Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н Ф Виноградовой

--PAGE_BREAK--Есть люди, совмещающие энциклопедичность знаний и нестандартность мышления. Этим типом одарённости в научной психологии соответствуют и разные обозначения: первый — способность к обучению — описывается как интеллект, то творческие способности определяются как креативность [23, с.52].
Креативность — (от лат. сгеайо — созидание) — общая способность к творчеству, характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности, рассматривается как относительно независимый фактор одаренности [8, с.351].
Факторы взаимосвязи между творческими и интеллектуальными способностями:
1. Для высокого развития творческих способностей (креативности) необходим такой уровень развития, который был бы несколько выше среднего. Хотя, это и разные способности — творческие и интеллектуальные, тем не менее, без какой-то базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокое развитие творческих способностей невозможно.
2.      По достижении необходимого уровня интеллектуальности и соответственно оснащенности знаниями для творческой деятельности несущественно, каков уровень интеллектуальности.
3. Но это отсутствие связи обнаруживается лишь до определённого уровня. Когда интеллект очень высок, то иногда слова, как и в случае недостаточного его развития, создаётся препятствие для нормального развития творческих способностей.
Таким образом, связь между интеллектуальностью и креативностью есть, но связь весьма не простая [23, с.63].
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом:
1.                     Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одарённость выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческое поведение играют мотивации, ценности, личностные черты. (А. Тенненбаум, А. Олох, А. Маслоу и др.).
2.                     Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. (К.Тейлор и др.). Эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
3.                     Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.
В ходе исследования найдены, сформулированы и обоснованы основные закономерности отношения репродуктивной и творческой познавательной деятельности [8, с.168].
1). Репродуктивное и творческое познания соотносятся между собой как два самостоятельных звена единого целого, причем, репродуктивное познание выступает как подготовительное звено, а творческое — как основное;
2). Данные два типа познания соотносятся между собой как целое с элементом в каждом звене: в первом звене в качестве целого выступает репродукция, а в качестве его элемента — творчество; во втором звене — наоборот;
3). Оба типа познания соотносятся между собой диалектически динамично, с взаимным переходом друг в друга.
Первые две закономерности можно отразить с помощью рисунка, условно обозначив репродукцию сплошной линией, а творчество — волнистой. Граница между репродукцией и творчеством является условной и подвижной, она проявляет себя по-разному в различных зонах и видах деятельности, в том числе и познавательной. Количество элементов в каждом звене деятельности так же условное. Так, чем больше накапливается элементов творчества внутри репродукции, тем ближе качественный переход к новому типу познания — творческому [12, с.14].
Влияние среды и наследственности на развитие творческих способностей
Известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий человек: и цвет кожи, и волос, и глаз. Но закодировано ли его умственное развитие? Многие годы так и считали, а некоторые считают и сейчас: да, способности человека зависят от его задатков, то есть генетически обусловлены. Но вот генетики: Н.П.Дубинин и Ю.Г.Шевченко утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в социальной программе, которая передаётся путём воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением [15, с.11].
В психологической литературе великий диспут о происхождении таланта — дар ли это природы, генетически обусловленный, или дар обстоятельств. Затем нашли компромиссную формулу: играют роль и врождённые задатки, и окружающая среда. Что же именно наследуется, а что прививается воспитанием?
Высшие психические способности человека — это, прежде всего результат общественного развития. В ранние годы жизни на развитие высших психических способностей влияют главным образом условия домашнего воспитания. Наконец, творческий потенциал находится под сомнением, хотя он зависит от свойственной данной общественной системе отношения к творчеству и тенденции, от взглядов на роль авторитета. Это и есть «общественный творческий климат».
Если бы одарённость определялась наследственностью, то есть биологическими причинами, то согласно генетическому закону устойчивости популяций количество ярких талантов на миллион жителей было бы постоянным. Это не так. Очевидно, огромное значение имеет социальный престиж профессии, который служит выражением потребностей общества и той роли, которое оно придаёт данному виду деятельности [14, с.38]. Способности у человека развиваются в деятельности. Но не любая деятельность развивает способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. В педагогике и психологии выделены две стороны развития способностей: общая и личностная.
Способности общие — свойства психики как данной системы, детерминирующие успешность любой деятельности. Они определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности, и потому их часто называют умственными способностями [23, с.11].
Способности специфические или парциальные способности, частные способности, «первичные умственные способности» — способности, детерминирующие успешность решения отдельных типов задач (на запоминание, представление и т.д.), в отличие от общих способностей.
Я.А. Пономарёв считает основными признаками деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности её результату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассогласование цели и результата [8, с. 158]. Критерием творческого акта, по Пономарёву, является уровневый подход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, а средства удовлетворения этой потребности на низших уровнях. Творческий продукт предполагает включение интуиции (роль безсознательного) и не может быть получена на основе логического вывода [17; с.120].
Творческие способности классифицируются по разным основаниям. Творческие способности разделяют на три группы: связанные с мотивацией (интересы и склонности), связанные с темпераментом (эмоциональная), третья группа: умственные способности.
Характеристика типов творческих способностей.
1). Зоркость в поисках проблем.
Способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного — это нечто большее, чем просто наблюдательность.
Эта зоркость связана не с остротой зрения или свойствами сетчатки, а с особенностями мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.
2). Способ кодирования информации нервной системой.
Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственными, словесными, цифровыми, акустически-образными и т.д. способность манипулировать с данным типом символов можно развивать, но не беспредельно. Врождённые особенности мозга, условия развития и первые годы жизни определяют преимущественную склонность к использованию тех или иных кодов информации.
Задача развития способностей в том, что нужно помочь школьнику «найти себя», то есть понять, какие символы, какой ход информации для него наиболее доступен. Тогда мышление его будет максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение.
Другие психологи возражают против такой установки. Говорят, что истина посередине. Однако нельзя слишком рано ограничивать круг интересов ребёнка.
3). Способность к свёртыванию.
В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою это приводит к тому, что не удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего. Однако человек обладает способностью к свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.
Свёртывание — это проявление более широкое, способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, в использовании все более ёмких в информационном отношении символов.
4). Способности к « сцеплению» и переносу.
Этим словом обозначается способность определять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом личности, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта, а остаётся мёртвым грузом.
Способность объединять вновь воспринятые сведения с тем, что было известно ранее, включать в уже имеющиеся системы знаний, является предпосылкой другой чрезвычайно важной способности — способности к переносу.
Умение отделить то, что присуще только данной проблеме, от того общего, что может быть перенесено в другие области. Это, по сути, способность к нахождению аналогий, к выработке обобщающих стратегий, которые могут быть приемлемы при решении широкого круга проблем.
5). Боковое мышление.
Широко распространённое внимание повышает шансы на решение задач. По аналогии с боковым зрением врач де Боко назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию.
6). Готовность памяти.
Последнее время память противопоставляют мыслительным способностям. Память включает в себя способность запоминать, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Преимущество при решении получает не тот, у кого запас знаний богаче, а кто быстрее извлечёт из памяти необходимую информацию. В таких случаях говорят о сообразительности, но одним из её компонентов является готовность памяти «выдать» нужную информацию в нужную минуту.
7). Сближение понятий.
Для продуктивного мышления нередко имеют значение лёгкость ассоциирования и отдалённость ассоциируемых понятий, «смысловое расстояние» между ними.
Выявление одной какой-либо способности не может служить ключом к диагностике общей одарённости и быть залогом продуктивности мышления.
8). Гибкость мышления.
Означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по содержанию. Отсутствие такой гибкости называют инертностью, ригидностью, окостенелостью.
9). Способность к оценочным действиям.
Оценочные действия проводятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу её и служат вехами на пути творческих исканий, отделяющим различные этапы и стадии творческого процесса. Среди критериев оценки следует назвать, кроме логической непротиворечивости и соответствия ранее накопленному опыту, эстетические критерии изящества и простоты. Прежде, чем оценивать новую идею, она должна быть создана, выдвинута, воплощена в слова, чертеж, техническую конструкцию. Здесь мы переходим к следующей важнейшей способности интеллекта.
10). Лёгкость генерирования идей.
Ещё одна составляющая творческой одарённости — лёгкость создания новых идей. Причём, не обязательно, чтобы каждая была правильной. Идея — это не просто ассоциативное соединение двух или нескольких понятий. Соответствие идеи реальным взаимоотношениям явлений — один из главных критериев ценности той или иной идеи.
Другой критерий — широта идеи, то есть умения охватить большое число разнородных явлений, в том числе и новых, ещё не открытых. Идеи оцениваются по глубине и фундаментальности. Глубокой считают такую идею, которая устанавливает отношения между объектами или их отдельными свойствами, не лежащие на поверхности, не явными, а требующими для своего обнаружения проницательности и проникновения в сущность явлений. Такие идеи, оказываются и фундаментальными, то есть служат основой, базой для теории исследований.
11). Беглость речи.
Лёгкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слове.
12). Способность к доработке.
Имеется в виду не просто настойчивость и волевой настрой на доведение до конца начатого, а именно способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Таким образом, перечисленные типы творческих способностей, по сути, не отличаются от обычных мыслительных способностей [14, с.22].
«Человеку уже даны многие умения и дарования. Надо просто открыть эти дарования. Ключом же к этому является вера...» [13, с.120].
Один из аспектов теории творческих способностей – одаренность.
В отечественной психологической науке проблема творческой одарённости рассматривалась в связи с проблемой способностей. Одарённость бывает разная. Одарённость — это высший уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высоко развитыми способностями. Это как бы родовое понятие для любого сорта ярких способностей [23, с.10].
В список наиболее важных способностей и умений, подлежащих развитию у одарённых детей, фигурируют три большие группы: познавательные способности и навыки; творческие способности; особенности эмоциональной сферы [18, с.16].
Дж. Рензуми считает, что одарённость является результатом взаимодействия трёх факторов: способности выше среднего, или таланты; приобщённость к задаче; креативность. Помимо интеллектуальных факторов, разные авторы включают в одарённость мотивационно — личностные [23, с.15].
Творческие способности включают в свою структуру воображение, которое является условием и предпосылкой их развития.
«Вминуты кризиса только воображение лучше, чем знание, ибо только с его помощью можно вырваться из кризиса и заглянуть в будущее» [13, с.120].
Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений мыслей на основе имеющегося опыта, путём перестройки представлений человека. Творческое воображение — это процесс создания новых образов, то есть образов таких объектов, которых вообще нет в действительности. Изобретательство, рационализаторство, выработка новых форм обучения и воспитания на творческом воображении [8, с.101]. Всякая деятельность человека, результатом которого является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий будет принадлежать к роду творческого или комбинирующего поведения. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией.
«Всякое изобретение — говорит Рибо, — крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением — постройкой, возведённой в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений… все предметы обыденной жизни, не исключая самых простых и заурядных, является так сказать, кристаллизованным воображением».
Из этого легко видно, что наше обыденное представление о творчестве также не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном понимании творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали научные открытия. Но творчество на деле существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но везде там, где человек воображает, изменяет или создаёт что-либо новое [6, с.6].
Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинаковой у ребёнка и у взрослого. Воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка складывается и растёт постоянно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которое своей сложностью или
простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребёнка опять совсем другое. Интересы также различны. Важнейшая способность творца — гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряжённостью внимания и огромной восприимчивостью; впечатлительностью умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания [6, с.22].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Таким образом, творческие способности определяются наследственными предпосылками, условиями обучения и воспитания, опытом ребенка, ранним развитием.
Резюмируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
1). Среди ученых есть разногласия в трактовке определения, понимании природы творческих способностей, условий, факторов их развития.
2). Ученые сходятся в понимании задатков как природной основы способностей.
3). В науке исследованы взаимосвязи творческих и интеллектуальных способностей, творчества и деятельности, творчества и личности, креативности и одаренности.
4) В психологии раскрыты механизмы творчества, выделены его этапы, определена роль познавательной потребности в процессе творческой деятельности.

1.2 Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения
Можем выделить следующие пути развития творческих способностей в процессе обучения:
1) задания, направленные на развитие творческих способностей;
2) положительная атмосфера в классе, дающая возможность для развития творческих способностей. Из этого мы можем выявить следующие условия:
1)   раннее начало; предоставления свободы выбора; среда, окружающая ребёнка.
2)   различные методы (диалогические формы обучения, организация дискуссий, проблемный диалог, проблемные ситуации, постановка вопроса и т.д.).
3)   творческий потенциал самого учителя, его тактичность. Рассмотрим условия развития творческих способностей:
Первое условие успешного развития творческих способностей — раннее начало.
Второе условие — насколько возможно, заранее окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.
Третье, чрезвычайно важное условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Четвёртое — ребёнку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.
Пятое — предоставляя ребёнку свободу не только не исключает, а наоборот предполагает не навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Но нельзя делать за ребёнка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься [15, с.13].
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всепонимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем любой ступени и любого предмета стоят следующие задачи:
-   замечать любые творческие проявления учеников;
-   создавать условия для развития творческих способностей на уроках; Идея К.А.Макаренко: «нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроках, свободная мысль — являются непременными условиями детского творчества [9, с.40].
Обращение к диалогическим формам обучения, организации дискуссий, проблемного диалога, позволяет не только сохранить творческую активность учащихся, но и значительно повысить интерес к учению.
Одним из условий развития творческих возможностей школьников является постановка вопросов.
Способность человека к постановке новых вопросов и проблем занимает центральное место в творчестве. Первоначально вопросы ребёнка возникают в общении и для общения, и лишь затем они приобретают познавательную направленность.
Кризис, в ходе которого резко возрастают индивидуальные различия между детьми, выделяются две крайние группы школьников — активные, творческие и пассивные, не творческие. У первых наблюдается рост избирательности вопросов, изменяется их структура — они приобретают гипотетический характер, исследовательский, и подлинно творческий характер, у других — активность в постановке вопросов резко снижена, а сами вопросы носят шаблонный, нетворческий характер [14, с.34].
С первых дней первоклассников надо приучать при единой для всех теме, выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей. Одним способов воспитания самостоятельного, нестандартного, то есть творческого мышления является метод проблемного обучения.
Проблемная ситуация — это ситуация, в которой есть выбор из двух или более возможностей. Проблемная ситуация создаётся тогда, когда содержание ситуации, с которой столкнулся человек, не совпадает с уже имеющимся опытом. Это несоответствие «включает» эмоции и чувства и служит толчком к началу мышления[14, с.44].
Творческую ситуацию — проблему — Бехтеров трактовал как раздражитель. Собственно творчество есть нечто иное, как реакция на такой раздражитель. В своём репродуктивном выражении оно выступает как результат окончательного разрешения этой реакции, или, что то же самое, определённой совокупности рефлексов [17, с23].
На первых порах возникают проблемы и трудности, обуславливаемые тем, что не каждый семилетний ребёнок открыт к творчеству, например: из-за недоразвития внимания и воображения. Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), нужно вводить в уроки такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существуют множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Психология определяет игру, как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. В ней ребёнок активизируется как личность, через игру познаёт мир.
В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит к учению. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приёмы можно с успехом применять на всём протяжении обучения в начальной школе. Другое дело — игра должна соответствовать возрасту детей, способствовать умственному и духовному развитию, то есть должна быть творческой [1, с.39].
Большую роль по развитию творческих способностей играют сочинения. Сочинять, создавать сочинения,- значит приводить свои знания в порядок. Именно сочинения — высшая форма проявления творческих способностей.
Для того чтобы у учащихся развить сильную познавательную деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определённые психологические условия
1). Необходимо создание на уроках бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей учащимся осознавать пользу от выполнения работы.
2). Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы и способности. На уроках надо учить детей думать, рассуждать, спорить и доказывать [9, с.41].
Проявление и развитие творческой активности школьников во многом зависит от окружения, в котором ребёнок находится в школе. Творчески активные учащиеся склонны задавать вопросы, высказывать мнения, не соглашаться с учителем и как результат они психологически отвергаются в классе.
Главная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребёнка может быть подавлено. Поддержка и развитие творческой активности у учащихся может осуществляется различными путями. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребёнка в проявлении творчества. Показывает, что оригинальность является важной чертой творчества. Ошибки ребёнка рассматривать, как накапливаемый опыт, а не повод для наказания.
Важным моментом является умение выслушать других, сопоставить различные точки зрения — всё это позволяет учащимся развивать свою творческую активность.
Также одним из условий создания творческой активности является формирование творческих межличностных отношений между учителем и классом, учителем и учеником [18, с.56].
Ни в коем случае не считая развитие способностей и талантов самоцелью, взрослым следует уделять внимания этим вопросам постоянно. Не нужно забывать, что с каждого человека спросится, умножил он свои таланты или «зарыл в землю». Каждый взрослый отвечает за себя сам, но каждому ребёнку должны помочь взрослые, и в первую очередь родители [13, с.110].
Внедрить дух в жизнь каждой конкретной школы возможно только тогда, когда вся система образования будет построена на одних и тех же «китах» — на человеческом факторе, на высоком профессионализме и высокой гражданственности, на творчестве. Развивать творчество учащихся сможет только творчески сформированная личность учителя. Зоны совместного творчества учителя и учащихся безграничны — изменение и преобразование окружающих условий, создание художественных ценностей, познавательная деятельность ученика и обучающая деятельность учителя. Последняя зона особая, так как занимает большую часть времени и тех и других. В ней диапазон творчества также велик — от решения задач по применению знаний на практике до самостоятельного добывания и конструирования знаний; от индивидуального творчества к коллективному и наоборот [12, с.149].
Общие способы стимулирования творческой активности:
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны учителя, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствует свободному проявлению многоаспектного мышления;
2.  Обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
3.  Поощрение высказывания оригинальных идей;
4.  Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;
5.   Использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
6.   Предоставление детям возможности активно задавать вопросы [19, с. 138].
Учение без творчества — это мучение. Без поиска, испытаний и допустимого риска мучается и ученик и учитель, а их совместный труд в конечном итоге превращается в тяжёлую обузу.
Чтобы правильно решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности не осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда будет производной, зависимой от деятельности учителя, то есть ведомой, а деятельность учителя ведущей [12, с.9].
Проникнув в одну из великих тайн природы — тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научатся выращивать… таланты.
Таким образом, можем сделать вывод:
1)                в психологии найдены пути развития творческих способностей детей;
2)                выявлены условия для развития творческих способностей учащихся в процессе обучения;
3)                разработаны различные методы, как условия для развития творческих способностей младших школьников.

1.3 Анализ содержания учебной программы и учебных пособий «Окружающий мир» по проекту Н.Ф. Виноградовой
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции. Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. В непринужденной обстановке учащиеся учатся рассказывать, беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлять описательный рассказы, рассказ-загадку, рассказ-этюд [2, с.58].
А всё это, как мы знаем, ведёт к развитию творческих способностей.
Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету.
Особенность творческой личности — высоко развитое воображение.
Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее».
В программе мы нашли сведения о том, какие творческие задания предлагаются детям на уроках окружающего мира:
1). Творческое рассказывание.
Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности.
Отличие творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:
а). Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;
б). Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;
в). Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.
Из этого можем сделать вывод, что данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития творческих способностей является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы.
Многие учителя убеждены в том, что для обучения необходимо не воображение, а восприятие, память, мышление, речь. Поэтому основным методом обучения в современной школе является образец, а работа учащихся в основном строится на подражании, исполнении инструкции учителя [2, с.79].
Авторы данной системы убеждены в том, что заданный учителем образец мешает творчеству, сковывает его, становится помехой для творческого воображения. Поэтому необходимо пересмотреть методику организации творческих заданий, изменить роль и место образца в процессе обучения. Мы с этим можем согласиться, так как одним из условий развития творческих способностей школьников является предоставление ему свободы в деятельности.
Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных творческих заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование). Мы это можем подтвердить примерами заданий, предлагаемые учителю для проведения («Поурочные планы»).
В теме «Музыка 19в», детям предлагается составить коллективное панно «Щелкунчик» (дети работают в группах, рисуют главных героев из сказки и помещают их на одну основу). В теме «Здоровье» следующее задание: создание плакатов «Если хочешь быть здоров». Так же коллективно (или по группам) составить рисунок — схему и так далее. В теме «От обряда — к театру» предлагается каждой группе представить обрядовую игру.
Очень часто встречаются такие задания, как продолжить историю, составить рассказ, объяснить высказывания [3, с.48].
2). Рассказ — этюд — одна из разновидностей творческого рассказа о каком-либо предмете или явлении окружающего мира. Это своеобразная словесная зарисовка, образная характеристика предмета. Главная отличительная характеристика этого вида рассказывания — краткость, образность, выделение наиболее яркого признака описываемого явления [2, с.89].
3).Творческие задания с использованием музыки и живописи.
Своеобразие и ценность таких заданий состоит в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видах деятельности: слушании музыки и рассматривании репродукций картин. Поэтому результатом этой деятельности является сформированность умения эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни, отражённые в произведениях искусства.
4). Учебные ролевые игры — ещё одна разновидность творческих заданий.
Для развития воображения, которое так необходимо для эффективного обучения, особенно важна игровая деятельность. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.
Мы уже говорили о проблемном обучении, как об одном из условий развития творческих способностей. В данной программе также раскрывается его сущность.
1.                Основной методический элемент проблемного обучения — создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его [2, с.98].
2.                Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения (гипотезы). Для этого в учебнике 3-4 класса введена специальная рубрика, которая так и называется «Выскажи предположение».
    продолжение
--PAGE_BREAK--Мы приведём примеры некоторых заданий, встретившихся в данной рубрике учебника.
Например: Тема «Что такое воздух», предлагается задание: объяснить, что означает выражение «подышать свежим воздухом?» [5, с.28].
3. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным.
Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания [2, с.98].
Мы выявили, что содержание также имеет возможности для развития творческих способностей [4]. Здесь имеются такие задания:
В рубрике «Это задание ты выполнишь дома»:
Например, Тема «Вода»: составить рассказ о том, почему нужно охранять водоёмы, беречь воду.
Рабочие тетради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческие задания.
Например, домашнее задание: написать сочинение на тему «Почему люди воюют?» и другие [5, с.29].
Таким образом, проанализировав программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и учебные пособия, прилагающиеся к работе на данном уроке, убедились, что:
— содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке;
-        задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие).
Данная система даёт возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.
2. Опытно-практическая работа по развитию творческих способностей младших школьников по проекту Н.Ф. Виноградовой
2.1 Диагностика творческих способностей младших школьников
Преддипломная педагогическая практика проходила во 2 «Б» классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41 г. Белгорода» у учителя Корниенко Татьяны Николаевны. Учитель работает по программе Н.Ф.Виноградовой. Количество детей в данном классе 25 человек. Из них 15 мальчиков и 10 девочек. Успеваемость данного класса средняя.
Была разработана программа констатирующего эксперимента, в которой определялись методы исследования, последовательность их проведения, показатели и критерии уровня творческих способностей школьников.
Таблица 1.
Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играет организация учебной деятельности школьников. Поэтому первое наблюдение мы провели с целью изучения работы учителя на уроках по развитию творческих способностей детей.
Наблюдение проходило по следующим показателям:
1.                Какие условия создавались на уроке для развития творческих способностей?
2.                Какие методы применяет учитель на уроке для развития творческих способностей детей?
3.                Как учитываются индивидуально-психологические особенности развития креативности при организации учебной деятельности?
4.                Часто ли даются задания, направленные на развитие творческих способностей детей на уроке?
5.                Поощрялись ли учителем нестандартные ответы, творчески выполненные задания, упражнения?
6.                Была ли на уроке создана творческая атмосфера?
В ходе наблюдения выявили, что учитель уделяет внимание развитию самостоятельности детей. Педагог учит детей самим находить способы решения конкретных ситуаций, развивая тем самым творческие способности.
На уроках математики (См. Приложение 1), давались задания, которые носили творческий характер. Например, по выражению составить задачу, изменить ее условие, изменить выражение и т.п. Многие задачи решались несколькими способами. Учитель стимулировала поиск наиболее удобного, оригинального способа, поощряла похвалой. Учитель не была категорично настроена на разнообразные ответы детей, но совсем нелепые предположения не поощряла, а предлагала детям подумать лучше. К каждому заданию задавался такой вопрос, ответ на который был бы не единственный, а ребята в свою очередь пытались найти все возможные варианты его решения.
На уроке русского языка также применялись задания творческого характера (См. Приложение 2). Например, в ходе словарной работы дети знакомились с новыми словарными словами, а затем им давалась возможность придумать различные предложения, используя данные слова. При изучении нового материала часто использовались проблемные методы, когда учащиеся под руководством учителя выводили правило, делали обобщения, формулировали тему урока, учебную задачу. Учащиеся придумывали заголовки к тексту, его начало или концовку.
На уроках литературного чтения ярко прослеживалось развитие творческих способностей детей (См. Приложение 3). На этапе «Речевая разминка» применялся игровой метод. На доске было дано начало пословиц, нужно было подобрать конец. После чтения нового произведения, велось его подробное обсуждение. Учитель предлагала детям описать героя, представить его в определенной ситуации, подумать о его характере, высказать на кого похож и т.п.
Большее внимание мы уделяли урокам окружающего мира (См. Приложение 4). Здесь предлагались следующие задания: при изучении темы «народы России» давались на карточках новые для ребят слова, предлагалось объяснить их значение. В учебнике было задание рассказать о своей национальности. При закреплении материала ребятам предлагались задания на развитие фантазии. Дети делали зарисовки, схемы. Практически на каждом уроке проводились дидактические игры, где ученик должен был представить себя то экскурсоводом, то в роли героя сказки.
Таким образом, в ходе наблюдений мы убедились, что учитель уделяет большое внимание развитию творческих способностей школьников. Для этого он использует потенциал учебников, применяет активные методы обучения, стимулирует проявление творческой активности школьников. Дети всегда принимали активное участие в играх, с интересом выполняли творческие задания. Они не боялись высказывать свое мнение. Этому способствовала благоприятная, дружеская, творческая атмосфера, которую учитель создавала всегда.
Следующее педагогическое наблюдение мы провели с целью изучения проявления творческой активности и творческих способностей учащихся. Была разработана следующая программа наблюдения:
1.Желание выполнять творческие задания:
а). С большим желанием;
б). Не проявляет особого желания;
в). Отказывается выполнять.
2. Включение в творческую деятельность:
а). Всегда включается;
б). Редко принимает участие;
в). Никогда.
3. Творческий подход к выполнению творческих заданий:
а). Высокий уровень (проявляет самостоятельность, оригинальность);
б). Средний уровень (выполняя задания ученику требуется небольшая помощь учителя),
в). Низкий уровень (работа строится под руководством учителя).
4. Уровень проявления креативности в выполняемых заданиях:
а). Высокий уровень (работа отличается оригинальностью, нестандартным подходом)
б). Средний уровень (в задании прослеживается участие воображения ребенка);
в). Низкий уровень (задание выполнено на репродуктивном уровне).
Наблюдение осуществлялось на первой неделе практики, данные фиксировались с помощью условных обозначений «+» в графе, соответствующей букве предполагаемого ответа.
Полученные результаты мы представили в таблице. В графе итог сделали выводы об уровне проявления творческих способностей: ВУ – высокий уровень, СУ – средний, НУ – низкий уровень.

Таблица 2.

Ф.И.
Показатели проявления творческих способностей
итог
1
2
3
4
а
б
в
а
б
в
а
б
в
а
б
в
1
Алина Б.
+
+
+
+
НУ
2
Артем Б.
+
+
+
+
НУ
3
Андрей У.
+
+
+
+
СУ
4
Артем Г.
+
+
+
+
ВУ
5
Вероника К.
+
+
+
+
СУ
6
Вика У.
+
+
+
+
СУ
7
Влад Я.
+
+
+
+
НУ
8
Диана М.
+
+
+
+
НУ
9
Дима К.
+
+
+
+
НУ
10
Данил Ч.
+
+
+
+
СУ
11
Илья Х.
+
+
+
+
ВУ
12
Катя Ш.
+
+
+
+
СУ
13
Коля Б.
+
+
+
+
СУ
14
Коля К.
+
+
+
+
ВУ
15
Максим Д.
+
+
+
+
СУ
16
Максим П.
+
+
+
+
ВУ
17
Миша Н.
+
+
+
+
СУ
18
Настя Л.
+
+
+
+
СУ
19
Настя К.
+
+
+
+
НУ
20
Настя Н.
+
+
+
+
СУ
21
Настя Ф.
+
+
+
+
СУ
22
Кирилл У.
+
+
+
+
СУ
23
Кирилл Б.
+
+
+
+
НУ
24
Саша М.
+
+
+
+
СУ
25
Катя П.
+
+
+
+
НУ
Обобщая данные наблюдений, можно отметить, что у 48 % детей прослеживается большое желание к выполнению любых творческих заданий. 32 % ребят не проявляют особого желания к выполнению подобных заданий. И 20 % учеников данного класса иногда отказываются вообще выполнять задания, имеющие творческий характер.
Так же мы наблюдали по показателям: часто ли включаются учащиеся в творческую деятельность. Здесь мы видим, что 48 %учеников всегда с большим желанием включаются в любую творческую деятельность. Эти дети принимают участие в творческих играх, в проигрывании ситуаций и т.д. 32 % ребят иногда включаются в данную деятельность, а иногда у них не возникает подобного желания. И всего 20 % всегда отказываются от участия в творческой коллективной работе.
Мы вынесли такой показатель, как творческий подход к выполняемым заданиям. 24% школьников всегда проявляли самостоятельность, неординарность, творчество при выполнении различных заданий. Средний уровень проявления креативности прослеживался у 40% учащихся. Низкий уровень у 36% ребят.
Анализ продуктов творческой деятельности детей: рисунки, поделки, позволил нам выявить степень креативности детей. 24 % учащихся имеют высокий уровень креативности; у 40 % детей наблюдается средний уровень; 36 % — выполняют творческие задания на низком уровне.
В итоге всего 16 % учащихся имеют высокий уровень проявления творческих способностей, 52% имеют средний уровень и 32% — низкий уровень.
Для более точного определения уровня развитости творческих способностей у детей, мы провели ряд тестов и анкет.
1. «Анкета изобретателя» (См. Приложение 5). В анкетировании участвовало 23 человека.
Состояла из 10 вопросов, на которые ребенок должен был ответить: «да» или «нет». Каждый положительный ответ оценивался в 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Суммарный результат в некоторой степени характеризовал способность ребенка к творчеству.
Вопросы:
1.                Часто ли тебе в голову приходят новые идеи?
2.                Тебе нравится монотонная работа?
3.                Любишь ли ты решать головоломки и загадки?
4.                Настойчив ли ты в достижении цели?
5.                Ты любишь заниматься чем-то одним?
6.                Тебе приходят в голову необычные идеи?
7.                Можешь ли ты себя называть изобретателем?
8.                Нравится ли тебе узнавать новое?
9.                Ты любишь заранее рассматривать новый учебник?
10.           Часто ли ты можешь реешь новую задачу, с которой не справилось большинство твоих одноклассников?
Если результат анкеты равен 8-10 баллам, то уровень развития творческих способностей высокий, 5-7 баллов – средний уровень, 0-4 балла – низкий уровень.
Затем мы проанализировали ответы детей. 32 % учащихся имеют высокий уровень развития творческих способностей, 68% — средний уровень и 0% — низкий уровень.
На первый вопрос: «Часто ли тебе в голову приходят новые идеи?», 84% ответили, что часто; 16% — не часто.
На вопрос «Нравится ли тебе монотонная работа?», 28% детей ответили, что нравится; 72% — не нравится.
96% учащимся нравится решать различные головоломки, 4% не любят.
На следующий вопрос 68 % ответили, что им приходят в голову необычные идеи; 32% ответили, что у них не возникают необычные идеи.
Результаты следующего вопроса показали, что 44 % детей любят заниматься чем-то одним, и 56 % утверждают, что им это не нравится.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Отвечая на следующий вопрос, 86% детей утверждали, что им приходят в голову необычные идеи, 14 – наоборот.
На седьмой вопрос 72% детей ответили, что могут назвать себя изобретателем, 28% что нет.
На вопрос «Нравится ли тебе узнавать что-то новое», 96% учащихся ответили «да», 4% — «нет».
80% ребят утверждали, что они всегда заранее просматривают учебник, и всего 20% — нет.
На последний вопрос: «Часто ли ты можешь решить новую задачу, с которой не справилось большинство твоих одноклассников?», 78% дали положительный ответ, 28% — отрицательный.
Полученные результаты мы представили в таблице. Если ответ ребенка положительный – «+», отрицательный – «-».
Таблица 3.
Следующее исследование – анкетирование (См. Приложение 6).
Анкета состояла из 5 вопросов, на каждый из которых есть 4 варианта ответа. Ее цель – выявление степени отношения детей к творческой деятельности.
Вопросы анкеты:
1.                После уроков ты остался в группе продленного дня, ты предпочтешь:
а). Начнешь рисовать;
б). Свой ответ;
в). Почитаешь книгу;
г). Сразу же приступишь к выполнению дом. задания;
2. На уроке математики – контрольная работа. Предлагается решить задачу. Ты:
а). Будешь искать множество способов решения этой задачи;
б). Решишь двумя способами;
в). Решишь ее тем способом, кот. предлагал на прошлом уроке учитель;
г). Спишешь у соседа.
3. На уроке русского языка тебе больше всего нравится проверка знаний вида:
а). Сочинение;
б). Изложение;
в). Выполнение упражнений;
г). Диктант
4. Ваш класс изготавливает стен газету к празднику 8 марта. Ты предложишь:
а). Сочинить стихотворение, рассказ;
б). Свой вариант ответа;
в). Найти материал по данной теме;
г). Не примешь участие.
5. На уроке окружающего мира ты любишь:
а). Сочинять истории, рассказы, разыгрывать сценки по теме;
б). Свой вариант ответа;
в). Пересказывать тексты учебника;
г). Узнавать новое, интересное о природе.
Каждый ответ, соответствующий варианту а – оценивается в 10 баллов;
Вариант б – в 8 баллов;
Ответ в – оценивался в 6 баллов;
Вариант г – в 4 балла.
В анкетировании приняло участие 25 человек.
Далее проанализируем ответы детей.
1.                На этот вопрос 40% учащихся ответили «порисую», 32% детей предложили свой ответ, например, «поиграю», 28% предпочли бы почитать книгу, и 0% захотели бы сразу же преступить к выполнению домашнего задания.
2.                Во втором вопросе ответ «найду множество способов решения» выбрали 32 % ребят, «решу двумя способами» выбрали 28% учащихся, «решу тем способом, который предлагал на прошлом уроке учитель» ответили 36% детей и последний вариант «спишу у друга» не выбрал никто.
3.                На этот вопрос 12 % детей ответили, что больше нравится сочинение, 20% выбрали изложение, 52 % учащихся нравится выполнять различные упражнения, 8 % выбрали вид проверки знаний – диктант.
4.                На данный вопрос дети ответили следующим образом: 60% уч-ся «сочинили бы стихотворение, рассказ», 24% предложили свой ответ типа «нарисую рисунок», 8% помогли бы найти материал, 8% вообще не приняли бы участия.
5.                На уроке окружающего мира 20% детей предпочитают сочинять истории, рассказы, разыгрывать сценки, 48% предпочитают выполнять задания в рабочих тетрадях или какой – либо другой вид деятельности, 20% учащимся нравится пересказывать тексты учебника, 12% ребят любят узнавать новое, интересное о природе.
Высокую степень отношения к творческой деятельности показывает результат от 45 до 50 баллов; среднюю степень – от 35 до 45; низкую – от 25 до 35 баллов; очень низкую степень – от 20 до 25.
Следовательно, высокой степенью (ВС) отношения к творческой деятельности обладают 5 человек, это Катя Ш, Настя Л, Дима К, Диана М. и Саша М.
Среднюю степень (СС) имеют 15 человек, низкую – 5 человек, очень низкой степенью не обладает никто.
Таблица 4.
В творческом процессе можно выделить четыре характеристики:
1. Скорость (как много идей дети выдвигают?)
2. Гибкость (как много разных идей дети выдвигают?)
3. Оригинальность (это их идеи или заимствованные?)
4. Разработанность ( насколько их идеи детализированы?).
Чтобы понять, как эти характеристики «работают», мы проверили творческие способности учащихся с помощью следующего теста (См. Приложение 7):
Внимательно всмотрись в эти фигуры:

Что они, по-твоему, изображают? Чем еще они могли бы быть? Придумай как можно больше вариантов. Проверка состояла по 4 характеристикам.
Полученные результаты мы вынесли в таблицы:

Таблица 5.
Гибкость
итог
а
б
в
г
д
е
2
2
1
1
1
1
8
1
4
1
1
3
1
11
1
1
1
1
1
1
6
2
1
1
1
1
1
6
2
1
2
2
1
1
9
2
2
1
1
2
3
11
1
1
1
1
1
1
6
1
2
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
6
1
2
3
2
1
1
10
1
3
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
6
3
2
1
3
4
1
14
3
2
1
3
4
1
14
3
2
1
2
3
1
11
3
2
2
3
2
2
14
2
2
2
2
2
2
12
2
4
2
1
2
2
13
3
4
2
4
2
2
17
    продолжение
--PAGE_BREAK--

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.