Заселениетерритории будущей Москвы началось в эпоху неолита (новый каменный век).Человек появился здесь в ту пору, когда ледник, покрывавший больше половиныЕвропы, начал медленно отступать на север, оставляя на своем пути огромныевалуны, болота и пески". Древнейшие поселения 3 тысячелетия до н.э.обнаружены в окрестностях Москвы (с. Льялово на р. Клязьма) и на нынешнейгородской территории (Щукино, Коломенское). Здесь жили рыболовы и охотники, которымбыли известны еще только орудия из камня и кости: топоры, ножи, рыболовныекрючки, наконечники стрел. Из глины они делали сосуды для варки пищи, которыезатем обжигали на костре и украшали причудливыми орнаментами. Селились в легкихшалашах по берегам рек и озер.
ВВ бронзовом веке (во 2 тысячелетии до н.э.) территория Москвы была заселенапредставителями так называемой фатья-новской культуры. Фатьяновские могильникиобнаружены в Московской области, а также и в Москве (Давыдково, Тушино, следыпоселения на Воробьевых горах, отдельные предметы в других районах Москвы). Вместах, где обитали эти племена, находят захоронения, обычно расположенные кюго-востоку от Москвы. В них встречаются тщательно отполированные каменныетопоры, по форме напоминающие древнерусскую ладью, бронзовые украшения, ожерельяиз костей и зубов медведя. Первый могильник такого типа был найден в селеФатьянове, отчего эта археологическая культура и получила названиеФатьяновской. Фатьяновцы были скотоводами и занимались разведением лошадей, коров,свиней и другого скота.
Первыеукрепленные городища с валами и рвами возникли в местности, которую теперьзанимает Москва, в эпоху раннего железа. В черте современного города найденосвыше 10 поселений, что свидетельствует о значительной концентрации населения вэто время на территории будущей Москвы.
Территориянынешней Московской области в то время была покрыта неукрепленными селищами иукрепленными городищами — маленькими поселениями, окруженными рвами и валами.На валу размещалась деревянная ограда — тын. Часто городища образовывались навысоких мысах, которые образовывались при впадении в реку какого-нибудьпритока. Жители городищ были в основном скотоводами, некоторые переходили кпримитивному земледелию, обрабатывали почву мотыгой, существенна была рольохоты. Болотные руды, находившиеся на поверхности земли, давали необходимоесырье. Из железа изготовлялись ножи, серпы, наконечники для стрел. Из глинылепили горшки и тигельки для плавки металла. Серебро и бронза служилиматериалом для разнообразных женских украшений.
Этидревнейшие городища относятся к дьяковской культуре (5 в. до н.э. — 7 в. н.э.),названной так по первому связанному с ней поселению, раскрытому археологами убывшего села Дьяково (в Коломенском).
Этопоселение имело местное название «Чертово городище» и представлялособой древнее укрепленное поселение на правом берегу р. Москвы, расположенноемежду оврагом и руслом Москвы. Хорошо сохранились земляной вал и ров. С 1864 г. городище неоднократно исследовалось. Помимо обычных находок, связанных с хозяйственнойдеятельностью, здесь найдены изделия первобытного искусства: глиняные женскиефигурки, костяные фигурка лошади и скульптурное изображение головы кабана, атакже клад бронзовых украшений.
Дьяковскаякультура была распространена в Волго-Окском междуречье, Верхнем Поволжье и впределах Валдайской возвышенности. На территории Москвы археологическиепамятники этого времени обнаружены в результате раскопок на Дьяковском, Кунцевском,Мамоновом (Андреевском), Сетуньском, Тушинском, Котловском, Капотнинскомгородищах, а также Филевском, Дьяковском (близ городища), Алешкинском, Андреевскомселищах. Следы Дьяковской культуры (керамика) обнаружены и в центре столицы — вКремле, и в ходе недавних раскопок на Манежной площади.
Дляпамятников Дьяковской культуры характерны глиняные грузики «дьяковатипа», глиняная посуда с сетчатыми отпечатками (на раннем этапе), различныеукрашения из цветного металла — подвески, бляшки, гривны и др. Населениевладело техникой обработки дерева, кости, металла, знало гончарное производствои ткачество. В ранних слоях преобладают изделия из кости. С развитиемметаллургии (с начала 1 тыс. н.э.) увеличивается число железных изделий (ножи, серпы,копья, кресала и др.). Наличие на поселениях привозных изделий (украшения сэмалью, римская фибула, золоченые стеклянные бусы и др.) свидетельствует освязях с населением южных степей. На городищах (поселок патриархального рода)обычно обнаруживаются следы жилищ (круглые полуземлянки, позднее — наземныепрямоугольные), загонов для скота, различных производств.
Кконцу существования Дьяковской культуры патриархально-родовые отношения началираспадаться. Для религиозных верований характерны культы предков и женскогобожества (богини плодородия).
Племенавосточной части территории, занимаемой «дьяковцами», были предкамимери, веси и других финно-угорских племен. Население западной части, вероятно, былобалтским. Верхние же горизонты культурного слоя дьяковских поселений обычно ужеславянские. Таким образом археологические находки наглядно показывают, чтоместо, на котором находится Москва, было насе лено уже 5 тысяч лет назад.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.historyofmoscow.ru/