Реферат по предмету "Москвоведение"


Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве — первый в мире музей великого русского писателя

Онбыл открыт 11 ноября 1928 года в день рождения Ф. М. Достоевского и до 1970-хгг. был единственным музеем, посвящённым великому русскому писателю.
Историяувековечивания его памяти начата трудами вдовы писателя Анны ГригорьевныДостоевской, когда ещё ощущалась живая связь с Ф. М. Достоевским.
Онапризнавалась: «Я живу не в двадцатом веке, я осталась в 70-х годахдевятнадцатого.
Моилюди — это друзья Фёдора Михайловича, моё общество — это круг людей, близкихДостоевскому. С ними я живу.
Каждый,кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мнеродным человеком».
Помимоизданий сочинений Достоевского, она собрала свыше тысячи предметов, связанных смужем.
ДирекцияИмператорского Исторического музея в Москве предложила ей поместить коллекцию водну из башен здания Исторического музея. Так было положено основание «Музеяпамяти Фёдора Михайловича Достоевского» при Историческом музее.
Однако,не расположенная в мемориальном пространстве и не рассчитанная на обозрениеширокой публики, эта коллекция не могла стать музеем в строгом смысле слова.
Имстала мемориальная квартира в одном из боковых флигелей бывшей Мариинскойбольницы для бедных, в которой прошли детские и отроческие годы писателя.
Сюда,в учреждённую ещё в начале XIX века императрицей Марией Фёдоровной больницу,весной 1821 года поступил на службу бывший военный врач Михаил АндреевичДостоевский, отец писателя. 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года вего семье в правом (южном) флигеле больницы родился второй сын Фёдор. В 1823 годуДостоевские переехали во флигель напротив (южный или северный) в казённуюквартиру на первом этаже.
Отсюдав 1837 году после смерти матери Марии Фёдоровны от скоротечной чахотки Ф. М.Достоевский отправился вместе с братом на учёбу в Санкт-Петербург, в Инженерноеучилище.
АнсамбльМариинской больницы был воздвигнут архитекторами И. Жилярди и А. Михайловым почертежам Д. Кварнеги, строившего такую же больницу на Литейном проспекте вПетербурге.
Больничныйансамбль включает в себя: монументальное здание в стиле позднего русскогоклассицизма с ионической колоннадой, лепным изображением российского герба инадписью медными вызолоченными буквами 1828 года «Мариинская больница»; двафлигеля для приёма приходящих больных, с различными службами и казёнными квартирамислужащих.
Мариинскаябольница создавалась как благотворительное учреждение для бедных.
Онастала одной из первых бесплатных клиник в городе, где мог быть принят наизлечение неимущий любого звания, состояния, нации, пола, как было записано вбольничном уставе.
Здесь,у фасада с колоннадой выстраивались очереди московской голытьбы.
Дляюного Фёдора Достоевского это было привычной картиной, и, несмотря на запретыотца, он общался с этими людьми. Тема «бедных людей», «униженных иоскорблённых» в судьбе Достоевского началась здесь, на Божедомке, на больничномдворе.
Вдиссонансах от живых картин больничного двора и архитектурной классики, раннемдушевном опыте страдания и сострадания — один из истоков самосознания инравственного развития Достоевского. Потрясением для него навсегда стал эпизоджизни больничного двора — изнасилование девочки, вошедший в его творчествомотивом погубленного, оскорблённого детства.
Обзорэкспозиции музея Достоевского начинается с «Книги для записи крещёных и отпетыхв церкви Петра и Павла, что при больнице для бедных за 1814-1823 годы».
Вней мы читаем: «В октябре родился младенец в доме больницы для бедных уштаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского, сын Феодор». Впервые упомянутоеимя будущего писателя вписано рядом с именами лежавших и умерших в больнице:больничной сиделки и солдатки, отставного капитана, жены монастырскогослужителя, вольноотпущенного дворового человека.
Ф.М. Достоевский — писатель без родового гнезда, он никогда не жил в собственномдоме, только в конце жизни им был приобретён для летнего пребывания дом вСтарой Русе.
Ав начале — небольшая казённая больничная квартира, что заняли Достоевские — дом«людей небогатых и трудящихся».
Младшийбрат Достоевского так описывает эту квартиру: «Отец наш уже семейный человек,пользуясь штаб-офицерским чином, занимал квартиру, состоящую собственно из двухчистых комнат, кроме передней и кухни».
Обстановкаеё была простой и скромной при явном стремлении его обитателей к достоинству иблагообразию.
Дворянскийампирный интерьер сочетал очень скромную мебель из красного дерева скупеческими сундуками.
Лишьдощатой перегородкой, не доходившей до потолка, отделялась от прихожей комната,отведённая старшим братьям Михаилу и Фёдору. В детской стояло два сундука, накоторых братья спали. Комната была полутёмной — окно выходило в чулан, гдеспала няня, а свет проникал из единственного окна в прихожей.
Пространствооткрытое и незащищённое, за порогом текла жизнь московской окраины.
Вэтой отделённой от остальной части квартиры можно было читать, размышлять.
БратьяМихаил и Фёдор были чрезвычайно дружны до самой смерти Михаила в 1864 году.
Особенныйинтерес братья проявляли к литературе (впоследствии они вместе издавали журналы«Время» и «Эпоха»).
А.М. Достоевский вспоминал: «… Брат Федя читал сочинения исторические,серьёзные, а также и попадавшиеся романы.
Братже Михаил любил поэзию».
Вполную собственность братьев был отдан журнал «Библиотека для чтения», гдепечатались произведения А. С. Пушкина и В. А. Жуковского, В. Гюго и другихавторов, ставших для Фёдора Михайловича любимыми на всю жизнь».
Интереск литературе более всего сосредоточился у братьев на Пушкине. «… на Пушкинеони мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть», —вспоминал А. М. Достоевский.
СмертьПушкина близко совпала по времени со смертью матери писателя (27 февраля 1837года).
Фёдорговорил, что если бы не семейный траур, он просил бы у отца разрешение носитьтраур по Пушкину.
Передняявела в «Рабочую залу» или столовую — комнату желто-канареечного цвета с окнамина больничный двор и улицу Божедомку.
Здесьстояли ломберные столы для учебных занятий и чтения, обеденный стол, за которымсобиралась немалая семья лекаря Достоевского (во второй половине 1830-х гг. вней было уже семеро детей).
Вэтой комнате немало изображений первой половины XIX века памятников, связанныхс впечатлениями детства писателя — соборы Кремля, Троице-Сергиева лавра,Воскресенские ворота с особенно почитаемой москвичами часовней Иверской иконыБожией Матери. Вспоминая детство, Достоевский писал: «Каждый раз посещениеКремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным». Летом каждыйгод семья совершала паломничество в Троице-Сергиеву лавру, и возвращались,полные впечатлений, наслушавшись прекрасного монастырского хора, накупив подстенами монастыря деревянных богородских игрушек.
Этивпечатления обращали к «узнанию русской души, признанию духа народного».
Вполуосвещённой зале по вечерам, когда родители сидели в гостиной, няня АлёнаФроловна рассказывала детям сказки про Жар-птицу, Алёшу Поповича, Синюю бороду.
Этисказки побуждали детей к первым попыткам творчества. В своей «Автобиографии»Фёдор Михайлович отмечал: «Года в три, что ли, выдумал слагать сказки, да ещёмудрёные, пожалуй, замысловатые, либо страшные, либо с оттенком шутливости.
Яих запоминал...»
Детейдержали строго и рано начинали учить.
Фёдорвспоминал, как его уже четырёхлетним сажали за книжку и твердили: «Учись!».
Ипервым учителем была мать — Мария Фёдоровна.
Онаучила детей читать.
Первойкнигой для всех была одна: «Сто четыре священные истории, выбранные из Ветхагои Новаго Завета, в пользу юношества, Иоанном Гибнером».
Экземплярэтой книги Достоевский берёг как святыню, о чтении Библии он писал: «В первыйраз посетило меня некоторое проникновение духовное, ещё восьми лет от роду».
Наломберном столе в музее теперь лежит такое же издание 1815 года.
Онораскрыто на ветхозаветной «Книге Иова».
Вподготовительных материалах к роману «Подросток» есть запись: «Новых идей нет;идеи все одни и теже, начиная с Иова».
Этакнига упомянута и в романе «Братья Карамазовы». О ранних впечатлениях от «КнигиИова» в письме жене 1875 года он пишет:
«Читаюкнигу Иова, и она приводит меня в болезненный восторг… Эта книга… одна изпервых, что поразила меня в жизни, я был ещё тогда почти младенцем!»
Смежнаяс «Рабочей залой» тесная гостиная была окрашена в тёмнокобальтовый цвет.
Вгостиной сосредоточено мемориальное ядро музея — мемориальная мебель,принадлежавшая Достоевским: книжный шкаф, овальный стол и стулья из красногодерева.
КогдаМихаил Андреевич Достоевский уехал в имение Даровое мебель была перевезенатуда, и в 1920-х гг. первая заведующая музеем Вера Степановна Нечаева вернулаэту мебель на исконное место. Здесь стоят и дошедшие до нас бронзовые канделябры,очевидно, доставшиеся матери писателя в приданое.
Вгостиной висели большие пастельные портреты родителей Ф. М. Достоевского.
Теперьих место заняли фотокопии, снятые ещё при жизни писателя. Отец писателя МихаилАндреевич Достоевский (1789-1839 гг.) происходил из старого великорусскогорода, дальние его предки бояре Ртищевы. Фамилия Достоевских произошла отназвания села Достоева в Литве близ города Пинска, полученного в 1506 году вовладение Данилой Ртищевым, эмигрировавшим из Московского княжества.
Матьписателя Мария Фёдоровна Нечаева (1800-1837 гг.) — родилась в семье московскогокупца-суконщика, имевшего большое состояние, но потерявшего всё, когда ему в1812 году пришлось покинуть с семьёй горящую Москву.
Онахорошо знала русскую поэзию, имела склонность к литературе и обладала даромслова, о чём говорят дошедшие до нас письма.
Освоих родителях Фёдор Михайлович однажды сказал:
«Идеянепременного и высшего стремления в лучшие люди (в буквальном, самом высшемсмысле слова) была основной идей отца и матери наших, несмотря на всеуклонения».
Отгостиной исходило общее настроение в доме.
Всёзатихало в часы послеобеденного отдыха, который Михаил Андреевич проводил надиване.
Стихаловсё и во время вечерних занятий отца, когда он вписывал рецепты в «скорбныелисты» (истории болезней).
Тогдагостиная становилась рабочим кабинетом отца.
ФёдорМихайлович Достоевский был сыном врача, и тема врачевания не только телесного,но и душевного, духовного мира человека проведена писателем в образах князяМышкина, Алёши Карамазова. В гостиной Достоевских устраивались семейныемузыкальные вечера, обычно с участием холостого брата матери, который«артистически» играл на гитаре, да и сама Мария Фёдоровна также играла нагитаре, в доме всегда находились два инструмента.
МарияФёдоровна с братом разыгрывали романсы, русские песни.
Ноособенно памятны были семейные чтения.
Любимымчтением Фёдора были: «История государства Российского Н. М. Карамзина, поэзия ипроза А. С. Пушкина, исторические романы Вальтера Скотта, романы АнныРадклифф».
Полутёмнаяспальня за перегородкой гостиной напоминает о трагической судьбе материписателя Марии Фёдоровны Достоевской. Здесь она провела последние дни своейжизни, когда открывшаяся скоротечная чахотка сделала её положение безнадёжным.Здесь мать в последний раз благословила своих детей. Похоронили её наЛазаревском кладбище, расположенном неподалёку (полностью уничтожено всоветское время).
Передпамятью матери Фёдор Михайлович благоговел.
Наеё надгробном камне была выбита строка из Карамзина:
«Покойсямилый прах, до радостного утра».
Сболезнью и смертью матери семья распалась.
Младшиедети были приняты под опеку родственниками, Михаил Андреевич переселился вподмосковное имение Даровое, где вскоре скончался (или, по неофициальнойверсии, был убит крестьянами). Старшие братья в мае 1837 года по решению отцауехали в Петербург поступать в Главное инженерное училище.
Большев квартиру на Божедомке никто из Достоевских не возвращался. Очень скоро, в1839 году, глубокий и серьёзный духовный опыт отроческих лет подведётДостоевского к зрелому определению своего назначения:
«Человекесть тайна, и её надо разгадать и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то неговори, что потерял время.
Язанимаюсь этой тайной, ибо я хочу быть человеком». Московская квартираДостоевских в её пространстве (стены, печи) полностью сохранилась и ни разу неперестраивалась, поэтому музей Достоевского в Москве отличает очень высокаястепень подлинности. В 1979-1982 гг. в музее были проведены масштабныереставрационные работы.
Наоснове воспоминаний А. М. Достоевского, планов и чертежей XIX века былавосстановлена планировка помещений.
Впервыемемориальная квартира обрела подлинный исторический антураж. И, хотя экспозициямузея бытовая, в ней очевидны акценты на духовных событиях жизни Достоевского.
Назначениемузея — передать атмосферу, в которой формировалась гениальная личностьписателя.
Назначениеещё двух комнат, предоставленных Достоевским в середине 1830-х гг. в связи сувеличением семейства осталось неизвестным. В одной из них проходятлитературные и музыкальные вечера, здесь же представлена выставка лучшихиллюстраций к произведениям Достоевского «Образы Достоевского в иллюстрациях»таких художников, как Н. Верещагина, Д. Шмаринов, А. Ушин, С. Шор, А.Корсакова, Б. Заборов и др.
Вторую— составляет экспозиция «Мир Достоевского».
Праваяпостоянная часть этой экспозиции — «Достоевский 1860-1870 годы».
Еёцентр — рабочий письменный стол Ф. М. Достоевского 1870-х годов. Столмемориальный, перевезён женой писателя Анной Григорьевной из петербургскойквартиры Достоевских.
Заэтим столом были написаны главы из романа «Братья Карамазовы». На столе:журналы «Русский вестник» 1870-х гг., «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского,роман «Братья Карамазовы» издание 1881 года, мемории из коллекции А. Г.Достоевской — чернильный прибор, очки, визитные карточки, коробочка дляпапиросных гильз, принадлежавшие Фёдору Михайловичу.
Слева— книжный шкаф с «библиотекой» первых изданий произведений Ф. М. Достоевского.
Вшкафу также представлен «Иллюстрированный альманах» (СПб, 1848 г.) с иллюстрациями П. Федотова к рассказу Ф. М. Достоевского «Ползунков».
Этопервые иллюстрации к Достоевскому.
Настенах справа и слева фотографии Ф. М. Достоевского 1860-1870-х гг. Справа —небольшая выставка к 500-летию рода Достоевских. Здесь представлены подлинныефотографии жены и детей, братьев и сестёр, племянниц писателя.
Материалы,представленные в экспозиции Музея-квартиры Ф. М. Достоевского, составляют частьобширного, уникального фонда Достоевского, сосредоточенного в его родном городе— Москве, а именно в Государственном Литературном музее, филиалом которого с1940 года является Музей-квартира Ф. М. Достоевского. Последние три десятилетиязаведующим Музеем-квартирой является заслуженный работник культуры России,кандидат филологических наук Галина Борисовна Пономарёва.
Благодаряеё стараниям и заботам, музей Ф. М. Достоевского стал гостеприимным домом длявсех людей, ожидающих встречи с Достоевским. Для них проводятся экскурсии,лекции, научные заседания, вечера. За долгие годы здесь побывали тысячи людейразных поколений со всего мира.
Отечественныеи зарубежные учёные-гуманитарии, исследователи творчества Достоевского, егобиографы, писатели, священнослужители, деятели культуры — артисты, скульпторы,художники — принимали участие в заседаниях, вечерах, «круглых столах».
Состоялисьвстречи с потомками писателя:
А.Ф., Д. А., А. Д. Достоевскими, Е. А. Ивановой, Л. А. Спивак. С 1980-х гг. вмузее проводятся ноябрьские вечера, посвящённые годовщине рождения писателя, ипроходят они в течение месяца, начиная с 11 ноября.
Вэтот вечер собравшиеся присутствуют при «реставрации» какого-либо события изжизни юного Достоевского, будь то чтения Пушкина, Карамзина, библейской книгиИова, освящение жизни и истории Москвы Достоевского, Мариинской больницы и т.д.
10февраля в годовщину смерти писателя обычно устраиваются доклады, дискуссии назаседаниях, «круглых столах».
Первыймузей Достоевского поддерживает творческие, профессиональные связи с другимимузеями Достоевского (теперь их семь) в Петербурге, Старой Русе, Омске,Семипалатинске, Новокузнецком, селе Даровое. Среди многочисленных печатныхтрудов бывших и ныне действующих сотрудников музея — капитальный труд«Библиография произведений Ф. М. Достоевского и литературы о нём. 1917-1965 г.» (Москва, 1968). Более полно об истории создания Музея-квартиры Ф. М. Достоевского, детских июношеских годах жизни великого писателя можно прочитать в замечательной книге«Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве» (автор — Г. Б. Пономарёва. Москва.Издательство «Паломникъ», 2002 г.).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.openmoscow.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Биография Иммануила Канта. Догматические и критические этапы творчества
Реферат Договор купли-продажи Понятие и
Реферат Media And Democracy Essay Research Paper Media
Реферат 29. Продовження
Реферат В последние годы появилась необходимость в преодолении распространенного в России интеллектуального, в том числе, компьютерного, пиратства
Реферат The Importance Of Solitude In A Relationship
Реферат Поиск границы между востоком и западом english
Реферат Внешнеэкономическая деятельность металлургических предприятий
Реферат Medeval Life Essay Research Paper Medieval towns
Реферат Проектування безвідходного виробництва з використанням біоконверсійних технологій утилізації відходів тваринництва
Реферат Способы искусственного осеменения животных
Реферат Экохимия
Реферат Организация наблюдений и контроля загрязнения атмосферного воздуха
Реферат Ii медицинская генетика глава Наследственные болезни, общая характеристика
Реферат The Sight Of Science Essay Research Paper