--PAGE_BREAK--
продолжение
--PAGE_BREAK--· размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении
· ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов
· условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли
· состав органов общества
· порядок выхода участников общества из общества.
В Уставе общества должно быть указано:
· полное и сокращенное фирменное наименование общества
· сведения о месте нахождения общества
· сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов
· сведения о размере уставного капитала общества
· сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества
· права и обязанности участников общества
· сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества
· сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу
· сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.
Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано в акционерное общество или в производственный кооператив по единогласному решению его участников.
Участник ООО вправе:
· участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном Законом и учредительными документами общества
· получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке
· принимать участие в распределении прибыли
· продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном Законом и уставом общества
· в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников
· получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Устав ООО может предусматривать и иные права (дополнительные права) принадлежащие участнику общества.
Участник ООО обязан:
· вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены Законом и учредительными документами общества
· не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
Устав ООО может предусматривать и иные обязанности, возложенные на участника общества".[6]
Преобладание среди организационно-правовых форм турфирм ООО объясняется следующим:
· фирму с такой организационно-правовой формой легко организовать, не требуется больших затрат при создании, бюрократические процедуры не обременительны
· возможность вести предпринимательскую деятельность неотсобственного лица, аопосредованно, через созданное юридическое лицо
· ограниченный размер предпринимательского риска
· возможность расширения бизнеса, привлечения инвестиций;
· возможность участия ООО вдругих хозяйственных обществах, создания дочерних обществ, создания некоммерческих организаций;
· возможность сформировать структуры управления, соответствующие размерам и специфике деятельности фирмы;
· наибольшая информационная «закрытость»— нетребуется публиковать какие-либо документы, относящиеся к деятельности ООО
· существуют льготы при налогообложении.
3. Ценообразование на турпродукт Австрия 3.1 Задачи ценообразования турпродукта В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, насколько правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.
Но для того, чтобы установить наиболее рентабельную цену необходимо в первую очередь определиться с целями и задачами ценообразования.
Как правило, их бывает несколько:
· обеспечение существования фирмы на рынках — обеспечение существования фирмы на рынках. Проблемы могут возникнуть из-за конкуренции или изменившихся запросов потребителей. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. При этом прибыль может терять свое первостепенное значение. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться
· максимизация прибыли. Многие предприниматели хотели бы установить на свой товар цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный спрос и предварительные издержки по каждому варианту цен. Из альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. В реализации данной цели ориентируются на краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех Других элементов маркетинга, политикой конкурентов, регулирующей деятельностью государства; — оптимальное увеличение сбыта. Предприниматели, считают, что увеличение объема сбыта приведет к снижению издержек на единицу продукции и к увеличению прибыли. Исходя из возможностей рынка устанавливают цену как можно ниже, что именуется «ценовая политика наступления на рынок''. Фирма снижает цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня, повышая долю своего рынка, добивается снижения издержек единицы товара и на этой основе может и дальше снижать цены. Но такая политика приносит успех, только если чувствительность рынка к ценам велика, если реально уменьшить издержки производства и распределения в результате расширения объемов производства и, наконец, если снижение цен отодвинет конкурентов в сторону
· „снятие сливок''. Благодаря установлению высоких цен. Фирма устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки. Когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов, достигая в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.
“Ценовая ситуация на рынке туруслуг весьма неустойчива, цены на турпродукты подвержены росту, порой неоправданному. Политика ценообразования большинства субъектов отечественного рынка туризма, будь то авиаперевозчики, гостиницы или турфирмы, формируется не в интересах конечного потребителя – туриста, а исходя из получения наибольшей сиюминутной выгоды участниками рынка. То есть они, как правило, придерживаются стратегии максимизации прибыли».
3.2 Методы ценообразования «При выборе метода ценообразования необходимо определить его цели. Они могут быть следующие:
· обеспечение выживаемости — фирмы вынуждены устанавливать низкие цены, чтобы выжить на рынке в условиях острой конкуренции и постоянно меняющихся потребностей клиентов
· максимизация текущей прибыли — выбирается цена, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и возмещение затрат
· завоевание позиции лидера по показателям доли рынка добиваясь лидерства по показателям доли, фирмы идут на максимально возможное снижение цен
· завоевание позиции лидерства по качеству.
Необходимо также учитывать:
· наличие товаров-заменителей у конкурентов. Если конкуренты продают турпутевки в то же самое направление, то при значительном повышении цены на продукт можно потерять своих клиентов
· доход, степень насыщения потребностей своего целевого рынка, изменения в окружающей среде (политической, экономической, правовой). Все это необходимо постоянно анализировать
· качество продукта. Качество продукта отражает отношение „цена — ценность“. Продукт, который обладает большей полезностью для потребителя и удовлетворяет больше потребительских нужд, т. е. является более ценным по сравнению с продуктом конкурентов, имеет право быть проданным по более высокой цене
· отличительные характеристики продукта
· конкурентов. При установлении цены на продукт, схожий с продуктом конкурентов, должны быть взяты в расчет цены на продукты конкурентов
· сезонность. При разработке цены продукта должен учитываться временной аспект
· психологические особенности. Установлено, что потребители психологически хорошо реагируют на цены, выраженные нечетным числом, и кажется, что есть нечто магическое в ценах, которые кончаются цифрой 9. Так, цену на турпродукт следует назначить не в 300 $, а в 299. Тогда для многих потребителей этот турпродукт будет стоить 200 с лишним, а не 300 $».[7]
Существует целая система методов определения цен.
В экономической литературе описано достаточно большое количество методов ценообразования, применяющихся как зарубежными, так и российскими предприятиями на практике. Одна из наиболее популярных классификаций включает в себя 3 метода:
· ценообразование с ориентацией на уровень конкуренции
· ценообразование с ориентацией на спрос
· ценообразование на основе издержек (затратный метод).
«Ценообразование с ориентацией на уровень конкурентов достаточно характерно для туристских организаций. При данном методе ценообразования цены устанавливаются ниже рыночных, на уровне рыночных или выше рыночных в зависимости от требовательности клиентов, предоставляемого сервиса, реальной или предлагаемой ответной реакции конкурентов. Отличительной особенностью турфирм, использующих данный метод ценообразования, является отсутствие постоянной зависимости между ценами и затратами.
Ценообразование с ориентацией на спрос основано на изучении желаний потребителей и установлении цен, приемлемых для целевого рынка. Данный метод применяется в том случае, если цена является решающим фактором в приобретении турпродукта клиентами. При этом выявляется потолок цен — максимальная сумма, которую потребитель будет готов уплатить за данную услугу.
Ценообразование на основе издержек (затратный метод) построено на калькулировании полной себестоимости туристского продукта. Используется теми предприятиями, которые стремятся в первую очередь получить прибыль от инвестиций. При этом выявляется нижний предел цены.
В большинстве случаев используется последний метод, Это мотивируется следующим:
· ценообразование значительно упрощается, если туристская организация может достаточно точно определить структуру полной себестоимости турпродукта
· применение данного метода основными конкурентами фирмы создает условия для снижения ценовой конкуренции
· у турфирм появляется возможность уделять значительно меньше внимания колебаниям спроса на туристские продукты.
продолжение
--PAGE_BREAK--При разработке ценовой стратегии туристская организация должна использовать перечисленные три метода ценообразования во взаимодействии, поскольку ориентация только на один из них не способствует проведению гибкой ценовой стратегии и даже приводит к прямым или косвенным убыткам".[8]
Ниже представлено ещё несколько методов ценообразования, свойственных турфирмам.
«Норма рентабельности. Этот метод связан с финансовым анализом и определяет, насколько эффективно туристская фирма действует для успешного возвращения вложенных инвестиций. Этот метод исходит из уровня прибыли, генерируемой инвестированием капитала. В то же время он не учитывает многие факторы, влияющие на ценообразование, в том числе и объемы продаж.
Обратное ценообразование — метод, основанный на рыночной цене продукта и запланированной прибыли. С помощью этого метода компании пытаются достигнуть последнего снижением затратных компонентов продукта, одновременно регулируя качество и разнообразие услуг. Однако для того, чтобы не терять клиентов, компании часто проводят тщательное исследование потребностей туристов, принимая в расчет конкуренцию на рынке. Например, туристская фирма может арендовать часть помещений в крыле гостиницы без вида на море, чтобы снизить затраты.
Дискриминационное ценообразование. Этот метод, называемый также гибким ценообразованием, учитывает рыночный спрос, предлагает изменения цен в зависимости от времени, места, вида продукта или объема продаж.
Туристские компании практикуют сегментирование рынка и предлагают разные цены для различных сегментов в зависимости от готовности и возможности платить эту цену. Например, студентам и людям преклонного возраста предоставляются скидки в местах проживания или на транспорт. Примером дискриминации по времени может служить практика, при которой гостиницы и транспортные компании часто снижают цены перед пиковым сезоном, чтобы привлечь клиентов и тем самым покрыть затраты, связанные с поддержанием уровня обслуживания и сохранением квалифицированного персонала.
Цены дискриминируются по месту, например, когда стоимость одинаковых номеров в гостинице различна в зависимости от вида из окна. Так, вполне естественно, что номер в одной из московских гостиниц с окнами на Собор Василия Блаженного стоит намного дороже, чем номер с окнами, выходящими во внутренний дворик гостиницы.
Еще один пример дискриминационной цены, а именно дискриминации по объему — это скидка при предоставлении гостиничных номеров туроператорам при условии, что они должны поддерживать обещанный уровень обслуживания туристов. В противном случае скидки отменяются. Этот метод существенно ориентирован на рынок и требует постоянного внимания к фактору рынка.
Ценообразование проникновения на рынок практикуют компании, которые хотят внедриться на рынок и при этом устанавливают цены ниже рыночных. Обычно этот метод используют туроператоры, когда налаживают отношения с новыми туристскими центрами, надеясь на то, что со временем они смогут повысить цены, уже имея достаточное число клиентов. Крупные ресторанные цепи также активно используют его. Метод обеспечивает экономию от масштаба как в процессе создания продукта, так и в процессе маркетинга.
Политика „снятия сливок“. Этот метод ценообразования используется, когда на рынке отмечается сокращение предложения и спрос не зависит от повышения цены, т.е. при наличии неэластичного спроса на туристский продукт. Например, аренда дорогостоящей виллы с бассейном, расположенной в экзотической местности, очень высокая».[9]
3.3 Основные составляющие цены Цена представляет собой денежное выражение стоимости единицы товара.
«Различают оптовые цены предприятий, отпускные цены предприятий-изготовителей, розничные цены, закупочные цены, тарифы.
Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость и прибыль.
Отпускная цена формируется на основе оптовой цены с учетом НДС (налога на добавленную стоимость) и акциза (на подакцизные товары).
Розничная цена — это отпускная цена с учетом торговых надбавок (наценок), которые включают издержки торговых организаций, прибыль и налог на добавленную стоимость торговых услуг. Розничная цена формируется следующим образом: полная себестоимость + прибыль + НДС + акциз (в некоторых случаях) + торговая надбавка = розничная цена.
Закупочные цены — это цены (оптовые), по которым регламентируется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермерами и населением. Цены носят договорной характер, отличие их от отпускных и розничных состоит в том, что в их состав включаются НДС и акциз, т.к. они не включаются в стоимость приобретаемых сельским хозяйством материально-технических ресурсов.
Тарифы подразделяются на тарифы грузового и пассажирского транспорта и платные услуги населению».[10]
«Ценообразование в сфере услуг и в туризме в частности имеет целый ряд особенностей:
· услуги туризма представляют собой конечный продукт, предназначенный непосредственно для потребления, поэтому цены на услуги — это розничные цены
· устойчивость спроса на туристские услуги зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на них следует учитывать следующий психологический момент: цена не должна вызывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей
· процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов; спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер
· туристские услуги реализуются как на внутреннем, так и на мировом рынках, поэтому при оценке качества и стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как цены для иностранных туристов, как правило, более высокие, чем для отечественных, и устанавливаются в свободно конвертируемой валюте €
· цены на туристские услуги должны включать потребительские стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму (например, национальные парки, исторические памятники) или не являются продуктами труда, а созданы природой (горы, водопады).
Цена на туристские услуги имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом выступает себестоимость произведенного товара (туристского пакета), а верхний предел определяется спросом на данный товар. Следовательно, величина цены на турпродукт определяется его стоимостью и спросом на этот продукт. Кроме того, на цену турпродукта влияет целый ряд факторов:
· класс обслуживания
· используемое транспортное средство
· форма обслуживания (групповая или индивидуальная)
· конъюнктура рынка туруслуг, сезонность предоставления услуг
· эффективность рекламы и т. п.
Цена на турпродукт определяется методом нормативной калькуляции и включает расходы на людей, сопровождающих группу по маршруту. Таким образом, стоимость туристской путевки определяется по формуле
где Ц — цена турпакета на одного туриста в рублях;
И — себестоимость услуг, входящих в турпакет туроператора;
Н — косвенные налоги (НДС) по отдельным видам услуг;
П — прибыль туроператора в рублях;
С-скидка, предоставляемая туроператором туристу с отдельных видов услуг, входящих в турпакет;
К — комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (надбавка к цене турпакета или скидка с цены туроператора в пользу турагента);
Т — количество туристов в группе;
Э — количество сопровождающих группу (эскорт).
Кроме указанных выше особенностей ценообразования в туризме, следует помнить следующее:
• цены на определенные виды услуг туризма не входят в стоимость турпакета (например, экскурсии); туристы заказывают и оплачивают их дополнительно в соответствии со своими вкусами и интересами
• при групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе: чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека
• цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как детям и школьникам предоставляются значительные скидки с цены на многие услуги туризма
• прибыль, закладываемая в цену турпродукта, устанавливается турфирмой в процентах к себестоимости затрат (размер процента зависит от спроса на данный турпродукт и может колебаться от 5 до 100 % и более).
Расчет цены на турпродукт производится исходя из нормативной себестоимости услуг".[11]
Хотелось бы обратить внимание на особенности формирования себестоимости турпродукта.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (с учетом внесенных в него изменений и дополнений) устанавливается, что в себестоимость туристского продукта у организаций, занимающихся туристской деятельностью, включаются:
· затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги туристам:
— по размещению и проживанию;
— по транспортному обслуживанию (перевозке);
— по питанию;
— по экскурсионному обслуживанию;
— по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;
— по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с
оформлением турпоездки);
— культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;
— по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период турпоездки;
— по обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими.
При наличии у туристской организации подразделений, оказывающих вышеперечисленные услуги, которые используются при производстве туристского продукта, в себестоимость туристского продукта включаются затраты этих подразделений
· затраты, связанные с освоением новых туров, включая стажировку по иностранному языку работников в странах, в которых у организации, занимающейся туристской деятельностью, организуются туры на основе налаженного делового сотрудничества и контактов, а также в странах, граждане которых принимаются туристской организацией в качестве туристов
· затраты на организованный набор работников, связанные с оплатой услуг организаций по подбору кадров
· представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, в том числе вне места нахождения организации, занимающейся туристской деятельностью, в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации
· затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей формирования туров:
· — по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ;
· — по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), выполняющем регулярный или чартерный рейс;
· — по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги.
3.5 Формирование цены турпродукта «При установлении цены, прежде всего, учитываются характер конкуренции на данном туристском рынке и анализ ценовой политики конкурентов.
На рынке чистой конкуренции ни один отдельно взятый покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен. Предприятия на этом рынке не тратят много времени на разработку маркетинговой стратегии.
На рынке монополистической конкуренции предприятия устанавливают на свои товары цены в широком диапазоне, так как предложения различных турпредприятий отличаются друг от друга качеством, особыми свойствами. Предприятия разрабатывают разные предложения для разных сегментов и широко пользуются практикой присвоения своим продуктам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.
Олигополистический рынок состоит из небольшого числа турпредприятий. Новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый производитель чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. На более зрелом западном туристском рынке сложился олигополистический характер конкуренции. Здесь, как правило, господствует несколько крупных турфирм. К примеру, в ФРГ в уже 1955 г. три крупнейшие фирмы контролировали 57 % объема туристского рынка.
При чистой монополии на рынке находится всего один продавец. Это могут быть государственная монополия, частная нерегулируемая монополия и частная регулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может быть на туристские объекты уникального качества (Московский Кремль). Государство может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобрести его за полную стоимость. Цена может быть назначена высокой для сокращения всеобщего потребления (де-маркетинг). В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение необходимой нормы прибыли. В случае нерегулируемой монополии фирма может устанавливать цены по своему усмотрению".[12]
«Формирование цены турпродукта включает ряд этапов и операций:
1. Определение условий обслуживания, перечня услуг по размещению, питанию, перевозке, трансферту, экскурсионной программе, встречам-проводам.
Размещение туристов
Определяется число дней пребывания и количество ночевок в гостинице, классность и местоположение гостиницы. Наиболее приемлемые цены для большинства российских туристов – на уровне двух- и трехзвездочных отелей. Анализ цен за проживание должен опираться на учет множества факторов: сезона, размера номера, особых условий (вид море; наличие балкона; пользование телевизором, телефоном, холодильником, сейфом; пользование пляжами, кортами, тренировочными залами и т.д.) В одних отелях ряд услуг
предоставляется без дополнительной оплаты, в других она требуется. Основными параметрами, характеризующими условия проживания являются категория гостиницы, ее местоположение и число проживающих в номере.
Питание
Выбирается один из вариантов: 1) полный пансион или трехразовое питание (завтрак, обед и ужин); 2) полу пансион – двухразовое питание (завтрак + обед или ужин); 3) только завтрак. Формы обслуживания: „а ля карт“, т.е. свободный выбор клиентом блюд из предлагаемого рестораном меню; „табльдот“ т.е. обслуживание по единому для всех клиентов меню без права выбора блюд; „шведский стол“, т.е. свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание.
продолжение
--PAGE_BREAK--Трансфер
Используется заказной транспорт разной классности для перевозки туристов и их багажа из аэропорта или с вокзала в гостиницу и обратно. Затраты на трансферт зависят от вида транспорта, расстояния, численности группы туристов.
Экскурсионная программа
Включает ознакомительную экскурсию по городу, посещение наиболее интересных туристских объектов (музеев, исторических памятников). Перевозка из пункта выезда до первого пункта обслуживания Стоимость перевозки может составлять значительную часть стоимости тура. В цене семидневных туров в европейские страны доля авиа тарифа составляет около 50%, а в продажной цене туров в Америку или Азию – около 2/3.
Разница между индивидуальными и групповыми авиа тарифами может составлять от 20 до 40%. Цена перевозок зависит от результатов поиска фирмой — туроператором наиболее выгодных условий и тарифов перевозки.
Для определения соответствия условий путешествия и цены за перевозку существуют довольно сложные параметры оценки. Так, для оценки условий перелета нужно учитывать следующие характеристики: какой отечественной или зарубежной компанией выполняется перевозка, каким видом самолета, в каком классе, на каких условиях (регулярный или чартерный рейс), из какого аэропорта будет сделан вылет и где приземлится самолет, в какое время вылетает и прилетает самолет, каков тип рейса – беспосадочный или с посадкой.
2. Выбор способа предложения цены.
Существуют два способа предложения цены:
· принимающая фирма предлагает перечень услуг с расценками на каждый вид
· принимающая фирма назначает комплексную цену, покрывающую стоимость всех согласованных и включенных в пакет услуг. Цена на отдельные элементы пакета не указывается. Продавец объединяет несколько турпродуктов и предлагает их по суммарно уменьшенной цене в основе которой – расценки на входящие в турпакет услуги.
3. Согласование цен турпакетов и скидок.
Между туроператором и фирмой, предоставляющей услуги, могут быть установлены три основных варианта согласования цены (скидок).
Вариант А. Устанавливается цена пакета на одного туриста. Такая цена наиболее удобна для определения суммы, причитающейся фирме-производителю услуг, и расчетов с ней.
Вариант Б. Устанавливается цена на группу. Она предпочтительна для принимающей фирмы, т.к. указанная сумма не зависит от окончательного числа туристов в группе. Для фирмы-заказчика сокращение числа туристов приведет к материальным потерям.
Вариант В. Устанавливаются дифференцированные цены, в зависимости от числа туристов в группе. Например, для групп в 15-20, 21-25 и 26-30 человек соответственно устанавливаются три градации цены – от более высокой к более низкой в расчете на одного туриста. Этот вариант является компромиссом между интересами туроператора и принимающей фирмы. Но остается противоречие между желанием использовать более низкие цены и риском недобрать необходимое количество туристов. В этом случае оставляется резерв на недобор путем увеличения продажной цены пакета услуг.
Размер скидок определяется следующими факторами:
– общий объем операций, т.е. суммарная стоимость сделки; для массовой оптовой сделки (укомплектованная группа) обычно предоставляется скидка в зависимости от объема операции до 10%, по срокам и продолжительности тура – до 5%, по продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии – до 10%;
– несезонные цены (разница с сезонными 20-25%);
– участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов принимающей стороны.
В целом цена на туристическое обслуживание групп может быть ниже рыночной для разовых сделок в среднем на 10-20%. Скидки на услуги размещения для постоянно сотрудничающих с отелем фирм обычно составляют 2-10%, для турагентств – 10%, для туроператоров – 20% и более. Они устанавливаются так, чтобы, попав к розничному клиенту через всех посредников, цена осталась на уровне объявленной отелем.
4. Согласование размера и вида комиссионного вознаграждения.
Виды комиссионных вознаграждений:
– комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
– розничная комиссия для турагентов, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;
– комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом и принимающей стороной.
При заключении договора с турагентами на реализацию своих туров туроператор может использовать две тактики: либо туроператор не вмешивается в размер установления надбавки турагентом, либо туроператор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердой фиксированной цене в целях сохранения имиджа и полной продажи турпакетов.
При установлении окончательной цены пакета услуг используются два варианта: цена-нетто и цена-брутто. Первая не включает комиссионную надбавку. Вторая содержит комиссионную надбавку турфирмы. Во втором случае принимающей фирме переводится сумма, полученная от продажи, за вычетом комиссионных. Размер комиссионного вознаграждения не является постоянным. Он увеличивается и уменьшается в зависимости от характера и объема операций. В международной практике обычно устанавливаются комиссионные турагентам в размере 5-10%, а туроператорам от иностранных принимающих фирм – 10-15%.
5. Учет в продажной цене условий расчетов с фирмами-партнерами.
Учет формы платежа. Для расчетов с иностранными фирмами чаще всего используются банковские почтовые или телеграфные переводы, межбанковские взаимозачеты (система «свифт»). Необходимо оговорить с фирмой-партнером, на чей счет относятся операционные расходы. В практике деятельности российских фирм эти расходы относятся, как правило, на их счет и составляют 30 долл. США за один перевод иностранной валюты.
Для выполнения таких переводов нужно иметь валютный счет в российском банке, имеющем корреспондентские связи с зарубежными банками. Для исполнения банковского перевода за границу нужно иметь письменный контракт с иностранной фирмой и счета фирмы на обслуживание каждой группы.
Учет сроков платежа. В международном туристском бизнесе в подавляющем большинстве случаев применяется предварительная оплата, т.е. деньги переводятся до прибытия туристов в первый пункт поездки. Специально оговаривается день платежа: либо это день, когда туроператор дает поручение банку о переводе денег, либо день, когда принимающая фирма получает от своего банка извещение о поступлении денег. Нарушение сроков
платежа может повлечь за собой штрафные санкции.
Согласование штрафных санкций и ответственности туроператора за аннуляцию тура. Аннуляция – это отказ от использования забронированных услуг фирмой-туроператором или отказ от предоставления этих услуг принимающей фирмой. Полная аннуляция – это отказ от всей поездки, частичная – от части услуг или забронированных мест. Принимающая фирма вправе настаивать на компенсации расходов, понесенных в связи с аннуляцией подготовленного пакета услуг. Материальная ответственность за аннуляцию групповых туров наступает чаще всего за 21 день в сезонный период и за 14 дней в несезонный период (до прибытия группы в первый пункт обслуживания). Материальная ответственность за аннуляцию индивидуальных туров обычно наступает за 72 часа до прибытия в первый пункт обслуживания.
Размер штрафных санкций устанавливается в ценах одного дня комплексного обслуживания и, в зависимости от сроков аннуляции может составлять стоимость одного, двух, трех дней обслуживания. В случае аннуляции по вине туриста штраф будет удержан с него при возврате ему стоимости купленного тура.
Отказ от предоставления туристских услуг принимающей стороной бывает по причинам ошибок работников фирмы, блокирования гостиничных мест правительственными органами, проведения государственных мероприятий, более выгодного предложения другого партнера. Ответственность за аннуляцию тура в таком случае определяется по взаимному соглашению.
В случае несоблюдения условий предоставления услуг принимающая сторона обязана возместить туристу понесенный ущерб. Договорной вред, т.е. уменьшение количества или ухудшение качества согласованных по договору услуг (некачественная пища, несоблюдение техники безопасности в гостинице, авария автотранспорта), компенсируется в денежной форме. Недоговорной вред, т.е. причинение туристу ущерба по вине третьей стороны (кража денег, избиение на улице хулиганами, наезд на него автомашины), оценивается в соответствии с законодательством страны, посещаемой туристами.
«Форс-мажор», т.е. действия непреодолимой силы (стихийные бедствия, социальные конфликты, военные конфликты и т.д.), обычно не предполагают ответственности фирм-партнеров друг перед другом и перед туристами. Убытки принимаются партнерами на свой счет и возмещению другой стороной не подлежат".[13]
Скидки на турпродукт В основном турфирмы предлагают сезонные скидки или скидки на групповые туры.
Например, турфирма Каскад-тур предоставляет 5% скидку на тур в период с 1.07 до 31.08. Турфирма Бизнес Петербург предоставляет 7% скидку при заказе группового тура.
Издержки турфирмы Издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной деятельности.
«Туристские издержки – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по производству и доведению туристского продукта до потребителя.
В структуре издержек различают затраты на оплату труда, основные производственные фонды и оборотные производственные фонды.
Основные фонды обслуживают производство в течение длительного времени и переносят свою стоимость на производимые блага по частям, в меру износа, не меняя в процессе производства своей натурально- вещественной формы.
Оборотные фонды целиком потребляются в каждом производственном цикле, в течение одного цикла производства переносят свою стоимость на готовый продукт и изменяют в процессе производства свою натурально-вещественную форму (сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, незавершенная продукция и т.п.).
Различаются также прямые и косвенные издержки.
Прямые издержки покрываются производителями турпродукта, косвенные – другими организациями и лицами. В частности, к бюджетным издержкам относятся следующие косвенные расходы по доведению туристского продукта до потребителя: на содержание общественного транспорта, на строительство и эксплуатацию дорог, на содержание портов и транспортных терминалов, на содержание автоинспекции, на водоснабжение, канализацию и отопление, на содержание милиции (полиции), на содержание пожарной службы, на уборку и утилизацию мусора, на парковые и рекреационные объекты, зоны отдыха и лесное хозяйство, на регулирование охоты и рыболовства, на организацию работы музеев и культурно-исторических объектов, на содержание больниц, санитарных служб и т.п.».[14]
3.6 Сравнение цен на турпродукт в различных фирмах \s
Как видно из диаграммы, цена на один и тот же турпродукт в различных фирмах не слишком варьируется.
При этом следует заметить, что такие условия, как маршрут, продолжительность тура, категория средств размещения, питание – одинаковы у всех турфирм.
Откуда тогда берётся разница в цене?
Во-первых, каждому предприятию свойственна своя ценовая политика, свои методы ценообразования.
Во-вторых, есть разница в наборе услуг, включённых в тур.
Так, например, в стоимость тура от компаний Иволга и Каскад-тур не входит стоимость авиабилетов. Компания Бизнес-Петербург включает в стоимость тура медицинскую страховку. Компания Спекс предоставляет своим клиентам бесплатное посещение Венской традиционной кофейни Schwarzenberg в центре города с кофе и пирожным. Есть различия и в наборе предоставляемых экскурсий.
В-третьих, турфирмы пользуются услугами различных авиакомпаний.
В совокупности все эти нюансы приводят к некоторой вариации цен на туры.
4. Влияние цены турпродукта на формирование экономического результата деятельности предприятия туризма 4.1 Доход турфирмы Одним из результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия выступает размер его доходов. Доходы предприятия являются его финансовой базой, обеспечивающей решение следующих трех важнейших задач:
· основная часть доходов предприятия является источником возмещения всех текущих затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности. Реализация этой задачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности предприятия.
· часть доходов предприятия служит источником различных видов налоговых платежей, обеспечивающих формирование средств государственного и местного бюджетов, внебюджетных фондов. Реализация этой задачи обеспечивает выполнение финансовых обязательств предприятия перед государством
· определенная часть доходов предприятия является источником формирования его прибыли, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования персонала, социальных выплат, выплат владельцам имущества, резервный и т.п. Реализация этой задачи обеспечивает самофинансирование развития предприятия в предстоящем периоде.
Валовой доход предприятия может включать в себя следующие категории доходов:
Доходы от реализации товаров и платных торговых услуг являются основным видом доходов предприятий… В их состав входят доходы как от розничной, так и от оптовой реализации товаров. Источником формирования доходов от реализации товаров является торговая надбавка (торговая наценка), выступающая как разница между продажной и покупной ценой реализуемых товаров. Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг выступает цена оказываемых услуг (речь идет только о тех платных услугах, которые оказываются покупателям персоналом предприятия и включаются статистикой в состав розничного товарооборота). Совокупность доходов от реализации товаров и платных торговых услуг формируют на предприятии валовой доход от торговой деятельности.
Доходы от реализации другого имущества формируются за счет выручки от продажи отдельных видов основных фондов, нематериальных активов, ценных бумаг, валютных ценностей и других видов материальных и финансовых активов торгового предприятия.
Доходы от внереализационных операций формируются за счет поступления средств, не связанных непосредственно с реализацией товаров и платных торговых услуг, другой продукции или имущества предприятия. К ним относят доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий с отечественными и зарубежными партнерами (в виде прибыли на сумму его паев в совместных предприятиях ); доходы от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами ( в виде сумм процентов и дивидендов, полученных по ценным бумагам ); доходы по депозитным вкладам торгового предприятия в банках; полученные штрафы, пени и неустойки; другие виды доходов от внереализационных операций.
«Основных источников дохода турфирмы несколько: прибыль, остающаяся в распоряжении компании; амортизационные отчисления; заемные средства.
Прибыль, остающаяся в распоряжении туристской фирмы, складывается из финансового результата от реализации услуги, основных средств и иного имущества фирмы и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Источником финансовых ресурсов туристской фирмы являются амортизационные отчисления. Амортизационный фонд формируется за счет производимых предприятием амортизационных отчислений, рассчитываемых путем умножения стоимости имущества на норму амортизации. Производство турпродукта является некапиталоёмким, и потому доля амортизационных отчислений в структуре финансовых ресурсов туристских фирм незначительна.
Заемные средства также являются источником финансовых ресурсов туристской фирмы. Использование банковских кредитов, заемных средств других фирм, бюджетных ассигнований на возвратной основе позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств и увеличивать объемы реализации услуг. Однако доступность данного источника финансовых ресурсов ограничена. Объясняется это не только тем, что в экономике России пока слабо развита инфраструктура, позволяющая привлекать дополнительные средства в индустрию туризма – инвестиционные банки, занимающиеся инвестированием в реальный сектор экономики, залоговые фонды, страховые компании».[15]
продолжение
--PAGE_BREAK--