Демократическая и «исламская» моделигосударственного устройства
Оруджев Р.Э.
Темадемократического государственного устройства, безусловно, удостоилась ужедостаточного внимания исследователей: затронуты и изучены самые разнообразныеаспекты, проблемы и вопросы, а публикации на эту тему насчитывают многие тысячинаименований. В качестве важнейших характеристик демократии выделяют гибкостьполитической системы, способность к трансформациям, к адаптации к конкретнымнациональным условиям, и, в то же время, неизменность лежащих в ее основепринципов — таких, как суверенитет народа и равенство граждан в сфере прав исвобод. В рамках данной статьи мы рассмотрим соотношение традиционных принциповдемократического государственного устройства с политическими системами,построенными на других основаниях — такими, как ислам или «исламскоегосударство» и, тезисно, постараемся артикулировать наиболее значимые егоаспекты.
Гражданиннеисламского государства с демократическим типом устройства чаще всегонаходится под властью следующего стереотипа: исламское государство далеко отдемократии, оно желает отгородиться от реалий современного политическогопроцесса.
Чтобыпонять, насколько верен указанный стереотип, мы рассмотрим проблему поэтапно:сначала — традиционную демократическую модель государственного устройства,затем — «исламские» модели, разделив их на традиционную иреформистскую разновидности (с целью конкретизации проводимого исследования мырассмотрим реформистскую модель исламского государства, предложенную известнымсуданским правозащитником и ученым Абдуллахи Ахмедом Ан-Наимом).
Цельнашего исследования заключается не в том, чтобы подчеркнуть превосходство или,наоборот, недостатки одной системы государственного устройства по сравнению сдругой, а в том, чтобы выявить основные отличия демократии от«исламской» политической системы традиционного и реформистского типа.
Традиционнаямодель демократического устройства государства основывается на принципахсвободы человека как индивида и как члена общества, и равенства граждан передзаконом и друг перед другом.
Оченьважно, что демократическая система открыта для изменений. Мы можем говоритьлишь о неизменности основных принципов — свободы и равенства, но неизменностьэта не имеет ничего общего с божественностью: принципы неизменны потому, чтопризнаны людьми, приняты ими за основу.
«Исламская»модель государственного устройства основана на шариате — системе исламскогоправа. Особенностью шариата является то, что он базируется на двух сборникахтекстов: во-первых, на Коране, который признается творением Аллаха, переданныммусульманам через пророка Мохаммеда, и, таким образом, является результатомбожественного откровения; во-вторых, на Сунне, где описываются жизнь и деянияпророка Мохаммеда. Шариат для мусульман — божественное право, основанное натолковании этих текстов. Он выступает в качестве основы «исламскогоправа» в целом. Но необходимо отметить, шариат — больше, чем основа права.В шариате заключена этика, мораль, духовная цель жизни верующего, даже правилахорошего тона. Внесение любых изменений в шариат приравнивается к ереси, и вомногих исламских странах это карается уголовным преследованием.
Этанедоступность шариата для изменений, безусловно, является одной из особенностейтрадиционного ислама, удерживающих исламское государство на некоторой дистанцииот основных течений мировой политики. Тем не менее, мы можем заметить, чтоуспешно идет выработка и формирование иной «исламской» моделигосударственного устройства — реформистской, рассмотрение которой продолжитнаше исследование.
Исламскиеправоведы, являющиеся сторонниками реформистской системы исламскогогосударственного устройства, например, суданский ученый и правозащитник А. А.Ан-Наим, предлагают провести реформу шариата, не посягающую на основы ислама.Суть предложения состоит в следующем.
Явноепротиворечие, проникшее в саму сущность модели исламского государства,заключается в том, что шариат необходим для его существования, с одной стороны,и его принципы уже не могут быть «безболезненно» реализованы, сдругой. Но ортодоксальность и жесткость системы государственного устройства в«исламской» модели, по мнению Ан-Наима, объясняется не священнымитекстами, а несовершенством их толкований. Те стихи Корана и Сунны, которыесотни лет служили надежным источником закона для исламских государств, теперьявляются устаревшими, не удовлетворяющими требованиям времени. Ан-Наимпредлагает заменить стихи, используемые до настоящего времени, на другие, болееподходящие. Подчеркивая то, что предлагаемая реформа не посягает на основыислама, Ан-Наим цитирует Коран: «Аллах сказал: „Всякий раз, когда Мыотменяем стих или заставляем его забыть, Мы приводим лучший, чем он, илипохожий на него“ (Коран, 2:106).
Основнаязадача реформы модели исламского государства — показать, что шариат не являетсяправом, установленным самим Аллахом. Аргументация идет следующим образом: людямчерез Мохаммеда был передан только Коран. Шариат же является лишьинтерпретацией священных текстов, проведенной ранними исламскими правоведами,то есть людьми, что подтверждает его „человеческое“, а не»божественное" происхождение. Такая расстановка ударений являетсяпринципиальной для реформистского ислама.
Отметивдля себя этот немаловажный фактор, упомянем и том, каковы требования,предъявляемые демократической и «исламской» моделями к государству.Основное требование, которое ставит перед государством демократическая модель,можно сформулировать следующим образом: принципы свободы, равенства ипарламентаризма должны быть не только целью государства, но и средствомдостижения этой цели. Власть для демократии — не что иное, как доверие народа ксвоим представителям. Основное требование «исламской» модели можновыразить так: принципы нравственности должны реализовываться любой ценой и вовсех областях общественной жизни. Традиционный ислам призывает рассматриватьвласть как доверие Аллаха, которое нужно использовать, помня, что за все своипоступки ты будешь отвечать перед ним в этой и в грядущей жизни. Важнейшимотличием ислама от других крупнейших мировых религий является тот факт, что всознании верующих мусульман изначально присутствовала уверенность в единствегосударства и религии.
Мыпопытались проследить основные характеристики и отличительные черты«исламской» и демократической моделей. На первый взгляд можетпоказаться, что эти системы государственного устройства разделяет непреодолимаяпропасть. Однако такой вывод не всем кажется очевидным.
Всвоей работе «На пути к исламской реформации», посвященной проблемамислама и исламского государства в современную эпоху, Ан-Наим утверждает, чтоислам в принципе совместим с демократическим государственным устройством. Дляэтого следует лишь осознать, что главное — не в том, насколько мусульманинстремится быть верным основам ислама, а в том, какое политическое и юридическоевыражение принимает сегодня это стремление. Даже сама постановка вопроса«Совместим ли ислам с современным политическим (то есть демократическим)развитием?» уже не удовлетворяет современным условиям. Нужно ставить,говорит Ан-Наим, более универсальный вопрос: «Какой ислам и как совместимс современным политическим развитием мусульманского мира и необходим длянего?».
Итак,отличие «исламской» модели от демократической состоят в отношении кправовой системе как к базису государственного устройства, что наиболее яркопроявляется в степени ее открытости. В системе координат гражданинанеисламского государства, «исламская» модель, благодаря «закрытости»своей правовой основы, оценивается как недемократичная. Но несмотря натруднодоступности шариата для изменений извне, можно заключить также, что ишариат не является до конца «закрытым».
Образисламского государства как жестко детерминированного религиозными факторами,чуждого демократии и развитию вообще, во многом следует считать стереотипом(нужно добавить, что схожие стереотипы встречаются и в среде мусульман). Но,как свидетельствует опыт реформистского ислама, и в теории, и на практикесуществуют легитимные с точки зрения шариата методы, которые позволят сделатьего более гибким, и следовательно, более соответствующим современнымполитическим условиям, сложившимся в мире, более близким к демократическимпринципам государственного строительства.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта polit.mezhdunarodnik.ru/