазами инопланетянина или древнего грека.
Во времяуроков провожу тихие музыкально-динамические паузы, когда все желающие ученикивыйдя из-за парты, делают простые пластичные упражнения, если же после этогобудет мозговой штурм или напряженная работа, то движение — быстрые, активные. 3. Учебный мозговой штурм
Решениетворческой задачи организую на уроке в форме учебного мозгового штурма. Развитиетворческого стиля мышления — вот его основная цель.
Перечислюдидактические ценности УМШ:
— это активнаяформа работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы:
— учащиесятренируют умение кратко и четко выражать свои мысли
— участникиштурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель,поощряет тех, кто стремиться к развитию предложений своих товарищей.
— учителюнелегко поддержать трудного ребенка, обратив внимание на его идею наработанныерешения часто дают новые подходы к изучению темы
— УМШвызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловуюигру.
технология проведения умш
1. Группуперед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе штурма — НИКАКОЙКРИТИКИ! В каждой группе выбирают ведущего. Он следит за выполнением правилштурма, подсказывает направление поиска идей. Ведущий может акцентироватьвнимание на той или иной интересной идее, чтобы группа не упустила его из виду,поработала над его развитием. Группа выбирает секретаря, чтобы фиксировать возникающиеидеи (ключевыми словами, рисунком, знаком).
2. Проводитсяпервичное обсуждение и уточнение условия задачи.
З. Учительопределяет время на первый этап. Время, обычно до 20 минут, желательнозафиксировать на доске.
Первый этап.Создание банка идей.
Главная цель- наработать как можно больше возможных решений.
В числе тех,которые на первый взгляд кажутся. Иногда имеет смысл прервать этап раньше, еслиидеи явно иссякли и ведущий может исправить положение. Теперь небольшой перерыв.В котором можно обсудить штурм с рефлексивной плозии, какие были сбои,допускались нарушения правил и почему…
Второй этап.Анализ идей.
Всевысказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживаетсяосновного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, рациональноезвено, возможность усовершенствовать эту идею хотя бы применить в другихусловиях. И опять небольшой перерыв.
Третий этап.Обработка результатов.
Группаотбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера, которыйрассказывает о них классу и учителю. (Возможны варианты: например, группаотбирает самое «дикое»). В некоторых случаях целью группы является поиск какможно большего числа решений, спикер может огласить все идеи.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Класспредлагается разбить на несколько групп, все группы могут одновременнонезависимо друг от друга штурмовать одну задачу.
Можноорганизовать конкурс идей. И члены жюри состоит из учеников.
2. Каждаягруппа штурмует свою задачу. Все задачи объединены одной более общей проблемой.Например:
а) Лестницы,особенно каменно-цементные очень опасны в гололед.
Предложитеидеи, которые позволят уменьшить травматизм.
б) Предложитеобувь, в которой не опасно ходить в гололед.
в) Гололед — причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способ уменьшитьаварийность.
З. Третийэтап можно провести на следующем уровне — за это время у участников группыпоявляются новые идеи. Главное — спровоцировать интенсивную мыслительнуюдеятельность над учебной задачей, а не выдвигать определенное количество идей встрого определенное время. А иногда можно ограничиться только первым этапомштурма с оглашением всех найденных идей.
Например:
Найдитевозможные причины вымирания динозавров.
В 9-11классах практикую деловые игры:
1. «Компетентность- участники конкуренты» — две команды учащихся, наниматели — группа учеников,определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу. Арбитр — обычноэту роль выполняет учитель, решающий спорные вопросы.
2. «Нил» — (научно- исследовательная лаборатория). Участники: задачедатель — учитель илиспециально подготовленный ученик: изобретатели, или исследователи, или решателив зависимости от вида задания — группа или несколько групп учеников илиприемная комиссия — эту роль тоже берет на себя учитель, но уже вместе с 2-3учениками. Задание к уроку может быть творческое, доклад, или мини-спектакль. Главное,показать как важно решить задачу урока.
Другойвариант в 10-11 классах, на уроке даю учебное проблемное и творческое задание,и дело учащихся дать в скоростном режиме любые возможные и (невозможные) вариантытолкования. Пример:
Вопрос: Чтобудет с Россией через 20 лет?
Ответы: — Россиястанет одним из районов Кавказской республики или частью Китая.
Россиявыведет свою экономику из тени, победит преступность и станет одной из самыхпроцветающих и развитых стран.
Мы, новыелюди, придем, чтобы спасти Россию, МЫ — это люди чести, ума, культуры,благородства поможет своей стране и своему народу подняться из духовных иматериальных руин.
Всепредлагаемые учащимися варианты обсуждаются с целью нравственного и умственноговнимания своей роли в жизни страны и в ее будущем. Ученикам может бытьпредложено дать социально-экономическое и культурное обоснование своей позиции.
Иногда курокам я предварительно-опережающее подготавливаю ассистентов для того чтобыпри объяснении в классе сложного нового материала можно было бы делать это почастям так, чтобы ассистенты в малых группах выполняли бы специальноподготовленные закрепляющие упражнения.
Не меньшевнимания я стараюсь уделять при работе по группам. Ученики, разбившись намикрогруппы, получают задания (на основе минимальных требований по предмету — стандарта,с использованием учебника и других учебных пособий) составляю викторину повсему учебному курсу или по его части. Викторина включает в себя понятия факты,биографии, ведущие идеи, содержание события, даты. Одновременно ученики готовятэталонные ответы на составленные вопросы или варианты коротких ответов, изкоторых следует выбрать правильные. Задание выполняется на занятиях-факультативахи затем непосредственно на уроках проводится турнир между микрогруппами. Что предполагаетпредварительный обмен наработками и проведения предметной игры в несколькоэтапов (четверть финала до финала).
Разделитькласс на микрогруппьи, дать задания по предмету, включить секундомер илипесочные часы. Задача учеников состоит, чтобы как можно быстрее представитьответы, результаты и пояснения к ним в устной форме, если это потребуется. Илимодификация той же работы.
Каждыйученик получает задание определенной категории сложности, которые он долженвыполнить, затем он помогает ученикам, нуждающимся в помощи.
Ученикинескольких групп получают одинаковые материалы для задания и соответствующиезадания. Им дается необходимое время для выполнения работы в классе или дома. другаяразновидность этой работы предполагает получение задания с начала для поисканеобходимых материалов, и только на втором этапе перед ними ставится задача,которую необходимо будет решить. Затем каждая группа защищает полученныйрезультат перед классом или перед специально-созданным жюри, в процессе уроковили на факультативе.
Классделиться на команды и каждая команда тренирует одного участника по вновьизучаемому материалу. Причем к выступлению готовят наиболее слабого участникакоманды, затем во второй половине урока он у доски либо рассказывает новыйматериал либо решает соответствующие новому материалу задания. Затем троебыстрее других подготовленных участников последовательно выходят к доске ипоказывают свои знания и умения. В зависимости от того, какие результаты онипокажут, учитель совместно с 2 секундантами из учащихся ставят оценкувыступающим и двоим тренерам и команды, которых выбирает сама команда.
На урокахпредлагаю учащимся, разделенным на малые группы, подборку материалов, изучениекоторых подчиняется необходимости выйти на запланированные выводы илиразработать программу решения проблем, или построить оптимальный ответ напоставленные вопросы. 4. Игры на уроке
Игрыпроводимые на уроках играют важную роль в активизации познавательнойдеятельности учащихся.
1. СитуационныеИГРЫ — каждая из специально созданных микрогрупп рассматривает предложеннуюситуацию, изучает источники и готовит свой вариант решения, который и предлагаетсядля обсуждения на пленуме. Учитель вместе с избранными учениками жюри оцениваетуспешность выполненных работ по следующим показателям: доказательность, оригинальность,научность, уважительность, точность, лаконичность. От каждой группы с представлениемпроекта решения выступает либо предложенный член группы либо тот, кого назоветжюри. По итогам работы все участники микрогруппы получают одинаковые оценки илипредлагает свой список оценок, с которым жюри может согласиться.
Пример: Многиеграждане России выезжают за рубеж на отдых, собственный туризм развиваетсяслабо.
2. РолевыеИГРЫ — ставится познавательная проблема, и каждая из микрогрупп своей ролевойпозиции предлагает решение на основании предварительного или непосредственно наигровом поле изучения источника.
3. Пресс-конференции- каждая микрогруппа готовит на пресс-конференцию одну полную тему, остальныеучащиеся готовят письменные вопросы — заранее, а устные — по ходу события.
Работа сматрицами — при изучении материков и океанов, а также их деталей интересным моментом,способствующим запоминанию и стимулирующим узнавания всего перечисленного, можетоказаться игра с матрицами. Ученики, скопировав на картон очертания материков,океанов и т.д., вырезают их, получая матрицы, с которыми предстоит работать. Наготовых матрицах постепенно по мере изучения наносится рельеф, полезные ископаемые,реки, озера и прочее. 5. Проверка знаний, кроссворды и карточки
Проверкузнаний осуществляю различными способами. Когда идет опрос одновременно может говоритьтолько один ученик. А что же остальные? Им остается или слушать или делать вид,что слушают, но дело в том, что руку поднимали одновременно, желая ответить навопрос многие учащиеся, однако, судьба выбрала не их.
В такихслучаях я использую приемы.
— один задругим отвечают у доски несколько человек, продолжая или опровергая ответыпредыдущего ученика.
— отвечаетодин ученик, оценивает с места второй, дополняет третий, готовит письменныйответ четвертый, составляет тезисы ответа на доске пятый.
— опрос по«логической цепочке». Ученики по командам соревнуются, выполняя по очередидействия в соответствии с определенным правилом.
— «Игра вслучайность». В опрос вводятся элементы случайного выбора. Во время опросазапускаю бумажные самолетики с записанными вопросами в кого попадет.
— Опрос «ДАи НЕТ». Учитель загадывает объект. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопрос.На эти вопросы учитель отвечает только словами «Да», «Нет», «Да и нет». Отнекорректного вопроса отказывается жестом. После игры обязательно краткоеобсуждение: какие вопросы были сильными, какие и (почему) слабыми?
Например:
а) Глубокаяночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему?
(Полярнаяночь)
б) Загадангород (озеро, море, горы). Какой?
— Опрос«Светофор» это всего лишь длинная полоска картона с одной стороны красная, сдругой зеленная. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленойстороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.
Зачетыпроводятся письменным и устным образом с таким расчетом, чтобы каждый ученик натом уровне учебного успеха, который он себе выбрал, мог бы показать свои знанияпо всему годовому курсу.
С этой цельюпредмет делится на темы или разделы, ученик получает соответствующиеинформационные материалы, задания и вопросники, всю необходимую помощь и помере готовности сдает зачеты. Зачетом могу предшествовать пробные зачеты (ихпроводят более подготовленные ученики) или обучающий зачет, который проводитсам учитель или его помощники в виде детального разбора каждой учебнойпроблемы, которая составляет трудность для ученика. Ученики, которые запустилиматериал, готовятся к зачету в паре с учеником-консультантом и ему же сдают черновыезачеты.
— Иногдаиспользую сдвоенную контрольную работу или письменный зачет. В первом круге(черновая контрольная работа) при выполнении задания каждый участник можетобратиться помощью к учителю или сильным ученикам, во время проведения чистовойконтрольной задания повторяются, но подсказки не используются.
— Блиц-опрос.Первый ученик задает короткий вопрос второму, второй третьему и так далее допоследнего ученика. Время на ответ исчисляется в секундах, учитель имеет правоснять вопрос если он не соответствует теме или недостаточно корректен, каждыйученик имеет право отказаться от участия в блиц-опросе, поэтому, чтобыпроцедура не сорвалась, учитель выясняет у учеников, кто из них хотел быпринять участие в этом учебном действии.
— Учащимсяпредлагается 25 вопросов, касающихся полностью изученной теме. Затем включаютсячасы и ученики самостоятельно должны ответить письменно на как можно большоеколичество вопросов, пользуясь любыми источниками, чтобы получить оценку «З» (нужноответить не менее чем на 15 вопросов), пользуясь только тетрадью, чтобыполучить оценку «4» (нужно ответить не менее, чем на 20 вопросов) и, непользуясь никакими подсказками, чтобы получить оценку «5» (нужно ответить неменее чем на 22 вопроса). В конце урока группы сдают выполненные работыассистентам учителя, и они дома подводят итоги выполненных работ.
На урокахиспользую прием, предполагающий использование карточек-заданий. Это довольносложный способ обучения, поскольку учитель должен разработать задания,включающие в себя понятийную составляющую, принципы и правила,содержательно-фактический слой, проблемные, исследовательские и творческиезадания. Особенностью использования этого приема является необходимостьпровести через все карточки определенного уровня сложности каждого учащегося,поскольку вырваны из системы и случайно предложенные учащимся карточки не способствуюткомплексному обучению.
Например:
а) Совершипутешествие по определенному региону в течение трех месяцев. Предложимпутешествие в Японию. Итогом путешествия явится проведение в классе чайнойпроцедуры, показательное выступление по японской борьбе, вам нужно будетсочинить стихи в культуре секу и танку, спеть песню на японском языке,нарисовать гору Фудзияма, рассказать веселые японские истории, сшить себеяпонскую одежду, нарисовать японский флаг.
б) Напишиписьма иностранному другу и сам же напиши ответы на эти письма, стараясьрассказать о нас и о них географически, исторически, общекультурно и интересно.
в) Составьсхему-таблицу, в которую занеси все важное, что есть в учебнике.
Выдачадомашних заданий — самое слабое звено в дидактике. На них обычно не остаетсявремени. Учитель в лучшем случае может написать на доске или дать краткоеобъяснение того, что можно сделать дома. Но этого не достаточно, потому что вэтом случае домашнее задание выступает безличено и невыразительно, поэтомунеобходимо использовать разнообразные приемы, чтобы активизировать внеклассную деятельностьучащихся:
— ярмарка-продажа,на котором учитель»продает» домашние задания, установив балльную цену;
— на доскезаранее записаны домашние задания трех уровней и ученики выбирают себекомбинацию подходящих для них вариантов или то же самое выдается ученикам вначале урока и они в конце урока в классе выбирают себе задания по интересу ипо плечу.
— учительвместе с учениками при достаточно высокой плотности урока вчерне обговорит вседетали домашнего задания.
— важноразрабатывать наряду с обязательными репродуктивными заданиями как можно большеостроумных увлекательных, по форме и по содержанию, творческих, проблемных,поисковых заданий.
— записываюпопарно тех учащихся которые изъявили желание вместе выполнять одно изпредложенных учителем домашних заданий.
— в началеизучения темы учитель сообщает все задания, которые необходимо выполнить,поделив их на обязательные и дополнительные, письменные и устные.
— в течениепоследних 10 минут урока я предлагаю учащимся придумать наиболее интереснуюформу и содержание домашнего задания.
Кто какоедомашнее задание для себя придумал тот и будет его выполнять. Кто не сумел илине захотел придумать, тому домашнее задание задаю сама.
При выдачедомашнего задания сообщаю кого на следующем уроке приглашу на собеседование повсей теме, кто будет отвечать у доски, кто будет выполнять письменные задания,кто будет отвечать, в режиме тихой беседы своему однокласснику, и, наконец, назначаюпо согласованию с учениками кто именно будет оказывать ему помощь в домашнейподготовке.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕКРОССВОРДЫ расширяют кругозор учащихся, закрепляют в памяти ключевые понятия. Несколькогрупп учеников на основании изученных тем заполняют кроссвордную решетку, приэтом могут быть заложены одно слово или целое предложение.
Задачазаключается в том что на основании заполненного кроссворда, пользуясь учебникомили без него, ученики других групп (кроссворды передаются по кругу) нашлиобъяснение названных проблем, дали формулировки понятий. Используется такжеклассический способ, когда предметный кроссворд не заполнен и необходимо припомощи учебника и справочника или без них заполнить пустые клеточки.
В началесентября я знакомлю учащихся с условиями оценивания знаний, затем вместе сучениками разрабатываем правила поведения и деятельности, или как вести себя науроке, как лучше всего учиться, как лучше всего готовиться к домашним заданиям.В ходе урока использую следующие формы оценивания знаний:
— Назначаюна уроки судью и экспертов из числа учащихся, которые посовещавшись, на урокефиксируют при помощи разноцветных мелков каждое успешное выступление ученика сместа.
— Не желаявыставлять низкую оценку ученику я стараюсь выдавать листочек в которой онзаписывает тему, заданный вопрос или задания, с которым он не справился, дату ивозвращает мне. При следующем опросе я предлагаю этому же ученику ответить навопрос, которое содержится в отложенном листке.
Наряду сцифровой оценкой в дневниках делаю запись, раскрывающую свое отношение кученику и его достижения. Например: Михаил, это ничего, что у тебя сегодня невсе получилось, главное, что у тебя проснулся интерес, и, пожалуйста, запомни,я всегда готова придти к тебе на помощь, потому что я очень уважительноотношусь к тебе.
В концекаждого урока или его части важно не только и не столько повторять пройденныйматериал, сколько осуществлять рефлексию состояния ребенка, его отношение кпроисходящему, его переживания на уроке в связи с тем содержанием и тойдеятельностью, которая либо коснулась его, либо захватило его, либо была длянего полезна и интересна, либо он остался совершенно безразличен кпроисходящему.
На этивопросы я предлагаю ученикам в конце урока в письменном виде:
1. Доволенли ты тем, как прошел урок?
2. Было литебе интересно?
3. Сумел литы получить новые знания?
4. Ты былактивен на уроке?
5. Ты судовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Учительбыл внимателен к тебе?
7. Ты сумелпоказать свои знания?
На других урокахраздаю карточки ученикам цветные.
Карточкакрасного цвета обозначает: «Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, ямного, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, японимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке».
Карточкажелтого цвета обозначает: «Урок был интересен и я принимал в нем активноеучастие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, ясумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно».
Карточказеленного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не оченьпонимал, О чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял,к ответу на уроке я не был готов».
В концеурока каждый ученик сдает учителю карточку того цвета, который соответствуетего оценке урока (фамилии на карточках не указываются).
«резюме»
Ученикиписьменно отвечают на серию вопросов отражающих их отношение к уроку, учебномупредмету, учителю…
Резюмесдается раз в неделю или в месяц.
1. Чтонравится на уроках?
2. Что ненравит4ся на уроках?
3. Можешь литы учиться лучше по предмету?
4. Чтомешает учиться лучше?
5. Какиедействия учителя считаешь неправильными?
6. Поставьотметку учителю по 10 бальной системе. Обоснуй ее. 6. система работы с отстающими учащимися
Речь идеттолько о тех учениках, которые по разным причинам отстают в изучении предметови хотели бы это отставание преодолеть, при этом встречают заинтересованныеотношения родителей.
В другихслучаях когда речь идет о педагогической запущенности, асоциальном поведении инегативном отношении к учебе, необходим широкий комплекс психотерапевтических идругих специальных средств (Защите ребенка от негативных, злобных, безразличныхродителей; выявление окружения ребенка и, если это окружение носиткриминальный, агрессивный характер, работа с ним; углубленная, психологическая,психотерапевтическая, медицинская диагностика; выявление отставания по предметам;Профориентационная работа, что практикуется у нас в школе СОШ №8 г. БуйнакскаРеспублики Дагестан.
Еслиотстающий ученик относится к первому типу, то работу с ним можно построитьследующим образом. Создается группа поддержки из числа педагогов, родителей,старшеклассников, разрабатывается программа выведения из кризиса и постепенно,медленно или с той же скоростью на который способен ученик, вести его по дорогеуспеха.
Важновыяснить к какой категории относится учащийся, для этого необходимо заполнитьследующую карту: ХАРАКТЕР ОТКЛОНЕНИЙ СТЕПЕНЬ ПРОЯВЛЕНИЯ
Мешает вести уроки в классе
Пользуется асоциальным авторитетом в классе
Не проявляет интереса к учебе
Агрессивен по отношению к товарищам по классу
Не принимает участия в жизни класса
Безразличен к педагогическому воздействию, груб с учителями
Не носит в школу учебники, тетради, другие школьные принадлежности
Не делает домашнее задание
Мать не является для него авторитетом
Скрытный, обозленный, ленивый
Часто бывает голоден
Не модно одет
Любит что-либо делать исподтишка
Постоянно мешает вести уроки
Не проявляет ярко выраженных,
устойчивых интересов
Вне школы связан с молодежью, ведущей асоциальный образ жизни
Безразличен к оценкам
Отнимает или ворует деньги и вещи у учащихся
На классные часы не остается
Книг не читает
Домой приходит поздно или не приходит вообще
Попытки педагогов поговорить по душам кончаются неудачей
Оставался на второй год
Пытался угнать машину
Любит животных
Лето проводит у родственников в деревне
Иногда защищает младших
Если мать поручает, ходит в магазин, может сготовить еду, помочь по дому
Не любит когда его жалеют
Связался с религиозной сектой 7. Олимпийский фонд школы
Одной изважнейших задач школы следует считать изменение подхода к понятию «одаренность».Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию иходаренности, и это правильно и очень хорошо. Но не менее важно относиться кобычному ученику как к одаренному. Это совершенно меняет дело. Ведь тогдапридется декларируемую психологами мысль о том, что все дети талантливы, демонстрироватьна практике. Конечно для того чтобы реализовать новый подход нужно внедрятьиндивидуальное взаимодействие с учащимися.
Глубокуюдиагностику их интересов и возможностей, что при нынешнем ресурсном обеспечениишколы и при безразличии и попустительстве многих родителей иногда не возможно.
С сильнымиучениками создаю группу помощников при предметном кабинете, совместноразрабатываем опыты, эксперименты, материалы для творческих заданий, сценариипредметных конкурсов, программы поддержки отстающих учащихся. Работа поиндивидуальным программам углубленного изучения предмета и подготовки винститут.
Яеженедельно определяю сама или вместе с активом лучших учеников недели последующим номинациям:
— Лучшийученик среди отличников
— Лучший учениксреди хорошистов
-Лучшийученик среди средних учащихся
-Самыйтрудолюбивый ученик
— Самыйактивный ученик
Взависимости от формы урока использую метод специальной рассадки.
«Шпалерно-фронтальный»способ рассадки использую для переполненных классов и для массовых, а неиндивидуальных и микрогрупповых или парных форм работы.
«Глаза вглаза»
Столыставятся один к другому и четыре ученика садятся друг против друга.
«Замкнутыйпрямоугольник или большой овальный стол»
Столыставятся в виде полог прямоугольника и участники вместе с учителем садятсяпочти касаясь друг друга локтем, что создает при положительной психологическойподдержке достаточно комфортную обстановку для всех участников.
«Полусфера»
Учебныестолы ставятся полукругом и учитель занимает место внутри полукруга, чтосближает его с учениками.
«Назавалинке»
В выгородкеиспользуются стулья и один стол для учителя. Ученики на стульях садятся гроздьюпо трем граням стола. Прием используется для проведения обучающего зачета,коллективной консультации, когда остальные ученики класса выполняют своюучебную работу.
«Торжественныймомент»
Столыставятся по трем сторонам периметра класса, учащиеся расположены лицом ксередине класса. Такую рассадку использую для творческих, художественных имузыкальных занятий.
8. Заключение
В своейподготовке к урокам придерживаюсь основных принципов педагогической техники.
Принципсвободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, предоставлятьученику право выбора, при этом право выбора всегда уравновешивается осознаннойответственностью за свой выбор.
Принципоткрытости. Не только давать знания но и еще показывать их границы. Сталкиватьученика с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса. «Образованиене достигает точки насыщения».
Принципдеятельности. Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, этодеятельность» Освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно вформе деятельности.
Принципобратной связи. Регулярно контролировать процесс об учения с помощью развитойсистемы приемов обратной связи.
Принципидеальности. Максимально использовать возможности, знания, интересы самихучащихся с целью повышения результативности и уменьшение затрат в процессеобразования.
9. список литературы
1. Принципыпедагогической техники (Анатолий Гин)
2. Приемы иформы в учебной деятельности (Лизинский В.М.)
3. Личностноориентированный подход в педагогической деятельности. Воспитание школьников. (СтепановВ. М)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.