РЕФЕРАТ: ИСТОРИЯСЕПАРАТИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КАШМИРЕ
История сепаратизма в Кашмире насчитывает многие десятилетия, втечение которых менялась основная его направленность. Первоначально это былоавтономистское движение за признание прав мусульман в составе княжества, гдеправила индусская династия Догра. С 1947 г. после присоединения основной частиДжамму и Кашмира к Индии это движение превратилось в антииндийскую борьбу занезависимость. Основное требование кашмирских националистов состояло внеобходимости проведения плебисцита, в ходе которого народ Кашмира определил бысвое политическое будущее. Борьба велась под флагом самоопределения длякашмирцев, и в основе лежала идеология «кашмирской идентичности» (кашмириат).Пакистан поддерживал это движение потому, что оно было направлено противиндийских властей, но его стратегической задачей было присоединениемусульманского Кашмира к Пакистану. Идеи кашмирского национализма отстаивалаобразованная в 1964 г. партия «Фронт освобождения Джамму и Кашмира», которуюподдерживали некоторые другие небольшие организации.
Естественно, что движение мусульман за свои права порождало вКашмире первые ростки исламистского движения. В первую очередь его представлялиприверженцы ваххабитской организации ханафитской школы «Ахль-е-хадис»,действующей в Кашмире с 1925 года. И несмотря на то, что ей не удалось собратьбольшого числа последователей, она подготовила благодатную почву для появленияпозднее других исламистских организаций. С 1952 г. в Джамму и Кашмире действуетнезависимая политическая партия «Кашмирская Джамаат-и-ислами» (ДИ)(Jamaat-i-lslami Jammu and Kashmir). В этой связи следует отметить, чтооснованная Абу Алла Маудуди в 1941 г. в Индии исламистская партияДжамаат-и-ислами после 1947 года разделилась на несколько независимых друг отдруга региональных партий, одна из которых обосновалась в Пакистане,превратилась в одну из крупнейших партий исламского фундаментализма в стране истала играть важную роль в ее политической жизни). Действуя в Кашмире, ДИбыстро набирала сторонников среди молодых кашмирских мусульман во многомблагодаря тому, что декларировала своей целью, используя демократические методыи средства политической борьбы, создание исламского государства в Кашмире,основанного на законах шариата. Это было закреплено в партийной конституции,принятой в 1953 году.
С 1962 г. кашмирскую «Джамаат-и-ислами» возглавляет «ветеранантииндийского движения» Сайед Али Шах Гилани. Именно под его руководством ДИразвернула достаточно активную деятельность, которая, правда, до конца 60-хгодов сводилась к изданию и распространению агитационной литературы, открытиюспециализированных библиотек, проведению лекций и созданию целой сети школ повсему штату. В 1962 г. руководитель кашмирской ДИ надолго попадает в тюрьму,тем не менее в 1969 г. ДИ впервые поддерживает беспартийных кандидатов навыборах в местные органы власти. В 1975 г. эта радикально-фундаменталистскаяпартия было запрещена, однако это не уберегло Кашмир от подъемаисламорадикализма, который следовал за усилением этого течения прежде всего вПакистане и во всем мусульманском мире.
В последний раз кашмирская «Джамаат-и-ислами» принимала участие ввыборах в 1987 г. в составе Объединенного мусульманского фронта (MuslimMuttahida Mahad), своеобразного альянса 11 политических партий Кашмира,выступающих за его право на самоопределение. Массовое недовольство населения иобвинения в адрес индийских властей в подтасовке результатов голосованиястановятся одной из причин начавшегося в декабре 1989 г. «восстания» вКашмирской долине. Именно в этот период кашмирский сепаратизм приобретает чертырадикального исламизма, а Кашмир становится одним из центров международногоисламского экстремизма.
В 1990 г. кашмирская «Джамаат-и-ислами» создает свою военизированнуюорганизацию «Хезб-уль-муджахидин». Националисты в лице «Фронта освобожденияДжамму и Кашмира» видели штат независимым, светским и демократичным, тогда как«Джамаат-и-ислами» выступала за исламизацию Кашмира и присоединение его кПакистану. Идейный вождь этой организации Сайед Али Шах Гилани считал борьбу вКашмире противостоянием мусульман Кашмира индийским властям ради, в конечномитоге, освобождения от индийского правления и присоединения Кашмира кПакистану, ибо мусульмане, которых в Кашмире большинство, не могут житьсвободно в немусульманском государстве. Исламизация Кашмира, т.е. приведениегражданских законов в соответствие с нормами шариата, становилась быестественной уже в силу вхождения Кашмира в состав Пакистана. Во многомблагодаря занимаемой пропакистанской позиции Гилани его организация получалабольшую поддержку из Исламабада. Нельзя сказать, что идеи Сайеда Али ШахаГилани сразу нашли отклик среди кашмирцев. Однако в конце 80-х годов Кашмир всеже захлестнула волна исламского радикализма и экстремизма.
То, что идеи исламо-радикализма попали в столь благодатную почву вКашмире, обусловлено важными историческими процессами, начавшимися еще в конце70-х годов. Военный переворот в Пакистане 1977 г. и последовавшая затемполитика исламизации общества, победа исламской революции в Иране 1979 г., вводв том же году советских войск в Афганистан и начало там почти десятилетнейвойны под лозунгами джихада кардинально изменили ситуацию в регионе. Пакистаноказался в самом эпицентре событий, а внутренние и внешние предпосылкипревратили страну в один из ведущих центров исламского радикализма иэкстремизма.
Для афганцев с самого начала война против советских войскприобрела характер войны религиозной, и многие мусульманские страны, в первуюочередь страны Ближнего Востока, охотно жертвовали огромные суммы денег на«джихад», снабжали афганских моджахедов оружием, медикаментами,продовольствием. Основная помощь шла через Пакистан, который приобрелпервостепенное геополитическое значение в условиях афганской войны.
К тому же Афганистан превратился в арену глобальногопротивостояния сверхдержав того времени. США активно использовали территориюПакистана, который стал своего рода перевалочным пунктом для огромного потокаоружия и переправки отрядов добровольцев со всего исламского мира. За период1982–1992 гг. для участия в афганском «джихаде» туда было отправлено около 35тыс. человек из более чем 40 стран. Не без помощи спецслужб США, Пакистана иСаудовской Аравии на территории Пакистана возникли многочисленные тренировочныелагеря, где проходили подготовку моджахеды. С момента ввода советских войск вАфганистан в приграничные с ним районы Пакистана перебралось более 3 миллионовафганских беженцев, которые и стали основой для формировавшихся при поддержке ЦРУи пакистанских спецслужб отрядов моджахедов.
В 80-е годы там складываются многочисленные криминальныегруппировки, связанные с контрабандой оружия и наркоторговлей. Идеологическойбазой, или прикрытием для них служили ислам и лозунги джихада. Заинтересованныев пополнении своих рядов, эти криминальные объединения уделяли вниманиерелигиозному образованию детей и подростков и вкладывали деньги в содержаниечастных медресе. Финансовую поддержку медресе получали также из зарубежныхисламских фондов, а политическую – от исламистских партий. По некоторым данным,на территории Пакистана было образовано около 2,5 тыс. подобных религиозныхшкол, где проходили обучение молодые люди, которые готовились для операций вАфганистане и Кашмире. Пакистанцы, кашмирцы, таджики, узбеки и арабы, получивидеологическую обработку в этих школах и пройдя военную подготовку вспециальных лагерях, реализовывали на практике полученные знания не только вАфганистане, но и у себя на родине. (Чуть позже в середине 90-х годов созданиетренировочных лагерей и сети религиозных школ экстремистской направленностифинансировалось лично Усамой бен Ладеном).
Исламизация пакистанского общества в период правления генералаЗия-уль-Хака (1977–1988 гг.), заручившегося моральной поддержкой влиятельной «Джамаат-и-ислами»,также способствовала росту популярности исламистских партий и движений. Однимиз последствий исламизации по суннитскому пути стала напряженность междусуннитами и шиитами, которую можно наблюдать и по сей день. В стране появилосьмного радикальных организаций, которые прибегают к террористическим методамборьбы в рамках суннито-шиитского конфликта. (В данной работе не ставится цельрассмотреть деятельность этих экстремистских и террористических организаций).
Когда в Кашмире появились пропакистанские исламские партии идвижения, Исламабад основную поддержку стал оказывать именно им. Несмотря назаявления пакистанского руководства о только лишь «моральной, политической идипломатической поддержке кашмирских братьев», есть основания говорить о прямомвлиянии Исламабада на эти группировки, в первую очередь через Объединенноеразведывательное управление Министерства обороны Пакистана (Inter ServiceIntelligence). Многие исследователи предполагают, что организованные группыафганских моджахедов не могли бы перебраться в Кашмир без помощи пакистанскихспецслужб. Направленная деятельность экстремистских группировок предполагалапереход от периодических антииндийских вылазок к организации координированныхопераций с элементами партизанской войны. Это, несомненно, затрудняло попыткииндийской армии и спецслужб удерживать ситуацию под контролем.
В конце 80-х годов глобальные политические изменения в соседних сКашмиром районах совпали со сложным внутренним положением в штате. Значительноеухудшение экономической ситуации, рост безработицы, нищета почти половинынаселения штата вынуждали многих молодых людей пополнять ряды оппозиционныхтеррористических организаций. Вполне естественно, что военную подготовкумолодые люди проходили в пакистанских тренировочных лагерях. Там же происходилаи идеологическая «обработка».
Попытки центральных индийских властей взять ситуацию под контрольвоспринимались как ограничение автономии штата, что усиливало антииндийскиенастроения.
После вывода советских войск из Афганистана в 1989 г. многиежители Кашмира, принимавшие там участие в боях, вернулись домой, принеся ссобой идеи исламизма и готовность реализовывать их. Они принесли идеи, которыена подготовленной почве дали скорый урожай.
Сращивание кашмирского этносепаратизма с исламизмом в конце 80-х –начале 90-х годов сделало Кашмир частью мировой террористической сети. Этоположило начало «второму этапу оппозиционного движения, которое характеризуетсядвумя обстоятельствами – усилением «антииндийской и антииндусой» борьбы и егопереходом под контроль исламского экстремизма.
Совокупность всех этих внутренних и внешних факторов неминуемопривела к взрыву ситуации в Кашмире.
Конец 80-х – начало 90-х годов характеризуется всплеском созданияэкстремистских организаций, участвующих в антииндийских акциях в Кашмире иполучающих помощь Пакистана. Среди основных и наиболее известных можно назватьследующие. Уже упомянутая «Хезб-уль-муджахидин», создана в 1989 г. каквоенизированное крыло «Джамаат-и-ислами». В ее состав в основном входилипакистанцы, афганцы и арабы. С 1990 г. в операциях в Кашмире участвует«Аль-Бадр», выступающая за присоединение всего штата Джамму и Кашмир кПакистану. В 1993 г. образована террористическая организация «Харкат-уль-ансар»(переименована в 1998 г. в «Харкат-уль-муджахидин»), которая связана сДвижением талибов и пакистанской религиозно-экстремистской партией«Джамаат-и-улема-и-ислам». Боевики «Харкат-уль-ансар» проходили военнуюподготовку в лагерях Усамы бен Ладена.
Среди более мелких – «Аль-Джихад», «Джамиат-уль-муджахидин». В1987 г. основана «Лашкар-и-тайяба» как боевая организация ваххабитскойпакистанской группировки «Марказ-уд-дава-валь-иршад». В Кашмире она началадействовать с 1993 г. и особенно известна своей террористической деятельностьюв индийской части. Это лишь неполный список активных террористическихорганизаций. Все они выступали за исламизацию Кашмира и присоединение его кПакистану. Джихад в Кашмире рассматривается ими как этап борьбы за господствоислама во всем мире.
Исламские экстремистские организации в Кашмире условно можноподразделить на две группы в зависимости от преобладания в них кашмирцев илииностранцев (пакистанцев, афганцев, арабов и др.). К первым можно отнести«Харкат-уль-ансар», «Армию освобождения Кашмира», «Аль-Джихад», «Муслим-джанбазфорс», «Исламский фронт» и другие. Ко вторым – «Хизб-уль-муджахидин»,«Джайиш-и-мухаммад», «Лашкар-и-тайяба».
Экстремисты активно действовали в Кашмире на протяжении последних10 лет, хотя к середине 90-х годов индийским властям удалось восстановитьотносительное спокойствие в долине Кашмира и прилегающих районах. В 1996 г.властям штата удалось провести выборы в местное законодательное собрание.Победу одержала партия «Национальная конференция» во главе с Фаруком Абдуллой,которая оставалась у власти до 2002 г. Сотрудничество кашмирских властей справящей в Индии Бхаратия джаната парти было крайне негативно воспринятокашмирскими экстремистами, которые перешли к тактике террора и устрашенияместного немусульманского населения, а также «коллаборационистов» из числамусульман10. Индийские власти были вынуждены дислоцировать здесь значительныерегулярные армейские части.
Особенно напряженной оставалась ситуация на линии контроля вКашмире, через которую и забрасывались в индийскую часть штата боевики. Частыеперестрелки на линии контроля, террористические акты против военных и мирногонаселения постоянно осложняли обстановку в Кашмире и отравляли отношения междуДели и Исламабадом. Боевики принимали активное участие и в разразившемся в мае1999 г. Каргильском кризисе, когда стороны вплотную подошли к возможностиначала четвертой войны.
Однако и после разрядки напряженности ситуация в штате продолжалаоставаться нестабильной. Индийские власти постоянно обвиняли Исламабад воказании прямой поддержки кашмирским экстремистам, требовали выдатьподозреваемых в совершении терактов боевиков.
Начало 90-х годов характеризуется расколом в сепаратистскомдвижении в Кашмире. Основная организация «Фронт освобождения Джамму и Кашмира»разделилась на два лагеря. Одно крыло во главе с Амануллой Ханом занялонепримиримые позиции, а другое, лидер которого Ясин Малик отказался от ведениявооруженного сопротивления, вошло в созданную в 1993 г. организацию«Беспартийная конференция «Свобода». Лидирующие позиции в Конференции занималакашмирская «Джамаат-и-ислами», но примерно половина вошедших в альянс партийможно отнести к умеренным. Тесно связана с Конференцией и не вошедшая в нее«Хезб-уль-муджахидин».
Активизировал свою деятельность и созданный в 1990 г. Объединенныйсовет джихада. Массовые выступления в Кашмире в 1993–94 гг. были жестокоподавлены силами индийского правопорядка. На протяжении всех 90-х годовкашмирские террористы прекрасно снабжались современным оружием, амуницией,средствами связи – в общем, всем необходимым для ведения активной подрывнойдеятельности. Происходило это при непосредственном участии пакистанскихспецслужб и, по всей видимости, с одобрения правительства.
Несмотря на то, что после терактов 11 сентября 2001 г. в США иособенно после начала антитеррористической операции в Афганистане поддержкакашмирских экстремистов со стороны Исламабада уменьшилась, обвинения в адресПакистана не прекратились. Особенно острыми были обвинения в поддержкеисламских террористических организаций, имеющих связи с «Аль-Каидой», Усамойбен Ладеном и его Международным исламским фронтом. Многими специалистамиподчеркивается, что борьба за освобождение и независимость Кашмира являетсялишь одним из этапов «джихада» этих организаций против Индии. Главной же цельюдекларируется «освобождение мусульман в других регионах Индии на пути созданияисламского халифата в Южной Азии». Состав этих группировок многонационален:сегодня там воюют и коренные кашмирцы, и пакистанцы, и наемники из другихстран, бывшие талибы. Именно на территории Пакистана сформировались и набралисилу наиболее мощные из этих организаций. В первую очередь к ним можно отнести«Хезб-уль-муджахидин», «Лашкар-е-тойяба», «Джаиш-е-Мохаммад», «Харкат-уль-муджахидин»,«Аль-Бадр».
Эти группировки принимают наиболее активное участие втеррористическом движении панисламистской направленности. Все они занимают вцелом схожие позиции, которые в общем виде можно свести к следующему:
– непризнание национальных границ, утверждение права вестиджихад в любой стране, где, по их мнению, притесняются мусульмане, даже еслиэто исламская страна;
– «экспорт» джихада за пределы южноазиатского региона;
– пакистанское ядерное оружие и технологии должны бытьдоступны любой мусульманской стране, если они ей нужны для защиты;
– поддержка заявлений Усамы бен Ладена о том, что мусульманеимеют право и даже религиозную обязанность получить и использовать оружиемассового уничтожения для защиты своих интересов;
– использование джихада и победа в Кашмире – это первый шагна пути к объединению мусульман всего региона, а затем во всем мире. Кашмир –не конечная цель, а лишь средство проведения «большого джихада»;
– США, Индия и Израиль расцениваются как главные врагиислама.
Все организации, кроме «Аль-Бадр», входят в Международный исламскийфронт Усамы бен Ладена, основанный в 1998 г. В начале к нему присоединилась«Харкат-уль-муджахидин», когда ее лидер Фарук Кашмири поддержал декларацию«Аль-Каиды», объявившую священную войну США и их союзникам. Остальныегруппировки присоединились к Фронту позднее. Лидер «Джаиш-е-Мохаммад» мауланаМасуд Азхар несколько раз встречался в Афганистане с У.бен Ладеном, и, поданным американских и индийских спецслужб, его организация получает финансовуюпомощь от «Аль-Каиды».
Многие члены этих группировок, по некоторым данным, проходиливоенную подготовку в лагерях У.бен Ладена на территории Афганистана и оказывалиактивную помощь «Аль-Каиде» и талибам в борьбе против Северного альянса, азатем и против войск международной антитеррористической коалиции. До октября2001 г. военные лагеря этих организаций располагались как на территорииАфганистана, так и Пакистана.
Таким образом, эти организации представляют собой своего родазвенья глобальной террористической цепи. Характерным является то, что онипринесли в Кашмир исламорадикалистские идеи, типичные для организации У.бенЛадена «Аль-Каида», которые были в основном не свойственны кашмирскомусепаратистскому движению.
За всеми крупными терактами по всему Кашмиру стоят боевики этихтеррористических группировок. В конце 90-х годов подготовка боевиковосуществлялась в более чем 90 тренировочных центрах. Из них около 50расположены в пакистанской части Кашмира, 30 – в Пакистане, более 10 – вАфганистане. Переброска боевиков осуществляется в индийскую часть через линиюконтроля небольшими группами по 4–6 человек, как правило, под видом мирныхжителей.
Мощная и разветвленная сеть террористических лагерей на территорииПакистана, Афганистана и собственно Кашмира являлась своеобразной «кузницейкадров» для пополнения рядов экстремистских организаций. Однако не толькоидеологическая убежденность и фанатизм приводят молодых людей в эти лагеря.Участие в террористических операциях приносит еще и неплохие денежные доходы.Средства на «зарплаты и вознаграждения» поступают и в виде крупныхпожертвований из арабских стран (в первую очередь из Саудовской Аравии), илично от У. бен Ладена, и от простых граждан как в Пакистане, так ипакистанской диаспоры за рубежом.
Многие террористические организации обладали и продолжают обладатьсобственными банковскими счетами, на которые в свое время поступали огромныепереводы. Так, «Лашкар-е-тойяба», являющаяся боевой организацией группировки«Марказ-уд-дава-валь-иршад», собирала средства через Интернет (пожертвованияшли в основном от симпатизирующих этой группировке частных лиц в СаудовскойАравии).
Такое щедрое финансирование позволяет очень неплохо зарабатыватьне только руководителям террористических организаций, но и рядовым моджахедам.Так, руководители среднего звена «Лашкар-е-тойяба» получали «зарплату»,примерно в семь раз большую, чем простой пакистанский служащий. Что же говоритьо более высокопоставленных террористах. Рядовые «солдаты» получают гораздоменьше, но могут рассчитывать на «гонорары» за удачно выполненную операцию. Такчто в стране с таким низким уровнем доходов, как Пакистан, в 90-е годы «джихад»стал таким же бизнесом, приносящим огромные доходы, как и контрабанда оружия инаркотиков.
Руководителями экстремистских бандформирований были установленыразмеры выплаты денежных вознаграждений активным членам. Каждому боевику,прошедшему курс обучения в одном из тренировочных центров подготовки длязаброски на индийскую территорию, выплачивалось в 2000 г. единовременноепособие в размере 4,5 тыс. долл., а после двух лет участия в антииндийскихоперациях до 11 тыс. долл. Установлены дополнительные премии от 200 до 2000долл. за физическое устранение офицеров армии и полиции в зависимости отзанимаемой ими должности.
Любопытно, что в основном в ряды боевиков идут молодые люди издовольно бедных семей. Образование их ограничивалось теми самымишколами-медресе, где они проходили идеологическую обработку и им внушалось, чтоджихад – это их святая обязанность.
В условиях безработицы и нищеты семьи с низким уровнем доходовсчитают за благо, если их сыновья встают на путь джихада. Большим уважениемпользуются семьи шахидов (воинов-смертников), тем более, что они получают отбоевых организаций еще и денежную помощь. Основанный в 1995 г. партией«Джамаат-и-ислами» фонд «Сухда-е-ислам», по словам самих же членов партии,выделил около 13 млн. рупий семьям шахидов. Кроме того, Фонд оказывает помощь идругого рода (выплата долгов, устройство на работу, обеспечение жильем).«Лашкар-е-тойяба» и «Харкат-уль-муждахидин» также обладают подобными «благотворительными»организациями, помогающими семьям бойцов-смертников.
Более состоятельные семьи предпочитают ограничиваться денежнымипожертвованиями и не отправлять своих сыновей «на священную войну».
Как уже отмечалось, после терактов 11 сентября 2001 г. в США иначала антитеррористической операции в Афганистане Пакистан значительноуменьшил помощь и поддержку кашмирским экстремистам. Руководство Пакистана нетолько осудило теракты, но и присоединилось к антитеррористической коалиции,став одним из ключевых союзников США в регионе и предоставив территорию страныдля американских военных. Официальные шаги, которые предпринял Исламабад,оказались довольно масштабными. Так, 12 января 2002 г. президент ПакистанаП.Мушарраф выступил с телевизионным обращением к нации, в котором огласилпрограмму борьбы с религиозным экстремизмом и терроризмом. Были полностьюзапрещены пять радикальных исламистских группировок и партий –«Лашкар-е-тойяба», «Джаиш-е-Мухаммад», «Сипах-е-Сахаба Пакистан»,«Техрик-е-Джафрия Пакистан» и «Техрик Нифаз Шариат-е-Мухаммади». ГенералМушарраф пообещал также реформировать систему религиозного образования иосуществить регистрацию медресе и проверку их учебной и финансовойдеятельности. Предполагалось превратить медресе в обычные учебные заведения.Также было заявлено о намерении не допускать впредь использования территориистраны пакистанскими и иностранными террористическими структурами длядеятельности против других государств и провоцирования столкновений междуразличными мусульманскими течениями в самом Пакистане.
Были также заморожены банковские счета организаций, которые ООН иСША подозревают в связях с террористами.
Президент заверил, что правоохранительные органы будут пресекатьлюбую террористическую деятельность, даже если она обоснована мотивами«джихада» или «освобождения Кашмира». В связи с этим был еще раз осужден терактв индийском парламенте в декабре 2001 г., ответственность за который индийскиевласти возложили на «Лашкар-е-тойяба» и «Джаиш-е-Мухаммад». Но пакистанские властиотвергли возможность выдачи Индии подозреваемых в терроризме граждан Пакистана.
Несмотря на решение о запрете пяти вышеуказанных группировок иначало против них под давлением США и Индии крупномасштабной полицейскойоперации (ликвидация центральных и местных организаций, подконтрольных имсредств массовой информации, замораживание банковских счетов этих организаций,арест более 2000 активистов и создание антитеррористических судов), официальныевласти подчеркивали, что эти меры не следует трактовать как изменениепринципиальной позиции Исламабада по Кашмиру. Пакистан по-прежнему будетпродолжать оказание «моральной, политической и дипломатической поддержкикашмирцам, отстаивающим свое право на самоопределение».
Столь масштабные полицейские меры против исламских экстремистскихорганизаций не смогли преградить путь огромному потоку афганских талибов,хлынувшему в ходе антитеррористической операции в Афганистане как в Пакистан,так и в пакистанскую часть Кашмира совместно с боевиками «Лашкар-е-тойяба»,«Хезб-уль-муджахидин» и др. По сообщениям пакистанских СМИ, около 6 тыс.боевиков этих организаций были убиты в ходе антитеррористической кампании вАфганистане, а более чем 40 тыс. уцелевших скрылись в Пакистане (в основном вБелуджистане, Северо-западной пограничной провинции и Зоне свободных племен, атакже в Пенджабе) и в пакистанской части Кашмира. В начале 2002 г. в Пакистанебыл задержан второй человек в «Аль-Каиде» Абу Зубейда, убежище которому былопредоставлено «Лашкар-е-тойяба». Некоторые специалисты полагают, чтоОбъединенное разведывательное управление Пакистана не прекратило поддержки этойорганизации даже после официального запрета этой группировки властями.
В январе-феврале 2002 г. пакистанские газеты сообщали, что припосредничестве ОРУ «Марказ-уд-дава-валь-иршад», переименованная в«Джамаат-уд-дава», переправляла активистов «Лашкар-е-тойяба» и непакистанскихбоевиков, замешанных в связях с «Аль-Каидой» в пакистанскую часть Кашмира.«Лашкар-е-тойяба», «Джаиш-е-Мухам-мад», «Харкат-уль-муджахидин» перенесли тудаосновную часть своих лагерей с пакистанской территории.
Властям также пришлось столкнуться с недовольством населения вприграничных с Афганистаном провинциях и даже пойти на полицейские меры поразгону демонстраций.
Обращает на себя внимание то, что администрация П.Мушаррафаизбегает решительных шагов по ограничению деятельности ведущих организацийкашмирских сепаратистов, таких как «Хезб-уль-муджахи-дин» и«Харкат-уль-муджахидин», считая, что эти группировки ведут справедливуюнационально-освободительную борьбу против индийских властей. Основное вниманиеправоохранительных органов сосредоточено на контроле за организациями,замешанными во внутрипакистанских суннито-шиитских столкновениях, и практическине обращено к кашмирским моджахедам. Таким образом, структуры, ведущие джихад вКашмире, фактически выводятся властями из-под удара. Лишь при периодическихнажимах со стороны США антитеррористические действия возобновляются. Но зазапретом двух «кашмирских» террористических организаций не последовалосколько-нибудь решительных (кроме декларативных) мер против исламистскихгруппировок, входящих в состав Объединенного совета джихада, координирующегодеятельность моджахедов в Кашмире.
Лишь время от времени производятся аресты лидеров экстремистскихгруппировок, но носят они в основном демонстративный характер, и, как правило,заключенных быстро выпускают. Одним из примеров может служить освобождение вапреле 2002 г. основателя и идейного лидера запрещенной «Лашкар-е-тойяба»Хафиза Мухаммада Сайида. Он успел в декабре 2001 г. перерегистрировать своюорганизацию «Марказ-уд-дава-валь-иршад», чьим военизированным крылом является«Лашкар-и-тайяба», под названием «Джамаат-уд-дава». Также был освобожден МасудАзхар – глава «Джаиш-е-Мухаммад», переименованной в «Ихарат-уль-хайр».
Закрытие банковских счетов, по мнению специалистов, также быломалоэффективно. Многие организации были предупреждены заранее о мерах властей иуспели либо закрыть, либо перевести свои средства на другие счета.
В результате, несмотря на запреты властей, исламистскиегруппировки продолжают боевые операции в Кашмире, но только под другиминазваниями. Они по-прежнему получают помощь и поддержку от старых спонсоров, ав самом Пакистане успех на парламентских выборах в октябре 2002 г. альянса фундаменталистскихпартий «Муттахида Маджлис-е-Амаль» (ММА) в определенной мере способствоваложивлению экстремистских партий. Неоднократно некоторые депутаты ММА, близкие круководству террористических группировок, заявляли о намерении добиватьсяпринятия официального решения властей о государственной поддержкевоенизированных группировок в Кашмире. Подобные заявления были сделаны и на такназываемой «конференции джихада» (jihad conference), созванной по инициативе«Джамаат-уд-дава». На конференции присутствовали также представители такихорганизаций, как «Джамаат-Ахль-аль-Хадис», «Джимиат-уль-муджахидин»,«Техрик-уль-муджахидин», исламистский представитель кашмирской Всепартийнойконференции «Свобода» Гулам Мухаммад Сафи. Единогласно была осуждена политикаСША и Индии и принято решение продолжать джихад против обеих стран.
В политической жизни Кашмира также в последние годы прошлизначительные изменения. После ужесточения антитеррористических мер и сниженияпомощи Пакистана экстремистам в штате активизировала свои действия Всепартийнаяконференция «Свобода». В начале 2002 г. было проведено несколько заседанийисполнительного комитета, на которых обсуждалась дальнейшая тактика действий ипервоочередные задачи, стоящие перед альянсом. Была подчеркнута необходимостьполучения легального статуса всеми партиями, входящими в состав Конференции, атакже введение на законных основаниях представителей этой организации в органывласти. Рекомендовалось всем партиям, имеющим боевые отряды, приостановить ихдеятельность. Также выражалась озабоченность по поводу активности «иностранных»боевиков в Кашмире. Кстати, пакистанские спецслужбы, стоящие за экстремистскимиорганизациями, пытаются в последнее время сокращать число иностранных боевиковв террористических структурах за счет большего участия в них кашмирцев.Всепартийная конференция неоднократно выступала за ведение переговоров синдийскими властями по вопросу Кашмира. Примечательно, что новое правительство,сформированное по итогам выборов в законодательное собрание Джамму и Кашмираосенью 2002 г., объявило о желании налаживать политический диалог сКонференцией (попытка такого диалога была предпринята в конце того же года).
В последнее время руководство Конференции пытается отмежеваться отподдержки со стороны Пакистана, вызывая тем самым его недовольство. Особенноболезненно в Исламабаде воспринимаются заявления представителей Конференции отом, что кашмирский вопрос – политический, а не религиозный. В связи с этимИсламабад все больше делает ставку на альтернативные сепаратистскиеорганизации, такие как «Исламская студенческая лига».
Однако эти процессы сопровождаются серьезными размежеваниямивнутри самой Конференции. Основные разногласия происходят между умереннымкрылом (председатель Всепартийной конференции А.Г. Бхат) и радикальным во главес членом исполнительного комитета А.Ш. Гилани (лидер ДИ).
То, что Кашмир стал ареной действия террористических группировок,тесно связанных с Усамой бен Ладеном и организацией «Аль-Каида», не может невызывать серьезную озабоченность мирового сообщества.
Вскоре после трагических событий сентября 2001 г. в ходе своеговизита в Пакистан и Индию госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, чтоантитеррористическая кампания, возглавляемая США, призвана уничтожить не толькоУ. бен Ладена и «Аль-Каиду», но и всю террористическую сеть, одно из звеньевкоторой находится в Кашмире. Он также выразил поддержку Дели в борьбе сисламскими террористами.
Следует отметить, что ещё в мае 2001 г. Государственныйдепартамент США представил президенту и конгрессу страны очередной доклад,посвященный международному терроризму, где были изложены взгляды американскойадминистрации на проблему борьбы с международным терроризмом и проанализированыугрозы терроризма в разных регионах мира. По мнению американских экспертов,наиболее проблемными регионами являлись Ближний Восток (Палестинская автономия,Иран, Ирак, Сирия) и Афганистан и Южная Азия. При этом подчеркивалось то, чтоцентр международного терроризма переместился с Ближнего Востока в Южную Азию,где исламские экстремисты со всего мира продолжают использовать территориюАфганистана для подготовки террористов, планирования и осуществлениятеррористических актов в различных странах. Одновременно с этим была выраженасерьезная обеспокоенность в отношении Пакистана, который хотя и не был включенв список государств, поддерживающих терроризм, обвинялся в предоставлениизначительной военной помощи талибам в Афганистане, а также оказании различногорода поддержки террористическим организациям, действующим в Кашмире. В этом жедокладе приводится список иностранных террористических организаций, в которыйбыли включены «Джайш-е-Мухаммад» и «Лашкар-е-Тойяба».
В аналогичном докладе за 2002 год к числу террористическихорганизаций были добавлены «Хезб-уль-муджахидин», «Аль-Бадр» и«Джамаат-уль-муджахидин». Причем эти группировки вошли в этот список не столькоиз-за террористической деятельности в Кашмире, сколько из-за их связей с«Аль-Каидой» и пакистанской «Джамаат-и-ислами».
В заключение хотелось бы отметить, что исламский терроризм иэкстремизм в Кашмире представляют серьезную угрозу не только для отношениймежду Индией и Пакистаном, но и для безопасности всего южноазиатского региона.Нельзя не учитывать, что кашмирский сепаратизм в его крайнем проявлении –исламорадикализме – будет и в дальнейшем определяющим фактором, влияющим наразвитие ситуации в Кашмире. Решение кашмирской проблемы невозможно безликвидации очагов исламского терроризма в этом штате.
исламизмнезависимость кашмир индия пакистан
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Белокреницкий В.Я. Исламский радикализм, кашмирский кризис игеополитическая ситуация в центре Азии // Ближний Восток и современность. Вып. 17. – М., 2003.
2) Белокреницкий В.Я., Москаленко В.Н. Кашмирский очаг исламскогоэкстремизма // Азия и Африка сегодня, М., 2002, № 1.
3) Москаленко В.Н. Конфликт в горах // Солдат удачи, М., 1999, № 11.
4) www.terrorismanswers.com/groups/harakat.html
5) Государственный департамент США о международном терроризме // www.commi.narod.ru/txt/2001/1002.htm