Реферат по предмету "Педагогика"


Требования профессионального сообщества к социальным компетентностям социального педагога

ТРЕБОВАНИЯПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА К СОЦИАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНТНОСТЯМ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ДИПЛОМНАЯРАБОТА

Оглавление
Введение
Глава 1. Социальная компетентность иее виды
1.1 Модель социальной компетентностиДж. Равена
1.2 Государственный образовательный стандартвысшего профессионального образования (специальность «социальная педагогика»)
1.3 Описание социального педагога какпрофессионала
1.4 Набор компетентностей,востребованных профессиональным сообществом и критерии их отбора
Глава 2. Исследование социальнойкомпетентности социальных педагогов
2.1 Описание выборки и специализацииопрашиваемых социальных педагогов
2.2 Метод исследования и его этапы
2.3 Результаты исследования, выводы
Заключение
Список литературы

Введение
Потребность современногороссийского общества в квалифицированных специалистах, компетентных в вопросахоказания психолого-педагогической и социальной помощи нуждающимся категориямнаселения в последнее десятилетие приобрела ярко выраженный характер. Вусловиях политических, социальных, экономических преобразований страны требованияк профессионализму и уровню подготовки социальных педагогов резко увеличились.
Анализ литературы попроблеме социальной компетентности показал, что как в зарубежных, так и вотечественных подходах существует разнообразие терминов, затрагивающих этупроблему.
В рамках социальнойпсихологии такие авторы, как У. Пфингстен, Р. Хинтч предлагают под социальнойкомпетентностью понимать владение «…когнитивными, эмоциональными и моторнымиспособами поведения, которые в определенных ситуациях ведут к долгосрочномублагоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий».
В зарубежной психологиисуществует поведенческий подход, в котором социальная компетентностьрассматривается как совокупность навыков, умений, реализуемых в ситуацииобщения. С этой точки зрения социальная компетентность раскрывается как«поведенческие умения и навыки взаимодействия с другими людьми и регуляциисобственного поведения». Таким образом, социальная компетентность есть «умениечеловека принимать и давать обратную связь в ситуации общения (где под обратнойсвязью подразумевается умение дифференцировать стимул, понять, какие связи сэтим возникают переживания и умение предъявить это другому человеку)».
В отечественнойпсихологии проблема социальной компетентности описывается через приближенноепонятие «социально-психологической компетентности» и «компетентности вобщении».
Л.А. Петровскаярассматривает понятие «компетентности в общении» как модель, состоящую изкоммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей. Подкоммуникативной компетентностью понимается «эмпатическое свойство, означающеесопереживание; знание о способах ориентации в различных ситуациях и свободноевладение вербальными и невербальными средствами общения». Перцептивная(когнитивная) компетентность означает «степень соответствия сформировавшихсякогнитивных конструктов, стереотипов и образов научной картине мира».Компетентность же в области интеракции сводится к знаниям о природе социальныхвзаимодействий, механизмов влияния и эффективного поведения в ситуации общения.
По А.А. Бодалеву понятие,определяющее «социально-психологическую компетентность личности» такжескладывается из коммуникативной, перцептивной и интерактивной составляющих. Приэтом перцептивная компетентность – это «психологическое портретирование иточность восприятия других людей в ситуации общения».
Британский психолог,профессор Эдинбургского университетеа Джон Равен в ходе своих исследований,проведенных в различных научных институтах, а также по заказу Социальной службыбританского правительства разработал новую концептуальную схему для анализа идиагностики человеческих ресурсов, в которой решающее значение придаетсяценностям человека. В своей книге «Компетентность в современном обществе» (11)Равен пишет об острой необходимости развития у специалистов таких личностныхкачеств, которыми пренебрегала до сих пор система образования, а именноспособности к руководству, инициативности, стремлении к новому, свободе выбораи умении работать совместно с другими людьми.
Тенденциисоциально-психологических изменений в Великобритании, описываемые Равеном,вполне сопоставимы с тенденциями, характерными для нашей страны, они понятны иблизки нашим отечественным специалистами. Поэтому проведенное нами исследованиев своей основе опирается на модель социальной компетентности, созданную Равеноми опробованную им же в исследованиях с использованием «Эдинбургских опросников»(в опросе приняло участие 300 служащих из двадцати организаций Шотландии.Опросники были созданы для сбора информации в целях развития организаций,помощи в кадровой политике и повышения квалификации работников), а также на видыкомпетентностей, вычлененные из этой модели.
Социальную компетентностьРавен осмысливает как широкий набор определенных знаний, умений, навыков,способностей человека, реализуемых при достижении значимых целей (то естьреализуемых при наличии мотивации). При этом одним из важнейших компонентовкомпетентности являются эмоциональная составляющая поведения и личностныеценности профессионала. Также Джон Равен составил подробный список видовкомпетентностей, опираясь на который мы разрабатывали методику нашегоисследования.
После анализа литературыи нормативных документов гипотеза исследования приобрела следующее звучание:социальные компетентности, заложенные в государственном образовательномстандарте высшего профессионального образования специальности «Социальнаяпедагогика» не соответствуют требованиям профессионального сообщества сферысоциальной защиты населения.
Объектом исследованияявилась профессиональная деятельность социальных педагогов, работающих вучреждениях социальной защиты населения, а предметом исследования — социальныекомпетентности, востребованные в этой сфере.
Цель дипломной работы:выявить требования профессионального сообщества к социальным компетентностямсоциального педагога и проанализировать государственный образовательныйстандарт с точки зрения наличия и представленности в нем обозначенныхкомпетентностей.
Задачи:
1. Проанализировавлитературу, составить набор социальных компетентностей современного специалиста(направление «социальная педагогика»).
2. Составить планинтервью и провести опрос социальных педагогов сферы социальной защитынаселения, работающих в Центрах социальной помощи семье и детям.
3. Сравнить полученныйнабор востребованных социальных компетентностей с государственнымобразовательным стандартом.
Исследование проводилосьв 2005 году в шести социальных центрах помощи семье и детям города Красноярскаи в нем приняло участие 9 социальных педагогов.

Глава 1. Социальнаякомпетентность и ее виды
1.1. Модель социальнойкомпетентности Равена
Для выявления видов социальнойкомпетентности, определимся с ее структурой и содержанием.
В число основныхслагаемых социальной компетентности входят:
1) мотивация испособность включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлятьинициативу, брать на себя ответственность, анализировать работу организаций илиполитических систем;
2) готовностьвключаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять напроисходящее в своей организации или на направление движения в обществе;
3) способностьиспользовать свои выводы при выборе стратегии собственного поведения;
4) готовность испособность содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытаетсявводить новшества или ищет способы более эффективной работы;
5) адекватноепонимание того, как функционируют организация и общество, где живет человек иработает, и адекватное восприятие собственной роли и роли других людей ворганизации и в обществе в целом;
6) адекватноепредставление о ряде понятий, связанных с управлением организациями. В числотаких понятий входят: риск, эффективность, лидерство, ответственность,подотчетность, коммуникация, равенство, участие, благосостояние и демократия.
Все вышеперечисленныекомпоненты компетентности можно отнести к двум сферам: когнитивной иэмоциональной, они могут в значительной степени заменять друг друга в качествесоставляющих эффективного поведения. Чем больше таких компонентов вовлекаетчеловек в процесс достижения значимых для себя целей, тем выше вероятностьтого, что он этих целей добьется.
Этот способ анализа компетентностиможно конкретизировать, обратившись к «модели компетентности» (см. Приложение1).
В верхней части таблицыперечислены некоторые значимые для человека типы поведения. Они объединены втри группы, выделенные Маккелландом в 1958 году и эмпирически подтвержденные вработах автора книги «Компетентность в современном обществе» (Raven, 1972; 1977). Эти группы –«Достижение», «Сотрудничество» и «Влияние». По вертикали перечислены компонентыэффективного поведения, наличие которых делает весьма вероятным успешноезавершение какой-либо деятельности. Эти компоненты компетентности включаюткогнитивные процессы (такие, как планирование или определение возможныхпрепятствий на пути к достижению цели), аффективные процессы (использованиеэмоций – позитивных и негативных – для выполнения задачи) и привычное поведение(например, привычка к интенсивной работе).
К списку характеристикэффективного поведения, перечисленных в левой части таблицы, следовало быдобавить еще и другие:
1. Уверенность в себе,которая включает:
— Проверенное на опытезнание, что можешь работать в команде с другими, брать на себя роль лидера, атакже пользоваться помощью и поддержкой окружающих.
— Проверенное на опытезнание, что обладаешь способностью вносить поправки, если начатые действия неприводят к ожидаемому результату или внезапно обнаруживается, что выбраннаялиния действий ошибочна.
— Проверенное на опытезнание, что способен выносить разумные суждения и принимать правильные решения:осознание того, что можешь оценивать различные факторы для выясненияадекватного решения, что для этого не обязательно иметь полную информацию покаждому аспекту ситуации, что не следует полностью концентрироваться наодном-двух соображениях, упуская на виду все остальные (возможно, болееважные).
— Проверенное на опытезнание, что способен справляться с новыми ситуациями и входить в контакт сновыми людьми.
2. Умение приниматьрешения:
— Способностьраспознавать и принимать в расчет множество субъективных факторов вместо того,чтобы сосредоточиваться только на одном или двух аспектах.
3. Способность и умениеруководить:
— Способность и умениезаручаться помощью других людей, когда это необходимо для достижениясобственных или общих целей. Естественная предрасположенность делать всенеобходимое для того, чтобы другие люди направляли свою энергию на достижениецели; способность заметить психологические препятствия, возникающие в работелюдей, и сделать все необходимое для их устранения; чувствительность корганизационным проблемам, мешающим эффективной работе отдельных сотрудников, атакже способность и готовность выделять и поощрять тех, кто проявляет вниманиек таким проблемам.
4. Способность и умениеэффективно работать в интересах общей цели:
— желание понять общуюпрограмму действий, брать на себя инициативу, необходимую для выполнения своейчасти общей задачи, и делать с максимальной пользой именно то, что необходимо,не дожидаясь детальных указаний.
5. Способность искатьобратную связь, умение распознавать и использовать ее:
— Чувствительность:понимание того, насколько важно обращать внимание на неясные, почтинеосознаваемые сомнения, чувствительность к этим ощущениям и желание прояснятьих, делать полностью осознанными и опираться на них в своих действиях.
— Способность регулярнооценивать степень продвижения к цели, задаваться вопросом, что этому мешает, ипланировать будущее поведение.
— Умение учиться безспециальных инструкций: желание и способность делать собственные наблюдения,самостоятельно собирать информацию и вступать в контакт с другими людьми,работающими над близкими проблемами.
— Творческий потенциал:способность замечать проблески понимания и всматриваться в ни, «играть» сидеями; навык работы со своим подсознанием
— Способность, загрузивего информацией, заняться деятельностью, способствующей появлению новых идей, ипри этом оставаться начеку, чтобы в любой момент все бросить и «ухватить» новуювсплывшую идею.
— Способностьинтегрировать размышление, действие и обратную связь ради эффективных действий,вместо того, чтобы разграничивать практическую и интеллектуальную деятельностьи предпочитать какую-либо одну из них.
— Готовность терпетьнеприятности, которые возникают, когда человек не уверен, что делает то, чтонужно, или что он делает это правильным способом. Понимание того, что эти неприятностивременны и что все в конце концов придет в норму.
Равен признает, что покане существует концепции, которая позволяла бы как-то упростить, структурироватьи описать сложные формы поведения, хотя описанная здесь модель помогает болееясно представить себе эти формы. Очевидно, что одни и те же типы деятельностиперечислены и как значимые стили поведения (расположены в таблице погоризонтали) и как потенциальные компоненты эффективного поведения (расположеныв таблице по вертикали).
Необходимо отметить, чтохотя данная модель была разработана для понимания и оценки мотивации, значимыхдля индивида стилей поведения и его способности успешно достигать поставленныхцелей, на самом деле, это модель компетентности
Таблицу 1 можноиспользовать для определения предпочитаемых человеком видов поведения икомпонентов компетентности, которые он проявляет при достижении значимых целей.Для этого следует пометить в таблице клетки, соответствующие тем видамповедения, которые человек считает для себя ценными. Подсчитав количествопометок в любой колонке, можно получить показатель вероятности того, что данныйчеловек достигнет цели. Указанной в верхней графе. Суммировав показатели всмежных столбцах, объединенных общим заголовком, можно получить индексымотивации достижения, сотрудничества и влияния. Таким образом, модель позволяетопределить не только профиль, но и уровень компетентности специалиста.
1.2 Государственныйобразовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность«социальная педагогика»)
Данный стандартобразования был утвержден в 2000 году (см. Приложение 2) Заместителем МинистраОбразования Российской Федерации В.Д. Шадриковым. Стандарт составляют:
1. Общая характеристикаспециальности 031300 Социальная педагогика, где описывается квалификационнаяхарактеристика выпускника и возможность продолжения его образования.
2. Требования к уровнюподготовки абитуриента.
3. Общие требования косновной образовательной программе подготовки выпускника.
4. Требования кобязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовкисоциального педагога.
5. Сроки освоенияосновной образовательной программы выпускника.
6. Требования кразработке и условиям реализации основой образовательной программы подготовкивыпускника.
Наибольший интерес дляпроведения нашего исследования представляет квалификационная характеристикавыпускника:
«Выпускник, получившийквалификацию социальный педагог, должен быть подготовлен к формированию общейкультуры личности и способствовать социализации обучающегося, осознанномувыбору и освоению профессиональных и образовательных программ; использоватьразнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания; осознаватьнеобходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных ЗакономРоссийской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка,систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовымучаствовать в деятельности методических объединений и социальных служб,осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила инормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечиватьохрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе»
Из представленныххарактеристик можно составить определенный набор требований к социальным компетентностямпрофессионала:
Будущий специалист долженпроявлять такие качества как:
— инициатива («бытьготовым участвовать в деятельности методических объединений и социальныхслужб», «использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания»,« систематически повышать свою профессиональную квалификацию»),
— лидерство,
— ответственность,
— коммуникация(«способствовать социализации обучающегося», «осознавать необходимостьсоблюдения прав и свобод учащихся»),
— исследование окружающейсреды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так ичеловеческих) («использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения ивоспитания»).
У выпускника должны быть:
— понимание своей роли вработе организации и восприятие самого себя («систематически повышать своюпрофессиональную квалификацию»),
— адекватныепредставления об организационном климате («выполнять правила и нормы охранытруда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизнии здоровья учащихся в образовательном процессе»).
Итак, обозначенные вышекачества выделяет Джон Равен в своей книге «Компетентность в современномобществе», как виды компетентности, связанные с системой ценностей человека,его восприятием функционирования общества и своей собственной роли в этойструктуре, а также связанные с характеристикой отношений между людьми внутриорганизаций.
Описанная государственнымстандартом квалификационная характеристика представляет обязательные, но недостаточные по наполнению требования к специальности «социальная педагогика».Данная характеристика лишь «обозначает» главные моменты и их содержание.
1.3 Описание социальногопедагога как профессионала
В дополнение кгосударственному образовательному стандарту, изучая нормативные документы (12),мы выделили ряд требований к выпускнику специальности «социальная педагогика»,которые можно интерпретировать как социальные компетентности:
— специалист владеетсистемой знаний о закономерностях и принципах образовательного процесса и умеетиспользовать их в своей профессиональной деятельности (адекватное пониманиетого, как функционирует организация и общество, где человек живет и работает иадекватное восприятие собственной роли в них)
— специалист знает формыи методы научного познания и освоения окружающего мира, понимает роль науки вразвитии общества (умение анализировать работу организации или системы)
— специалист владеетсовременными методами поиска, обработки и использования информации, умеетинтерпретировать и адаптировать информацию для адресата (инициатива, поискспособов более эффективной работы)
— способен в условияхразвития науки и изменяющейся социальной практики к пересмотру собственныхпозиций, выбору новых форм и методов работы (адекватное восприятие собственнойроли в организации, риск, эффективность, ответственность)
— обладаеторганизационно-деятельностными умениями, необходимыми для самоанализа, развитиясвоих творческих способностей и повышения квалификации (лидерство, инициатива,ответственность, склонность к анализу деятельности)
— умеет строитьвзаимоотношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческиерешения в своей профессиональной деятельности (коммуникация, лидерство,ответственность, демократия).
1.4 Наборкомпетентностей, востребованных профессиональным сообществом и критерии ихотбора
Мы определили списоксоциальных компетентностей, указанных в нормативных документах. Но, полагаем,что в обычной жизни он гораздо шире. Поэтому обратились к результатампредварительного исследования, проведенного Джоном Равеном с использованием«Эдинбургских опросников».
По Равену компетентностьвключает в себя не только способности – она подразумевает внутреннюю мотивацию,которая не входит в понятие способности как таковой. И если определенный видкомпетентности развивался в процессе достижения некой конкретной цели, точеловек будет способен реализовать его и при достижении другой цели. Поэтомунекоторые нижеперечисленные виды компетентностей могут показаться некимиличными качествами, но это не значит, что они не проявляются в профессиональнойдеятельности именно как компетентности.
Тенденция к более ясномупониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели
Эта тенденцияпредполагает размышление над следующими вопросами: является ли данная цельличностно значимой? Имеются ли какие-либо нежелательные способы достижения этойцели? Если да, то можно ли разрешить эту проблему? Ожидает ли человек сильныхположительных эмоций в случае достижения цели? Ожидает ли он сильныхотрицательных эмоций, если его попытка окажется неудачной? Действительно ли онзаинтересован в поставленной цели и эмоционально вовлечен лишь в процесс еедостижения?
Тенденция контролироватьсвою деятельность
Есть ли у человекапривычка следить за своим продвижением к цели? Анализирует ли он возможностиповысить качество и производительность труда? Разбивает ли он решениеглобальной задачи на ряд последовательных операций и следит ли за тем,насколько успешно он их выполнил, а если нет, то почему?
Вовлечение эмоций впроцесс деятельности
Озабочен ли человекпоиском той деятельности, которая ему нравится? Согласен ли он решатьнеприятные задачи ради достижения своих целей? Стремится ли он выполнить их какможно скорее?
Готовность и способностьобучаться самостоятельно
Поиск и использованиеобратной связи
Уверенность в себе
Уверены ли люди в том,что они способны справиться с возникающими трудностями? Боятся ли ониконкурентов, которые могут делать что-либо лучше, чем они сами (а,следовательно, избегают ли они просить помощь у других людей при достижениисобственных целей)? Или, если они все же просят о помощи, то чувствуют ли они,что способны самостоятельно контролировать развитие ситуации и принеобходимости вносить в нее коррективы? Чувствуют ли они, что способныпознакомиться с новыми людьми, или же они ограничены необходимостью полагатьсяна старые контакты? Чувствуют ли они, что могут отыскивать новую информацию,осваивать новые технологии, преодолевать трудности, находить пути заполненияпробелов в своих знаниях, стоит ли обращаться к «экспертам» за консультациямиили же достаточно будет просто осмыслить положение вещей самостоятельно?Уверенность в себе может быть как обобщенной, так и локальной, ограниченнойдостижением одной-двух важных целей.
Самоконтроль
Способность человекаудерживаться от первичного побуждения сказать или сделать что-либо, а затемзаменять импульсивное поведение на более адекватное. Умение избегать чувствагнева или бессилия в случае, если идеи или деятельность человека подвергаютсякритике или нападкам. Тенденция избегать поспешных решений, основанных нанеполной информации
Адаптивность: отсутствиечувства беспомощности
Чувствуют ли люди, чтоспособны справиться с новыми задачами в процессе достижения своих целей, или жеони полагают, что новые задачи потребуют длительного обучения и овладениянавыками, которые они не способны приобрести? Чувствуют ли они себя «завязшими»в рутинной колее, беспомощными или неспособными к прогрессу?
Склонность к размышлениямо будущем: привычка к абстрагированию
Размышляют ли люди о том,к чему приведет реализация различных стратегий поведения, чтобы иметьвозможность заранее внести коррективы? Часто ли думают они о проблемах, которыемогут возникнуть в жизни, или, шире, могут затронуть общество или нацию? Думаютли они о путях решения этих проблем? Узнали ли они на собственном опыте, чтоумение предвосхищать трудности приносит ощутимую выгоду?
Внимание к проблемам,связанным с достижением поставленных целей
Готовность замечатьсоциальные, личностные, физические, организационные, теоретические, техническиеили коммуникационные проблемы, которые препятствуют продвижению к цели иготовность их преодолевать.
Самостоятельностьмышления, оригинальность
Ценят ли люди инициативу,оригинальность и стремление к самосовершенствованию и развитию? Или, напротив,они чувствуют, что должны разделять взгляды окружающих? Будет ли человекбороться за то, чтобы окружающие приняли его идеи?
Критическое мышление
Принимают ли люди безвсякой критики высказывания окружающих, их советы, сплетни или предписания авторитетныхличностей? Или же они ставят все это под сомнение, делают собственные выводы,принимают или отвергают советы в соответствии с собственным опытом? Другимисловами, многое ли они принимают на веру?
Готовность решать сложныевопросы
Готовность работать надчем-либо спорным и вызывающим беспокойство
Исследование окружающейсреды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных, так ичеловеческих)
Готовность полагаться насубъективные оценки и идти на умеренный риск
Отсутствие фатализма
Отсутствие убеждения, чтонеправильно или даже невозможно идти наперекор судьбе
Готовность использоватьновые идеи и инновации для достижения цели
Знание того, какиспользовать инновации
Успешные новаторы знают,что новый метод требует тщательной проверки; люди же, для которых нетипичнаинновационная деятельность, склонны начинать широкомасштабные перестройки, неуделяя времени на решение практических проблем.
Уверенность вблагожелательном отношении общества к инновациям
Установка на взаимныйвыигрыш и широта перспективы
Настойчивость
Мирится ли человекнеобходимостью тяжелой рутинной работы и связанными с ней неизбежнымиразочарованиями? Легко ли он отказывается от такой деятельности? Обладает ли онопытом – эмоциональным и поведенческим, — который бы подтверждал важностьтерпения при решении сложных задач? И наоборот, настолько ли безразличны емусобственные чувства, что он готов работать над рутинными задачами, решениекоторых может не иметь никакой ценности?
Использование ресурсов
Умение извлечь максимумиз того, что уже имеется, а не ожидать, пока кто-то другой (например,правительство) откроет доступ (предварительно – бесплатный) к новым ресурсам иорганизует их использование
Доверие
Отношение к правилам какуказателям желательных способов поведения
Желание понять цели,лежащие в основе правил и инструкций, и действовать в соответствии с нимипозволяет выяснить, почему были созданы эти правила, и приводит впоследствии кидентификации с правилами и, таким образом, к ответственности и свободедействий.
Способность приниматьправильные решения
Имеется в виду нечастовстречающаяся личностная установка на учет широкого круга факторов, а нефиксация на одной-двух переменных, которых явно недостаточно для принятияправильного решения. Человек должен предвидеть результаты самых разныхдействий, а не сосредоточиваться на одном или двух из них. Для этого нужнообдумать все возможные последствия своих действий, для чего, в свою очередь,нужно разбираться в работе организации и в психологии определенных людей, чтопомогает оценить их реакции и направить их энергию на решение конкретнойзадачи. Следовательно, эта способность требует умения работать с другими людьмии уважения к способности других людей внести значительный вклад в достижениепоставленных целей.
Персональнаяответственность
Способность к совместнойработе ради достижения цели
Способны ли людиэффективно сотрудничать с другими людьми? Обладают ли они социальными навыками,необходимыми, чтобы понять подтекст высказываний других людей, и хотят ли ониделать это? Могут ли они установить контакт с коллегами. Обсуждая совместноприобретенный опыт или делясь своими чувствами? Могут ли они понять настроениегруппы, например, подмечая невербальные сигналы? Существуют ли у нихположительные установки в отношении своих коллег? Терпимы ли они к различиям вомнениях о том, что надо делать? Обладают ли они достаточной широтой взглядов,необходимой для того, чтобы признать нечто, не лежащее в сфере их собственныхнепосредственных интересов, представляющее ценность для стратегическихинтересов группы? Научились ли они терпеть соглашателей и идти на компромиссы,чтобы удовлетворять различные противоречивые интересы? Научились ли ониработать с людьми, разными способами стремящимися к разнообразным целям, чтобыдостигать и совместных целей? Научились ли они распознавать и решать общиеорганизационные проблемы, тесно связанные с достижением собственных целей?
Таким навыками человекможет обладать только в том случае, если он признает важность коллективныхцелей.
Способность побуждатьдругих людей работать сообща ради достижения поставленной цели
Способен ли человек взятьна себя роль лидера (или руководителя), чтобы побудить других людей работать сним сообща для достижения поставленной цели? Способен ли он четкосформулировать групповую цель и задействовать для ее достижения социальныемеханизмы и институты? Может ли он генерировать такую энергию, которая заразитостальных и усилит проявления компетентности? Лидер должен помнить, чтобольшинство людей уже имеет хотя бы начальные навыки, сложившиеся в ходедостижения их личных целей. Теперь его задача состоит в том, чтобы использоватьэти навыки при достижении цели, которую они прежде считали либо неважной, либонедостижимой. Он должен создавать ситуации, в которых люди могли бы развиватьсвою компетентность. Лидер должен уметь создать организационную структуру,которая позволит людям эффективно достигать их личных и общих целей. Лидерможет также помочь людям в решении психологических проблем, которые частопрепятствуют достижению цели.
Способность слушатьдругих людей и принимать во внимание то, что они говорят
Стремление к субъективнойоценке личностного потенциала сотрудников
Эта черта можетсформироваться только в том случае, если человек имеет опыт работы в ситуациях,обеспечивающих возможность самоконтроля за принятыми им управленческими икадровыми решениями.
Готовность разрешатьдругим людям принимать самостоятельные решения
Выражение доверия ккомпетентности других людей.
Способность разрешатьконфликты и смягчать разногласия
Эта способность включаетв себя чувствительность к невысказанным опасениям и к различиям в приоритетах.Кроме того, она включает умение побуждать других людей к оценке последствий,связанных с занимаемой ими позицией и с позициями окружающих, а также к уважениютех, кто имеет иные приоритеты. Это требует убежденности в том, что важноискать решения, приемлемые для обеих сторон (вместо желания подчинить группусебе), и подкрепленного опытом понимания, что такое решение может быть найденолишь при условии изучения возможных последствий альтернативных решений. Этотребует большего уважения к тем людям, которые склонны идти на компромиссы,нежели к людям, отстаивающим свою точку зрения любой ценой.
Способность эффективноработать в качестве подчиненного
Эта способность включаетв себя понимание общих принципов программы действий, умение на основе неполнойинформации представить себе целостную картину происходящего, вместо того, чтобыждать от кого-либо объяснения программы действий.
Терпимость по отношению кразличным стилям жизни окружающих
Признание скорееотносительного, нежели абсолютного, характера собственных моральных принципов;признание того, что другие люди и группы играют важную роль в развитии обществаи оказывают значительную помощь конкретному человеку в достижении его целей
Пониманиеплюралистической политики
Знакомы ли люди с темивидами ограничений и обстоятельств, которые заставляют лидеров и руководителейменять свои мнения и проводимую ими политику, если они встречаются с взглядами,противоположными их собственным? Знают ли они о том, что при достижении своихцелей необходимо принимать во внимание разнообразные жизненные позиции другихлюдей, которые могут потребовать управленческих подходов, весьма далеких, с ихточки зрения, от идеальных? Готовы ли они продолжать совместную работу сколлегами, которые вначале поддерживали их мнение, но затем изменили своюпозицию, приняв иную точку зрения? Или они расценивают это как проявлениеслабости или предательства?
Готовность заниматьсяорганизационным и общественным планированием
Склонен ли человек кактивным действиям, направленным на то, чтобы линия развития общества совпадалас его желаниями? Понимает ли, что должен воздействовать на общество, если хочетжить так, как считает нужным? Хотя эти характеристики тесно связаны с личнойответственностью, они также включают в себя четкую ориентацию на будущее ипонимание того, что многие личностные проблемы имеют социальные, национальные иинтернациональные источники, а также понимание важности формирования социальныхинститутов, призванных исполнять необходимые функции.
Многие из упомянутыхвидов компетентности не являются полностью независимыми. Например, готовностьобучаться самостоятельно тесно связана с уверенностью в себе, самоуважением,способностью к рефлексии и критичностью.
Стоит заметить, что всеперечисленные виды компетентности рассчитаны на «безымянную» профессию, то естьони универсальны. Мы же в своем исследовании ограничили профессиональнуюпринадлежность специалиста, поэтому из данного списка выбрали определенныекомпетентности, совместимые со специальностью «социальная педагогика».Основанием для нашего выбора стали квалификационные требования к специалисту,определение его задач, должностных обязанностей, функций, социальных ролей,этического кодекса и профессионального портрета, составленные авторами учебныхпособий по социальной педагогике.
В полученныйокончательный список вошли компетентности, указанные в нормативных документах(государственном образовательном стандарте и описании социального педагога какпрофессионала), а также выбранные и конкретизированные компетентности изперечня видов, предложенных Джоном Равеном:
1) Адекватное пониманиетого, как функционируют организация и общество, где живет человек и работает, иадекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации и вобществе в целом;
2) Инициатива
3) Лидерство
4) Ответственность
5) Коммуникация
6) Склонность к анализуработы организаций и общества в целом
7) Способностьиспользовать свои выводы при выборе стратегии собственного поведения, поискспособов более эффективной деятельности
8) Тенденцияконтролировать свою деятельность, самоконтроль
9) Вовлечение эмоций впроцесс деятельности
10) Готовность испособность обучаться самостоятельно
11) Готовность работать надчем-либо спорным и вызывающим беспокойство
12) Исследованиеокружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов (как материальных,так и человеческих)
13) Готовность полагатьсяна субъективные оценки и идти на умеренный риск
14) Готовность использоватьновые идеи и инновации для достижения цели
15) Настойчивость
16) Доверие
17) Способность ксовместной работе ради достижения цели. Способность побуждать других людейработать сообща ради достижения поставленной цели
18) Способность разрешатьконфликты и смягчать разногласия.
Опираясь на полученныйнабор компетентностей, был разработан метод исследования, описанный ниже.
социальныйкомпетентность педагог профессиональный

Глава 2. Исследованиесоциальной компетентности социальных педагогов
2.1 Описание выборки испециализации опрашиваемых социальных педагогов
Объектом исследованияявилась профессиональная деятельность социальных педагогов, работающих вучреждениях социальной защиты населения, а предметом исследования — социальныекомпетентности, востребованные в этой сфере.
Придерживаясь точкизрения Равена, мы рассматривали уровень востребованности социальныхкомпетентностей социальных педагогов именно в их профессиональной деятельности,поскольку деятельность в наибольшей степени позволяет проявлять всевышеперечисленные компетентности в разных типах ситуаций.
Исследование проводилосьв 2005 году в шести центрах социальной помощи семье и детям города Красноярска(Центр соц. помощи семье и детям «Солнечный», центр соц. помощи семье и детям«Первомайский», Центр соц. помощи семье и детям Студгородка, Центра соц. помощисемье и детям Октябрьского района, два центра соц. помощи семье и детям мкр.Ветлужанка) и в нем приняло участие 9 социальных педагогов.
Социальные центры помощисемьи и детям являются частью службы муниципальных органов, поскольку находятсяв ведении районных управлений социальной защиты населения. В каждом социальномцентре помощи семьи и детям в среднем работают по два социальных педагога.
По мнению автора учебника«Социальная педагогика» Ф. А. Мустаевой из широкого спектра специализаций можновыделить наиболее востребованную в современных условиях. Это социальный педагогпо работе с семьей, специалист широкого профиля, компетентный в вопросахоказания разносторонней квалифицированной помощи семье, координирующий своюдеятельность различными институтами. Клиентами социального семейного педагогаявляются 30-50 и более семей, проживающих в одном или нескольких близлежащихдомах. Семейный педагог – специалист высшей квалификации, человек большогожизненного опыта, владеющий навыками непосредственной профессиональнойдеятельности, связанной с деликатным вхождением в семью и организациейразносторонней помощи в этически допустимых формах на основе включения самойсемьи в этот процесс.
Методом экспертных оценокбыли определены самые активные, успешные, обладающие достаточным уровнемсоциальной компетентности социальные педагоги, то есть те специалисты, которыемогли дать объективную экспертную оценку своей деятельности.
2.2 Метод исследования иего этапы
Интервью – метод сборапервичной информации в социально-психологическом исследовании, в котором одинчеловек (интервьюер) пытается получить определенную информацию от другогочеловека (опрашиваемого) или группы лиц в условиях личного речевоговзаимодействия. Интервью применяется: а) на ранних стадиях исследования с цельювыведения рабочих гипотез и определения переменных, интересующих исследователя;б) в качестве основного метода сбора данных; в) для дополнения (уточнения,расширения, контроля) данных, полученных другими методами.
Различают несколько видовинтервью:
— стандартизированное, вкотором формулировки вопросов и их последовательность определены заранее;
— нестандартизированное,где интервьюер, руководствуясь лишь общим планом опроса, формулирует вопросы всоответствии с конкретной ситуацией;
— полустандартизированное, в котором используется так называемый путеводительинтервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов.
Методом нашегоисследования стало полустандартизированное личное интервью, примененное вкачестве основного метода сбора данных.
Интервью состояло из трехосновных блоков:
1) Открытые вопросы онаправлении деятельности интервьюируемого социального педагога:
— Расскажите, пожалуйста,о том, чем вы занимаетесь в вашем социальном центре помощи семьи и детям.
— Каково направлениевашей деятельности и в чем его особенность?
2) Просьба описатьконкретные задачи и функции, выполняемые в данной организации:
— Какие функции вывыполняете? Какие из них самые основные и значимые?
— Опишите те задачи,которые вы решаете в процессе вашей деятельности. Приведите, пожалуйста,конкретные примеры.
3) Конкретные вопросы наналичие социальных компетентностей у интервьюируемого.
Для более четкогопонимания метода исследования приведем подробное описание одного типичногоинтервью (см. Положение З).
На примере данногоинтервью можно выделить типы ситуаций, в которых профессионал проявляет своисоциальные компетентности:
1)  тип ситуации «педагог-клиент»(«Многие ваши подопечные капризничают?»)
2)  тип ситуации «педагог-коллега» («Значит, обсуждаете качество работы сосвоими коллегами?»)
3)  тип ситуации «педагог-администрация»или «педагог-управленец» («Предлагаете ли вы идеи по развитию вашей организациии улучшению её функционирования? Если да, то, как часто вы предлагаете своиидеи?»)
Поэтому интерпретациявсех интервью выстроена по наличию и проявлению компетентностей в этих трехтипах ситуаций.
Проявление каждойкомпетентности оценивается в баллах:
0 баллов — нет даннойкомпетентности, или она не проявилась во время интервью.
1 балл – компетенцияприсутствует, но проявляется как фон профессиональной деятельности
2 балла – даннаякомпетенция проявляется как основное средство деятельности.
Тогда таблица оценкиуровня компетентностей Юлии Толстолуцкой будет выглядеть следующим образом:
Типы ситуацийВиды социальных компетентностей: «педагог-клиент» «педагог-коллега» «педагог-управленец» Адекватное понимание того, как функционируют организация и общество, восприятие собственной роли и роли других людей в них 2 балла 2 балла 1 балл Инициатива 2 балла 2 балла 1 балл Лидерство 2 балла 1 балл 0 баллов Ответственность 2 балла 2 балла 2 балла Коммуникация 2 балла 2 балла 1 балл Склонность к анализу работы организаций и общества в целом 1 балл 2 балла 2 балла Поиск способов более эффективной деятельности 1 балл 1 балл 1 балл Тенденция контролировать свою деятельность, самоконтроль 1 балл 1 балл 2 балла Вовлечение эмоций в процесс деятельности 2 балла 2 балла 1 балл Готовность и способность обучаться самостоятельно 1 балл 1 балл 1 балл Готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство 2 балла 1 балл 1 балл Исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов 1 балл 0 баллов 0 баллов Готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск 2 балла 1 балл 1 балл Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели 2 балла 1 балл 1 балл Настойчивость 2 балла 2 балла 2 балла Доверие 2 балла 2 балла 1 балл Способность к совместной работе ради достижения цели. 2 балла 2 балла 1 балл Способность разрешать конфликты и смягчать разногласия. 2 балла 1 балл 1 балл
Интерпретировав подобнымобразом еще 8 интервью, сводим и суммируем полученные результаты в конечнуютаблицу.
Типы ситуацийВиды социальных компетентностей «педагог-клиент» «педагог-коллега» «педагог-управленец» Адекватное понимание того, как функционируют организация и общество, восприятие собственной роли и роли других людей в них 14 баллов 12 баллов 12 баллов Инициатива 15 баллов 12 баллов 11 баллов Ответственность 16 баллов 11 баллов 14 баллов Лидерство 12 баллов 10 баллов 6 баллов Коммуникация 17 баллов 14 баллов 13 баллов Склонность к анализу работы организаций и общества в целом 9 баллов 10 баллов 10 баллов Поиск способов более эффективной деятельности 12 баллов 14 баллов 10 баллов Тенденция контролировать свою деятельность, самоконтроль 11 баллов 9 баллов 12 баллов Вовлечение эмоций в процесс деятельности 16 баллов 13 баллов 9 баллов Готовность и способность обучаться самостоятельно 11 баллов 12 баллов 9 баллов Готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство 8 баллов 7 баллов 5 баллов Исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов 13 баллов 12 баллов 10 баллов Готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск 11 баллов 8 баллов 7 баллов Готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели 14 баллов 15 баллов 9 баллов Настойчивость 13 баллов 10 баллов 9 баллов Доверие 16 баллов 15 баллов 12 баллов Способность к совместной работе ради достижения цели. 15 баллов 17 баллов 14 баллов Способность разрешать конфликты и смягчать разногласия. 11 баллов 10 баллов 12 баллов

2.3 Результатыисследования, выводы
Для подведения итоговисследования мы использовали определенную схему:
— компетентности,набравшие от 0 до 4 баллов (включительно) не востребованы в деятельностисоциального педагога вообще
— компетентности,получившие баллы от 5 до 13 (включительно) рассматриваются как фонпрофессиональной деятельности
— компетентности,набравшие от 14 до 18 баллов (включительно) действительно проявляются вдеятельности социальных педагогов как основное средство.
При этом компетентности вкатегории «от 5 до 13 баллов» в свою очередь подразделяются на: а) 5-9 баллов –компетентности, идущие только фоном; б) 10-13 баллов — компетентности, которыев зависимости от условий в дальнейшем могут стать основным средствомдеятельности.
Категория 0-4 балла: неткомпетентностей
Категория 5-13 баллов:
* 5-9 баллов:
— склонность к анализуработы общества и организаций в целом («педагог-клиент»)
— лидерство(«педагог-управленец»)
— тенденцияконтролировать свою деятельность, самоконтроль («педагог-коллега»)
— вовлечение эмоций впроцесс деятельности («педагог-управленец»)
— готовность испособность обучаться самостоятельно («педагог-управленец»)
— готовность работать надчем-либо спорным и вызывающим беспокойство (все типы ситуаций)
— готовность полагатьсяна субъективные оценки и идти на умеренный риск («педагог-коллега» и«педагог-управленец»)
— готовность использоватьновые идеи и инновации для достижения цели («педагог-управленец»)
— настойчивость(«педагог-управленец») 10-13 баллов:
— адекватное пониманиетого, как функционирует организация и общество, восприятие собственной роли ироли других в них («педагог-коллега» и «педагог-управленец»)
 - лидерство(«педагог-клиент» и «педагог-коллега»)
— ответственность(«педагог-коллега»)
— коммуникация(«педагог-управленец»)
— склонность к анализуработы организаций и общества в целом («педагог-коллега» и«педагог-управленец»)
— настойчивость («педагог-коллега»и «педагог-управленец»)
— доверие(«педагог-управленец»)
— инициатива(«педагог-коллега» и «педагог-управленец»)
— вовлечение эмоций впроцесс деятельности («педагог-коллега»)
— готовность испособность обучаться самостоятельно («педагог-клиент» и «педагог-коллега»)
— исследование окружающейсреды для выявления ее возможностей и ресурсов (все типы ситуаций)
— готовность полагатьсяна субъективные оценки и идти на умеренный риск («педагог-клиент»)
— способность разрешатьконфликты и смягчать разногласия (все типы ситуаций)
Категория 14-18 баллов:
— адекватное пониманиетого, как функционирует организация и общество, восприятие собственной роли ироли других в них («педагог-клиент»)
— инициатива(«педагог-клиент»)
— ответственность («педагог-клиент»и «педагог-управленец»)
— коммуникация(«педагог-клиент» и «педагог-коллега»)
— доверие(«педагог-клиент» и «педагог-коллега»)
— вовлечение эмоций впроцесс деятельности («педагог-клиент»)
— готовность использоватьновые идеи и инновации для достижения цели («педагог-клиент» и«педагог-коллега»)
— способность ксовместной работе ради достижения цели (все типы ситуаций)
Компетентность, котораяпопала в категорию 5-9 баллов во всех типах ситуаций – это готовность работатьнад чем-либо спорным и вызывающим беспокойство. Видимо, социальные педагоги неготовы к спорным моментам в их деятельности, тем более, если эта спорностьнесет эмоциональный негатив. Компетентности: исследование окружающей среды длявыявления ее возможностей и ресурсов и способность разрешать конфликты исмягчать разногласия проявились в категории 10-13 баллов во всех типахситуаций. То есть два вида этих социальных компетентностей могуттрансформироваться из фоновых в основные средства деятельности социальногопедагога.
В категории 14-18 балловпроявились именно те компетентности, которые действительно являются основнымсредством деятельности социального педагога. Стоит заметить, что все видыданных компетентностей проявляются в ситуации «педагог-клиент», половиназадействована в ситуации «педагог-коллега» и лишь ответственность служитосновным средством в ситуации «педагог-управленец».
Значит можно сделатьвывод о том, что в настоящее время профессиональное сообщество предъявляетнаибольшие требования к проявлению этих компетенций в ситуации«педагог-клиент», эта сфера наиболее актуальна в работе Центров социальнойпомощи семье и детям. Ситуация «педагог-управленец» встречается единожды,поэтому можно высказать предположение об отсутствии необходимости проявлятькомпетентности эмоционального аспекта деятельности.
Итак, требованияпрофессионального сообщества предъявляются к следующим видам социальныхкомпетентностей:
1) адекватное пониманиетого, как функционирует организация и общество, восприятие собственной роли ироли других в них
2) инициатива
3) ответственность
4) коммуникация
5) доверие
6) вовлечение эмоций впроцесс деятельности
7) готовностьиспользовать новые идеи и инновации для достижения цели
8) способность ксовместной работе ради достижения цели.
Для сравнения полученныхкомпетентностей с требуемыми в государственном образовательном стандарте,обратимся к ним снова:
1) инициатива
2) лидерство,
3) ответственность,
4) коммуникация
5) понимание своей роли вработе организации и восприятие самого себя
6) адекватные представленияоб организационном климате
7) исследованиеокружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов.
По результатам нашегоисследования в работе социальных педагогов Центров социальной помощи семье идетям Красноярска, к требованиям, предъявляемым государственным образовательнымстандартом добавляются требования профессионального сообщества к такимкомпетентностям, как: доверие, вовлечение эмоций в процесс деятельности,готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели и способностьк совместной работе ради достижения цели. Такие компетентности как адекватныепредставления об организационном климате (сходное с адекватным пониманием того,как функционирует организация и общество, восприятием собственной роли и ролидругих в них) и исследование окружающей среды для выявления ее возможностей иресурсов, требуемые государственным стандартом проявляются в деятельностисоциального педагога в достаточном объеме и претендуют на трансформацию в ееосновные средства.

Заключение
Гипотеза нашегоисследования была направлена на узкую специализацию работы социальных педагогов– их деятельность в Центрах социальной помощи семье и детям. Поэтому полученныевыводы и рекомендации к добавлению в образовательный стандарт таких видовкомпетентностей как доверие, вовлечение эмоций в процесс деятельности,готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели испособность к совместной работе ради достижения цели ограничиваются только этойобластью деятельности. Мы не исключаем возможности, что в работе школьногосоциального педагога будут востребованы только компетентности изгосударственного образовательного стандарта. Дальнейшее исследование может бытьнаправлено на определение требований профессионального сообщества к социальнымкомпетентностям социального педагога в других направлениях работы специалиста:например, в сфере образования. А после и на составление требований куниверсальным компетентностям социального педагога.

Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование:Книга 2; Пер. с англ. Под ред. К. М. Гуревича, В.И. Луговского. – М.:Педагогика, 1982. – 336 с., ил.
2. Байденко В. И. Стандарты внепрерывном образовании: Современное состояние. – М., 1998 – 236 с.
3. А. А. Бодалев Личность и общение.Избранные труды. – М.: Педагогика, 1983. – 407 с.
4. Болотов В. А., Костикова М. Н.Педагогическое образование – страницы реформирования. – Волгоград, 1998 – 205с.
5. Галагузова Ю. Н., Сорвачева Г. В.,Штинова Г. Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов:Пособие для студ. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
6. Государственный стандарт высш.проф. образования: специальность Социальная педагогика / Сост.: учеб-метод.Объединение высш. учеб. заведений РФ по пед. образованию. – М., 2000.
7. Мустаева Ф. А. Социальнаяпедагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург:Деловая книга, 2003. – 528 с.
8. О высшем и послевузовскомпрофессиональном образовании: Федер. закон Рос. Федерации. – М., 1997.
9. Л. А. Петровская Компетентность в общении. Социально-психологическийтренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989 – 365 с.
10. Психологический словарь / Подред. В. В, Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научно-исслед. ин-тобщей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. – М.; Педагогика,1983 – 448 с.,
11. Равен Дж. Компетентность всовременном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М.:«Когито-Центр», 2002. – 396 с.
12. Российская энциклопедиясоциальной работы: В 2 т. / Под ред. А. М, Панова, Е. И. Холостовой. – М., 1997– 720 с.
13. Социальная педагогика: Курслекций: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. заведений Под общ. ред. М. А.Галагузовой. – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
14. Социальная педагогика:Методическая разработка и рабочая программа (комплект учебно-методическихматериалов) / Краснояр. гос. ун-т; Красноярск, 2000. – 42 с.
15. Социологический энциклопедическийсловарь. Ред. – Г. В. Осипов. – М.: Издат. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998. – 488 с.
16. Шадриков В. Д. Философияобразования и образовательная политика. – М., 1993 – 187 с.
17. Шептенко П. А., Воронина Г. А.Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ.высш. пед. заведений Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр«Академия», 2001. – 208 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.