Реферат по предмету "Мировая экономика"


Экономика торгового предприятия

--PAGE_BREAK--1) возможного колебания сроков восстановления уровня запасов;
2) колебания спроса на соответствующие товары на протяжении срока реализации заказа;
3) осуществляемой данной компанией стратегии обслуживания заказчиков.
Определение точного уровня резервных запасов, необходимых в условиях нестабильности сроков реализа­ции заказов и изменчивого спроса на товары и материалы, — дело нелегкое. Вероятностная природа вышеуказанных колебаний и нестабильности означает, что для нахождения удовлетворительных решении проблем, связанных с резервными товарно-материальными запасами, обычно необходимо соответствующее моделирование или имитация.
  1.3. Классификация товарно-материальных запасов В статистике торговли товарные запасы классифицируются по различным признакам: по месту нахождения, назначению и товарному составу.
По месту нахождения выделяются следующие группы товарных запасов: товарные запасы у производителей, на складах оптовых торговых баз, на складах заготовительных организаций, в розничной торговле, в пути.
В зависимости от назначения товарные запасы подразделяются на текущие, сезонного хранения, досрочного завоза.
Товарные запасы текущего хранения—это товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли. Их величина определяется объемом реализации и частотой завоза.
Для обеспечения торговли в тех случаях, когда поступление товаров в силу условий производства или изменения спроса на отдельные виды товаров в разные периоды года носит сезонный характер, создаются запасы сезонного хранения. Без сезонных запасов невозможно обеспечить бесперебойное снабжение населения в течение года, например, сахаром, картофелем, овощами. Производство их имеет ярко выраженный сезонный характер, а потребление в течение года изменяется незначительно. Другой пример: производство большинства непродовольственных товаров осуществляется равномерно в течение всего года, спрос же на них порой подвержен сезонным колебаниям (спортивный инвентарь, одежда и обувь для определенных сезонов года и др.). Товарные запасы сезонного хранения концентрируются в основном на складах оптовых или заготовительных организаций и предприятий. Отсутствие или неправильное формирование товар­ных запасов сезонного хранения влечет за собой перебои в товароснабжении.
Товарные запасы досрочного завоза образуются у организаций, торгующих в районах, куда доставка товаров возможна не во всякое время года. Предназначены товары для расходования в будущие периоды. Так, в горные и таежные районы, а также в районы Крайнего Севера и со слабым развитием сети дорог вся масса товаров, необходимая для обеспечения товарооборота, завозится в период возможной доставки. Товарные запасы досрочного завоза концентрируются в основном на складах розничных торговых организаций.

2. Организационно- экономическая характеристика предприятия   2.1. Характеристика компании ООО «Кинескоп» Основным видом деятельности ООО «Кинескоп» является торговля безалкогольными напитками, продовольственными продуктами.
Согласно Уставу предприятия, целью деятельности ООО «Кинескоп» является осуществление коммерческой, посреднической, закупочной деятельности, торговли товарами народного потребления, в том числе лицензионными, создания сети магазинов оптовой, розничной и прочей торговли этими товарами.
Торговая фирма ООО «Кинескоп» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО).
Визитная карточка предприятия представлена ниже.
Почтовый индекс
680021
Страна
Россия
Город
Хабаровск
Адрес
Центральный офис: 680021, Россия, г. Хабаровск, ул. Ленина, 12
В ООО «Кинескоп» создан уставный фонд. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.
В процессе своей деятельности организация руководствуется законодательными актами различных государственных уровней, а также собственными учредительными документами и Уставом, а также приказом «Об учетной политике на соответствующий финансовый год».
Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.1 (приложение 1).
В компетенцию генерального директора входят все вопросы, связанные с решением проблем и текущей деятельности предприятия и обоснованием его перспектив.
К компетенции генерального директора относятся следующие вопросы:
1. внесение изменений и дополнений в устав или утверждение новой редакции устава;
2. принятие решения о реорганизации;
3. принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
4. принятие решения об увеличении уставного капитала;
5. принятие решения об уменьшении уставного капитала;
6. избрание (назначение) директора филиала и досрочное прекращение его полномочий;
7. избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) и досрочное прекращение их полномочий;
8. утверждение аудитора;
9. утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков и распределение его прибылей и убытков;
10. утверждение и внесение изменений и дополнений в Положение об общем собрании учредителей;
11. образование счетной комиссии;
12. принятие решения о дроблении и консолидации;
13. принятие решения о заключении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
14.принятие решения о совершении сделки, связанной с приобретением и отчуждением имущества;
15.принятие решения об участии в финансово-промышленных группах.
16. определение приоритетных направлений деятельности;
17. определение размера оплаты услуг аудитора, рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии вознаграждений и компенсаций;
18. принятие решения об образовании и использовании резервного и иных фондов;
18. утверждение внутренних документов, определяющих порядок деятельности его органов управления;
19. принятие решений о создании дочерних обществ, решений о создании филиалов и открытии представительств и утверждение положений о них.
В компетенцию бухгалтерии входят вопросы расчета себестоимости, калькуляции, а также учетных процессов на предприятии:
— Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.
— Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.
— Эффективное управление денежными потоками.
— Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.
— Осуществление контроля за финансовыми потоками предприятия.
— Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.
Коммерческий отдел занимается вопросами работы с поставщиками и клиентами.
Зав складом несет ответственность за погрузо-разгрузочные мероприятия, а также за хранение продукции.
Высшим органом управления ООО «Кинескоп» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.
Исполнительным органом ООО «Кинескоп» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
В организации отмечается рост показателей отражающих эффективность использования торгового потенциала.
На рассматриваемом предприятии ООО «Кинескоп» регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО «Кинескоп» относит эту информацию к коммерческий тайне.
Далее проводим анализ материально- технической базы предприятия ООО «Кинескоп».
Таблица 2.1
Анализ состава и динамики основных средств ООО «Кинескоп»
№п\п
Состав основных средств
На начало года, руб.
На конец года, руб.
Динамика, руб.
Динамика в %
Структура, %
Динамика структуры, %
на начало года
на конец года
1
Здания
60121
55655
-4466
93
43
40
-3
2
Сооружения и устройства
16778
13914
-2864
83
12
10
-2
3
Машины и оборудование
13982
9740
-4242
70
10
7
-3
4
Транспортные средства
32158
38959
6801
121
23
28
5
5
Производственный и хозяйственный инвентарь
13982
19479
5498
139
10
14
4
6
Другие виды
2796
1391
-1405
50
2
1
-1
ИТОГО
139816
139138
-678
100
100
100
0
Как видно из таблицы 2.1:
— на конец года стоимость зданий уменьшилась на 4466 руб. или на 7%, а доля в структуре уменьшилась на 3%
— на конец года стоимость сооружений уменьшилась на 2864 руб. или на 17%, а доля в структуре уменьшилась на 2%
— на конец года стоимость машин уменьшилась на 4242 руб. или на 30%, а доля в структуре – на 3%
— на конец года стоимость транспортных средств увеличилась на 6801 руб. или на 21%, а доля в структуре – выросла на 5%
— на конец года стоимость инвентаря выросла на 5498 руб. или на 39%, а доля в структуре выросла на 4%
— на конец года стоимость прочих основных средств уменьшилась на 1405 руб. или на 50%, а доля в структуре – на 1%.
Таблица 2.2
Оценка эффективности использования основных фондов ООО «Кинескоп»
№ п\п
Показатель
На начало года
На конец года
Динамика
Динамика в %
1
Выручка, руб.
3520324
3603093
82769,00
102,35
2
Среднегодовая стоимость фондов, руб.
139816
139138
-678,00
99,52
3
Фондоотдача
25,18
25,90
0,72
102,85
4
Фондоемкость
0,04
0,04
0,00
97,23
Как видно из таблицы 2.2:
— фондоотдача на конец года выросла на 0,72 или на 2 %
— фондоемкость практически не изменилась
Рост фондоотдачи является положительным моментом деятельности организации.
В процессе своей деятельности ООО «Кинескоп» использует склад. Склад № 1 предназначен для хранения продукции, предназначенной для отпуска покупателям и заказчикам.
Дадим общую характеристику используемому в организации складу
Склад в ООО «Кинескоп» — это здание, предназначенное для приемки, размещения и хранения поступающих товаров, подготовке их к продаже и отпуску покупателям или в продажу. В складах организации всегда поддерживается определенная температура, влажность и условия, отвечающие требованиям хранения конкретных товаров.
Внутри склад организации отделан специальным материалом, предназначенным для поддержания необходимой температуры и влажности внутри склада. Кровля — шиферная.
Далее проводим краткую характеристику персонала организации ООО «Кинескоп» в таблице 2.3. Цель анализа – показать динамику трудовых показателей ООО «Кинескоп»ю
Таблица 2.3
Система кадровых показателей персонала
№ п\п
Наименование показателя
Единица измерения
Динамика по годам
2002
2003
2004
Кадровые показатели
1
Численность персонала, всего
чел.
400
469
460
в том числе по категориям
2
Торговые работники
чел
235
276
271
3
руководители
чел
110
129
126
4
специалисты
чел
43
51
50
5
прочие служащие
чел
12
14
14
6
Коэффициент текучести
0,12
0,11
0,13
Образовательный состав персонала
чел
400
469
460
неполное образование
4
5
5
общее образование
8
9
5
среднеспециальное
20
23
5
незаконченное высшее
28
33
23
высшее
340
399
423
7
Возрастной состав персонала
чел.
400
469
460
до 18 лет
0
0
0
18 — 25 лет
0
0
0
26- 36 лет
40
47
41
37- 50 лет
180
211
239
свыше 50 лет
180
211
179
8
Средний возраст работающих
лет
40
40
40
9
Структура персонала по полу
%
женщин
90
85
90
мужчин
10
15
10
10
Распределение по стажу
чел
400
469
460
до 1года
12
14
14
1-3 года
8
9
9
3-5 лет
40
47
51
Окончание табл. 2.3
5- 10 лет
60
70
41
более 10 лет
280
328
345
11
Уровень профессиональной подготовки
%
Торговый персонал
до 1года
10
10
5
1- 2 года
20
20
5
более 2 лет
70
70
90
руководители и специалисты
высшее образование
95
98
99
среднее специальное образование
4
1
0,5
Среднее образование
1
1
0,5
Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности
12
Фонд заработной платы
тыс. руб.
987,5
1008,7
1062,37
13
Затраты на обучение персонала, повышение квалификации
тыс. руб.
25,6
28
45
14
Затраты на осуществление льгот для персонала
тыс. руб.
37
39
44
15
Количество прогулов на одного работника
час
5
5
7
2.2. Анализ экономического потенциала Основной целью оценки эффективности деятельности торгового предприятия является разработка заключения о жизнеспособности предприятия и возможности его дальнейшего развития на основе всестороннего анализа, который необходимо проводить при помощи системы показателей, отображающих состояние и развитие субъекта оценки[8, с. 144].
Основные экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО «Кинескоп» приведены в бухгалтерской отчетной форме №1 (приложение 2) и № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2004 год (приложение 3). Поэтому анализ будем проводить по данным этой отчетной формы (табл. 2.4).
Анализируя полученные результаты в 2004 году по отношению к 2003 году можно сделать следующие выводы.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Товарооборот увеличился на 82769 руб., его темп роста составил 102,35%. Валовой доход увеличился на 78085 руб., темп роста составил 113,57%. Таким образом, темп роста валового дохода превышает темп роста товарооборота на 11,22% (113,57-102,35), что является положительным результатом.
Таблица 2.4
Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО «Кинескоп» в динамике за 2003-2004 гг.
уровень – в % к обороту
Годы
Отклонение
Темп
Показатели
Символы
2003
2004
тыс. руб.
роста, %
Товарооборот, руб.
Σq0p0; Σq1p1
3520324
3603093
82769
102,35
Валовой доход, руб.
Σm0; Σm1
575324
653409
78085
113,57
Уровень, %
m0; m1
16,34
18,13
1,79
110,96
Издержки обращения, руб.
Σu0; Σu1
229046
227707
-1339
99,42
Уровень, %
u0; u1
6,51
6,32
-0,19
97,13
Прибыль от реализации товаров, руб.
Σr0; Σr1
346278
425702
79424
122,94
Уровень рентабельности, %
r0; r1
9,84
11,81
1,98
120,11
Доходы от прочих видов деятельности
Σx0; Σx1
436301
599924
163623
137,50
Внереализационные доходы, руб.
ΣY0; ΣY1
0
0
0
0
Внереализационные расходы, руб.
ΣQ0; ΣQ1
0
0
0
0
Прибыль до налогообложения всего, руб.
ΣM0; ΣM1
782579
1025626
243047
131,06
Уровень прибыли до налогообложения, %
22,2
28,5
6,3
128,3
Налог на прибыль, руб.
187819
246150
58331
131
Чистая прибыль, руб.
594760
779476
184716
131
Уровень чистой прибыли, %
16,9
21,6
4,7
127,8
Уровень валового дохода составил в 2004 году 16,34%, в 2003 году 19,13%. Это означает, что в 2003 году на каждые 100 руб. товарооборота 16 руб. 34 коп., в 2004 году 18 руб. 13 коп. Уровень валового дохода в товарообороте увеличился на 1,79%. Это означает, что в 2003 году с каждых 100 руб. товарооборота организация получила валового дохода на 1 руб. 79 коп. больше, чем в 2004 году, что характеризуется положительно.
Уровень валового дохода в 2004 году вырос на 1,79 %, уровень издержек обращения в 2004 году упал на 0,19%. Уровень рентабельности вырос на 1,98 %. Уровень прибыли до налогообложения вырос на 6,8 % Уровень чистой прибыли вырос на 4,7%.
Рассмотрим более подробно состав доходов от прочих видов деятельности в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Состав доходов от прочих видов деятельности
 Показатели
2003 год, руб.
2004 год, руб.
Струк
тура 2003, %
Струк
тура 2004, %
Изменение в руб.
Изменение в %
Изменение структуры, %
ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ, всего
436301
599924
100
100
163623
138
0
из них:
поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации
100349
149981
23
25
49632
149
2
поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретение
74171,2
101987
17
17
27816
138
0
поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций
69808,2
119985
16
20
50177
172
4
прибыль, полученные организацией в результате совместной деятельности
82897,2
137983
19
23
55085
166
4
поступления от продажи основных средств и иных активов отличных от денежных средств, продукции, товаров
91623,2
83989,4
21
14
-7634
92
-7
проценты, полученные за предоставленные в пользование денежных средств в организации, а также проценты за использование банком денежных средств
17452
5999,24
4
1
-11453
34
-3
Как видно из таблицы 2.5, наибольшую долю в структуре прочих доходов занимают поступления, связанные с предоставлением за плату активов организации.
Издержки обращения в торговле характеризуют величину потребленных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Их анализ необходим главным образом для выявления резервов сокращения расходов[10, с. 134].
Издержки обращения имеют отрицательную динамику, в 2004 году они уменьшились на 1339 тыс. руб., темп роста составил 99,42%. Таким образом, при росте товарооборота имеется динамика снижения издержек обращения, что является очень хорошим показателем. Уровень издержек, соответственно, также имеет отрицательную динамику. Если в 2003 году на каждые 100 руб. товарооборота приходилось 6 руб. 51 коп. текущих расходов, то в 2004 году расходы снизились на 19 коп. и составили на каждые 100 руб. товарооборота 6 руб. 32 коп., что свидетельствует об экономном расходовании ресурсов.
Прибыль от реализации товаров увеличилась на 79424 тыс. руб., ее темп роста составил 122,94%. Таким образом, темп роста прибыли опережает темп роста товарооборота на 20,59% (122,94-102,35). Такое положение можно назвать положительным, но следует принять во внимание следующие обстоятельства: темп роста товарооборота составил 102,35%, темп роста валового дохода 113,57%, темп роста издержек обращения 99,43%. То есть, снижение издержек составило всего 0,58% (99,42-100) и оно не могло оказать такого большого влияния на рост прибыли от продаж. Поэтому можно предположить, что ООО «Кинескоп» существенно увеличило стоимость своих товаров, что может негативно отразиться на клиентах и привести к их оттоку, т.к. в условиях рынка можно приобрести аналогичный товар по более низкой стоимости.
Уровень рентабельности продаж увеличился на 1,98%, его темп роста составил 120,11%, что является хорошим показателем.
Существенно увеличились доходы от прочих видов деятельности на 163623 тыс. руб., темп роста составил 137,50%. С одной стороны данный факт следует назвать положительным, но с другой стороны, на мой взгляд, руководству следует задуматься об увеличении доходов от основного вида деятельности – торговли. Соответственно, прибыль до налогообложения также существенно увеличилась на 243057 тыс. руб., ее темп роста составил 131,06%, то есть превышает темп роста прибыли от реализации товаров на 8,12% (131,06-122,94). Превышение доходов от прочей деятельности над прибылью от реализации связано с тем, что организация ведет прочие операции (с имуществом и т.д), не связанные с продажей товаров.
В таблице 2.6 представлены сводные показатели экономических факторов на изменение прибыли в динамике.

Таблица 2.6
Сводная таблица влияния приведенных экономических факторов на изменение прибыли в динамике
сумма – руб.
уровень – в %
Факторы
Формула расчета
Влияние фактора
сумма, руб.
уровень, %
1
Прирост товарооборота
 ∆Σr = (Σq1p1 — Σq0p0)*r0/ 100%
82769*9,84 / 100
8 144
2
Увеличение среднего уровня валового дохода
 ∆Σr = (m1-m0)* Σq1p1 / 100%
1,79*3603093/100
64495
1,79
3
Снижение издержкоемкости торговой деятельности
-∆Σr = (u1-u0) * Σq1p1 / 100%
0,19*3603093/100
6 846
0,19
4
Итого влияние важнейших факторов на прибыль от реализации товаров
 (стр.1+стр.2+стр.3)
79485
2
5
Увеличение доходов от прочих видов деятельности
163 623
6
Прирост внереализационных доходов
0
7
Снижение внереализационных расходов
0
8
Влияние всех приведенных факторов на общую прибыль
 (стр.4+стр.5+стр.6+ стр.7)
243108
Из таблицы 2.6 видно, что позитивное влияние на прибыль в 2004 году оказали следующие факторы:
— увеличение объема товарооборота на 82769 тыс. руб.;
— прирост уровня валового дохода на 1,79% к обороту;
— увеличение доходов от прочих видов деятельности на 163623 тыс. руб.;
— снижение издержкоемкости торговой деятельности на 1339 тыс. руб.
Их совокупное влияние создало реальную предпосылку увеличения общей прибыли на 243108 тыс. руб.
В таблице 2.7 представлен расчет экономической эффективности использования ресурсов и затрат предприятия.
Таблица 2.7
Расчет показателей экономической эффективности использования ресурсов и затрат по ООО «Кинескоп» в динамике
сумма – руб.
уровень – в %
Показатели
2003 год
2004 год
Темп роста,%
I. Исходная информация
1
Объем товарооборота, руб.
3520324
3603093
102,35
2
Валовой доход, руб.
575324
653409
113,57
3
Издержки обращения, руб.
229046
227707
99,42
4
Прибыль от реализации товаров, руб.
346278
425702
122,94
5
Прибыль всего, руб.
782579
1025626
131,06
6
Хоз.средства, вложенные в основной и оборот кап
334490
346077
103,46
II. Коэффициенты эффективности
1
Коэффициенты капиталоотдачи
а) текущих затрат (стр.1/стр.3) (х)
15,37
15,82
1,03
б) хозяйственных средств (стр.1/стр.6) (y)
10,52
10,41
0,99
в) интегральный показатель
F=√(х*y)
1,01
2
Коэффициенты фондорентабельности
а) текущих затрат (стр.4/стр.3) (z)
1,51
1,87
1,24
б) хозяйственных средств (стр.5/стр.6) (L)
2,34
2,96
1,27
в) интегральный показатель
F=√(Z*Y)
1,25
3
Общий интегральный показатель эффективности
F=√(F*F)
126,30
4
Коэффициент соотношения затрат к заработанным
средствам (стр.3/стр.2)
0,40
0,35
87,53
5
Уровень рентабельности к полученному доходу
(стр.4/стр.2)
0,60
0,65
108,25
6
Срок окупаемости затрат и ресурсов в годах и
месяцах:
а) текущих затрат (1/стр.2а)
0,66
0,53
-0,13
б) хозяйственных средств (1/стр.2б)
0,43
0,34
-0,09
Вывод: Срок окупаемости имеет отрицательную динамику, что характеризуется положительно, т.к. окупаемость текущих затрат и хозяйственных средств до 13 и 9 месяцев соответственно.
Однако анализ финансового состояния предприятия является неполным без исследования основных показателей финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия, а также без оценки вероятности наступления банкротства. Именно данным вопросам посвящены исследования в следующей главе.

3. Анализ, диагностика и планирование текущих товарных запасов   3.1. Анализ товарных запасов ООО «Кинескоп» Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.
Анализ товарных запасов проводим в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Товарооборачиваемость за 2003 год
Товарные группы
Товарооборот за 2003 г., тыс. руб.
Товарные запасы, тыс. руб.
Средние товарные запасы, тыс.руб.
Скорость товарного обращения, раз
Время товарного обращения, дни
На 1.1.2003
На 1.4.2003
На 1.7.2003
На 1.10.2003
На 1.1.2004
Хлебобулочные
492,845
0,3
1,1
0,6
0,8
0,3
0,7
7,04
0,52
Кондитерские
528,049
0,6
0,7
1,2
1,5
0,6
1
5,28
0,69
Окончание табл. 3.1
Бакалейные
598,455
1,4
0,8
1,8
4
1,4
2
2,99
1,22
Молочные и жировые
704,065
0,4
0,7
0,6
0,9
0,8
0,7
10,05
0,36
Мясные
668,862
0,2
0,4
0,3
0,3
0,2
0,3
22,29
0,16
Безалкогольные
422,439
0,2
0,7
0,2
0,5
0,2
0,4
10,56
0,35
Консервы
105,610
0,6
1
0,8
0,4
0,6
0,7
1,50
2,42
Итого
3520,324
3,7
5,4
5,5
8,4
4,1
5,8
6,06
0,60
Таблица 3.2
Товарооборачиваемость за 2004 год
Товарные группы
Товарооборот за 2004 г., тыс.руб.
Товарные запасы, тыс. руб.
Средние товарные запасы, тыс.руб.
Скорость товарного обращения, раз
Время товарного обращения, дни
На 1.1.2004
На 1.4.2004
На 1.7.2004
На 1.10.2004
На 1.1.2005
Хлебобулочные
504,433
0,1
0,9
0,5
0,8
0,3
0,6
8,40
0,43
Кондитерские
540,464
0,4
0,9
0,8
1,1
0,6
0,9
6,00
0,61
Бакалейные
612,526
1
2,1
0,8
3,5
1,4
1,9
3,22
1,13
Молочные и жировые
720,619
0,4
0,7
0,5
0,8
0,4
0,6
12,01
0,30
Мясные
684,588
0,4
0,3
0,2
0,4
0,2
0,3
22,81
0,16
Безалкогольные
432,371
0,2
0,5
0,4
0,1
0,2
0,3
14,41
0,25
Алкогольные
108,093
0,2
1,4
2,1
0
0
0,9
1,20
3,04
Консервы
3603,093
0,8
0,6
0,7
0,4
0,6
0,6
60,05
0,06
Итого
504,433
0,1
0,9
0,5
0,8
0,3
0,6
8,40
0,43
    продолжение
--PAGE_BREAK--Средней товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле: средней хронологической моментного ряда.
ТЗ=
0,5ТЗ1+ТЗ2+ТЗ3+…+0,5ТЗn
,
n-1
                   (3.1)

Где ТЗ – средний товарный запас за определенный период (руб.);
ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3, … ТЗn — величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);
N – количество дат, за которые берется величина запасов.
Среднегодовая величина товарного запаса по каждой группе товаров магазина «Кинескоп» рассчитана по данным таблицы, применив среднюю хронологическую моментного ряда:
Средние товарные запасы по всем товарным группам, взятым вместе, исчисляются как сумма средних товарных запасов по отдельным товарным группам или по средней хронологической.
Важнейшим показателям, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Количество оборотов товарной массы, взятый в объеме товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.
Формула скорости товарооборота имеет следующий вид:
С=
Т/Об
,
ТЗ
                            (3.2)

Где С – скорость товарного обращения;
Т/Об – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
ТЗ – средние товарные запасы за тот же период.
На основании этой формулы рассчитаны показатели скорости обращения по данным таблиц по группам товаров:
Полученный результат свидетельствует о том, что было обновить и реализовать средний запас товаров по хлебобулочным товарам, чтобы получить сумму товарооборота в 215,9 тыс. рублей.
Период в течение, которого товары находятся в сфере обращения и представляют собой время товарного обращения.
Время товарного обращения рассчитывается по формуле:
В=ТЗ
:
Т/Об
=
ТЗ*Т
, (3.3)
Т
Т/Об
Где В – время товарного обращения в днях;
Т – число дней в данном периоде.
Между двумя показателями товарооборачиваемости имеется обратная зависимость. Если растет скорость товарооборота, то время обращения снижается, и, наоборот, если сокращается количество оборотов, то продолжительность одного оборота растет.
Сопоставляя формулы расчета скорости и времени товарного обращения, легко установить, что произведения этих показателей равно числу дней изучаемого периода, т.е.
С*В=
Т/Об
*
ТЗ*Т

ТЗ
Т/Об
 (3.4)
 
Отсюда время обращения товаров в днях и скорость обращения в количестве оборотов можно определить отношениями:
В=
Т
; С=
Т
С
В
 (3.5)

Таблица 3.3
Сравнительная характеристика показателей
Группы товаров
Товарооборот, тыс. руб.
Динамика
Средние товарные запасы, тыс. руб.
Динамика
Скорость товарного обращения, раз
Динамика
Время товарного обращения, дни
Динамика
2003
2004
2003
2004
2003
2004
2003
2004
Хлебобулочные
492,845
504,433
11,588
0,7
0,6
-0,1
704,06
840,72
136,66
0,52
0,43
-0,09
Кондитерские
528,049
540,464
12,415
1
0,9
-0,1
528,05
600,52
72,47
0,69
0,61
-0,08
Бакалейные
598,455
612,526
14,071
2
1,9
-0,1
299,23
322,38
23,15
1,22
1,13
-0,09
Молочные и жировые
704,065
720,619
16,554
0,7
0,6
-0,1
1005,81
1201,03
195,22
0,36
0,30
-0,06
Мясные
668,862
684,588
15,726
0,3
0,3
0
2229,54
2281,96
52,42
0,16
0,16
0,00
Безалкогольные
422,439
432,371
9,932
0,4
0,3
-0,1
1056,10
1441,24
385,14
0,35
0,25
-0,10
Консервы
105,61
108,093
2,483
0,7
0,9
0,2
150,87
120,10
-30,77
2,42
3,04
0,62
Итого
3520,324
3603,093
82,769
-5,2
606,95
6005,16
5398,21
0,6
0,06
-0,54
Как видно из таблицы 3.3:
— товарооборот по хлебобулочным изделиям вырос на 11,588 тыс. руб., по кондитерским – на 12,415 тыс. руб., по бакалейным – на 14,071 тыс. руб., по молочным и жировым – на 16,554 тыс. руб., по мясным – на 15,726 тыс. руб., по безалкогольным – на 9,932 тыс. руб., по консервам – на 2,483 тыс. руб.
— средние товарные запасы по хлебобулочным изделиям упали на 0,1 тыс. руб., по кондитерским, бакалейным, молочным и жировым – также на 0,1 тыс. руб., по мясным – не изменились, по безалкогольным — упали на 0,1 тыс. руб., по консервам – выросли на 0,2 тыс. руб.
— скорость товарного обращения выросла по хлебобулочным изделиям – на 136,66, по кондитерским – на 72,47, по бакалейным – на 23,15, по жировым и молочным – на 195,22, по мясным – на 52,42., по безалкогольным – на 385,14, по консервам – упали на 30,77, в целом — на 5398,21
— время товарного обращения по хлебобулочным – упало на 0,09, по кондитерским – на 0,08, по бакалейным – на 0,09, по молочным – на 0,06, по безалкогольным – на 0,1, по консервам – выросли на 0,62, в целом – упали на 0,54.
Также важным относительным показателем, применяемом при анализе является, уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующей формуле:
Ут.з.=
ТЗ
, или (3.6)
Т/ОБ одн
Ут.з.=
ТЗ*Д
Т/ОБ
 (3.7)
Где Ут.з. – уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ – товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);
Т/Ободн – однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);
Т/Об – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
Т – количество дней в анализируемом периоде.
Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватает этого запаса. Анализ уровня товарных запасов отражен в таблице 3.4.
Как видно из таблицы 3.4:
— уровень товарных запасов в 2004 году по хлебобулочным изделиям упал на 8,43
— по кондитерским – упал на 8,34
— по бакалейным – на 8,76
— по молочным и жировым – на 5,9
— по мясным – на 0,38
— безалкогольным – на 9,24
— консервам – вырос на 61,98
— в целом – упал на 54,06
Таблица 3.4
Анализ уровня товарных запасов
Группы товаров
Товарооборот, тыс. руб.
Средние товарные запасы, тыс. руб.
Уровень товарных запасов, %
Динамика уровня, %
2003
2004
2003
2004
2003
2004
Хлебобулочные
492,845
504,433
0,7
0,6
51,84
43,42
-8,43
Кондитерские
528,049
540,464
1
0,9
69,12
60,78
-8,34
Бакалейные
598,455
612,526
2
1,9
121,98
113,22
-8,76
Молочные и жировые
704,065
720,619
0,7
0,6
36,29
30,39
-5,90
Мясные
668,862
684,588
0,3
0,3
16,37
16,00
-0,38
Безалкогольные
422,439
432,371
0,4
0,3
34,56
25,33
-9,24
Консервы
105,61
108,093
0,7
0,9
241,93
303,91
61,98
Итого
3520,324
3603,093
5,8
5,5
60,14
6,08
-54,06
Классификация запасов по товарным группам позволяет охарактеризовать их состав, служит основой для анализа степени обеспечения ими товарооборота.
Из продовольственных товаров магазина «Кинескоп» выделены товарные группы: хлебобулочные товары, кондитерские товары, бакалейные товары, молочные и жировые товары, мясные товары, безалкогольные товары, алкогольные товары, консервы мясные, рыбные, овощные. Почти все товары предназначены для нужд текущей реализации в ближайшем периоде, они постоянно обновляются регулярно, пополняются и расходуются.
3.2. Диагностика запасов предприятия методами корреляционно- регрессионного анализа В рамках данного параграфа проводим корреляционно- регрессионный анализ применительно к ООО «Кинескоп» на примере товара — булочки.
Данные о цене товара и товарных запасов в среднем за сутки в одном из географических сегментов рынка приведены в таблице 3.5
Таблица 3.5
Данные о цене и объеме проданных товаров в среднем за сутки в 2004 году в ООО «Кинескоп»
Цена товара, тыс. руб. (х)
3,00
3,05
3,10
3,15
3,20
3,25
3,30
3,35
3,40
3,45
3,50
Товарные запасы
(у)
48
46
41
39
36
31
27
26
24
26
22
Необходимо:
1)                проанализировать существующую зависимость между товарными запасами и уровнем его цены;
2)                определить тесноту связи между ценой и товарными запасами.
На основании данных таблицы графически изобразим зависимость товарных запасов и ценой товара на рисунке 3.1.
\s
Рис. 3.1. Графическая взаимосвязь между ценой товара и товарными запасами
Рисунок 3.1 показывает, что для зависимости между ценой продажи товара и объемами продажи может быть использовано уравнение прямой линии:
у(х) = а0 + а1 х,                        (3.8)
Для расчета значений а0и а1 составим вспомогательную таблицу 3.6
Таблица 3.6
Вспомогательная таблица для расчета значений а0и а1
№ п/п
Цена единицы товара, тыс. руб. (х)
Товарные запасы
(у)
ху
х2
у2
у(х)
1
3,0
48
144
9
2304
47,5
2
3,05
46
140
9,3
2116
44,1
3
3,1
41
127
9,6
1681
40,7
4
3,15
39
123
9,9
1521
37,3
5
3,2
36
115
10,2
1296
33,9
6
3,25
31
101
1,5
961
30,5
7
3,3
27
89,1
10,8
729
27,1
8
3,35
26
87,1
11,2
676
23,7
9
3,4
24
81,6
11,5
576
20,3
10
3,45
26
89,7
11,9
676
16,9
11
3,5
22
77
12.2
484
13,5
итого
35,75
366
1175
116,4
13020
среднее
3,25
30,5

2304
Значение коэффициента а1 определяется по формуле (3.9):
,                         (3.9)
Используя данные таблицы 3.6, определяем:
а1 = (11* 1175 – 35,75 * 366): ( 11* 116,4 – 35,75*35,75) = (12925 – 13084,5): (1280,4- 1278,06) = -159,5: 2,34 = -68
Итого: а1 = — 68
Это число показывает теоретическую величину падения товарных запасов при увеличении цены на единицу стоимости.
Тогда коэффициент а0можно для средних значений можно определить по формуле (3.10):
,                    (3.10)
Используя данные таблицы 3.6, рассчитываем:
а0= 30,5 — (-68) * 3,25 = 251,5 ед.
Это число показывает теоретически возможный объем товарных запасов при минимальной цене.
Тогда теоретическое уравнение зависимости товарных запасов от цены примет вид:

Расчет значений у(х) приведен в таблице 3.6 в графе 7
То есть теоретическая зависимость между товарными запасами и ценой товара примет вид:

Теснота связи между показателями цены и объема продаж рассчитывается по формуле (3.11):
,                    (3.11)
В нашем примере r = ( 11* 1175-35,75*366): (= — 159,5: 149, 1 = — 1,07
Так как значение r близко к – 1, следовательно, связь между ценой и товарными запасами сильная.
Однако в процессе анализа важное значение имеет не только анализ показателей за прошедшие периоды, но и планирование показателей на предстоящий год. В рамках следующей главы представлены основы планирования показателей деятельности предприятия на плановый 2006 год.
3.3. Планирование показателей деятельности ООО «Кинескоп» на 2005 год Рассмотрим методику планирования товарных запасов на предстоящий плановый год (2005).
Таблица 3.7
План товарооборота и товарных запасов ООО «Кинескоп» на 2005 год

П о к а з а т е л и
Сумма
 тыс. руб.
1.
План розничного товарооборота на 2005 год
4035,5
2.
Товарные запасы в розничной сети на 1 января 2005 года
В том числе: запасы сезонного хранения
 товары в пути, учтенные по бухгалтерскому балансу
 скидка на остаток товаров по балансу = 6%
298,6
35,3
11,0
3.
Норматив запасов текущего хранения на 2005 год: в сумме
 в днях
262,5
105
План розничного товарооборота: на 2005 год:
Т2005 = Т 2004 * К
Где    К – коэффициент прироста товарооборота на плановый год, определяется исходя из фактических данных за предшествующие периоды:
Т2004 – товарооборот в 2004 году, тыс. руб.
Т2005 = 3603,093 * 1,12 = 4035,5 (тыс. руб.)
Тогда однодневный плановый кредитуемый оборот будет равен:
 4035,5
 Тпл = ———— = 11,1 (тыс. руб. (3.12)
                                                        365  
Затем товары в пути пересчитаем в розничные цены. Для этого по заданной торговой скидке в процентах исчислили накидку:
6%*100%
 ——————— = 6,4%
100% — 6%
Следовательно, товарных запасов в пути в розничных ценах составят:
11,0*106,4%
 ——————— = 11,7 тыс. руб.
100%
Далее определяем запасы текущего хранения:
∑З1 = 298,6 — 35,3 + 11,7 = 275,0 тыс. руб.
Следовательно, товарные запасы в днях товарооборота составят:
275,0
 ЗД = ———— =110 дней
2,5
т. е. На 110 дней торговли планового 2005 года хватит имеющихся запасов товаров.
Далее запасы текущего хранения сопоставляются с нормативом:
 275 — 262,5 = +12,5 тыс. руб.
110 — 105 = +5 дней.
Таким образом, текущие товарные запасы ООО «Кинескоп» превышают норматив на 12,5 тыс. руб. или на 5 дней. Отклонение запасов от норматива в днях можно было определить также делением суммы отклонения запасов на плановый однодневный товарооборот:

Заключение В ходе выполнения работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключении сделаем несколько общих выводов по работе.
На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требую­щих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом. Однако многие фирмы не уделяют ему должного внимания и постоянно недооценивают свои будущие потребности в наличных запасах. В результате этого фирмы обычно сталкиваются с тем, что им приходится вкладывать в запасы больший капитал, чем предполагалось.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.