Игорь Денисов
СегодняИнтернет — это «глобальная компьютерная сеть, своеобразная сеть сетей, подобнаямировому океану информации, однако не стихийной, а структурированной иупорядоченной, подчиняется самым передовым в мире законам и нормаминформационного права, является самой демократичной и доступной каждому жителюЗемли».
Вкачестве примера использования сети Интернет в ходе выборов можно привести США.Глобальная компьютерная сеть использовалась уже в ходе выборов 1996 года, когдакандидату, чтобы «показать класс», было достаточно просто разместить навеб-сайте электронную версию своей предвыборной программы.
В2000 году команды обоих претендентов на пост американского президента сталииспользовать Интернет еще более продуктивно в целях сбора пожертвований наизбирательную кампанию и привлечения в свои ряды новых сторонников. По словам«Нью-Йорк Тайме», электронные странички превратились в новое средство, спомощью которого кандидаты могут доносить свои идеи до столь широкой аудитории,которую им никогда не удавалось собирать в ходе традиционных предвыборныхпоездок по стране.
«Выставляяна веб-сайтах все — от младенческих фотографий, как это сделал губернатор Дж.Буш, до полюбившихся библейских сюжетов кандидаты используют Интернет вкачестве виртуальных посиделок у камина с тем, чтобы избиратели почувствовали, чтоперед ними такие же простые люди, как и они» — пишет газета.
Можновыделить следующие аспекты, делающие Интернет одним из эффективных каналовраспространения политической рекламы определенного кандидата:
Интернетработает 24 часа в сутки, т.е. в течение этого времени все заинтересовавшиесямогут получить интересующую их информацию о кандидате;
Интернетобеспечивает возможность прямой и косвенной агитации за кандидата, а такжепередачи о нем практически любой информации;
вИнтернете содержание информации о кандидате может изменяться в зависимости отнеобходимости — столько раз, сколько нужно: никакая иная реклама подобнойгибкости в предоставлении информации не несет;
вИнтернете могут быть использованы цветные изображения и звуковое оформление, чтопозволяет получить более информативное представление о кандидате;
Интернетпозволяет «включить» избирателей в непосредственное взаимодействие с самимкандидатом.
ВИнтернете информацию о кандидате можно:
просмотретьв виде текста;
прослушатьв аудиоформе;
записатьв виде файла и воспроизвести впоследствии;
просмотретьв виде качественного видеофрагмента.
Основнаязадача стратегического планирования в отношении использования Интернета в ходеизбирательной кампании, состоит в повышении привлекательности электронныхстраничек и их непосредственной рекламы.
Согласноданным американской кампании «Кэмпэйн эдвэнтидж», специализирующейся напредоставлении рекламных услуг в Интернете, практически все кандидаты СШАпризнают, что веб-сайты являются эффективным способом донесения до избирателейидей, а также удержания их внимания, так как они хорошо осведомлены орезультатах исследований, которые показывают, что эксперты избирательныхкампаний в состоянии занять внимание потенциального избирателя по телефону всреднем в течение 45 секунд, телевизионные рекламные ролики — примерно 30секунд, а если человек зашел на веб-сайт избирательной кампании, то он будетоставаться в нем в среднем целых 8 минут.
Можновыделить следующие основные цели использования интернетовских веб-сайтов в ходеизбирательной кампании:
донесениедо избирателей точно и ярко сформулированных и оформленных взглядовопределенного кандидата;
способствованиеформированию имиджа кандидата;
рекрутированиедобровольных помощников;
презентацияполитических инициатив и программ кандидата;
контрпропагандистскаядеятельность;
организацияобщественно-политических дискуссий.
Следуетучесть, что большинство сайтов будет, скорее всего, схожими. Все рубрикижелательно ежедневно обновлять и корректировать. Все они должны обязательносодержать следующую информацию:
биографическиеданные кандидата;
егопрограмму и фото;
подборкуречей и выступлений кандидата;
подборкустатей о кандидате в его поддержку;
изложениеинициатив и позиций кандидата по всем актуальным вопросам;
новостиизбирательной кампании;
расписаниепредвыборных поездок и выступлений кандидата;
правилазаполнения бюллетеня для голосования;
хроникуизбирательной кампании;
страничкупожеланий и вопросов кандидату (в ней желательно оговорить количество слов, котороене должно превышать послание);
«неофициальные»странички «добровольных» помощников кандидата*;
«неофициальные»странички политических конкурентов, где публикуются критические материалы в ихадрес*.
*Примечание к двум последним пунктам: чаще всего эти странички формально несвязаны с основным сайтом, а представляют собой автономные веб-проекты, внешнедистанцированные от породившей их политической силы (особенно если тампубликуются материалы, компрометирующие соперников). Это позволяет истиннымвладельцам ресурса избежать обвинений в «черном» пиаре, а также создать иллюзиюобъективности и независимости «общественного интернет-проекта».
Список литературы
МалишевскийН.Н. Технология и организация выборов. — Минск: «Харвест, 2003». — с. 187-190.
БережковА. Использование сети Интернет в предвыборной кампании в США. — «Компас».1999. № 45-46, с. 9-14.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.politnauka.org