Реферат по предмету "Педагогика"


Познавательная активность на уроке физической культуры

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯАКТИВНОСТЬ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 

СОДЕРЖАНИЕ
1. Принципы, используемые впедагогической деятельности
2. Интерес как фактор, повышающийактивность учащихся
3. Основы знаний
4. Межпредметные связи
5. Факторы, способствующие повышениюактивности
6. Самостоятельные занятия
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Вусловиях социально — экономических и социально-культурных преобразований всовременной системе физического воспитания определены приоритетные принципыгуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса. Модернизациясистемы российского образования потребовала коренной перестройки процессаобучения и воспитания, в том числе и физического воспитания учащихся. Всоответствии с обязательным минимумом содержания общего образования основнойцелью учебного предмета является формирование физической культуры учащихся каккомпонента общей культуры человека, гражданина.
Передсовременным учителем стоит задача — обеспечить высокий уровень активностиучащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники проявляли интерес кзанятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этогофизические и психические качества и получали удовлетворение от уроков. Вразвитии интереса к предмету роль заинтересованности велика, особенно в младшихклассах. Заинтересованность рождает чувство ожидания. А от ее степени зависит ихарактер внимания учащихся на уроке, его активность, а также критичность ума,творческий подъем учащихся. Здесь можно отметить такую цепочку логической связикак заинтересованность, которая пробуждает любопытство, любопытство переходит влюбознательность и пробуждает интерес к предмету, что в свою очередь рождаетпотребность в глубоком овладении знаниями и ведет к раскрытию и развитиюпотенциальных задатков и способностей.
Отсюдавозникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к системе школьного — физического образования и условиями жизнедеятельности учащихся в сложившейсясовременной ситуации.
Здоровьеучащихся является приоритетным направлениям государственной политики в сфереобразования. Не смотря на приоритетность, вопрос о сохранении здоровья учащихсяв школе на сегодняшний день стоит очень остро. Отмечается тенденция увеличениячисла учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хроническиезаболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который можетв определенной мере компенсировать отрицательное влияние учебного процесса — это физическая культура.
Передкаждым учителем возникают вопросы: «Как достичь на уроке оптимального сочетанияоздоровительного и тренировочного образовательного компонентов? Какорганизовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученикуоптимальную нагрузку с учетом его подготовленности, группы здоровья? Какразвивать интерес учащихся к урокам физической культуры?
Новизнаданной работы состоит в подборе практического и теоретического материаласодержания уроков, в реализации межпредметных связей, на уроках физическойкультуры, в сочетании школьного и дополнительного образования.
В основеопыта — идея создания условий, способствующих развитию познавательного интересак занятиям физической культуры и осознанному отношению к здоровью.
Результативностьможет быть определена по следующим показателям:
— устойчивый интерес к предмету;
— отсутствие проблем с успеваемостью и дисциплиной;
— улучшение состояния здоровья;
— повышенияфизической работоспособности;
— развитие личностных качеств: настойчивости, целеустремленности, воли.

1. ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Измененияпарадигмы образования требует от учителя переосмысления его профессиональнойдеятельности и личностного взаимодействия со всеми участниками образовательногопроцесса. В этом направлении для работы используется технология личностноориентированного развивающего обучения (автор И.С.Якиманская) и педагогикасотрудничества (автор Ш.А. Амонашвили, С.М.Макаренко), теория развитияпознавательного интереса (автор Г.И.Щукина) и такие принципы:
— доступность;
— прочность;
— сознательность и активность;
— демократичность;
— учетиндивидуальных способностей.
2. ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Задаваявопрос, что способствует повышению эффективности урока, имеем ввидуцелеустремлённую активность учеников в процессе обучения. Активность,проявляемая учениками на уроке, может быть представлена в двух видах:
— познавательная;
— двигательная.
Познавательнаяактивность учащихся, как правило, характеризуется направленностью насамообразование по предмету. В этом случае ученик придает значениесодержательной стороне обучения.
Двигательнаяактивность учащихся связана с непосредственными, мотивированным и осознаннымвыполнением физических упражнений.
Исходяиз данных определений, выделяются два характера факторов, которые обеспечиваютактивность учащихся на уроках :
— биологические факторы (потребность в движении, потребность в сохраненииздоровья);
— социальные факторы (интерес к урокам, чувство удовлетворенности к урокам).
Интерес— это положительное отношение к чему — либо, побуждающее человека проявитьактивность для познания интересующего.
Интересучащихся на уроке физической культуры отличается разнообразием целевыхустановок учащихся:
— укрепить здоровье;
— сформировать тело;
— развивать физические и психические качества.
Интереспознавательной деятельности — мощный двигатель обучения и учения. От негозависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательнойдеятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности. В практикеосуществляется стимуляция познавательного интереса через организацию учебнойдеятельности учащихся. В ходе обучения познавательный интерес выступает как мотивне только побуждающий к совершению действий, но и влияющий на характер ихпротекания. Стимулами, связанными с организацией и характером протеканияучебной деятельности, являются:
— многообразие форм самостоятельной работы, их сменяемость (это стимулируетактивную деятельность, помогает осознать необходимость в преодолениитрудностей, заставляет думать);
— проблемность изучения материала, ее стимулы, способствующие развитию иукреплению познавательного интереса.
Средиусловий, при которых развивается познавательная активность учащихся, выделяютсяследующие:
— пробуждение интереса к изучаемому предмету. Этому способствует организацияобучения, при которой учащиеся действуют активно, потому что вовлекаются впроцесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;
— разнообразие видов деятельности на уроке;
— осознание учащимися важности, необходимости и целесообразности освоениянамеченных учителем действий на уроке;
— связьнового материала с ранее изученным;
— доступность учебного материала, характеризующегося определенной степеньютрудности, сложности;
— своевременность контроля и оценки результатов деятельности учащихся; яркость,эмоциональность учебного материала, создание положительного эмоциональноготонуса.
Приподготовке к уроку соблюдаются данные условия. Анализируется содержаниеизучаемого материала, намечаются дидактические задачи урока, и определяетсясоотношение учебного материала с задачами воспитания, с уровнем развитияучащихся определенного года обучения, с учетом психики отдельных учеников, с ихсобственным психологическим состоянием и жизненным опытом.
Приразработке урока появляется возможность поставить ученика в позицию активномыслящего и по мере сил самостоятельно решающего учебные задачи. Для этогонеобходимо обладать умением перевоплощаться, позволяющее увидеть урок глазамиучеников, понять их особенности, с учетом которых, как известно, более успешноорганизуется познавательная деятельность. Возникает представление о том, какучащиеся будут овладевать двигательными навыками и умениями: что позволит имвыйти на самостоятельный уровень деятельности, а где потребуется помощь; что изпройденного материала следует повторить, на что из повторенного опереться приизучении нового, как закрепить новое, что будет для учащихся интересным илегким, а что трудным.
Оченьважно довести до сознания учащихся цель урока, помочь им достичь ее.
Дляэтого ученику необходимо осознать и принять цель, затем перевести ее с внешнегоуровня осознания на внутренний. Осознание школьниками поставленных задач,стоящих перед ними определяет успехи в учении и отношении к предмету. Принятиецели учащимися — первый этап на пути, ведущий ее к достижению. Чтобы рассчитатьреальность приближения к цели, учащимся нужно взвесить свои возможности,сопоставляя их с требованиями данного этапа урока. Используются различныеприемы целеполагания.
В одномслучае учителем сообщается и разъясняется цель урока. В другом, чтобыактивизировать учащихся и мобилизовать их внимание, а так же чтобы научить ихставить перед собой цель, учитывая свои силы и возможности, задается рядвопросов — ориентиров, чтобы подвести школьников к определению содержания урокаи принятию цели. Например, при обучении низкому старту (после предварительногоознакомления с подготовленностью учащихся и освоению этого умения) предлагаетсянескольким ученикам сделать ускорение с низкого старта. В парах — один ученикболее сильный, лучше выполняющий это действие (это может быть ученик,занимающийся в секции лёгкой атлетики). Далее в форме диалога анализируетсявыполнение задания: кто быстрее преодолел указанную дистанцию и почему. Такимобразом, ученики подводятся к осознанию учебной задачи — овладеть низкимстартом для успешного выполнения учебного норматива по скоростному бегу.
Другойпример, уточняются стартовые положения при проверке плотно ли упираютсяучащиеся в землю руками в положении «Внимание!», дается задание: «Сделатьхлопок в ладони». Одни при этом теряют равновесие, другие остаются на ногах.Ученикам предлагается найти этому объяснение.
Темсамым изменяется механизм обучения, усилия занимающихся; их мысли направлены напроцесс учения, учащиеся становятся активными участниками познавательнойдеятельности, а не исполнителями воли учителя.
Накаждом уроке выделяется самое существенное в конкретном учебном материале.Важно научить учащихся выделять сначала «грубые» ошибки, определять пути ихустранения, затем — менее существенные ошибки и детали техники: почему неполучается, в чём ошибка. А как правильно? Учащиеся учатся сравнивать выполнениедвигательного действия разными учениками (не ущемляя слабо подготовленных!)
Проявлениюактивности в данном случае способствует сформированность определённых знаний.По ходу обучения происходит освоение таких понятий как «темп движений» и егозначение при развитии двигательных качеств; «нагрузка» и её роль в развитиисилы, быстроты; рациональные исходные положения при выполнении упражнений;амплитуда движений и её зависимость от характера выполняемого упражнения;методы тренировки; знание терминологии.
3. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ
Самымважным является раздел «Основы знаний», в ходе которого идет формирование новыхзнаний, умений и навыков. Этот блок содержит в себе весь учебный материал суказанием всевозможных видов деятельности учащихся и использование различныхносителей информации.
Содержаниеспециальных основ знаний, так же как и общих, определяется учебной программой.Особое внимание уделяется формированию знаний учащихся по организации и формамсамостоятельных занятий физическими упражнениями. Делается это с учётомвозрастных особенностей и степени подготовленности школьников.
Так,учащиеся 5-6 классов усваивают значения таких понятий как гигиенические правилазанятий, дыхательная система и ее функции, значение физических упражнений,питания, его значение для роста и развития организма. Постепенно от класса кклассу значение их раскрывается более широко: так к 7-8 классу — расширяютсяпонятия гигиены умственного труда, как основной формы организации физическоговоспитания; реакция организма на различные физические нагрузки. Формысамостоятельных занятий: утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игрыраскрывают ловкость, гибкость в 5-6 классах, а индивидуальное выполнениетренировочных упражнений с целью развития основных двигательных качествреализуется в старших классах. Соответственно раскрывается и содержание,организация и система отдельных форм самостоятельных занятий. В 5-6 классахдаются рекомендации по назначению конкретных упражнений и требований к ихвыполнению, по составу комплексов, последовательности их выполнения и дозировки.В 7 классе обосновывается новое содержание комплекса. В 8-9 классах знанияусложняются: вариативность содержания комплексов определяется в зависимости от используемогоинвентаря; дается методика выполнения упражнений силового характера; определяютсяпринципы подбора упражнений и их дозировка.
Развиваяактивность учащихся 7-8 классов после первоначального ознакомления с новым разделом,предлагается учащимся задавать на понимание вопросы. По их характеру делаетсявывод об уровне знаний ученика, его умении сравнивать, анализировать, обобщать.
Показываяважность физической подготовки, выносливости, приводятся примеры героизма имужества спортсменов в разные периоды истории Отечества.
4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Одной изформ развития познавательного интереса являются межпредметные связи на уроке,этому способствует интеграция содержания учебного материала урока физическойкультуры с содержанием других предметов, таких как физика, биология,природоведение, математика.
Так,обучая учащихся прыжкам в высоту с разбега, помимо основных знаний по предмету(значение прыжков в жизни человека, основные способы преодоления высокихпрепятствий, способы развития скоростно — силовых качеств и другие) опираемсяна законы физики, определяющие наиболее целесообразные углы отталкивания, назаконы ускорения и приложения силы действия. Помимо того, что эти знаниядополняет теорию физической культуры, они способствуют расширению кругозораучащихся.
Сопределёнными математическими понятиями на начальном этапе обучения учащиесязнакомятся при построении в одну шеренгу ( это прямая), в колонну по два, потри- (параллельные прямые), в круг -(окружность) и т.д. Работа над общейфизической подготовкой невозможна без осмысления таких биологических понятийкак дыхание, обмен веществ.
Этопозволяет, с одной стороны, более глубоко изучить предмет, а с другой,выработать устойчивую привычку к систематическим занятиям. Жизненный опытучащегося и приобретённые знания и умения по данным дисциплинам позволяютосуществлять на уроках физической культуры взаимосвязь содержания обучения сдругими предметами, что способствует формированию устойчивого интереса кфизической культуре.
5. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ
Активностьучащихся зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильнаяпостановка задач урока, создание положительного эмоционального фона,оптимальная загруженность школьника.
Впроцессе обучения используются разнообразные приемы: комментирование, описание,сообщение, объяснение, указание, рассказ. Например, построение учащихся на горев одну шеренгу. Перед выбором места занятий вместе с учениками проанализировалидистанцию. Ученики отметили, что на дистанции, которая в нашей школе являетсяпостоянной, (где выполняются зачеты по лыжным гонкам), есть участки с различнымрельефом. На каждом уроке проводится инструктаж по технике безопасности.Учащиеся сами комментируют какие травмы могут быть и как их избежать. Послеэтого ставится задача: «Выбрать склон, похожий на участок нашей дистанции, имеющийспуск». Вместе с учащимися выбираем склон. Задаются вопросы: «Что можетпомешать при спуске пройти дистанцию на зачете быстро?» Ответы могут бытьразные: «Падение, низкая скорость» и т.д. Предлагаю для «преодоления» этихпрепятствий выработать правильную стойку при спуске. Вызывается ученик изстроя, ему задаются вопросы: «Что необходимо сохранить лыжнику, чтобы во времядвижения не упасть? Ответ: «Равновесие».
Выясняется,что при спуске ноги вместе сводить нельзя; чтобы сохранить наиболее устойчивоеположение, необходима стойка ноги врозь (вспоминаем, что матрос нараскачивающейся палубе в море слегка расставляет ноги, чтобы не упасть); коленислегка надо согнуть, туловище немного наклонить вперед, руки к туловищу неприжимать; палки под мышками не зажимать, чтобы не сковывать движение рук иплеч; руки должны быть готовы сохранять равновесие.
Ученикипринимают на месте подобранную опытным путем наиболее устойчивую стойку: стойканоги врозь, колени чуть согнуты, плечи и туловище слегка наклонены вперед, рукиполусогнуты, опущены. Задается вопрос: «Как вести себя в том случае, если переддвижущимся с горы лыжником появляется препятствие: камень, дерево и т.д.?». Примерныйответ: «Нужно уметь затормозить и остановиться». Вместе выясняем: «Чтобызатормозить, нужно лыжи развернуть поперек склона, но привести их в этоположение нужно не резко, а плавно, постепенно». Находим такое положение лыж,при котором можно медленно двигаться вниз по склону: пятки лыж раздвинуты,носки чуть сведены вместе. Побочно по одному выполняем спуски и торможения.Учащиеся выясняют, что чем шире разводятся пятки лыж при торможении, тембыстрее гасится скорость спуска и торможение будет более резкое.
Наблюдаянесколько падений, выясняем причину ошибок при спуске: ноги прямые, палкивыставлены перед собой. Объясняется опасность последней ошибки — выставлениевперед палок и попытка тормозить палками перед собой.
Задачаследующей части урока — придумать дополнительные упражнения при спуске.Предложения учащихся — спуск без палок, с предметом в руках. После выполненияэтих упражнений предлагается при спуске с горы проехать в ворота, составленныеиз лыжных палок. На первых уроках ученики преодолевают последовательно нарасстоянии установленные ворота. Учащиеся, недостаточно сгибающие колени приспуске, выполняя это упражнение, произвольно сгибают ноги в коленных суставах.
По мереосвоения упражнения увеличивается количество ворот до 4-5, а высота ихснижается. Выполнение этого упражнения проходит на эмоциональном уровне.Активизируется работа по исправлению ошибок.
Начинаяс 7 класса, учащиеся с учетом их возможностей и подготовленности, активновключаются в анализ техники движений, например, при определении зависимостидлины, скорости разбега и влияния этих параметров на результат прыжка в длину.При обучении лыжных ходов используются знания, полученные на уроках физики, вчастности такие понятия, как давление, площадь опоры, зависимость давления отмассы тела на площадь опоры.
Многиешкольники при ходьбе на лыжах, отталкиваясь палками, оставляют руку у бедра.Простой «чертеж» (прямо на снегу) разложение силы толчка палкой на двесоставляющие — силу, поднимающую его вверх -убеждает учеников в рациональноститребуемого характера работы палками.
Положительныйнастрой в начале урока при постановке познавательных задач поддерживается вдальнейшем при организации выполнения учебных задний. Ученик должен знать нетолько то, что он выполняет, но и как надо выполнить. Учащиеся самостоятельноучатся творческому выполнению заданий, способам и приемам учебной деятельности.Например, при установке снарядов и подготовке инвентаря дается возможностьстаршим в группах решать не только приготовить и установить оборудование взависимости от содержания урока и указанных условий, но и определить, где и какнаиболее целесообразно разместить снаряды, инвентарь и самих занимающихся.
Зная,как нужно работать в этом или ином случае, учащиеся с меньшей затратой времении сил, с большей эффективностью усваивают новые знания и умения. Все этоспособствует развитию познавательного интереса, вызывает желание узнать больше,укрепляет веру в собственные силы. Например: в одном случае дается учащимсяинструктаж, как лучше выполнить упражнение, в другом — необходимо вспомнитьсвязь с ранее изученным материалом, объяснить допущенные ошибки, осмыслитьдвижения (задания), выделить в них главное.
Дляосуществления самоконтроля на уроке применяются специальные карточки снекоторыми типичными ошибками. Такой анализ ошибок позволяет выявить, кто изучеников не умеет еще осуществлять контроль и самоконтроль, кому стоитпомогать.
Привзаимооценке используются сравнения. Например, демонстрируется одно и то жедвижение в разных вариантах, в одном из них допущена техническая неточность.Ученики должны назвать ошибки, определить причины, вызвавшие их, указать, какисправить.
Созданиеположительного эмоционального фона так же способствует созидательной активнойдеятельности на уроках. Как правило, он формируется у учащихся еще до началаурока и должен сохраниться на всем его протяжении. Эмоциональный фон можетменяться по ходу занятий.
Зависитон, прежде всего, от самочувствия учеников, их интереса к предмету, кфизическим упражнениям, от настроения, от оценок их деятельности. Существуетнесколько методов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающихположительные эмоции у учащихся, выполняющих физические упражнения.
Использованиеигровых и соревновательных методов повышает эмоциональный фон урока. Например,в 5 — 7 классах даю задание: найти и провести одну подвижную игру, где учащиесясами объясняют правила игры и определяют, какие качества во время игрыразвиваются. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит кразвитию неблагоприятных психических состояний.
6. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
В числеосновных задач физического воспитания следует считать задачу, связанную сформированием у учащихся потребности в физическом самосовершенствовании.
Проблемасамостоятельных занятий физическими упражнениями учащихся рассматривается впедагогической литературе [1]. Однако, в указанной работе вопрос организациисамостоятельной работы раскрыт не в полном объеме. Проблема зависит преждевсего от теоретических знаний и практической технологии. Один из способов выйтииз сложившейся ситуации — это физические упражнения, выполняемые школьникамисамостоятельно. Чтобы подготовить учащихся к самостоятельным занятиям,необходимо дать им достаточно широкий круг знаний, сформировать умения инавыки.
Преждевсего, учащиеся должны овладеть двигательными навыками, которыми они будутпользоваться во время самостоятельных занятий. Это во-первых, общеразвивающиеупражнения; они являются содержанием утренней гимнастики, динамических пауз вовремя приготовления уроков. Во-вторых, прочные навыки ходьбы и бега. С нихначинается или заканчивается каждое самостоятельное занятие. Помимо овладениядвигательными навыками и умениями каждый ученик должен анализировать полученныйрезультат, измерять уровень развития основных двигательных качеств,подсчитывать изменения чистоты сердечных сокращений.
Важнымкачеством является способность организовывать подвижные и спортивные игры,которые часто используются во время самостоятельных занятий и овладеватьнавыками судейства; умение пользоваться иллюстрациями, таблицами, в которыхописаны те или иные упражнения. Нет необходимости доказывать, что лишьовладевая достаточно высоким кругом знаний, учащиеся получат возможностьграмотно и осмысленно заниматься физическими упражнениями, важно уметьпланировать самостоятельные занятия — значит учить школьников думать как при выполненииупражнений, так и при самостоятельном подборе заданий, который можно поручать ученикамв соответствии с возрастом уже с младших классов.
В процессеорганизации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:
— упражнения должны быть не сложными по координации и не требующие страховки;
— необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений;
— задания получают после ознакомления с учебным материалом на уроке;
— заданияподробно объясняются, чтобы учащиеся ясно представили содержание, техникувыполнения упражнения; для самостоятельного выполнения подбираются упражнения,количественные результаты которых при систематическом выполнении увеличиваютсячерез определенное время; для формирования позитивного отношения учащихся ксамостоятельному выполнению физических упражнений необходимо постоянная,положительная мотивация к физической культуре, так как отношение учащихся курокам, интерес к самостоятельному выполнению физических упражнений являетсяодним из важных условий эффективности самостоятельной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, уроки физической культуры приобретают творческий характер. В условияхатмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общенияповышается двигательная и познавательная активность учащихся, расширяется ихобщий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмоциональноеи психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе иокружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственногоздоровья, формируется положительное отношение к урокам физической культуры испорта.
Результатомопыта работы являются такие показатели:
1. На итоговойаттестации учащиеся II и III ступени ежегодно
выбираютпредмет «физическая культура», успешно сдают экзамен. 2002/2003 учебный год — 9класс, качество — 63,3%, 11 класс, качество — 80% 2003/2004 учебный год — 9класс, качество — 100%, 11 класс, качество — 98,3%.
Итоговаяуспеваемость учащихся стабильна в течении 3-х лет- 98,5% Качество возросло на2,6% ( от 77,1% до 79,7%)
2. Учащиесяпринимают участие в областных и городских соревнованиях. На городском уровнепризовые места:
— предметная олимпиада — 2 место (юноши, девушки);
— баскетбол — 3 место;
— спортивное ориентирование — 2 место;
— лыжныегонки — 2 место;
— стрельба — 3 место. На областном уровне:
— пожарно-прикладнои вид спорта — 3 место;
— поспортивное ориентирование — 3 место.
Учащиесяпоступают в высшие учебные заведения с профилирующим предметом «физическаякультура».

ЛИТЕРАТУРА
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться.М.: Просвещение, 1998. стр.73
2. Арефьев В.Г., Столитенко В.В.Физическое воспитание в школе. М.: Просвещение, 1997
3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.Психология физического воспитания и спорта. М.: 2000
4. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитаниеучащихся 5-7 классов. М.: Просвещение, 2001
5. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическаякультура. М.: Мастерство, 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.