Министерство общего и профессиональногообразования Российской ФедерацииРостовский государственныйуниверситетВолгодонский институт Экономики,Управления и Права
Заочноеотделение
РЕФЕРАТ
«Представительные,исполнительные органы»
Смолдыревой Светланы Зураевны,
студентки 3 курса, юридического
факультета.
Преподаватель –
Корниенко Валерий Тарасович
г.Волгодонск 2003г.
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………....3-4
Глава 1. Историяразвития местного самоуправления в России………………………………………………………………….….…4-6
Глава 2.Представительные, исполнительные органы местногосамоуправления………………………….…………………………………7-17
Глава 3.Представительные, исполнительные органы
г.Волгодонска……………………………………………………………..18-19
Заключение………..………………………………………………………….20
Списокиспользуемой литературы………….………………………………21
Введение
Возникновение, становление и развитие всякогогосударства берет свое начало с древнейших родоплеменных отношений.Доисторические племена разных народов, имеющие много общих черт существования ижизнедеятельности, является прообразами современного местного самоуправления.
Теории о местном самоуправлении появляются в первойполовине 19 века на основе рассуждений о взаимоотношении личности игосударства, местных и центральных органах власти в условиях демократическогогосударства и самодержавия. Среди зарубежных ученых большой вклад в развитиетеории местного самоуправления внесли Токвиль, Гнейст, Штейн, Лабанд.Российской науке известны такие имена, как Васильчиков А. В., Безобразов В. П.,Коркунов К. М., Чичерин Б. Н., Свешников М. И. и др.
Можно выделить следующие теории:
1) Теория свободнойобщины. Была разработана немецкими учеными в начале 19 века. Она опиралась наидеи естественного права. Цель этой теории состояла в обосновании необходимостиограничения вмешательства государства в дела общин. Община исторически являетсяпредшественницей государства. Последнее, т.е. государство появляется врезультате объединения общин по экономическим и политическим мотивам.
2) Хозяйственная иобщественная теория самоуправления. Сущность ее в том, что самоуправление естьзаведование делами местного хозяйства, и что таким образом самоуправление естьуправление делами местного хозяйства. При этом на первый план выдвигались делахозяйственного характера. Основывалась на противопоставлении государстваобществу.
3) Государственнаятеория самоуправления. Была разработана Лоренцом Штейном и Р.Гнейстом. Еесущность в том, что органы местного самоуправления являются, по существу,органами государственного управления, что их компетенция является некакой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностьюсоздается и регулируется государством. Самоуправление – есть государственноеуправление — вот вывод школы германских юристов.
4) Политические теории местного самоуправления. Согласно им, сущность местного самоуправлениязаключается в том, что оно осуществляется почетными представителями местногонаселения, выполняющими свои обязанности безвозмездно.[1]
Следует отметить, что в демократическом государствеорганизация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей,который сочетается с принципом местного самоуправления. Этот принципобеспечивает такую децентрализацию системы управления в Российской Федерации,которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересовнаселения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.
Глава1.
История развития местного самоуправления в России.
В той или иной степени самоуправление в Россиисуществовало на всем протяжении ее истории.
Особое место в истории развития местногосамоуправления в России занимает 16 век, поскольку в этот период происходитзамена кормления, т. е. системы местного управления через наместников иволостелей, специальными органами самоуправления: губными и земскимучреждениями. В 30-е гг. 16 века в уездах появляются губные учреждения, которыедействовали первоначально наряду с наместниками. Выборы губных органов носиливсесословный характер: в них принимали участие помещики, служилые люди,крестьяне – все население уезда. Такие учреждения создавались для преследованияразбойников и суда над ними. Они решали также дела о воровстве (татьбе),заведовали тюрьмами и регистрировали приезжих и проезжающих людей. В 1555 г.указом Ивана IV вводятся земские учреждения. Они неимели всесословного характера, действовали, как правило, в границах волостей.Полномочия земских властей распространялись на все ветви управления:полицейское, финансовое, экономическое. Осуществляли и судебную власть.
В 17-м в. местное управление бюрократизируется:устанавливается система приказно — воеводского управления на местах. Воевода,назначаемый центральной властью, первоначально осуществлял контроль за губнымии земскими органами, не вмешиваясь в сферу их деятельности.
Считается, что развитию местного самоуправления вдореволюционной России дали толчок земская (1864 г.) и городская (1870 г.)реформы Александра II, которыепреследовали цель осуществить децентрализацию управления и развить началаместного самоуправления в России. Известный дореволюционный юрист и социолог М.М. Ковалевский полагал, что эти реформы, включая и судебную, явились поворотнымпунктом во внутреннем развитии России, ибо они внесли те ограничения, которымбюрократия вынуждена была подчиниться.[2]В губерниях и уездах создавались земские органы: выборные земские собрания(губернские, уездные) и избираемые ими соответствующие земские управы. Такимобразом, существовало две системы управления на местах:
1) государственноеуправление;
2) земское,городское самоуправление.
При Александре III были пересмотрены и Положение о земских учреждениях(1890 г.) и Городовое положение (1892 г.). В результате в земстве былоувеличено значение сословного начала (усилена роль дворянства, крестьянелишались права избирать гласных, последние назначались губернатором из числаизбранных крестьянами кандидатов). Органы самоуправления попадали под контрольправительственных чиновников не только с точки зрения законности своейдеятельности, но и с точки зрения целесообразности тех или иных действий поосуществлению своих функций.
Попытку провести реформу местного самоуправленияпредприняло после февральской революции 1917 г. Временное правительство, приняв21 мая 1917 г. Закон о земской реформе. Предполагалось, в частности, ввестиземское самоуправление на волостном уровне. Осуществить эту реформу в полноймере не удалось: последовала Октябрьская революция 1917 г. Был взят курс наликвидацию старых органов местного самоуправления.
Существенные недостатки в практике организации идеятельности Советов и их органов были выявлены уже в первые годы советскойвласти, однако их так и не удалось устранить. С приходом революции 1917 г.система местного самоуправления была в основном разрушена, а традициясамоуправления прервана, что создает значительные сложности при ее возрождениив настоящее время. Период советской власти, с точки зрения развития институтаместного самоуправления, был периодом затишья.
Нужно признать, что понятие «местное самоуправление» в то время отсутствовало и в законодательстве страны, и в практическойдеятельности местных органов власти. Официальное и публичное признание местногосамоуправления как института народовластия, независимого от государственной властии отражающего процесс демократизации в гражданском обществе произошло лишь в последниегоды.
Процесс становления местного самоуправления в Россииначался с 90-х годов, так, 9.04.1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началахместного самоуправления и местного хозяйства в СССР», который определилосновные направления развития местных органов власти, принципы их формированияи деятельности как органов самоуправления, самоорганизации граждан. С принятиемЗакона РСФСР от 6.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» начался процессреформирования местных органов власти и системы местного самоуправления.
12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме былапринята Конституция Российской Федерации, которая, признавая и гарантируяместное самоуправление (ст. 3, п.2), выступила в качестве важнейшей правовойосновы дальнейшего процесса становления и развития новой системы местногосамоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закрепленосуществование независимой от государства системы власти народадля решения вопросов местного значения. Другим важнейшим нормативно-правовымактом, который содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов,используемых при правовом регулировании муниципальных отношений, а такжеположения о местном самоуправлении и его органах, стал ФЗ РФ № 154-ФЗ от28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации». Все эти правовые акты значительно расширили полномочиясубъектов Российской Федерации в области правового регулирования вопросовместного самоуправления.
Следует отметить, что формирование и развитие местногосамоуправления в Российской Федерации осуществляется с учетом международныхактов, в частности таковым является «Европейская Хартия местногосамоуправления», которая действует в рамках Совета Европы, членом которогоРоссия является с 1996 г. «Европейская Хартия местного самоуправления» былаподписана 28.02.1996 г., ратифицирована – 05.05.1998 г. и вступила в силу –1.09.1998 г. Она устанавливает важнейшие принципы, которые должны лежать воснове организации местного самоуправления, а также гарантии прав местногосамоуправления.
Кроме того, существуют и другие нормативно-правовыеакты Российской Федерации, субъектов РФ и акты муниципальных образований,изданных ими в пределах своей компетенции и являющиеся источникамимуниципального права.
Глава2.
Представительные,исполнительные органы
местногосамоуправления
Прежде чем приступить к раскрытию темы, считаю, чтонеобходимо сказать несколько слов о том, что же такое местное самоуправление,каковы его принципы, функции.
В ст. 3 п. 1 «Европейской Хартии местногосамоуправления» сказано, что «Под местным самоуправлением понимается право иреальная способность органов местного самоуправления регламентироватьзначительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, подсвою ответственность и в интересах местного населения».[3]
Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет своювласть непосредственно, а также через органы государственной власти и органыместного самоуправления.[4]Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народомпринадлежащей ему власти.
«Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная,и под свою ответственность, деятельность населения по решению непосредственноили через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя изинтересов населения, его исторических и иных местных традиций» — ст. 2 ФЗ РФ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации».
Местное самоуправление как форма народовластия имеетследующие основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место всистеме народовластия:
1) местное самоуправление имеет особый субъект:население муниципального образования, граждане;
2) местное самоуправление ¾ особая форма демократическогомеханизма управления обществом и государством;
3) местное самоуправление имеет особый объектуправления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельностинаселения муниципального образования;
4) местное самоуправление имеет особую формуорганизации и осуществления власти — самостоятельность;
5) местное самоуправление осуществляет своюдеятельность под собственную ответственность;
6) местное самоуправление осуществляется с учетоминтересов населения;
7) в местном самоуправлении находят отражениеисторические и иные местные традиции.
Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон РФ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации», соответствующие законы субъектов Российской Федерации, основываясьна положениях Европейской Хартии о местном самоуправлении, закрепляют общиепринципы местного самоуправления, присущие всей системе местногосамоуправления в РФ.
К общим принципам местного самоуправления относятся:
1) самостоятельность решения населением вопросовместного значения;
2) организационное обособление местногосамоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействиес органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
3) соответствиематериальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям.
Конституция РФ, гарантируя экономическую и финансовуюсамостоятельность местного самоуправления, признаёт и защищает наравне с другимиформами собственности муниципальную собственность (ст. 8). Согласно статье 1Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации» неотъемлемым атрибутом каждого муниципального образованияявляется муниципальная собственность и местный бюджет;
4) ответственность органов местного самоуправления идолжностных лиц местного самоуправления перед населением;
5) многообразие организационных форм осуществленияместного самоуправления;
6) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
7) законность в организации и деятельности местногосамоуправления;
8) гласность деятельности местного самоуправления;
9) коллегиальность и единоначалие в деятельностиместного самоуправления;
10) государственная гарантия местного самоуправления.[5]
Под функциями местного самоуправленияпонимаются основные направления муниципальной деятельности. К ним относятся:
1) обеспечение участия населения в решении вопросовместного значения;
2) управление муниципальной собственностью,финансовыми средствами местного самоуправления;
3) обеспечение комплексного развития территориимуниципального образования;
4) обеспечение удовлетворения потребностей населения всоциально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
5) охрана общественного порядка (ст. 132 КонституцииРФ);
6) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированныхКонституцией РФ, Федеральными Законами, Конституциями, Уставами и законами субъектовРФ.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправлениев Российской Федерации осуществляется гражданами как путём различных формпрямого волеизъявления (референдум, выборы, других форм) так и через органыместного самоуправления.
В соответствии с ФЗ РФ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) к органам местногосамоуправления относятся:
— представительные органы местного самоуправления;
— иные органы местного самоуправления, образуемые всоответствии с уставами муниципальных образований.
В общем виде, по выполняемым функциям (представлениеинтересов населения и их воплощение в жизнь), органы муниципального управлениямогут быть разделены на представительные и исполнительные.
В Конституции РФ нет прямого упоминания обисполнительных органах местного самоуправления. Но это не означает, что их недолжно быть. Наряду с выборными органами местного самоуправления в ч. 2 ст.130 Конституция РФ называет другие органы местного самоуправления, т.е.перечень органов местного самоуправления носит открытый характер. Если вспециальных Федеральных Законах, регулирующих отношения в системе местногосамоуправления, не упоминается вообще об исполнительных органах местногосамоуправления, то в нормативных актах субъектов РФ они не толькообозначаются, но и наделены значительными полномочиями по решению задачместного значения и осуществлению части государственных функций.[6]
Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган местногосамоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и приниматьот его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Основными принципами функционирования представительныхорганов местного самоуправления являются:
1. Обязательности представительных органов в системеместного самоуправления — Федеральным Законом РФ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ» установлено обязательное наличие вмуниципальном образовании выборного органа местного самоуправления.
2. Принцип выборности — представительные органыместного самоуправления формируются на основе всеобщего, равного, общегоизбирательного права, путем тайного голосования.
3. Принцип представительного характера выборныхорганов местного самоуправления — представительный орган наделен правом иобязанностью, представлять и учитывать интересы населения муниципальногообразования.
4. Принцип самостоятельности — наделение представительныхорганов местного самоуправления собственной компетенцией по решению вопросовместного значения.
5. Принцип ответственности представительного органаместного самоуправления — т. е. ответственность представительного органанаступает путем утраты доверия населения. Санкции в данном случае могут бытьвыражены в форме отзыва депутата представительного органа, либо в досрочномпрекращении полномочий представительного органа.
6. Принцип обеспечения законности в деятельностипредставительного органа местного самоуправления — в соответствии с даннымпринципом представительные органы обязаны строго соблюдать требованиязаконности в собственной повседневной работе, а также добиваться исполнениязакона всеми другими субъектами в сфере местного самоуправления.
7. Принцип гласности в работе представительных органовместного самоуправления — представительные органы действуют открыто, публично,систематически информируют граждан о своей работе. Гласность реализуется черезвстречи и приёмы депутатами избирателей, через отчеты депутатов передизбирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ.
8. Принцип коллегиальности — представительныйорган местного самоуправления принимает решение в коллегиальном порядке. Всвязи с этим выделяют такое понятие как кворум. Кворум — это нормативноустановленное минимально необходимое число депутатов для официальногорассмотрения и решения вопросов местного значения. Заседания представительногооргана могут быть правомочны при условии регистрации не менее 2/3 от числаизбранных депутатов. Акты представительного органа местного самоуправлениясчитаются принятыми, если за них проголосовало более половины от числаизбранных депутатов.
В соответствии со ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ», представительный орган местногосамоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, прямого иравного избирательного права, при тайном голосовании в соответствии сФедеральными Законами и законами субъектов РФ. Численный составпредставительного органа определяется уставом муниципального образования. Приэтом существует прямая зависимость между размером муниципального образования,численностью его населения и численным составом представительного органаместного самоуправления. Обычно в состав представительного органа входит от 5до 60 депутатов. Наименование представительного органа определяется уставоммуниципального образования — представительными органами местного самоуправленияявляются думы, муниципальные собрания, комитеты, советы и т. д.
В ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в РФ» установлено, что в исключительном ведениипредставительных органов местного самоуправления находятся:
1) Принятиеобщеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования,предусмотренных уставом муниципального образования.
2) Утверждениеместного бюджета и отчета о его исполнении.
3) Принятие планов ипрограмм развития муниципального образования, утверждение отчетов обисполнении.
4) Установление местныхналогов и сборов.
5) Установлениепорядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
6) Контроль задеятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местногосамоуправления, которые предусмотрены уставами муниципального образования.
Федеральный Закон РФ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в РФ» наделяет представительные органы местногосамоуправления правом законодательной инициативы. Другие полномочияпредставительных органов местного самоуправления определяются в Уставемуниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся назначениедаты выборов главы муниципального образования, назначение местного референдума,принятие Устава муниципального образования, передача полномочий органамтерриториально общественного самоуправления, согласование назначениядолжностных лиц местного самоуправления, а также выражение недоверия к главемуниципального образования.
Срок полномочий представительного органа всоответствии с Федеральным Законом РФ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» не может быть менее двух лет, но не более 5-ти. Конкретныйсрок полномочий представительного органа местного самоуправления определяетсяуставом муниципального образования, и составляет, как правило — 4 года. Вотдельных поселениях Уставом муниципального образования, в соответствии сзаконами субъектов Российской Федерации, может быть предусмотрена возможностьосуществления полномочий представительных органов собраниями, сходами граждан.В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ» согласно Уставам муниципальныхобразований, избранный населением глава муниципального образования может бытьнаделен правом входить в состав представительного органа и председательствоватьна его заседании.
Структура или внутреннее строение представительныхорганов местного самоуправления определяется муниципальным образованиемсамостоятельно, закрепляется в Уставе муниципального образования и регламентепредставительного органа местного самоуправления.
Представительный орган включает следующие структурныезвенья:
1. Руководящие органы и должностные лицапредставительного органа. Это, например, председатель и заместительпредседателя представительного органа. Они избираются из числа депутатов напервом заседании представительного органа нового созыва, функции председателяподразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны спредставлением этого органа перед населением муниципального образования, организациямии органами государственной власти. Председатель принимает меры по учетуинтересов населения и обеспечению гласности в работе представительного органа.От имени представительного органа председатель заключает договоры. Внутренниефункции председателя связаны с координацией деятельности представительногооргана и руководством работы аппарата представительного органа, так,председатель созывает заседания представительного органа, руководит подготовкойзаседаний, председательствует на заседании, дает поручение депутатскимкомиссиям и подписывает акты представительного органа. Заместитель председателяпредставительного органа в отсутствие председателя исполняет его обязанности.Если Уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципальногообразования, то он может быть наделен правом входить в состав представительногооргана и председательствовать на его заседаниях. В этом случае председатель изаместитель председателя представительного органа не избираются, их функциивыполняет глава муниципального образования.
2. Функционально отраслевые подразделения. Этопостоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения и подготовкивопросов, относящихся к ведению представительного органа, а также длясодействия реализации его решений, контроля за их исполнением, представительныйорган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. В состав комиссий икомитетов входят депутаты представительного органа. Представительный органопределяет задачи, полномочия, порядок работы и срок работы комиссий икомитетов. Данные органы подконтрольны и подотчетны представительному органу.Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер.
3. Депутаты представительного органа могутобъединяться в группы, фракции по партийной принадлежности, политическим илииным интересам. Такие группы и фракции регистрируются представительныморганом. Права фракций и групп по партийной принадлежности определяютсярегламентом представительного органа, а также положениями о депутатских группахи фракциях. Депутаты представительного органа, избранные от смежныхтерриториальных избирательных округов, могут объединяться в территориальныедепутатские группы, эти группы взаимодействуют с расположенными на ихтерритории организациями и структурными подразделениями местной администрации.Территориальные депутатские группы изучают общественное мнение, ведут приемизбирателей и решают иные вопросы.
Основной формой деятельности представительного органа является заседание,периодичность созыва которого определяется Уставом муниципального образования ирегламентом представительного органа. Заседания представительного органа, какправило, проводятся не реже одного раза в месяц. Одно или несколькопоследовательных заседаний представительного органа с общей повесткой дня либоопределённый период работы представительного органа называется сессией. Существуютследующие виды заседаний:
1. Очередные заседания — созываются главоймуниципального образования, либо председателем представительного органа всоответствии с планом работы представительного органа.
2. Внеочередные заседания — созываются по меренеобходимости, в силу определенных обстоятельств. Они проводятся по предложениюпредседателя представительного органа по требованию определённой группыдепутатов представительного органа, а также по требованию главы муниципальногообразования.
Кроме того, заседания могут быть: открытыми (предполагаетсяприсутствие всех заинтересованных участников, а также представителейобщественности и СМИ) изакрытыми (закрытые заседания проводятся вособых случаях, например, для обсуждения вопроса об отзыве председателяпредставительного органа местного самоуправления, о досрочном прекращенииполномочий депутатов представительного органа и т. д., помимо депутатов назакрытых заседаниях, могут присутствовать глава муниципального образования ипрокурор).
Как было сказано выше, органы местного самоуправленияимеют исполнительные органы. Согласно ст. 3 «Европейской Хартии местногосамоуправления» представительные органы местного самоуправления, избранныепутем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, «могутиметь подотчетные им исполнительные органы». Наиболее распространенноенаименование исполнительных органов местного самоуправления в РоссийскойФедерации – «администрация муниципального образования (местная администрация)».
В разных субъектах Федерации и муниципальныхобразованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельскимпоселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численностижителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскуюдеятельность, их наименование и само содержание деятельности сильноразличаются.
Исполнительные органы местного самоуправления состоятиз главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой имиадминистрации. Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в РФ» закрепила положения о Главе муниципального образования.Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должностьглавы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющегодеятельность по осуществлению местного самоуправления на территориимуниципального образования, а также должности иных выборных должностных лицместного самоуправления.
Глава муниципального образования избираетсягражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либопредставительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципальногообразования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местногозначения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставумуниципального образования избранный населением глава муниципальногообразования может быть наделен правом входить в состав представительного органаместного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительногооргана местного самоуправления.
Наименование главы муниципального образования исроки полномочий определяются уставом муниципального образования всоответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Глава муниципального образования в соответствии суставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно ипредставительному органу местного самоуправления.
В различных субъектах Федерации при формированииместной администрации используются несколько механизмов. Местная администрация:
1) формируетсяпредставительным органом местного самоуправления;
2) создается главойместного самоуправления самостоятельно;
3) формируетсяглавой местного самоуправления с согласия представительного органа местногосамоуправления;
4) главныедолжностные лица назначаются с согласия представительного органа местногосамоуправления, а остальные – главой местного самоуправления самостоятельно.[7]
Для организации работы исполнительных органов(администрации) необходимо создание структурных подразделений. Ими могут бытьразличные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты,департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры,социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие структурныеподразделения. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат:управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров идр. Перечень подразделений исполнительного органа (администрации) определяетсялибо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительнымиорганами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какойпорядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципальногообразования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся вподчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управленияданным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотреннымизаконодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования,и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определеннойсфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете (в соответствии сосметой расходов на управленческий аппарат), могут обладать правами юридическоголица. Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности изакрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделысамостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководятподчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции иполномочия структурных подразделений исполнительного органа местногосамоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяютсяспециальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке,предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации,либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).
Вся деятельность исполнительного органа строится наоснове принципов законности (т. е. все принимаемые решения и осуществляемыедействия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другимнормативно-правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставумуниципального образования, решениям представительного органа местногосамоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности илиединоначалия. В законах о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатсянормы о подотчетности исполнительных органов представительным органам местногосамоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органомместного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальныхобразований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращенияполномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт прекращенияполномочия предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. иглав администраций.
Решения, принимаемые исполнительным органом в пределахего компетенции, обязательны к исполнению всеми юридическими лицами игражданами. Они действуют в пределах границ муниципального образования.
Как правило, к ведению исполнительных органовмуниципальных образований отнесены:
1) владение,пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;
2) формирование,утверждение и исполнение местного бюджета;
3) охранаобщественного порядка;
4) комплексноесоциально-экономическое развитие на своей территории;
5) жилищно-коммунальныйкомплекс;
6) муниципальноездравоохранение;
7) муниципальноеобразование;
8) пожарнаябезопасность;
9) регулированиеземельных отношений;
10) охрана окружающей среды;
11) муниципальные дороги и транспорт;
12) муниципальные статистика и архивы;
13) торговля, общественное питание ибытовое обслуживание;
14) культура, физическая культура испорт;
15) социальная поддержка населения;
16) муниципальные информационные системы,местные средства массовой информации.
В заключении хочется отметить, что структураадминистрации муниципального образования представляет собой достаточнодинамичное образование, которое в зависимости от возникающих задач, условийжизни граждан, конкретных обстоятельств подвержено различного рода новациям.
Глава3.
Представительные,исполнительные органы
местногосамоуправления г. Волгодонска
Согласно ст.6 Устава г.Волгодонска « представительныморганом городского самоуправления является выборный орган — Волгодонскаягородская Дума».
Исполнительным органом городского самоуправленияВолгодонска является администрация. Деятельностьюадминистрации руководит избираемый жителями глава города Волгодонска,являющийся высшим должностным лицом города Волгодонска.
В структуру органов местного самоуправления г.Волгодонска входят и другие органы местного самоуправления (департаменты,управления, комитеты и другие), которые являются юридическими лицами всоответствии с федеральным законодательством. Другие органы местногосамоуправления создаются постановлением главы города в соответствии соструктурой органов местного самоуправления, утвержденной решением городскойДумы. Структура и штаты других органов местного самоуправления утверждаютсяглавой города в пределах соответствующих расходов местного бюджета. Положенияоб этих органах местного самоуправления утверждаются в установленном закономпорядке.
Структурные подразделения администрации городаюридическими лицами не являются и подчиняются заместителям главы города илинепосредственно главе города. Положения о структурных подразделенияхадминистрации утверждаются главой города или по его поручению заместителямиглавы администрации города.
Ст.19 Устава г. Волгодонска закрепила основныеположения городской Думы, которая как уже было сказано, являетсяпредставительным органом местного самоуправления г. Волгодонска.
Дума является юридическим лицом, имеет гербовуюпечать.
Численный состав депутатов городской Думы первого ивторого созывов — 15 депутатов. Срок полномочий депутатов Думы — 4 года.
К исключительной компетенции Думы относится:
1) принятиеобщеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования,предусмотренных Уставом города;
2) утверждениеместного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов ипрограмм развития муниципального образования, утверждение отчетов об ихисполнении;
установление местных налогов и сборов;
4) установлениепорядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
5) контроль задеятельностью органов местного самоуправления, должностных лиц местногосамоуправления, предусмотренных Уставом города. (ст. 21 Устава г.Волгодонска),кроме того этой же статьей предусмотрены другие полномочия.
Дума осуществляет контроль за исполнением натерритории Волгодонска нормативно-правовых актов города.
Аналогично Устав г. Волгодонска закрепил и полномочияисполнительного органа местного самоуправления.
Заключение
В заключении хочется сказать, что местноесамоуправление есть право граждан на самостоятельное ведение местных дел.Признавая право населения на осуществление местного самоуправления, государствопризнает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий иберет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществленияданного права. И только от того как население воспользуется этим правом вомногом зависит благополучие конкретного муниципального образования, а значит игосударства в целом.
Списокиспользуемой литературы:
1. «ЕвропейскаяХартия местного самоуправления» 1.09.1998г.
2. КонституцияРоссийской Федерации 12.12.1993г.
3. ФЗРФ №154-ФЗ от 28.08.1995г. «Об общих принципах организации местногосамоуправления»
4. Уставг.Волгодонска
5. БондарьН.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н Муниципальное право Российской Федерации.Учебник для вузов /под ред. профессора Н.С.Бондаря.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон иправо, 2002.
6. КутафинО.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.- М.:Юристъ,2001.
7. ПостовойН.В. Муниципальное право России.: Вопросы и ответы.-М.: Юриспруденция,2001.