Кузнецкиймост идет точно над сохранившимся под землей древним мостом через Неглинку. Каки два столетия назад, улица застроена банками и магазинами, что не мешает ейоставаться одной из самых любимых москвичами.
Мост вместо переулка
Угловойдом № 1 (№ 8/1 по Большой Дмитровке), когда-то построенный для дирекции государственныхтеатров, сегодня занят Российской государственной библиотекой по искусству(«Зал на Кузнецком») и некой государственной конторой. А тот, чтонапротив, дом № 2, с середины XIX века до 1918 года принадлежал купцу Г.Г.Солодовникову. Он устроил здесь театр, который со временем отдали филиалуБольшого, а позже — Театру оперетты. А еще раньше на этом месте стоял дом князяДмитрия Щербатова, в котором предоставлял «особенное прибежищеигрокам» некто Огонь-Догановский Пушкин, бывший его должником, вывел этогогосподина в «Пиковой даме» под именем Чекалинского.
Формальноэти дома стояли не на Кузнецком Мосту, а в Кузнечном переулке, который шел отБольшой Дмитровки до Петровки, и был присоединен к улице лишь в 1922-м. А доXIX века здесь был настоящий мост. В 1754 году на месте старого деревянногосамого большого моста через реку Неглинку выстроили новый, белокаменный, попроекту Д.В. Ухтомского шириной 12 м и длиной 120 м. А название — Кузнецкий от Кузнецкой слободы, возникшей в XV веке вокруг основанного царемИваном III Пушечного двора, оставили.
Вконце XVIII века Неглинку собирались превратить в городской канал, на Трубнойплощади устроить пруд, а у Кузнецкого Моста — еще один, с водопадами и статуейЕкатерины II. Но так и не собрались. В 1817-1819 годах речку заключили в трубу,мост засыпали. Временами его раскапывали при строительстве — в 1986-м, в2003-м. Были планы раскопать его насовсем и устроить или музей под открытымнебом, наподобие римских развалин, или построить над ним какой-нибудь полезныйкомплекс, внутри которого можно было бы увидеть памятник истории. В прессе шлидискуссии, но воз и ныне там.
С орлом на мозаике
Многиездания на улице, особенно до Петровки, имеют одинаковые номера. Лучшие из нихимеют имена собственные. Например, доходный дом М.В. Сокол (дом № 3, праваячасть). Есть еще левая часть дома N 3 — милая, стилистически трудно определимая,с ненавязчивой лепниной и женскими гермами в простенках третьего этажа.Типичное конторское здание, разумеется, тоже памятник архитектуры, построенныйв 1901-м М.А. Арсеньевым, но меркнущий рядом с соседом — блистательнымпамятником модерна, возведенным в 1903-м И.П. Машковым и ставшим самымзнаменитым его творением.
Этотдом виден издалека, во всяком случае его высокий плавно изгибающийся аттик смайоликовой композицией с орлом, очень напоминающей врубелевские мозаики на«Метрополе». Композиция, сочиненная мирискусником Н.Н. Сапуновым, неединственное украшение дома. Здесь что ни декорация, то отдельное произведениеискусства, начиная с козырьков над боковыми балконами, балконных решеток и неповторяющих друг друга оснований эркеров и кончая оконными проемами и изразцамис рыбками, сделанными по эскизам Михаила Врубеля на керамическом заводе вАбрамцеве.
Арка с амурами
Гигантскаяторжественная арка, как бы разделяющая доходный дом, построенный в 1894 годуВ.П. Загорским (дом № 4), — основное украшение здания, которое с самого началабыло занято модными магазинами. Лепнины здесь столько, что стоит остановиться иразглядеть ее. Круглое окно над аркой не повторяет овальное — над входом.Вверху — крылатые амуры с милыми печальными личиками. Внизу — как всегда, модныемагазины.
На месте рощи
/>
Дом№ 6, состоящий, как и дом № 3, из нескольких строений, венчает двухцветноеугловое здание в стиле модерн — знаменитый доходный дом Хомякова (1902-1903годы, архитекторы М.К. Геппенер и И.А. Иванов-Шиц). Когда-то здесь работалмебельный отдел магазина «Мюр и Мерилиз».
Вначале XX века, когда московские власти расширяли улицу и выкупали у хозяевземли, прилегающие к их домам, владелец этого здания А.С. Хомяков за свою землюпотребовал 100 тысяч рублей. А когда власти ее купить отказались, посадил преддомом какие-то хилые деревца, которые москвичи прозвали Хомяковской рощей.Когда спустя 10 лет Московская дума приняла решение о принудительном отчуждениитерритории, земля была продана городу за 38 тысяч.
Сегодняв здании располагается Управление морского транспорта. А в соседнем строении, вышепо улице, рядом с ныне уже закрытым магазином «Арбат Престиж» (радинего, видимо, этот фрагмент здания был выкрашен в уродливый поросячий цвет) — толькочто переделанный клуб-кафе «Мост» с роскошными бешено дорогимиинтерьерами под оригинальными старыми сводами.
Храмы торговли
«Авсе Кузнецкий мост, и вечные французы,
Оттудамоды к нам, и авторы, и музы:
Губителикарманов и сердец!
Когдаизбавит нас творец
Отшляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
Икнижных и бисквитных лавок!»
Поразительно:сетования грибоедовского Фамусова из комедии, написанной почти два столетияназад, все еще актуальны. И хотя теперь все чаще попадаются большие магазины, атогда были лавки, уровень этих лавок был не ниже нынешних бутиков. Одниназвания чего стоили: «А la corbeille» («Подарки»), «Augout Parisien» («На вкус парижан»), «Au temple du bongout» («В храме хорошего вкуса»)… Французские владения наКузнецком совершенно не пострадали во время пожара Москвы — наполеоновскаяармия его не тронула, и, несмотря на антифранцузские настроения в послевоеннойМоскве, торговля быстро достигла довоенного уровня.
Водном только доме № 9 на Кузнецком в 1820-х годах располагалось шесть магазиновготового платья — «Лебур», «Жорж Франк», «Латрель»,«Мегрон», «Болюс», «Мари Арманд» и магазин«Le Montagne» мадемуазель Ришар, потом перешедший к мадам Демонси, укоторой служила модисткой небезызвестная Полина Гебль, возлюбленная, авпоследствии жена декабриста, поручика Ивана Анненкова. Напротив, там, гдетеперь новое здание ЦУМа, когда-то стоял дом № 8/5, принадлежавший егосумасбродной матери.
Ав доме № 9 в 1829 году французский повар Транкиль Ярд (во французскойтранскрипции — Яр) открыл там ресторан имени себя, впоследствии, когда вгородских ресторанах Москвы запретили петь цыганам, перебравшийся в Петровскийпарк. И там же работал книжный магазин Готье и модный магазин француза Сатиаса,разорившийся, обшивая задолжавших ему светских красавиц.
Нынешнийдом № 9 за последние годы был капитально отреставрирован — под банк и магазины,в которых вот уж точно никто ничего не продаст в долг.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта onfoot.ru/