--PAGE_BREAK--3. Основные виды потребителей на рынке – организации и домашние хозяйства. Домашние хозяйства – конечные потребители продукции предприятий.
На поведение конечных потребителей оказывает влияние ряд факторов.
Культурные и социальные факторы включают следующее: уровень и вид образования; традиции; воспитание; окружающую потребительскую среду (условия жизни, группы и коллективы); семью; место жительства (городская или сельская местность); социальное положение, т. е. к какому общественному классу относятся потребители.
Личностные факторы:
а) возраст и жизненный этап (детство, юность, холостая жизнь, молодожены без детей; семья и один ребенок до 6-ти лет; семья и один ребенок больше 6-ти лет; пожилые супруги с детьми; одни пожилые супруги; вдовствующее лицо);
б) род занятий;
в) экономическое положение (уровень доходов);
г) образ жизни;
д) тип личности и т. п.
Научно-технические факторы: научно-технический прогресс и создание новых товаров (например, компьютеров, видеомагнитофонов, сотовых телефонов и т. п.), появление новых технологий.
Природные факторы:
а) природно-климатические условия (север, средняя полоса, юг);
б) наличие природных ресурсов;
в) экологические условия (почва, вода, воздух).
Политические факторы: политическая стабильность; уровень законодательства; государственное регулирование экономики; общественный контроль качества товаров.
Предприятие может и должно учитывать эти факторы при формировании своей производственной программы, маркетинговой политики, для этого необходимо проводить регулярный мониторинг рынка, изучать спрос и гибко реагировать на его колебания.
4. «Реклама – неличные формы коммуникации, осуществляемые через посредство платных средств распространения информации, с четко указанным источником финансирования»[1]. В современных условиях реклама — необходимый элемент производственно-сбытовой деятельности, способ создания рынка сбыта, активное средство борьбы за рынок. Именно в силу этих ее функций рекламу называют двигателем торговли. Выделяют следующие виды рекламы: информативная, побудительная (может становиться сравнительной) и реклама-напоминание. Информативная реклама используется для информирования потребителей о новых продуктах с целью создания первоначального спроса. Побудительная реклама используется для создании у выбранного сегмента потребителей спроса на какой-то продукт путем внушения потребителям, что рекламируемый продукт является наилучшим в рамках имеющихся у них средств.Сравнительная реклама осуществляет прямое или косвенное сравнение определенной марки продукта с другими марками. Например, в рекламе подчеркиваются достоинства данного вида зубной пасты.
Реклама — напоминание напоминает потребителям о существующих продуктах.
Каждый из видов эффективен для конкретного продукта. Самое сложное – рекламировать новый товар, так как покупатель обычно с недоверием относится к новшествам. Сама реклама должна выглядеть также традиционно, должна быть доступна широкому кругу людей и давать простую информацию. В России, на мой взгляд, слишком много рекламного продукта, произведенного в других странах, рассчитанных на другую культуру и другой менталитет потребителя. Реклама, созданная специально для российского потребителя, на мой взгляд, более отвечает вкусам россиян, она менее нудная и навязчивая. Несмотря на серьезные ограничения на рекламу пива, она остается интересной, например, реклама пива «Три медведя», «Толстяк». Интересна сама по себе реклама торговой сети «Эльдорадо», которая вполне отвечает требованиям западной рекламы, но при этом обращается к покупателю как к нормальному, достаточно умному человеку.
5. Жизненный цикл товара зависит от вида товара и скорости научно-технического прогресса в области производства данного товара. Например, в сфере производство компьютеров изменения происходят с такой быстротой, что продукт устаревает еще на стадии внедрения в массовое производство. Всего за 20-30 лет появляются принципиально новые продукты на этом рынке – от ноутбуков до КПК, при этом традиционные компьютеры изменяются как по дизайну, так и по своим рабочим параметрам. Быстрее компьютеров изменяются только программные продукты для компьютеров. Все это наверняка вызывает сложности для фирм-производителей, так как приходится изменять производство постоянно. Это также влияет и на цену товара – изменение технологии требует затрат. Другой же вид товара, например, холодильники, отличаются более длительным жизненным циклом, так как принципиальных изменений в производстве таких товаров не наблюдается уже в течение длительного времени, изменяются лишь дизайн и добавляются некоторые функции.
При этом, как мы видим, жизненный цикл товара не зависит от срока службы этого товара – например, автомобили и телевизоры – товары длительного пользования, но их жизненный цикл как товаров короче, чем, например, у аспирина или хлеба. Для предприятий, имеющих широкий ассортимент продукции, проблемы возникают при внедрении множества новых товаров одновременно, с другой стороны – колебания в производстве сглаживаются за счет различной длительности жизненного цикла различных продуктов.
Тема 3. Кадры предприятия
1. В приведенном примере Дж. Пол Гетти противоречит сам себе – он не развирался в самолетостроении, но расширил производство. Это значит, что он в первую очередь использовал знания и умения специалистов, которые и обеспечили руководство предприятием. Он в значительной степени присвоил себе их заслуги. То есть и в этом случае на первом месте стояли люди, то есть профессионалы, команда, квалифицированные кадры в руководстве. Примеры из российской практики – автомобилестроение. Фирма «КамАЗ» за время перестройки на потеряла ни своей доли рынка, в том числе и за рубежом, ни имиджа, в то время как легковые автомобили уступили рынок иномаркам. Рынок ко всем своим акторам предъявляет достаточно жесткие требования, и остаться на рынке может то предприятие, у которого есть высокий кадровый потенциал.
2. При расчете по годовой проектной мощности с учетом выработки одного рабочего последовательность действий следующая:
1) определяется проектная мощность в месяц путем деления годовой мощности на число месяцев в году;
2) определяется дневная проектная мощность и количество рабочих дней в месяц;
3) рассчитывается число рабочих на основе выработки одного рабочего в день.
3. Расчет по формуле:
Чр = (Nи ´ В) / t,
где Чр – численность рабочих;
Nи – норма на изделие;
В – количество изделий по производственной программе (в год);
t – фонд полезного времени одного рабочего в год, ч.
Тема 4. Оплата труда работников предприятия
1. Повременная заработная плата – это такая оплата труда, которая зависит от фактически отработанного на производстве времени с учетом квалификации работника. По повременной форме оплачивается деятельность части рабочих и большинства служащих, в том числе: руководителей и специалистов. Рабочие по повременной форме оплачиваются те, которые заняты на трудно нормируемых и ненормируемых работах (например, контроль и управление технологическим процессом).
Повременная заработная плата разделяется на две системы: простая повременная и повременно-премиальная. При простой повременной учитывается квалификация и отработанное рабочее время. При повременно-премиальной системе, кроме этого, работнику выплачивается премия за достижение определенных количественных и качественных показателей.
Повременная заработная плата для рабочих рассчитывается по тарифной ставке и по величине отработанного времени. В зависимости от отработанного времени повременная заработная плата может быть почасовая, подневная (за день работы), понедельная и помесячная. Чаще всего бывает почасовая зарплата, которая может быть рассчитана по следующей формуле:
Зч = Тч ´ Ч,
где Тч – часовая тарифная ставка рабочего соответствующего разряда, руб.;
Ч – число часов отработанного времени.
Применение повременной заработной платы наиболее полезно в следующих обстоятельствах:
функции рабочего сводятся к наблюдению и контролю за ходом технологического процесса;
первоочередное значение приобретает качество продукции и срок исполнения;
на предприятии функционируют поточные и конвейерные линии со строго заданным режимом;
трудно или невозможно определить количественный результат;
работа неоднородна по своему содержанию и переменна по времени.
Сдельная заработная плата – это такая форма оплаты труда, которая зависит от объема выработанной продукции соответствующего качества. Сдельная заработная плата направлена в основном на поощрение роста количества продукции.
Применение сдельной заработной платы наиболее полезно в следующих обстоятельствах:
а) имеется необходимость в увеличении количества продукции;
б) результат производственной деятельности зависит от индивидуальных усилий рабочего;
в) имеется возможность точного учета объемов выполняемых работ;
г) необходимо в данном производственном подразделении (участке или цехе) увеличить выпуск продукции, чтобы не сдерживать процесс производства в других, взаимосвязанных подразделениях.
При применении сдельной формы оплаты надо учитывать, что увеличение выпуска продукции может привести к следующему: ухудшению качества продукции и ухудшению обслуживания оборудования, нерациональному использованию ресурсов, нарушению техники безопасности и т. п.
Показатель
Ед. изм.
Значение
Норма выработки продукции
шт./час
10
Продолжительность рабочего дня
час.
8
Число рабочих дней в месяце (апрель)
дней
22
Тарифный разряд
5
Часовая тарифная ставка
руб./час
972
Норма выработки продукции
шт./мес.
1760
Объем продукции за месяц
шт.
5000
Выполнение нормы выработки
2,84
Сумма прямой заработной платы за месяц по норме
руб.
171072
Сумма прямой заработной платы за месяц фактически
руб.
486000
4. Бестарифная система оплаты труда характеризуется следующими основными признаками:
1) система учитывает через индивидуальный коэффициент вклад каждого работника;
2) величина коэффициента учитывает квалификацию и качество выполненной работы;
3) индивидуальная оплата зависит от общего итога деятельности через фонд заработной платы (ФЗП) предприятия.
На разных предприятиях даже в одной отрасли применяются разные методики расчета квалификационного уровня работника (индивидуального коэффициента работника). Чаще всего квалификационный уровень определяется следующими двумя способами:
1) как частное от деления фактической заработной платы работника за прошедший период к сложившемуся на предприятии минимальному уровню оплаты труда;
2) второй метод основан на сравнении уровня квалификации, значимости работы и фактической деятельности. Коэффициент, определяемый при этом, может иметь пределы (верхнее и нижнее значение).
При бестарифной системе оплаты труда рассчитать заработную плату работников довольно сложно. Ведь нет ни окладов, ни установленных размеров премий. Определяется только общий фонд оплаты труда для всех сотрудников отдела или даже организации в целом (если бестарифная система принята для отдела или целой организации соответственно). Затем для каждого из сотрудников устанавливается коэффициент трудового участия. Далее фонд оплаты труда надо разделить на сумму коэффициентов трудового участия и умножить на коэффициент трудового участия работника, зарплата которого рассчитывается.
Бестарифная система оплаты труда может быть принята для коллектива, где все работники осуществляют сходные функции и коэффициент участия каждого можно установить.
Расчет:
Сумма коэффициентов:
1+2+3=6
Индивидуальная заработная плата работников:
ЗП1 = 1200*1/6=200 руб.
ЗП2 = 1200*2/6=400 руб.
ЗП3 = 1200*3/6=600 руб.
Аналогично:
Сумма коэффициентов:
1+3+5=9
Индивидуальная заработная плата работников:
ЗП1 = 1800*1/9=200 руб.
ЗП2 = 1800*3/9=600 руб.
ЗП3 = 1800*5/9=1000 руб.
Тема 5. Планирование деятельности предприятия
1. Главная цель бизнес-плана – убедить инвестора или кредитора вложить средства в проект. Так как кредитор обычно не является специалистом в производстве, то главное требование к бизнес-плану – обосновать рентабельность проекта. Для этого необходимо указать, какую прибыль получит инвестор и в какие сроки. Если инвестор – государство, то необходимо обосновать социальную, экологическую или другую государственную или общественную важность проекта. Эти данные обычно содержатся в финансовом разделе и кратко – в резюме.
В разделе "Финансовый план" рекомендуется
а) учесть внутренние финансовые возможности предприятия и возможные внешние финансовые источники; налоговые условия; изменение курса валют;
б) спрогнозировать и подготовить три финансовых документа: отчет о прибылях и убытках, план-баланс и отчет о движении денежных средств;
в) выполнить анализ эффективности инвестиционного проекта;
г) спланировать прибыль предприятия;
д) выполнить анализ безубыточной деятельности и построить график безубыточности, определяя тот объем продукции, когда начинается прибыльное производство.
2. Типичные внутренние возможности предприятия, учитываемые при стратегическом планировании, можно изыскать в четырех сферах:
люди;
производство;
финансы;
маркетинг.
Следовательно, внутренние возможности заключаются соответственно в улучшении кадровой политики, усовершенствовании технологий и качества производства, повышении эффективности финансовой (кредитной, инвестиционной) политики предприятия, разработка маркетинговых стратегий.
3. Стратегические альтернативы – возможные пути развития предприятия в зависимости от его возможностей и рыночной конъюнктуры.
Чаще всего перед предприятием (организацией) по мировому хозяйственному опыту имеются четыре типичные альтернативы: ограниченный рост, динамичный рост, сокращение и сочетание.
Ограниченный рост. Такой стратегии, как показывает хозяйственный опыт, придерживаются большинство предприятий. Для этого подхода характерно установление целей от достигнутого.
продолжение
--PAGE_BREAK--Стратегия ограниченного роста обычно применяется в отраслях промышленности со статичной технологией. Предприятия части выбирают эту альтернативу потому, что это наиболее удобный и наименее рискованный способ действия, который не допускает существенных перемен.
Динамичный рост. Такая стратегия характерна тем, что предприятие планирует ежегодное значительное повышение показателей в будущем над показателями предыдущими. По частоте выбора – это вторая стратегия после стратегии ограниченного роста.
Динамичная стратегия обычно в развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями.
Сокращение. Этот вариант реже всего выбирают руководители, и они называют этот вариант «стратегией последнего средства». Цель такой стратегии – оздоровление предприятия, удаление неэффективных подразделений, рационализация.
Варианты сокращения могут быть следующие:
Отсечение лишнего. Предприятия сокращают подразделения, продают филиалы.
Ликвидация. Это является наиболее радикальным вариантом сокращения. При этом обычно происходит полная распродажа материальных запасов и активов предприятия (часто это вызывается необходимостью заплатить кредиторам).
Последний вариант стратегической альтернативы – это сочетание. Такой стратегии обычно придерживаются крупные предприятия, которые способны успешно действовать в нескольких отраслях. Поэтому эти крупные фирмы могут в одних отраслях сокращать свою деятельность, продавая предприятия, а в другой отрасли приобретать предприятия.
В России за последние годы множество предприятий прекратили свое существование вследствие применения стратегии сокращения в виде ликвидации. В угольной отрасли по такому пути прошли сотни нерентабельных и опасных предприятий. Для этого процесса была разработана государственная программа по реструктуризации угольной отрасли. Сегодня ежегодно создаются новые угледобывающие предприятия, работающие по новым технологиям, рентабельные и менее опасные.
4. При выборе стратегии применяются различные методы, схемы и таблицы.
Наиболее известной и простой является схема, которая была разработана Бостонской консультативной группой и чаще всего она называется матрица Бостонской группы (или «матрица БКГ»).
Цель применения этой матрицы – помочь выполнить анализ вариантов и обеспечить выбор управленческих решений.
При составлении матрицы используются два основных и типичных показателя: доля на рынке данного предприятия и темпы роста хозяйственной деятельности.
В Бостонской матрице выделяются четыре области в зависимости от соотношения уровней доли рынка и темпов роста.
Выполним анализ ситуации по этим областям.
Первая область характерна высокой долей рынка (+) и высокими темпами роста (+), т. е. в этой области два плюса (см. рис. 1). Стратегия предприятия: поддержать и долю рынка, и темпы роста. Если доля рынка снизится, то положение предприятия будет характеризоваться областью “4”, где доля рынка низкая.
А если темпы роста уменьшаются, то будет — область “2”.
Вторая область характерна высокой долей рынка и низкими темпами роста, что типично для товаров на стадии зрелости.
Стратегия предприятия в этой области: увеличить темпы роста. Если такая ситуация имеется у филиалов крупной компании или у определенных товаров, то вследствие низких темпов роста образуются свободные средства, которые можно направить на другие товары, или в другие подразделения.
Третья область характерна низкой долей рынка и низкими темпами роста (два минуса). Находящиеся в такой ситуации товары предприятия сходят с рынка (стадия жизненного цикла товара — “спад”). Для поддержания положения требуются средства. Поэтому чаще всего предприятия в этой области осуществляют стратегию: сокращение.
Четвертая область. Характерна низкой долей рынка и высокими темпами роста (плюс — минус). Такая ситуация складывается у товаров быстрорастущей отрасли. Стратегия: увеличить долю рынка.
Однако это оптимистический вариант, т. к. в быстрорастущую отрасль будут устремляться другие предприятия, усилится конкуренция; потребуется для удержания на рынке активная маркетинговая политика. Поэтому за ситуацией на рынке с таким товаром надо очень внимательно наблюдать руководству предприятия: если имеются средства для перехода в первую область (где высокая доля рынка), то надо действовать в этом направлении, а если средств становится недостаточно, то экономичнее отказаться от такого товара.
При анализе Бостонской матрицы можно установить, что эта модель предусматривает все основные стадии жизненного цикла товара: выход на рынок, рост, зрелость, спад (подробнее см. график в теме 2 раздел «Анализ рынка»). Поэтому ассортиментный портфель предприятия должен сочетать разные товары в определенной стадии, т. е. должны быть товары на стадиях “роста”, “зрелости” (стабилизации) и “спада”.
Тема 6. Основные фонды предприятия
1. Фондоотдача рассчитывается по формуле:
Фо = Впрод./ Фосн
где Фо – фондоемкость;
Фосн – стоимость основных производственных фондов, руб.;
Впрод – объем продукции, руб.
Фондоотдача оборудования:
Действующего:
Фод=4000/80= 50 шт./тыс. руб.
Нового:
Фон=16000/480=33,3 шт./тыс. руб.
Новое оборудование обладает меньшей фондоотдачей, значит, стоит закупать новое оборудование при его цене не выше:
Фосн=16000/50=320 тыс. руб.
2. Фондоемкость рассчитывается как отношение стоимости основных производственных фондов к объему выпускаемой продукции по следующей формуле:
Фе = Фосн / Впрод.
где Фе – фондоемкость;
Фосн – стоимость основных производственных фондов, руб.;
Впрод – объем продукции, руб.
Фондоемкость продукции в текущем году:
Фе=32/160=0,2 руб./руб.
Стоимость ОФ в плановом году должна составлять:
Соф=0,2*200=40 тыс. руб.
3. Наибольшее значение среди частных показателей экстенсивного использования имеет коэффициент сменности работы оборудования, который определяется как отношение числа отработанных за сутки оборудованием машино-смен к общему количеству установленного оборудования по формуле:
КСМ = МС / кол. оборуд.
где КСМ – коэффициент сменности использования оборудования;
МС – сумма фактически отработанных машино-смен за сутки;
кол. оборуд. – общее количество установленного оборудования.
Коэффициент сменности:
Ксм.=(400*0,9*2+300*0,9*1+200*0,9*1)/( 400*0,9+300*0,9+200*0,9)=1,44
4. Первоначальная стоимость ОФ 900 тыс. руб.
Нормативный срок использования 6 лет
Сумма амортизации в год 900/6=150 тыс. руб.
Фактический срок использования ОФ 4 года
Самортизированная стоимость ОФ 150*4=600 тыс. руб.
Остаточная стоимость ОФ:
900-600=300 тыс. руб.
5. Годовая сумма амортизационных отчислений:
Агод.=160/5=32 тыс. руб.
6. При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта. Сумма числе срока лет службы:
1+2+3+4+5+6=21
а) для первого года:
норма амортизации определяется как отношение числа лет (остающихся до конца срока службы объекта равных 6 лет) к сумме чисел лет срока службы объекта (21 лет) и получим: (6/21) ´ 100% = 28,6%;
годовая сумма амортизационных отчислений для первого года определяется как в линейном способе и составит: (210 ´ 28,6%) / 100% = 60,0 тыс. руб.; б) для второго года:норма амортизации будет (5/21) ´ 100% = 23,8%;годовая сумма амортизационных отчислений составит:
(210 ´ 23,8%) / 100% = 50,0 тыс. руб.
Тема 7. Оборотные средства предприятия
1. Устойчивый пассив по заработной плате:
УЗ.П. = (ЗК ´ ДР) / 90,
где УЗ.П. – устойчивый пассив по заработной плате, руб.;
ЗК – квартальный фонд заработной платы i-го квартала планируемого года, принимаемый за основу при расчете норматива собственных оборотных средств, руб.;
ДР – величина разрыва от момента начисления до дня очередной выплаты заработной платы, дней.
УЗ.П. = (90 ´ 6) / 90 = 6 тыс. руб.
Показатель
Ед. изм.
Величина показателя
Абсолютное изменение
Относительное изменение, %
Масса двигателя
кг
720
650
-70,00
-9,72
Мощность двигателя
л.с.
90
100
10,00
11,11
Материалоемкость
кг/л.с.
8
6,5
-1,5
-18,75
Показатель
Ед. изм.
Величина показателя
Абсолютное изменение
Относительное изменение
Масса двигателя
кг
720
650
-70,00
-9,72
Мощность двигателя
л.с.
90
100
10,00
11,11
Материалоемкость
кг/л.с.
8
6,5
-1,5
-18,75
3. Производственные фонды включают основные фонды и оборотные средства.
Оборотные средства включают оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Фонды основные рассчитываются по фондоемкости: Фосн = ФЕ ´ Q
Остальные показатели рассчитываются по пропорциям.
5. Основная проблема почти всех российских предприятий – нехватка оборотных фондов. Основные причины:
— большая дебиторская задолженность, наличие просроченной и безнадежной дебиторской задолженности (неплатежи);
— большие оборотные средства – излишние запасы, готовая продукция на складе.
Обе причины объясняются как состоянием рынка (финансовый кризис, низкая платежная дисциплина), так и неэффективным управлением оборотными средствами на самом предприятии.
Тема 8. Материально-техническое обеспечение производства
1. Идея функционального подхода МТО для российских предприятий более приемлемая, так как неустановившиеся связи с поставщиками и состояние рынка не обеспечивают условия для применения логистических методов, основанных на точном соблюдении сроков и объемов поставок. Однако стремление каждого подразделения обезопасить себя и неумение эффективно планировать производственные запасы и оборотные фонды приводит к сбоям в МТО. Для применения этого подхода, как и логистики, требуется как высокий профессионализм работников, так и стабильное положение предприятий-поставщиков. Оба этих условия на сегодняшний день не выполняются.
В сегодняшних сложных условиях традиционная функциональная система позволяет предприятию меньше зависеть от внешней среды, тем самым создавая условия для более ритмичной работы.
2. Процесс планирования МТО в условиях рынка можно условно разделить на следующие основные этапы:
прогнозирование спроса, что является первым звеном в планировании МТО. На этом этапе производится анализ рынка, определяются возможности предприятия;
планирование сбыта. На этом этапе уточняются объемы товарной продукции с учетом заключенных договоров;
планирование производства. На основании запланированного сбыта планируются объемы производства, потребности в производственных ресурсах;
планирование снабжения. На основании плана производства составляются планы материально-технического снабжения по сырью, энергии, запасным частям, полуфабрикатам и т.д.;
оценка результатов функционирования системы МТО. Система МТО нуждается в постоянном текущем контроле с оценкой результатов на каждом этапе производства и реализации и корректированием планов.
3. Управленческая деятельность МТО на базе логистики предусматривает следующее:
а) управленческая обработка заказов потребителей;
б) контроль за предоставлением услуг;
в) контроль за рейсами с отгруженным товаром;
г) учет и инвентаризация запасов готовой продукции;
д) учет и распределение заказов производственным подразделениям;
е) учет полуфабрикатов;
ж) учет запасов сырья и комплектующих;
з) управленческая обработка заказов поставщиками.
Достоинства такой системы – минимальное «замораживание» оборотных средств в запасах, ритмичность работы предприятия, отсутствие излишних складских помещений, гибкое снабжение на основе потребности производства по заказам.
Недостатки – наличие узких мест – при малейшем сбое нарушается производственный процесс, причем часто сбой происходит по независящим от данного предприятия причинам, что исключает возможность управлять процессом. Для работы по логистическому принципу требуется перестройка всей системы управления предприятием, высококвалифицированный персонал, вычислительная техника с соответствующим программным обеспечением – то есть большие первоначальные расходы.
4. Последовательность взаимодействия информационного и материального потоков можно представить в виде схемы (рис. 1).
Информационный поток
Материальный поток
Рис. 1. Схема потоков в логистической системе
Отделение потоков товаров от потоков информации создает возможность передачи субподрядчикам части материальных и управленческих операций при условии, что предприятие сохраняет контроль за процессом и уровнем материально-технического обеспечения в целом.
Тема 9. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия
1. Основные факторы, влияющие на инновационную деятельность:
ориентация на рынок и учет запросов потребителей;
конкуренция на рынке;
использование знаний сотрудников о новых товарах и о новых технологиях (эти знания могут появиться на данном предприятии за счет научных исследований или получены со стороны: патенты, сотрудники других фирм и т. п.);
жизненный цикл товара (фаза цикла – снижение сбыта), т. к. надо постоянно обновлять продукцию для получения прибыли;
подражание другим фирмам.
Очевидно, что все приведенные мнения и факторы играют роль в инновационном процессе. В зависимости от характера товара на первое место выходят одни факторы, однако остальные продолжают воздействовать на инновационную деятельность предприятия.
Например, в легкой промышленности (производство одежды) главным фактором для разработки новых товаров является учет запросов рынка, однако давно известно, что именно в моде производители диктуют населению новые направления, формируя потребительский спрос.
Конкуренция как главный фактор актуальна для фирм, работающих на рынках с множеством производителей, однако и для этих предприятий свойственно использование достижений науки и техники и введение инноваций до возникновения потребительского спроса, тем более до того, как жизненный цикл уже выпускаемого товара перейдет в фазу спада. Это делается и для развития предприятия, и для получения конкурентных преимуществ, а также налицо подражание другим фирмам.
В общем, все эти факторы объясняются одним – действием законов рынка, где спрос определяет предложение, а предложение формирует спрос.
2. Инновационная деятельность предприятия – это не единовременный этап, а процесс, имеющий циклический характер. При инновационной деятельности (даже при создании продукции разного типа и назначения) имеются общие и повторяющиеся стадии инновационного процесса.
Основные и типичные этапы инновационного процесса:
продолжение
--PAGE_BREAK--