Кирилловская средняяобщеобразовательная школа
Климовского района Брянскойобласти
МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР
выполнила
ВНУКОВСКАЯ
НАТАЛЬЯ
НИКОЛАЕВНА,
учитель музыки и
изобразительного искусства
Кирилловской средней
общеобразовательной школы
Климовского района
2006 г.
План методической разработки
1. Вступление. Обоснованиеактуальности и значимости темы.
2. Использование фольклорных материалов науроках
музыки.
3. Использование фольклорныхматериалов села Кирилловка и Шумиловка во внеклассной работе.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. Использованнаялитература.
6. Приложение №1 Праздник«Русская коляда»
№2 Русскиенародные традиции «Святки»
№3 «Масленица»
№4 «Сватовство»
1. ВСТУПЛЕНИЕ
Перемены, которые происходят в школе,радуют, обнадеживают. Введение новых предметов, просмотр прежних программ –требование времени.
И как нужно все продумать, предусмотреть –ведь зерна «разумного вечного» взойдут через год! Избежать ошибок можно, лишьанализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний.
Что-то было упущено педагогикой 5-10 леттому назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали,трудового воспитания, если пестрят средства массовой информации выступлениями онеуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русскогоязыка иностранными словами, если мызабыли, что можно встречать гостей душистым чаем или дарить ромашки, если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала доконца. Бесконечные «если»…
Что-то изменилось в русском человеке?Конечно, изменилось – потерялось, забылось в сумятице лет, в каждодневнойсуете.
Что поможет нам вернуть утраченное,восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческихотношений, в которых мужчина – «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита иопора для нее – «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой, икоторые определяются словами:
«Не с богатством жить, а с советом,
Не с хоромами – счеловеком».
Думаю, что серьезную помощь здесь можетоказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающеевлияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бысердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций. А значит,вырос и настоящим человеком.
Успехи в деле воспитания подрастающегопоколения
средствами фольклора есть, инемалые. Одних только фольклорных детских групп в Российской Федерации около300. Но это коллективы самодеятельные, а необходимо всеобщее фольклорноеобразование.
Сегодня перед школой стоит важная задача –создание условий для сохранения здоровья учащихся т.е. разработка мер поздоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательныйпроцесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научнаяинформация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планом,программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падениюинтереса к учению, ухудшению их здоровья. История оставила не мало фактовсвидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтическихвозможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией,т.е. терапией средствами изобразительного искусства может стать эффективнымметодом лечения школьных неврозов, которые все больше поражают учащихся как впроцессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняяшкола должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Вэтой связи представляются уникальными возможности урока музыки иизобразительного искусства как средства реализации здоровьесберегающихтехнологий в начальной школе.
Лобанова А.Е. в статье «Возможности урокакак средства реализации здоровьесберегающих технологий», опубликованной вжурнале «Музыка в школе №3» за 2005 год отмечает, что основной акцентстановится на приобщении детей к произведениям музыкального искусстава:произведения «Золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются наразных этапах обучения школьников. При сохранении «Золотого фонда» произведенийкомпозиторов, классиков и детского песенного репертуара необходимо усилитьакцент изучение музыкального фольклора, как русский песенный фольклор – этоестественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечениезвуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытыеинструкции по сохранению целостности человеческой личности.
Создание спектакля на основе песниявляется неизбежным, а соединение нескольких песен в единое композиционноецелое, уже предполагающее и наличие диалоговых структур, переносит акцент свокально — и музыкотерапии, а также терапии танцевально-двигательной, на драму.В ходе проведения не традиционных форм урока (урок-обряд, урок-концерт,урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русскимкостюмам и его цветовыми сочетаниями, характера узора. Время, выделяемое надополнительное включение и расширение фольклорного компонента определено, какрезервное время учителя.
Использование фольклора на уроках музыкипредусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельностиисполнительско-творческое и слушательское. Е.А.Лобанова говорит, что в народныхдетских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевыминтонированием. Традиционные детские песни развивают у детей не толькомузыкальный слух и память, но и их легкие дыхания голосовой аппарат. Прекраснымобразом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах такихкак «Каравай», «Капустка», «На горе-то, калина». В различных хороводах илииграх происходит смена партнеров таким образом, что участник контактирует скаждым их группы. Деятельная работа Е.А.Лобановой основанная на принципахфольклорного творчества, развивает эмоционально чувственную сферу,художественно- образная, ассоциативное мышление, фантазию, позволяетактивизировать различные творческие проявления детей в т.ч. в инсценированиирусских народных песен. Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимсяиспользуя тексты и сюжеты русских народных песен: «Как под наши ворота», «Нагоре-то, калина», «Как пошли наши подружки» и др. Исполнение может исполнятьсяхарактерными движениями, жестами, звучанием народных инструментов.
Реальные условия для включения большогообъема фольклорного материала в обучении младших школьников сложатся только врезультате перехода на 2-х часовые занятия музыкой в неделю.
2. Использованиефольклорных материалов на уроках
музыки.
Я полностью разделяю взгляды перечисленных выше авторов и у меня также имеется некоторый опыт освоения фольклора на уроках музыки и вовнеклассной работе.
Особого внимания требует музыкальное образованиеучеников начальной школы.
Задачи, стоящие перед уроками музыки вначальной школе, можно решить успешно, опираясь. прежде всего, на русскиймузыкальный фольклор. Русская народная песня красочна и содержательна, покоряетдушевностью, отражает русский национальный характер. В действующей программерекомендованной Министерством образования и науки, учебно-методическомкомплекте Е.Д.Крицкой и Г.П.Сергеевой предусмотрено ознакомление детей срусскими народными песнями разных жанров, но в малом объеме. Опыт показывает,что на уроках музыки в начальных классах должны быть представлены народныепесни гораздо шире, в том числе и хоровые, лирические, прибаутки и т.д… Этипесни показывают большое воспитательное воздействие, обогащают духовно,формируют национальное самосознание.
Уже с самого раннего возраста дети слышатсказки, пестушки, колыбельные песни:
Звезды спят заоблаками,
В синем мореспит тюлень.
Ты закрой, мой мальчик, глазки,
Завтра новыйбудет день.Спи, мой мальчик, в колыбели На перинепуховой. Спать вороныулетели
Спит зайчиха под сосной.
Или:
Ков-ков ножку,поедем в дорожку
А дорожкаскользка, а ноженька гибка.
Идет козарогатая, идет коза бодатая.
Кто кашки не ест,кто молочка не пьет,
Тогозабодает.
Или:
Сорока наприпечку сидела,
Деткам кашкуварила.
Этому дала,этому дала,
Этому дала,этому
А ты мал, крупне драл.
Каши не варил,тебе не дадим.
Или:
Ай –люли!Ай-люли!
Весь в серебрянойпыли,
Месяц пал накавыли
Ай-люли! Даай-люли!
А в тумане надлугами
Сбилось стадо вкучу,
А бычок бодаеттучу
Красными рогами.
Или:
Барашеньки-крутороженьки
По лесам ходят, пополям бродят,
В дудочкуиграют,
Ваню спотешают.
Ваня, Ваняпростота
Купил лошадь безхвоста,
Сел задом наперёд
И поехал вогород.
В огороде пусто,выросла капуста.
В начальных классах у многих детейнаблюдается вялая работа артикуляционного аппарата, что отражается на качествезвучания, оно становится тусклым, плоским. Причинами невнятного произношениямогут стать вялость и малоподвижность языка. Губ, сжатость нижней челюсти,недостаточное или непрерывное раскрытие рта, скованность мышц лица и шеи.
В зависимости от причинынедостатка выбираются
упражнения. Главное правило для всех случаев –это полное физическое освобождение артикуляционного аппарата от скованности,излишнего напряжения. Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендоватьупражнения с использованием слогов ба, ма, да. При этом частаяповторяемость губных согласных ( б ) и ( п ) позволяет активизировать работугуб.
Для преодоления вялости и малоподвижностиязыка рекомендуются упражнения на слоги ле и ля. При этом вниманиедетей обращается на работу кончика языка, который активно взаимодействует сверхними зубами и твердым нёбом.
Для развития дикции учеников применяю нетолько музыкальные упражнения, но и скороговорки.
Или:
Оттопота копыт, пыль по полю летит.
Или:
Надворе трава, на траве дрова.
Или:
Сыпьпесочек, в желтенький горшочек.
Или:Андрей-воробей
Негоняй голубей,
Гоняй галочек
Из-подпалочек.
Не клюйпесок,
Не тупиносок.
Пригодится носок
Поклевать колосок.
В 4-5 классах, изучая жанры народныхпесен, дети знакомятся с песнями своего села. Ученики получают задание:
спеть фрагменты народныхпесен различных жанров, которые пели их бабушки, прабабушки. Предварительноезадание: собрать у своих земляков песенный материал; на уроке
организуется групповая работапо определению жанров подобранных песен, предлагается задание на сравнение:
Какие характерные интонации,особенности ритма и другие средства выразительности отличают колыбельную песнюот плясовой, солдатскую от трудовой, лирическую от хороводной?
Обрядовые:
1)калядки
Каляда, каляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко.
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Или:
Что в поле, в поле,
На вороном коне.
Сам Бог ездя, жито сея,
Пречистая мати, обедать нося,
Обед относя, Бога прося.
Зароди, Боже, жито, пшеницй.
Ни кукулёчка, ни василёчка
Для своей ласки кольцаколбаски
С Новым годом, с Новым родом.
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
2)масляничные
Масляная, счастливая
Протянися далеко.
Запрягу я бугая, бугая
Куда люди- туда я, туда я
Масляная, счастливая
Протянися далеко.
Люди едут по горелочку, погорелочку,
А я следом по-маленечку,по-маленечку
Масляная, счастливая
Протянися далеко.
Зарезали свинку, свирку
Сало, ноги в скрынку, вскрынку.
Масляная, счастливая
Протянися далеко.
А кто сыру не дае, не дае
Нихай тому погние, погние
Масляная, счастливая
Протянися далеко.
3)пасхальные,Пасхальная-хороводная
Что с под Киева, с подЧернигова
Вой ли, вой-лю-ли из подЧернигова.
Там текла речка быстрая
Вой ли, вой-лю-ли речкабыстрая.
Речка быстрая, бережистая.
Вой ли, вой-лю-ли бережистая.
На той речке лежит кладочка
Вой ли, вой-лю-ли лежиткладочка.
По той кладочке брат ссестрою шли
Вой ли, вой-лю-ли брат с сестроюшли.
Сестра утонула, речка молвила
Вой ли, вой-лю-ли, речкамолвила.
Ты не пей, братец из речкиводы.
Вой ли, вой-лю-ли, из речкиводы.
Ты не ешь, братец, рыбыбелыя.
Вой ли, вой-лю-ли, рыбыбелыя.
Не рви, братец, желтыхкрасочек.
Вой ли, вой-лю-ли, желтыхкрасочек.
Не топчи братец шелковойтравы.
Вой ли, вой-лю-ли, шелковойтравы.
Из речки вода – это кровьмоя.
Вой ли, вой-лю-ли, это кровьмоя.
Рыба белая – то тело мое.
Вой ли, вой-лю-ли, — то теломое.
Желты красочки – то красамоя.
Вой ли, вой-лю-ли, краса моя.
4) свадебные
Пойду замуж, хоть отведаю.
Добря будя, так я жить буду.
Плохо будя, так я назадприду.
Красуйтеся, мои девушки,перед матерью.
Как я матушки красовалася.
За юбочку, да и на уличку.
За платочек, да и навечерочек.
Однимииз самых первых песен древних славян были песни, связанные с их языческимиверованиями. Славяне одухотворяли силы природы, верили в то, что магическимидействиями и заклинаниями можно добиться лучшего урожая. От которого зависелажизнь. Поэтому наиболее древние песни связаны с культом земли и солнца. И досих пор в детских припевках звучат призывы, с которыми славяне обращались ксилам природы, как к живым существам: «Дождик, дождик пуще!», « Солнышко,солнышко, выгляни в окошко!».
Песни и обряды приурочивались копределенным дням и месяцам года и поэтому позже получили название календарных.Эти обряды постепенно опоэтизировались, в них вносился элемент игры, но песневсегда принадлежала здесь ведущая роль.
3. Использование фольклорныхматериалов села Кирилловка и Шумиловка во внеклассной работе.
Данный материал, связанный собрядами села для проведения внеклассной работы в школе.
Учебный год удобно разбить на периоды попраздникам:
Первый календарный праздникотмечался в ночь с 6 на 7 января (по новому стилю), то есть тогда, когда деньначинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться, и происходил «поворот зимына лето». Эта веселая ночь называлась у восточных славян – колядованием. Впеснях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбростьхозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получалиподарки.
Праздник,начинавшийся 6 января и длившийся до 19 января, назывался святками. Девушкипели подблюдные песни (у блюда с водой, куда каждая кидала свое колечко). Подзвучащую музыку колечки одно за другим вынимались, и то, о чем пелось в этотмомент в песне. Должно было сбыться в судьбе хозяйки кольца.
( см. Приложение № 1, 2).
В конце зимы был еще один праздник – проводы зимы,масленица. По окончании праздника изображение масленицы сжигали в лесу и приэтом пели:
«Масленица-мокрохвостка,поезжай со двора», что должно было способствовать скорейшему приходу весны. Стой же целью в день весеннего равноденствия изготовляли фигурки птиц.
( см. Приложение № 3).
Одним из важнейших, а во многом и драматическим, былобряд, связанный со свадебной игрой. Он представлял развернутоетеатрализованное действо, сопровождавшееся разнообразными песнями,торжественными, драматическими и комедийными сценами, где главная роль отводиласьдевушке-невесте.
Свадебнаяигра подразделялась на две части. Первая, более продолжительная, разыгрываласьв доме невесты.
Она начиналась сватовством,рукобитьем (если обе стороны приходили к согласию на брак), смотринами невестыи девичником. На смотринах происходило знакомство невесты с женихом и егородителями, которое сопровождалось самыми различными песнями – приветственными, шуточными,лирико-эпическими, как например, песня «Не было бы ветру»:
Не было бы ветру, вдруг навянуло,
Не ждали гостей, вдруг наехали.
Полон дом вороных коней.
Полны горницы молодых гостей.
Полны светлицы красных девушек.
Лирической кульминацией свадебной игры былдевичник — прощальный вечер, который проводила невеста вместе с подругаминакануне свадьбы. Закрытая платком сидела она и причитала, прощаясь со своей«вольной волюшкой», а подруги невесты пели лирические и венчальные песни. В нихобрисовывалась целомудренность и красота невесты ( «Лицом она и бела, ирумяна»), рассказывалось о привольной жизни в родном доме.
Сама же невеста на девичникедолжна была причитать. Невеста обращалась к отцу с матерью с мольбой неотдавать ее в «злы-чужие люди», потомучто жизнь в доме мужа представлялась ей тяжелой, а жених «чуж-чужанином» или «злодеем».
Вутро свадебного дня, одевая невесту к венцу, ее подружки в своих песняхпродолжали тему горького прощания.
Нокак только жених со своими дружками подъезжал к дому невесты, настроениесвадебной игры сразу же менялось. Женихнаходил ворота на запоре, и ему со своей свитой приходилось откупаться отподружек невесты, иначе невозможно было прекратить град насмешливых песен. В которых они озорно высмеивались.
После свадьбы начиналосьтрадиционное пирование в доме невесты.Оно сопровождалось пением величальных, шуточных и плясовых песен. Величались нетолько молодые, но и поочередно все гости, а исполнялись величальные песниспециальным хорошо спевшимся ансамблем. Его пение иногда сопровождалось пляскойодной или двух плясуний.
( см. Приложение № 4).
А потом начиналась для молодых тяжелая трудовая жизнь.
Очень много времени онипроводили в поле, и до нас дошли самые разнообразные песни связанные с полевымиработами. Трудной и утомительной была жатва. Многие жатвенные песни о молодойжнице, работающей в поле от зари до захода солнца. Начало и конец жатвыотмечались очень торжественно. В начале жатвы из первых сжатых колосьев плеливенок, который по окончании рабочего дня с песнями приносили домой и вешали в«красный угол». А по окончании красиво разубранный сноп, сделанный из последнихжатвенных колосьев. С торжественными и радостными песнями проносили по всейдеревне и ставили около дома или хозяйского двора.
Повечерам. Когда уборочные работы заканчивались молодежь водила хороводы икто-нибудь из парней или девушек разыгрывали песню в лицах. Иногда участникихоровода делились на две группы, чтобы двигаться «стена на стену», изображаясодержание песни жестами. Порою пары двигались «гуськом» или «цепью».Хороводные песни часто сводились к воспроизведению моментов коллективноготруда: «Уж мы сеяли, сеяли ленок», «Мы капустоньку пололи» и другие.
Длиннымизимними вечерами и старики, и молодежь собирались в чей-нибудь просторной избе и здесь, выполняя какую-нибудьхозяйственную работу, пели лирические песни. Этот жанр протяжной, многоголоснойпесни отражал склад характера русского человека, глубину его чувств, стремлениек сосредоточенному раздумью, доброта, глубокая привязанность к своим близким, кродной земле.
Изумительнаяпо выразительности русская протяжная песня стала одной из вершин в мировоймузыкальной культуре.
Таковы «Горы», «Степь»,«Лучина», «Калинушка с Малинушкой», «Ты взойди, взойди, солнце красное».
Влирических песнях рассказывалось о переживаниях любящих, о тяжелой женскойдоле, о солдатской службе, о батрацком труде, о жизни работных людей и омногом, многом другом. История жизни одного поколения людей не забываласьпоследующим поколением.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтозначит воспитывать музыкой? Кто должен и кто может это делать? Когда, при какихусловиях воспитание музыкой может состояться? Кто воспитывает музыкой? Наконец,что это – тяжелый труд или взлет души?.. Есть ли однозначный ответ?
Есть поиск.
Почти сорок лет тому назадД.Б. Кабалевский вместе с небольшой группой педагогов из разных областей РоссийскойФедерации начал освоение новых путей в музыкальном воспитании школьников.«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всеговоспитание человека». Эти слова выдающегося педагога-гуманиста В.А.Сухомлинского не случайно стали эпиграфом в школьной программе по музыке,созданной под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Направлениесодержания программы и методы, предложенные в ней, явились авангардными длясовременной музыкальной педагогики, а сегодня они далеко перешагнули границыпредмета «Музыка».
Программа– компас, как говорил Дмитрий Борисович Кабалевский. И действительно, в нейесть вечная музыка – не умирающие, классические профессиональные и народныепроизведения и вечные проблемы – что есть Жизнь, Добро, Любовь, Честь. Труд.Творчество… Но место искусству и жизненным проблемам есть ведь не только на уроке музыки. Каждый педагог в своейработе опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальнымпристрастиям, профессиональному мастерству. При этом удается ли ему большевокально-хоровая работа, или он находит путь к душам ребят как талантливыймузыкант-исполнитель, идет ли он к детям через яркое, художественное слово омузыке или мастерски организует инструментальное музыцирование детского коллектива,на уроке или вне его проводит он свою работу – важно то, что она направлена навоспитание душ, развитие духовной культуры учащихся. И успеха добивается тотучитель, который постоянно совершенствуется. Ищет оптимальные путипроникновения «большой» музыки в жизни детей, пути усиления ее воздействия наних.
Отборматериала для методической разработки был продиктован современнымитребованиями, желанием показать широкий круг воспитательных возможностеймузыкального искусства с использованием фольклорного материала (от детскихфольклорных попевочек до более серьезных фольклорных песен, обрядов родногосела).
5.Используемая литература.
1. С.В.Титов, Игры,праздники, викторины. Ярославль – 2004г.
2. Классные дела подредакцией Е.Н.Степанова, Москва – 2004 г.
3. М.А.Петрухина,Внеклассные мероприятия в средних и старших классах, Волгоград – 2003 г.
4. А.Белов,Рождество христово, Москва –1965г.
5. Газета длявнеклассной работы «Последний звонок» №9 – 2006 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Ведущий. /Вступительное слово о празднике «РусскиеКоляды»
Коляды начиналисьс 6-го января по новому стилю. Колядовщики носили «звезду», котораясимволизировала солнце. Наши предки поклонялись ему, славили его. Считалось чтоэто будет способствовать обильному урожаю. С принятием Христианства на Руси Хвеке «Звезда» становится символом Вифлиемской звезды, о которой говорится чтопришел спаситель человеческих душ. Пели:
Радуйся, ой радуйся, земля!
Сын Божий народился!
Считалось, что слова в начале года имелимагическое значение, поэтому молодые люди ходили по домам и желали хозяевамбогатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Пели песни, они назывались«Колядки»
Дайте коровку,
Масляну головку!
И дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
!3 января был щедрый вечер или «щёдры».Молодежь ходила щедровать. Выбирали Механошу, который носил мешок для сборадаров. Считалось большим грехом не пустить щедровиков в дом, не одарить их. аесли щедро одаришь тем благосклоннее будет Бог по отношению к хозяевам. Хозяевадавали деньги, самодельный сыр, сало, «кишку» (колбасу), пироги. Но в каждомселе встречались и такие, кому и копейки было жалко. Таких не жаловали:
Им говорили :
Сею, сею, деду Масею,
Бабе Рохле, чтобы курыподохли.
Щедровики водили с собой«Козу». Пели:
Это мы идем, мы козу ведем,
Где коза пройдет, там жито взойдет…
Ставили разные сценки с«Козой». Приход «козы» сулил счастье хозяевам и то, что скот будет защищен отболезни. Вечером около 12 часов собирались щедровики в одной избе, куда сносиливсе дары, накрывали стол и встречали Новый Год.
Утром 14 января проводился магический обряд«посевания» (засевание). Молодые мужчины, мальчики «засевали» зерном в избах.Зерно считалось символом обновления жизни, символом богатства.
1- й ведущий. Праздник великий настал снова
Всюду веселье, пиры,торжество.
Вспомним какое поведалнам слово
Тот, чьё справляемсейчас Рождество.
2-й ведущий. Каждый да будет всегда милосерден
К слабым, сиротам, убогим, больным.
Тем, что имеетподелится с бедным
И назовет его братомсвоим.
1-й ведущий. Так окажите же, други, участие.
Многие встретят внужде Рождество.
Доброе дело – великоесчастье.
Это святое душиторжество.
( Входитгруппа учащихся, несут «Звезду» )
1 –й учащийся (показывает назвезду)
На вольном голубомэфире
Родилась на востоке звезда,
Дивный светоч спасениямира,
Не светивший ещеникогда.
2-й учащийся. Над пастушьей пещерой убогой
Засветилась впервыеона,
Отражение юного Бога,
Пробудившего землю отсна.
3-й учащийся. С мира ветхогосбросив оковы,
Возвещает ХристаРождество,
Пронизает она мирсуровый,
Все. Чтоб сияло любви торжество.
(Учащиеся исполняют песню«И время настало» )
И время настало,
Чтоб во век ни бывало.
Над вертепом звезда ясна
На весь свет засияла.
А звезда сияла
И всем споведала,
Что сын Божий
В Вифлиеме народился.
Пастушки с ягнятками
Перед тым дитятком
На коленца приподают
Царя Бога прославляют.
Здравствуй. здравствуйцарю,
Царю-государю.
Даруй, даруй,счастья, долю
Сего дома господину.
4 уч-ся. На широком небосводе
В звездном ярком хороводе
Светит дивная звезда.
Всюду луч она заронит,
Где людское горе стонет,
В сёла, в рощи, в города.
5 уч-ся. Луч доходит до светлицы,
До крестьян и до царицы
И до птичьего гнезда.
Он вскользнет и в дом богатых.
И не минет бедной хаты
Луч волшебный никогда.
6 уч-ся. Всюду ярче радость блещет,
Где тот звездный луч трепещет,
И не страшна там беда,