Реферат по предмету "Налоги, налогообложение"


Структура налоговых органов РФ права, обязанности и функции

Введение.
Право облагатьналогом… — это не только право уничтожать, но и право созидать.
Верховный судСША
Средимножества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует нарыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночныхотношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система являетсяодним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитногомеханизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широкоиспользует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействияна негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являютсямощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколькоправильно построена система налогообложения, зави­сит эффективноефункционирование всего народного хозяйства.
Налоговаясистема, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесенысущественные изменения. Появились новые  виды налогов, в существующие – внесеныизменения. В настоящее время происходит процесс кодификации налоговогозаконодательства, его значительного обновления.
Основныеположения о налогах и сборах в Российской Федерации определены КонституциейРФ(ст. 57), Налоговым кодексом РФ, первая часть которого введена в действие с 1января 1999 г., Законом РФ «Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации» от 27 декабря 1991 г., федеральными законами о конкретных налогах исборах. Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов дополнительноразъясняется в постановлениях  Правительства РФ, Министерства по налогам исборам, Государственного таможенного комитета и т.п.
Взаконодательством порядке в РФ определены общие принципы построения налоговойсистемы, основные виды взимаемых налогов и сборов, права, обязанности иответственность лиц, участвующих в налоговых отношениях.
Структура налоговых органов.
Налоговая система РФ представленасовокупностью налогов и сборов взимаемых в установленном порядке.
В налоговом кодексе РФ, как и в законе«об основах налоговой системе РФ», выделены 3 уровня налоговой системы:
-     Федеральный
-     СубъектовРФ (региональный)
-     Местный
 Следует отметить, что уровни налоговойсистемы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федеральногобюджета в части налоговых поступлений формируется только за счет федеральныхналогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так ифедеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании местныхбюджетов: кроме местных налогов они включают в себя часть федеральных налогов иналогов субъектов РФ.
Несмотря навведения с 1 января 1999г. первой части Налогового кодекса РФ, до введения вдействие его второй части следует руководствоваться тем перечнем федеральных,региональных и местных налогов, который определен Законом «Об основах налоговойсистемы в РФ». Основная  часть налогов осталась неизменной со времени введенияв действие Закона — с 1 января 1992 г.
1997  вналоговую систему РФ был введен федеральный налог на покупку иностраннойвалюты, в 1998 г. — федеральный налог на игорный бизнес, региональные налоги — единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и налог спродаж.
Федеральныеналоги устанавливаютсязаконодательными актами РФ и действуют на всей ее территории. Ставкифедеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Ставки налогов наотдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырьяи таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
Налоги субъектовФедерации (региональныеналоги) устанавливаются законодательными актами Российской Федерации всоответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Ставкирегиональных налогов устанавливаются законодательными актами субъектовРоссийской Федерации и действуют на территории соответствующих субъектов.
     Местныеналоги устанавливаютсязаконодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления также в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системыв РФ». Они действуют на территориях соответствующих городов, районов в городахи сельской местности. Часть местных налогов является обязательной к применениюна всей территории РФ, например земельный налог, налог с имущества физическихлиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательскойдеятельностью. Эти налоги, относящиеся в соответствии с классификацией кместным, устанавливаются законодательными актами РФ. Другая часть местных налоговвводится по решению органов местного самоуправления. К ним относятся налог на срекламу, сбор за право торговли  и некоторые другие.
Налоговымиорганами в РФ являются Министерство Российской Федерации по налогом и сборам иего подразделения в РФ, также полномочиями налоговых органов обладаюттаможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов, действующие в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.Права
Налоговая политика государства являетсянеотъемлемой частью финансовой политики. Налоговое право, как один из важнейшихкомпонентов (хотя и относительно обособленный) финансового права, регулируетотношения, складывающие в области налоговой деятельности государства.
    Налоговоеправо — система Финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения),регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие ивзиманию налогов. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже зарамками налоговых отношений.
Предметналогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и инымилицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Налоговые отношениявсегда связаны с изъятием у юридических и физических  лиц части их доходов всоответствующий бюджет и, в предусмотренных случаях, во внебюджетные целевыефонды.
   В налоговыхправоотношениях участвуют налоговые представители. Поэтому следует отличатьналогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов.
Налоговые агенты- лица, на которых возложены обязанности по исчислению удержанию уналогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фондналогов (статья 24 Кодекса).
Сборщики налогови сборов — это уполномоченные органы (государственные,  местного самоуправления) идолжностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщика средств в уплатуналогов и сборов и перечисление их в бюджет (статья 25 Кодекса).
Налоговые органывправе:
1.    требовать отналогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплатыналогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления исвоевременность уплаты налогов.
2.    проводитьналоговые проверки
3.    производитьвыемку документов свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений
4.    вызывать наосновании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков длядачи пояснений в связи с уплатой ими налогов а также в иных случаях
5.    приостанавливатьоперации по счетам налогоплательщиков, налагать арест на имущество.
6.    осматриватьлюбые используемые налогоплательщиком помещения и территории
7.    определять суммыналогов, подлежащие внесению налогоплательщика в бюджет на основании имеющийсяу них информации в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лицналогового органа к осмотру помещений и территорий
8.    требовать отналогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах исборах и контролировать выполнение указанных требований
9.    взыскиватьнедоимки по налогам и сборам, а также пени
10.  контролироватьсоответствие крупных расходов физических  лиц их доходам
11.  требоватьдокументы от банков подтверждающие исполнение платежных порученийналогоплательщиков
12.  привлекать дляпроведения налогового контроля специалистов
13.  вызывать вкачестве свидетелей лиц, которым могут быть известна информация для проведенияналогового контроля
14.  заявлятьходатайства об аннулировании действия лицензий дающих право на определенный виддеятельности
15.  предъявлять всуды иски в случаях предусмотренных законодательством о налогах и сборах Обязанности
Такжеони обязаны:
1.    соблюдатьзаконодательство о налогах и сборах
2.    осуществлятьконтроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых всоответствии с ним нормативных правовых актов
3.    вести вустановленном порядке учет налогоплательщиков
4.    бесплатнопроводить разъяснительную работу, вовремя информировать налогоплательщиков овнесенных изменениях в налоговый кодекс
5.    осуществлятьвозврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов
6.    соблюдатьналоговую тайну
7.    направлятьналогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа
8.    налоговые органыпри выявлении обстоятельств позволяющих предполагать совершение нарушениязаконодательства о налогах и сборах содержащего признаки преступления обязаны вдесятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбужденииуголовного дела
9.    налоговые органынесут также другие обязанности предусмотренные налоговым кодексом или иными федеральнымизаконами.Функции налогов
Социально-экономическаясущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налогивыполняют четыре важнейшие функции:
1.  Обеспечениефинансирования государственных расходов (фискальная функция).
2.  Государственноерегулирование экономики (регулирующая функция).
3.  Поддержаниесоциального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельныхсоциальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (распределительнаяфункция).
4.   Стимулирующаяфункция.
Во всехгосударствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполнялифискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержаниягосударственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы,которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры,библиотеки, архивы и др.), либо они недо­статочны для обеспечения должногоуровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебныезаведения и т. п.
Налогампринадлежит решающая роль в формировании доходной части государственногобюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и безних. Важное роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся натоварно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регули­рующая. Рыночнаяэкономика в развитых странах — это регулируемая эконо­мика. Представить себеэффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством,невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах.Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральноеместо в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночнойэкономики регулируется финансово-экономическими методами — путем примененияотлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом ипроцентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условияналогообложе­ния, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаетусловия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,способствует ре­шению актуальных для общества проблем.
/>Социальнаяили распределительная функция налогов. Посредством налогов в государственномбюджете концентрируются средства, направляемые затем на решениенароднохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно –технических, экономических и др. С помощью налогов госу­дарствоперераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, до­ходовграждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры,на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с дли­тельными срокамиокупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли,электростанции и др.). В современных условиях значи­тельные средства из бюджетадолжны быть направлены на развитие сельскохо­зяйственного производства,отставание которого наиболее болезненно отра­жается на всем состоянии экономикии жизни населения. Распределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговаяси­стема позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, какэто сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путемустановления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительнойчасти бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичногоосвобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняяфункция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государствостимулирует технический прогресс, увеличение числа ра­бочих мест, капитальныевложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованнаяналоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих напотребление. А средства, вкла­дываемые в развитие (юридическим или физическимлицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. Унас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощьюналогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная натехни­ческое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров на­родногопотребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда другихосвобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень суще­ственная. Вомногих развитых странах освобождаются от налогообложения за­траты на научно — исследовательские и опытно — конструкторские работы.
Другой путь —включать эти расходы в затраты на производство.
Указанноеразграничение функций налоговой системы носит условный ха­рактер, так как всеони переплетаются и осуществляются одновременно.
Списоклитературы.
1.   Столяров В. Ф.,Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 1991.
2.  Налоги: учебноепособие /Д.Г. Черник. М., Финансы и статистика, 1995
3. Сборник кодексов РФ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інформаційне повідомлення про семінар
Реферат Грин А.С.
Реферат Дореволюционное кино
Реферат Использование библейских сюжетов в проектной деятельности учащихся старших классов средней школы
Реферат Написание программы "Угадайка"
Реферат Методы определения ПАУ в объектах окружающей среды
Реферат Дивидендная политика предприятия ОАО РЖД
Реферат LO System Essay Research Paper ME Lube
Реферат Система экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий
Реферат Анализ произведений А Камю
Реферат Японские методы организации труда и их использование за рубежом и в России
Реферат Управление процессом получения стекломассы в производстве стекла
Реферат Индийский поход 327 до н.э.
Реферат 1. Паризька мирна конференція та українське питання на ній. Версальський договір
Реферат Huck Finn Essay Research Paper Moral Development