Контрольная работа
по профориентологии
студента 4 курса
ПРОФЕССИОГРАММА: СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГ
1.Общиесведения о профессии:
а)история развития профессии;
Своимвозникновением педагогика как наука о воспитании обязана древней Греции. В тевремена она являлась частью философии.
б)потребность в данной профессии, её место и значение в народном хозяйстве;
Профессияучителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можносказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многомзависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения,мировоззрение, нравственные качества.
в)перспективы профессии;
Вновых социально-педагогических условиях требуется педагог-профессионал. Вотличие от учителя-специалиста педагог-профессионал, во-первых, являетсясубъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научныхзнаний и способов их передачи; во-вторых, ориентирован на развитие человеческихспособностей, а не только на трансляцию знаний, умений и навыков; в-третьих,умеет практически работать с образовательными процессами, строить развивающиеобразовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи.
г)связь рассматриваемой профессии с другими специальностями, возможность освоениясмежных профессий и специальностей;
Такиеспециальности как: социальный педагог, педагог – логопед, педагог – психолог,коррекционный педагог.
д)значение профессиональной квалификации и в связи с этим – возможности получениявысшего образования и среднего специального;
Профессиональнаяквалификация, как и периодическое повышение квалификации очень важны инеобходимы для молодого специалиста.
е)названия учебных заведений, в которых можно приобрести специальность, их адрес;
Факультетыпедагогических университетов, отделения педагогических институтов, курсы поподготовке специалистов с высшим педагогическим образованием. Средниепедагогические учебные заведения.
— Томский государственный педагогический университет: — (специальность Педагогикаи психология) Красноярский педагогический университет
Лесосибирскийпедагогический институт
ж)разновидности профессий согласно специальности.
Инженер-педагог,педагог профессионального обучения, социальный педагог, педагог – логопед, музейныйпедагог.
2.Описание процесса труда:
а)внешнее содержание трудового процесса, производственные задания, результатытруда;
Педагогическаядеятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки,терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязанконтролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителяречь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью,убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно,просто, понятно для ребят. Большинство специалистов, получивших педагогическоеобразование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальныхклассов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется также вшколах-интернатах, в школах рабочей молодежи, ПТУ, техникумах, в дошкольныхучреждениях. Помимо перечисленных профессиональных качеств учитель-предметникдолжен иметь способности к определенной области науки (к математике, физике,литературе и т.п.).
б)машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда, продукты труда;
Используеткомпьютер, обучающие и развивающие методики. Наглядную агитацию. Литературу.Аудио и видео технику.
в)внутреннее содержание трудового процесса, раскрытие роли знаний и навыков.
Педагогическаядеятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могутзаниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить ипередавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитаниячеловека. Успех педагогической деятельности во многом зависит откоммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильныевзаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к еговниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в полезрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.Таким образом, наблюдательность, распределенность внимания, его переключаемостьявляются профессионально важными качествами учителя.
3.Человек в процессе труда
а)роль знаний и моральной подготовки к труду;
Интереск общественной жизни и участие в ней
Ясноеи отчетливое понимание целей и задач проводимой работы
Внимательноеи уважительное отношение к учащимся
Образцовоеповедение учителя
б)особенности состояния здоровья, нужные для данной работы;
Работане рекомендуется людям, имеющим: нервно-психическими заболеваниями (неврозы идр.); значительное снижение остроты слуха; ярко выраженные дефекты речи.
в)общие психологические качества и способности человека, необходимые для даннойработы;
Уравновешенностьхарактера
Наличиеразвитой воли
Предприимчивость,инициатива
Организаторскиеумения и навыки
Стремлениепополнить умственный багаж
Знаниесвоего ученического коллектива
Внимательноеи любовное отношение к учащимся
Образцовоеповедение учителя
г)физические качества, требуемые для данной специальности.
Хорошеефизическое и психическое здоровье.
4.Социально–экономические особенности профессии:
а)содержание труда (что работники данной профессии должны знать и уметь);
Социально-экономическаяи политическая подготовка
Интереск общественной жизни и участие в ней
Знакомствос основными течениями рефлексологии и педагогики
Достаточнообщее образование и хорошее знание своего предмета
Ясноеи отчетливое понимание целей и задач проводимой работы
б)условия работы (продолжительность рабочего времени, охрана труда, льготы ит.д.);
Продолжительностьрабочего времени определена трудовым договором и выполняемой нагрузкой. Охранатруда и льготы в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации.
в)размер заработной платы, системы премирования;
Продолжаетсявыплата ежемесячных вознаграждений за классное руководство, начатая в февралепрошлого года. Около 15 тысяч учителей области получают доплату в размере 1тыс. рублей. В 2007 году планируется выделить из федерального и областногобюджетов 207 млн. и 107 млн. рублей соответственно. Кроме того, Самарскаяобласть достигла существенных результатов по внедрению отраслевой системыоплаты труда педагогов. Так, по данным статистики, в декабре размер среднейзаработной платы педагогов губернии составил 8700 рублей, тогда в среднем поРоссии он был 7200 рублей, в Приволжском федеральном округе — 6400 рублей.Сегодня в общеобразовательных учреждениях области эксперимент по апробациинового механизма расчёта заработной платы педагогов продолжается. Планируется,что с 1 сентября этого года отработанный в ходе эксперимента механизм перейдетв штатный режим. Также проходит вручение грамот, благодарственных писем,денежных премий, почётных знаков.
г)социальное обеспечение, социально — бытовое обслуживание;
1)Назначение компенсационных выплат.
2)Обеспечение пособиями и субсидиями.
3)Досрочное назначение трудовой пенсии по старости (назначение пенсии за выслугулет).
д)перспективы повышения квалификации, образовательного уровня;
Одинраз в пять лет, проходит повышение уровня квалификации.
е)название предприятий, где нужны специалисты данной профессии.
Лицеи,гимназии, общеобразовательные школы, колледжи, институты, техникумы, училища,университеты.
ПРОФЕССИОГРАММА: СПЕЦИАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНЫЙПСИХОЛОГ
1.Общиесведения о профессии:
а)история развития профессии;
Психологиявозникла в Древней Греции и была частью философии. Как наука психологияобразовалась в конце IXвека. В XX веке произошло формирование основныхнаправлений и образование различных школ в психологии.
б)потребность в данной профессии, её место и значение в народном хозяйстве;
Взависимости от интереса и места работы психолог может заниматьсянаучно-исследовательской, методической и практической деятельностью. Какисследователь он изучает проблемы становления, развития и адаптации личности вразличных условиях и режимах жизнедеятельности. Как методист психологразрабатывает методы психологической помощи людям в процессе их личностногоразвития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функцийчеловека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовойи учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей. Практическийпсихолог решает конкретные психологические задачи: помощь в руководстветрудовыми коллективами, совершенствование подбора и расстановки кадров,повышение качества профессиональной подготовки, рекомендации по внедрению новыхсредств и способов производства. Обычно психологи специализируются в решенииодного вида проблем: семейных, учебных, профориентационных, трудовых, детских.Педагог-психолог работает в образовательных учреждениях.
в)перспективы профессии;
Психологическиезнания о человеке необходимы обществу. Профессия психолог актуальна насегодняшний день, и востребована в большом количестве областей. С каждым годоминтерес к этой профессии растёт в нашей стране.
г)связь рассматриваемой профессии с другими специальностями, возможность освоениясмежных профессий и специальностей;
Педагог- психолог, психолог — игротерапевт, школьный психолог, коррекционный психолог
д)значение профессиональной квалификации и в связи с этим – возможности получениявысшего образования и среднего специального;
Необходимодальнейшее совершенствование системы образования и повышения качестваподготовки и уровня квалификации педагогических кадров. Поэтому систематическоесовершенствование всего дела подготовки педагогов-психологов и другихработников учреждений образования является объективной необходимостью.Выдвигаемые жизнью принципиально новые задачи постоянно требуют пересмотратрадиционного подхода к изменению содержания и методики подготовки иосуществления их на подлинно-научной основе.
е)названия учебных заведений, в которых можно приобрести специальность, их адрес;
Факультетыпсихологии университетов, психологические отделения педагогических институтов,курсы по переподготовке специалистов с высшим педагогическим образованием.
— Томскийгосударственный педагогический университет: факультет психологии, связей собщественностью, рекламы (специальность Педагогика и психология)
— Томский государственный университет: факультет психологии (специальностьПсихология)
— Томский филиал Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления иправа: факультет педагогики и психологии (специальность Психология)
— Томский филиал Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова: факультет педагогики и психологии (специальность Педагогика ипсихология); дефектологический факультет (специальность Специальная психология)
— Томский филиал Современной гуманитарной академии г. Москва (направлениеПсихология)
ж)разновидности профессий согласно специальности.
Педагог- психолог, психолог — игротерапевт, школьный психолог, коррекционный психолог.
2.Описание процесса труда:
а)внешнее содержание трудового процесса, производственные задания, результатытруда;
Работав системах «человек-человек» (обслуживание людей и групп) и «человек-знак»(использование разнообразной литературы, обработка результатов обследований,подготовка заключений).
б)машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда, продукты труда;
Используеткомпьютер, диагностические и развивающие методики.
в)внутреннее содержание трудового процесса, раскрытие роли знаний и навыков.
Определяетготовность детей к школе, проводит их обследование при приеме в 1 класс. Порезультатам обследования совместно с учителем разрабатывает программыиндивидуальной работы с детьми, дает конкретные рекомендации родителям пооказанию помощи ребенку в подготовке к школе. По запросам педагогов, родителейили самих учащихся – проводит исследование интересов, способностей,склонностей детей. Разрабатывает и участвует в реализации развивающих программ,учитывающих индивидуальные особенности школьников и задачи их развития наконкретном возрастном этапе. Проводит групповые и индивидуальные консультацииучащихся по вопросам обучения, личностного развития, профессиональногосамоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.
3.Человек в процессе труда
а)роль знаний и моральной подготовки к труду;
Стремлениек познанию и саморазвитию
Интереск общественной жизни и участие в ней,
ясноеи отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
внимательноеи уважительное отношение к учащимся,
образцовоеповедение, моральная чистота и высокая нравственность.
б)особенности состояния здоровья, нужные для данной работы;
Работане рекомендуется людям, имеющим: нервно-психическими заболеваниями (неврозы идр.); значительное снижение остроты слуха; ярко выраженные дефекты речи.
в)общие психологические качества и способности человека, необходимые для даннойработы;
Развитоесловесно-логическое мышление, грамотная устная и письменная речь, интерес илюбовь к людям, склонность к исследовательской деятельности, умение наблюдать исопоставлять, эмоционально-волевая устойчивость, коммуникативные способности, толерантностьк многочисленным контактам.
г)физические качества, требуемые для данной специальности.
Хорошеефизическое и психическое здоровье.
4.Социально – экономические особенности профессии:
а)содержание труда (что работники данной профессии должны знать и уметь);
Должензнать теорию психологии и современные психологические методики, основыдидактики, педагогики, методики преподавания и дефектологии, нормативныедокументы, определяющие деятельность средней общеобразовательной школы.
Осуществляетнаблюдение за обучением и развитием школьников. Определяет причины иразрабатывает индивидуальные программы коррекции неуспеваемости, нарушенийобщения с взрослыми и сверстниками. Консультирует учащихся по вопросамличностного развития, профессионального самоопределения, взаимоотношений.
б)условия работы (продолжительность рабочего времени, охрана труда, льготы ит.д.);
Продолжительностьрабочего времени определена трудовым договором и выполняемой нагрузкой. Охранатруда и льготы в соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации.
в)размер заработной платы, системы премирования;
Среднийзаработок школьного психолога составляет 8000 рублей.
Вручениепочётных грамот, благодарственных писем, денежных премий, почётных знаков.
г)социальное обеспечение, социально — бытовое обслуживание;
1)Назначение компенсационных выплат.
2)Обеспечение пособиями и субсидиями.
3)Досрочное назначение трудовой пенсии по старости (назначение пенсии за выслугулет).
д)перспективы повышения квалификации, образовательного уровня;
Одинраз в пять лет, проходит повышение уровня квалификации.
е)название предприятий, где нужны специалисты данной профессии.
Школы,гимназии, училища, техникумы, высшие учебные заведения, предприятия любых формсобственности, службы психологической помощи, службы знакомств, медицинскиеучреждения, реабилитационные центры, центры профориентации.