Недостатки произношениязвуков Р и Р’
и способы их коррекции
ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.Характеристика звуков р и р’по месту и способу образования,
участию голоса и по месту резонированию 3
2. Логопедический профиль звуков ри р’ 3
3. Артикуляционный уклад и механизмобразования звуков р и р’ 3
4. Виды неправильного произношениязвуков р и р’ и формы проявления 3
Разновидности ротацизма 3
Разновидности параротацизма 4
5. Приемы постановки 4
Коррекционная работа приотсутствии в речи звуков р и р’ 6Выработкараскатистого звука р 7Горловоепроизношение звука р и егокоррекция 9Носовоепроизношение звука р и егокоррекция 10
5. Дидактический материал, которыйнеобходим для логопедического воздействия при коррекции звуков ри р’, и способы исправления нарушений 11
Комплексупражнений для выработки правильного произношения звука р 11
Примериспользования игровых методов при работе над звуками р, р’ 13Образец работы над дифференциацией звуков л- р, л’- р’ 13Автоматизациязвука р в словах и предложениях 14
Списоклитературы 17
Характеристиказвуков р и р’ по месту и
способу образования, по степени участия голоса
Согласные звуки р и р’ постепени участия голоса относятся к сонорным. По способу образования эти звукидрожащие (вибранты), По месту образования – язычно-альвеольные, р– твердый, p’ мягкий. Резонирует в ротовой полости.
Логопедический профиль
/> />
Артикуляция р Атрикуляция р’
Артикуляционный уклад имеханизм образования звуков р и р’
Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, что видно, например,при сравнении слогов ра, ро, ру. Между верхними и нижними резцамисохраняется расстояние 4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, апередний край поднят к альвеолам,соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад ислегка поднимается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходитпосередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос.
Мягкая фонема р'отличается по артикуляции отпарной твердой дополнительным подъемом спинки языка к твердому нёбу (примерно, как пригласном и), кончик языка находится несколько ниже,чем при р, задняя частьспинки языка вместе с корнем продвинута вперед.
Виды неправильногопроизношения звуков р и р’ и формы их появления
Существуетдве разновидности дефекта фонем р и р’: ротацизм(искажение) и пароротацизм (замена).
Разновидности ротацизма.
Фонема рможет быть лишена собственной присущей ейартикуляции и заявлять о себе в речи путем удлинения смежного гласного.Частофонема рвыступает в виде горлового дрожащего звука.
Первый тип подобной артикуляции — это велярного р (velum— мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкогонёба и образует с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызываетмелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который,примешиваясь к тону голоса, сообщает фонеме р специфическое дефектноезвучание. Второй тип — увулярное р (uvula — язычок), при которомвибрирует только язычок. При этом вибрация носит гармонический характер и слышитсяотчетливый рокот.
Встречается «кучерское» р, образуемоевибрацией обеих губ, а также воспроизведение фонемы р с помощьюобразования двугубной или губно-зубной щели, когда слышится нечто вроде английского vили русского в.
Вместо р порой встречается носовой звук G,как английское или немецкое ng,например, в словах long, long,образуемый путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом присвободном проходе воздуха из глотки в нос.
Нередко встречается боковое р, прикотором вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковымкраем икоренными зубами с переходом к артикуляции, присущей мягкой фонеме л.Получается звук, напоминающий сочетание рл.
Наконец, следует упомянуть о редком виде ротацизма, при котором резкое искажениезвука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемуюмежду боковым краем языка иверхними коренными зубами, приводя в колебаниещеку. Это так называемое щечное р.
В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударнымр, при котором передний край языка лишь один раз прикасается к альвеолам,вибрация отсутствуети слышится звук, напоминающий английское (альвеолярное) d.
В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердую фонему р,так и мягкую р’. Нередко, однако, при дефектном ротмечается нормальное р’. Иногда бывает и обратное, когдаискажается р’, а р остается нормальным.
Разновидности параротацизма (замена р согласными р’л, л’, й, г, д, в). Некоторые из них, в частности замена р нар’, на л или л’часто находят свое отражениев письме.
Характер детскости речи придает наблюдаемая также замена фонемы рфонемой j. Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются. У дошкольниковчасто наблюдается замена фонемы р посредством л и л’ илиполумягкого l, которая обычно носитвременный характер.
Иногда отмечается замена твердой фонемы р мягкой р’.Возможна и обратная замена.
Приемы постановки звуков р и р’
Предрасполагающими к ротацизму анатомическими аномалиями могут служить короткаяподъязычная связка, узкое и высокое нёбо, чрезмерно узкийили массивный, недостаточно пластичный язык. Первая попытка исправить ротацизм удошкольников или младших школьников на основе подражания предполагает слуховое восприятие фонемы,подкрепленное примерами рокочущих звуков (рокот мотора, раскаты грома и т. п.). Одновременноиспользуетсявозможность видеть и контролировать с помощью зеркала (при несколько открытом рте)форму, положение и работу языка.
Поднесение кисти руки ко рту в момент произнесения фонемы рпозволяет ощутить прерывистость струи выдыхаемого воздуха. Однакопростое подражание приводит к цели в самых легких случаях. Как правило, выработка нормальногопроизношенияфонемы ртребует специальных упражнений.
Если фонема р заменяется своей мягкой парой, топутем постепенного расширения рта во время протяжного произнесения звука р’можно автоматически вызвать некоторое перемещение артикуляции переднего края языка назад,что влечет за собой более твердый оттенок звука.При необходимости следует воспользоватьсямеханической помощью: для раскрытия рта слегка нажать большим пальцем на подбородок, для перемещения языка назад ввести под него шпатель или зонд.
При обратной замене, когда вместо мягкого р’ получаетсятвердое, надодобиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам,исходить из сочетания согласного с передним гласным и..
В большинстве случаев для получения артикуляции фонемы рнеобходимыподготовительные упражнения, которые ведутся в двух направлениях. Один ряд упражненийнаправлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемое фрикативноер, артикулируемое при том же положении языка и в том же месте, что инормальное, но пока без вибрации (вродеанглийского г), например, в словах bread, dream).
Другой ряд упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенокправильно произносит верхние ши ж, тополучитьфрикативное р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжнофонему жпри несколько открытом рте без округления губ ипереместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов.Добившись цели, следует закреплять фрикативное рна материалеслогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобыполученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, приминимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен нетолько голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.
Если фонемы ш и ж произносятся неправильно,без подъема переднего края языка вверх, то надо проделать все те артикуляционные упражнения,которые были направлены на получение требуемого положения языка при постановкефонемы ш.
Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохезвука д, артикулируемого особым образом — при несколькооткрытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже,с деснами верхних резцов или даже с альвеолами, как при произнесении английской фонемы d.
Упражнение может состоять сначала из двух-, трехкратного равномерного повторениязвука (дд, дд, дд.., ддд, ддд, ддд...), затем из таких жесерий, но с усилением последнего звука, а также и из многократного повторения звука как равномерного (дддддд...), так и с ритмическим выделением, каждого третьего звука серии… Возможно также использование вкачестве исходного звука т(тд, тд; тдд, тдд). Работать должен только язык, при спокойномположении нижней челюсти.
Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытымртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижнейчелюсти, следует ввести сбоку между коренными зубами деревянный шпатель или резиновый брусок, которыйбудет выполнять в этом случае роль распорки. Вскоре необходимость в механическойфиксации нижней челюсти отпадает.
В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д, завершаетсягласными а или ы.
Полезным для выработки вибрации является произнесение двместо фонемы р всловах с сочетаниями тр или дрв начале (тдава, тдамвай, тдусики, тдуба, ддова, ддозд,ддуг и т. п.)
Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесенияфрикативного рпод язык подкладывается шпатель с шариком на конце. Шарикприводится в соприкосновение с нижней поверхностьюязыка, после чего быстрыми движениямишпателя вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременноесмыкание и размыкание его переднегокрая с альвеолами. Вместо шпателя с шариком может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ватой,смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. Вдальнейшем ребенок действует самостоятельно.Во время упражнений необходимоследить, чтобы язык постоянно возвращался в установленное положение, чтобымежду ним и альвеолами сохранялась минимальная щель.
Наконец, оченьспособствует появлению самостоятельной вибрацииязыка сочетание альвеолярных тили д сфрикативнымр (др._____, др_______; дддр_____,дддр___; тр_____, тр_____;тттр______,тттр_____ ). Вначале может получиться «мелкодробная» вибрация, при которой дрожитлишь самый край языка и числоколебаний значительно превышает 20 в секунду. Дальнейшие упражнения, в частностис механическим колебанием языка,должны привести к вовлечению в колебание значительной части языка, чтосразу замедлит частоту колебаний и доведетее до нормальной.
После того как достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражненийна материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно все в более быстромтемпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения фонемы р,неизбежно на ранних этапах работы. Есливначале получится только твердое р, то одновременно с его закреплением необходимо начатьработу над мягким р’.Если же вначале получится мягкое р’, то вскоре следует начать работу над твердым р.
Коррекционная работа при отсутствии в речи звуков Р иР’
Звук р часто отсутствует у детей. Этот недостатокхорошо заметен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит так: «Ано,ано мы встаем гомко стоожа зовем. Cтоож, стоож, поскоей выходи комить звеей».
Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка).
Подготовительный этап.
Для правильного произношения звука р нужно, чтобыпередний край языка стал широким. Некоторым детям это не удается: кончик языкавсе время суживается. Здесь можно привести сравнения: «Сделай язык блинчиком,пусть он полежит на тарелке» (взрослый показывает, как язык свободно лежит унего на нижней губе). Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным,предложите ребенку «Наказать непослушный язычок». Когда ребенок научится распластыватьязык, делать его мягким, ненапряженным, предложите ему поднять язык на верхнююгубу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не былотрудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние междугубами, тем легче сделать это движение.
Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхниезубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно,плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка нато, что язык остался таким же широким, как был, когда лежал на верхней губе.Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.
Удерживая язык широким за верхними зубами, чутьотодвинув его к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить,чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положениесвоего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твоизубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожийна зж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!»Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстрои свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.
Постановка звука.
Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звукз, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка. Если вместо р будетслышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к зубами. Слегкаусиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышим cлог ра. С другимигласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такая подготовка постепенно ипрочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончикаязыка. Полученный звук р называется проторным.
Далее следует приступить к выработке раскатистогозвука р.
Выработкараскатистого звука Р
(с вибрацией кончика языка)
Прежде чем приступить к выработке раскатистого р,следует научить ребенка произносить звук р проторный.
Подготовительный этап.
Попросите ребенка, удерживая язык широким«побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…) Полоскабумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.
Постановка звука.
Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы идлительно произносить звук похожий на зж (слышится что-то cреднее между этимизвуками: з с призвуком ж или наоборот) или многократно проговаривать звук д (ноязык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук д не четкий). Следите за тем,чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, скоротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцемсамого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным подкончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону,отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитуюватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину,получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательнозакругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать спальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебаия языка.
Если язык будет не широкий и не напряженный, палецувлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе спальцем, со звуком близким к дл. Обратите особое внимание ребенка на то, чтоязык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях неуходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута,то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струнаослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствиемего выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.
Добившись вибрации кончика языка с механическойпомощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, чторебенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Современем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, каккончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служитсамоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобностьотпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатываетсяочень долго, начинают автоматизацию звука р в слогах и в словах,, добиваясь раскатас механической помощью.
Можно вызвать вибрацию кончика языка следующимобразом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, неотпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от неба сильным толчкомвыдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Этоупражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее онможет вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.
Второй вариант этого же способа (с механическойпомощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большимуказательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная частьязыка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдуватьвоздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (унекоторых детей сразу получается сочетание тр (др). Зубы в упражнении открытына расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз,постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр(др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался унеба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильнойструи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др — др).
Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают«уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит невдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточносильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания тр (др) слышится тл,это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, языкдолжен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать кнебу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука р по подражанию.При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильномподражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка,соприкасающийся с мягким небом.
После закрепления произнесения короткого тр (др)необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) — вначале с помощьюпальцев, а затем без пальцев.
На любом из данных этапов не следует торопиться. Уребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться наэто несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнятьданные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку р однимспособом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявитетерпение в данной работе.
Внимание! В ряде случаев считается, что для постановкизвука р (реже ш, ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однакоэто излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка инеразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться кнебу. Опыт работы показывает, что после проведения комплекса cпециальныхупражнений мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимостьее подрезки отпадает.
В помощь упражнениям можно растянуть подъязычнуюсвязку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самом низу под языком двумяпальцами (большим и указательным) и тянущим движением ведите пальцы по ней к кончикуязыка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйте силу, чтобы не повредить тонкуюткань. В каждый прием совершайте несколько таких движений. Очень быстро Вашипальцы станут чувствовать возможности «уздечки», и эта процедура не будетвызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней 4 — 5 раз в неделю, и черезнекоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычная связка изменилась в длинне.
Звук Pь.
После автоматизации р, используя прием подражания,добиваются правильного произнесения рь. Длительный раскатистый рпоследовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы вулыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.
Горловое произношение звука P и его коррекция
Горловое произношение звука р встречается часто удетей и взрослых. В редких случаях оно устраняется без специальной помощи, иесли его не исправить, может остаться на всю жизнь.
Отличие горлового р от правильного состоит в том, чтовибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягкого неба (маленькогоязычка). Такое произношение звука р считается правильным во французском,немецком и некоторых других языках.
Отличить горловое произношение от правильногонетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произноситьр. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно.
Коррекция горлового произношения звука р производитсяв несколько этапов.
Подготовительный этап.
Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и вречи нет правильных звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционнойгимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движенияязыка.
Постановка звука.
Если у ребенка есть правильно произносимые звуки ш иж, нужно сразу приступить к постановке проторного р, а затем выработке вибрациикончика языка (как при отсутствии звука).
P проторный необходимо получить для того, чтобыактивизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкогонеба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения.Необходимо,чтобы ребенок контролировал зрительно свои движения перед зеркалом.
Автоматизация звука.
Когда будет получен правильный звук р, его оченьосторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегдаможет проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимысамоконтроль и контроль со стороны взрослого.
Носовое произношение звука P и его коррекция
Носовое произношение звука р по звучанию похоже насочетание нг. От правильного произношения оно отличается, во-первых, тем, чтовоздушная струя выходит через нос, а не через рот, во-вторых, тем, что кончикязыка не участвует в артикуляции звука – он оттянут в глубь рта.
Подготовительный этап.
Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку,что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот. Глубоко вдохнув, сделайтемедленный выдох через рот, поднеся к губам ватный шарик. Попросите ребенка сделатьтак же. Потренировавшись в выдохе через рот, покажите малышу, как выдыхатьчерез нос (при закрытом рте поднести ватку к верхней губе). Затем сравниваютзвуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, ш и др.), со звуками,которые произносятся с выдохом через нос (м, н). Прикладывая ватку, бумажнуюполоску, следят струей выходящего воздуха. Попросив ребенка произнести звук р,скажите, что он неправильно произносит звук, потому что у него воздух идет внос. Покажите правильный образец.
Постановка звука и автоматизация проводится в обычномпорядке.Дидактический материал
Комплексупражнений для выработки правильного
произношения звука P
Работа по развитиюосновных движений органов артикуляционного аппарата проводится в формеартикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработкаполноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастикунужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ееделать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционнойгимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простыхупражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя,так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки иноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицовзрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильностьвыполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведенияартикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Такжеребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), нотогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом.
Взрослый рассказывает о предстоящемупражнении, используя игровые приемы.
Показывает его выполнение.
Упражнение делает ребенок, а взрослыйконтролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционнуюгимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точностьдвижения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движенияк другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляциивыполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противномслучае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражненийнаблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата.Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе стем координированными.
В процессе выполнения гимнастикиважно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка.Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, — это может привести котказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, языкуже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательнонаучиться подниматься кверху»).
Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владетьязыком.
Описание. Широко открыть рот и кончиком языка«почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языкомиз стороны в сторону.
Внимание! 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубывидны. 2.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, анаходился у корней верхних зубов. 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает толькоязык.
Маляр.
Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть рот и«погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание! 1.Губы и нижняя челюсть должны бытьнеподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхностиверхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Кто дальше загонит мяч.
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывнуювоздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний крайязыка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку напротивоположный край стола.
Внимание! 1.Нижняя губа не должна натягиваться нанижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнок произносил звукф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движение широкой передней частиязыка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимаетпри произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким переднимкраем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не изстороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, анижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должнабыть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким,боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужновернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только языкстанет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Индюк.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность егопередней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнююгубу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе впереди назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначалапроизводить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока непослышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широким и несужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Барабанщики.
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатыватьподъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончикомязыка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающийанглийский звук d: d-d-d… Сначала звук d произносить медленно, постепенно убыстрятьтемп.
Внимание! 1.Рот должен быть все время открыт, губы вулыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. 2.Следить, чтобы звукd носил характер четкого удара – не был хлюпающим. 3.Кончик языка не долженподворачиваться. 4.Звук d нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемаявоздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильномвыполнении упражнения она будет отклоняться.
Приведупример использования игровых методов при работе над звуками р, р’.
1) Артикуляция звука.
- Язычок сидел в своем домике. Ему очень хотелось научиться петь песенку самолета.Он улыбнулся, показал все зубки (показ учителем, повтор детьми), широко открылдомик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхней дверке и пустилхолодный ветерок. Язычок запел “ р-р-р” и почувствовал, что у него задрожалхвостик (показ). Язычок подставил бумажку и снова запел: “р-р-р”. Споем вместепесенку самолета: “ р-р-р”!
2) Узнавание звука в словах.
Педагогназывает слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками ри р', поднимаютруки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.
3) Шутки-чистоговорки:
Ря– ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю; арь- арь- арь- новый букварь;ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; ра – ра – ра –высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры–ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.
4) Скороговорки:
ШелЕгор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. ПривезПров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.
Образец работы над дифференциациейзвуков л — р, л’-р’
1)Выделение звуков л-л’, р-р’.
- Дети, вспомните, как Язычок поеттвердую песенку индюка, повторим. (“Л-л-л”.) А теперь вспомним псенку мотора(“Р-р-р”.)
- Я вам покажу картинки, а вы их назовете, четко выделяя звукил-ль, р-рь.
2)Шутки-чистоговорки:
Ло-ол-ор-уРомы топор; ло-ло-ро-у Лены перо; ал-ар-ал — темный подвал; ри-ри-ри — купилисухари; ли-ли-ли — мы улицу мели; ре-ре-ре — метель в январе; ле-ле-ле — катались на осле.
Педагог следит за четкостью произношения звуков в словах.
3) Работа над предложением.
Дети слушают и запоминают предложения:Суп надо солить. На пол не надо сорить.Педагог начинает предложения, а дети заканчивают. Отвечает тот, до когодотронулся учитель: Суп надо… На пол не надо…
4) Скороговорки.
Ларау Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Рыбу ловит рыболов, весьв реку уплыл улов. Король- орел, орел- король.
5) Определение слов со звуками л-л’,р-р’ в тексте.
Детислушают рассказы, потом находят слова с указанными звуками.
Лыжи.
Была зима. Выпало много снега.Мама купила Клаве лыжи. Клава взяла лыжи, взяла палки и пошла в сад. Клавакаталась на лыжах. Ей было весело.
Верный друг.
Рома и его собака Трезор — большие друзья. Они вместе играют, вместе гуляют. Один раз Рома купался в реке.Он отплыл далеко от берега и стал тонуть. Рома закричал. Трезор бросился в водуи вытащил Рому на берег. Так Трезор выручил из беды своего друга.
Послечтения всего рассказа учитель читает по одному предложению, дети называютслова, а в них заданные звуки.Автоматизация звука Р в словах и предложениях
Прежде, чем приступить к автоматизациипроизношения звука Р в словах и предложениях, нужно добиться правильногоизолированного произношения этого звука, а затем автоматизировать звук вслогах.
Следует организовать автоматизацию звукав форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 — 20минут для детей до 4,5 лет, старше — 30 минут. Нельзя допускать возникновенияутомления у малыша.
На первых порах рекомендуется произноситьзвук Р в словах долго, раскатисто, особенно в середине слова.
«Открытые» слоги.
Напоминаю, что «открытыми» называютсяслоги типа «согласный+гласный».
Игра «Повторяй-ка» (или «Повторюшка» — кому какбольше нравится) развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Есликакое-нибудь встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оноозначает.
1. Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
начинается игра.
Я прошу со слогом ра
Повторить за мной слова:
И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра,па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган,муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара,нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, радио, баранка,радуга, равный, радость, раковина.
2. Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
продолжаем мы игру:
ррубашка, ррубанок (и т.д.), ручей, рука,рубин, па-ррус, рукав, рубить, рубаха, ручной, ружье, румяный, рукавица, беру,дыру, нору, жару, руки, ручка, рубка, русый, орудие, кукуруза
3. Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Много слов со слогом ро:
ррот, Ррома (и.т.д.), роза, роща, пе-рро,у-ррок(и.т.д.), герой, горох, пирог, сырой, сурок, мороз, народ, паром, ворона,дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.
4. Ры-ры-ры, ры-ры-ры -
вот слова со слогом ры.
За мною слова повторяй,
но не зевай:
Как промолвишь слово «рысь»,
Так выходишь из игры.
Рыба, (рысь), рыжик, рытвина, (рысь),корыто, рык, (рысь), рысак, парЫ, (рысь), горы, куры, норы, дыры, (рысь),пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, (рысь), боксеры, шахтеры, помидоры,самовары, рыбаки, (рысь), пёрышко.
5. Слово повтори тогда, когда названаеда: метро, горох, порог, пирог, творог, мороз, мороженое, огород, сорока,пирОга, пирожное, макароны, сырок, сурок, ворона, дорога.
Отгадай загадку — назови отгадку. Загадкиразвивают логическое мышление и расширяют кругозор.
Совет: если Вы отыщите картинки сизображением отгадок, малышу гораздо легче будет разгадать загадку.
1. Четыре грязных копытца залезли прямо вкорытце. (Поросенок)
2. Непоседа пестрая птица длиннохвостая.Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
3. В лесу у пня суета, беготня. Народрабочий весь день хлопочет. (Муравьи).
4. На полянке возле ёлок дом построен изиголок. За травой не виден он, а жильцов в нем — миллион. (Муравейник).
5. Заплелись густые травы, закудрявилисьлуга, да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Барашек)
6. Он ходит, голову задрав, не потому,что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он — … (Жираф)
7. В воде она живет, нет клюва, а клюет.(Рыба)
Повтори предложения.
Вот Вера и Мара.
У Веры шары и у Мары шары.
Рома идет на урок.
Ира пасет корову.
У Тамары карандаш.
В ручке старое перо.
Cледующимэтапом автоматизации звука Р будет тренировка произношения этого звука взакрытых слогах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Логопедия./ Под ред. Л. С.Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1998. С. 112 – 115
2. Новотворцева Н. В. Рабочая тетрадьпо развитию речи на звуки Р и Р’. – М., 1998. – С. 54
3. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной – М., 1968. – С. 271 – 337
4. Успенская Л. П., Успенский М. Б.Учитесь правильно говорить. Кн. в 2-х частях. Часть II. – М., 1995.С. 36 – 86
5. Хрестоматия по логопедии. В 2тт.Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И.Селиверстова.– М., 1997. С. 51 – 55