Введение
Интерес (от лат. interest– имеет значение, важно) – ключеваякатегория политики и политологии, обозначающая движущую силу истории,внутренний определитель любой политики. В целом интерес – стремление субъектаизменить, улучшить или сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение спомощью социальных средств.
Под группами интересов обычно понимают преимущественнодобровольные объединения людей, приспособленные или специально созданные длявыражения и отстаивания своих властно-значимых интересов в отношениях сгосударством, а также другими политическими институтами.
Сущность и характеристика групп интересов на примере Украины
В политической науке и политической мысли существуют два основныхподхода, по-разному трактующих роль групп интересов в политической жизни.
Представители первого подхода считают их существование явлениемотрицательным, оказывающим негативное воздействие на функционированиедемократической политической системы в силу того, они служат проводникамичастного влияния на принятие политических решений.
Представители другого направления признают объективный характерсуществования заинтересованных групп и отмечают их положительную роль вполитическом процессе. В частности, «родоначальник» теории групп интересов А. Бентлив своей работе 1908 г. «Процесс правления. Изучение общественных давлений»отмечает, что все явления государственного управления есть результатдеятельности групп, давящих друг на друга и выделяющих новые группы и групповыхпредставителей для посредничества в общественном соглашении.
Группы интересов очень разнообразны, к ним относятся различныеобъединения, ассоциации, союзы, организации, клубы, движения, комитеты, кружки ит.д. Сложившиеся группы интересов в Украине можно охарактеризовать какинституциональные, ассоциативные, многоцелевые. В большинстве своем этолоббистские организации, стремящиеся реализовать свои интересы через влияние надепутатов, членов правительства или административные органы. Но на современномэтапе в Украине начался процесс формирования новых групп интересов, которыехарактеризуются как ассоциативные, одноцелевые гражданские инициативы.Важнейшую роль в государстве с рыночной экономикой выполняют такие группыинтересов как предпринимательские союзы и объединения. Они занимаются выработкойрекомендаций правительственным органам по вопросам развития национальнойобороны, развития ядерной энергетики, борьбы с безработицей и бездомностью,инфляцией и др. По всей территории Украины в период после начала кризисапроводятся собрания предпринимателей и организация всеукраинского движения взащиту малого и среднего бизнеса, который больше всего пострадал в результатепостоянных скачков доллара и повышения процентных ставок по долларовымкредитам.
Если эта ситуация продолжиться, то на Украине просто перестанетсуществовать малый и средний бизнес. Основными требованиями, выдвигаемыми врамках данного движения являются: предоставление налоговых льгот или каникул,разрешение возврата кредитов по курсу, установленному в договоре, запрет арестаимущества за долги по кредитам, кроме заложенного имущества, недопущениеповышения процентной ставки по кредитам, признание кризиса в стране и пересмотркредитных договоров в связи с форс-мажором и другое. В случае невыполнениявыдвинутых участниками данного движения (а это большая часть мелкого и среднегобизнеса Украины) требований, они обещают отказаться от выплаты налогов втечение двух месяцев – а с этим уже нужно считаться. Таким образом, виднонасколько велико влияние групп интересов этого вида. Значительную роль вполитической системе выполняют благотворительные фонды, осуществляющиефинансовую поддержку программ защиты национальных меньшинств, борьбу снаркоманией, оказание помощи фермерам и пр. Следует отметить, что в Украине, ксожалению, они работают недостаточно эффективно, взять к примеру не совсемудачный опыт строительства в Киеве «Клиники будущего» для детей – средства былисобраны, составлен архитектурный проект. В результате выяснилось, что земля, накоторой предполагалось строительство клиники, является заповедной территорией,соответственно нужно искать новый участок земли, составлять новый проект, а всеэто займет много времени и денежных средств.
Важную роль в обществе занимают профсоюзы, которые призванызащищать экономические и социальные интересы трудящихся и их семей. Насегодняшний день серьезным примером влияния профсоюзов является акция протестадальнобойщиков, организованная Ассоциацией международных автоперевозчиковУкраины и проводимая в Киеве. Следует отметить, что правительство вынужденобыло принять во внимание требования ассоциации и рассмотреть выдвигаемыетребования. К сожалению, пока этот вопрос полностью не решен, но, по моемумнению, ситуация разрешиться в пользу протестующих и хотя бы часть ихтребований будет выполнена.
Функционирование разнообразных групп интересов способствуетусложнению строения политической системы. Это происходит за счет увеличенияпредпосылок возникновения партий и нарастания фракционности в различныхполитических институтах, стимулирования формирования многопартийных систем идр. В Украине на данном этапе, в период кризиса, по моему мнению, простонеобходимо существование этого института, так как только объединение сил можетвывести страну из кризиса.
Следует отметить, что он только формируется и еще не достаточноразвит и распространен, но это только к лучшему, ведь есть к чему стремиться.Ярким примером тому может служить опыт Германии после поражения во Второймировой войне – уже к началу 1960-х годов она обошла по всем экономическимпоказателям такую страну – победительницу, как Великобритания. Все дело вгруппах интересов и благоприятствующей им среде. Проблема в том, что развитыегруппы интересов тратят ресурсы ради того, чтобы перераспределить национальныйпродукт в свою пользу (что, кстати, происходит последние лет 10 и в Украине).Эта деятельность не создает богатств, а растрачивает имеющиеся.
Политические особенности депутатских выборов на примере Казахстана
В современном мире «парламентаризм», казалось бы, очень частоупотребляемое слово и каждый человек, имеющий как минимум среднее образованиезнаком с ним. Но не каждый знает, чем на самом деле должен заниматьсяПарламент, какие у него функциональные обязанности, какие имеет ресурсывоздействия на государственную политику и каким образом проводятся выборынародных избранников.
Цель данного исследования систематизировать избирательный процессдепутатов Сената Парламента Республики Казахстан и дать краткий обзор означимости Сената, о некоторых особенностях деятельности сенаторов в рамкахзаконодательной базы Республики Казахстан.
Актуальность темы подтверждается увеличением роли ПарламентаРеспублики Казахстан в рамках административно-правовых изменений и дополнений вКонституцию Республики Казахстан от 21 мая 2007 года.
Парламент – общее название высшего представительного изаконодательного органа в демократических государствах (от parler – говорить).Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд)и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, напротяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930года, официально не работал в 1801–1845 (хотя неофициальные собрания были).
В современном понимании этого слова парламент появился в Англии вXIII веке как орган сословного представительства при короле Иоанне Безземельном(1167–1216). Парламент как собственное наименование для обозначения высшегопредставительного органа применяется во многих государствах, в том числе вРеспублике Казахстан, Итальянской Республике, Канаде, Соединенном КоролевствеВеликобритании и Северной Ирландии.
Используются и другие названия парламентов: Российская Федерация –Федеральное собрание, США – Конгресс Соединенных Штатов Америки, ФедеративнаяРеспублика Германия – Бундестаг, Французская Республика – НациональноеСобрание, Япония – Коккай. В пользу двухпалатной системы зарубежная наукаконституционного права выдвигает два аргумента:
во-первых, такая система обеспечивает стремление к болееустойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, прикотором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается второй,формируемой на иной основе;
во-вторых, в обязанность верхней палаты входит осуществлениетщательной проверки решений нижней палаты.
Порядок формирования верхних палат существенно отличается, оттого, который применяется для нижних палат. Верхние палаты парламентаформируются на основе назначения, прямых или косвенных выборов. Используются исмешанные формы образования палат парламента.
Парламент является высшим представительным органом РеспубликиКазахстан, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двухПалат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.
Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленномКонституционным законом о выборах, по два человека от каждой области, городареспубликанского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатовСената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспеченияпредставительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересовобщества. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет. До октября 1998 срок полномочийдепутатов Сената был четыре года. Избрание депутатов Сената осуществляется наоснове косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половинаизбираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. При этом очередныевыборы депутатов Сената проводятся не позднее чем за два месяца до окончаниясрока их полномочий.
Основаниями для назначения очередных выборов является окончаниеконституционного срока полномочий депутатов Сената. В соответствии с пп. 2)статьи 44 Конституции Республики Казахстан Президент Республики Казахстанназначает очередные выборы в Парламент Республики и его Палаты.
При этом очередные выборы депутатов Сената назначаются не менеечем за четыре месяца до окончания конституционного срока полномочий депутатовСената и проводятся не менее чем за два месяца до окончания конституционногосрока их полномочий и не должны совпадать по срокам с выборами депутатовМажилиса Парламента (пункт 2 статья 51 Конституции Республики Казахстан, пп. 1)пункт 1, пункт 2,5 статья 69 Конституционного закона о выборах).
Развитие политических партий в Германии и Великобритании
В настоящее время изучение экологического движения являетсяособенно актуально. Все больше говорится об экологических проблемах, озагрязнении окружающей среды, но при этом мы мало знаем о партиях «зеленых»,которые занимаются их решением. Особенно активно занимаются решениемэкологических проблем в странах Евросоюза. Особую роль в этом процессе играютполитические партии «зеленых».
Однако в течение своего существования у данных политических силпоявлялись определенные проблемы, с которыми, так или иначе, сталкивалисьпрактически все партии экологической ориентации. Для анализа были взятынаиболее яркие из них, по мнению автора, это партии «зеленых» Великобритании иГермании. Изучая данные политические силы, были выделены следующие критерии длярассмотрения: особенности возникновения и институциализации, социальная база,идеологическая ориентация, отношение к власти, организационные характеристики:численность, степень централизации, степень автономии: проблема финансированияпартий.
На основе анализа этих критериев были сделаны не только выводы опроблемах, существовавших на протяжении долгого времени в партиях «зеленых»Великобритании и Германии, но и о затруднениях, с которыми изучаемые случаисталкиваются на современном этапе своего развития.
Проведенное исследование показало, что «зеленые» партии Германии иВеликобритании имеют много схожих черт в политическом развитии, однакосуществуют определенные отличительные черты, которые обуславливаются разнымиполитическими системами в странах анализируемых случаев.
Заключение
В ходе данного исследования мы попытались проанализироватьдеятельность Сената и механизм избирательного процесса народных избранников.Отсюда можно сделать вывод что, чем более укоренившимися являются группыинтересов, чем сильнее влияние и чем их больше – тем хуже для экономики, кудаболее полезными являются вновь созданные ассоциативные многоцелевые группыинтересов.
В нашей стране, как и в послевоенной Германии, старые группыинтересов почти уничтожены из-за кризиса и разочарования в правящей коалиции, ановые формируются (проходят стадии артикуляции и агрегации интересов, анекоторые – уже информирования органов власти), т.е. формулируют подсказки длявласти по тем или иным экономическим вопросам и по вопросу выхода из кризиса вцелом.
Список литературы
1. ЗаостровцевА. Экономисты о политике. Интересы против прогресса? // Дело – 2008 – 25августа.
2. Золотарева Е.В. Группыинтересов в политике // Вестник Российского университета дружбы народов. –Cерия: Политология. – 2008. – №1.
3. Пугачев В.П.,Соловьев А.И. Введение в политологию. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.:АСПЕКТ ПРЕСС, 2008.
4. Информационно– справочный материал для участников избирательного процесса подготовлен врамках реализации совместного Проекта Центризбиркома и ПРООН в Казахстане:«Развитие электоральной культуры населения» // Центральная избирательнаякомиссия Республики Казахстан. – Астана. – 2008.
5. КонституцияРеспублики Казахстан. – Астана. – 2007.
6. Fisher J. British Political Parties. Prentice Hall., 2006.
7. Parkin S. Green Parties. Heretic books., 2008
8. Peele G. Governing the UK.2005.
9. Гинцберг Л.И. Массовыедемократические движения в ФРГ и партия зеленых. М.: Наука, 2008.
10. Мироненко Т.Л. Особенностиэкологической политики государства (на примере США и ФРГ) // Полития.2007. №1
11. Пятигорский,А.М. Является ли будущее «зеленых» розовым?: Утопия и демократия //Экология и жизнь 2009. №4.