Реферат по предмету "Педагогика"


Способы обучения общеразвивающим упражнениям

Федеральное агентство по образованию РФ
Южно-Уральский государственный университет
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра Теории и методики физической культуры и спорта
Реферат
Тема
«Способы обучения общеразвивающим упражнениям (ОРУ)»
По дисциплине «Гимнастика»
Автор работы
Студент группы 172
Калмыкова А.В.
Челябинск 2009

Аннотация
Калмыкова А.В.
Способы проведения
ОРУ. —
Челябинск: ЮУрГУ,
ФКиС-172,19 с, библиогр. список — 4 наименований
Цель реферата — рассмотреть основные способы проведения ОРУ.
Задачи — описать способы обучения ОРУ, используя различные приемы.Трактовать понятие «ОРУ».

Содержание
Введение
1. Раздельный способ
2. Обучение ОРУ, используя прием показа
Обучение ОРУ приемом показа с одновременным рассказом
Обучение ОРУ в движении
3. Поточный способ
Заключение
Библиографический списокВведение
В государственных программах по гимнастике значительное местоотводится привитию студентам профессионально-педагогических умений и навыков проведенияОРУ на уроке гимнастики. Одним из сложных моментов при подготовке урока в школеявляется составление комплекса ОРУ. Прежде всего комплексы должны составляться сучетом задач урока, возраста учащихся, части урока для которой они предназначаются.Так, например, комплекс ОРУ для подготовительной части урока в первую очередь долженрешать задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечныегруппы, задачи разминки и подготовки организма к основной части урока, задачи воспитанияправильной осанки и овладения школой движения.
ОРУ, используемые в основной части могут быть направлены на решениезадач развития физических качеств (силы, гибкости). При этом могут быть использованылибо отдельные упражнения, избирательно воздействующие на развитие конкретных качестви мышечных групп (например, силу мышц брюшного пресса), либо серия упражнений, оказывающихкомплексное воздействие на организм.
Совсем другие задачи могут решаться комплексом утренней гимнастикии физкульт. минуток, комплексом для показательных выступлений и физкультурных праздников.Рассмотрим более подробно методику подбора упражнений для комплекса ОРУ в подготовительнойчасти урока по гимнастике. Комплекс ОРУ составляется по анатомическому признакуи включает 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма:
1 — мышц рук и плечевого пояса;
2 — шеи и туловища;
3 — ног;
4 — общего воздействия.
Определяя очередность упражнений в комплексе рекомендуется соблюдатьследующие правила:
· Сначала должно быть упражнение на ощущение правильной осанки (особенноэто важно для детей и подростков;
· Затем простые упражнения, в которых заняты большие группы мышц (ходьбана месте с высоким подниманием ног, приседания с наклоном вперед и движением рук,выпады и др.). Эти упражнения общего воздействия активизируют деятельность всехорганов и систем организма;
· В комплексе должны быть упражнения с преимущественной работой различныхгрупп мышц (рук и плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног). При этом в работудолжны включаться последовательно различные части тела. Таких упражнений в комплексеможет быть одна серия или несколько в зависимости от класса и задач;
· В комплекс включают 2-3 наиболее сложных упражнения для всех частейтела;
· Комплекс завершается упражнениями преимущественно направленными наулучшение деятельности ССС. Обычно это различные варианты прыжков и бега на местес согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу на месте,упражнениями на дыхание и ощущение правильной осанки.
Комплекс ОРУ проводится в разомкнутом строю, колоннах и кругу.Существует три основных способа проведения комплекса ОРУ: раздельный, поточный ипроходной.
общеразвивающее упражнение урок школа
1. Раздельный способ
Его сущность заключается в том, что между упражнениями существуетпауза, в течение которой преподаватель объясняет очередное упражнение или дает указанияпо качеству выполнения отдельных действий. Это наиболее доступный способ проведенияОРУ с учащимися младших классов, а также для освоения упражнений комплекса для проведенияпоточным способом и ритмической гимнастики, и представляющий в связи с этим наибольшиевозможности для обучения и достижения высокого качества выполнения каждого упражнения.Объяснение упражнений может осуществляться различными способами информирования:только показом, только рассказом, сочетанием одновременного показа и рассказа, поразделениям.
2. Обучение ОРУ, используя прием показа
Упражнения показывают “зеркально”, стоя лицом к учащимся (“Посмотритеследующее упражнение: исходное положение — стойка ноги врозь, руки на пояс”). Показосуществляется двумя четверками. Затем подается команда “Исходное положение — ПРИНЯТЬ!".Если все приняли правильное положение, то далее следует команда “Упражнение начи-НАЙ!”. Преподаватель:
· выполняет две четверки с одновременным “зеркальным" показом иподсчетом;
· две четверки сопровождает выполняемое упражнение только с подсчетоми выявлением ошибок;
· четыре четверки дает указания по исправлению допущенных ошибок и дляокончания упражнения восьмой четверки подается команда “И — раз, два, три, СТОЙ!".Для окончания выполнения прыжков и бега на месте подается команда:
“Раз, на месте, шагом, МАРШ! ”
Этот способ наиболее доступен учащимся младших классов, когдане знают специальной терминологии и не умеют правильно принимать исходное положение.
Обучение ОРУ, используя прием рассказа
Преподаватель указывает исходное положение и рассказывает, чтонужно сделать на каждый счет. Например:
“Исходное положение — стойка ноги врозь, руки на пояс
“раз” — стойка на носках, руки вверх;
“два” — исходное положение;
“три” — стойка на носках, руки вверх;
“четыре" — исходное положение.
Затем подается команда “Исходное положение — ПРИНЯТЬ!".Проверяет исполнение и подает следующую команду “Упражнение начи-НАЙ! ”. Этот способс большой эффективностью можно использовать в средних и старших классах, когда уучащихся уже есть знания терминологии, что позволяет им по рассказу учителя мысленновоспроизводить упражнение.
Несмотря на ряд положительных сторон, этот способ имеет и недостатки,к основным из которых можно отнести низкую плотность занятий из-за большого количествапауз между упражнениями. Поэтому, если комплекс предварительно разучен или задачейурока является разминка, то наиболее эффективно использование других способов ОРУ.Обучение ОРУ приемом показа с одновременным рассказом
Наиболее сложным представляется обучение проведению упражненияспособом показа с одновременным рассказом и которая состоит из трех этапов. Методикаобучения:
I этап — начальный.Задачи этапа:
1. создать предварительное представление о проведении упражнений (проводит преподаватель);
2. научить вести подсчет (на четыре счета) в различном темпе, с различной интонациейи силой голоса;
3. научить подавать команды для начала упражнения (“Упражнение начи-НАЙ! ”),ведение ритмичного подсчета и остановки упражнения (вместо четвертого счета датькоманду “СТОЙ! ”);
4. то же при выполнении упражнений в левую (в правую) сторону (“Упражнение влевоначи-НАЙ! ”); с левой (правой) ноги (“Упражнение с левой начи-НАЙ! ”; “Упражнениес левой руки начи-НАЙ! ”);
5. научить на фоне ритмического подсчета проговаривать слова, указывающие накачество выполнения упражнения: например,
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 4
глубже присед 3, 4
руки прямые 3, 4
1, 2, смотреть прямо
II этап — формированиеумений и навыков проведения упражнений поэтапно (раздельно) на заданном примере.Задачи этапа:
1. записать упражнение по терминологии:
например: I. И.П. — О.С., руки на пояс
1 — присед, руки вперед;
2 — И. П.;
3 — наклон назад, руки вверх;
4 — И. П.
2. научить словесному объяснению содержания заданного упражнения
(“исходное положение — основная стойка, руки на пояс;
“раз” — присед, руки вперед;
“два” — исходное положение;
“три” — наклон назад, руки вверх;
“четыре" — исходное положение”);
3. научить выполнять практическое действие в следующей последовательности:
· объяснение упражнения с одновременным показом;
· подача команды для принятия исходного положения;
· подача команды для начала упражнения;
· выполнение упражнения вместе с группой (две четверки);
· осуществление ритмического подсчета без выполнения упражнения (последующиешесть четверок);
· команда для завершения упражнения.
4. прослушать и записать указания преподавателя, направленные на качественноевыполнение упражнения:
например,
считать 1, 2, 3, 4
глубже присед 3, 4
1, 2, руки прямые
энергичнее наклонитесь назад 4
5. самостоятельно провести упражнение по схеме 2 — 2 — 4 на самом себе, в парах,учебных отделениях. Это означает:
· две четверки — выполнить упражнение с одновременным его “зеркальным"показом и подсчетом;
· две четверки — сопроводить выполняемое упражнение только подсчетоми выявить допускаемые ошибки;
· четыре четверки — дать указание по исправлению допущенных в упражненииошибок;
· дать команду для завершения упражнения.
6. оценить выполняемые действия практиканта.
III этап — самостоятельноесоставление упражнения (на четыре счета) и его проведение на самом себе, в парах,на отделении и на группе. Задачи этапа:
1. составить и записать с графическим изображением упражнение;
2. запомнить и проговорить составленное упражнение;
3. записать указания, направленные на устранение возможных ошибок;
4. провести упражнение по схеме 2 — 2 — 4 на оценку преподавателя.
Обучение ОРУ приемом по разделениям
Преподаватель подает команду “Исходное положение — ПРИНЯТЬ! ”(показывает или называет его), вместе выполняет движения на каждый счет. Например:
· “Упор присев — ДЕЛАЙ РАЗ!", проверяет и требует пра-10
· вильное исполнение;
· “Упор лежа — ДЕЛАЙ ДВА! ”;
· “Согнуть руки — ДЕЛАЙ ТРИ! ” и т.д.
После выполнения всего упражнения по частям с поправками и уточнениямиподается команда: “В целом упражнение начи-НАЙ! ”.
Применение данного способа позволяет сразу исправить ошибки иповышает плотность занятия, т.к. учащиеся не просто смотрят или слушают преподавателя,а сразу вместе с ним начинают выполнять упражнения. Этот способ наиболее эффективенв младших классах, а также при освоении новых упражнений, рассчитанных на 4-8 счета.При таком способе обучения поддерживается высокая моторная плотность.
 Обучение ОРУ в движении
Этот способ отличается тем, что упражнения выполняются без остановкив движении на одной из сторон зала, по диагонали и т.д. В первом случае упражнениявыполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основномна уроках спортивных игр и легкой атлетики). При проведении упражнений этим способомследует набрать необходимую дистанцию.
Создавать представление об упражнениях в этом случае можно показом,рассказом или сочетанием показа с рассказом. Показывая упражнение преподавательдолжен двигаться навстречу группе так, чтобы его видели все занимающиеся. Командадля принятия исходного положения должна подаваться точно и кратко, например: “Рукиза голову — СТАВЬ! ”. Команда для начала выполнения упражнения что и в раздельномспособе (“Упражнение начи-НАЙ! ”). Команда для прекращения выполнения упражненияподается под левую ногу в последней четверке (“Раз, два, закончить упражнение. Рукивниз — СТАВЬ! Обычным шагом — МАРШ! ”). При проведении упражнения в движении преподавательдолжен уметь оказывать помощь занимающимся подсчетом, подсказом, зеркальным показом.Применение подсчета помогает занимающимся усвоить предлагаемый темп и ритм выполненияупражнения. В зеркальном показе преподаватель демонстрирует образцовое выполнениеупражнения. Подсказом — напоминает последовательность двигательных действий и указываетотдельным занимающимся на допущенные ошибки. Разновидностью проведения ОРУ в движенииявляется проходной способ. В этом случае идет перемещение учащихся через центр залав колонну по три, по диагонали и т.д.
Следует знать следующие требования:
1. Комплекс выполняется по заранее отработанному конкретного взятому перестроению(в колонну по два, по три и т.д. с последующим поворотом в движении);
2. Упражнение выполняется в чередовании с ходьбой (на счет 1-4 — три шага вперед,5-8 — выполнение упражнения);
3. Каждая последующая двойка, тройка, четверка вступает на 5, 9 счет (если многоучащихся, то на 5 счет и сначала упражнение, потом движение вперед);
4. Комплекс заканчивается прыжками и обязательным перестроением.
Комплекс выполняется при поочередном передвижении шеренг в две,четыре, шесть человек и более в каждой. Например, учащиеся размещены в колонну подва за одной линией в верхней или нижней части зала с необходимым интервалом. Насчет 1-3 — начиная с левой три шага вперед;
4 — приставить правую;
5 — присед, руки вперед;
6 — исходное положение;
7 — присед, руки в стороны;
8 — исходное положение.
Учитель, продвигаясь вперед спиной или боком к классу, показываетэто упражнение и по его команде занимающиеся в 1-ой шеренге начинают выполнять его.Во время выполнения 1-ой шеренгой в первый раз 2-ая шеренга занимает И.П. с началавыполнения упражнения 1-ой шеренгой во второй раз заступает 2-ая шеренга и т.д.
Таким образом каждая шеренга повторяет упражнение до тех пор,пока не пройдет весь обозначенный участок зала. После этого выполняется поворотв движении налево (направо) или противоходом налево (направо), в обход в колоннупо одному и учащиеся бегом возвращаются в И.П. Следующим проходом они выполняютновое упражнение.
Команда для начала комплекса первой шеренге: “Упражнение начи-НАЙ!”. После выполнения комплекса первой шеренгой подается команда: “Направляющий наместе!" и идет маршировка группы на месте до окончания выполнения комплексапоследней шеренгой и следует команда: “Стой, раз, два. Напра — ВО! ”, “Налево вобход в колонну по одному шагом МАРШ!" или можно дать команду для обратногоперестроения разведением и слиянием.
Такой способ позволяет включать в занятия не только типичныеОРУ, но и различные танцевальные движения и прыжки с продвижением, а также простыеакробатические упражнения (равновесие, кувырки, перевороты). Он очень эмоционален,т.к. проводится под музыкальное сопровождение, требует от учителя умения хорошовладеть классом, соблюдения строгого порядка и дисциплины. Поэтому, прежде чем проводитьОРУ этим способом, учащиеся должны владеть на высоком уровне раздельным способом.
3. Поточный способ
Этот способ предусматривает непрерывность выполнения комплексаупражнений, т.е. без пауз и остановок, что значительно повышает плотность занятий,активизирует деятельность ЦНС и внимание учащихся, что требует соответствующей подготовки.Поэтому поточный способ рекомендуется учащимся более старшего возраста (VIII — XI классы).При данном способе проведения ОРУ к комплексу предъявляются определенные требования:
· Упражнения должны быть знакомы учащимся или предварительно разученыраздельным способом;
· Переходы от одного упражнения к другому должны быть просты и удобны;
· Комплекс составляется по анатомическому признаку
1. Для рук и плечевого пояса;
2. Для мышц шеи и туловища;
3. Для ног;
4. Для общего воздействия;
ОРУ поточным способом проводится двумя приемами: по показу ипо рассказу.
Первое упражнение начинается после показа и команды “Упражнениеначи-НАЙ! ”. Показ осуществляется со счетом двух “четверок" или счетом до восьми.
Для перехода к следующему упражнению подается команда “Последний,два, три, можно!", если по “восьмеркам”, то “Последний, шесть, семь, МОЖНО!".Если это повороты, то команда “Последний, шесть, влево (вправо), МОЖНО!", еслиэто наклоны, то команда “Последний, шесть, к левой (правой), МОЖНО!".
Предварительная — “последний”, исполнительная — “можно”. Например,1 2 3 4 Последний Два Вправо Можно!
Схема проведения ОРУ по показу.1 фраза 2 фраза 3 фраза 4 фраза 1-4 5-8 1-4 5-8 1-4 5-8 1-4 5-8
Выполнение
Выполнение 1упр
Выполнение 1упр
Посмотрите 5
Следующее 6
Упра 7
жнение 8
Новое упражнение
Новое упражнение
Выполнение 1 упр
Последний 5
6 6
7 7
можно! 8
Очередное упражнение следует показывать в ритме выполняемого.При этом каждое информационное слово должно соответствовать счету. Например, присчете 1, 2, 3, 41 2 3 4 Посмотрите Следующее Упраж Нение
Затем идет показ.
Схема проведения ОРУ по рассказу.1 фраза 2 фраза 3 фраза 4 фраза 1-4 5-8  1-4 5-8 1-4 5-8 1-4 5-8
Выполнение
Выполнение
Следующее 1
Упражнение 2
Движения 3
Руками 4
Вперед 5
В стороны 6
Вверх 7
Исходное 8
1, 2, 3, 4
5, 6, 7, 8
И 1, 2, 3, 4
Последний 5
6 6
7 7
можно! 8
Обучение проведению упражнений поточным способом слагается из3 этапов:
I этап — начальный.
Задачи этапа:
1. Создать предварительное представление о выполнении 2-3 упражнений (проводитпреподаватель).
2. Научить составлять ритмичную фразу о содержании очередного упражнения. Например,Счет 1 2 3 4 Название упр-я Следующее Упражнение Наклоны Назад
1. Научить на фоне ритмичного подсчета проговаривать содержание следующего упражнения.Например,Счет 1 2 3 4 Название упр-я Следующее Упражнение Наклоны Назад
1. То же, но с подсчетом и подачей команды для выполнения очередного упражнения.Например,Счет 1 2 3 4 Название команды Последний Два Назад Можно
1. Самостоятельно провести упражнение, предложенное преподавателем по схеме- 8-8-8-8, означает:
· 8 счетов — занимающийся выполняет заданное упражнение;
· 8 счетов — объясняет очередное упражнение на фоне выполняемого;
· 8 счетов — занимающиеся продолжают выполнять упражнения;
· 8 счетов — подается команда (на 2 четверку) для перехода к следующемуупражнению.
II этап — формированиеумений и навыков проведения упражнений на строго обусловленном (заданном) примере.Задачи этапа:
1. Научить проводить (на самом себе) 2 предварительно записанных упражнения.Например,
2. 1 упражнение 2 упражнение И.П. — О.С. И.П. — узкая стойка 1 — руки за голову 1 — присед, руки в стороны 2 — И.П. 2 — И.П. 3, 4 — то же 3, 4 — то же
1. Научить “зеркально” выполнять упражнения, при этом акцентировать вниманиезанимающихся на своих действиях (например, “Посмотрите как я выполняю”)
2. Научить оказывать помощь занимающимся подсказом. Например,1 упражнение 2 упражнение И.П. — О.С. И.П. — узкая стойка 1 — руки за голову 1 — присед, руки в стороны 2 — И.П. 2 — И.П. 3, 4 — то же 3, 4 — то же
1. Преподавателю оценивать:
· Умение оказывать помощь занимающимся “зеркальным" показом, подсказом;
· Проведение упражнения в целом.
III этап — самостоятельноесоставление упражнений (не менее трех) и их проведение на самом себе, в парах, наотделении и на группе.
Задачи этапа:
1. Составить и записать упражнение по терминологии
2. Запомнить и проговорить составленные упражнения
3. Записать к каждому упражнению указания, направленные на устранение возможныхошибок
4. Выполнить упражнение по схеме 8-8-8-8 на оценку
5. Комплекс заканчивать прыжками с переходом на ходьбу
Заключение
Благодаря своей доступности ОРУ составляют основное содержаниезанятий групп здоровья, широко используются на уроках по физической культуре в школах,колледжах, вузах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике,при проведении производственной гимнастики. Представители всех видов спорта включаютОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств.
Относительная простота и возможность постепенного усложненияделают ОРУ доступным занимающимся любого возраста и подготовленности.
Ценность ОРУ объясняется и тем, что они легко дозируются, позволяютнаправленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значениеприобретают ОРУ в формировании правильной осанки. Цель ОРУ — общее физическое развитиеи подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями.
Библиографический список
1. Петров, П.К. Гимнастика в школе: Учебное пособие. [Текст] / П.К. Петров.- Ижевск: Изд-во «Удмуртского университета», 2000. — 448с.
2. Смолевский, В.М. Гимнастика и методика преподавания. [Текст] / В.М. Смолевский.- М.: Изд-во «ФиС», 1987. — 336с.
3. Меньшикова, Н. К Гимнастика и методика преподавания. Учебник для факультетовфизической культуры. [Текст] / Н.К. Меньшикова. — СПб.: Изд-во «РГПУ им.А.И.Герцена», 1998. — 463с.
4. Виндусов, Е.Е. Совершенствование системы и подготовки специалистов по гимнастикев ИФК: Сборник научных трудов. [Текст] / Е.Е. Виндусов. — МОГИФИК, 1989. — 186с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.