На городской олимпиаде помосквоведению в 1999году участникам было предложено следующее занятие намышление:
Представьте, как могло быть организовано движениетранспорта в Москве 1920-х годов.По Вашему мнению, о какой улице в таком случаеидет речь в путеводителе «Москва.Спутник туриста»(М,: Физкультура испорт,1930)? Обоснуйте свой ответ.Как точно называлась эта улица в 1930-м году?Сколько раз она переименовывалась?
«Эта улица с наиболее сильным движением вМоскве, является улицей тяжелой промышленности; здесь находятся управления,представительства и магазины таких трестов и синдикатов, как МосковскийМашинотрест, Автотрест, Госшвеймашина, Продасиликат, Нефтесинди и.т.д.Всюду навитринах магазинов машины, радиочасти и.т.п.; особенно интересна витрина магазина»Шарикоподшипник", очень убедительно показывающая выгодностьприменения шарикоподшипников".
В 1930 году крупнейшим транспортным узлом былжелезнодорожный.Наиболее вероятным представляется выбор учащимися «площадитрех вокзалов», т.к. в 1930 году в СССР не входили ни республикиПрибалтики, ни часть Украины, Белоруссии и Молдавии.Основной пассажиропоток шелвглубь России, что было связано также с программой индустриализации.Исходя из этого, правильнымответом будет «МЯСНИЦКАЯ УЛИЦА», в то время сохранившая своеисторическое название.
В декабре 1934 года, направляясь к Колонному залу, поМясницкой прошла траурная процессия за гробом убитого в ЛенинградеС.М.Кирова.Вскоре улица будет переименована в «улицу Кирова».Здесьможно заметить, что история с переименованием также в определенной мере связанас положением этой улицы как, как основной транспортной магистрали.
«Главной» улицей Москвы ХY111-XX вв. принято считать Тверскую, и это имеет свое историческоеобьяснение-дорога к северной столице.Однако то, что в черте Москвыжелезнодорожное сообщение с Петербургом не совпадало с линией Тверскойулицы, создало условия для смены статуса этой магистрали и выдаижению на первыероли Мясницкой улицы.Последняя постепенно становилась улицей купеческих контори магазинов.В 1920-е годы Мясницкая фактически стала главной улицейМосквы.Здесь можно вспомнитьт стихотворение Владимира Маяковского «ОМясницкой, о бабе и всероссийском масштабе»(1921 год) Неудивительно, что вИнституте внешкольной работы Главнауки именно Мясницкая была выбрана обьектомкраеведческого исследования, ставшего своебразной классикоймосквоведения:«Есть в Москве небольшой кусок земли -узкий и короткий-занимает деловая улица Москвы -Мясницкая.Каждая вывеска или витрина являетсязаголовком страницы, а вся улица — громадной главой книги, повествующей обусилиях и достижениях промышленности СССР».
В 1920-е планировалась и начала осуществлятьсяграндиозная реконструкция улицы:«На углу Милютинского переулка стоялацерковь Евпла. Металлические и строительные тресты подняли в 1925г. вопрос опостройке на этом месте небоскреба для своих контор.Известный архитектор Щусевписал: „Созидательный дух революции и красоту от уродства отделит, икрасоту защитит“.Он считал, что Мясницкую улицу, эту уродливейшуюмагистраль Москвы такие памятники старины, как церковь Евпла, Ему возражал впечати руководитель строительства в Москве:»Мясницкой не нужны ницеркви.ни больницы.Мясницкой нужны многоэтажные дома из железа и зеркальных стекол: побольшестекла, поменьше камня.Мясницкой нужны витрины, заставленные машинами и залитыесветом" (Родин… С.44-45)
Еще генпланом 1935 года было решено: пробить для разгрузкиулицы Кирова Новокировский проспект, улице же оставить функции магистралиместного значения.Но план этот был реализован лишь в наше время, так как уже кконцу трицатых годов по «геополитическим» соображениям интерес ксеверным и восточным направлениям сменяется интересом к направлениям западномуи южному.Из железнодорожных вокзалов доминирующими становятся Киевский иБелорусский (последний станет культурным символом 1940-х годов), так что статуспарадной витрины возвращается к Тверской (улице Горького), а в 1960-е онприходит к проспекту Калинина.
И с архитектурной, и с социокультурной точек зренияМясницкая улица осталась своеобразным памятником 1920-м годам, как временикрутой ломки и подчинения жизни рациональному плану(последнее не скажешь опомпезном облике сталинской Тверской).Она и сейчас, в общем, соответствуетособенностям указанным А.Ф.Родиным, в том числе и своими поворотами.Здесьвозможно обсудить с учащимися характер Москвы, как «города -растения»(термин Аполлона Григорьева), улицы которого, как побеги, растут от церви кцеркви.И сделать это можно в связи с тем, что на Мясницкой стоит один из лучшихпамятников московской архитектуры 1920-30х годов,-зданиеНаркомлегпрома, архитектора Ле Корбюзье и Н.Я.Колли(здание наиболее известно посвоему хозяину с 1959 года- ЦСУ СССР).
В качестве материала для обсуждения можно предложитьтеорию Ле Корбюзье о" дороге ослов" и «дороге люде»( ЛеКорбюзье.Архитектура ХХ века.М.: Прогресс.1970):
Человек идет по прямой, потому что знает, куда идет, потомучто у него есть цель.Осел идет зигзагом, сворачивает, чтобы обогнутьпрепятствие, подьем, или просто для того, что бы идти в тени- он идет по линиинаименьшего сопротивления.Именно «осел» начертил план большинстваевропейских городов, с их извилистыми улицами, для которых рытвины, бугры, любойручеек, становились непреодолимой преградой.Но современный город требует прямыхлиний, так что на смену поэтическому вдохновению кривыми улочками, как на сменусамим этим улочкам, должно придти восхищение прямизной улиц и планомерностью.
Предложите ученикам сформулировать собственную позицию вэтом вопросе, пусть они подкрепят ее примерами: от поэтических образов дострогого расчета.После обсуждения предложенного конкретного задания можнообратить внимание учеников на схему уличного движения в вашем районе.Предложитьим обсудить возможные изменения статуса знакомых им или близлежащихулиц, необходимость планомерной реконструкции города, воспользовавшись историейМясницкой улицы, как прецедентом.
к, ф, н, А.Трошин,
с.н.с. МИПКРО
,