Анатолий Павлов
Образныгербы подмосковных городов, где, как в истории, красками, символами запечатленароссийская культура — информация об уникальных памятниках архитектуры икультуры разных эпох, вобравших в себя сокровища народных промыслов — путеводителейсовременникам по истории края, родины...
Ксожалению, все эти города, объединенные когда-то Московской железной дорогой(по-современному), не имеют ни в одном гербе чисто железнодорожной тематики — никакихкрылышек или рельсов — убеждаемся мы, листая энциклопедию геральдики российскихгородов. Даже рожденные недавно, в 70-80-е и даже в 90-е годы, гербы-новоделыне содержат никакого упоминания о принадлежности городов Подмосковья к крупнымжелезнодорожным узлам, которые иногда полностью кормят жителей этих городов.Даже г.Железнодорожный, где, по литературным легендам, «легла на рельсы», грубонарушив Правила хождения по путям, дворянка Анна Каренина.
Современныепромышленные гербы Подмосковья пытаются в своих ярких образах отразитьначальные этапы индустриального хозяйства современной промышленности. Так, вгербе г.Воскресенска — химическая ретификаписная труба с ретортой,г.Красноармейска — что-то космическое вроде челнока «Шатл», у «закрытого»почтового города-завода Лыткарино — лазерная установка, у Балашихи — зубчатое,традиционное для многих городских символов в стране, колесо-шестеренка. Дажег.Люберцы, где расположена дистанция электроснабжения, не имеет четкого герба — какое-то смешение и шестеренок, и музыкальной лиры, и книги — источника знаний.
Другоедело древние старожилы — многовековые гербы классической геральдики — древней(старше Москвы) Коломны, на чьих колоннах до сих пор искусствоведы защищаютдиссертации по расшифровке древних символов города, старинного г.Бронницы сзабытыми царскими конюшнями в гербе — недаром город отодвинул от себяжелезнодорожную «чугунку», дав взятку строителям «Казанки» — лишь их «коня» незадел железный конь-паровоз.
Запуталсяв символах древний Загорск — вроде до 1991 г. имел революционное имя, поэтому с традиционными для советской власти шестеренками, колосьями, молотом исерпом… А с другой стороны, город-то до 1930 г. был старинным Сергиевым Посадом, за что в 1883 г и получил изображение монастыря, царскогобердыша от Ивана Грозного, так как был не только духовным, но и стратегическимцентром как фортификационное укрепление государственной власти. Потому этотгород — счастливый обладатель сразу двух гербов — 1967 г. и исконного, возвращенного на «городские ворота» в 1992 г. Кстати, и вышеупомянутый гВоскресенск — центр, слава богу, затухающей химической промышленности, сейчас икитайцы перестали интересоваться его удобрениями, вдвойне пострадал отразмещенных при Н.С.Хрущеве химических производств. С одной стороны, навекотравили чудесную пойму Москвы-реки, а с другой стороны, пришлось и древнийгерб подправлять: на фоне древнего образца 1781 г. пришлось срочно в 1987 г. «химии» добавить. В родном раменском гербе только елочки напоминаюто древности стоявшей на краю леса белокаменной княжеской церкви 1725 г.
Хочуостановиться на истинной, по всем геральдическим традициям, истории новогоподмосковного г.Дзержинский, которого железная дорога лишила рельсового пути в 1995 г., закрыв движение пригородных электричек по дороге, что строил знаменитый малолетка-бандитМустафа из старого к/ф «Путевка в жизнь». Помните, родители современных руководителейгорода и железной дороги, эту историческую ветку от платформы Панки до колониималолетних преступников им.Дзержинского?.. Как мне, железнодорожному краеведу,кажется, хотя бы из-за музейного предназначения эту «убыточную» дорогуследовало оставить в эксплуатации, а не отрезать от города, отдав деньгиводителям маршрутных такси. Здесь, в целях поддержания экономического смысла,можно было и организовать более жесткий «кондукторский» контроль, выпуститьукороченные составы, электроавтобусы, в конце концов, а может быть, иретропаровые экскурсионные поезда… Ведь на Московском узле нет более древнейисторической жемчужины, чем Николо-Угрешский монастырь, где и размещаласьколония малолетних преступников. Интересна и история электрификации ветки вдалеком 1939 г. Здесь и оригинальные фундаменты «раздельного» типа — сейчастакие «вновь созданные» авторские запатентованные конструкции устанавливают наскоростном октябрьском ходу, и древние мачты-семафоры на ст.Яничкино, чугунныеанкерные груза и медные несущие провода «в руку», что уже нигде не встретишь посети дорог. Удивительное место для ретробизнес-проектов!
Упущеннаядля экономики Московско-Рязанского отделения туристическая прибыль! Чем мы хужеретропоезда, что с двумя ночевками ходит по маршруту Севилья — Корда в далекойИспании?
Новернемся к истории герба г.Дзержинский. После 1917 г. древний монастырь отдали НКВД под колонию — детскую трудовую коммуну им.Феликса ЭдмундовичаДзержинского (кстати, какое-то время и министра путей сообщения). С 1932 г. возникший вокруг монастыря поселок стал самостоятельной административной единицей, а в 1981 г. вышел из-под контроля г.Люберцы и получил свой статус самостоятельного города. Здесьотразилось и двуличие советского строя — пока Угреша была насыщенакосмически-закрытыми оборонными предприятиями и в город шли «военные» деньги — еготерпели все, даже железная дорога, кстати, не убравшая из схемМосковско-Рязанского отделения забытую и отчасти демонтированную ветку, а после«перестройки» город отделили, дав возможность самому планировать городскойбюджет.
Ужезабыли имя администратора, утвердившего герб города, но герб получился на славу- истинно российским. К далекому 1380 г. (вот где седая история) относит насгерб г.Дзержинский, в щите которого помещено стилизованное изображение солнца,восходящего навстречу новой жизни из-за стен и ажурных башен Свято-Николо-Угрешскогомонастыря. Основан Дмитрием Донским в честь Святителя Николая. Сразу послемолитвы на Куликовом поле, накануне генерального сражения, князю,остановившемуся со своим войском на ночлег, в этом месте было знамение в образеэтого святого. Проявление божественной благодати укрепило Дмитрия в победе надЗолотой Ордой. Монастырь пользовался всенародной любовью и, в том числе,почитался царской семьей. Недаром древнею Угрешу называли «государственнымбогомольем» — ведь и сейчас более нигде вы не встретите столько святых мощейЧудотворца Николая Святителя, привезенную из Греции частицу мощей ИоаннаПредчети.
Именноздесь хранилась и часть сосны, на которой явилась Дмитрию чудодейственнаяикона. Монастырь, как церковная больница, несет здоровье приходящим к иконецелителя Пантелеймона. Здесь и памятник известному духовному скульпторуВ.Л.Клыкову, а Спасо-Преображенский собор (1880-1894 гг.) мужского монастырязатмит и известный собор Василия Блаженного. Грандиозный Преображенский собор,сооруженный архитектором А.С.Каминским, стал доминантой монастырского ансамбля.Неоднократно его посещал Патриарх Тихон, а 23 мая 2000 г. храм был вновь освящен, после частичной реставрации, Патриархом Московским и Всея РусиАлексием II. Остается только пожалеть, что большинство рядом работающихжелезнодорожников — даже из тех, что водили электричку к стенам древнейсвятыни, ни разу там не были, а часто и не слышал о ней, ведь по каналамтелевидения идет только заокеанская реклама американского образа жизни,которому всего-то 200 лет!
Такдревние и современные гербы отражают многовековую историю. Знакомство с нимипозволяет современникам лучше познать землю, на которой мы живем. Жаль только,что размер газетной полосы ограничен и не дает полностью отразить историюгербов железнодорожных городов, но мы не прощаемся и продолжим эту тему.
Список литературы
Родник№30 (16861) 4 августа 2010