--PAGE_BREAK--
Рис.4-Динамика собственных и заемных средств предприятия
Наибольший удельный вес в структуре капитала приходится на собственный капитал (69,4% и 65,4% в 2004 и 2005 году соответственно). Наименьший удельный вес приходится на заемный капитал (8,7%).
В течение 2003-2005 года в структуре капитала произошли следующие изменения: сумма собственного капитала увеличилась на 84%;
Заемный капитал уменьшился на 3,9% в связи с погашением долгосрочных обязательств;
Привлеченный капитал увеличился на 32,3% в основном за счет увеличения кредиторской задолженности за товары, работы, услуги.
В целом сумма капитала предприятия в 2005 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 7,9%.
--PAGE_BREAK--
Рис. 6 — Доля отрасли машиностроения в национальной экономике Украины
Рис. 7- Потребность рынка Украины в холодильной технике
Перспективы роста отрасли: как показывает динамика развития рынка предыдущих лет, отрасль уже преодолела свой экстремум и переходит в период стабилизации.
Рис.8– Структура промышленности АРК
Характеристика продукции:
Компрессорный тип холодильных машин
Охладители для розлива пивобезалкогольных напитков
Охладители различаются по месту установки. Отсюда и название- подстоечные и настоечные. Подстоечные охладители устанавливают под стойкой бара и не занимают пространство стойки. Их основным достоинством является высокая мощность. Также они различаются производительностью. Настоечные охладители устанавливаются на стойке бара. Эти модели более компактны и менее мощные, чем подстоечные. И подстоечные и надстроечные охладители еще называют проточными. Наиболее распространены и нашли широкое применение. Потребители сегодня отдают им приоритет потому, что охладители этого типа зарекомендовали себя с самой лучшей стороны во всем мире, они достаточно надежны и эффективны. Однако существенным недостатком аппаратов этого типа является большой подготовительный этап выхода на рабочий режим. Принцип работы охладителя заключается в следующем, компрессор сжимает специальный газ-хладон, который от этого нагревается. Поступая в конденсатор, газ остывает до комнатной температуры и переходит в сжиженное состояние. Сниженный газ поступает в испаритель, в котором давление гораздо ниже, чем к конденсаторе. Расширяясь, газ охлаждается. В результате температура внутри испарителя резко падает, и он отбирает тепло у воды, в которой находится змеевики с пивом. Завершается цикл тем, что газ вновь попадает в компрессор. Терморегулятор регулирует температуру в технологическом отсеке и этим самым регулирует включение или выключение холодильной машины в целом.
Сортность охладителя может быть от 1 до 12 сортов пива.
Охладители сухого типа
В последние годы проявляют большой интерес е охладителям сухого типа, считая их более перспективными. Такие охладители работают за счет пивных теплообменников, залитых в блок. Принцип их работы выглядит так: когда стартует компрессор, фреон начинает забирать тепло у алюминиевого блока, которое потом отдается пиву, За счет этого пиво охлаждается. Процесс охлаждения при этом происходит куда быстрее, чем в охладителе проточного типа. Инерционность таких охладителей составляет 3-5 мин, время выхода на режим 15-20 минут. Коэффициент полезного действия (КПД) «сухих» компрессионных теплообменников выше, чем у теплообменников «мокрых» охладителей. Перечислим основные преимущества охладителей сухого типа (по сравнению с проточными охладителями).1. Возможность контроля т регулировки температуры напитка на выходе за счет наличия индикатора температуры и терморегулятора (наличие «ледяного поля» водяных охладителей не позволяет оперативно менять этот параметр). 2. Отсутствие воды и дорогостоящих средств для ее циркуляции (постоянно работающая электромеханическая помпа в «водяных» охладителях создает дополнительный шум, увеличивает потребность электроэнергии, а при избыточном количестве льда возможна ее поломка). 3. Время выхода на режим составляет не более 15 минут («водяные»-60-300 мин). 4.Простота обслуживания и надежность в эксплуатации. 5. Малые габариты, удобство при торговле с передвижных точек. Сортность охладителя может быть от 1 до 2 сортов пива
Пост — миксы
По своему назначению оборудование для розлива и охлаждения напитков делится на премиксы — система розлива, которая охлаждается и насыщает углекислотой (процесс карбонации) готовый напиток-пиво, квас, сидр; пост-миксы -это система которая смешивает готовый сироп-концентрат с очищенной водой, насыщенной углекислым газом и охлаждает. Так производятся во всех закусочных напитки «Фанта», «Фиеста», «Спрайт». Сортность может быть от 1 до 6 выходов.
Льдогенераторы
В природе лед получается в холодной время, а льдогенераторы изготавливают его круглый год. Лед, который бывает кусковым или чешуйчатым, используется производствах, и в барах, и в магазинах. Выбор модели льдогенераторы зависит от того, где он будет установлен, какой требуется лед и каком количестве.
Кусковой лед часто добавляют в соки, коктейли и другие напитки, поэтому во многих ресторанах и барах устанавливают льдогенераторы кускового льда, который также называют кубковым, или формовым. В зависимости от модели льдогенератора форма льда может быть различной: кубики, усеченные конусы, цилиндры и т.п. Машины работают круглосуточно, а их производительность колеблется от 12 кг льда в сутки до 100 и выше.
Чешуйчатый лед применяется как в торговле, так и производстве. В холодильной витрине универсама рыба гораздо лучше выглядит и отлично сохраняется, если возлежит на специально приготовленной для нее подстилке из чешуйчатого льда, которая полностью охлаждается продукт и при этом не замораживает его. Такой лед обычно помещают на поддон закрывающимся пробкой отверстием. Когда лед начинает таять, через этого отверстие можно слить образовавшуюся воду. Обычно ледяная подстилка держится в течение двух-трех дней. Чешуйчатый лед можно использовать не только для демонстрации и хранения мяса, овощей и фруктов, икры, емкостей с блюдами в салат — барах, бутылок, бутылок со спиртными напитками и многого другого. Можно придать оригинальность «шведскому столу», соорудив горку из чешуйчатого льда, на крутых склонах которой разместить фрукты, йогурты и т.д. Чтобы получать этот продукт высокого качества и в большом количестве, необходимы льдогенераторы чешуйчатого льда. Они бывают и моноблочными, и отдельно установленными накопителями, что в ряде случаев удобнее. По сравнению с кубиковыми они оснащены более мощными компрессорами, обладают большей производительностью, и как следствие, стоят значительно дороже.
Холодильники для бочек КЕГ
Одним из способов охлаждения и розлива пива в Северной и Южной Америке является холодильник для бочек КЕГ. На европейском континенте такой способ пива не распространен из-за того, что такой продукции на рынке нет. Преимущество этого хранения и розлива пива, по сравнению с выносными охладителя пива, заключается в том, что КЕГи при розливе находятся при низкой температуре и пиво в КЕГах дольше хранится. Пиво при розливе через охладитель обычно разливается при высоких температурах окружающей среды. При розливе пива через холодильник для бочек КЕГ, происходит более высокое насыщение пива углекислотой (чем ниже температура, тем выше карбонация пива). Такой розлив пива будет приемлем для выносной торговли, а также для торговли в пивбарах. Конструктивно охладитель-КЕГ будет выглядеть, как холодильник на колесах. Объем холодильной камеры может колебаться от 100 до 200 литров, и будет помещать в себе от 1-ой до 4-ех бочек КЕГ. Температуры будет колебаться в диапазоне от +10 С до +100С.
Холодильные шкафы и морозильные камеры
Относительная стабилизация экономики и как следствие рост благосостояния граждан, вынуждает владельцев магазинов более ответственно подходить к выбору оборудования для хранения и демонстрации товара. Трудно представить себе магазин, бар, торговую палатку без холодильного шкафа, предназначенного для продажи продуктов и напитков. Отличительной особенностью, что при качестве и дизайне, равном шкафам зарубежных производителей, цена по сравнению с теми же аналогами ниже. Во всех моделях встроенный вентилятор обеспечивает циркуляцию воздуха, благодаря чему поддерживается постоянный уровень температур (+20…+80 С), даже при частом открывании холодильника. Благодаря специальной конструкции стеклянной дверцы, стекло не запотевает, и продукты всегда доступны для обозрения. К другим преимуществам еще можно отнести и самозакрывающиеся двери, и воздушное уплотнение, усиленное магнитным прижимом; и равномерное освещение продуктов внутри шкафа и рекламной панели; и автоматическое спаивание и принудительное вентиляторно-воздушное охлаждение; и индивидуальная комплектация полочками. Морозильные витрины (по желанию покупателя) комплектуются корзинами для выкладки товара. Все витрины комплектуются емкостями для слива воды после оттайки. Качество холодильных шкафов и морозильных камер обусловлено в первую очередь высоким уровнем заводской технологии и надежностью используемых комплектующих. Высокая степень технического совершенства всех узлов и механизмов, начиная от холодильного агрегата и заканчивая корпусом изделия. Каждый конструктивный элемент разработан с применением передовых технологий и выполняет строго определенные функции. Исключительно высокая стабильность температурных характеристик, практически не зависящая от внешних условий эксплуатации. Главной задачей, которую ставят перед собой конструктора ЗАО «УКснаб», является создание надежного и удобного в эксплуатации оборудования, максимально привлекающего внимание покупателя само по себе, а также представляющее выставленный товар в наилучшем виде.
Термоэлектрический тип холодильных машин
Термоэлектрические холодильные машины — это охладители безкомпрессионные и экологически чистые.
Работа термоэлектрического охладителя построена на эффекте Пельте. (Смысл эффекта, открытого в 1834 году французом Пельтье состоит в том, что, проходя между двумя пластинами охлаждающего элемента термоэлектрического охладителя, электрический ток изменяет температуру на обеих сторонах термопары, делая одну из них горячей, а другую холодной.) Сердцем термоэлектрических охладителей является термоэлектрический микроохладитель (ТЭМО). Набором определенного количества ТЭМО получаем один из элементов холодильной машины — компрессор. Нужно сказать, что в ТЭМО используется полупроводниковый материал на базе теллуридов (Соединения теллура с электроположительными элементами, соли теллуроводной кислоты Н2Те). ТЭМО имеет две керамические пластины, между которыми расположены столбики «Р» и «N» — проводимостью. После подачи постоянного тока на гранях ТЭМО создается разность температур 700С. (например, если на «горячей» стороне поддерживается температура 200С, то на «холодной» стороне температура составит- 500С).
Подобный класс охладителей имеет ряд характерных преимуществ. Термоэлектрические охладители работают без разрушающих озоновый слой хладагентов, в их конструкции отсутствуют целые наборы соединений, пайки, они более надежны, компактны, способны работать в экстремальных условиях.
Все вышеперечисленное делает термоэлектрические холодильные машины незаменимыми для применения во многих областях.
Масштаб отрасли: 4 предприятия действует на территории Украины.
Существующие системы сбыта:
Создание дистрибьюторской сети, представленной филиалами в различных городах Украины и за границей. Заключение оптовых контрактов с крупнейшими пивоварами за границей и практически со всеми работающими пивоваренными заводами Украины.
Ключевые факторы успеха:
-использование нового оборудования,
-НИОКР,
-Маркетинг,
-Исследовательская база,
-Финансовые ресурсы.
Оценку привлекательности отрасли проведем с помощью методики Харрисона, методики Томпсона и методики отечественных ученых
Методика Харрисона
Удельный вес
Рейтинг
Влияние поставщиков
0,1
5
Влияние потребителей
0,1
5
Тяжесть барьеров входа
0,1
1
Уровень конкуренции
0,15
3
Уровень и тип размеров государства
0,1
3
Влияние социально-активной группы
0,03
3
Отношение общества
0,03
5
Скорость нововведений
0,03
5
Влияние профсоюзов
0,06
3
Отношение финансовых организаций
0,09
5
Темпы роста
0,04
3
Доходность
0,1
3
Эффективность функционирования при спаде
0,1
3
К=0,1*5+0,1*5+0,1*1+0,15*3+0,1*3+0,03*3+0,03*5+0,03*5+0,06*3+ +0,09*5+0,04*3+0,1*3+0,1*3=3,59
Методика Томпсона
Удельный вес
Рейтинг
Размеры рынка
0,15
5
Прогнозируемый темп роста
0,2
3
Историческая и прогнозируемая прибыль
0,1
3
Уровень конкуренции
0,2
3
Возможные угрозы и шансы
0,15
3
Влияние сезонного и циклического фактора
0,05
3
Требование к уровню
0,1
5
Влияние среды
0,05
5
К=0,15*5+0,2*3+0,1*3+0,2*3+0,15*3+0,05*3+0,1*5+0,05*5=3,90
Методика анализа отрасли Оборской, Шерстневой
Балл
1.Прибыльность отрасли
3
2.Значение продукции для отрасли
3
3.Характер конструкции и число предприятий в отрасли
3
4.Темпы роста/снижения самой отрасли (барьеры, главные факторы технической, экономической и социальной фазы жизни товара)
5
5.Мощности (нехватка/излишек)
3
6.Уровень технологий
5
7.Конкурентоспособность технологии по отношению к мировой
5
8.Требуемый уровень качества для обеспечения конкурентоспособности товара
5
9.Стандартность продукции (отсутствие дифференциации)
3
10.Структура затрат на рабочую силу, материалы, сырьё
3
11.Организационно-управленческие особенности процветающих предприятий отрасли (длительность производственного цикла, специализация, кооперация, концентрация, централизация)
5
12.Каналы распределения
5
13.Финансовые системы (особенности оборота, источники финансирования)
3
14.Экологические ограничения
3
К=(3+3+3+5+3+5+5+5+3+3+5+5+3+3)/14=3,86
Действительное состояние и привлекательность отрасли наиболее правдиво отражает методика отечественных ученых (К=3,86). Именно она наиболее подходит для оценки украинских отраслей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что производство холодильного оборудования является достаточно привлекательной отраслью народного хозяйства Украины на данном этапе, также эта отрасль не является самой убыточной в стране.
Анализ конкуренции и конкурентная позиция предприятия
Рис.11- График стратегических групп
Рис.12- Доля основных конкурентов и анализируемого предприятия
Используем модель конкуренции М. Портера.
Характерные особенности рингов конкуренции по М. Портеру:
соперничество между продавцами (самое сильное);
соперничество продавцов и покупателей исходя из возможностей покупателей;
соперничество из-за возможностей поставщиков;
возможное соперничество из-за угрозы появления новых конкурентов.
«Центральный ринг конкуренции» — соперничество между фирмами – продавцами.
Следует отметить, что весь процесс конкурентной борьбы очень сложен и чаще всего имеет ценовой смысл. Неценовые варианты – особенные и все таки в конце концов перейдут в ценовые.
Продукция фирмы достаточно стандартная и предприятие имеет множество конкурентов, поэтому фирмы конкурируют между собой, в основном, посредством качества и цены.
Цели фирмы на этом ринге:
расширение ассортимента производимой продукции;
расширение рынка сбыта продукции;
технические новшества;
новые методы производства;
сервис, гарантии;
стимулирование покупателей;
поиск нового неповторимого для конкурентной борьбы товара.
Ринг «фирмы производители – потенциальные производители» — соперничество из-за конкурентных сил потенциальных продавцов.
Эта сила формируется от: прибылей на рынке, насыщенности рынка, наличия барьеров на выход в рынок, реакции фирм на появление новичков.
Барьеры на данном ринге:
старые производители имеют налаженную сеть сбыта продукции, своих постоянных потребителей;
завышенные издержки производства;
чтобы выйти, нужен большой масштаб производства во избежание риска, с большими начальными затратами;
предпочтения и привычки потребителей.
Конкурентные силы на данном ринге требуют изучения:
— возможной реакции «старых» фирм;
— скорости изменения спроса-предложения;
— возможных реакций потребителей;
— финансовых резервов старых фирм.
Ринг «фирмы-производители – поставщики сырья» — соперничество из-за силы возможности влияния поставщиков сырья.
Влияние поставщиков зависит от доли затрат на эти составляющие: если доля возрастает до такого уровня, что поставщик может существенно влиять на производственный цикл, то он может внести изменения в расстановку сил на конкурирующем рынке.
Силы конкурентной борьбы зависят от:
роли затрат на поставки;
веса поставщиков: конкурентный способ;
когда покупатель не важен для поставщика;
качество поставляемой продукции.
Ринг «фирмы-производители – покупатели» — соперничество из-за силы конкуренции как отражение возможностей покупателей.
Сила зависит от: числа покупателей, от численности продавцов и их характеристик, характеристики товара, экономит ли товар деньги покупателя.
Данный ринг будет характеризовать:
Большое количество покупателей, т.к. спрос превышает предложение;
Товар экономит деньги покупателя, т.к. отечественная продукция дешевле импортной при таком же качестве;
Отсутствие товаров заменителей.
Существующие барьеры входа в отрасль:
Необходимость поиска источника финансовых ресурсов, т.к. начало деятельности требует высоких финансовых ресурсов. Необходимость высоких издержек, для выхода на рынок. Для украинского менталитета характерно привыкание потребительских вкусов к уже существующему производителю, уже зарекомендовавшего себя на рынке.
Товаров-заменителей в отрасли не выявлено.
ЗАО «Укснаб» относится к фирмам –Виолентам –фирма, производящая массовый товар и устойчивая и доминирующая на рынке.
Условия функционирования:
-стандартный вид товара и стандартное производство
-широкий спрос на товар
Преимущества:
-устойчивость позиций
-возможность использовать эффект масштаба производства
-уровень качества
-достаточный уровень технических разработок
-преимущества сбыта
-полнота ассортимента
Проблемы позиции:
-вид товара
-загрузка мощностей
-ограничение спросом
-обязательно создание системы массового производства
-успокоенность своим положением
В целом мир функционирования предприятий (конкурентная среда) представляет из себя не клубок «змей», «хищников», а сообщество различных особей, каждая из которых играет свою роль в жизни системы. Так можно провести аналогии с животным миром.
Виоленты часто трактуются как львы, слоны, бегемоты – они тоже нужны, как и названные животные в природе.
2.3 SWOT-анализ
Таблица 22-Сильные и слабые стороны предприятия
Факторы, характеризующие предприятие
Преимущества
Недостатки
Менеджмент предприятия
Наличие моральной и материальной мотивации на предприятии, умелая кадровая политика, четкая производственная дисциплина.
Маркетинг
Стадия жизненного цикла товара – зрелость, использование рекламы, налаженные взаимоотношения с поставщиками и потребителями, налаженные сбытовые системы, развита сервисная служба.
Производство
Новые производственные фонды, Новое усовершенствованное оборудование, наличие опытной лаборатории, Проведение научно-технологических разработок.
Необходимость закупки импортных ресурсов по более дорогой цене, в связи с низким качеством отечественных ресурсов.
Финансы
Наличие собственных средств
Развитие за счет собственных средств
Кадры
Сосредоточить на предприятии наиболее квалифицированных ученых и ведущих специалистов отечественной холодильной отрасли, Регулярно проводится профессиональная аттестация и в зависимости от способностей присваиваются квалификационные разряды от третьего до пятого, на базе завода планируется открыть заочное отделение Одесского института холода, где будут обучаться около 300 студентов.
Издержки, связанные с проведением кадровой политики.
Таблица 23 — Возможности и угрозы внешней среды
Характеристики внешней среды
Возможности
Угрозы
экономическая среда
Уровень безработицы (наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов);
завоевание доли рынка, Низкая стоимость рабочей силы в стране (это наше природное преимущество.) Стоимость человека-часа в Европе находится на уровне 20-45 Euro/час, у нас — 0,5 Euro/час.
Экономическая нестабильность;
Уровень инфляции;
рост цен на исходное сырье;
Изменение курса нац. валюты к $;
Изменение ставок банковсих процетов.
политическая среда
-
Отмена свободной экономической зоны Сиваш и льгот;
Повышение налоговых ставок;
Законодательная нестабильность;
Нестабильность в регионах, где находятся рынки сбыта (реприватизация).
социально-культурная среда
Создание рабочих мест;
Поступление налогов в бюджет
Предприятие ЗАО «Укснаб» является градообразующим
снижение покупательной способности населения, в связи с экономической и политической нестабильностью в стране
технологическая среда
Развитие научно-технического прогресса. Разработка инновационных технологий западными производителями.
Низкое развитие отечественных НИОКР
3. Предложения по разработке элементов экономической стратегии предприятия
3.1 Конкурентное преимущество
Конкурентные преимущества, основанные на экономических факторах:
Объективные факторы: большая и растущая емкость рынка, невысокая чувствительность потребителей к изменению цен, отсутствие товаров-заменителей, слабая цикличность, низкая стоимость рабочей силы в стране, соответствие цены и качества. Эффект опыта: внедрение инноваций в производственные процессы, проведение научно-технологических разработок, эффективное использование труда в следствии специализации по видам и методам работ, оптимальная загрузка оборудования, сосредоточение на предприятии наиболее квалифицированных ученых и ведущих специалистов отечественной холодильной отрасли, эффективное использование труда в следствии умелой корпоративной политики (в рамках компании существует организация обладателей знаков отличия). Возможность изыскания эффективного использования источников финансирования (вложение фин.ресурсов в развитие производства).
Технические (технологические) КП: наличие импортного нового высококачественного оборудования, ведение научно-технологических разработок, создание опытной лаборатории. Для экспорта изделий в Европу, на них получен знак СЕ — международный знак европейской электробезопасности, а это свидетельство высокого уровня производимых изделий.
КП, определяемые хорошей информированностью: наличие обширной базы данных о продавцах, потребителях, рекламной деятельности, инфраструктуре рынка в Интернете и периодических изданиях (журнал «Бизнес»).
КП, основанное на географических факторах: выгодное месторасположение в промышленном районе (г.Красноперекопск) с развитой инфраструктурой и с близким расположением транспортных и морских путей.
3.2 Анализ возможностей применения стратегий
Товарная стратегия
Для данного предприятия целесообразна стратегия дифференцированных цен, т.к. необходимо увеличение объемов производства и увеличение прибыли соответственно.
На предприятии применяется оптимальная стратегия ценообразования на основе затрат.
Целесообразно применение инвестиционной стратегии.
В виду перспективности этого продукта ЗАО «Укснаб» необходимо налаживать серийный выпуск охладителей сухого типа, даже несмотря на то, что они являются наиболее сложными и трудоемкими в производстве из всех типов холодильного оборудования.
Стратегия инновационной деятельности целесообразна, т.к. на предприятии отличный научно-технологический потенциал, который необходимо развивать и в который необходимо вкладывать финансовые ресурсы. Проведение создания, разработки и внедрения собственного оригинального стенда по проверке и настройке терморегуляторов, не имеющий аналогов в Европе. Стенд позволяет плавно регулировать терморегуляторы в широком диапазоне температур за счет использования термоэлектрических микроохладителей (технологиями в области изготовления термоэлектрических материалов владеют только США и бывший СССР).
Стратегию на рынке ценных бумаг не целесообразно применять, т.к. предприятие закрытое акционерное общество, акции которого не вращаются свободно на рынке.
На предприятии оптимальная стратегия управления персоналом.
Стратегия внешнеэкономической деятельности целесообразна, т.к. предприятие планирует занять первое место в мире по производству холодильного оборудования
3.3 Элементы экономической стратегии предприятия
Инвестиционная стратегия
Таблица 23- Калькуляция на единицу изделия
№ п/п
Наименование статей затрат
Грн.
1
Термоэлектрический микроохладитель
870
2
Терморегулятор
343
3
Помпа
100
4
Жесть
80
5
Фурнитура
90
6
Корпусные модули
52
7
Контактная группа
20
8
Алюминий
55
9
Крепежные изделия (болты, гайки, скобы, шайбы и т. д.)
1,0
10
Кабельно – проводниковые комплектующие
6,1
11
Гофрокартон
2,4
12
Полиэтилен
0,5
13
Амортизационные отчисления
30
14
Электроэнергия
50
15
Заработная плата
33,6
16
Внутрипроизводственные расходы
230
17
Налоги
120
Себестоимость
2083,6
В общих чертах технологический процесс изготовления охладителя сухого типа выглядит так:
-Изготовление единого моноблока из термоэлектрического микроохладителя, ванны и алюминиевого наполнителя;
-Монтаж на моноблок терморегулятора и помпы;
-Монтаж облицовочных корпусных модулей и фурнитуры;
-Испытание готового изделия;
— Упаковка готового изделия.
продолжение
--PAGE_BREAK--