Міністерство освіти України
Державний Дніпропетровський Університет
Інститут довузівської підготовки і післядипломноїосвіти
Факультет перепідготовки спеціалістів
спеціальність “Банківська справа”
РЕФЕРАТ
З дисципліни: Фінансове право
Тема: Правове регулювання оподаткування операцій зцінними паперами в Україні.
виконав:слухач групи БС-98з
Канд.техн.наукШеєнко М.І.
заліковакнижка № 98-24-21
перевірив: ст. викладач
Мізіна І.В.
м. Дніпропетровськ
2000 р.
Введение… 2
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ… 3
ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ… 4
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ… 8
ГОСПОШЛИНА… 9
ВЗИМАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ОПЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕНА ФОНДОВЫХ БИРЖАХ, А ТАКЖЕ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ АУКЦИОНА ПО ПРИВАТИЗАЦИИГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 10
ВЗИМАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИБУМАГАМИ 12
НДС… 16
Выводы… 17
Список литературы… 17Введение
Налоговая система вкаждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, содной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступаетглавным орудием реализации ее экономической доктрины. Налоги – это объективноеобщественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимовыходить из реальностей социально-экономического состояния страны, а неруководствоваться пожеланиями, возможно, наилучшими, но неосуществимыми.
Налоги являются одной из важнейшихфинансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовыхотношений между государством и членами общества. Именно возникновениегосударства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казнудля финансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала этивзносы проводились в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежныхотношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.
Всистеме налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенныеналоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика, и их размерпрямо зависит от объекта налогообложения. Косвенные налоги выражаются в ценахпроизведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя ихвыплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несетна себе потребитель этих товаров, работ и услуг.
В условиях нестабильной экономики,повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес каксредство влияния на уровень цен в стране, как регулятор потребления.
В наше время расширилась сферафункционирования налогов, возросло их значение в перераспределениинационального дохода, они стали важным способом влияния на процесс потребления,а отсюда и на процесс производства. Прямые и косвенные налоги играют оченьважную роль в формировании доходов бюджета.
Предмет данной работы – анализналогообложения операций с ценными бумагами в Украине, на современном этапе.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХБУМАГ
Украина значительно отстает отевропейских стран в части наличия законодательства, касающегося рынка ценныхбумаг. Даже в России принят отдельный нормативный акт, регулирующий в определеннойстепени взаимоотношения между налоговиками и профессиональными участникамифондового рынка. В Украине, к сожалению, до сих пор налоги на рынке ценных бумагрегулируются отдельными законодательными актами, охватывающими конкретныеналоги и часто противоречащими друг другу. Вот и возникают различные неприятныеситуации, омрачающие жизнь финансовым институтам и ставящие под сомнениевозрождение фондового рынка Украины.
При формированииналогового законодательства люди, его разрабатывающие, видимо не учли фактвозможности функционирования в Украине рынка ценных бумаг, поскольку проблемнойявлялись ситуации практически со всеми основными налогами — подоходным с физическихлиц, на прибыль предприятий, госпошлиной и, наконец, налогом на добавленнуюстоимость. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
До последнего времени, основным ипожалуй единственным спорным (с точки зрения налоговой) вопросом по поводуналогообложения физических лиц, являлся вопрос – кто и когда должен уплачиватьналог на доходы физических лиц полученные в результате продажи физическим лицомценных бумаг юридическому лицу. С точки зрения налоговой администрации налогдолжно удерживать юридическое лицо (в размере 20%) и уплачивать его в бюджет.Профессиональные участники рынка ценных бумаг считают, что данный налогфизическое лицо должно уплачивать самостоятельно. По поводу его взимания (илине взимания) было уже достаточно публикаций в СМИ, доказывающих, что уплата егофинпосредниками несостоятельна, и масса писем ГНАУ, утверждающих обратное.Причем, трактовка налоговой данного вопроса претерпевает изменения напротяжении одного месяца. В качестве примера приведем два письма ГНАУ по этомувопросу:
ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 17-0117/10-10885 від 31.12.97
м.Київ
vd971231 vn17-0117/10-10885
Державнійподатковій адміністрації
в АвтономнійРеспубліці Крим,
областям,мм.Києву та Севастополю
Про особливості оподаткуванняприбутку громадян,
отриманих від продажу юридичнимособам цінних паперів
Государственная налоговая Администрация Украины на
многочисленные запросы налогоплательщиков и Государственных
налоговых администраций относительно механизма налогообложения
доходов граждан, полученных от продажиюридическим лицам ценных
бумаг, в частности акций, сообщаетследующее.
В соответствии с п. 5.13 Инструкции«О подоходном налоге с
граждан» ( z0064-93 ) суммы доходов, что направляются у источника
их получения на приобретение акций, исуммы, которые инвестированы
на реконструкцию и расширение производства субъектов
предпринимательской деятельности не включаются в совокупный
налогооблагаемый доход. Основанием для исключения из
налогооблагаемого дохода таких сумм есть письменное заявление
граджанина в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации
по месту основной работы с просьбойнаправить часть заработка на
указанные цели. Доходы полученные от продажи акций облагаются
подоходным налогом на общих основаниях.
Кроме того, согласно п.«е» статьи 5 Декрета «О подоходном
налоге с граждан» ( 13-92 ) в совокупный налогооблагаемый доход
граждан не включаются суммы получаемыеими вследствие отчуждения
только того имущества, что принадлежит импо праву собственности,
в том числе и права собственности наакции, за нотариальное
удостоверение которого уплачиваетсягосударственная пошлина.
В случае, если гражданин продает акции, приобретенные за
собственные денежные средства, тоналогообложению подлежит разница
между ценой предварительного приобретения и ценой продажи акций
или их номинальной стоимостью. Указанныйдоход облагается налогом
по ставке 20 процентов в соответствии сп.3 статьи 7 Декрета «О
подоходном налоге с граждан».
Указанный механизм налогообложения действует и для граждан,
которые не имеют постоянного места жительства в Украине. Если
акции проданы юридическому лицу по месту основной работы
гражданина, то сумма указанной разницывключается в его совокупный
налогооблагаемый месячный доход, в которомона выплачивается, и
облагается в порядке и по ставкам п.1статьи 7 указанного Декрета.
Что касается дохода граждан от продажиакций, полученных ими
в обмен на имущественные компенсационныесертификаты, то в даном
случае налогооблажению подлежит вся сумма дохда за минусом
стоимости компенсационного сертификата.
После окончания календарного года физические лица обязаны
подавать в налоговый орган по месту жительства декларацию о
совокупном доходе, плученном в течение отчетногогода.
В дополнение к изложенному следует отметить, что указанным
Декретом предусмотрено, что юридическиелица, которые выплачивают
денежные средства субъектамналогообложения, обязаны в 30-дневный
срок после выплаты гражданам доходов за купленные у них ценные
бумаги подать в налоговый орган по месту жительства граждан
справку по форме N 2, которые используют ее для проверки
предъявленных гражданами деклараций и исчисления совокупной
годовой суммы налога.
Одновременно статьей 19 Декрета (13-92 ) установлено, что
лица, которые получают доходы не только поместу основной работы,
обязаны вести учет доходов и затрат,связанных с их получением, по
форме, приведенной в приложении N 4 Инструкции «О подоходном
налоге с граждан» ( z0064-93 ). Это касается также граждан,
которые получают доходы от продажи ценныхбумаг.
Указанное письмо необходимо довести к сведению налоговых
администраций всех уровней для руководства и применения в
практической работе.
ЗаместительПредседателя Г.И.Бондаренко
Как видно из приведенного письмаздесь отсутствует требование удерживать налог по месту выплаты, но ужеследующее письмо за той же подписью меняет позицию ГНАУ:
ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯУКРАЇНИ
Л И С Т
N 376/11/17-0116 від 15.01.98
м.Київ
vd980115 vn376/11/17-0116
Інвестиційнокомерційна
фірма «Октепес» ЛТД
257006, м.Черкаси
вул.Хрещатик, 195
Про особливості оподаткуваннядоходів громадян, отриманих
від продажу юридичним особамцінних паперів
Державна податкова адміністраціяУкраїни на ваш запит щодо механізму оподаткування доходів громадян, отриманихвід продажу юридичним особам цінних паперів, зокрема акцій, повідомляєнаступне.
Згідно з п.«е» статті 5Декрету Кабінету Міністрів України «Про прибутковий податок згромадян» ( 13-92 ) до сукупного оподатковуваного доходу громадян невлючаються суми, одержані ними внаслідок відчуження майна, що належить їм заправом власності, в тому числі і права власності на акції, як одного об'єктуправа приватної власності, за нотаріальне посвідчення якого сплачуєтьсядержавне мито.
Відповідно до п.5.13 Інструкції«Про прибутковий податок з громадян» ( z0064-93 ) суми доходів, щонаправляються у джерела їх одержання на придбання акцій, та суми. якіінвестовані на реконструкцію і розширення виробництва суб'єктів підприємницькоїдіяльності не включаються до сукупного оподатковуваного доходу. Підставою длявиключення з оподатковуваного доходу таких сум є письмова заява громадянина вбухгалтерію підприємства, установи чи організації за місцем основної роботи зпроханням направити частину заробітку на зазначені цілі. Доходи, одержані відподальшого продажу акцій, оподатковуються прибутковим податком на загальнихпідставах.
У разі, якщо громадянин продаєакції, придбані за власні кошти, юридичним особам не за місцем його основноїроботи, то оподаткуванню підлягає різниця між їх номінальною вартістю або ціноюпопереднього придбання (якщо вона може бути підтверджена документально) і ціноюпродажу акцій. За відсутності документального підтвердження — між номінальноювартістю та ціною продажу. Зазначений дохід оподатковується у джерела виплатиза ставкою 20 відсотків відповідно до п.3 статті 7 «Про прибутковий податокз громадян». Згаданий механізм діє і для громадян, які не мають постійногомісця проживання в Україні.
Якщо акції подані юридичній особіемітенту цих акцій за місцем основної роботи громадянина, то сума різницівартості їх придбання та ціною продажу включається до його сукупногооподатковуваного місячного доходу, в якому вона виплачується, і оподатковуєтьсяв порядку і за ставками п.1 статті 7 зазначеного Декрету.
Що стосується доходу громадян відпродажу акцій, отриманих ними в обмін на майнові компенсаційні сертифікати, тооподаткуванню підлягає вся сума доходу за мінусом вартості компенсаційногосертифікату.
Після закінчення календарного рокуфізичні особи зобов'язані подати до податкового органу за місцем проживаннядекларацію про сукупний дохід, отриманий протягом звітного року.
В доповнення до наведеного слідзазначити, що згаданим Декретом передбачено, що юридичні особи, які виплачуютькошти суб'єктам оподаткування, зобов'язані у 30- денний термін після виплатигромадянам доходів за куплені у них цінні папери надіслати до податковогооргану за місцем проживання громадян довідку за формою N 2, які використовуютьїх для перевірки поданих громадянами декларацій та обчислення сукупної річноїсуми податку.
Водночас статтею 19 Декретувстановлено, що особи, які одержують доходи не тільки за місцем основноїроботи, зобов'язані вести облік доходів і витрат, пов'язаних з їх одержанням,за формою, наведеною у додатку N 4 до Інструкції «Про прибутковий податокз громадян» ( z0064-93 ). Це стосується також громадян, які одержуютьдоходи від продажу цінних паперів.
ЗаступникГолови Г.І.Бондаренко
Имеет место достаточное количестворешений арбитражных судов в пользу торговцев ценными бумагами. Но проблемасостояла в том, что ни первое, ни второе не имеют юридической силы, а арбитражныерешения касаются каждого конкретного случая. Исходя из инструкции о подоходномналоге и писем ГКЦБФР и Минюста, взимать подоходный налог при скупке ценныхбумаг у физических лиц торговцам ценными бумагами не надо. Но налоговые администрации,к сожалению, письма вышеуказанных организаций не читают, а инструкцию уже непринимают во внимание. Большинство представителей профессиональных участниковрынка ценных бумаг были уверены, что вопрос решится для рынка положительно. Потому,что если решение будет негативным для них, налоговая возьмет на себяобязанности похорон украинского фондового рынка. А это очень серьезный шаг. Иих ожидания оправдались – Законом «ПРО ВНЕСЕННЯ ЗМІН ДО ДЕЯКИХ ЗАКОНОДАВЧИХАКТІВ УКРАЇНИ» від 23 березня 1999 р. N 539-XIV к декрету кабинета министров«ПРО ПРИБУТКОВИЙ ПОДАТОК З ГРОМАДЯН” были внесены изменения согласно которым:«Прибуток, отриманий громадянином від операцій купівлі-продажу акцій та іншихкорпоративних прав, за результатами звітного року включається до складу йогосукупного річного оподатковуваного доходу та вноситься ним до бюджету увстановлені строки. При цьому особою, відповідальною за внесення податку добюджету, є такий громадянин.” В результате чего обсуждаемый вопрос былокончательно решен.
Кроме того, этим же законом былизменен п. «з» статьи 5 этого декрета, согласно которым:
«з) проценти, дисконтні доходи і виграшіпо облігаціях державних позик, грошових вкладах, іменних ощадних сертифікатах,виграші за державними лотереями та державними казначейськими зобов'язаннями;
доходи, одержані від відчуження громадянамиакцій та інших корпоративних прав, які були набуті такими громадянами в процесіприватизації в обмін на їх приватизаційні або компенсаційні сертифікати, атакож в межах їх пільгового придбання за власні кошти працівниками підприємств,що приватизуються, та особами, визначеними статтею 25 Закону України „Проприватизацію майна державних підприємств“
Кроме того, согласно заключительнымположениям этого закона: «Дія положень підпункту»е" і другої частини підпункту «з» пункту 1 статті 5Декрету Кабінету Міністрів України від 26 грудня 1992 року N 13-92 «Проприбутковий податок з громадян» (в редакції цього Закону) поширюється направовідносини, які виникли з дня набрання чинності зазначеним ДекретомКабінету Міністрів України.”
Т.е. всем гражданам, которые оплатилис 1992 г. подоходный налог от реализации акций полученных в результатеприватизации, ГНАУ должна его вернуть?НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
С ним возникают, в основном, тринегативных момента. Первый: при проведении комиссионной деятельности, когдаперечисляются средства на покупку ценных бумаг в которые входит и вознаграждениеторговца, налоговая вполне может потребовать (и требует) уплаты налога наприбыль (и НДС) с него. Вне зависимости оттого, выполнил ли он своиобязательства и получит ли свои комиссионные в принципе. Так что при заключениидоговоров комиссии лучше указать, что вознаграждение будет получено толькопосле завершения сделки. Второй момент носит частный характер, но достаточноважен. При приобретении ценных бумаг непосредственно у эмитента по цене,превышающей номинал, разницу между ним и ценой приобретения (эмиссионный доходэмитента) посредник не может отнести к валовым затратам. Выхода из этой ситуациинет, она детально прописана в законе. Третий момент — отделение дилерскойдеятельности от остальных: затраты по ней считаются отдельно и не могутперекрываться доходами от других операций. Вот такой подарок стратегическомуинвестору.
И, наконец, компенсационныесертификаты. Вложение их в украинские предприятия на аукционе, оказывается,является их продажей, и с разницы между ценой приобретения и ценой отчуждения(номиналом) надо заплатить 30%. Решение этой проблемы возможно только черезарбитраж. ГОСПОШЛИНА
Сложившаяся в Украинесистема налогообложения ценных бумаг предопределяет, что одним из обязательныхплатежей, взимаемых в пользу государства при заключении сделок с ценными бумагами,является такой неналоговый платеж, как государственная пошлина.
С развитием в Украинефондового рынка ценные бумаги активно вовлекаются в гражданский оборот,становясь объектами различных сделок.
Некоторые положенияпринятого еще в начале 1993 года Декрета Кабинета Министров Украины «Огосударственной пошлине», регулирующие порядок взимания и уплатыгосударственной пошлины (в том числе и за операции с ценными бумагами) неотвечают требованиям развивающегося фондового рынка Украины.
Внесение изменений вДекрет «О государственной пошлине», направленных на усовершенствованиемеханизма налогообложения ценных бумаг, являлось только вопросом времени.
День 2 июня 1999 годаознаменовал собой новую эру в порядке налогообложения (вернее, взиманиягосударственной пошлины) по операциям с ценными бумагами.
Именно 2 июня 1999 года всотом номере газеты «Урядовий кур'єр» опубликован Закон Украины от 23марта 1999 года N 539-XIV «О внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Украины» (далее — Закон N 539), которым внесенызначительные изменения в порядок взимания государственной пошлины по операциямс ценными бумагами.
Закон N 539 вступил в силусо дня опубликования. Этим законом внесены изменения в три действующиезаконодательные акты, и посвящены они не только вопросам налогообложения ценныхбумаг.
Однако в данной случаебудут рассмотрены только те вопросы, которые касаются изменений в уплатегосударственной пошлины по операциям с ценными бумагами. ВЗИМАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ОПЕРАЦИИ,ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ НА ФОНДОВЫХ БИРЖАХ, А ТАКЖЕ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ АУКЦИОНА ПО ПРИВАТИЗАЦИИГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА
Порядок взиманиягосударственной пошлины относительно ценных бумаг определялся следующимипунктами статьи 2 Декрета Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года N7-93 «О государственной пошлине»:
— пунктом 9 (взиманиегосударственной пошлины за операции с ценными бумагами);
— пунктом 10 (взиманиегосударственной пошлины за операции, осуществляемые на товарных, сырьевых идругих биржах, кроме валютной). Указанная норма Декрета обязывала плательщиков- участников фондового рынка — уплачивать государственную пошлину призаключении сделок по ценным бумагам на фондовой бирже;
— пунктом 11 (взиманиегосударственной пошлины за проведение аукциона), который обязывал взиматьгосударственную пошлину при проведении аукциона. Указанная норма Декретаприменяется в процессе приватизации государственного имущества через сетьцентров сертификатных аукционов путем продажи акций приватизируемых предприятийза приватизационные и компенсационные сертификаты.
Законом N 539 внесенысущественные изменения во все перечисленные выше пункты статьи 2 Декрета«О государственной пошлине».
Рассмотрим изменения,внесенные в пункт 10 и пункт 11 статьи 2 данного Декрета.
Новой редакцией пункта 10статьи 2 Декрета «О государственной пошлине» определено, что теперьгосударственная пошлина взимается только на товарных биржах и только заоперации с объектами недвижимого имущества. Указанная норма действует, начинаясо 2 июня 1999 года.
Следовательно, со 2 июня1999 года операции по заключению сделок с ценными бумагами, осуществляемые нафондовой бирже, не являются объектами взимания государственной пошлины.
Новой редакцией пункта 11статьи 2 Декрета «О государственной пошлине» определено, что теперьгосударственная пошлина взимается только за проведение публичных торгов(аукциона, тендера) объектами недвижимого имущества. Указанная норма действует,начиная со 2 июня 1999 года.
Следовательно, со 2 июня1999 года не взимается государственная пошлина при проведении аукционов впроцессе приватизации государственного имущества (при обмене приватизационных икомпенсационных сертификатов на акции, паи приватизируемых предприятий). ВЗИМАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ОПЕРАЦИИ СЦЕННЫМИ БУМАГАМИ
Более подробно остановимсяна изменениях, внесенных в пункт 9 статьи 2 Декрета «О государственнойпошлине», которые касаются уплаты государственной пошлины за операции сценными бумагами.
Положительным результатомвнесенных Законом N 539 изменений является то, что теперь более четко определенкруг операций, по которым уплачивается государственная пошлина по ценным бумагам.
Так, если пунктом 9 статьи2 прежней редакции Декрета «О государственной пошлине» было даноопределение объекта взимания государственной пошлины, а именно что«государственная пошлина взимается за операции с ценными бумагами»,то в новой редакции пункт 9 статьи 2 Декрета определен более узко и конкретно.
Теперь государственнаяпошлина за операции с ценными бумагами будет уплачиваться только в двухслучаях:
1) при выдачеприватизационных бумаг;
2) при эмиссии ценныхбумаг, кроме облигаций государственных и местных займов.
Кроме того, снижены ставкигосударственной пошлины (подпункт «п») пункта 6 статьи 3 Декрета«О государственной пошлине»:
1) при выдачеприватизационных бумаг — размер ставки государственной пошлины составляет 0,2процента номинального значения приватизационных бумаг (в прежней редакцииподпункта «п» пункта 6 статьи 3 Декрета «О государственнойпошлине» ставка государственной пошлины составляла 0,3 процентаноминального значения приватизационных бумаг). Однако следует отметить, что указанноеизменение незначительно накануне окончания массовой сертификатной приватизацииимущества государственных предприятий;
2) при регистрацииинформации об эмиссии ценных бумаг ставка государственной пошлины составляет0,1 процента номинальной стоимости эмиссии ценных бумаг (в прежней редакцииподпункта «п» пункта 6 статьи 3 Декрета «О государственной пошлине»ставка государственной пошлины составляла 0,2 процента номинальной стоимостиэмиссии ценных бумаг).
Самым значительнымсобытием для участников фондового рынка является исключение из подпункта«п» пункта 6 статьи 3 Декрета «О государственной пошлине»нормы, в соответствии с которой государственная пошлина в размере 0,2 процентасуммы, указанной в сделке, уплачивалась в случае заключения сделки по ценным бумагам.
Упомянутая норма Декрета«О государственной пошлине» была самой спорной для участников рынкаценных бумаг, вызывала самое большое количество разночтений и, как следствие,разногласий с контролирующими органами.
Так, например,государственную пошлину надо было платить во время заключения договора, а не вовремя его исполнения. Если затем стороны по ряду причин расторгали заключенныйдоговор, возврат государственной пошлины, уплаченной по этой сделке, был весьмапроблематичен.
Много недоразуменийвозникало и при обмене ценных бумаг, в том числе и при обмене приватизационныхбумаг на инвестиционные сертификаты. Из-за нечетко сформулированной законодательнойнормы следовало, что при заключении договора мены ценных бумаг государственнуюпошлину надо было платить в двойном размере.
Также было непонятно,должны ли платить государственную пошлину физические лица, участвующие впроцессе покупки и продажи ценных бумаг. Как результат — в большинстве случаевфизические лица самостоятельно вообще не уплачивали государственную пошлину.
И, наконец, уплатагосударственной пошлины при операциях с ценными бумагами противоречила общимпринципам Декрета «О государственной пошлине».
Так, плательщиками государственнойпошлины на территории Украины в соответствии со статьей 1 данного Декретаявляются юридические и физические лица, за совершение в их интересах действий ивыдачу документов, имеющих юридическое значение, уполномоченными на тоорганами.
В сделках с ценнымибумагами (например, договор купли-продажи ценных бумаг или договор мены ценныхбумаг) участвуют только две равноправные стороны: продавец и покупатель, и нетникакого государственного или другого уполномоченного органа, который совершалбы в отношении этих лиц какие-либо действия, имеющие юридическое значение.
Новый порядок уплатыгосударственной пошлины по ценным бумагам производит в целом приятноевпечатление.
Испортить настроение моглабы только одна норма Закона Украины от 6 марта 1992 года «Оприватизационных бумагах», а именно последний абзац пункта 3 статьи 4названного Закона, согласно с которым за обмен приватизационных бумаг на паи,акции, иные свидетельства о праве собственности на приобретенные в процессеприватизации государственного имущества объекты уплачивается государственнаяпошлина.
Однако применить напрактике указанную норму Закона «О приватизационных бумагах» нельзяна том основании, что Законом N 539 (статья 3 раздела II Заключительныхположений) четко определено: до приведения в соответствие с Законом N 539нормативно-правовые акты действуют в части, не противоречащей нормам указанногоЗакона.
Не действуют такженекоторые положения Инструкции о порядке применения и взимания государственнойпошлины, утвержденной приказом Главной государственной налоговой администрацииУкраины от 22 апреля 1993 года N 15, зарегистрированной в Министерстве юстицииУкраины 19 июня 1993 года N 50, которые противоречат положениям Закона N 539.Противоречат положениям Закона N 539 пункты 73, 74, 75 и 76 данной Инструкции.
Таким образом, изменения,внесенные Законом N 539 в порядок уплаты государственной пошлины, могут оказатьположительное влияние на развитие фондового рынка Украины.
Налоговое законодательстводолжно обеспечивать увеличение поступлений в государственный бюджет не за счетналогообложения средств, инвестируемых в экономику, а путем налогообложения финансовыхрезультатов (прибылей) от осуществления инвестиций.
Не взимаетсягосударственная пошлина, начиная со 2 июня 1999 года:
1) При заключении любыхсделок с ценными бумагами;
2) При заключении сделок сценными бумагами на фондовых биржах;
3) При проведенииаукционов в процессе приватизации государственного имущества (при обменеприватизационных и компенсационных сертификатов на акции, паи приватизируемыхпредприятий).
Со 2 июня 1999 года размерставки
государственной пошлинысоставляет:
1) 0,1 процентаноминальной стоимости эмиссии ценных бумаг при регистрации информации обэмиссии ценных бумаг (подпункт «п» пункта 6 статьи 3 Декрета «Огосударственной пошлине»;
2) 0,2 процентаноминального значения приватизационных бумаг — при выдаче приватизационныхбумаг (подпункт «п» пункта 6 статьи 3 Декрета «О государственнойпошлине»). НДС
Этот бич фондового рынкадо недавнего времени взимался только с вознаграждения по комиссионнойдеятельности на внебиржевом рынке. Но в письме ГНАУ за подписью Алексея Шитри написано,что НДС платится с вознаграждения за услуги при проведении брокерской идилерской деятельности. Так что при коммерческой деятельности, как нипарадоксально это звучит, в договоре лучше было указывать, что никакоговознаграждения стороны не получают. Что касается собственно уплаты НДС, то повсему выходит, что платить его с комиссионного вознаграждения было надо.Логически, конечно, понятно, что добавленной стоимости финпосредники несоздают, они перераспределяют финансовые потоки, но ни законодатели, ниналоговая об этом не знают. Закон суров, но это закон, и никакой арбитраж нерешит это дело в вашу пользу — надо менять законодательство. Что и былосделано. В 1999 г. был принят закон «ПРО ВНЕСЕННЯ ЗМІН ДО ДЕЯКИХ ЗАКОНІВУКРАЇНИ З МЕТОЮ СТИМУЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ» (від 15 липня 1999 р. N977-XIV), этого закона, были внесены изменения в п. 3.2.7 закона «Про податокна додану вартість”:
у підпункті 3.2.7 слова «надання брокерських,дилерських
послуг з укладання договорів (контрактів) на торгівлюцінними па-
перами та деривативами на фондових і товарних біржах,створених
у порядку, передбаченому законами України „Процінні папери і
фондову біржу“ та „Про товарну біржу“,замінити словами „надання
комісійних (брокерських) та дилерських послуг зторгівлі або уп-
равління цінними паперами, у тому числіприватизаційними та ком-
пенсаційними паперами (сертифікатами), інвестиційнимисертифіка-
тами, житловими чеками, земельними бонами тадеривативами на рин-
ку цінних паперів України, а також деривативами нафондових, ва-
лютних і товарних біржах, створених у порядку,передбаченому від-
повідними законами“
Таким образом услуги онарынке ценных бумаг перестали быть предметом налогообложения НДС.Выводы
Прошедший 1999 год можно считатьпереломным годом в формировании нормативной базы налогообложения на рынкеценных бумаг. Кроме перечисленных выше, был принят ряд других изменений(налогообложение средств совместного инвестирования, выпуска долговых ценныхбумаг) в результате которых налоговое законодательство по этому вопросуприобрело вполне «цивилизованный» характер. Дело осталось за остальной частьюэкономики Украину, которую должны обслуживать ценные бумаги.Список литературы
1. ПРО ПОДАТОК НАДОДАНУ ВАРТІСТЬ. Закон України від 3 квітня 1997 р. N 168/97-ВР
2. ПРО ДЕРЖАВНЕМИТО. Декрет Кабінету міністрів України від 21 січня 1993 року N 7-93
3. ПРО ПРИБУТКОВИЙПОДАТОК З ГРОМАДЯН. Декрет Кабінету Міністрів України від 26 грудня 1992 рокуN 13-92
4. ПРО ОПОДАТКУВАННЯПРИБУТКУ ПІДПРИЄМСТВ. Закон України від 22 травня 1997 р. N 283/97-ВР