План
Введение
1. Принципприродосообразности в трудах Я.А. Коменского
2. И.Г. Песталоцци опринципе природосообразности
3. Принципприродосообразности К.Д. Ушинского
Заключение
Список литературы
Введение
В период преобразований вобществе нередко терпят крушение прежние ценности, идет поиск новых ориентиров.Актуальными становятся проблемы сохранения основных духовных ценностей иформирования новых представлений об обществе, человеке, природе. Происходящие унас процессы преобразования общества сопровождаются изменениями в общественномсознании. Деформируются понятия о культуре, образе жизни, искусстве,образовании, чему немало способствуют и средства массовой информации, по всемканалам внедряющие в сознание растущего человека новые и отнюдь не безупречныеобразцы поведения в условиях рыночных отношений.
Сложившаяся в странеситуация привела к тому, что в системе воспитания недостаточно учитываютсяистинные духовные ориентиры в воспитании человека. Возрастает исключительнозападная ориентация образа жизни. В некоторой степени это способствует тому,что у определенной части современной молодежи формируется потребительскийвзгляд на жизнь, что, естественно, сказывается и на духовном обнищании сознанияэтой части молодежи.
Основополагающим вформировании духовного мира человека является принцип природосообразности. Безанализа сущности и развития принципа природосообразности, его роли в духовнойкультуре невозможно понимание процесса воспитания в новых реалиях.
Цель контрольной работы –сравнить характеристику принципа природосообразности в трудах Я.А. Коменского,И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинского.
1. Принципприродосообразности в трудах Я.А. Коменского
В педагогической наукепонятие принципы природосообразности определяется как принципы,означающие отношение к ребенку как к части природы, стремление сделатьучащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития ядром любыхвоспитательных отношений, что предполагает его воспитание в единстве и согласиис природой и заботу об экологически чистой природной среде его обитания иразвития.
Ян Амос Коменский в«Великой дидактике» сформулировал правила естественного учения иобучения, а также правила искусства обучать наукам. В своем труде онкропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов, рассматриваетособенности обучения, формулирует принципы и «основоположения»обучения, опираясь, прежде всего на природу вещей.
Приведем пример принципа,обозначенного им как "Все из собственных корней". Этот принципвзят автором «из природы», а также «из человеческогоремесла» и выражен соответствующим образом: "Ибо, сколько надереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов — все эторождается только от корня… От корня у дерева является все, и нетнеобходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так жеоперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, нопроисходит из самых внутренних ее частей… Так и предусмотрительный строительвсе устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свойфундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны"[1].
Отсюда великий педагогделает вывод, что "правильно обучать юношество — это не значит вбиватьв головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит- раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точноиз живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьеввырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целаяновая ветка со своими листьями, цветами и плодами"[2].
Написанное Я.А.Коменскимболее трех веков тому назад актуально и сегодня. В подтверждение приведёмцитату:«Поскольку каждому близко к сердцу благо его потомства, аруководителям человеческих дел в политическом и церковном управлении –благополучие человеческого рода, постольку пусть все примут меры, чтобыначинать насаждать, подрезать, орошать и разумно формировать небесные растениядля достижения хороших успехов в науке, нравственности и благочестии».[3]
Я.А.Коменский критиковалшколы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям, вместо развитиясобственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочногометода: "Метод преподавания всех предметов показывает, что школыстремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом.Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различныеручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с нимипредлагают идти по ним к источникам назад"[4].
2. И.Г.Песталоцци о принципе природосообразности
В отличие от своегопредшественника Яна Коменского, стремившегося научить «всех и всему» И.Г.Песталоцци исходил из природосообразности обучения, согласованности его свозможностями ученика.
Вероятно, это связано стем, что он имел возможности сравнивать учебные результаты детей изобеспеченных и бедных семей.
Вот что он писал: «Методявляется только средством, и притом максимально простым, помочь природе самойвысказаться о том, что в ней заложено. И чем больше применяемые методомсредства обладают этими свойствами, тем они лучше; чем они лучше, тем большесливаются с деятельностью самой природы, тем меньше существуют сами по себе.Наоборот, чем большим блеском они сами по себе отличаются, чем в большейстепени вместе со своим педагогическим искусством кажутся стоящими вне природыи над ней и поэтому являются чрезвычайно дорогими, тем в меньшей степени онипригодны. Самое дорогостоящее заблуждение этого искусства в этом отношениизаключается в блуждании со своими воспитанниками по пустующим полямвсезнайства, которые для большинства человечества никогда не засевались иникогда не будут засеяны. Мой метод не блуждает со своими питомцами по этимполям. Он по самому своему существу направлен против дурмана всякогоповерхностного, ненужного, необоснованного, неплодотворного и неподходящегознания. Все его средства базируются на твёрдо обоснованной законченностиединичного, на глубоком проникновении одного в другое, на целенаправленномсовершенстве целого. Они являются подлинным противоядием против всех ухищренийдуха времени, который возбуждает и поддерживает дурман пустого, чистословесного обучения и всех связанных с ним негодных приёмов. Они совсем несвязаны с причинами этого словесного обучения, и результаты их другие. Средствамоего метода должны действовать таким образом, так как его применение расчищаетнавоз, на котором растут эти поганки, взращенные духом времени».[5]«Независимо от сословия положения человека, поистине хороший методвоспитания должен исходить из неизменных, вечных и всеобщих задатков и силчеловеческой природы. Такой метод воспитания дает ребенку, не знающему, где емуголову приклонить, возможность усвоить и освоить исходные начала мышления,чувства и действия. Придерживаясь этой нити, ребенок будет в состояниисамостоятельно достичь общего развития своих сил и задатков».[6]
Основной законПесталоцци, выведенный им для учителей, был необычайно прост. Все понятия,которые используются в курсе обучения, должны быть растолкованы прежде, чем ихстанут употреблять. Песталоцци, например, знакомил детей с названиями городов,одновременно всегда показывая их на карте Европы, сообщая номер округаГермании, к которому они относятся. Поэтому для детей и сами города, и ихупоминания в газетах, приказах становились взаимосвязанными понятиями. Спомощью цветных картинок он показывал все предметы, а также описывал ихсвойства и формы. Песталоцци создал слоговую азбуку, по которой легко выучилисьчитать множество поколений детей.
Первое правило метода Песталоцци, изложенное вписьмах к друзьям, собранных в книгу «Как Гертруда учит своих детей» (1801 г.), гласило: «Научись сначала упорядочивать свои наблюдения и завершать простое, раньше, чемпереходить к сложному».
Второе правило: «…все родственные по своемусодержанию предметы приведи в своем сознании в такую именно связь, в которойони находятся в природе». В этом правиле также подчеркивалась уже тогданеобходимость отделять наблюдаемое явление от теорий о нем.
Третье правило призывало, прежде чем писать опредмете и упоминать, всесторонне изучить его различными органами чувств.«Почему мое познание не должно также исходить от меня самого?» — восклицалПесталоцци в письмах, отрицая одно лишь заучивание чужих определений.
Четвертое правило: использовать разнообразные средствадля обучения, подобно тому, как природа «для достижения своей цели соединяеткажущиеся разнородными предметы».
Пятое правило призывало действовать, чтобырезультаты обучения в области их применения «носили бы печать свободы исамостоятельности».
Как и Коменский,Песталоцци настаивал на сужении круга изучаемых предметов, предлагал исключатьиз учебных программ все, что не будет иметь прямого отношения к дальнейшейжизни школьников.
Солидаризуясь опять же сКоменским, Песталоцци требовал упрощения и облегчения учебы детей.
К сожалению, хотя онстремился к этому всю жизнь, Песталоцци так и не удалось ни создатьобразцово-показательное учебное заведение для детей из бедных слоев населения,ни воспитать собственного сына Якова.
3. Принципприродосообразности К.Д. Ушинского
На принципеприродосообразности выстроена вся дидактика К.Д. Ушинского. Ему принадлежиткрылатый афоризм: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всехотношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Онразъяснял, что прочно усваивается только то, что соответствует «временнымнаклонностям»: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков онв действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми егобудничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями.Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, средичеловечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах,во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил иболезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда словочеловеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные силыгрязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей,историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он всостоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния,- а средства эти громадны!».[7]
Как и его великиепредшественники, К.Д. Ушинский, следуя принципу природосообразности, придавалисключительно большое значение формированию привычек поведения, то есть многозанимался и теорией воспитания. В своем классическом междисциплинарномисследовании «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогическойантропологии» Ушинский посвящает привычке целых два раздела. В одномраскрывается сущность привычки. В другом — рассматриваются пути ееформирования.
Заключение
Принципприродосообразности воспитания наиболее глубоко был обоснован и разработан Я.А.Коменским. Принцип природосообразности занимал значительное место впедагогических системах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. При различныхтрактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её частии утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективнымизакономерностями развития человека в окружающем мире.
Коменский считал, чтопорядок школы надо заимствовать от природы и исходить из наблюдений надприродными процессами. Согласно Руссо, в воспитании надо следовать природеребёнка, его возрастным особенностям, создавать условия для естественногоразвития его врождённых свойств и способностей. Песталоцци, понимаяприродосообразность, как и Руссо, подчёркивал, что усилия, свершаемые природойдля развития человеческих сил, без помощи человека медленно освобождают людейот «чувственно-животных свойств». Ушинский, следуя принципуприродосообразности, придавал исключительно большое значение формированиюпривычек поведения.
Списоклитературы
1. Виноградова Н.Д.Принцип природосообразности в свете междисциплинарныхисследований//Методологические проблемы междисциплинарных исследований вобразовании. — М,: ИТП и МИО РАО, 1994. — 0,35 п.л. (Деп. ОЦНИ «Школа ипедагогика» ИТП и МИО РАО).
2. Коменский Я.А.Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
3. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин,А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989.
4. Кумарин В.В.Педагогика природосообразности и реформа школы. – М.: Народноеобразование, 2004. – 624 с.
5. Песталоцци И.Г.Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.2. — М., 1981.
6. Песталоцци И.Г.Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. Т.3. - М., 1961-1965.
7. Пискунов А.И.Природосообразности принцип// Педагогическая энциклопедия – М.: Изд-во«Советская энциклопедия», 1966. – Т. 3.
8. Ушинский К.Д.Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Т.1.// Собр.соч. в 11 т. Т.8. – М.-Л., 1950.