Челябинский государственный педагогический колледж № 2
Контрольная работа
Методика развития речи
«Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста»
Студентки 402 группы
Филинских Т.С.
г. Челябинск, 2009 г.
План
1. Методологические характеристики языка и речи
2. Родной язык как средство умственного, нравственного иэстетического воспитания дошкольников
3 Влияние речевой среды на детскую речь
Список литературы
1. Методологические характеристики языка и речи
Методологические характеристикиязыка и речи:
язык как продуктобщественно-исторического развития;
язык как средство человеческогообщения;
Язык как форма существованиясознания, неразрывная связь языка и мышления.
Методологической основойметодики развития речи являются положения материалистической философии о языкекак продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общенияи социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Такой подходотражается в понимании процесса освоения языка как сложной человеческойдеятельности, в ходе которой приобретаются знания, формируются умения, развиваетсяличность. Знание методологических основ необходимо для понимания сущностионтогенеза речи отсюда — для определения общей направленности педагогическоговоздействия на детей и, наконец, для понимания более частных методических вопросов.
Важнейшим, значимым для методикиположения является то, что язык — это продукт общественно-историческогоразвития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальныхотношений, культура в широком смысле. Язык, речь возникли и в деятельности иявляются одним из условий существования человека и осуществления егодеятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия,содержание, результат.
Следующей методологическизначимой для методики характеристики языка является определение его какважнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Безязыка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а,следовательно, и развитие личности. Общение с окружающими людьми, социальнаясреда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общенияребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваиваетречь как часть общечеловеческого опыта.
Характеристика языка каксредства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию иопределяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детскомсаду. В методике обращается особое внимание на роль развивающей социальнойсреды, общения с окружающими людьми, «речевой атмосферы»; предусматриваетсяс самого раннего возраста развитие речи как средство общения, предлагаютсяприемы организации речевого общения. В современной методике усвоение детьмивсех сторон языка рассматривается с позиции развития у них связной речи,коммуникативной целесообразности.
Третья методологическаяхарактеристика языка касается его взаимосвязи и единства мышления. Язык естьорудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальнойдеятельности. Язык — средство выражения (формирования и существования) мысли. Речьрассматривается как способ формулирования мысли посредствам языка.
Вместе с тем мышление и язык — не тождественные понятия. Мышление — высшая форма активного отраженияобъективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляетсяспецифически человеческое — обобщенное отражение действительности. Оба этипонятия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет своюспецифику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможностьопределить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления.
В развитии речи на первом местестоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связьюпроцесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык являетсясредством логического познания, именно с овладением языком связанно развитиемыслительных способностей ребенка. С другой стороны, язык опирается на мышление.Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровнейязыковой системы. Методика ориентирует практических работников на формированиеу детей языковых общений, элементарного осознания явлений языка и речи. Врезультате повышается уровень развития, как речи, так и мышления.
Таковы наиболее значимыефилософские характеристики языка и речи, определяющие исходные, методологическиепринципы методики, а также общую направленность, цели и принципы развития речии навыков речевого общения.2. Родной язык как средство умственного,нравственного и эстетического воспитания дошкольников
Овладение родным языком,развитие речи является одним из самых ванных приобретений ребенка в дошкольномдетстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основавоспитания и обучения детей.
Развитие речи самым теснымобразом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитиемличности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучениявсех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основедлительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел кследующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основанияутверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формированиеего характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственнойзависимости от речи». Исследования отечественных психологов ипсихолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляет к развитиюребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Чтобы показать роль овладенияязыком и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняютязык и речь. Это характеристики, обеспечивающие: а) социальные, б) интеллектуальныеи в) личностные функции человека.
В первую группу входятхарактеристики, согласно которым язык — средство.
Вторую группу составляютхарактеристики языка, посредствам которых реализуются интеллектуальные функциичеловека. Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельностивообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, какрешающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные»характеристики языка. Данная группа характеристик языка показывает его роль всамопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить ороли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогаетрешать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормыморали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятсяэталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, ксебе.
В этих функциях язык выступает ссамого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языкаи речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
Язык является фундаментальнымоснованием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опытпредшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частьюнациональной культуры.
В дошкольном возрасте детиосваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание впроцессе обучения родному языку — это формирование эстетических чувств. Всловесной форме отражаются природа, общество, личность человека, искусство. Формируяречевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическоеотношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предметусвоения обладает чертами прекрасного, способен вызывать эстетическиепереживания. Воспитатель привлекает внимание детей к образным средствамвыразительности, звучности и мелодичности, уместности использования языковыхсредств и тем самым закладывает основы эстетического отношения к языку. Особоезначение для эстетического развития имеют художественное слово, словесноетворчество и художественно-речевая деятельность самих детей.
Вместе с тем, говоря о ролиязыка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А.Н. Леонтьева,что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однакоязык не является демиургом человеческого в человеке». Творцом человекавыступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которойлюди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.3. Влияние речевой среды на детскую речь
Значение речи в жизни людейогромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровняразвития человека. Таким образом, речь это визитная карточка человека. Естьлюди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первогоуслышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, аразвивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служитпоказателем его общего развития. Установлено, что определяющими для развитияречи ребенка являются первые 2-3 года его жизни.
В норме к году кончаетсядоречевой период и начинается развитие речи. Ребенок выражает эмоциональноеотношение своеобразными звукосочетаниями, умением произносить первые слоги и3-4 лепетных слова, часто понятных только матери ребенка. Быстро растетпассивный словарь.
Второй год жизни — критическийпериод развития ребенка. Это период, когда формируются предпосылки речи иначинается развитие речи, развивается потребность в общении.
К 2 годам ребенок понимает почтивсе слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. Имеетсловарный запас минимум в 50 слов, появляется речь простой фразой, понимает иправильно выполняет двухэтапную инструкцию (пойди на кухню и принеси чашку).
Речевая активность обычновозрастает между 2 и 3 годами. К 3 годам активный словарь ребенка достигает250-700 слов, он уже использует предложения из 5-8 слов. Проявлением речевой иинтеллектуально активности является период вопросов (почемучки), начинающийся ввозрасте 2,5-3 лет.
Содержание уровня развития детейопределяется характером их общения, как с взрослыми, так и со сверстниками. Влияниеречевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окруженлюдьми, владеющими культурой речи и, если взрослые общаются с детьми, поощряяих активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, неправильнаяречь окружающих оказывает неблагоприятное воздействие на речевое и психическоеразвитие ребенка. Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, скоторыми они живут и общаются, очень велика.
Нужно знать и помнить, что 6-7летний ребенок должен иметь правильное произношение всех звуков русского языка,правильно пользоваться простыми и распространенными предложениями. Словарныйзапас увеличивается до 3500 слов, усваиваются грамматические правила. Ребенокдолжен уметь поддерживать беседу, наизусть рассказывать стихотворения. Ещелучше, если ребенок умеет читать и писать печатными буквами.
Формирование речи является однойиз основных характеристик развития ребенка.
Причинами отставания в развитииречи ребенка могут быть: патологическое течение беременности и родов у матери,нарушения функции артикуляционного аппарата, поражение органов слуха, общееотставание в физическом и психическом развитии, влияние наследственности инеблагополучных социальных факторов, перенесенные в раннем детстве тяжелыезаболевания, неправильное и неполноценное питание. При воздействии такихфакторов детей относят в группу риска по возможности возникновения различногорода нарушений речи в процессе дальнейшего развития.
Речевые нарушения в возрасте 2-4лет условно относят к задержкам в речевом развитии. Термин «задержкаречевого развития» трактуется как задержка темпа формирования средствобщения с задержкой речемыслительной деятельности при нормальном строенииартикуляционного аппарата и сохранном слухе.
Уже в раннем возрасте у ребенкаобращают на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Родители отмечаютмолчаливость ребенка, подчеркивают, что он все понимает, но не желает говорить.Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуютсяизбирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Минимальное количество слов,либо их отсутствие сохраняется на длительное время. Первые слова и фразыпоявляются поздно и понятны только родителям. Речь замедлена, словарный запасформируется медленно и искаженно. Часто встречаются неправильное использованиеслов, трудности построения фразы. С возрастом разрыв отставания в развитии речиот возрастных норм увеличивается почти в геометрической прогрессии. По данным Н.С.Жуковой из института дефектологии если в возрасте 3 лет ребенок отстает на1-1,5 года, то в 6 летнем возрасте он отстает почти на 3 года.
Речевые привычки, сложившиеся вдетстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются изакрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, еслиподделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова,которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно бытьзначимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействоватьна формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речьявляется основой речи ребенка.
Любая задержка, любое нарушениев ходе развития речи отражается на поведении, а также деятельности в различныхее формах, отрицательно сказывается на общении детей с окружающими людьми.
Общение — один из ближайших факторовобщего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условиемразвития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения итолько по требованию взрослого. Если с ребенком мало разговаривают, и он растет«один», если ребенок все время лежит и смотрит в потолок или белыйверх коляски, речь у такого малыша будет развиваться медленно, с задержкой,которая скажется в последующие годы. Миф о саморазвитии речи по мере взрослениятакого ребенка успокаивает родителей, а в итоге — мы поздно начинаемоздоравливать его и нередко тогда, когда в статусе уже видное место начинаютзанимать вторичные отклонения в развитии: страдает познавательная деятельность,снижен общий запас знаний и представлений, нередки нарушения поведения. Поэтомунеобходим комплексный подход к изучению и преодолению не только речевыхнарушений, но и вторичных отклонений в развитии, которые требуют совместныхусилий врачей, психологов, дефектологов, логопедов, социальных работников,родителей.
Именно поэтому ранняя коррекциянедостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемойсоциальной педагогики не только в России, но и во всем мире.
Список литературы
1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослымии сверстниками / Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — Спб: Детство- Пресс, 2001. — 308 с.
2. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольноговозраста / Сост.М. М. Алексеева, В.И. Яшина. — М. .: Академия, 1999. — 560 с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 255 с.
4. Алексеева М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языкудошкольников. — М.: Академия, 1997. — 400 с.