МоскваПатриаршая
Советское времяРеферат по москвоведению Пичугиной Марии
Школа № 1276
Москва, 1997
«Никакие церкви и религиозные общества не имеют прававладеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. Все имуществасуществующих в России церквей и религиозных обществ объявляются народнымдостоянием...»
Эти строки приведены из декрета «Оботделении Церкви от государства и школы от Церкви», опубликованного 23 января(5 февраля) 1918 года. Планомерное уничтожение и разграбление церковного имуществаначалось с первых же месяцев Октября 17 года. До революции эти действиярассматривались как кощунство и тяжкое преступление, Советская власть сделалаих узаконенными и даже почетными.Религия оказалась несовместимой с коммунизмом, Церковь была заклеймена иявлялась пережитком прошлого. И это в 18 году, когда по статистическим данным2/3 крестьянского и 1/3 городского населения были верующими и регулярнопосещали богослужения. Но это, очевидно, не смущало. В.И. Ленин в инструкциичленам Политбюро писал: «Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятиецерковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можемобеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. Без этогофонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственноестроительство в частности совершенно немыслимы… Мы должны дать именно теперьсамое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавитьего сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забывали этого в течение несколькихдесятилетий»[1]
За словами незамедлительно последовалидействия: в январе 1918 года вышел декрет ВСНХ о золоте и платине. Изделия иззолота весом более 16 золотников переходили в собственность государства. Музеи,церкви, монастыри были обязаны предоставить в месячный срок опись всехнаходящихся в их ведении золотых изделий. В декабре 1918 года по распоряжениюМоссовета во всех храмах Москвы комиссиями было произведено взвешивание иописание серебряных риз, богослужебных сосудов, окладов, крестов. Но это былатолько прелюдия к грабежу московских храмов в 1922 году. Из Спасо-Андрониковойобители вывезли 5 фунтов золота, 28 пудов серебряных предметов, 625бриллиантовых, 125 алмазных камней, более 2 пудов жемчуга. 24 марта 1922 годаполностью разорен Чудов монастырь. Из собора Василия Блаженного вынесли 24 пудасеребра, из храма Христа Спасителя более 34 пудов. В общей сложности из церквейКремля было вывезено более 57 пудов церковных ценностей: кадил, лампад,серебряных риз, окладов Евангелий. Новодевичий монастырь потерял 20 пудовсеребра, 47 бриллиантов, 97 алмазов, 61 сапфир.
А в декабре того же 1922 года Москвастала столицей только что образованного СССР. Москва — столица «первого в мирепролетарского государства», «первый на планете социалистический город».Началась эпопея по переделке Первопрестольной в соответствии с её новымстатусом. В 1922 году была снесена часовня — памятник во имя св. Александра Невского, котораярасполагалась напротив гостиницы «Националь», была воздвигнута в 1883 году вчесть победы в русско-турецкой войне. В 1925 году разобрали церковь АрхидиаконаЕвпла на углу Мясницкой и Милютинского переулка. Летом 1927 года былиразобраны Красные ворота, часовня преподобного Сергия Радонежского у Ильинскихворот, церковь Рождества Богородицы на углу Столешникова переулка и Петровки. В1928 году была разрушена и вывезена в неизвестном направлении церковь ПраскевыПятницы на Охотном ряду. Церковь называлась «у старых поль»; сохранилисьсведения, что именно здесь проводились судебные поединки по назначениюстаромосковского правосудия. Её судьбу разделила колокольня Казанского собора,церковь Трех Святителей на площади Красных ворот, колокольня церквиБлаговещения на Тверской, Иоанна Предтечи на Пятницкой. При составленииГенерального плана новой социалистической Москвы действовал принцип: на местецеркви должна стоять школа. Снос шел куда быстрей, чем строительство.
В 1929 году положение Церкви обострилось.В начале года за подписью Кагановича наместа была отправлена директива, в которой подчеркивалось, что религиозныеорганизации являются единственной легально действующей контрреволюционнойсилой, имеющей влияние на массы. Этим фактически была дана команда к широкомуприменению административных и репрессивных мер в борьбе с религией. Началсямассовый арест священников, повсеместное закрытие церквей. В Москве из 500действующих храмов к 1 января 1930 года оставалось 224, а через 2 года только87. В 1929 году была проведена самая кощунственная акция XX века — антирождество, а в 30-ом — антипасхальная кампания. Былаопробована взрывная техника: так исчезла часовня Иверской Божией Матери,двухшатровые Воскресенские ворота Китай-города, 25 московских монастырей: Чудови Вознесенский (в Кремле), Сретенский, Скорбященский, Богоявленский на Никольской,Страстной, Никитский, Симонов. Симонов ставропигальный мужской монастырь,основанный еще в 1370 году, считался одной из крупнейших обителей: к 1917 годуна территории монастыря находилось 7 храмов с 11 престолами. Закрытый в 1923году, в 1930-ом был взорван. На месте монастыря в 1932-37 гг. был построенДворец культуры автомобильного завода им. Лихачева. Еще более страшной акциейСоветского правительства стало разрушение храма Христа Спасителя на Волхонке. Смомента его открытия 7 июля 1883 года, он являлся символом православия вМоскве. На бронзовой доске, заложенной в фундамент храма при строительстве,были выгравированы слова: «Господи Спаситель наш! Прииди с высоты Святыя Твояна место сие, избери его в жилище Себе и благослови дело рук наших». И в годыреволюции он продолжал оставаться главным среди Московских церквей. В августе1917 года здесь проходили заседания Поместного собора, а в ноябре выборыпатриарха Всея Руси. Дело сноса храма началось в злополучном 1922 году собъявления конкурса на лучший проект Дворца Советов, в 1931 году был созданСовет строительства Дворца при Президиуме ЦИК СССР и специальный Временныйтехнический совет, на заседании которого в мае и было вынесено предложениевозвести здание на месте храма на Волхонке. 16 июля 1931 года на заседании поделам культуры при Президиуме ВЦИК под руководством П. Смидовича было приняторешение об уничтожении храма. «Ввиду отвода участка, на котором расположен храмХриста Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать иснести»[2].5 декабря 1931 года в полдень прогремел первый взрыв. Хватило 45 минут, чтобыпревратить храм в руины. До мая 1932 года бетоноломами и с помощью взрывовкрушили своды коридоров и подвалов, оставалось разобрать восьмиметровыйфундамент и старинную церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Башмакове,стоявшую рядом с храмом. Дворец Советов построен так и не был, помешала война.Вырыли лишь котлован, где позже построили бассейн «Москва» — «огромную лужу» вцентре столицы. 31-32 гг. ознаменовались сносом известных старых московскихцерквей: Николы Чудотворца в Воробине, Стефана за Яузой, Троицы в Зубове,Пимена в Пименовском переулке. За эти годы было разрушено 426 храмов из 846,существовавших в Москве к 1917 году.
Советское правительство совершало надрелигией насилие за насилием. То небольшое выжившее количество церковныхсооружений использовалось в качестве мастерских, складов, подсобных помещений.В церкви Большого Вознесения у Никитских ворот была проломлена стена и устроенгараж, в церкви Нерукотворного Спаса помещался гальванический цех. Трагическисложилась судьба церкви Всех Святых на Кулишках, основанной «в память всехубиенных» в битве на Куликовом поле. Существует предание, что в этом храмемолился сам св. Князь Дмитрий Донской перед сражением. В 1930 году Всесвятскуюзакрыли, священника арестовали, на колокольне был повешен красный флаг. Церковьбыла обращена в филиал НКВД, в её подвалах постоянно велись расстрелы, о чемсвидетельствует огромное количество найденных гильз. Только в 1975 году зданиебыло передано в ведение Музея истории и реконструкции Москвы. Послеминимального ремонта в храме размещалось в течение 70-80-х гг. Гастрольбюрофилиала Москонцерта. Не менее страшная судьба постигла Новоспасский мужскоймонастырь, расположенный на Крестьянской площади. В 1918 году — закрыт, обращенв концлагерь, затем в тюрьму, позднее в нем располагались различные учрежденияи предприятия. В 1930 году обитель Свято-Данилова монастыря была закрыта,насельники расстреляны или сосланы в лагеря, на его территории размещенприемник для детей репрессированных. Разорен Даниловский некрополь. ПрахГоголя, Языкова, Рубинштейна, князей Черкасских был перенесен на Новодевичьекладбище, остальные могилы были отданы на поругание. Часть территорииСвято-Данилова монастыря перешла заводу холодильных машин.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Москва XX век» фотоальбом подредакцией Корнеева
Москва, «Планета», ТОО «Кузнецкий мост», 1993
2. «История русской православной церкви в1917-1980 гг.» Протоирей Владислав Цыпин Московская Патриархия, издательскийдом «Хроника», 1994
3. «ОтделениеЦеркви от государства в СССР// Полное собрание документов, ведомственныхраспоряжений и определений Верховного суда РСФСР и других СоветскихСоциалистических республик» Гидулянов П.В. Москва, 1926
4. «Возрожденныесвятыни Москвы» Альманах «ПамятникиОтечества» №37 (1,1997)
5. «ПравославнаяМосква» Справочник действующихмонастырей и храмов Издательствобратства святителя Тихона, 1995
6. «История Москвы в памятниках культуры» Т.А. Молокова,В.П. Фролов «Московский лицей», 1997
7. «Храм Христа Спасителя в Москве. Страницы жизни игибели.» Москва, «Планета», ТОО «Кузнецкий мост», 1992
[1] «Наш современник» 1990год №4 (стр.167-169)
[2] «Известия» 13 июля1931 года