Содержание
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные положения законодательства о едином
налоге на вмененный доход…………………………………6
1.1 Налогоплательщики……………………………………………..6
1.2 Объект налогообложения и налоговая база……………………7
1.3 Налоговый период, налоговая ставка, порядок и
сроки уплаты единого налога на вмененныйдоход………….10
Глава 2. Анализ практики применения единого налога на
вмененный доход…………………………………………….13
2.1 Порядок применения единого налога на вмененныйдоход
на территориях субъектов РФ…………………………….……13
Глава 3. Экономическая сущность и перспектива развития
единого налога на вмененный доход……………………….23
3.1 Необходимость принятия законодательства поединому
налогу на вмененный доход……………………………………23
3.2 Пути совершенствования практики примененияединого
налога на вмененный доход……………………………………26
Заключение…………………………………………………………….30
Библиографический список…………………………………………..34
Введение
Одной из серьезнейшихпроблем Российской экономики в переходный период ее развития являетсянедостаток у государства финансовых ресурсов, вызванный в определяющей меренизким поступлением налогов в бюджеты всех уровней. Без выполнения комплексамероприятий по повышению собираемости налогов невозможно осуществитьструктурную перестройку российской экономики, повысить инвестиционнуюактивность, решить назревшие социальные проблемы в обществе.
Совершенно очевидно, чтоповышение фискальной направленности налоговой реформы по отношению к темпредприятиям, которые исправно платят или, по крайней мере, пытаются платитьналоги, является делом бесперспективным, мало того, практика показала, что дляэтой категории плательщиков необходимо снизить налоговое бремя.
В этих условиях основноевнимание и законодательной и исполнительной власти и фискальных органов должнобыть направлено именно на тех, кто всеми правдами и неправдами скрывает своидоходы. В первую очередь речь идет о предприятиях, фирмах и предпринимателей,работающих в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживаниянаселения, занимающихся ремонтно-строительными и другими видами деятельности.Это в основном представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели.Принятый в конце 1995 г. Федеральный закон «Об упрощенной системеналогообложения, учета и отчетности для таких предприятий не обеспечивал вдолжной мере решение задач наиболее полного учета объектов обложенияпредпринимателей и малых предприятий, поскольку особенности их деятельности(работа с наличными деньгами без кассовых аппаратов и др.) не позволяли ихконтролировать налоговыми органами в необходимой степени, вследствие чего небыли ликвидированы условия для ухода от уплаты налогов и развития теневогобизнеса. В связи с этим и было принято решение о введение особого режима налогообложения отдельных предприятий и
предпринимателей, установлениявнешнего дохода. Это решение имеет с одной стороны, целью увеличение налоговыхпоступлений, а с другой, — упрощение процедур расчета и сбора налогов.
Максимально возможноеувеличение налоговых платежей в бюджет и ослабление налогового бремени насовременном этапе развития налоговой системе является весьма актуальным. Аупрощение изъятия налога: техники исчисления, методик, инструкций также можноотнести к числу актуальных и коньюктурных тем. Во многом требованиямактуальности отвечает самый массовый и простой в понимании единый налог навмененный доход, введенный законом РФ от 31.07.98 г. № 148 – ФЗ „О единомналоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“.
Целью данной работыявляется прослеживание механизма взимания единого налога на вмененный доход,эффективность применения данного налога на практике и перспектива развитияналога. Осуществление поставленной цели вызвало необходимость решения следующихзадач:
— изучить теоретическиеосновы и нормативно-правовую базу, регулирующую процесс взимания единого налогана вмененный доход;
— выявить проблемы,встречающиеся в практике применения единого налога на вмененный доход;
— провести необходимыйанализ взимания единого налога на вмененный доход с физических и юридическихлиц;
— показать перспективуразвития единого налога на вмененный доход, предложить свои рекомендации.
Объектом исследованияпослужил индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность безобразования юридического лица, проживающий в г. Новороссийске, занимающийсярозничной торговлей и деятельностью в сфере услуг, являющийся плательщикомединого налога.
Предметом исследованияявляется единый налог на вмененный доход,
порядок, сроки его уплаты в Российской Федерации и иные особенности взимания налога.
Теоретической иметодологической основой исследования курсовой работы послужили трудыотечественных экономистов по вопросам применения единого налога на вмененный доход,материалы периодической печати. В работе использованы законодательные инормативные акты.
Глава 1. Основные положениязаконодательства о едином налоге на
вмененный доход
1.1 Налогоплательщики
Плательщикамиединого налога являются юридические лица (организации) и (или) физическиелица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица (предприниматели), осуществляющие предпринимательскуюдеятельность в следующих сферах:
1) оказаниепредпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданийи сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительногоучастка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или ихчастей, благоустройство территорий);
2) оказаниебытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив иремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники ипредметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий,ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования,сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услугинаселению, в том числе фото — и киноуслуги, прокат, за исключением прокатакинофильмов);
3) оказаниефизическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов),медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах),ветеринарных и зооуслуг;
4) оказаниепредпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;
5) оказаниепредпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских июридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность вобласти образования;
6)общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых,нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающихдо 50 человек);
7) розничнаяторговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организацииторговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
8) розничнаявыездная (нестационарная) торговля горюче — смазочными материалами и розничнаястационарная торговля горюче — смазочными материалами;
9) оказаниеавтотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностьюработающих до 100 человек;
10) оказаниена коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси;
11) оказаниеуслуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;
12)деятельность организаций по сбору металлолома;
13)изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий художественныхнародных промыслов.
Организациии индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности,перечисленные выше, уплачивают налог по месту осуществления деятельности.
При переводеналогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход принимаетсясредняя численность работников за месяц, предшествующий переводу. В случаепревышения установленной численности в текущем налоговом периоде (квартале)такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения сначала того налогового периода (квартала), в котором было допущено этопревышение.
Общественныморганизациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям,организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественныхорганизаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственнымсобственником имущества которых являются общественные организации инвалидов,предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога илисохранения существующего порядка уплаты налогов.
1.2 Объектналогообложения и налоговая база
Объектомналогообложения при применении единого налога является вмененный доход наочередной календарный месяц. Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единогоналога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющихна получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единогоналога по установленной ставке.
Налоговой базой для исчислениясуммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая какпроизведение базовой доходности по определенному виду предпринимательскойдеятельности и величины физического показателя, характеризующего данный виддеятельности. Под базовой доходностью понимается условная месячная доходность встоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя,характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различныхсопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененногодохода.
Суммаединого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности,числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательскойдеятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности,которые определяются в зависимости от:
— типанаселенного пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность;
— местаосуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта(центр, окраина, транспортная развязка и другие);
— характераместности (тип автомагистрали и другие), если деятельность осуществляется вненаселенного пункта;
— удаленностиместа осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;
— удаленностиместа осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирскоготранспорта;
— характерареализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);
— ассортимента реализуемой продукции;
— качествапредоставляемых услуг;
— сезонности;
— суточностиработы;
— качествазанимаемого помещения;
— производительности используемого оборудования;
— возможностииспользования дополнительной инфраструктуры;
— инфляции;
- количествавидов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от видапредпринимательской деятельности используются следующие физические показатели,характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базоваядоходность в месяц:Виды предпринимательской деятельности Физические показатели Базовая доход-ность в месяц (рублей) Оказание бытовых услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 5 000 Оказание ветеринарных услуг Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 5 000 Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 8 000 Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы Площадь торгового зала (в квадратных метрах) 1 200 Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, и розничная торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети Торговое место 6 000 Общественное питание Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах) 700 Оказание автотранспортных услуг Количество автомобилей, используемых для перевозок пассажиров и грузов 4 000 Разносная торговля, осуществляемая индивидуальными предпринимателями (за исключением торговли подакцизными товарами, лекарственными препаратами, изделиями из драгоценных камней, оружием и патронами к нему, меховыми изделиями и технически сложными товарами бытового назначения) Количество работников, включая индивидуального предпринимателя 3 000
Базовая доходность корректируется(умножается) на коэффициенты К1, К2, К3.
Корректирующий коэффициент K1 определяется в зависимости откадастровой стоимости земли (на основании данных Государственного земельногокадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельностиналогоплательщиком и рассчитывается по следующей формуле:
К1 = (1000 + Коф)/(1000+ Ком),
где Коф — кадастровая стоимость земли (на основании данных Государственного земельного кадастра) по месту осуществления предпринимательской деятельностиналогоплательщиком;
Ком — максимальная кадастровая стоимость земли (наосновании данных Государственного земельного кадастра) для данного вида предпринимательскойдеятельности;
1000 — стоимостная оценка прочих факторов,оказывающих влияние на величину базовой доходности, приведенная к единицеплощади.
При определении величины базовой доходности субъектыРоссийской Федерации могут корректировать (умножать) базовую доходность накорректирующий коэффициент К2.
Значения корректирующего коэффициента К2 определяютсясубъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены впределах от 0,1 до 1.
Изменение суммы единого налога, произошедшеевследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только сначала следующего налогового периода.
В случае, если в течение налогового периода уналогоплательщика произошло изменение величины физического показателя,налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанноеизменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величиныфизического показателя.
Размер вмененного дохода за квартал, в течениекоторого осуществлена соответствующая государственная регистрацияналогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев начиная с месяца,следующего за месяцем указанной государственной регистрации.
1.3 Налоговый период, налоговая ставка,порядок и сроки уплаты единого
налога
Налоговым периодом по единому налогупризнается квартал.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентоввмененного дохода.
Уплата единого налога производится налогоплательщикомпо итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующегоналогового периода.
Сумма единого налога, исчисленная за налоговыйпериод, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов наобязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии сзаконодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период временипри выплате налого-плательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в техсферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, атакже на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченныхиндивидуальными предпринимателями за свое страхование. При этом сумма единогоналога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполненияутверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Суммы единого налога зачисляются на счета органовфедерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всехуровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии сбюджетным законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а такжесоблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций.
Переход науплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей,установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, попредставлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской,налоговой и статистической отчетности.
Непозднее одного месяца со дня официального опубликования нормативного правовогоакта о введении единого налога все предприниматели и организации обязаныпредставить в территориальные органы управления Министерства по налогам исборам Российской Федерации по Краснодарскому краю по месту налогового учета расчетсуммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде,произведенный ими в соответствии с принятым нормативным правовым актом.
Приналичии у предпринимателя или организации нескольких торговых точек или иныхмест осуществления деятельности и (или) видов деятельности, осуществляемых наоснове свидетельства, расчет сумм единого налога представляется по каждому изтаких мест или видов деятельности.
Одновременно с расчетом суммы единого налога налогоплательщики предъявляютдокументы, подтверждающие указанный расчет и примененные повышающие(понижающие) коэффициенты к базовой
Уплатаединого налога налогоплательщиками производится ежемесячно путем осуществленияавансового платежа в размере 100 процентов суммы единого налога за календарныймесяц в срок не позднее 20 числа текущего месяца за будущий месяц.
Налоговыеорганы обязаны выдавать налогоплательщикам свидетельство об уплате единогоналога. Свидетельство об уплате единого налога выдается не позднее трех дней содня уплаты единого налога и является обязательным документом при ведениипредпринимательской деятельности субъектом предпринимательской деятельности,являющимся плательщиком единого налога на вмененный доход.
Суммаединого налога, уплачиваемая организациями, зачисляется в федеральный бюджет,областной бюджет и местные бюджеты в следующих размерах:
1)федеральный бюджет — 30 процентов общей суммы единого налога;
2) краевойбюджет и местные бюджеты — 70 процентов общей суммы единого налога.
Суммаединого налога, уплачиваемая предпринимателями, зачисляется в краевой бюджет иместные бюджеты в размере 100 процентов общей суммы единого налога.
Распределение сумм единого налога, подлежащих зачислению в краевой бюджет,бюджеты районов и городов, устанавливается законом Краснодарского края окраевом бюджете на соответствующий год. Указанным законом могут бытьустановлены нормативы отчислений от сумм единого налога, подлежащих зачислениюв краевой бюджет, в территориальный дорожный фонд и фонд поддержки малогопредпринимательства.
Глава 2. Анализ практикиприменения единого налога
на вмененный доход
2.1. Порядок применения единогоналога на вмененный доход
на территориях субъектовРФ
Введение единого налога на вмененный доход натерриториях субъектов РФ осуществляется поэтапно с 1 января 1999г. и решение овведении единого налога на вмененный доход не принято на сегодняшний деньтолько в 5 регионах РФ.
Введение единого налога на вмененный доход в рядесубъектов РФ сопряжено с типичными проблемами, связанными снеурегулированностью ряда положений и регионального законодательстванепосредственно оказывающих негативное влияние на взаимоотношения плательщиковединого налога на вмененный доход с налоговыми органами, государственнымивнебюджетными формами и государством в целом, на некоторые из которых хотелосьбы обратить внимание.
Практика примененияЗакона № 148-ФЗ и принятых на его основе региональных законов выявиласущественные недостатки федерального законодательства, выраженные, преждевсего, в отсутствии единого подхода к определению базовой доходности различныхвидов деятельности, переводимых на уплату единого налога на вмененный доход.
Так во многих регионахпоказатели базовой доходности, оказывающие определяющие влияние на размервмененного дохода, устанавливаются для организаций применительно киндивидуальным предпринимателям, имевшим до их перевода на уплату единогоналога значительно меньшую базу для налогообложения, чем у организаций. Врезультате размер вмененного дохода по организациям не обеспечивает в рядеслучаев сумму поступлений от единого налога, эквивалентную сумме налогов (НДС,прибыль, акцизы и т.п.) подлежащей уплате при общеустановленном режименалогообложения. Очевидно, минимальные и максимальные размеры вмененного доходаи иных значений, составляющих формулы расчета единого налога на вмененный доходпо видам деятельности необходимо устанавливать решениями правительства РФ. Приэтом следует учесть, что в настоящее время при определении базовой доходностиза основу принимаются статистические данные о налоговой нагрузке и другиепоказатели по группе плательщиков, которые явно занижены в связи созначительным неуточненным наличным денежным оборотом. В 12 регионах РФ науплату единого налога на вмененный доход переведены только индивидуальные предприниматели. С введением единого налога на вмененный доход по отдельнымрегионам РФ, поступление обязательных платежей за загрязнение окружающейприродной среды сократилось в значительных размерах (до40%). Особеннозначительно платежи сократились в регионах с большим количеством малыхпредприятий (автостоянки, автозаправки, автомойки, ремонтно-строительные,сервисное обслуживание автотранспортных средств, розничной торговлей, в томчисле горюче-смазочными материалами)
Серьезным недостатком региональных законодательств является применение целого ряда показателей,характеризующих один вид деятельности и используемых при расчете единого налогана вмененный доход в то время, как письмом Правительства РФ от 7 сентября1998г. № 4435 пп.5 рекомендовано применение только одного физическогопоказателя по каждому виду деятельности.
Законом Краснодарскогокрая установлено, что объектом налогообложения является вмененный доход наочередной полный календарный месяц. Законом Кабардино-Балкарской Республикиустановлено, что объектом налогообложения является вмененный доход на очереднойкалендарный год. Как было сказано ранее органом власти субъектов Федерациипредоставлены полномочия по установлено Закона „О едином налоге навмененный доход“, по его введению в действие нормативно-правовыми актами всоответствии с Федеральным Законом на своих территориях.
Организации ииндивидуальные предприниматели не являются плательщиками единого налога отнестационарной выездной торговли, общественного питания на краткосрочныхярмарках и других мероприятий, проводимых по решениям органов местногосамоуправления. Вмененный доход рассчитывается плательщиком самостоятельно последующей форме:
/>/>
М – сумма вмененногодохода;
C – базовая доходность на единыйфизический показатель;
N – количество единиц физического показателя (торговая площадьв кв.м., количество торговых мест, используемых в хозяйственной деятельностипредприятий общественного питания, численность рабочих специалистов, количестворабочих мест, количество единиц транспортных средств и т.д.);
D – повышающий (понижающий)коэффициент учитывающий особенности подвидов деятельности;
E – повышающий (понижающий)коэффициент учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности взависимости от типа населенного пункта;
F – коэффициент суточности работ;
G – коэффициент возможностииспользования дополнительной инфраструктуры;
J – учитывающий качествопредоставленных услуг;
К – коэффициент парковкиавтотранспортных средств учитывающий ассортимент реализуемых горюче-смазочныхматериалов.
L – коэффициент учитывающийассортимент реализуемых ГСМ
Суммы единого налога,уплачиваемые организациями, зачисляются в Федеральный бюджет, а также в бюджетысубъектов РФ и местные бюджеты в следующих размерах:
— федеральный бюджет –30%
— бюджеты субъектов РФ иместные бюджеты – 70%
При этом суммы налога,уплачиваемые предпринимателями зачисляются в бюджеты субъектов РФ и местныебюджеты в размере общей суммы налога.
При расчете единогоналога организациями, осуществляющими розничную торговлю через магазины счисленностью до 30 чел (29чел.) и др. организации торговли, следует иметь ввиду, что если магазин находящийся на балансе организации осуществляет продажутолько собственно произведенной продукции организацией, то он не может бытьпривлечен к уплате единого налога, так как согласно постановлению ПрезидиумаВАС РФ от 22 сентября 1998г. № 2256/98 продажа организациями собственнойпродукции через магазины, являющиеся структурными подразделениями, являетсяспособом реализации продукции, но не торговой деятельностью. При осуществлениимагазином продажи не только собственной продукции организацией, но и покупныхтоваров он должен быть привлечен к уплате единого налога. В этом случаефактический показатель – „торговая площадь“ определяетсяпропорционально выручке от реализации покупных товаров в общей сумме выручке отреализации всех товаров через этот магазин.
Организации, оказавшиеуслуги общепита только своим сотрудникам через точки общественного питания,находящиеся на их балансе осуществляют исчисление и уплату налоговприменительно к данному виду деятельности в общеустановленном порядке. Если жеуслуги питания обуславливаются не только своим сотрудникам, то точкиобщественного питания при соблюдении критерия численности, привлекаются куплате единого налога на общих основаниях.
Реализация аптечнымиучреждениями лекарственных средств для юридических лиц (поликлиник, больниц ииных медицинских учреждений) следует рассматривать, как оптовую торговлю непопадающую под действие законодательства о едином налоге. Деятельность аптек поизготовлению и отпуску изготовленных лекарственных средств, также не подлежитобложению единым налогом. Во всех перечисленных случаях аптечные учрежденияобязаны обеспечить раздельное ведение бухгалтерского учета.
При применениикоэффициента суточности, повышающий коэффициент применяется в случае, еслиорганизация осуществляет свою деятельность более чем 12 часов в сутки.
Для определения общейплощади автомобильных стоянок используются габаритные размеры автомобиля исходяиз его технических характеристик. В соответствии со строительными нормами иправилами РФ (СНИП 21-02-99) „Стоянки автомобилей“ минимальныеразмеры мест хранения автомобилей составляют: длина места стоянки – 5м, ширина2,3 места.
При превышении среднегочисла работающих, организации переходят на общеустановленную системуналогообложения, учета и отчетности, начиная с квартала, следующего закварталом в котором произошло превышение. В этом случае, если единый налогуплачен за полный налоговый период (квартал), то перерасчет налога непроизводится. Если уплата произведена более чем за один налоговый период, тосумма налога зачитывается в счет предстоящих платежей. При наличии уорганизации нескольких мест осуществления деятельности, расчет единого налогапредставляется по каждому из таких мест.
Для проведения анализауплаты единого налога на вмененный доход предпринимателями, осуществляющимирозничную торговлю через магазины, была обследована деятельность 94предпринимателей, имеющих магазины в разных городах. Всего было обследовано 30предпринимателей, применивших обычную систему налогообложения (уплатаподоходного налога) и перешедших на уплату единого налога и 64 предпринимателя,применивших упрощенную систему налогообложения (плата за патент) и перешедшихна уплату единого налога:
Из 30 обследованныхпредпринимателей, применивших ранее обычную систему налогообложения и перешедшихна уплату единого налога, у 9 предпринимателей налоги снизились на 221,3тыс.руб., или в среднем каждый из них стал платить меньше на 24,6 тыс. руб. вгод. Из 64 предпринимателей, применивших ранее упрощенную системуналогообложения и переведенных на уплату единого налога, у 32 – платежи вбюджетные и внебюджетные фонды снизились на 2 млн.руб., или у каждого всреднем – на 64,8 тыс.руб., а у 32-х предпринимателей увеличились на 1,6 млн.руб. или у каждого – на 50,8 тыс.руб. Аналогичная ситуация складывается и приобсчете единого налога по организациям, занимающимся розничной торговлей черезмагазины и обязанным с 2001г. перейти на уплату единого налога.
На основе проведенногоанализа следует сделать вывод: в случае с магазинами, осуществляющими розничнуюторговлю, переход на уплату единого налога выгоден только магазинам с большимиобъемами товарооборота. По ним объем уплачиваемых налогов сокращается в 2 иболее раз.
Глава 3. Экономическая сущность и перспектива развития единого налога на вмененный доход
3.1 Необходимость принятия законодательствапо единому налогу на вмененный доход
Перед налоговой системой в настоящее время стоятдве, на первый взгляд, противоречивые проблемы: максимально возможноеувеличение налоговых платежей в бюджет (одновременно с повышением собираемостиналогов) и ослабление налогового бремени. Оптимально построенная налоговаясистема должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребностигосударства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательскойдеятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективностихозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки или налогового бремени наналогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговойсистемы страны.
К сожалению, налоговаяполитика отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов. Системаналогообложения отличается чрезвычайно высоким уровнем налоговых изъятий. Всеэто противоречит прописным экономическим истинам, согласно которым уровеньэкономического развития страны прямо корректирует с долей бюджета в валовомвнутреннем продукте. Отмеченный факт во многом объясняет бюджетные проблемы,как России, так и субъектов в ее составе, так как, имея очень невысокие уровниэкономического развития, по бюджетной нагрузке страна находиться на уровне США.
Наряду с этим дляроссийского предпринимателя является актуальным вопрос трудности выполнениясложных и многочисленных требований по оформлению налоговых платежей, учету иотчетности.
Предприниматель часто необладает достаточной компетентностью в этих вопросах, требующих немалых затрат времени и знаний, и не располагает средствами, достаточными для оплаты услугквалифицированного специалиста в области бухучета и аудита.
Обладая достаточнымиспособностями для извлечения прибыли из своей деятельности, но не имеявозможности вести правильно исчисление и уплату налога с оперативнымотслеживанием быстроменяющегося налогового законодательства, предпринимательчасто выходит в противоречие с фискальными намерениями государства. Какправило, серьезная ошибка мелкого предпринимателя становиться последней иставит крест на его бизнесе, лишая доходов, как бюджет, так и самихпредпринимателей. Исходя из этого, вполне оправданным казалось решение поупрощению системы налогообложения и связанные с ней системы учета и отчетностиперед налоговыми органами. Предполагалось, что упрощенная система обеспечитдва основных преимущества: минимизацию бухгалтерской документации, так каквместо совокупности бухгалтерских документов применяемых для определенияфинансового состояния предприятия и исчисление налогов ведется только книгаучета доходов и расходов по специальной форме утвержденной приказом МинфинаРоссии от 22.02.1996г.
Кроме того, происходитсокращение числа налоговых платежей, так как уплата ряда федеральных,региональных и местных налогов и сборов заменяется уплатой единого налога навмененный доход по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.Федеральным законом установлена возможность органов государственной властисубъектов Российской Федерации определять, вместо объектов и ставокналогообложения расчетный порядок определения единого налога на вмененныйдоход на основе показателей по типичным организациям-представителям.Формирование условий, стимулирующих предпринимательскую активность широкихслоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий,остается одной из главных задач государственной политики в отношении малогобизнеса. Исследование показало, что действующая в настоящее время упрощеннаясистема налогообложения для субъектов малого предпринимательства обладаетопределенным набором характеристик, которые делают нецелесообразным ееприменение на многих предприятиях из числа тех, которые формально имеют правоих использовать.
На 1998г. былопредусмотрено постановление единого налога на вмененный доход вконсолидированный бюджет в размере 12500 млн.руб., в том числе в Федеральныйбюджет – 3100 млн.руб., однако в I полугодие поступило только 1456,6 млн.руб. (в федеральный бюджет – 191,1млн.руб.), а в целом за год – соответственно 595,5 млн.руб. и 606,9 млн.руб.
По данным МНС России, в I полугодии 2000г. поступлениясоставили соответственно 5882,4 и 591,2 млн.руб. Можно отметить высокие темпыроста поступления налога в 2000г., составившие в I полугодии по сравнению с I полугодием 1999г. 323,2 % (по юридическим лицам – 304,5% ипо физическим лицам – 337,0%).
В процессе внедренияединого налога на вмененный доход выяснилось, что итоги переводапредпринимателей — физических лиц и юридических лиц - различаются. От введенияединого налога на вмененный доход эффект достигнут в результате перевода на егоуплату индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность без образования юридических лиц, причем в основном за счетувеличения налоговой нагрузки.
Расчет налоговых платежейпоказывает, что поступление единого налога на вмененный доход от этой категорииплательщиков значительно превышают размер платежей, уплачиваемых ими ранее(под. налог, взносы во внебюджетные фонды, местные налоги и сборы).
Налогоплательщики, т.е.организации и физические лица, уплачивающие единый налог, попадают в болеездоровую правовую ситуацию. Простота исчисления налога позволяет избежатьзначительных несознательных налоговых правонарушений. Стабильность налогапозволяет верно, рассчитать свои силы, правильно организовать бизнес.Общеизвестно, что постоянные налоги стимулируют развитие бизнеса: уплачиваяединую сумму при увеличении оборота, предприниматели могут уменьшить % изъятиеот выручки. Единый налог на вмененный доход, не зависящий от величины реальногооборота, позволяет безболезненно легализовать большую часть бизнеса, избавитьсяот страха перед контролирующими органами.
Принятие закона о»Едином налоге на вмененный доход" является необходимым длядальнейшего развития малого предпринимательства. Закон «О едином налоге навмененный доход» является очередным шагом для снижения налогового бременидля субъектов малого предпринимательства.
3.2 Пути совершенствования практикиприменения единого налога на
вмененный доход
Пути совершенствования практики применения единогоналога на вмененный доход принимаются, прежде всего, для того, чтобы привлечьвнимание к уплате единого налога на вмененный доход организации и физическиелица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере розничнойторговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, тоесть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов осуществляютв наличной форме, где налоговый контроль значительно затруднен.
Изучение практикиприменения Закона «О едином налоге на вмененный доход» по материаламтерриториальных органов МНС России позволяет определить положительные иотрицательные стороны и сделать определенные выводы.
Исходя из двухлетнейрегиональной практики применения единого налога можно сделать вывод о том, чтоположительным результатом введения в регионах единого налога является то, чтозначительно увеличились налоговые поступления от индивидуальныхпредпринимателей в основном за счет легализации их деятельности, а не за счетувеличения налоговой нагрузки по сравнению с ранее уплаченными ими налогами, втом числе и подоходного налога. Следует отметить положительную особенность единогоналога – его уплату авансом, что позволяет проводить жесткое налоговоеадминистрирование и не допускать недоимки по данному виду налога, но этопозиция налоговых и финансовых органов. У плательщиков другие соображения.Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщика наличиеопределенных ликвидных активов, из которых он должен уплатить налог, преждечем начать предпринимательскую деятельность.
Далеко не всегда можнопрогнозировать, достигнет ли реальный доход величины, которая соответствовалабы уплаченному налогу или нет. Применение единого налога на вмененный доходвысветило проблему ответственности предприятий за сохранность чистотыокружающей природной среды, при упразднении соответствующих платежей и, какследствие, при утрате контроля за загрязнение окружающей среды. В результатеосвобождения налогоплательщиком единого налога от оплаты за загрязнениеокружающей среды разрушается экономический механизм, стимулирующий предприятиена осуществление природоохранных мероприятий. С введением единого налога навмененный доход по отдельным регионам РФ, поступление обязательных платежей зазагрязнение окружающей среды сократилось в значительных размерах (40%).Особенно значительно платежи сократились в регионах с большим количеством малыхпредприятий (автостоянки, автозаправки, автомойки, ремонтно-строительное, сервисное обслуживание автотранспортных средств, розничная торговля, в томчисле ГСМ).
Несправедливым поотношению ко многим категориям плательщиков является коэффициент доходности,исчисляемый на основе данных бухгалтерского учета и статистики: он ставитмелкий, средний и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение.
Поэтому практикаприменения Закона «О едином налоге на вмененный доход» на территорияхсубъектов РФ позволяет определить положительные и отрицательные стороныданного налога и сделать выводы. Простота исчисления налога позволяет избежатьзначительных неосознанных налоговых правонарушений. Стабильность налогапозволяет верно рассчитывать свои силы, правильно организовать бизнес. МНСРоссии, его территориальные подразделения могут теперь лучше исполнить своюглавную задачу – осуществить контроль за соблюдением налоговогозаконодательства, за правильностью внесения в соответствующий бюджетгосударственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
В этом смысле основнымдостоинством единого налога является простота его изъятия, поскольку напрактике больше 79% предпринимателей, даже те, которые не платили никогда,сдавая нулевые балансы и декларации, теперь своевременно и в полном объемепроизводят его уплату.
Внесение авансовыхплатежей при уплате данного налога позволяет избежать недоимок, трудностивзыскания которых общеизвестны. Государственные органы исполнительной властиполучили надежный и стабильный источник формирования доходной части бюджета,причем налоговые поступления довольно легко прогнозируются. Отметим, чтоосновной материальный эффект введения налога связан с опережающими платежами,вносимыми индивидуальными предпринимателями (но не юридическими лицами).Ограничения в применении налога для юридических лиц потенциально чревато ихперерегистрацией в физические лица, поскольку видны выгоды дляналогоплательщика.
В скором будущемМинистерство по налогам и сборам России предлагает внести изменения идополнения в Федеральный Закон «О едином налоге на вмененный доход».Изменения предусматривают исключение из состава единого налога на вмененныйдоход платежей в государственные бюджетные фонды.
Что же можно сделать дляустранения некоторых недостатков от перехода на уплату единого налога в случаесокращения варианта действующего Федерального закона и как надоусовершенствовать сам этот закон?
В рамках существующегоФедерального Закона одновременное его применение в полном объеме дляюридических и физических лиц нецелесообразно, так как избежать значительныхпотерь доходов бюджета от перевода на уплату единого налога организацийневозможно. Если повысить базовую доходность по торговле, общественномупитанию, автотранспортным и бытовым услугам до уровня, при котором потерибюджета по юридическим лицам будут сведены к нулю, то сумма налога станетнеподъемной для предпринимателей и будет стимулировать их уход в «теневойоборот». Отмена или ограничение применения единого налога на вмененный доходдля юридических лиц приведет к тому, что юридические лица проявят тенденцию кперерегистрации в категорию индивидуальных предпринимателей. Главной задачей,решение которой будет способствовать установлению «справедливого» (сточки зрения государства и предпринимателя) порядка определения величиныналога, является создание корректирующей методики расчета вмененного дохода,которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды егодеятельности.
Непосредственноесравнение сумм начисленных налогов и других платежей в бюджет и предлагаемогоразмера единого налога на вмененный доход, рассчитанного на основе базовойдоходности, не должно выступать решающим аргументом в пользу обоснованностипринятого размера базовой доходности. Ведь при определении базовой доходностикак объекта налогообложения за основу расчета принимаются статистические данныео выручке и других показателях по группе плательщиков, что слабо отражаетдействительность в связи со значительным неконтролируемым наличным денежнымоборотом. Кроме того, представляется, что определенные общие параметры играницы расчетов соответствующих формул единого налога на вмененный доходдолжны быть единым для всех субъектов Федерации.
Необходимо изменить действующие актыо налогах и сборах субъектов РФ с целью их приведения в соответствии сФедеральным Законом о едином налоге на вмененный доход.
Заключение
1. Федеральный закон«О едином налоге на вмененный доход» носит рамочный характер, т.е.определяет основные принципы налогообложения организации и индивидуальныхпредпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности. Законпринимается, прежде всего, для того, чтобы привлечь к уплате единого налога навмененный доход организации и физические лица, занимающихся предпринимательскойдеятельностью в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового итранспортного обслуживания – то есть таких хозяйствующих субъектов, которыезначительную часть расчетов с покупателями осуществляют в наличной форме, гденалоговый контроль значительно затруднен.
Закон «О единомналоге на вмененный доход» является очередным шагом для сниженияналогового бремени и его равномерного распределения среди налогоплательщиков, атакже для увеличения поступлений доходов в бюджет и платежей во внебюджетныефонды от налогоплательщиков.
2. Законодательным иисполнительным органам власти субъектов РФ предоставлены полномочия по егоустановлению и введению в действие нормативно-правовыми актами в соответствии сфедеральным законом. на своих территориях. К началу 2000г. законодательныефонды 70 субъектов РФ ввели на своих территориях единый налог на вмененныйдоход.
Введение единого налога вряде субъектов РФ сопряжено с типичными проблемами, связанными снеурегулированностью ряда положений федерального и региональногозаконодательства, непосредственно оказывающих негативное влияние навзаимоотношение плательщиков единого налога на вмененный доход с органамигосударственных внебюджетных фондов и государством в целом. Практика примененияЗакона № 148-ФЗ и принятых на его основе региональных законов выявиласущественные недостатки федерального законодательства, выраженные, преждевсего, в отсутствии единого подхода к определению базовой доходности различныхвидов деятельности, переводимых на уплату единого налога на вмененный доход.
3. И, тем не менее, рольединого налога является знаковой по многим параметрам. Проведенный анализдеятельности индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлейпозволяет сделать вывод о том, что для данного налогоплательщика переход науплату единого налога на вмененный доход оказался выгодным. Во-первых,сократилась сумма отчислений по сравнению с ранее применяемой упрощеннойсистемой налогообложения, кроме того, переход на единый налог на вмененныйдоход упростил ведение бухгалтерского учета.
С введением этого налогапредприятия и предприниматели попадают в более современную и здоровую правовуюсреду, что в свою очередь, должно исключить серьезные и налоговые нарушения.
Единый налог позволяетупразднить малоэффективную работу налоговых органов по выездной и камеральнойпроверкам самой многочисленной группы налогоплательщиков по количеству и нестоль значащей по объемам уплаченным налогов и сосредоточить усилия на другихнаправлениях работ, и в частности проверке крупных и средних плательщиков.
Единый налог на вмененныйдоход – это правильные налоговые взаимоотношения с бюджетом тех субъектоврынка, где трудно контролировать реальный оборот. В этой связи эффективностьвведения закона в наибольшей степени должна проявиться в крупных промышленных иторговых центрах, больших городах.
4. Введение единогоналога предприниматели только приветствовали. Уплата нескольких налогов однимплатежом, упрощение отчетности казалось удобным и выгодным. Но нельзя забыватьо тех, кто столкнулся с рядом проблем. Прежде всего, исправленным по многимкатегориям плательщиков является средний коэффициент доходности, исчисленный наоснове данных бухгалтерского учета и статистики. Торговые организации занимаютлидирующее положение среди плательщиков единого налога на вмененный доход. Привсех равных коэффициентах и параметрах один магазин торгует продуктами, другойспиртными напитками, третий мехами и золотом. Считать их доход одинаковым с 1кв. метра торговой площади нельзя.
Кто торгует мебелью,необходима большая торговая площадь, но ведь большая площадь не предполагаетбольшую прибыль. Следовательно, при расчете базовой доходности необходима связьс подотраслевой рентабельностью.
5. Главной задачей,решение которой будет способствовать установлению справедливого (с точки зрениягосударства и предпринимателей) порядка определения величины налога, являетсясоздание корректирующей методики расчета вмененного дохода, которая должнаучитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды его деятельности.
Анализ практикиприменения единого налога на вмененный доход выявил необходимость доработкифедерального законодательства и обязанность приведения региональныхнормативно-правовых актов в соответствие с федеральными. Кроме того, в связи сполучившей распространение практикой занижения законодательными органамисубъектов РФ показателей базовой доходности и другие составляющие формулырасчета единого налога на вмененный доход, необходимо закрепить в федеральномзаконе. Вместе с тем субъекты РФ должны быть наделены правом изменить ставкуэтого налога и устанавливать льготы.
И все таки введениеединого налога взамен нескольких существующих, ликвидация обязательностиприобретения патента, простота расчета налога по результатам хозяйственной деятельности,охват всей совокупности малых предприятий упрощенным налогообложением,значительное сокращение операций бухгалтерского учета позволит не толькоостановить сокращение численности малых предприятий, но и, по мнениюпредпринимателей, стать стимулирующим фактором для развития малого бизнеса.
Список литературы.
1. Налоговый кодекс РФ
2. Закон от 31.07.98г. № 148-ФЗ«О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности»
3. Балкизов В.Б., Чеченов А.А. Единыйналог на вмененный доход:
Проблемы и просчеты // Финансы № 7-1999г.
4. Блескин А.Б. Единый налог навмененный доход: Проблемы и
пути совершенствования // Налоговый Вестник № 10, 2001г.
5. Васильева А. Единый налог навмененный доход // Налоги 2000г.
№ 14-стр.4
6. Ерошина П.А. Единый налог навмененный доход как авансовая
форма уплаты налога // Бухг.учет и налоги – 1999г. № 4 – стр.97-
104
7. Единый налог на вмененный доход// Бухг.учет на налоги – 2000г. № 4 стр.5-54
8. Лазарев А.Р. Уплата единого налогана вмененный доход при осуществлении некоторых видов деятельности // Глав.бух.2000г. № 12 стр.47-54
9. Павлик В.Д. ЕНДВ для определенныхвидов деятельности // Консультант 2000г., № 9 – стр.30-36
10. Самохвалова Ю.Н. ЕНДВ дляопределенных видов деятельности, комментарии к действующим нормативнымдокументам // Консультант бухгалтера – 1999г., № 8 – стр.82-98
11. Сорокин А.В. О едином налоге навмененный доход // Налоговый вестник 2001г. № 7 стр.15-17
12. Н.Шавлова «Единыйналог на вмененный доход» // Законность
2000г. №8-стр.6.