--PAGE_BREAK--2. Расчет необходимого капитала 2.1 Определение потребности в трудовых ресурсах
Структура системы управления организацией — упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Структура системы управления является формой разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей организации.
Элементами структуры являются отдельные работники и службы аппарата управления; отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые могут носить линейный и функциональный характер.
Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.
Организационная структура данного предприятия выглядит следующим образом:
Рисунок 1. Организационная структура ООО «СПБ-плюс».
Основу персонала составляют работники с учётом следующих требований:
· возраст, профессиональная подготовка;
· специфические критерии отбора персонала для работы с клиентами.
Представим весь персонал в таблице.
Таблица 2. Сводная ведомость численности персонала
Коммерческий директор осуществляет руководство хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия в области материально-технического снабжения и сбыта продукции. Организует участие подчиненных ему служб и структурных подразделений в составлении планов закупки и реализации продукции, а также в разработке стандартов по материально-техническому обеспечению качества продукции, сбыту готовой продукции. Обеспечивает выполнение обязательств по поставкам продукции (по количеству, номенклатуре, ассортименту, качеству, срокам).[]
Бухгалтер занимается обеспечением своевременного, полного и достоверного учета денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, издержек производства, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в соответствии с установленными правилами.
Менеджер по закупкам — это специалист, который снабжает организации необходимым товаром (сырье, продукты), исследует рынок закупаемого, проверяет и выбирает поставщиков, решает транспортные и таможенные вопросы. Менеджер по продажам занимается планированием и разработкой методик по поиску покупателей, по технике продажи, контролем над процессами продажи на каждой стадии. В общем случае, менеджеры координируют и направляют все виды продаж, включая заказ, его подготовку и проверку, определяют ценовую политику предприятия, осуществляют контроль над торговым персоналом, лично сопровождают сделки с клиентами, контролируют прибыль и потери, определяют стандарты отчетности, составляют общий консолидированный отчет, координируют рекламные акции, способствующие продвижению товаров, и т.д.
Технический специалист (инженер) проверяет качество закупаемого оборудования, производит пуско-наладку оборудования, при возможности устраняет дефекты, сопровождает гарантийный ремонт.
Логист организует доставку товара и его складирование, занимается разработкой выгодных схем поставок, анализирует рынок транспортных услуг, проводит расчеты, ищет надежных партнеров, координирует действия с производителями, отделом продаж, складами, готовит документы для таможни. Хороший логист всегда найдет способ доставить товар в нужное место к нужному времени и с минимальными затратами. В случае форс-мажорных обстоятельств (задержка самолета, ремонт автодороги, поломка поезда, проблемы с таможней) у него есть запасной путь.
Системный администратор контролирует использование сетевых ресурсов, организует доступ к локальной и глобальной сетям, устанавливает ограничения для пользователей, обеспечивает своевременное копирование и резервирование данных, участвует в восстановлении работоспособности системы при сбоях и выходе из строя сетевого оборудования, проводит мониторинг сети, разрабатывает предложения по развитию инфраструктуры сети.
Контент- менеджер способствует продвижению и популяризации сайта в Интернете, следит за текстовым наполнением сайта, постоянным обновлением информации, осуществляет контроль над соблюдением посетителями правил пользования сайтом, выполняет работы по редактуре и корректуре материалов и их структурированию, включая дизайн оформления, исследует потребности и запросы посетителей сайта, отслеживает работу конкурентов, то есть сайтов со схожей тематикой, концепцией и содержанием.
Кладовщик определяет требование к материальным ресурсам, а также соответствие их качества стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам. Следит за наличием материальных ресурсов и готовой продукции на складах, осуществляет связь с поставщиками и потребителями, своевременно оформляет документы на отгрузку продукции. Участвует в разработке и внедрении стандартов по сбыту, контролю качества продукции, материально-техническому снабжению, организации транспортировки и хранения сырья и готовых изделий. Ведет оперативный учет. Участвует в проведении инвентаризации. Осуществляет контроль над соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей на складах, подготовкой готовых изделий к реализации. Оформляет необходимые документы, составляет отчетность по установленной форме.
Водитель взаимодействует непосредственно с отделом логистики и складом. Его основная задача – забрать товар либо от самого поставщика, либо из транспортной компании, и доставить его либо на склад, либо заказчику. Отвечает водитель за сохранность и своевременную поставку товара.
Уборщица осуществляет уборку служебных помещений, коридоров, лестниц, санузлов, удаляет пыль и моет стены, полы, потолки, оконные рамы и стекла, дверные блоки, мебель и ковровые изделия, чистит и дезинфицирует унитазы, раковины и другое санитарно-техническое оборудование, собирает мусор и относит его в установленное место, следит за наличием моющих средств и приспособлений.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Расчет потребности в основном капитале
Для дистрибьюторской деятельности не требуется специального оборудования. Самое главное – это оснащение необходимой офисной техникой и программным обеспечением. Также необходим автомобиль для перевозки товара. В нашем случае, приобретен автомобиль ГАЗ-33023 (ГАЗель- фермер). Расчет потребности в основном капитале рассмотрен в таблице 3.
Таблица 3. Потребность в основном капитале.
Амортизационные отчисления принимают линейный вид, т.е. равномерное перенесение стоимости основных средств (офисной техники, автомобиля) на себестоимость продукции в течении всего срока службы. Накопление амортизационных отчислений представлено в таблице 4.
Таблица 4. Амортизационные отчисления с основных средств.
Кроме оборудования и техники для возможности ведения профессиональной деятельности необходимо получение сертификата, позволяющего проектировать средства пожарной безопасности и подтверждение лицензий поставщиков. Стоимость получения сертификата документа оценивается в 100 тыс. руб. Для приобретения основного капитала был взят кредит в банке под 18% годовых на 5 лет. Погашение кредита происходит равными долями 1 раз в месяц (табл. 5).
Таблица 5. Погашение кредита.
Важное значение для экономической деятельности предприятия имеет степень использования основных фондов. В нашем случае нет смысла рассчитывать капиталоемкость оборудования (результат производства с одного рубля затрат основного капитала), так как ООО «СПБ-плюс» не производит продукцию, а занимается дистрибьюторской деятельностью.
Основными направлениями улучшения использования основных фондов являются:
· Повышение интенсивности работы офисной техники, в частности сервера (компьютера, на котором «выложен» сайт организации), а также постоянное обновление программного обеспечения;
· Оптимизация оперативного планирования;
· Повышение квалификации работников предприятия.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Расчет потребности в оборотных средствах
Для предприятия важно правильно определить оптимальную потребность в оборотных средствах, что позволит с минимальными издержками получать прибыль. Занижение величины оборотных средств влечет за собой неустойчивое финансовое состояние и, как следствие, снижение прибыли. В свою очередь, завышение размера оборотных средств снижает возможности предприятия производить капитальные затраты по расширению своей деятельности. Замораживание средств (собственных и заемных) в виде складских запасов обходится предприятию очень дорого, так как свободные денежные средства можно использовать более рационально для получения дополнительного дохода. На предприятии определение потребности в оборотных средствах должно быть увязано со сметой затрат на реализацию продукции. В ней следует обосновать закупку и реализацию конкретных видов продукции в нужном количестве и в определенные сроки.
Расчет потребности в оборотных средствах представлен в таблице 5.
Таблица 5. Расчет потребности в оборотных средствах за месяц.
Несмотря на большое количество вспомогательных показателей, основным тем не менее остается показатель срока окупаемости инвестиций. для его расчета используется итерационная формула, которая рассчитывает разницу между финансовым результатом и инвестициями, до тех пор, пока результат не превысит затраты.
Продукция ООО «СПБ-плюс» пользуется большим спросом. Пожарная безопасность предприятий в любой стране регламентируется и контролируется государством. Так и в России пожарная безопасность обеспечивается системой, основными элементами которой являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и граждане. Это важное понятие места и роли предприятия как одного из элементов системы обеспечения пожарной безопасности. Другими словами, государство наделило предприятия всеми правами в данной области и возложило на них соответствующие обязанности по предотвращению пожаров и противопожарной защите. Вся закупленная у поставщиков продукция реализовывается через розничную торговую сеть. По действующему законодательству, юридические лица могут производить взаимные расчеты в наличной форме, если сумма не превышает 2 млн.руб. Таким образом, мы можем легко регулировать сумму наличных денег в кассе, которые будут расходоваться на приобретение оборотных средств и для выдачи заработной платы работникам. Такая организация работы поможет избежать ненужных операций, таких как снятие наличных денег с расчетного счета фирмы и внесение остатка кассы на расчетный счет, которые требуют дополнительной оплаты в размере, установленном банком.
3. Расчет себестоимости единицы продукции
3.1 Смета затрат на производство
В смете затрат на реализацию продукции отражаются совокупные затраты: закупка товара, оплата труда работников, амортизационные отчисления, транспортные расходы.
На основании численности работников определяется заработная плата (табл. 6).
Таблица 6. Расчет фонда заработной платы.
Расчет амортизационных отчислений производился в пункте 2.3 и составил 44800 руб.
Материальные затраты на производство продукции представляют собой закупочные цены продукции и транспортные расходы (табл. 7).
Таблица 7. Расчет материальных затрат.
Из таблицы видно, что необходимо 14500 руб., чтобы приобрести полный комплект товаров на реализацию.
продолжение
--PAGE_BREAK--3.2 Калькуляция себестоимости единицы продукции
Себестоимость продукции уже высчитана предприятием – изготовителем. ООО «СПБ-плюс» только устанавливает рыночную цену на товар, путем сложения всех затратах на его закупку и основных статей затрат (заработная плата, амортизация, общехозяйственные расходы), учитывая при этом спрос на данный товар (табл. 8).
Таблица 8. Калькуляция себестоимости за месяц.
Отчисления на социальные нужды включают в себя отчисления на государственное и медицинское страхование, отчисления в фонд занятости и пенсионный фонд. Отчисления составляют 39 % от общего фонда заработной платы.
3.3 Классификация затрат
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
· полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
· затраты на рубль товарной продукции;
· себестоимость отдельных изделий;
· отдельные статьи затрат.
Источники информации: «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат:
· материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.),
· затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды,
· амортизация основных средств,
· прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Основные статьи калькуляции:
· топливо и энергия на технологические цели,
· основная и дополнительная зарплата производственных рабочих,
· отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих,
· расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования,
· общепроизводственные расходы,
· общехозяйственные расходы,
· потери от брака,
· прочие производственные расходы,
· коммерческие расходы.
Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты, связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.), Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.
В рыночной экономике издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.
Неявные (имплицитные) издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.
В зависимости от объема производства все затраты предприятия можно разделить на постоянные и переменные.
Таблица 9. Смета постоянных расходов за месяц.
Переменные затраты представлены в табл. 7 и составляют 14500 руб.
Следовательно, общие затраты составляют 30240 руб.эта сумма может измениться из-за объема реализации продукции в целом по предприятию (VВДобщ), ее структуры (удi ), уровня переменных затрат на единицу продукции (Вi) и суммы постоянных расходов на всю продукцию (А):
Зобщ= å(VBПобщ* УД1 * Вi ) + А.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. Выбор метода ценообразования и определение цены товара
Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.
Если в цену продукции не заложен определенный уровень рентабельности, то на каждой последующей стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от продаж продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.
Если на себестоимость продукции предприятие может влиять лишь в очень небольших пределах, поскольку гибкость предприятия ограничена, как правило, разбросом цен на сырье, материалы, полуфабрикаты и рабочую силу, а также внутренними резервами производства по снижению материалоемкости продукции, то цену реализации на свою продукцию предприятие может устанавливать в практически неограниченных пределах. Однако возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию предприятия за назначенную им цену. Таким образом, ценовая стратегия предприятия — суть решение дилеммы между высокой ценой реализации и большими объемами продаж. Попробуем рассмотреть различные варианты действия предприятия по установлению цен на реализуемую продукцию.
Основной задачей стратегии ценообразования в рыночной экономике становится получение максимальной прибыли при запланированном объеме продаж. Ценовая стратегия должна обеспечить долговременное удовлетворение нужд потребителей путем оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды в рамках долгосрочной маркетинговой стратегии.
Следовательно, при разработке ценовой стратегии каждое предприятие должно определить для себя ее главные цели, как, например, доведение до максимума выручки, цены, объемов реализации продукции или конкурентоспособности при обеспечении определенной рентабельности.
Структура ценовой стратегии состоит из стратегии ценообразования и стратегии управления ценами.
Стратегия ценообразования позволяет определить с позиций маркетинга уровень цен и предельные цены на отдельные группы продукции. Ценообразование всегда следует проводить с учетом номенклатуры и качества продукции, ее полезности, значимости и покупательной способности потребителей и цен конкурентов. В отдельных случаях следует учитывать и цены на продукцию-заменитель.
Стратегия управления ценами есть комплекс мер по поддержанию условных цен при фактическом их регулировании в соответствии с разнообразием и особенностями спроса, конкуренции на рынке.
Основные шаги разработки ценовой стратегии:
1. Анализ цен конкурентов;
2. Установление целей и направлений ценообразования:
· цели ценообразования — прибыль, выручка, поддержание цен, противодействие конкуренции;
· направления ценообразования — по уровню цен, регулированию цен, системе скидок.
3. Окончательное принятие решения по ценовой стратегии.
Проблема ценообразования занимает ключевое место в системе рыночных отношений. После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные (рыночное) цены, величина которых определяется спросом и предложением. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции.
ООО «СПБ-плюс» использует в своей деятельности 2 категории цены:
· Оптовая – цена производителя;
· Розничная – цена продажи потребителю.
Розничная цена определяется с ориентацией на уровень конкурентов. Стандартным решением является включение в стоимость НДС 18% и 40% — для получения прибыли и оплаты расходов.
5. Финансовые результаты. Расчет прибыли и рентабельности
На основе данных плана закупок и реализации приводится расчет плановой суммы прибыли по периодам (табл. 10).
Таблица 10. Расчет плановой суммы прибыли.
Выручка от реализации вычисляется суммированием запланированной реализации товара, т.е. количество проданного товара (план представлен в таблице 1), умноженное на розничную цену (в нашем случае цена поставщика (таблица 7), увеличенная на (13+40)%).
Себестоимость продукции представлена ценой, по которой ООО «СПБ-плюс» закупает товар у поставщика.
Прибыль = выручка-себестоимость
Балансовая прибыль = прибыль – затраты
Для организаций, среднесписочная численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 10 человек, ставка налога на прибыль 13,5% согласно ст. 15 Закона Пермской области от 30.08.2001 N 1685-296 «О налогообложении в Пермской области».
Чистая прибыль = прибыль – налог на прибыль.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемости затрат. Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательный результат хозяйственной деятельности, потому как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.[]
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой продукции или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или производственной продукции.
R=Прп/З
R=ЧП/Зп
где:
· R– рентабельность,
· Прп -валовая прибыль.
· ЧП – чистая прибыль.
· З – сумма затрат по реализованной продукции
· Зп -сумма затрат по произведенной продукции.
Рентабельность показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля затраченного на производство продукции. Она может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Общие затраты составляют 307720 руб. в месяц. Валовая прибыль составляет 367290 руб. Следовательно, рентабельность равна:
R= Прп/З = 367290 / 307720 = 1,19
Можно сделать вывод, что в целом предприятие обладает достаточной рентабельностью для нормальной деятельности на рынке. В будущем планируется увеличивать ассортимент реализуемой продукции и предоставление спектра услуг по пожарной безопасности, поэтому показатели рентабельности будут расти с каждым годом.
продолжение
--PAGE_BREAK--