Реферат по предмету "Педагогика"


Принципы построения обучающих программ по народному художественному творчеству

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИКА НХТИ ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
1.1 Педагогика НХТ какнаука
1.2 Значение педагогикиНХТ
1.3 Условияпланирования обучающих программ по НХТ
ГЛАВА II. ДЕКОРАТИВНО — ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКИ НХТ
2.1 Спецификапостроения обучающих программ по декоративно — прикладному творчеству
2.2 Принципы построенияобучающих программ по декоративно — прикладному творчеству
2.3 Пример построенияобучающей программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

 
ВВЕДЕНИЕ
Возникновениюпедагогики НХТ предшествовал многовековой опыт собирания (записи) произведенийфольклора и обработки их в творчестве писателей, драматургов, композиторовразных стран. Научному интересу к фольклору в Европе способствоваладеятельность просветителей 18 в. В России традиции просветительства по-новому возродилисьв фольклористической концепции революционных демократов 19 в. Изучениенародного творчества стимулировалось развитием романтизма, в русле которогопоявляется особое направление фольклора — мифологическая школа (братья В. иЯ.Гримм). В 19 — начале 20 вв. основными направлениями мирового фольклора были:миграционная теория (теория заимствований — Т.Бенфей), антропологическая школа(«самозарождения сюжетов теория» — Э.Б.Тайлор), этнопсихологическая школа(В.Вундт), географо-историческая (финская) школа (Ю. и К.Круны). Крупнейшиепредставители фольклористики в России: А.Н.Афанасьев, Ф.И.Буслаев,А.Н.Веселовский, П.В.Киреевский, А.Н.Пыпин и др. В 20 в. особеннораспространено социологическое изучение фольклора, которое в России оформилосьв так называемую историческую школу (В.Ф.Миллер). Идеалистические тенденции вфольклористике 20 в. в наибольшей степени выражены в психоаналитических,неомифологических и магически-ритуалистических школах западно-европейской иамериканской фольклористики. С середины 1950-х гг. характерным направлениеммировой фольклористики оказался структурализм (К.Леви-Строс) [19, с 2].
Диалектико-материалистическоеизучение фольклора, берущее начало в трудах классиков марксизма,разрабатывалось П.Лафаргом, Ф.Мерингом, А Грамши, Г.В.Плехановым,А.В.Луначарским, М.Горьким, многими советскими фольклористами, зарубежнымиисследователями-марксистами. Среди основоположников — М.К.Азадовский,В.М.Жирмунский, К.В.Квитка, Б.В.Асафьев, В.Я.Пропп, Б.М. и Ю.М.Соколовы.
Народнаяпедагогика, народное воспитание, народная мудрость, традиционная культуравоспитания составляют мощный пласт человеческой деятельности, знаний икультуры. Эта сфера духовно-нравственной деятельности и творческихсозидательных исканий человека необычайно многозначно объясняет смысл слова«культура» — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Народнесет в себе концентрированный духовный заряд многих поколений, которыйнакапливается веками[5, с. 36].
Всовременном многообразном мире, в том числе и в многонациональных государствахпедагогика имеет возможность решать вопрос об изучении и использованиикультурного наследия прошлого, введении в практику воспитательных системнародных традиций. Культурное наследие каждого народа содержит огромный опытвоспитания, прогрессивные идеи становления развития личности, которыеспособствуют обогащению мировой педагогической мысли.
Статуснародного художественного творчества, представление о его состоянии, путяхсохранения и развития всегда находится в числе актуальных задач общества. Однойиз основных задач народного художественного творчества является воспитаниеличности творца, профессионала и художника, способного вобрать в себябогатейший опыт, накопленный прошлыми поколениями.
Существенноезначение для педагогического проектирования в народном художественномтворчестве имеет реализация выявленных общих закономерностей в теориивоспитания и обучения, внедрение которых повышает эффективность всей системыобразования, создает предпосылки для разработки новых направлений в решениисовременных педагогических задач, что отражено в исследованиях Б.Г.Ананьева,Р.Асадуллина, Б.М.Бим-Бад, М.Я.Боброва, А.А.Вербицкого, Л.В.Занкова,А.П.Леднева, В.А.Сластенина, П.И.Пидкасистого.
Объектисследования – педагогика народного художественного творчества.
Предметисследования – принципы построения обучающих программ по НХТ
Цельработы – выявит основные принципы построения обучающих программ по декоративноприкладному творчеству; изучить примеры построения обучающих программ по НХТ.
Задачиработы:
— провести анализ и обобщение источников по теме исследования;
— определить специфику педагогики НХТ;
— выделить основные тенденции и факторы развития педагогики НХТ на современномэтапе.
Методыисследования – анализ и обобщение источников по проблеме исследования.

 
ГЛАВАI. ПЕДАГОГИКА НХТ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК
1.1Педагогика НХТ как наука
ПедагогикаНХТ является частью современной педагогической науки, вобравшей в себя вселучшее из ее опыта; изучает способы воспитательного воздействия на личностьсредствами народного художественного творчества.
Воспитаниеразвитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека естьпонимание значимости культуры.
Выделениев качестве первоочередной задачи восстановления механизмов преемственности ввоспитании культуры заметно повышает роль традиций народного художественноготворчества и как методологической основы, и как содержательной базы реализацииразрабатываемых программ художественного воспитания подрастающего поколения.При этом важно подчеркнуть, что традиции местных национальных, этническихкультур являются определяющими.
Спецификаосуществления связи поколений в плане преемственности народной культурызаключается в воспитании культурной средой, через глубокое «погружение» вкультурные отношения, наработанные и закрепленные многовековой историейобщественного развития[12, с. 134]. Атмосфера многообразных культурных традицийвсегда окружала человека с первых дней жизни и завершала весь его жизненныйцикл. При этом народная культура выступала как синкретичная, соединяющая вединое целое всю совокупность материально-духовных связей человека с окружающиммиром и неразрывно слитая со всеми сторонами его духовной ипредметно-практической деятельности. В этих условиях воздействие на различныесферы сознания формирующейся личности происходило естественным путем, бездиктата и навязывания, осуществлялось самой жизнью.
Помере развития эмоционально-чувственного восприятия мира ребенок познавал всеболее широкие грани народного искусства, приобретал необходимые знания, уменияи навыки творческого самовыражения. Ко времени осознанного отношения кдействительности его память была заполнена разнообразными художественнымивпечатлениями, образами, представлениями. Подобное воспитание давало не толькоразностороннюю комплексную ориентацию в культурной сфере, но и открывалопростор для проявления индивидуальных интересов, склонностей, способностей. Такпостепенно в сознании человека складывался культурный иммунитет, основанный натрадициях определенной культуры (этнической, национальной, классовой) иорганично соответствующий определенной фазе исторического исоциально-экономического развития общества[12, с. 138].
Неменее важен и содержательный пласт народной культуры, опирающийся намноговековые традиции практического преобразования окружающей действительности,развития духовной культуры и языка конкретного народа с его национальной иэтнической спецификой и самобытностью. Понимание красоты мира, природы,человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познаниенационального характера, непреходящих нравственных и культурных ценностей — наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности,формирования его эстетических вкусов и нравственных норм.
Синкретизмнародной культуры также предполагает взаимодействие всего спектра чувств иэмоций человека в неразрывной связи с его конкретной предметно-практической идуховной деятельностью. Наблюдение обрядов и праздничных действий в народнойкультуре позволяет достаточно объективно проследить эту взаимосвязь. Ни один изжанров народного художественного творчества, включая декоративно-прикладное, невыступает в качестве самостоятельного, изолированного и завершенного, асоставляет органичную часть единого целостного явления, действа, обряда. Приэтом в качестве направленных факторов эмоционально-чувственного воздействия начеловека выступают не только духовные элементы художественного творчества, но ивесь составляющий его комплекс, включающий среди прочего, ипредметно-материальные атрибуты культуры (оформление, одежду, утварь,национальную кухню и т.д.). Комплексная организация народной культурыпредусматривает свободное вхождение и самовыражение любого участникакакого-либо обряда или действия, раскрепощение его творческого потенциала согласноличным интересам и способностям.
1.2Значение педагогики НХТ
Однимиз реальных путей осуществления массового художественного воспитания детейявляется возрождение механизмов преемственности народной культуры. На раннихэтапах развития ребенка, связанных с эмоционально-чувственным познанием мира,главное место необходимо отвести традициям художественного синкретизма.Неоценимую помощь в его внедрении могли бы оказать местные фольклорныеколлективы: базой же его действия могут стать детские сады и младшие классыобщеобразовательных школ. Культурно-эстетическое развитие и художественноевоспитание дошкольников и младших школьников по возможности должны включать всюполноту психологических связей с окружающим миром, мобилизующих все органычувств ребенка. На более поздних этапах жизни система детского художественноговоспитания может базироваться на интегративных связях искусств, направленных насоздание качественно нового уровня духовной культуры, не сводимой к простойсумме отдельных его видов. Объединяющим же началом в художественном воспитанииразличных возрастных групп подрастающего поколения должна стать, как и внародной культуре, художественно-творческая деятельность, реализующая интересыи способности каждого её участника.
Поэтомудеятельностные формы постижения основ народной культуры следует внедрять нетолько в работе школ. Важно, чтобы с их помощью был образован фундаментальныйпласт содержания обучения в специализированных школах — музыкальных,художественных, школах искусств. Здесь необходимо отказаться от одностороннейориентации на унифицированное изучение только академического искусства — активизировать поиск путей приобщения учащихся к народной художественнойкультуре с учетом, разумеется, её местных, национально-этнических особенностей[18,с. 358].
Итак,народные традиции в наше время должны занять главное место в формированиивысоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря ним в доступныхформах, на близком и понятном материале дети усваивают музыкально-поэтическийязык своего народа, его нравы, обычаи — весь комплекс духовных ценностей.
1.3Условия планирования обучающих программ по НХТ
Онеобходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активнойличности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблемасамоопределения растущей личности является сегодня одной из самыхвостребованных в педагогической науке и практике.
Психолого-педагогическийсмысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса каксознательного выявления и утверждения личностью собственной позиции впроблемных ситуациях. Если же учебную ситуацию, создаваемую педагогом назанятии, рассматривать как некое подобие жизненной проблемной ситуации, торебенок, как мы убедились, имеет возможность постоянно осуществлять выбор. Втаком проблемном образовательном поле ученики постепенно накапливают ценныйиндивидуальный опыт самоопределения.
Одиниз эффективных путей самоопределения личности — занятия искусством. Практикапоказывает, что личностные преобразования, изменения под воздействием «общения»с искусством могут не являться для ребенка жизненно необходимыми сегодня[3, с.87]. Однако они наделяют нынешнего школьника ценным опытом — механизмамипреодоления реальных кризисов в более отдаленном будущем, помогают ребенкуосмысливать, переживать, преодолевать будущие проблемные ситуации.Следовательно, личностный смысл, рождающийся у ребенка при общении сискусством, является при этом одним из содержательных элементов культурысамоопределения в целом.
Проблемныеситуации на занятиях искусством, несомненно, являются стимулом для творческогоразвития личности. В опыте творческого самоопределенияинтеллектуально-познавательная и личностно-смысловая составляющие тесновзаимосвязаны. Становясь всё более устойчивым, опыт творческого самоопределенияможет проявляться и вне занятий: в общении, в открытом социуме. Вличностно-психологическом плане опыт творческого самоопределения для ребенкаявляется неким «фондом развития», обеспечивающим процесс взросления.
Важнейшимиусловиями для создания атмосферы творчества и возможности «определения себя»как «творца» идеи, замысла, проекта служат следующиесодержательно-процессуальные ресурсы: педагог в максимально возможной мередолжен избегать чисто информационного способа передачи знаний; в основеобучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельностьвзрослого (педагога) и детей; все сценарии занятий обязательно выстраиваются пологике «прочувствовать — осознать — выявить свое отношение»; учебные занятия, взависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, всочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организациитворческой деятельности; в процесс обучения обязательно включаются элементыэвристической дискуссии; целостное представление обучающихся о художественнойобразности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видовискусства [24, с. 67].
Общеизвестно,что занятия искусством, то есть, в широком смысле слова, занятия творчеством,развивают у детей индивидуальность, самобытное видение мира, формируюттворческие задатки и способности. При этом совершенно ясно, что «мозаика»освоенного ребенком культурно-художественного материала и «калейдоскоп»проявлений своего уникального творческого «Я» у детей будут разными. Не можетбыть двух учеников, одинаковых по характеру и результатам обучения, как неможет быть и двух композиторов, написавших одно и то же музыкальноепроизведение. В таком случае проблемно-творческие ситуации на занятияхискусством могут служить и своего рода диагностическими ситуациями.Педагогически корректно наблюдая за творческим развитием своих учеников,учитель, как «творец» подобных ситуаций, сам рождается как педагог-художник [7,с. 95]. Диапазон вариантов и решений проблемных ситуаций здесь безграничен.

 
ГЛАВАII. ДЕКОРАТИВНО -ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ОДНО ИЗНАПРАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКИ НХТ
2.1Специфика построения обучающих программ по декоративно — прикладному творчеству
Проблемаразвития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальныхкак в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет оважнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже напервых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусствав воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский,Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали,что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, еёкультуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческиеспособности детей [2, с. 54].
 Времянаше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений.Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушкизаменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнилажестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека.Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задачаособенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познаниядуховного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесспознания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит нашнарод: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа черезколыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы,поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства [19, с. 173].Только в этом случае народное искусство — этот незамутненный источникпрекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всестороннийталант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно впроизведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представитьбез народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизнирусского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности,художественные вкусы и является частью его истории.
Великозначение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетическоговоспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусствоподнимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейноевлияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явленияпо-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокаямиссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открытьэтот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. Азначит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчиненыединственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все детидолжны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Описываемыенами программы показывают развивающие функции декоративно-прикладного искусстванародов России, как целостного этнического, культурно-исторического исоциально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном видеориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого,программы построены на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору накультурную традицию и инновационную направленность.
Мыживем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процессизготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нетвозможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать вруках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельскойросписью и т.д…
Отличительнаяособенность данных программ состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже ссимволикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство сорнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельностилежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детейсредствами этого искусства выступают занятия, которые предполагаютинновационную направленность.
Врусском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность,креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, апредполагают друг друга. Таким образом, символика русскогодекоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможностиразвития у школьников художественного творчества.
Программызнакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается напринципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности,реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуальногоподхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, егоповторности, построения программного материала от простого к сложному,наглядности.
2.2Принципы построения обучающих программ по декоративно- прикладному творчеству
Декоративно-прикладноеискусство — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразнаяобласть художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековойистории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможнопредставить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда илиодежда, занимает определенное место не только в организованной человеком средежизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Понятие«декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это иуникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и егосовременные «последователи» — традиционные художественные промыслы, связанныеобщим понятием — народное искусство; и классика — памятники мировогодекоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющиезначение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство вшироком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных,масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих всинтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видамипластических искусств.
Процессприобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетомпсихофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественногоразвития. Если художественно-творческая деятельность детей на уроках вначальной школе (первый этап художественного развития) протекает наэмоционально-чувственной основе, то начиная с V класса (новый этапхудожественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическомуровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческогоначала.
ВI–IV классах дети входят в увлекательный мир искусства, осваивая его целостно(здесь исключено деление на отдельные виды искусства) и во взаимосвязи сокружающей жизнью.
Программноесодержание выстраивается вокруг трех сфер художественной деятельности:изобразительной, конструктивной и декоративно-прикладной, которые выступают вадаптированном для детей виде как Изображение, Постройка и Украшение (какхарактерные черты произведений искусства). Дети учатся видеть, различать впроцессе восприятия произведений искусства работу Мастеров Постройки,Изображения, Украшения, элементы конструктивности, изобразительности,декоративности.
Напервом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне сдругими видами искусства как один из способов художественного освоениячеловеком мира.
Науроках в начальной школе дети встречаются с произведениями крестьянскогоискусства и народных художественных промыслов, классического и современногодекоративно-прикладного искусства. Так, например, в процессе изучения темы«Изображение и фантазия» второклассники осваивают механизм создания фантастическихобразов на материале народного (крестьянского) прикладного искусства. Образырусалки — берегини, единорога, птицы Сирина, двуглавого коня и т. д. становятсянаглядным примером проявления щедрой фантазии народных мастеров, дающей ключ ксозданию собственных фантазий детей [29, с. 245].
Приизучении отдельных тем («Украшение и реальность», «Украшение и фантазия») всознании детей устанавливается связь между образным строем произведенийдекоративно-прикладного искусства и богатейшим миром природы [11, с. 93].Используя разнообразные материалы и техники, дети украшают декоративнымиэлементами кокошники, шлемы и щиты богатырей, стремятся выразить черезукрашение характер человека; конструируют добрые и злые символы и украшают имикорабли и паруса; создают и украшают здания в соответствии с их назначением.Художественно-декоративная деятельность детей носит творческий характер.
ВIII классе дети знакомятся с разнообразными произведениямидекоративно-прикладного искусства, окружающими их в повседневной жизни, а такжесами изображают, мастерят и украшают посуду, игрушки, платки, обои, кованыеограды, фонари, витрины, маски, театральные костюмы. Дети учатся создаватьпластически выразительные формы, украшать их, ритмично выстраивая в единуюкомпозицию изобразительные элементы и цветовые пятна, осваивают разнообразныетехники и материалы.
ВIV классе, когда у детей формируются представления о многообразиихудожественного творчества разных народов, знакомство с произведениямидекоративно-прикладного искусства происходит в контексте изучения разныххудожественных культур. Четвероклассники в процессе приобщения к искусствусвоего и других народов более детально знакомятся с конструкцией, декоративнымубранством традиционного жилища (изба, юрта, чум), праздничного костюма царя,знатных бояр, простолюдинов. Античный костюм, краснофигурная и чернофигурнаякерамика, образцы средневекового литейного искусства, японские фонарики, кимоно— все это становится объектом восприятия школьников.
Такое«растекание вширь» при изучении программного материала на первом этапе обученияпозволяет сформировать широкий спектр представлений школьников одекоративно-прикладном искусстве как особой деятельности художника в союзе сМастерами, обогатить их восприятие, расширить познавательный кругозор.
Vкласс (начальный период подросткового возраста) — это новый шаг в изучениидекоративно-прикладного искусства с позиций его жизненных функций и вытекающихотсюда особенностей его образного языка. Осваивается язык, образный стройпроизведений народного и профессионального (классического и современного)декоративно-прикладного искусства. Метод перспективы и ретроспективы,используемый на занятиях изобразительным искусством, позволяет забегать впереди неоднократно возвращаться к уже знакомым образам, мотивам, темам,произведениям уже на ином содержательном уровне. На каждой новой ступенипознания учащимся предлагается новый взгляд на предмет восприятия, адекватныйих возрастным особенностям. Проиллюстрируем эту мысль на конкретном примере.
Изучаяв I классе тему «Памятники архитектуры — наследие предков», дети рассматриваютобраз крестьянского дома как мудро сработанную конструкцию, как образ силы имощи в едином ансамбле деревянных строений [11, с 120].
ВIV классе дети более подробно знакомятся с деревянным миром русской деревни, собщей конструкцией крестьянского жилища, нарядным резным узорочьем в егонаружном убранстве, делают первые попытки расшифровать смысл символическихэлементов в декоре избы. В практической деятельности закрепляются навыкивосприятия (учащиеся украшают, например, узорчатыми деталями вырезанные изцветной бумаги силуэты изб, которые ритмически располагают на декоративномпанно).
ВV классе учащиеся снова встречаются с обликом крестьянского дома, но теперь онрассматривается как живая предметно-пространственная среда, организованная позаконам природы. В образном строе избы отражена вся Вселенная (картина мирапредставлена в единстве трех сфер — небесной, земной и подземно-подводной), дом— это микрокосм в макрокосме. Ребятам предстоит более подробно познакомиться ссимволическими образами в декоре избы, с их смысловым значением.
Такимобразом, только на этом примере видно поступательное движение: от целостногоэмоционально-образного восприятия к углубленному познанию в единствеэмоционального и логического.
Годдекоративно-прикладного искусства закономерно подготовлен всем предшествующимходом обучения, а также особенностями раннего подросткового возраста. К этомувремени у учащихся уже сформированы определенные знания, умения и навыки,которые помогают в освоении языка и образного строя декоративно-прикладногоискусства. Вместе с тем это период подросткового возраста, которому свойственныначало аналитического мышления, новые, более широкие интересы (в том числеинтерес к своему собственному «Я»), живая любознательность, потребностьрассуждать, выходить на обобщения, наблюдательность, активность, стремление кдеятельности. Младший подростковый возраст еще несет в себе следы детства,игры, однако в нем уже имеет место направленность на серьезную, ответственнуюдеятельность (у младшего подростка есть огромная потребность в признании еговзрослости окружающими). Все это становится реальной основой для углубленногоизучения декоративно-прикладного искусства, его специфики как на уровневосприятия, так и в практической учебно-творческой деятельности. Этоблагоприятный возраст для приобщения детей к народному искусству, дляформирования у них особого «родственного внимания» (М. М. Пришвин) к уникальнымрукотворным памятникам народной культуры, созданным по высоким законамискусства [15, с. 62]. Эта задача, на наш взгляд, сложнее решается в старшемподростковом возрасте, когда под влиянием многих факторов (телерекламы,разнообразной массовой печатной продукции не лучшего качества, наводнившейпотребительский рынок) у школьников складывается понимание красоты, идущеевразрез с выверенными временем народными представлениями.
Целостныйкурс декоративно-прикладного искусства не случайно начинается с народного —крестьянского — прикладного искусства. Впитавшее в себя исторический,нравственный, эстетический, духовный опыт народа, это искусство обладаетогромной плодотворной силой воздействия на человека.
Вискусстве, созданном народом, переплелись воедино верность традиции (правила,навыки, приемы, образы, мотивы, темы, отражающие народные мироощущения),коллективный опыт, природное начало. Приобщение к замечательным памятникамнародного искусства («память в образах») позволяет детям соприкоснуться сособым складом мышления наших предков, которое во многом отличается от нашего,с особым складом познания и освоения ими окружающего мира черезсозидательно-творческую деятельность, связанную с созданием жизненнонеобходимых предметов.
Оченьважно раскрыть природу народного искусства через отношения человека с миром вживых, значимых для ребят взаимосвязях. «Лишь личностно значимые знанияостаются в долговечном запасе личности и образуют тот фундамент, на основекоторого протекает последующее совершенствование в различных сферах...[4, с.148]» .
ВV классе произведения декоративно-прикладного искусства рассматриваются с точкизрения единства формы (материальная вещественность созданного продукта, способсуществования содержания) и содержания
Признакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрытьучащимся их главное содержание — утилитарно-бытовую функцию, котораяпроявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношениечастей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определеннуюконструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простойфункциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка,деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственностьсодержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета). Задачапедагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, чтообыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастностивысшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы,объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).
Недопустимосчитать декор просто нарядной декорацией, внешним украшательством, лишеннымвсякого смысла. Декоративность — итоговое качество предмета, она как бы«разливается» по всему материальному телу вещи, пронизывая всю ее структуру,образный строй. Именно декор становится носителем содержания: выражаетмироощущение народа, выявляет, подчеркивает социальное положение конкретногочеловека. Так, например, на уроке дети узнают, что богатство декора в народномпраздничном костюме было особым знаком смысла, означало высокую репродуктивнуюсилу одетой в него женщины, плодородие матушки-Земли.
Каждыйхудожественно оформленный предмет был включен в систему человеческих отношений,помогал строить общение между людьми на духовном уровне — это коммуникативная функциядекоративно-прикладного искусства. Взгляд на художественную вещь именно с такойточки зрения приобретает исключительное значение для формирования ценностныхориентаций подростков.
Впрактике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяетсядолжное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что,несомненно, обедняет познавательный процесс, придает емуформально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного видаискусства.
Урокискусства должен в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям иидеалам, становясь средством общения с искусством. В условиях урока приоритетдолжен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются впроцессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства изакрепляются в собственной практической деятельности.
Всовершенных образцах народного прикладного искусства за предметно-чувственнойоболочкой всегда скрыты содержательные смыслы. Символические образы народногоискусства обладают большой смысловой емкостью. В многослойном и многосложномпрочтении памятников народного искусства заключено единство материального идуховного, зримого и незримого, конечного и бесконечного. На всем историческомпути развития народной культуры достаточно четко проявлялась планетарностънародного мышления. Воззрения наших древних предков на устройство Вселеннойнашли наиболее полное выражение в художественно-образной модели мирового древа,в котором воплощена идея целостности мира (единство небесного, земного иподземно-подводного). Своими образами народное искусство выявляет космос,повествуя «о вечном порядке и гармонии мироздания, о незыблемости жизнедающихсил природы [4, с. 201]».
«Человек— вообще срединное существо между небом и землей. Поэтому он всегда себямоделирует между ними. У равнинного народа таким архетипом — братом человека посрединности — является дерево[6]». Единство небесного, земного иподземно-подводного миров, выраженное в трехчастной структуре древа жизни (модификациимирового древа), четко просматривается в трехчастности народного жилища. Этатрехчастность выявляется во всем богатстве декора избы, в трехчастной,например, форме наличника светличного окна в избах Поволжья, в образном строеженского праздничного костюма и других предметов бытового крестьянскогоискусства, одним словом — в народном изобразительном мифотворчестве. Безосознания подростками этого духовного опыта народа вряд ли возможно полноценноевосприятие произведений народного творчества и формирование художественнойкультуры.
Начавсвой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенноовладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкойотсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины,изобразительно-символические элементы которых выражают поэтические воззрениядревних на мир.
Следующийшаг — освоение современных форм бытования народного искусства — традиционныхнародных художественных промыслов России.
Знакомствос самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка,Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность иразличие между ними, понять специфику творчества народного мастера (частопрофессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на егоместо, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, «колористики»,характерные для того или иного промысла.
Народноеискусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийсяпредельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знатоккрестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовыхпамятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества[2, с. 15]».
Пятиклассникина занятиях овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуяиндивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя отизображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента,основами декоративной композиции.
Учащимся,овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затемклассического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделатьследующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластическихискусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальности,плоскостности цветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов иоттенков; живому, свободному мазку как цветосмешению), от условного обобщенногоизображения-обозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневоймоделировкой формы в пространстве.
Завершаетсяобщий курс вполне закономерно — знакомством с современнымдекоративно-прикладным искусством и работой в конкретном материале.
Народные,классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — все этоединые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного,духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувстваможет дать детям широкий спектр понимания различных проявленийдекоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.
Детизнакомятся с многообразием форм современного выставочного искусства, спластическим языком керамики, стекла, гобелена и т. д., с творческойинтерпретацией древних образов в искусстве профессиональных художниковдекоративного искусства.
Знакомствос произведениями современного декоративно-прикладного искусства дает учащимсявозможность сопоставить два склада мышления — народный, основанный на традиции,и профессиональный, связанный с максимальным проявлением творческойиндивидуальности художника, с поиском новых форм, пластического языка,созвучного времени, с широкими возможностями экспериментирования в том или иномматериале.
Декоративнаяработа в материале (батик, витраж, коллаж, керамические рельефы, поделки измочала, шпагата и т. п.), осуществляемая в групповых и коллективных формахдеятельности, связана с развитием чувства композиции, чувства материала — освоениемего декоративно-пластических возможностей.
Впроцессе создания плоскостных и объемных декоративных композиций в конкретномматериале школьники учатся вести работу поэтапно — от разработкиобобщенно-лаконичных композиционных эскизов до завершающего этапа, осознанноиспользуя знание языка данного вида искусства.
ВV классе большое значение имеет дальнейшее развитие у учащихся «навыкараспознавания» конструктивного, изобразительного и декоративного элементовязыка в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства,осознание того, что элементы декоративности в данном виде искусства «играютпервенствующую роль — как в области форм и конструкций, так и в областивнешнего убранства предмета [16, с. 286]», т. е. выступают доминантой,определяющей данный вид искусства.
Впроцессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству особо важноезначение приобретает включение в драматургию урока активных средствэмоционально-образного воздействия — слова, музыки, зрительных образов. Так, науроках, посвященных народному искусству, комплексное использование разных видовфольклора — устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые текстыи др.), названного М. Горьким «великолепно ограненными драгоценностями», атакже музыкального и изобразительного — помогает осознать учащимсянерасторжимую целостность народной культуры. Восприятие памятников народноготворчества раскрывает также поэтические связи народного искусства с природой —его колыбелью.
Уровеньзнаний учащихся определяется не только умением аргументированно отвечать напоставленные вопросы, но также умением пользоваться при ответе специальнойтерминологией. Эта задача решается более успешно, когда каждый ученик ведет«Словарь терминов». Необходимо избегать специального заучивания терминов.Запоминание должно происходить естественным путем, в процессе живого диалогаучителя с учащимися. Если педагог стремится включать в свою речь новые слова,термины, при этом неоднократно повторяя их, то они усваиваются учащимися, входяв их речевой обиход, постепенно расширяя их словарный запас. Для лучшегозапоминания новые слова записываются на доске или на отдельном листе бумаги, азатем переносятся детьми в тетрадь.
ВV классе большое значение придается коллективным формам работы, требующимобъединения творческих усилий всех ее участников. Коллективная формадеятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материале,связанной с художественным оформлением школьных интерьеров. В коллективнойдеятельности как наиболее эффективной форме приобщения учащихся кхудожественному труду наиболее полно реализуются особенности младшегоподросткового возраста. В процессе коллективного творчества каждый ученикработает самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает своииндивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественнозначимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместнойдеятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координациисовместных действий.
Важнымкомпонентом на завершающей стадии урока является обсуждение детских работ. Приобсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:
·  декоративность:выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластическогорешения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);
·  содержательность:полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поисксодержательной формы;
·  оригинальность:работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностноепрочтение задания.
Важноезначение в художественном развитии учащихся имеют итоговые, обобщающие урокичетвертей, года, которые можно драматургически выстраивать как праздники.Важной задачей итоговых уроков является организация живого общения междушкольниками и приглашенными гостями. Уроки-обобщения могут включать в себяимпровизированные диалоги, игры (в форме викторин, состязания команд), участиефольклорных коллективов, воссоздающих аромат народной культуры,интеллектуальные задания по систематизации зрительного материала на основестилевых признаков и т. д.
Приобщениеучащихся младшего подросткового возраста к декоративно-прикладному искусствуосуществляется в разных формах: это уроки; факультативные, кружковые занятия;посещение музеев, выставочных залов; поисковая деятельность школьников.
Поисковаядеятельность включает чтение литературы по декоративно-прикладному искусству,собирание репродукций, открыток по отдельным разделам программы, подлинныхвещей, которые могут стать основой создания школьного музея искусства.
Учительпомогает систематизировать материал, подсказывает учащимся, как можно егооформить, привлекая для этой работы родителей. Собранный материал детииспользуют на текущих и итоговых уроках.
Урокидекоративно-прикладного искусства — это педагогически организованное общение сучащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления,совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятныеусловия для формирования художественной культуры ребенка. В этом плане мудроевысказывание М. М. Пришвина — «хочу не учить, а душевно беседовать, размышлятьсообща и догадываться» — представляется нам бесценной формулой педагогикисотрудничества, когда обе стороны, глубоко заинтересованные в наилучшемрезультате, совместно решают насущные проблемы.
2.3Пример построения обучающей программы
Разнообразныепроизведения декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся школьникина уроках, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительностии любовь к родному краю. Удивительно интересны и бесконечно богаты путиэстетического воспитания детей с помощью декоративно-прикладного и народногоискусства. Занятия по декоративно-прикладному искусству преследуют следующиеконкретные цели и задачи:
Изучить:
— все виды резьбы по дереву (геометрическая, контурная, плоскорельефная,прорезная, накладная и карнизная);
— основы плетения из ивового прута, камыша, соломки, бересты;
— технику прорезной бересты;
— изготовление предметов быта из бересты;
— традиционное лоскутное шитье;
— плетение и ручное ткачество поясов и опоясков;
— особенности народной вышивки;
— символику и обереговое значение вышивки.
Освоить:
— приемы и технику выполнения русских узоров;
— технику плетения бисером;
— технику изготовления игрушек из соломки.
Приобрести:
— навыки и мастерство в изготовлении народной игрушки (дымковской, филимоновской,тульской);
— умения росписи по дереву (городецкая, полков-майданская, гжель);
Общимизадачами воспитания и обучения декоративно-прикладному искусству являются:
— приобщение детей к народной культуре и традиционным ремеслам;
— развитие личности на основе пробуждения творческих способностей, обогащение еёдуховного мира;
— формирование представлений о красоте и гармонии;
— воспитание трудолюбия, уважению к людям труда и старшему поколению;
— воспитание бережного, заботливого отношения к родной природе;
— формирование специальных умений в создании произведений декоративно-прикладноготворчества;
— сохранение и развитие самобытного искусства художественных традиций русскогонарода;
— воспитание умений общаться в коллективе на основе изучения народногоприкладного искусства, его истории и традиций.
Можновыделить этапы эстетического познания учащимися народного искусства. Сметодической точки зрения важно, чтобы все эти этапы нашли свое отражение вучебно-воспитательной работе на уроке.
Первыйэтап. Эмоциональное восприятие учащимися произведения народного искусства.
Второйэтап. Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества.
Третийэтап Объяснение учащимся культурно-исторического смысла и научной ценностипроизведения народного творчества.
Четвертыйэтап. Углубление представлений учащихся о художественном образе.
Пятыйэтап. Сопоставление народной вещи с современными произведениямидекоративно-прикладного искусства.
Шестойэтап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоениемучащимися народного искусства.
Первыйи второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают вмомент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее,если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы илиизображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещиможно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователинародного творчества неоднократно указывали на общность художественных образовв песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа. Так В.М. Василенкопишет: «Общий приподнятый и несколько торжественный характер крестьянскогоизобразительного искусства, говорящий о потребности в украшении, о некоторойсвоеобразной идеализации отдельных событий, предметов, может быть сопоставлен стакой же возвышенной трактовкой многих образов в фольклоре — в сказках,былинах, легендах, где герои их зовутся царями, царевичами, королевичами, сосвадебными песнями, где выступают «бояре», «боярышни», «купцы», а жених сневестой величаются «князем и «княгиней»[2, с. 72]».
Эмоциональнымвосприятием учащимися произведения народного искусства не должен ограничиватьсяпроцесс эстетического познания школьниками художественных свойств предмета.Иногда учителю приходится преодолевать элементы субъективности в оценках. Вэтом плане серьезную помощь может оказать искусствоведческая литература,посвященная анализу художественного образа в декоративно-прикладном и народномискусстве. Это труды известных искусствоведов А.Б. Салтыкова, В.С. Воронова,А.К. Чеклова, В.М. Василенко, А.И. Некрасова и др. Практика работы с учителямипо изучению народного творчества на уроках позволяет вычленять важные моментыдля определения художественности произведения народного искусства: 1) связьмежду формой предмета и его назначением; 2) взаимосвязь между формой иматериалом, из которого выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и егокрашением.
Третийи четвертый этапы эстетического усвоения народного творчества связаны спроцессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Учительдолжен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или инойхудожественной вещи. Он должен помочь детям представить художественную вещь всреде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только моглюбоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту. Пропорции,цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем тогопредметного мира, в котором мы живем. Если на уроке учащиеся знакомятся схудожественными вещами XVIII или XIX веков, то соответственно необходимопоказать ту среду, в которой жили эти вещи. На помощь учителю могут прийтимногочисленные таблицы, связанные с курсом истории в средних классах.
Завершаетсяпроцесс эстетического освоения учащимися народного творчества непосредственнымучастием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетическогопознания учащихся и художественной их практике на материале народноготворчества мы видим один из действенных принципов развивающего обучения науроках изобразительного искусства.
Видыучебно-воспитательной работы, знакомящие школьников с народной художественнойкультурой.
Дляформирования у детей способности глубоко и полно воспринимать произведениядекоративно-прикладного и народного искусства можно использовать разнообразныевиды учебно-воспитательной работы: сочинения (устные и письменные), анкеты,тематические и музыкальные утренники, экскурсии.
Небольшиесочинения, в которых учащиеся излагают свои знания, выражают отношение кпроизведениям народного творчества, могут быть заданы на разные темы. Например,в III классе учителя успешно проводятсочинения на тему: «Что я знаю о Хохломе?» Такой вид письменной работы помогаетучителю проконтролировать знания учащихся об одном из ведущих художественныхнародных промыслов. Сочинение может быть посвящено одному художественномупредмету. Важно, чтобы ученик высказал свои отношение к форме, цвету, рассказал.Что и как он видит в произведении.
Вотличие от сочинения, анкеты нацеливают учащихся на краткий ответ. В анкете,предназначенной младшему школьнику, помещен один вопрос. Характер вопросовможет быть разным, важно, чтобы учитель искал эффективные и разнообразные путипознания учащимися произведений декоративно-прикладного и народного искусства.
Доступнымидля учащихся могут быть вопросы, в которых просят что-то перечислить, назвать,чему-то дать определение. Например, «Перечисли предметы, которые могут бытьукрашены узором. Назови город, село, которые прославились своимихудожественными промыслами. Дай определение, что такое орнамент или ритм» и т.д.
Содержаниевопроса или ответа можно выразить с помощью рисунка, фотоматериалов. С этойцелью можно дать, например, ученику иллюстрацию, в которой он находит средиразличных деревянных матрешек семеновскую.
Взависимости от цели, анкетирование можно проводить и фронтально, и выборочно.
Анкеты,как и сочинение, — виды учебно-воспитательной работы, проводимой в классе.Внеклассные формы работы по эстетическому воспитанию детей связаны соформлением детских праздников. Утренники или сборы, посвященные русскимнародным сказкам и загадкам или русским народным песням и танцам, могут статьподлинными художественными событиями в жизни ребят. В песенном и устномнародном творчестве, в орнаментальных композициях, украшающих предметы быта,находит яркое отражение отношение русского человека к прекрасному в природе,складывавшееся в нелегкой борьбе и труде. Прекрасный знаток русской песеннойкультуры, композитор Б.В. Асафьев отмечал особую силу и жизненность, удаль вмире звуковых образов народной песни. «Всегда, когда слышишь, как русский голосбодро и волево «выносит», словно плетения корней, орнаментику мелодий, сердце говорит,что не итальянские это фиоритуры…, а также отражение действительности, но иной,и ход иной поступью.… И полюбил русский человек свою непокорную природу. Борясьс ней и одолевая её, вот за её упругость и непокорность. И запел, познавупорный труд [2, с. 160]».
Учительдля представления сказки, песни может использовать в оформлении костюманародный орнамент. Элементы народной росписи могут украсить бумажные ленты нафартуках или на рубахах, декоративные цветы на кокошниках и т. д.
Организацияэкскурсий открывает перед учителем широки простор для привлечения местногохудожественного материала, чтобы показать связь произведенийдекоративно-прикладного и народного искусства с жизнью. Объекты разнообразны:отдельные памятники народного зодчества, артели народных художественныхпромыслов, краеведческие музеи, фабрики по производству декоративных тканей,мебели, посуды, игрушки
Приступаяк работе, педагог должен хорошо понимать, что в коллективных формахдекоративной деятельности процесс работы и продукт совместного творческоготруда связаны не только как действие и результат, но и как взаимосвязанныеэлементы воспитательно-образовательного процесса, направленного прежде всего наформирование личности младшего подростка (новый уровень самосознания, осознаниеобщественно значимой, художественной ценности предстоящей работы и включенностьс полной самоотдачей в нее, приобретение опыта совместных действий, общения,необходимых для работы в коллективе людей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемысовременного образования, приведшие к необходимости реформы его системы,связаны не только с изменившимися социальными обстоятельствами, но и собострением противоречий самого образовательного процесса. Известна проблемаотчуждения содержания образования от субъекта образовательной деятельности. Этоотчуждение приводит к тому, что образование в своем содержании и формахстановится безразличным к индивидуальности, становится закрытым исамодостаточным, утрачивает смыслы, обращенные к субъективности его участников.
Всовременных социально-экономических условиях дополнительное образованиеспособно преодолеть это отчуждение, приобретая значение не механическойдостройки базового образования, постоянно расширяющегося образовательногопространства для удовлетворения и реализации постоянно изменяющихсяиндивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.Педагогический потенциал дополнительного образования значителен: оно выступаеткак мощное средство формирования мотивации к образовательной деятельности,расширяет культурное пространство самореализации личности.
Сферадополнительного образования способствует развитию ребенка с учетом егоиндивидуальных способностей, мотивов интересов, ценностных ориентаций благодарятому, что дополнительное образование может осуществляться только в формедобровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основногообразования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенкапо его выбору. Это качество дополнительного образования способствуетформированию диалогичных, субъект-субъектных отношений, в процессе которых впоисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных,профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком как равноправныхсубъектов образовательного пространства, что обеспечивает личностный росткаждого субъекта, как необходимую предпосылку жизненного самоопределения ираскрытие творческого потенциала.
Модельобразовательного пространства взаимодействия основного и дополнительногообразования с позиций синергетики рассматривается как самоорганизующаясяцелостность, где каждый участник образовательного пространства выступаетодновременно и как объект, и как субъект, и как условие социализации ииндивидуализации детей. Эта программа может объединить содержание,организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основногообщего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальныхспособностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединенияпредоставляет детям более широкий спектр возможностей реализацииобразовательных потребностей, а педагогам — новые возможности для реализациисвоего творческого потенциала.
Современнаямассовая культура все дальше уводит людей от народных традиций и фольклорныхформ творчества, развивает низкопробные вкусы и приземляет творческиестремления человека. В какой-то степени развитие народного художественноготворчества поддерживает общественное мнение, но этого недостаточно, так как вцелом психологическая атмосфера в обществе значительно ухудшилась. Эксперты оцениваютее как напряженную, способствующую созданию некачественной продукции,благоприятствующую проявлению негативных чувств, страстей и животныхинстинктов, способствующих деморализации. К этому следует добавитьотрицательное воздействие на традиционные виды народного творчестванаучно-технического прогресса в тех антигуманных формах проявления, которые унас не редки. Кроме того, плодами научно — технического прогресса становитсяобеднение эмоций и чувств у современного человека. Люди поглощены телепередачами,приобретают новейшую аудио и видеоаппаратуру, увлекаются компьютерными играми.
Важностьвозрождения, сохранения и развития народного художественного творчестваобусловлена его воздействием на духовный мир человека. Заботясь о сохранениинародной культуры, мы формируем в людях чувство принадлежности к своему народу,сохраняем нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. Впоследнее время повысилась его значимость в развитии национальных чувств. Но вто же время народная культура во многом утрачивает свои позиции в регулированиисоциального поведения и в передаче нравственных норм и ценностей. Она неспособна обеспечить решение всех проблем, связанных с социализацией личности всложных современных условиях, но ее роль и воздействие на человека могли быбыть значительно выше.

 
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамян,Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества/ Д. Н. Абрамян/ —М., 1995.
2. Алехин,А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя/А. Д. Алехин/ – М.: Просвещение, 1984.
3. Андреев,А.Л. Место искусства в познании мира/ А. Л. Андреев — М., 1980.
4. Бечак,Б. А. Воспитание искусством/ Б. А. Бечак/ — М., 1981.— №11.
5. Ветлугина,Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина/ — М., 1974.
6. Гачев,Г. Национальные образы мира / Г. Гачев/ — М., 1998
7. Гусев,В.Е. Русская народная художественная культура/ В. Е. Гусев/— СПб., 1993
8. Дополнительноеобразование детей. / Под ред. Лебедева, О.Е./ О.Е. Ленбедев/ – М.: ВЛАДОС,2000.
9. Каган,М.С. Философия культуры/ M.С. Каган/ — СПб., 1996.
10. Каргин,А.С. Народная художественная культура/ А. С. Каргин/ — М., 1997
11. Клибанов,А.Н. Духовная культура средневековой Руси/ А. Н. Клибанов/— М., 1994
12. Комарова,Т. С. Дети в мире творчества/ Т. С. Комаров/ — М., 1995.
13. Костромичева,Е.Ф. Русский фольклор/ Е. Ф. Костромичева/ – СПб.,
14. Куликова,С.Т. Культура и личность/ С. Т. Куликова/ – М., 2002.
15. Кусков,М.Н. Культурное возрождение, как перелом…/ М. Н. Кусков/ — М., 2001.
16. Магов,И.Т. Путь художественного искусства/ И. Т. Магов/ – М.: Просвещение, 1989.
17. Медведева,Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников сзадержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология/ Е. А.Медведева/ — 2000. — № 1.
18. Мелик-Пашаев,А. А. Педагогика искусства и творческие способности/ А. А. Мелик-Пашаев/ — М.,1981.
19. Некрасова,М. А. Народное искусство как часть культуры/ М. А. Некрасова/ — М.: Изобр.Искусство, 1983.
20. Некрасова,М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности/ М. А.Некрасова/ — М., 1983.
21. Нешумов,Б.В. Основы декоративного искусства/ Б. В. Нешумов/ — М.: Просвещение-АСТ,2000. — 146 с.
22. Полунина,В. Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народнымискусством/ В. Н. Полунина/ — М., 1989.
23. Разина,Т. М. О профессионализме народного искусства/ Т. М. Разина/ — М., 1985.
24. Рондели,Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя/ Л. Д.Рондели/ — М., 1984.
25. Созданиеобщественных объединений в учреждениях начального профессионального образования(из опыта работы общероссийской общественной организации «Российский СоюзМолодежи») / под ред. Ю.В. Коврижных, О.А. Рожнова, Г.В. Куприяновой, Е.Я. Бутко/– М., 2003г. — 231с.
26. ТихомироваЕ.И. Солнечное ожерелье / учебно-методическое пособие для социальныхтехнологов, педагогов, студентов, руководителей молодежных объединений/ Е. И.Тихомирова/ – Самара, 2007г. — 192с.
27. Хворостов,А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И доп./А. С. Хворостов/ – М.: Просвещение, 1998.
28. Художественноевоспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. — Новосибирск,1989.
29. Шведова,М.Д. Русская культура/ М. Д. Шведова/ – СПб., 2001.
30. Яснополянская,З.И. Культура личности/ З. И. Яснополянская/ – М.: Просвещение, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.