Реферат по предмету "Педагогика"


Система профессиональной подготовки социального работника

--PAGE_BREAK--Наука всегда шире, богаче по содержанию, чем учебная дисциплина. И развивается она по отношению к учебной дисциплине с опережением. Это обязывает каждого социального работника следить за научными свинками и исследованиями в области социальной работы и в соответствии с научными достижениями обогащать содержание своей деятельности.
Перед любой учебной дисциплиной ставится вопрос: каковы будут результаты у обучающихся после ее прохождения? Чаще всего целевая установка предстает как модель будущего специалиста, включающая перечень требований к объему знаний, умений, навыков и качеств, которые должен приобрести и выработать обучаемый.
Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормаль­ного семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из «групп риска», лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.
В конце XX века в Украине в условиях экономического кризиса, безработицы, резкого изменения ха­рактера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опасность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость профессиональной подготов­ки специалистов в области социальной работы.
В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Государственного комитета СССР по образованию от 7 августа 1991 г. №376 (2). 25 сентября 1991 г. был утвержден учебный план специальности 03.12 — «социальная работа», предусматривающий четырехлетний срок обучения с присвоением квалификации «социальный работник».
В учебный план включены дисциплины по четырём циклам:
— общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культурология, политология и др.);
— общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, информатика и вычислительная техника, концепции современного естествознания и др.);
— общепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в Украине, социальная работа за рубежом, психология, практическая психология и психодиагностика, конфликтология, общая и социальная педагогика, медико-социальные основы здоровья, социология, социальное право, этика социальной работы, экономика социальных служб, менеджмент социальной работы);
— дисциплины специализации.
В общей стратегии развития социального образова­ния вопрос о специализациях является приоритетным.
Один из главных дискутируемых сегодня вопросов социальной работы — вопрос о принципах и фор­мах обучения специалистов в области социальной работы. Наиболее отчетливо проявляются две тенден­ции:
·        первая — обучающийся получает знания, выбранные преподавателем, который затем контролирует процесс усвоения этих знаний учениками;
·        вторая — обучающийся становится участником организации и осуществления процесса обучения. В этом случае важ­но выработать умение самостоятельно анализировать, творчески подходить к соединению теоретических и практических заданий. Эта тенденция наиболее пер­спективна, так как она ориентирована на активизацию познавательной и социальной активности учащихся. Она позволяет оптимизировать взаимодействие пре­подавателей и обучающихся, приблизить обучение к жизни.
Подготовка специалистов социальной работы базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и др. При этом надо подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе «рабо­тает» на базовую (т. е. социальную работу), углубляя дополняя ее различные разделы и подразделы. Основные задачи в подготовке специалиста:
— диагностика профессиональной пригодности к социальной работе и научно обоснованный отбор буду­щих специалистов;
— структурное единство системы отбора, допрофессиональной, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
— функциональная наполненность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоз­зрение, чувство ответственности и достаточный диапа­зон практических умений;
— взаимосвязь научной, методологической, специ­альной психолого-педагогической подготовки специа­листов;
— формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста;
— управление качеством подготовки специалиста.
В условиях становления и развития новой для Украины профессии «социальная работа» велик риск ее дискредитации по причинам профессиональной неком­петентности. Первые результаты массового опыта вузовской подготовки социальных работников и соци­альных педагогов не удовлетворяют запросы практики. В этой связи становится обоснованным требование усилить практическую сторону такой подготовки и пересмотреть учебные планы вузов, в которых подго­товка специалистов социальной сферы планируется по образцу и подобию «учительской». Соотношение тео­рии и практики в вузовской подготовке социального педагога ничем не отличается от подготовки учителя географии или математики, а между тем профессия учителя в Украине существует несколько веков и в общих чертах известна каждому человеку, обучавшемуся  хотя бы в начальной школе. Что касается социального педагога и социального работника, то далеко не каждый гражданин нашей страны слышал об этих профес­сиях и уж тем более мало кто представляет себе содержание их труда.

3 ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 3.1 Модели подготовки специалистов по социальной работе Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Начиная с XVIII в. развивается университетское и институтское образование, затем среднее специальное образование. Естествен­но, что подготовка по новой специальности, а тем более такой многосторонней, как социальная работа, накладывается на уже существующую систему подготовки и иначе, как в ней, существо­вать не может.
В настоящее время в Украине формируется разветвленная систе­ма непрерывного образования, включающая довузовское (школь­ное, среднее специальное в рамках колледжей и училищ), вузовское, реализующее образовательные программы следующих уровней:
— не­законченное высшее (два года обучения);
— второй уровень высшего профессионального образования — бакалавриат (не менее четырех лет обучения);
— подготовка специалистов (не менее пяти лет обуче­ния);
— магистратура (шестилетнее, как минимум, обучение).
Кроме того, на послевузовской основе возможна подготовка кадров выс­шей научной и педагогической квалификации через систему аспи­рантуры и докторантуры, а также профессиональная переподготовка и дополнительные виды подготовки и повышения квалификации.
Обучение специалистов социальных служб соотносится с этими формами, подчиняясь сложившимся внутри них правилам содержа­тельного и временного наполнения. В то же время очевидно, что специфика социальной работы не может не внести определенных коррективов в подготовку кадров соответствующего профиля, осу­ществляемую на каждом из уровней.
В настоящее время большое количество учебных заведений в Украине ведут подготовку и переподготовку специалистов для социальной сферы. Имеются определенные успехи, выявился ряд трудностей. Естест­венно, что при становлении нового вида образовательной деятель­ности весьма внимательно изучался опыт стран, в которых такое обучение имеет уже длительную историю.
Анализ существующих подходов к подготовке специалистов в области социальной работы в таких странах, как Швеция, Норвегия, Канада, США, Германия, Великобритания, показывает, что подго­товка социальных работников организовывается там в соответствии со спецификой социокультурных традиций и исторических предпо­сылок, которые накладывают свой отпечаток на характер такой под­готовки (например, сочетание конфессионального и светского начал, попечительство и благотворительность, приоритет государ­ственных или частных социальных служб и т.п.) [4;67]. Эта подготовка осуществляется на разных уровнях и в различных формах (курсы, школы, колледжи, университеты) последовательно, с четко опреде­ленной целью и областью компетенции каждого из них. При этом существенно отметить, что методические вопросы подготовки раз­работаны более полно, чем теоретические.
Учитывая зарубежный опыт организации социального обуче­ния, а также солидный украинский опыт подготовки специалистов других коммуникативных профессий, следует рассмотреть специ­фику процесса обучения социальных работников применительно к современному уровню развития образования в Украине. Прежде все­го следует отметить, что при подготовке в вузе специалистов но социальной работе возникают проблемы двух видов. Во-первых, это проблемы, характерные для всего высшего образования на данном этапе развития украинского общества (проблемы репродуктивности обучения, его низкая практическая ориентированность, отсутствие тесных междисциплинарных связей и т.д.). Дело в том, что для третьей по счету реформы образования (1984, 1986—1987, 1991) характерны трудности переходного периода, связанные с формированием новых социально-экономических отношений, что непосредственно отражается на содержании и методах обучения. Во-вторых, подготовка в украинских вузах специалистов по социальной работе не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Начиная с нуля, ее организаторы часто переносят опыт подготовки по другим специальностям, тогда как для социальной работы требуется новая полная развернутая структура процесса подготовки — от изучения социального заказа (маркетинг) до программ индивидуального про­должения обучения в процессе непрерывного образования.
Для разработки общей концепции подготовки социальных ра­ботников как субъектов профессиональной деятельности исходным положением является определение ее цели. В самой общей поста­новке вопроса цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к пре­одолению собственными усилиями возникающих у них личност­ных, семейных, групповых, производственных и других проблем. Соответственно, основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию.
По своей аксиологической и функциональной природе социаль­ная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности, связанной от­ношениями типа человек — человек. Ее непосредственный субъ­ект — социальный работник — осуществляет все многообразие функций организации, обеспечения психологической поддержки, правовой и административной защиты, коррекции поведения и др. Это специалист, который по мировым стандартам может работать на разных уровнях реализации социальной политики государства (управление, материально-техническая и правовая помощь нуждающимся, подготовка специалистов по социальной работе). Такой специалист в силу вышеизложенного должен освоить в процессе подготовки большой и разнородный объем знаний, которые служат основой профессиональных умений в области координации, управ­ления, организации, диагностирования, анализа проблемных жиз­ненных ситуаций, коммуникации, коррекции и реабилитации.
Совершенно очевидно, что подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функциони­ровать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Украина. Но важно подчеркнуть, что многие исследователи предпринимают попытки разработать различные модели подготовки специалистов. Среди них наиболее полной является модель, предложенная про­фессором И.А. Зимней [5;120].
Приведем ее основные положения:
1. Подготовка специалиста в области социальной работы осу­ществляется по ступеням (уровням), последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ само­обучения и саморазвития.
2. Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, сами­ми студентами.
3. Подготовка специалистов в области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет не­сколько уровней, этапов. Первый уровень — ориентировочно-иссле­довательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. Второй уровень — исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определе­ние подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. Сюда входят соотношение теоретического и практического обуче­ния, взаимодействие субъектов учебной деятельности, учебные планы и программы, контроль и аттестация. Третий уровень — само­развитие, самосовершенствование специалиста.
4. Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, а также формирование определенных лич­ностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, напри­мер, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруи­стическая доминанта и др.
5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифициро­ванную помощь клиенту в решении его личностных проблем, труд­ностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотен­ция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность и многое другое.
Изложенные выше положения определяют содержательную методологическую основу подготовки социальных работников, про­цесс которой по названным выше уровням был представлен отдель­ными блоками, что отражает формально-организационную сторону процесса подготовки. В каждом блоке есть определенный совокуп­ный субъект и некоторый предмет этой деятельности, ее содержа­ние. Отметим, что, рассматривая подготовку специалиста по соци­альной работе, мы имеем в виду подготовку «по вертикали», т.е. четырехлетнюю подготовку в вузе, тогда как модуль — социальная работа «по горизонтали» — в общетеоретической гуманитарной под­готовке подчиняется более общей схеме.
В деятельности по подготовке специалистов участвует совокуп­ный субъект, в структуру которого включены административные, научные подразделения, коллективы кафедр, преподаватели и сами студенты. В структуре вузовской подготовки социального работни­ка, как внешней форме системы подготовки, было выделено три уровня, включающие одиннадцать относительно самостоятельных блоков.
Каждая специализированная деятельность включает в себя раз­личные коммуникативные, профессионально-предметные и интер­активные качества, необходимые для работы в системах человек — человек, человек — природа, человек — знак, человек — образ, чело­век — техника (Е.Л. Климов) [6;99], но в ней доминирует какая-то одна из названных выше схем, что предполагает учет большой совокупности психологических и социально-психологических факторов, связанных с самим характером взаимодействия.
Рассмотрим подробнее каждый из блоков трех основных уров­ней подготовки, первый из которых — подготовительно-ориентировочный, второй — реализация и контроль, третий — саморазвитие. Первый уровень включает семь блоков профессиональной подго­товки, второй — три блока, третий уровень подготовки представлен одним блоком.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Первый блок первого уровня подготовки предполагает на ос­нове ознакомления с отечественным и зарубежным опытом приоб­ретение профессиональной ориентировки в содержании, целях, спе­цифике социальной работы как профессиональной деятельности. Реальным субъектом такой деятельности являются научно-иссле­довательские и методические объединения, кафедры вуза.
Второй блок подготовки предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов. Он связан с освоением обобщенной ориентировки в нормативно-правовой базе:
а) самой социальной работы;
б) процесса подготовки к ней в вузе.
Субъекта­ми второго блока являются: юридическая служба вуза, учебно-мето­дические объединения.
Третий блок подготовки реализуется на основе актуальной оценки и прогностического анализа социальной ситуации. Опреде­ление характера (качество, направление, количество социальных работников) социального заказа, определение квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника со­ставляет его содержание, которое выступает также в качестве образ­ца — результата деятельности в процессе подготовки. Субъектом является организационно-административная и психологическая службы вуза, его научно-исследовательские подразделения и кафедры.
Четвертый блок есть разработка новой парадигмы содержа­ния и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода и гуманистической психологии. Субъ­екты — учебно-методические объединения, исследовательские группы.
Пятый блок подготовки включает профессиональный отбор преподавателей и студентов на основе соответствия квалификаци­онным требованиям по личностным, коммуникативным и интерак­тивным характеристикам. Субъект деятельности — социально-пси­хологическая служба вуза.
Шестой блок подготовки — комплектование учебных групп. Субъекты деятельности — администрация вуза, психологическая служба.
Седьмой блок профессиональной подготовки — организация учебного процесса по четырехкомпонентной схеме (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа) при параллельном ос­воении каждого из компонентов, модульной организации преподава­ния учебных дисциплин, разграничении на основные (базисные), элективные курсы, факультативы. Субъектами являются: учебно-методические объединения, преподавательский корпус.
Восьмой блок профессиональной подготовки включает организацию учебного процесса как управление учебной деятельнос­тью студента и группы. Субъекты — преподаватели и сами студенты.
Девятый блок подготовки — обеспечение условий и положитель­ного подкрепления практики в социальных службах, пансионатах, интернатах и т.д., формирование и деятельность института суперви­зоров. Субъекты деятельности — администрации вузов, научно-методические объединения, администрации социальных учреждений, супервизоры, студенты.
Десятый блок подготовки предполагает организацию управ­ляемой дифференциации обучения по специализациям с учетом ин­тересов, способностей, возможностей обучающихся, результатов их предшествующего обучения. Субъект — кафедры.
Одиннадцатый блок подготовки — руководство саморазви­тием студентов. Субъекты этой деятельности — как преподаватели, так и сами студенты [7;208].
3.2 Интеграция теории и практики — залог эффективности образовательного процесса Одной из важнейших задач в обучении студентов является ин­теграция теории и практики. Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.
Издавна в вузах Украины сложилась традиция прохождения прак­тики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно проис­ходит подготовка студентов к профессиональной деятельности. Тем самым изначально возникал разрыв между теоретическими знания­ми и практическими навыками, предопределялись узость и схолас­тичность знаний студентов.
В вузах Украины предпринята попытка структу­рирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.
Так, многие темы по курсу теории и методики социальной рабо­ты, наряду с преподавателями, читаются специалистами из Минис­терства труда и социального развития Украины, Департамента по вопро­сам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведе­нии семинарских занятий, «круглых столов» в вузах, наряду с пре­подавателями, участвуют практические социальные работники. Такой подход способствует приближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и способствует аккумуляции опыта.
Практическое обучение осуществляется с первого курса. После 12-часовой программы «Введение в специальность» начинается оз­накомительная практика. Она проходит в сентябре (в течение двух недель) в социальных службах и способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об ор­ганизационных структурах социальной сферы горизонтального уровня.
Для проведения ознакомительной практики формируются груп­пы практикантов и назначается руководитель практики. Определя­ются цели и задачи, основным содержанием которых становится формирование начальных знаний о социальных проблемах и фор­мах участия государства в их решении, обучение навыкам профессионального наблюдения, общения, действия и оказания помощи клиентам.
Руководитель практики дает каждому студенту конкретное зада­ние, поддерживает и контролирует практиканта в течение всего пе­риода практики, учит его самостоятельно находить нужные реше­ния и вырабатывать альтернативные линии поведения в сложной социальной ситуации. По итогам ознакомительной практики сту­денты пишут реферат по теме, позволяющей судить о степени их понимания сути социальной работы, а также отвечают на вопросы анкеты, разработанной для контроля над качеством освоения профессиональных знаний и навыков. После завершения ознакоми­тельной практики начинается преподавание курса по истории соци­альной работы и курса «Теория и методика социальной работы».
На втором году обучения продолжается чтение теоретического курса социальной работы, ее организационных основ. Параллельно к основному курсу предлагается ряд спецкурсов. Практика услож­няется, на нее отводится 4 недели. Основная цель этой практики — обучение навыкам работы с клиентом. Аудиторные занятия приоб­ретают активные формы, они проходят в виде дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практическими работниками. В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование этических ориентации будущего специ­алиста, его гуманистической позиции, поиск инновационных подхо­дов в профессиональной деятельности.
После завершения курса «Теория и методика социальной рабо­ты» студенты проходят практику в территориальных центрах соци­альной защиты населения. Практиканту даются различные по цели поручения и рабочие задания, направленные на поддержание посто­янного контакта с практическими социальными работниками. Вместе со специалистами территориальных центров он занимается планированием работы, присутствует на совещаниях и встречах, участвует в составлении программ оказания помощи населению. Создаются условия для вхождения в роль социального работника, чтобы будущий специалист смог увидеть, каковы его профессио­нальные функции и методы воздействия на клиентов.
В ходе этой практики студенты принимают участие в эмпиричес­ких социологических исследованиях, на основании которых состав­ляются персональные карты клиентов, социально-экономические карты территориальных центров социального обслуживания. Практиканты имеют возможность проанализировать состояние социаль­ной работы с населением, остроту проблем, которые им придется решать. Результаты студенческих исследований, индивидуальные отчеты о практике обсуждаются на конференциях с участием прак­тических работников территориальных социальных центров. Кроме того, в период практики студенты занимаются изучением проблем социальной защиты населения (общественные объединения, фонды и др.) [8;103].
С третьего курса обучения начинается специализация социаль­ного работника. В настоящее время в вузах введено значительное число специализаций, которые следует определять по двум основ­ным направлениям: по предмету или объекту деятельности и по отраслевому признаку.
На основании первого признака могут быть введены следующие специализации с присвоением соответствующей квалификации [9;13]:
·        «организация социальной защиты населения» — подготовка по этой специализации предполагает будущее трудоустройство в ор­ганах управления системы социальной защиты населения, при­сваивается квалификация «организатор социальной защиты на­селения»;
·        ««социально-экономическая поддержка населения» — специа­листов целесообразно ориентировать на работу в отделениях соци­ально-экономической помощи территориальных центров социаль­ной помощи семье и детям, комплексных центрах социального обслуживания населения (службах срочной социальной помо­щи), домах милосердия и других учреждениях системы социальных служб; присваивается квалификация «экономист социальной службы»;
·        «социально-правовая поддержка населения» — ориентация на трудоустройство в службах срочной социальной помощи центров социального обслуживания, в отделениях первичного приема, ин­формации, анализа и прогнозирования, социально-экономической помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, в отделениях реализации программ социальной реабилита­ции социально-реабилитационных центров для несовершеннолет­них, в отделениях социально-правовой помощи социальных приютов для детей и подростков и центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в домах ночного пребывания; присваива­ется квалификация «юрист социальной службы»;
·        «медико-социальная работа с населением» — возможно трудоу­стройство в отделениях медико-социальной помощи территориаль­ных центров социальной помощи семье и детям; присваивается ква­лификация «медико-социальный работник»;
·        «социальная реабилитация детей с ограниченными возможнос­тями» — специалисты должны быть подготовлены к работе в отде­лениях медико-социальной помощи территориальных центров со­циальной помощи семье и детям, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями; присваивает­ся квалификация «специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями»;
·        «социальная реабилитация взрослых с ограниченными возмож­ностями» — возможна работа в отделениях медико-социальной по­мощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, центрах реабилитации взрослых граждан с ограниченными возмож­ностями; присваивается квалификация «специалист по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями»;
·        «трудовая терапия лиц с ограниченными возможностями» — выпускникам следует ориентироваться на работу в тех же учреждени­ях, что и получившим две предыдущие специализации, а также в домах-интернатах, в том числе детских, где проживают инвалиды; присваивается квалификация «трудотерапевт»;
·        «психосоциальная работа с населением» — с этой специализа­цией можно работать в службах срочной социальной помощи цент­ров социального обслуживания, в отделениях психолого-педагоги­ческой помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, в специализированных учреждениях для несовер­шеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в учреждениях психологической помощи населению, в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями; присваивается квалификация «психолог социальной службы»;
·        «социально-педагогическая работа с семьей и детьми» — потреб­ность в кадрах по этой специализации существует в специализиро­ванных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; присваивается квалификация «социаль­ный педагог социальной службы»;
·        «социальная работа с асоциальными семьями и детьми с девиантным поведением» — эти специалисты необходимы для отделений профилактики безнадзорности детей и подростков территориальных центров социальной помощи семье и детям, специализирован­ных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в соци­альной реабилитации (на основании социальной дезадаптации); присваивается квалификация «специалист по социальной работе с семьями и детьми группы риска»;
·        «медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инва­лидам в условиях стационарных учреждений социального обслужи­вания» — такие специалисты необходимы в домах-интернатах сис­темы социальной защиты Украины; присваивается квалификация «специалист по медико-социальной помощи в стационарных уч­реждениях»;
·        «социальная реабилитация лиц без определенного места житель­ства и занятий» — осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения; присваивается квалификация «специалист по со­циальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий»;
·        «социальная работа с людьми пожилого возраста» — потреб­ность в кадрах по этой специализации существует в центрах соци­ального обслуживания, отделениях социальной помощи на дому, специальных домах для одиноких престарелых; присваивается ква­лификация «специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста».
Специализации, введение которых основано на отраслевом при­знаке: социальная работа в учреждениях здравоохранения, социаль­ная работа в учебных заведениях, социальная работа в службе заня­тости, социальная работа в службе миграции, социальная работа в пенитенциарных учреждениях, социальная работа на производстве, социальная работа с военнослужащими. Соответственно присваи­вается квалификация: специалист по социальной работе в учрежде­ниях здравоохранения и т.д.
Нельзя не отметить, что подготовка и переподготовка по многим из перечисленных специализаций уже развернута. Решаются вопро­сы о включении в учебные планы других названных специализаций.
В зависимости от выбора специализации студентам третьего курса предлагается кроме дисциплин специализации широкий выбор спецкурсов. Студенты имеют возможность получить углуб­ленные знания о технологиях социальной работы, систематизируют теоретико-методологические знания в применении к практике.
На третьем курсе обучения будущие специалисты приобщаются к научно-исследовательской деятельности, привлекаются к разра­ботке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических исследованиях, мониторингах, представляя результаты своей работы на заседаниях научных кружков и конференциях. Кроме того, особое внимание уделяется формированию у них мотивации к самостоятельной работе в раз­личных управленческих структурах социальной сферы.
Практика на третьем курсе посвящается отработке методов и приемов работы с различными категориями населения. Практи­кант получает конкретное задание, сформулированное преподава­телем и руководителем территориального центра социальных услуг, и затем с помощью супервизора (консультанта) самостоя­тельно приступает к работе с клиентом: проводит беседы, консуль­тации, участвует в выработке решения, учится давать свои оценки проблемам клиента и вырабатывать собственную позицию в отно­шении направления оказываемой помощи. По завершении практи­ки студент сдает экзамен по курсу «Технологии социальной работы», а на основании отчетов о практике преподаватель контролирует степень освоенности им основных принципов и методов социальной работы [10;127].
На четвертом курсе интегрируются знания в области технологий социальной работы и начинается изучение проблем, связанных с социальным управлением. Углубляются знания о социальном и слу­жебном законодательстве, организационных структурах социаль­ной сферы. Продолжается систематическая подготовка, направлен­ная на укрепление теоретической базы будущего специалиста, а также на освоение различных моделей социальных служб, на разви­тие способностей студента организовать и поддерживать социаль­ное взаимодействие.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.